Содержание

Жилищный сертификат чернобыльцам

3 052 просмотров

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад, однако до сих пор многие ликвидаторы и другие чернобыльца не воспользовались положенной им возможностью по улучшению жилищных условий при помощи специального сертификата. Эта государственная программа до сих пор остается активной. Как можно получить такой сертификат и какие есть особенности у процедуры – читайте в данной статье.

Понятие жилищного сертификата чернобыльцам

Программа государственной поддержки, в рамках которой чернобыльцам предоставляется сертификат, известна очень немногим. Рассмотрим несколько основных ее особенностей:

  • Сертификат является именным. Он принадлежит только заявителю, однако при расчете суммы сертификата учитываются и члены его семьи.
  • Данный документ выдается только для улучшения жилищных условий. Например, для покупки квартиры. Подробнее о вариантах использования см.ниже.
  • Сертификат оформляется на бумаге. Этот документ имеет все характерные для любой официальной бумаги элементы, включая сюда подписи и печати.
  • Не допускается нецелевое использование сертификата. Например, его не получится обналичить. При выявлении попытки провести фиктивную сделку с целью получения денег сертификата наличными последует отказ.
  • Суммы сертификата практически никогда не бывает достаточно для полной оплаты нового жилья. Почти всегда требуется использовать заемные средства или личные сбережения для доплаты.
  • Многие продавцы-физические лица отказываются продавать жилье, как только узнают, что оплата будет производиться при помощи сертификата. Решить эту проблему можно при помощи ипотечного кредитования. Кроме того, на оплату сертификатом охотно соглашаются застройщики (при приобретении квартир в новостройках).

Как можно использовать сертификат

Сертификат позволяет получить льготы на жилье (дополнительную сумму для приобретения подходящей недвижимости). Существует несколько основных вариантов использования такого документа:

  • Ипотечный кредит. Самый распространенный вариант. При помощи сертификата можно погасить часть долга. Актуально как для уже действующих кредитов, так и для недавно оформленных (специально под данную программу).

Сертификат нельзя использовать для погашения автокредита или потребительского кредита, даже если последний так или иначе использовался для приобретения жилья.

  • Приобретение квартиры. Еще один распространенный вариант – прямая покупка квартиры при помощи личных накоплений и сертификата. Можно использовать для сделок на первичном или вторичном рынке, но чаще всего приобретается жилье в новостройках.
  • Приобретение дома. При помощи сертификата можно приобрести не только квартиру, но и отдельный частный дом. Общие принципы тут аналогичны описанным выше.

Кто имеет право?

На получения чернобыльского сертификата имеют право следующие лица:

  • Жертвы аварии, получившие серьезную дозу радиации.
  • Ликвидаторы аварии.
  • Лица, которые занимались эвакуацией населения.
  • Военнослужащие, проходящие службу в зоне заражения.
  • Строители, которые занимались возведением защитного саркофага.
  • Переселенцы из зоны заражения, включая сюда даже детей, которые были зачаты, но на момент переселения еще не родились.
  • Другие лица, пострадавшие при аварии и имеющие документы, которые это подтверждают.

Требования к заявителю

Для того, чтобы заявитель мог стать участником рассматриваемой государственной программы одного статуса чернобыльца недостаточно, должны выполняться еще и следующие условия:

  • Заявитель является гражданином РФ.
  • Ранее не была получена аналогичная государственная помощь.
  • Заявитель имеет статус малоимущего.
  • Заявитель нуждается в улучшении жилищных условий.
  • У заявителя есть накопления, позволяющие доплатить за жилье после получения сертификата или возможность оперативно оформить ипотечный кредит.
  • Не было выявлено фактов, указывающих на намеренное ухудшение условий проживания с целью стать участником данной программы.

Намеренное ухудшение жилищных условий

Некоторые граждане, которые хотят участвовать в программе, но не могут из-за того, что их жилье достаточно комфортное и не требует замены, пытаются обманным путем формально ухудшить условия жизни. Для этого, например, в квартире могут прописать различных родственников, чтобы общая площадь жилья была ниже положенного уровня.

Существуют нормативные показатели по площади квартиры в зависимости от того, сколько человек в семье заявителя. Например, если он один, то ему положено жилье площадью 33 кв.м. А если семья состоит из 4-х человек, то на каждого из должно приходиться не менее 18 кв.м. общей (но не жилой) площади. В данном примере это уже 18*4=72 кв.м.

Факты намеренного ухудшения достаточно быстро и просто выявляются. Сразу после этого заявителю выдают отказ в участии в программе помощи от государства и, дополнительно, запрет на участие в данной программе сроком на 5 лет.

Сколько стоит квадратный метр по сертификату?

Один из самых важных «параметров» сертификата – это сумма, которую можно получить. Она не является фиксированной и зависит сразу от нескольких показателей:

  • Площадь существующего жилья.
  • Требуемая площадь квартиры с учетом действующих нормативов.
  • Разница между существующей и желаемой жилплощадью.
  • Стоимость квадратного метра жилья на рынке.
  • Срок нахождения в очереди для получения сертификата.

Пример: У семьи из 4-х человек есть квартира площадь 20 кв.м. По нормативам им положено жилья площадью 72 кв.м. Разница составляет 52 кв.м. Рыночная стоимость 1 кв.м. составляет около 40 тысяч рублей в регионе нахождения недвижимости. Предварительная сумма: 52*40000=2080000 рублей. Семья находилась в очереди более 10 лет, ожидая сертификат, а значит может претендовать на 70% от высчитанной суммы. Значит по сертификату будет получено 1456000 рублей.

В некоторых случаях бывает сложно определить рыночную стоимость 1 кв.м. Для этого необходимо просмотреть все предложения о продаже похожего жилья примерно в том же районе, где находится квартира заявителя. Достаточно отобрать 3-5 наиболее похожих предложений и высчитать среднюю цену.

Пример: Предположим, что в районе нахождения квартиры заявителя есть 3 очень похожие квартиры площадью 15, 22 и 25 кв.м. Они продаются по цене 1500000, 2000000 и 2500000 рублей соответственно. Стоимость квадратного метра составит 100000, 90900 и 100000 рублей соответственно. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. составит 96966 рублей.

В большинстве случаев полученную стоимость 1 кв.м. округляют. Нередко также применяются специальные корректирующие коэффициенты, которые могут как снижать цену (если рассматриваемый аналог откровенно лучше существующего жилья) или повышать ее (если имеющаяся квартира явно лучше аналога).

Как получить?

Для того, чтобы получить сертификат, можно обращаться в местную администрацию, отдел социальной защиты и так далее. Самый простой и наиболее актуальный вариант – направить заявление в МФЦ (Мои документы). Сотрудники этой организации выступают в качестве посредником между заявителями и государственными структурами. Они владеют всей необходимой информацией и именно поэтому могут грамотно проконсультировать и дать нужные разъяснения.

Порядок получения сертификата

Предложенный ниже порядок действий предполагает, что заявитель будет обращаться в МФЦ (Мои документы). Следует учитывать, что у организации есть свои недостатки: сравнительно большие очереди в выходные дни и немного более длительный срок рассмотрения заявлений (от 3 до 7 дней дольше, чем при прямом обращении).

Инструкция:

  1. Провести оценку финансового состояния для получения статуса малоимущего. Без него нет смысла даже пытаться пробовать получить сертификат. Если у заявителя нет такого статуса, это значит, что он является достаточно состоятельным для того, чтобы самостоятельно приобрести более подходящее жилье. На практике, сумма дохода должна быть на уровне или ниже прожиточного минимума. Причем в расчет берется не только сам заявитель, но и все члены его семьи (их доходы и их прожиточный минимум).
  2. Обратиться в МФЦ (Мои документы) и получить статус малоимущего. Для этого потребуются определенные документы (см.ниже).
  3. Обратиться еще раз в МФЦ для постановки на учет с целью улучшения жилищных условий (получения сертификата).
  4. Предоставить документы и написать заявление.
  5. Пройти проверку комиссии. Будет осматриваться жилье заявителя, условия проживания и другие особенности.
  6. Стать в очередь для получения сертификата.
  7. Дождаться своей очереди и получить данный документ.
  8. Использовать сертификат для покупки жилья или погашения части долга по кредиту.

Требуемые документы

При обращении в МФЦ (Мои документы), понадобятся следующие бумаги:

  • Паспорт заявителя и всех членов его семьи. Если у несовершеннолетних лиц, являющихся членами семьи, еще нет паспорта, можно предоставлять свидетельства о рождении.
  • Свидетельства о браке или разводе (если есть и актуально).
  • Удостоверение, показывающее, что заявитель является чернобыльцем. Его можно получить в Министерстве труда.
  • Справка о составе семьи.
  • Справка из УК (управляющей компании) или ЖЭКа о наличии или отсутствии долгов за коммунальные платежи.
  • Правоустанавливающие документы на существующую недвижимость (если она есть).
  • Договор социального найма или договор аренды, если у заявителя нет своей квартиры/дома.
  • Справка о доходах. Обычно – 2-НДФЛ, но могут понадобиться и другие дополнительные документы, показывающие финансовое состояние заемщика.
  • Трудовая книга заемщика и тех членов семьи, у которых она есть. Если заявитель работает (и трудовой книги у него на руках нет), можно сделать копию и заверить ее у руководителя фирмы, в которой работает человек.
  • Справка об инвалидности (если актуально).
  • Пенсионное удостоверение (если актуально).
  • Акт обследования жилья, который выдается после изучения имеющейся у заявителя недвижимости.

Заявитель может не оставлять у себя ту квартиру, в которой он проживал до получения сертификата, а передать ее государству. Благодаря такой схеме сумма, полученная по сертификату, будет существенно выше, ведь в расчет будет приниматься общая площадь нужного жилья, без корректировки на площадь имеющейся квартиры.

Возможные расходы и сроки оформления

Прямых расходов, связанных со статусом малоимущего или постановкой в очередь за сертификатом, нет. Однако определенные затраты могут возникать при подготовке документов:

  • Свежая выписка из ЕГРН: 300 рублей.
  • Восстановление правоустанавливающих документов в случае их утери: от 2 тысяч рублей.
  • Оформление доверенности на представителя, если заявитель не может или не хочет заниматься данным вопросом самостоятельно: от 2 тысяч рублей.
  • Госпошлина при обращении в суд, если возникли проблемы, которые нельзя решить другим путем: от 300 рублей и так далее.

Примерные сроки на оформление сертификата:

  • Примерный срок рассмотрения заявление: от 30 дней.
  • Срок получения решения: от 3 дней.
  • Ожидание в статусе малоимущего до возможности подать заявление на участие в программе: от 1 года. Следует учитывать, что статус малоимущего нужно регулярно подтверждать. Как следствие, вплоть до получения сертификата и его использования финансовое положение семьи чернобыльца не должно улучшаться.
  • Срок действия сертификата: 3 месяца. За этот срок нужно выделить время и успеть обратиться в банк. Лучше всего, при приближении очереди заявителя, заранее заняться вопросом приобретения жилья: просмотреть все подходящие варианты, обсудить сделку с продавцом, подобрать подходящий банк, предварительно обговорить способ сотрудничества и так далее.

Следует учитывать, что срок нахождения в очереди нигде и никем не регулируется. Заявитель может находиться в ней как 1-2 года, так и несколько десятилетий. Все зависит от того, сколько человек перед ним в очереди и в каких объемах выделяют финансирование на данную программу в регионе подачи заявки. Если не успеть использовать сертификат вовремя, он перестает быть действительным и все придется начинать заново. Включая сюда и ожидание в очереди с самого начала.

Обычная и льготная очередь

Так как в год сертификаты получает 100-500 человек (зависит от региона), а желающих тысячи, формируется огромная очередь. Она разделяется на две: обычную и льготную. Во вторую входят собственники квартир в аварийных домах и хронические больные лица. Если у заявителя есть возможность попасть в льготную очередь – лучше так и сделать, так как выделяемые из бюджета средства сначала распределяются на нее и только потом, если что-то осталось, получает обычная очередь.

Как узнать свое место в очереди и зачем

Место в очереди нужно знать по следующим причинам:

  • Своевременное получение сертификата. Когда подходит очередь заявителя, рекомендуется увеличить частоту проверок для того, чтобы узнать о моменте получения сертификата как можно быстрее. Формально, об этом должны предупреждать специальным уведомлением, однако на практике уведомление может сильно запаздывать. При этом, срок действия в три месяца остается неизменным.
  • Своевременная реакция на исключение из очереди. В некоторых случаях заявителя могут просто исключить из очереди. Причина может быть как вполне адекватной, так и быть ошибкой. Во втором случае у заявителя есть всего 3 месяца на то, чтобы восстановиться в очереди. А уведомление об исключении может прийти слишком поздно. Так что, если по результатам проверки приходит сообщение о том, что заявитель в очереди не найден, нужно немедленно начинать процедуру восстановления. Если не успеть все сделать вовремя, высока вероятность, что заявитель будет вынужден начинать все с самого начала.
  • Приблизительная аналитика движения очереди. Регулярно отслеживая динамику движения очереди можно приблизительно представлять, когда наступит срок заявителя.

Пример: Если заявитель является 10000 в очереди, а в год очередь подвигается, в среднем, на 500 человек, то очередь заявителя наступит приблизительно через 10000/500=20 лет.

По какой причине могут отказать в выдаче сертификата и что при этом делать

При оформлении чернобыльца в качестве малоимущего или же при постановке на учет для получения сертификата может последовать отказ. Рассмотрим основные проблемы, которые возникают и пути их решения:

  • Заявитель предоставил не все документы, которые необходимы для рассмотрения. Обычно об этом уведомляют еще в момент обращения и, чаще всего, заявление без всей требуемой документации просто не принимается. Если же клиенту человеку пошли на встречу и приняли заявление с условием донести в ближайшие дни недостающие документы, так и нужно сделать. В данном случае отказ вполне правомерен. Если он последовал, придется повторно подавать заявление.
  • Неверная, ошибочная или сфальсифицированная информация. В некоторых случаях на этапе приема заявления и документов менеджер может пропустить какие-то цифры, которые на самом деле являются неверными (ошибка или махинация). Со временем, в процессе рассмотрения, данные будут проверяться более тщательно. Как только проблема будет выявлена – последует отказ.
  • Помощь уже была получена. Сотрудники МФЦ (Моих документов), куда обращается заявитель, очень часто не проверяют заявителей на то, обращались ли они ранее за помощью и какой был результат. Если при рассмотрении заявки ответственными сотрудниками государственных структур будет получена информация, что заявитель уже ранее обращался за помощью и получил ее, последует отказ.
  • Намеренное ухудшение жилищных условий. Если выяснят, что заявитель специально ухудшил жилищные условия для того, чтобы стать участником государственной программы, ему не только откажут в участии, но и запретят подавать такие заявления на 5 лет.

Помимо перечисленных, вполне адекватных причин для отказа, могут возникать и другие, ошибочные. В последнем случае рекомендуется сначала попробовать обсудить проблему с представителями государственной структуры, которая отказала. Если это не помогает, можно обращаться в суд.

Процедура получения жилищного сертификата чернобыльцами достаточно сложная и длительная, особенно без помощи опытного юриста. На бесплатной консультации квалифицированный специалист расскажет об основных особенностях и важных моментах, которые нужно учитывать при подаче заявления. Он также может представлять интересы клиента при обращении в МФЦ, государственные структуры или даже в суд. Сохраните или поделитесь ссылкой в социальных сетях (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Автор статьи Наталья Фомичёва Эксперт-юрист сайта. Стаж 10 лет. Наследственные дела. Семейные споры. Жилищное и земельное право. Задать вопрос Рейтинг автора Написано статей 513 Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО!

Напишите свой вопрос, наш юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит вам через 5 минут.

Отправляя данные Вы соглашаетесь с Согласием на обработку ПДн, Политикой обработки ПДн и Пользовательским соглашением

Просмотров 268

Авария на Чернобыльской АЭС потрясла все мировое сообщество. Ликвидацией последствий и эвакуацией населения занимались граждане СССР – военные, спасатели, инженеры, медики, доноры и добровольцы. Позднее их стали именовать «чернобыльцами». Заслуги перед государством не остались незамеченными. Правительство дает чернобыльцам социальные льготы, одной из которых является жилищный сертификат.

Однако сертификат получили далеко не все участники атомной трагедии 1986 года. Многие даже не знают, положены ли им льготы или сталкиваются с проблемой использования сертификата. Что дает жилищное свидетельство, куда обращаться за его выдачей, какое жилье можно приобрести по сертификату и на какую сумму? Ответы на эти и другие вопросы мы разобрали в статье.

Офицеры могут рассчитывать на военный сертификат — о нем читайте по ссылке.

Что это такое?

Социальная поддержка от государства регулируется нормами законодательства. Что касается сертификатов, им посвящено Постановление Правительства № 153 «Об утверждении правил…» от 21 марта 2006 года.

Назначение сертификата может сбить с толку. Рассмотрим, что это такое и для каких целей?

  • Жилищный сертификат (ЖС) – это именное свидетельство на имя чернобыльца, дающее право на безвозмездную социальную выплату. Целевую сумму в рамках программы «Жилище» можно потратить на улучшение условий проживания (п. 2 Закона).
  • Сертификат выполняется на персонифицированной бумаге с печатью и подписью уполномоченных лиц региона. Владельцем считается малоимущий гражданин, чье ФИО и личные данные указаны в свидетельстве.
  • Согласно закону, чернобыльцы входят в список внеочередных получателей жилищного сертификата. Одновременно с этим соискатели могут участвовать и в других подпрограммах в рамках господдержки, например – «Молодая семья».
  • Целью выдачи ЖС является социальная помощь государства в вопросах улучшения жилищных условий. В случае с сертификатом – это приобретение квартиры в новостройке или оплата ипотечного займа. Допустимые варианты прописаны в тексте именного свидетельства.
  • Если у чернобыльца или его семьи уже есть жилье – это не повод для отказа в выдаче сертификата. Основанием является нехватка квадратуры на всех членов семьи – менее 10-15 кв. метров на человека. В случае с муниципальным жильем малого метража придется расторгнуть договор соцнайма – на основании поданного заявления (п. 16(4) Закона).

Чернобыльский сертификат покрывает часть затрат на приобретение новой квартиры. За счет социальных выплат семьи могут переехать в благоустроенное жилье с достаточной квадратурой. Расчеты метража ведутся в соответствии с нормативами региона.

Статус чернобыльца не гарантирует ему немедленную выдачу жилищного сертификата. Право на получение выплат имеет ограниченный список граждан. О том, кто входит в категорию можно узнать из ФЗ № 1244-1 «О социальной защите…» от 15 мая 1991 года (свежей редакции).

Список чернобыльцев включает:

  • заболевших жертв аварии на ЧАЭС, которые получили значительную дозу облучения от радиации;
  • инвалидов – ликвидаторы, переселенцы и доноры, столкнувшиеся с радиоактивной средой УССР;
  • ликвидаторов последствий аварии, работавших в зоне отчуждения в период с 1986 по 1987 год;
  • эвакуаторов, помогающих вывезти людей, животных и ценности из опасных зон;
  • военных-участников ликвидации последствий аварии, или служивших в зоне отчуждения;
  • медиков, в том числе инвалидов, которые лечили пострадавших от облучения;
  • строителей изоляционного саркофага «Укрытие»;
  • граждан, добровольно уехавших из зоны отчуждения;
  • переселенцев из чернобыльской зоны отселения (включая зачатых, но еще не появившихся на свет).

Льготы на жилье распространяются не только на чернобыльца, но и на близких ему родственников. Согласно ст. 14 СК РФ, ими можно считать мать, отца, родных и усыновленных детей, а также супруга как члена семьи. Остальная родня или иждивенцы могут войти в состав членов семьи только по судебному решению – в силу п. 1 ст. 31 ЖК РФ.

Пострадавшие от аварии на ЧАЭС имеют право выбрать программу, встать на учет и получить чернобыльский сертификат.

Для включения в список льготников на ГЖС нужно соблюсти три условия:

  • иметь удостоверение чернобыльца и входить в список (см. выше);
  • встать на учет в качестве малоимущего и нуждающегося в жилье – оформлением занимаются отделения соцзащиты;
  • достаточные доходы для покупки квартиры (с учетом социальных выплат).

Пример:

Новое жилье стоит 2 млн рублей. Чернобылец и его семья оформляют жилищный сертификат на сумму 400 тысяч рублей. Указанной суммы хватит для погашения до предела в 1,6 млн рублей. Этот остаток семье предстоит оплачивать самостоятельно. Они могут взять ипотеку или найти деньги без привлечения банка. Доходы будут рассчитаны индивидуально – в зависимости от состава семьи, расходов, имущества и работы взрослых домочадцев.

Дотации начисляют персонально, с учетом основополагающих факторов. О них стоит упомянуть подробнее.

Размер социальных выплат по ГЖС зависит от:

  • средней стоимости жилья в регионе, например – Московской области или Саратове;
  • состава семьи получателя сертификата.

Ошибочно думать, что государство погасить большую часть суммы. Поясним:

Как правило, в расчет берется минимальный показатель на одного человека в регионе – от него рассчитывают квадратуру на всех членов семьи. Так, в соответствии с нормой предоставления одному выделяют 33 кв. метра, двоим – 42 м², троим и более – 54 кв. метра или 18 м² на человека – в силу п. 1 ст. 7 ФЗ 283 «О соц гарантиях…»).

Исходя из этих показателей и определяют размер государственной льготы на жилье. Все что свыше, чернобыльцам придется оплачивать из своего кармана.

Цены квадратных метров жилья в регионе рассчитывают по стандартам. Где-то в регионах есть повышенный коэффициент. Например, 1,2 – для Москвы и Санкт-Петербурга, 1,1 – для Тюменской области, 1,15 – для Республики Тува и Хакасии.

Получатель чернобыльского сертификата имеет право бесплатно передать старое жилье в собственность государства – в зачет покупки квартиры. Взамен ему перечислят сумму за жилье и выдадут ГЖС.

Вопрос:

Здравствуйте! Имеем в собственности комнату – 15 кв. метров. Нас трое, мы с супругом и дочка. Муж – чернобылец, выехал из зоны отселения, сейчас проживаем в г. Наро-Фоминске. Подскажите, можем ли мы получить сертификат на жилье? И что будет с комнатой, где мы проживаем в данный момент?

Ответ:

Добрый день.

Да, вашему мужу, как чернобыльцу, полагается льгота в виде сертификата на квартиру (при условии, что раньше он его не получал). Согласно правилам предоставления ГЖС, вам нужно определить судьбу вашей жилплощади. Первый вариант – передать ее местным властям на безвозмездной основе. Вам выдадут сертификат и деньги на новую квартиру. Второй вариант – оставить комнату в своей собственности. Но при таком раскладе власти вычтут эти 15 м² из общей массы. Получится, что этой квадратуры вы недосчитаетесь. Например, если на троих по нормативу выделят 54 кв. метра, то за вычетом 15 м² вы получите сертификат лишь на 37 кв. метров. Решение целиком за вами, но лучше всего передать комнату государству, а не переплачивать лишние деньги по той же ипотеке.

Желающим оформить чернобыльский сертификат нужно воспользоваться своим правом. Процедура добровольная, а не автоматическая. Придется собирать документы и обращаться в целевое ведомство.

Куда обращаться:

  • МЧС или военное начальство – туда могут обратиться только военные, кто принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС;
  • отдел при местной администрации или жилищная комиссия;
  • МФЦ «Мои документы» – службы «одного окна», принимают заявления от граждан и передают их в соответствующее ведомство;
  • портал Госуслуги – при наличии услуги в вашем регионе.

Обратите внимание на дату обращения. Если вы хотите получить сертификат в следующем году, нужно подать заявление не позднее 1 июля текущего года. Желательно раньше, начиная с 1 января. Очередь формируется не сразу, а по прошествии времени. Поэтому вставать на учет лучше заблаговременно.

Алгоритм действий

Чернобыльцу, или его представителю, нужно предпринять следующие шаги:

  1. Обратиться в соцзащиту и узнать о списке документов.
  2. Подготовить пакет с документацией.
  3. Написать заявление о постановке на учет в качестве малоимущего гражданина или семьи. Получить ответ от уполномоченного органа.
  4. Подать заявку в жилищный отдел о постановке в очередь на улучшение жилищных условий. Основаниями будут статус «чернобыльца», отсутствие жилья или нехватка квадратных метров, а также возможность вложить в жилье свои деньги или вступить в ипотеку.
  5. Подождать проверки сведений – в течение 10 дней.
  6. Получить окончательное решение администрации. Если оно окажется положительным – чернобыльца включат в число претендентов на ГЖС. Предварительно заводится учетное дело. О малейших изменениях в жилищных условиях семьи придется сообщать в государственный орган. Если вердикт отрицательный – придется его обжаловать.
  7. Ожидание подхода очереди (см. «Как посмотреть очередь на жилье»).
  8. Оформить жилищный сертификат и расписаться в его получении.

Мнение эксперта Дмитрий Носиков Юрист. Специализация семейное, жилищное право.

Дальнейшие шаги связаны с реализацией ГЖС на улучшение жилищных условий. Держателю сертификата нужно обратиться в банк и открыть лицевой счет. Учитывая специфику сделки, л/с будет блокированным – называться ИБЦ. Это значит, что на него поступят деньги, но обналичить их нельзя. Субсидию перечислят застройщику или продавцу квартиры – безналичным способом.

Далее, предстоит найти квартиру и заключить с ее владельцем договор купли-продажи (ДКП). По ситуации – передать задаток, оформить акт приема-передачи и отнести договор на регистрацию в МФЦ. Закончив с регистрацией, ДКП передается в банк, где был открыт л/с, производится проверка условий и одобрение на перевод денег.

Финансовое учреждение отправляет заявку в Федеральное казначейство, откуда и переводят сумму сертификата на ИБЦ чернобыльца. Далее, банк отправляет средства на расчетный счет застройщика/продавца. Наконец, прежний собственник снимает обременение с квартиры. Чернобылец становится новым хозяином купленного жилья. Ему останется заказать актуальную выписку из ЕГРН – о праве собственности на квартиру.

Обязательство о расторжении договора соц найма или передаче жилья в собственность государства (образец)

Какие нужны документы?

Жилищный орган принимает заявления, подкрепленные пакетом документов от заявителя. Чтобы не получить отказ, вам нужно подготовить:

  • паспорта РФ;
  • супругам – свидетельство о браке или о разводе;
  • свидетельства о рождении детей – на каждого ребенка;
  • удостоверение чернобыльца – выдается в Минтруде;
  • справка о составе семьи и выписка из ЕИРЦ – об отсутствии долгов за квартиру;
  • документы на жилое помещение – находится в собственности или по договору социального найма;
  • техпаспорт на имеющуюся квартиру;
  • справка по форме 2-НДФЛ или 3-НДФЛ — о платежеспособности заявителя и членов его семьи;
  • копия трудовой книжки, пенсионного удостоверения, заключения МСЭК об инвалидности;
  • акт обследования жилплощади комиссией — если текущее жилье не отвечает требованиям СанПиНа и СНИПа;
  • обязательство о расторжении договора соц найма квартиры – по образцу;
  • обязательство о безвозмездной передаче жилья государству (альтернатива);
  • заключение об оценке жилплощади на момент обращения – о том, сколько стоит жилое помещение с учетом рыночной ситуации и коэффициентов;
  • прочая документация.

Подробнее читайте в статье «Какие нужны документы для покупки квартиры».

Пакет передается в виде оригиналов или заверенных нотариусом копий. Сотрудники жилищного органа или МФЦ снимут нужные копии и вернут документы обратно.

Сроки

Изучение сведений о заявителе и принятие решения займет около 30 дней. Итоговое постановление готовят в течение 3-х дней, а затем отправляют в адрес заявителя. Последнему остается ждать своей очереди. Основное преимущество в том, что очередь льготная, т.е. чернобыльцы получат сертификат быстрее, чем остальные соискатели.

С момента выдачи ГЖС начинается отсчет срока его действия. Законом установлены следующие периоды:

  • действительность сертификата для предъявления в банк – не позднее 3 месяцев;
  • оформление купли-продажи и регистрация права собственности – 7 месяцев.

Для тех, кто не уложится в срок – плохие новости. Чернобыльский сертификат на жилье отзовут обратно, а значит придется заново вставать на учёт.

Могут ли отказать в выдаче сертификата — что делать?

Известны случаи, когда чернобыльцам отказывали в улучшении жилищных условий. Отказ в выдаче сертификата можно получить как по собственной халатности, так и при ошибке государственного органа.

Причины для отказа:

  • нехватка документов для постановки в очередь;
  • неточные или некорректные сведения в заявлении;
  • отсутствие права на получение ГЖС чернобыльца, например – нет удостоверения;
  • претендент ранее получил помощь от государства – социальное жилье, субсидию и т.д.
  • низкий уровень доходов для приобретения нового жилья – в таком случае выдают не сертификат, а бесплатное жилье по договору соц найма;
  • умышленное ухудшение жилищных условий в течение последних 5 лет;
  • отсутствие нужды в ГЖС, например – если семье достаточно имеющейся жилплощади.

Мнение эксперта Семен Фролов Юрист. Стаж 7 лет. Специализация: семейное, наследственное, жилищное право. Задать вопрос эксперту Зачастую отказ связан с нехваткой бюджета. Желающие оформить сертификат могут получить отказ по надуманным поводам, вплоть до придирок по мелким документам, неразборчивости печатей, «актуальности» справок и т.д. Действенным способом отстоять свои права является судебное обжалование. Жаловаться начальству органа бессмысленно. Очень часто отказы – это лишь исполнение инструкций вышестоящих чинов. Поэтому, жалобу даже не рассмотрят или вышлют стандартную отписку.

Административный иск нужно подать в районный (городской) суд по месту жительства истца. Цена подачи иска – 300 рублей. Основные требования к заявлению и документам можно найти в ст. 125—126 КАС РФ. Желательно чтобы процесс сопровождал юридически подкованный человек или адвокат. При должной подготовке чернобылец сможет выиграть дело, а суд обяжет чиновников включить истца в список получателей на жилищный сертификат.

Чернобыльцы – это настоящие герои, люди, рисковавшие жизнью ради спасения других людей. Они вправе получить заслуженные льготы. Сертификат на покупку жилья дает право улучшить условия проживания. Однако с его оформлением могут возникнуть трудности. И отказ чиновников – самое сложное в процессе. Чтобы не допустить произвола администрации, выбрать программу, рассчитать квадратуру, сумму выплат и ипотеку, очень сложно обойтись без юриста. Предлагаем бесплатную консультацию по жилищному праву. Юристы нашего сайта разъяснят вам непонятные моменты, посоветуют, как быть ликвидаторам аварии на ЧАЭС, а также что делать и куда жаловаться на незаконный отказ администрации. Консультация бесплатная – пишите и звоните! Задайте вопрос эксперту-юристу БЕСПЛАТНО! Анонимно Информация о вас не будет разглашена Быстро Заполните форму, и уже через 5 минут с вами свяжется юрист Расскажите друзьям Оцените (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)

Автор статьи Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере жилищного и семейного права. Рейтинг автора Написано статей 610 задать вопрос эксперту

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц

В целях реализации положений законодательных актов Российской Федерации в части обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что основной формой обеспечения жильем граждан, которые имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 21, ст. 699; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 32, ст. 1861; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4561; 1996, N 51, ст. 5680; 2002, N 30, ст. 3033; 2004, N 35, ст. 3607), Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5850; 2004, N 35, ст. 3607) и пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст. 138; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607), является предоставление им субсидий на приобретение жилья.

2. Утвердить прилагаемые Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц.

3. Установить, что:

функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья гражданам, указанным в пункте 1 настоящего постановления, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

затраты на изготовление бланков сертификатов и проведение иных мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, в 2005 году финансируются за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий.

4. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 3-месячный срок уточнить количество граждан, указанных в пункте 1 настоящего постановления.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М. Фрадков

Правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц путем предоставления им субсидий на приобретение жилья (далее — граждане — получатели субсидий).

2. Субсидии предоставляются гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с:

Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска».

3. Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (далее — уполномоченный орган).

Уполномоченный орган может на основании договора передать исполнение части указанных функций одной из существующих или специально созданных организаций.

4. Государственный жилищный сертификат (далее — сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее — субсидия). Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи, указываемой в сертификате. Датой выдачи сертификата является дата его вручения гражданину — получателю субсидии.

5. Организация работы по изготовлению бланков сертификатов осуществляется уполномоченным органом.

Бланк сертификата и порядок его заполнения утверждаются государственным заказчиком — координатором федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст. 3770; 2002, N 7, ст. 700; 2004, N 44, ст. 4362), по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Порядок получения, учета, хранения и уничтожения бланков сертификатов утверждается уполномоченным органом.

6. Размер субсидии рассчитывается как произведение нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации, которая определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Норма предоставления общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в следующем размере:

33 кв. метра — для одиноко проживающих граждан;

42 кв. метра — на семью из 2 человек;

по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

К членам семьи гражданина — получателя субсидии относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях иные лица учитываются при расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами семьи гражданина — получателя субсидии.

7. Размер субсидии рассчитывается в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил при условии, что:

гражданином, проживающим в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, по договору социального найма, принимается обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения;

гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимается обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения по договору органу местного самоуправления.

Обязательство о расторжении договора социального найма или о безвозмездной передаче жилого помещения органу местного самоуправления и освобождении занимаемого жилого помещения принимается и подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение указанного обязательства осуществляется в 3-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.

8. В случае продажи гражданином жилья, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, и общей площадью продаваемого (проданного) жилого помещения.

9. В случае если в используемом по договору социального найма либо принадлежащем гражданину — получателю субсидии и (или) членам его семьи на праве собственности жилом помещении совместно с ним постоянно проживают и останутся проживать граждане, не являющиеся членами его семьи, но имеющие самостоятельное право на владение и пользование этим жилым помещением, размер субсидии рассчитывается как произведение средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации на разницу между общей площадью жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, и общей площадью занимаемого жилого помещения в части, превышающей норму предоставления общей площади жилья в расчете на количество граждан, которые останутся проживать в этом жилом помещении.

10. В случае если гражданин — получатель субсидии проживает в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, и им не принято решение о продаже этого жилого помещения либо о безвозмездной передаче его по договору органу местного самоуправления, размер субсидии, рассчитанный в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил, уменьшается на стоимость занимаемого жилого помещения, рассчитанную исходя из его общей площади и средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в соответствующем субъекте Российской Федерации.

11. Размер субсидии рассчитывается органом, осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

II. Порядок формирования списков граждан — получателей субсидий и подготовка выпуска сертификатов

12. Формирование списков граждан — получателей субсидий осуществляется органами местного самоуправления, в которых эти граждане встали до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Список формируется из числа граждан, состоящих на учете и письменно изъявивших желание улучшить свои жилищные условия путем получения субсидии.

Список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Орган местного самоуправления ежегодно уточняет этот список и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

13. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно, до 1 октября, формирует сводный список граждан — получателей субсидий по форме согласно приложению N 1, утверждает его и направляет в уполномоченный орган.

Сводный список формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане — получатели субсидий были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке в алфавитном порядке.

14. Уполномоченный орган в месячный срок после принятия федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год издает приказ о распределении средств федерального бюджета между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и выпуске сертификатов.

Распределение средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется пропорционально количеству граждан — получателей субсидий, указанному в сводных списках.

15. Уполномоченный орган в 3-дневный срок доводит приказ о распределении средств федерального бюджета и выпуске сертификатов до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения приказа, указанного в пункте 14 настоящих Правил, исходя из общего размера средств федерального бюджета, предусмотренных данному субъекту Российской Федерации на предоставление субсидий в текущем году, на основании сводного списка граждан — получателей субсидий и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в этом субъекте Российской Федерации формирует список граждан — получателей субсидий в очередном году, утверждает его и направляет в уполномоченный орган вместе с заявкой на выделение соответствующего количества бланков сертификатов.

Выписки из списка граждан — получателей субсидий в текущем году доводятся до соответствующих органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления доводят до сведения граждан решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении их в списки граждан — получателей субсидий в текущем году.

Утвержденные списки должны быть доступны для граждан — получателей субсидий.

III. Организация работы по выдаче сертификатов

17. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок с даты получения бланков сертификатов организуют оформление и выдачу сертификатов гражданам, включенным в списки граждан — получателей субсидий в текущем году.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ведут реестр выданных сертификатов по форме согласно приложению N 2.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо по их решению органы местного самоуправления выдают сертификаты (далее — органы, выдающие сертификат) и ведут книгу учета сертификатов, выданных гражданам — получателям субсидий, по форме согласно приложению N 3.

18. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2-месячный срок с даты получения бланков сертификатов представляют в уполномоченный орган копии реестров сертификатов, выданных на основании соответствующего приказа уполномоченного органа (в электронном виде и на бумажных носителях), с приложением перечня незаполненных бланков сертификатов и актов на уничтожение испорченных, замененных и возвращенных бланков сертификатов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченный орган ежегодно проводят по состоянию на 1 января сверку данных по использованию бланков сертификатов. О результатах сверки составляется акт.

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе оформлять сертификаты с превышением общего размера средств федерального бюджета, определенного в соответствующем приказе уполномоченного органа для предоставления субсидий в данном субъекте Российской Федерации.

20. Уполномоченный орган на основании представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации копий реестров выданных сертификатов формирует и ведет единый реестр выданных сертификатов.

21. В случае выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сертификатов на сумму меньше размера средств субсидий, установленного приказом уполномоченного органа по данному субъекту Российской Федерации, этот орган ежемесячно, до 20-го числа, вправе направить в уполномоченный орган заявку на дополнительный выпуск бланков сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств (далее — дополнительная заявка).

В дополнительной заявке также могут быть учтены средства, предусмотренные на предоставление субсидий по выданным сертификатам, владельцы которых по каким-либо причинам возвратили полученный сертификат, при этом вместе с дополнительной заявкой представляется перечень сертификатов, подлежащих исключению из реестра выданных сертификатов.

Уполномоченный орган на основании дополнительных заявок ежемесячно, по состоянию на 20-е число, издает приказ о выдаче сертификатов на сумму в пределах остатка неиспользованных средств.

22. При получении сертификата гражданин — получатель субсидии информируется органом, выдающим сертификат, о порядке получения субсидии по этому сертификату.

23. Для получения сертификата гражданин — получатель субсидии представляет в органы, выдающие сертификат, следующие документы:

а) заявление о выдаче сертификата по форме согласно приложению N 4;

б) паспорт гражданина — получателя субсидии и паспорта или иные документы, удостоверяющие личность членов его семьи;

в) документ, подтверждающий право гражданина — получателя субсидии на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

г) выписка из домовой книги по месту регистрации;

д) копия финансового лицевого счета;

е) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина — получателя субсидии и лиц, указанных им в качестве членов его семьи.

24. При возникновении у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства.

Решение о замене сертификата принимается органом, выдавшим сертификат, в течение 30 дней с даты получения заявления. Оформление и выдача нового сертификата осуществляются с учетом сроков, установленных пунктом 17 настоящих Правил.

25. При замене сертификата расчет размера субсидии производится исходя из размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, действовавшего на дату выдачи сертификата, подлежащего замене, за исключением случаев замены сертификата в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи).

26. В случае смерти владельца сертификата член его семьи, действующий на основании нотариально заверенной доверенности других совершеннолетних членов семьи, обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата. При принятии этим органом решения о замене сертификата расчет размера субсидии производится исходя из размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, действующего на дату выдачи нового сертификата, и общей площади жилья, исчисленной с учетом измененного состава семьи.

27. В случае смерти члена семьи владельца сертификата владелец сертификата обращается в орган, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата. При этом замена сертификата и расчет размера субсидии производятся в порядке, предусмотренном для замены сертификата в случае смерти его владельца.

28. Срок действия сертификата, выданного в порядке замены, составляет 6 месяцев, за исключением случая, когда замена произведена в связи со смертью владельца сертификата (члена его семьи). В этом случае срок действия сертификата составляет 9 месяцев.

Соответствующая отметка проставляется в реестре выданных сертификатов.

29. В случае если в установленные сроки владелец сертификата не использовал субсидию, сертификат возвращается органу, выдавшему сертификат. Решение о сроке повторной выдачи сертификата принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

IV. Заключение договора банковского счета

30. Субсидия предоставляется владельцу сертификата путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в кредитной организации, отобранной на конкурсной основе уполномоченным органом (далее — банк).

Для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета владелец сертификата в течение срока действия сертификата сдает сертификат в банк по месту постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Банк в день предъявления сертификата проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в паспорте владельца сертификата, заключает с владельцем сертификата договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет для учета средств субсидии.

В случае выявления несоответствий в оформлении сертификата банк возвращает его владельцу и отказывает в заключении договора банковского счета. В случае устранения указанных несоответствий владелец сертификата вправе повторно обратиться в банк для заключения договора банковского счета.

В случае несоответствия паспортных данных владельца сертификата данным, указанным в сертификате, вследствие замены паспорта заключение договора банковского счета производится при наличии справок органов, осуществивших замену паспорта.

31. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношения банка и владельца сертификата, на чье имя открыт банковский счет (далее — распорядитель счета), условия закрытия банковского счета, порядок перевода остатка средств с банковского счета, а также может быть указано доверенное лицо по распоряжению этим счетом.

Договор банковского счета заключается на срок действия сертификата и может быть расторгнут в течение срока его действия по письменному заявлению распорядителя счета. Сертификат после заключения договора банковского счета не возвращается владельцу сертификата, за исключением случая, указанного в пункте 33 настоящих Правил.

Открытие банковского счета и операции по переводу с него остатка средств осуществляются за счет средств распорядителя счета.

32. Банк ежемесячно, до 3 числа, по состоянию на 1 число месяца, представляет в уполномоченный орган информацию о заключении с владельцами сертификатов договоров банковского счета, об отказе в заключении договоров, об их расторжении без зачисления средств субсидии и о переводе остатка средств с банковского счета.

Уполномоченный орган на основании полученной от банка информации и реестра выданных сертификатов формирует и ведет реестр заключенных договоров банковского счета.

33. В случае возникновения обстоятельств, требующих замены выданного сертификата, распорядитель счета обращается в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета. При расторжении договора банковского счета распорядителю счета выдается соответствующая справка и возвращается сертификат.

V. Оплата приобретаемого жилого помещения

34. Распорядитель счета в пределах срока действия договора банковского счета имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе квартиру (комнату), индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в сертификате.

Не допускается приобретение жилого помещения, общая площадь которого дает основания для признания гражданина — владельца сертификата нуждающимся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого оно расположено.

35. Распорядитель счета имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах средств субсидии, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств.

36. Для оплаты приобретаемого жилого помещения в течение срока действия договора банковского счета распорядитель счета представляет в банк договор банковского счета, договор, явившийся основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (далее — договор о приобретении жилого помещения), и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее — свидетельство).

В случае приобретения 2-х и более жилых помещений договоры о приобретении жилых помещений и свидетельства должны представляться в банк одновременно.

При этом распорядитель счета дает банку распоряжение о перечислении средств со своего банковского счета для оплаты жилого помещения либо предоставляет такое право банку в договоре банковского счета.

В договоре о приобретении жилого помещения указываются реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате приобретаемого жилого помещения.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер субсидии, указанной в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

37. Банк в течение 3 банковских дней с даты получения документов, указанных в пункте 36 настоящих Правил, осуществляет их проверку и принимает договор о приобретении жилого помещения для оплаты.

Допускается принятие договора о приобретении жилого помещения для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

Оригиналы договора о приобретении жилого помещения и свидетельства хранятся в банке до перечисления средств лицу (лицам), указанному в договоре, или до отказа от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

38. В случае отказа банка в принятии договора о приобретении жилого помещения для оплаты или отказа банка от оплаты распорядитель счета уведомляется банком в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

39. Банк в течение одного банковского дня после принятия решения о принятии договора о приобретении жилого помещения для оплаты направляет в уполномоченный орган по согласованной с ним форме заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения.

40. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после получения от банка заявки на перечисление средств федерального бюджета проверяет ее на соответствие данным, содержащимся в реестре заключенных договоров банковского счета, и при их соответствии перечисляет средства субсидии банку.

При несоответствии указанных данных перечисление средств субсидии не производится, о чем уполномоченный орган в указанный срок уведомляет банк.

41. В случае приобретения распорядителем счета жилого помещения за счет кредитных (заемных) средств кредитных организаций, иных организаций и (или) физических лиц допускается перечисление средств субсидии кредитным организациям в счет погашения основной ссудной задолженности по кредиту, полученному в кредитной организации на эти цели, а также возврата организации (физическому лицу) займа, оформленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Допускается оплата за счет средств субсидии услуг по подбору жилья и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг отражены в договоре о приобретении жилого помещения.

42. Банк ежемесячно сообщает в уполномоченный орган сведения об оплате договоров о приобретении жилых помещений по каждому сертификату.

43. Уполномоченный орган на основании реестра заключенных договоров банковского счета и сведений об оплате договоров о приобретении жилых помещений формирует и ведет реестр оплаченных сертификатов по форме согласно приложению N 5.

44. По истечении срока действия договора банковского счета операции банка по оплате договора о приобретении жилого помещения осуществляются в случае, если:

а) до истечения срока действия договора банковского счета банк принял договор о приобретении жилого помещения для оплаты (на проверку), но оплата не произведена;

б) в банк до истечения срока действия договора банковского счета представлена расписка органа юстиции, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о получении им документов для государственной регистрации прав с указанием сроков оформления государственной регистрации. Договор о приобретении жилого помещения и свидетельство представляются в банк не позднее 2 рабочих дней после срока, указанного в расписке этого органа юстиции, при этом принятие банком договора о приобретении жилого помещения для оплаты осуществляется в порядке, установленном пунктом 36 настоящих Правил.

45. Уполномоченный орган ежемесячно, по состоянию на 1 и 15 число, направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации информацию о перечислении средств субсидии банку. Указанная информация представляется по каждому сертификату.

46. Уполномоченный орган направляет выписки из реестров оплаченных сертификатов в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выдавшие сертификаты. Указанные выписки направляются ежемесячно, до 10 числа, и являются основанием для снятия гражданина — получателя субсидии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

VI. Заключительные положения

47. Субсидия считается предоставленной гражданину — получателю субсидии с момента перечисления банком средств субсидии для оплаты приобретаемого жилого помещения.

Улучшение в последующем жилищных условий граждан, которые приобрели жилые помещения с помощью субсидии, осуществляется на общих основаниях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

48. Сертификаты, находящиеся в банке, погашаются банком в устанавливаемом им порядке. Погашенные сертификаты подлежат хранению в течение 3 лет. Сертификаты, не предъявленные в банк в порядке и сроки, установленные настоящими Правилами, считаются недействительными.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *