Раздорский сельсовет

СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЗДОРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ»

Камызякского района Астраханской области

РЕШЕНИЕ

Об утверждении Правил прогона

и выпаса сельскохозяйственных животных

и птиц на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

На основании Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с Законом Астраханской области от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях» и на основании Устава муниципального образования «Раздорский сельсовет», Совет МО «Раздорский сельсовет»

РЕШИЛ:

  1. Утвердить Правила прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет».
  2. Разместить настоящее Решение на официальном сайте МО «Раздорский сельсовет» в информационной телекоммуникационной сети Интернет.
  3. Настоящее Решение вступает в силу с момента обнародования.

И. о. главы муниципального

образования «Раздорский сельсовет»,

председателя Совета МО «Раздорский сельсовет» В.П. Иконников

Правила

прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет»

Настоящие Правил прогона и выпаса сельскохозяйственных животных и птиц на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» далее – Правила прогона и выпаса), разработаны на основании Федеральных законов от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Закона Российской Федерации от 14.05.93 №4979-1 «О ветеринарии», закона Астраханской области от 22.06.2016 №41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях», Ветеринарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 04.12.1995 №13-7-2/469 и распространяются на владельцев непродуктивных животных (собак и кошек).

Настоящие Правила прогона и выпаса устанавливают общие параметры и рекомендуемое минимальное сочетание элементов в сфере содержания любого биологического вида сельскохозяйственных животных и птицы, обеспечения безопасности людей от неблагоприятного физического, санитарного и психологического воздействия от заразных в т ч общих болезней для людей и продуктивных животных.

1. Общие положения

1.1. Правила прогона и выпаса разработаны на основании действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с Законом Астраханской области от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ «Об административных правонарушениях».

Настоящие Правила прогона и выпаса обязательны для исполнения предприятиями, учреждениями, организациями независимо от формы собственности, частными предпринимателями при ведении животноводства, а также гражданами, содержащими домашних животных в личном подсобном хозяйстве.

1.2. В настоящих Правилах прогона и выпаса используются следующие понятия:

— сельскохозяйственные животные (далее по тексту – животные) — включают в себя крупный рогатый скот (коровы, буйволы, быки, телята), свиней, овец, коз, лошадей, кроликов, домашнюю птицу и других животных (буйволы) сельскохозяйственного назначения.

— безнадзорные животные — животные, находящиеся в общественном месте без сопровождающего лица (за исключением оставленного владельцем на привязи);

— прогон животных — передвижение животных от места их постоянного нахождения до места выпаса и назад;.

— выпас животных — специально отведенное место для пастьбы животных, контролируемое пребывание на пастбище животных;

— потрава сельскохозяйственных угодий — порча, истребление посевов, трав;

— повреждение сельскохозяйственных насаждений — причинение вреда кроне, стволу, ветвям древесно-кустарниковых растений, их корневой системе, повреждение наземной части и корневой системы травянистых растений, не влекущее прекращение роста;

— уничтожение сельскохозяйственных насаждений — приведение сельскохозяйственных насаждений в полную непригодность, при которой они навсегда утрачивают свою хозяйственно-экономическую ценность и не могут быть использованы по своему назначению;

— пастбища — земельные угодья с травянистой растительностью, используемые для пастьбы животных;

— сельскохозяйственные угодья — место, территория как объект сельскохозяйственного использования (поле, лес, пруд, озеро, болото);

— отлов — мероприятие по задержанию безнадзорных животных.

1.3. Целью настоящих Правил прогона и выпаса является упорядочение прогона и выпаса домашних животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет», создание условий, исключающих потраву посевов, зеленых насаждений улиц, порчу, снижение количества и качества, находящегося в поле урожая сельскохозяйственных культур, причинение вреда здоровью людей и ущерба имуществу физических и юридических лиц.

2. Владелец домашнего сельскохозяйственного животного имеет право:

2.1. Приобретать и отчуждать домашних сельскохозяйственных животных (в том числе путем продажи, дарения, мены) с соблюдением порядка, предусмотренного настоящими Правила прогона и выпаса, а так же по согласованию с ветеринарной службой района.

2.2. Получать справки или выписки из Похозяйственной книги по интересующим вопросам владельца личного подсобного хозяйства.

3. Владелец сельскохозяйственных животных обязан:

3.1. Не допускать свободного выпаса и бродяжничества сельскохозяйственных домашних животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет»;

3.2. Соблюдать правила прогона по населенному пункту и выпаса сельскохозяйственных домашних животных;

3.3. Выполнять иные требования, установленные законодательством.

4. Прогон и выпас сельскохозяйственных животных

4.1. Прогон осуществляется под обязательным надзором владельцев сельскохозяйственных животных либо лиц ими уполномоченных.

4.2. Маршруты прогона к месту сбора стада, устанавливаются Решением Совета МО «Раздорский сельсовет».

4.3. Выпас сельскохозяйственных домашних животных осуществляется в специально отведенных местах пастьбы – пастбищах, под надзором владельцев или лиц ими уполномоченных – пастухами. Границы мест выпаса устанавливаются Решением Совета МО «Раздорский сельсовет» (Приложение №1).

4.4.Сельскохозяйственные животные, принадлежащие сельскохозяйственным предприятиям, крестьянско-фермерским хозяйствам, предпринимателям выпасаются на личных (паевых) либо арендованных земельных участках.

5. Действия (бездействие) расценивающиеся как нарушение правил содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных.

Нарушениями Правил прогона и выпаса будут расцениваться следующие действия (бездействия):

5.1. Отклонение от установленного маршрута при прогоне сельскохозяйственных животных;

5.2. Оставление без присмотра сельскохозяйственных животных при осуществлении прогона и выпаса;

5.3 Выпас (контролируемый) в пределах жилой зоны МО «Раздорский сельсовет»;

5.4. Выпас сельскохозяйственных животных на землях сельскохозяйственного назначения, не предназначенных под пастбища.

6. Безнадзорные животные

6.1. Животные, находящиеся на посевных площадях или вблизи их, жилой зоне населенных пунктов, общественных местах, без сопровождения, относятся к категории безнадзорных и к ним могут быть применены меры, предусмотренные статьями 230, 231, 232 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящими Правилами прогона и выпаса.

6.2. Владельцы безнадзорных животных устанавливаются по установленным метам (клеймению) для чего заинтересованные лица с описанием меты (тавро, татуировки, номера и др.) обращаются с заявлением в администрацию или полицию.

6.3. Не меченные безнадзорные животные могут быть задержаны гражданами либо муниципальными или другими хозяйствующими субъектами при наличии соответствующих условий для временного содержания сельскохозяйственных животных.

6.4. Лицо, отловившее безнадзорное животное, обязано возвратить его собственнику (владельцу), а если собственник животного или место его пребывания неизвестны, не позднее трех суток с момента задержания заявить об обнаружении животного в полицию, которая принимает меры к розыску собственника.

6.5. На время розыска собственника животного, оно может быть оставлено лицом, отловившим его, у себя на содержании и в пользовании либо сдано на содержание и в пользование другому лицу, имеющему необходимые для этого условия. По просьбе лица, отловившего безнадзорное животное, подыскание лица, имеющего необходимые условия для его содержания и передачу ему животного осуществляют полиция или орган уполномоченный администрацией.

6.6. Лицо, отловившее безнадзорных домашних животных, имеет право на вознаграждение в соответствии со статьей 229 Гражданского кодекса РФ.

6.7. Если в течение шести месяцев с момента заявления об отлове безнадзорного животного его собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на него, лицо, у которого животное находилось на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на него.

6.8. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшегося у него животного, оно поступает в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.

6.9. Безнадзорное животное, поступившее в муниципальную собственность, подлежит убою или продаже. Вырученные средства используются на покрытие затрат по содержанию безнадзорного животного.

7. Ответственность владельцев животных

7.1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны соблюдать требования настоящих Правил прогона и выпаса, своевременно и в полном объеме реагировать на требования уполномоченных на то лиц по исключению случаев появления животных на посевных площадях и вблизи их, в жилой зоне, в местах общего пользования, не допускать порчи зеленых насаждений.

7.2. Предприятия, учреждения, организации и граждане несут административную ответственность за нарушение настоящих Правил прогона и выпаса в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Астраханской области «Об административных правонарушениях» от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ.

7.3. За нарушение настоящих Правила прогона и выпаса, в соответствии со ст. 26 Закона Астраханской области «Об административных правонарушениях» от 22.06.2016 № 41/2016-ОЗ должностные лица органов местного самоуправления муниципального образования, уполномоченные данным Законом, вправе составить на владельца животного административный протокол в соответствии с п.7 вышеуказанного Закона с последующей передачей собранного материала в административную комиссию для рассмотрения и наложения штрафа.

Основаниями для составления протокола являются как непосредственное обнаружение безнадзорного домашнего животного с последующим определением собственника (владельца), так и акт приема-передачи при выдаче гражданам животного из места содержания.

7.4. В случае причинения безнадзорным животным материального ущерба в результате потравы, вытаптывания клумб, порчи зеленых насаждений на собственника (владельца) налагается обязанность возмещения ущерба.

8. Порядок отлова и содержания безнадзорных сельскохозяйственных животных

8.1. Отлов безнадзорных животных на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» закреплен за СПК «Чаянов».

8.2. Отлову подлежат сельскохозяйственные животные независимо от породы и назначения (в т.ч. имеющие клеймо с номерным знаком), находящиеся на улице или в иных общественных местах без сопровождающего лица.

8.3. Незамедлительно подлежат отлову животные с подозрением на заболевание бешенством (другими болезнями), агрессивные к людям и другим животным, создающие опасность для дорожного движения, а также находящиеся в местах, где их пребывание запрещено.

8.4. Отлов, транспортировка и содержание безнадзорных сельскохозяйственных животных должны производиться в соответствии с инструкцией по отлову животных, утвержденной руководителем СПК «Чаянов». Запрещается жестокое обращение с животными при их отлове и содержании.

8.5. СПК «Чаянов», осуществляющее содержание отловленных безнадзорных домашних животных, обязано вести регистрацию находящихся в пункте животных в журнале учета поступления и выдачи животного владельцу в пункте временного содержания (загоне) безнадзорных сельскохозяйственных животных (Приложение №2);

8.6. При поступлении безнадзорного сельскохозяйственного животного в пункт временного содержания (загон) комиссия, состав которой определен приложением №3 обязана составить акт загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории муниципального образования «Раздорский сельсовет» (Приложение №4).

8.7. Лицам, производящим отлов безнадзорных сельскохозяйственных животных, запрещается:

— жестоко обращаться с отловленными безнадзорными домашними животными;

— производить отстрел безнадзорных домашних животных с применением огнестрельного оружия;

— присваивать себе отловленных животных;

— продавать и передавать отловленных животных частным лицам или организациям, за исключением случаев подтверждения владельцами своих прав на отловленное животное;

— изымать животных из квартир, с территории частных домовладений и организаций без согласия владельцев животных или решения суда;

— изымать животных из огражденных территорий, домовладений, принадлежащих гражданам на праве личной собственности без их согласия.

8.8. Информация об отловленных сельскохозяйственных животных является доступной и открытой. Каждый имеет право обратиться в организацию за получением необходимой информации об отловленных домашних животных;

8.9. Содержание отловленных животных в транспортных средствах более 8 часов не допускается;

8.10. По окончании работы должны производиться механическая очистка и дезинфекция инвентаря и автотранспорта;

8.11. Отловленные безнадзорные сельскохозяйственные животные подлежат освидетельствованию специалистами ветслужбы (клинический осмотр) для получения заключения о клиническом состоянии животного;

8.12. Работники пункта временного содержания (загона) в течении суток обязаны сообщить владельцу зарегистрированного животного о его местонахождении;

8.13. Зарегистрированные животные, имеющие соответствующее клеймо, по первому требованию возвращаются владельцам. При этом владельцы возмещают все расходы по ветеринарному обслуживанию и содержанию в пункте временного содержания, а также другие необходимые расходы, согласно прилагаемой в обязательном порядке калькуляции расходов;

8.14. Невостребованные владельцами зарегистрированные животные, а также незарегистрированные животные, сведения о которых отсутствуют в единой учетной базе, в течение 6 месяцев с момента его задержания, либо отказе владельца животного от его содержания, животное поступает в муниципальную собственность в порядке установленном законодательством.

8.15. При выявлении сельскохозяйственных животных, не состоящих на учете в похозяйственной книге муниципальное образование «Раздорский сельсовет» (без бирки) право собственности на данных животных владельцы будут доказывать в судебном порядке.

8.16. При содержании безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне работники должны использовать следующие нормы поения (данные предоставлены Управлением сельского хозяйство администрации МО «Камызякский район»):

— КРС – 45 литров в сутки;

— лошади – 62,5 литров в сутки;

— МРС – 7,5 литров в сутки.

При содержании безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне работники должны использовать следующие нормы кормления (данные предоставлены Управлением сельского хозяйство и администрации МО «Камызякский район»):

— КРС – 25 кг. в сутки;

— лошади – 15 кг. в сутки;

— МРС – 2,5 кг. в сутки.

9. Порядок расчетов стоимости услуг за загон и содержание безнадзорных сельскохозяйственных животных в пункте временного содержания (загоне)

9.1. Работник пункта временного содержания (загоне) имеет право вернуть сельскохозяйственное животное владельцу, только после возмещения владельцем расходов, связанных с содержанием сельскохозяйственного животного.

9.2. Установить для СПК «Чаянов» размер стоимости содержания одной головы безнадзорного сельскохозяйственного животного в пункте временного содержания (загоне) в соответствии с приложением №5 к настоящим Правилам прогона и выпаса, согласно расчета затрат на суточное содержание сельскохозяйственных животных, представленного министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области:

— содержание одной головы КРС в загоне в час — 115,50 руб.

— содержание одной лошади в час – 111,00 руб.

— содержание одной головы МРС в загоне в час – 26,70 руб.

Приложение №1

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Об определении мест выпаса и маршрутах

прогона сельскохо­зяйственных животных

на тер­ритории МО «Раздорский сельсовет»

  1. Установить маршрут прогона сельскохозяйственных животных в черте населенного пункта :

— для стада с. Раздор: от дома № 1 ул. Степная с. Раздор до дома № 89 ул. Степная, далее до бывшего студенческого лагеря ;

— для стада с. Застенка: от дома № 1 ул. Степная с. Застенка до моста ер. Застенка, и от ул. Степная, 38 до моста ер. Застенка.

2.Установить маршрут прогона сельскохозяйственных животных:

для стада с. Раздор:

1) вдоль дороги Раздор – Каспий

для стада с. Застенка:

1) вдоль автодороги Камызяк — Застенка

Приложение №2

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Журнал учета поступления и выдачи животного владельцу в пункте временного содержания (загоне) безнадзорных сельскохозяйственных животных

п/п

Время, дата и место отлова безнадзорного сельскохозяйственного животного

Дата и время поступления безнадзорного сельскохозяйственного животного в загон

Отличительные признаки безнадзорного сельскохозяйственного животного

Дата и номер акта загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории МО «Город Камызяк»

ФИО владельца, паспортные данные

Адрес м/ж владельца

Отметка об уплате расходов за содержание безнадзорного сельскохозяйственного животного в загоне

Подпись владельца

Подпись работника загона

Примечание

Приложение №3

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных и птиц

на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Состав комиссии

по обследованию загона на территории МО «Раздорский сельсовет»

  1. председатель комиссии
  2. зам. председателя комиссии
  3. член комиссии
  4. член комиссии
  5. член комиссии

Приложение №4

Правил прогона и выпаса

сельскохозяйственных животных

и птиц на территории муниципального

образования «Раздорский сельсовет»

Акт загона и обследования сельскохозяйственного животного, безнадзорно бродячего на территории МО «Раздорский сельсовет»

от ______________________

(число, месяц, год, время загона)

Комиссия в составе:________________________________________________

в присутствии ветеринарного врача-__________________________________

и участкового инспектора РОВД_____________________________________

и участкового инспектора РОВД______________________________________

составили настоящий акт о том, что ___________________________________

_____________________________________________год, месяц, число, время.

Произведен загон с/х животных в количестве___________________________.

Голуб И. Б. Упражнения по стилистике русского язык

Упражнение 13.
1. Он еще в глубокой юности начал писать песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
Писать песни он начал еще в ранней юности, но только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.
2. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии.
В эти годы наблюдается бурный рост нашей кинематографии.
В последние годы наши кинорежиссеры снимают потрясающие фильмы.
3. Иванов давно работает на этом трудном участке, и неплохо работает. Но в последние два года у него стали появляться отрицательные проблески.
Иванов хорошо справлялся с этим трудным участком. Но последние два года наблюдается много недочетов в его работе.
Иванов отлично справлялся с трудной работой на вверенном ему участке. Но последние два года он работает из рук вон плохо.
4. Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только отъявленные любители спортивной статистики.
Он установил столько мировых рекордов, что их помнят только заядлые любители спортивной статистики.
5. Выпас собак запрещается.
Выгул собак запрещен.
6. Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов.
Склад закрывается на санитарный день для дезинсекции.
Склад закрывается на санитарный день для борьбы с тараканами (насекомыми).
7. Запрещено размещать хозяйственные и промышленные мусорные свалки.
Запрещено выбрасывать мусор в неположенных местах.
Свалка хозяйственного и промышленного мусора запрещена.
8. Продается пожилой дом.
???
Продается жилой дом.
Продается старый (ветхий) дом.
9. Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.
Лекция для бездетных семей переносится на четверг.
Лекция для будущих родителей переносится на четверг.
10. Студенты нашей группы добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
???
Студенты нашей группы добились улучшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии.
В этом полугодии резко снизился уровень дисциплины и успеваемости студентов нашей группы.
11. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию.
В нашей работе нравственное и трудовое воспитание (людей) играет важнейшую роль.
В своей работе мы придаем огромное значение нравственному и трудовому воспитанию сотрудников.

Классификация систем выпаса. Существует несколько систем выпаса (пастьбы): вольная, или бессистемная, пастьба, когда скот пасется по всему пастбищу ежедневно в течение всего пастбищного периода; пастьба на привязи, когда животное пасется на небольшом участке пастбища, потом его переводят на другой участок, затеям на следующий и т. д.; загонная система пастьбы, когда пастбищный участок делят на несколько загонов и стравливают их поочередно.

При бессистемном (вольном) выпасе скота в травостое постоянно уменьшается количество хорошо поедаемых злаковых и бобовых растений, ценные растения исчезают, их заменяют плохо поедаемые и непоедаемые травы, а также низкорослые малоурожайные растения. В результате во второй половине пастбищного сезона животные испытывают недостаток в корме и вынуждены поедать малоценные или перестоявшие растения. При загонной системе пастьбы эти недостатки устраняются, сохраняются высокая продуктивность пастбищ и хорошее состояние их травостоя. Особенно эффективна загонно-порционная пастьба. Рассмотрим ее подробнее.

Загонно-порционная система использования пастбищ. Загонно- порционная пастьба — это основное звено рационального использования пастбищ. Система предусматривает деление пастбищного участка на загоны, травостой которых стравливают скоту по очереди. Сначала скот пасут в первом загоне, а когда растительность будет стравлена, перегоняют во второй, третий и так до тех пор, пока не будут использованы все загоны, после чего скот снова переводят в первый загон. Второй цикл стравливания начинают в порядке очередности загонов.

Многочисленные опыты и практика выявили более высокую продуктивность пастбищ при загонном выпасе по сравнению с бессистемным, установили возможность прокормить на одном и том же участке больше скота, значительно повысив его продуктивность.

При загонном использовании пастбищ можно организовать выпас скота с таким расчетом, чтобы животные каждый раз имели в загоне достаточное количество (порцию) свежей зеленой травы. При этом способе пастьбы более равномерно стравливается и полнее используется пастбищный корм, сокращается излишнее передвижение скота по участку, создаются условия для «отдыха» заго

на после стравливания, благодаря чему растения могут дать хорошую отаву.

Опытами ВИК установлено, что при загонной системе пастьбы крупного рогатого скота на злаковых пастбищах количество зеленого корма увеличивается на 24 %, а переваримого белка — на 54 %. Благодаря более полному стравливанию пастбищных участков и скашиванию несьеденных остатков травостоя уменьшается обсеменение сорных, вредных и ядовитых трав. При разделении пастбища на восемь загонов можно на одной и той же площади прокормить на 25…30 % животных больше, чем при вольной пастьбе. К тому же значительно повышается продуктивность животных, так как этот способ выпаса позволяет систематически стравливать травы в ранней фазе вегетации, вследствие чего увеличиваются их питательная ценность и поедаемость.

В хозяйстве «Молочное» Вологодской области при вольной пастьбе на одну корову приходится 1 га, тогда как при загонной системе пастьбы — 0,4 га. При загонной системе использования пастбищ удои коров в пастбищный период повышаются в среднем на 15…25%, а приросты живой массы молодняка — на 25…30 % по сравнению с бессистемной пастьбой.

Загонно-порционная система использования пастбищ особенно эффективна при стравливании высокоурожайного или переросшего травостоя. В этом случае выделяется часть загона шириной всего несколько метров так, чтобы гурт растягивался в шеренгу. Следует отметить, что коровы и овцы, являясь стадными животными, комфортней себя ощущают при определенной плотности гурта или отары (фронт кормления на одну корову 1,5… 2 м). Если плотность недостаточна, то животные начинают чрезмерно много передвигаться (метаться) по пастбищу, делая стежки, вытаптывая траву и плохо ее поедая, в результате снижается их продуктивность.

Установлено, что при загонной системе пастьбы овцам требуется на 25…40 % меньше пастбищной площади, чем при вольном выпасе. При введении загонной пастьбы на горных пастбищах можно прокормить скота в среднем на 20 % больше и получить животноводческой продукции (молока, мяса) на 25 % больше, чем при бессистемной пастьбе.

При организации загонной системы пастьбы большое значение имеют размер и число загонов, длительность их использования.

Размер загонов устанавливают в зависимости от продуктивности пастбища, размера стада, быстроты отрастания растительной массы на пастбище. Урожайность зеленой массы пастбищ часто изменяется по годам, однако это не означает, что каждый год следует менять размеры загонов. Они должны оставаться постоянными, но необходимо изменять количество дней использования каждого загона.

На культурных пастбищах наиболее целесообразна площадь загонов до 4…5 га, а при стравливании травостоя в загонах по частям (порциям) можно увеличить их размеры до 8 га. Выпас в крупных загонах часто превращается в бессистемный со всеми его недостатками.

Число загонов устанавливают с учетом площади, закрепленной за стадом, а также размера загона. В то же время учитывают срок, в течение которого травостой после стравливания загона успевает отрасти и может быть использован вторично при последующем цикле стравливания. Второе стравливание можно начинать через 25…30 дней, а последующие — через 30…40 дней. Если период отрастания равен, например, 25 дням, то при трехдневном использовании загона потребуется 8 загонов (кроме используемого в настоящее время), а всего, следовательно, 9.

Число загонов по зонам ориентировочно может быть следующим: в лесной зоне — 8… 12, в лесостепной и степной — не менее 16, в степной зоне и полупустыне — не менее 24.

В ряде случаев целесообразно увеличивать число загонов, так как урожайность трав в последующие циклы выпаса значительно уменьшается и стравливание травостоя происходит быстрее. По мере продвижения на юг урожайность трав резко снижается, а продолжительность пастбищного периода возрастает, что также вызывает необходимость увеличивать число загонов.

Срок использования загонов зависит от того, сколько дней животные могут находиться в каждом из них, получая достаточное количество пастбищного корма и не причиняя значительного ущерба растительности.

Желательно, чтобы срок пребывания животных в каждом загоне не превышал 3 дней, так как более продолжительный выпас часто приводит к распространению глистных заболеваний. Срок использования зависит и от высоты стравливания. Когда после выпаса трава будет иметь высоту около 5 см, животных следует перегонять на другой участок, так как при более низком стравливании (2…3 см) пастбища ухудшаются.

Порядок стравливания травостоев и техника выпаса. В первую очередь стравливают те участки, где травы близки к выколашива- нию. Если почему-либо все поспевшие в загонах травостои своевременно стравить нельзя, в некоторых из них траву скашивают на сено, силос или зеленый корм.

При выпасе скота на пастбищах с хорошим травостоем очень эффективен порционный выпас. При этом способе для выпаса отгораживают переносной электрической изгородью полоску пастбища шириной 4…5 м. Ее длина зависит от размера стада (1,5 м на одну корову). Траву на пастбище животные в этом случае поедают почти так же, как и в кормушках.

После стравливания отведенной порции травы электрическую изгородь переносят, т. е. отводят новый участок для стравливания. Таким образом, при этой системе выпаса краткосрочное интенсивное стравливание загонов чередуется с длительными периодами отдыха, что повышает продуктивность пастбища.

В пределах пастбища можно применять пастьбу в загороженных и незагороженных загонах, проводить подтравливание травостоя.

Наиболее рациональный способ стравливания травостоя — пастьба в загороженных загонах. Ее преимущество состоит в том, что травостой стравливается планомерно. Роль пастуха здесь сводится к тому, чтобы своевременно напоить животных, дать им подкормку и т. д.

Если траву стравливают на неогороженных пастбищах, следует широко применять способ пастьбы «из-под ноги» как наиболее эффективный. При этом способе пастух регулирует медленное движение стада, поэтому весь травостой поедается равномерно. Периодически животных возвращают назад (перемешивают гурт) так, чтобы шедшие в задних рядах животные оказались впереди. Этот прием особенно важен при пастьбе овец на степных и сухо- степных пастбищах. Во всех случаях необходимо стараться построить движение гурта или отары фронтом (в шеренгу). С утра стадо проводят по участку с худшим травостоем или с не совсем hcj пользованным в предыдущие дни. Проголодавшиеся за ночь животные с утра лучше поедают менее съедобные травы, затем их переводят на свежий травостой. Стравливать травостой в пределах загона лучше по частям, чтобы животные всегда имели свежую, незатоптанную траву.

НГ

Крестьяне прогнозируют проблемы с переделом земли

Одна из поправок в земельное законодательство, которую в ближайшее время должны оценить депутаты Парламента, призвана исправить сделанную ранее стратегическую ошибку. Она заключалась в том, что участки пахотной земли частникам государство выделяло слишком близко к населенным пунктам. Что называется, «под урез». Сельчанам негде было пасти скот, а многие и двадцать лет назад, и сейчас живут подсобным хозяйством. Есть идея пастбища вернуть. Но для того чтобы кому-то отдать, надо у кого-то отнять.

Будут выкупать

Как именно могут развиваться события, предприниматели обсуждали недавно на заседании круглого стола, организованного обкомом Коммунистической народной партии Казахстана.

Разговор шел в целом о рациональности землепользования в области, как это контролируется, какие есть проблемы. Одна из тех, что волнуют предпринимателей, — это идея, которая стала частью законопроекта о внесении изменений в земельное законодательство и касается восстановления и расширения пастбищ вокруг населенных пунктов.

Сейчас она формулируется так: эти земли, являющиеся землями сельхозназначения, есть намерение изымать под грифом «на государственные нужды». Это, значит, бесплатно? Так звучал первый же вопрос, который волновал предпринимателей, как только полгода назад идея была озвучена общественной республиканской Земельной комиссией.

— По нашим данным, государство все-таки намерено выкупать эти земельные участки, — сказал директор ТОО «Зуевка» Александр БОРОДИН, который к тому же представлял на круглом столе Союз фермеров Казахстана. — Есть все-таки понимание, что нельзя просто взять и забрать земельные участки, законно выделенные арендатору. Земли сельхозназначения имеют свою стоимость, право землепользования у человека может быть заложено. Все не так просто. Сейчас, кроме того, вопрос стоит, в каком радиусе земли вокруг населенных пунктов считать необходимыми и достаточными для пастбищ. Кто-то говорит, нужно отступать 5 км от границы поселка, кто-то другие цифры называет. А ведь все это надо рассчитывать с учетом перспектив развития поселка, наращивания поголовья — в индивидуальном секторе и товарных хозяйствах, а также с учетом нормативов по площадям на условную голову скота.

Раньше, напомнили участники круглого стола, среди которых были и бывшие сельские акимы, вопрос решался проще. При советской власти люди помногу скота не держали — нужды не было. Для пастьбы КРС с подворий отводились небольшие площади, свои территории были у совхозного скота, хозяйство же отвечало за кормовую базу. После сенокоса убранные клетки становились выпасами, ими и население пользовалось, никто не делился. Настали другие времена: совхоз заместился частным хозяйством и возникли неразрешимые проблемы. Они были усилены еще и «рвением» некоторых сельских акимов, которые шустро раздали лакомые земельные участки по своим людям, отмечали участники встречи.

Уже пробовали

Кстати, опыт по расширению выпасов уже в наши времена есть. И он не очень удачный. Конфликты по поводу нехватки таких земель для нужд населения выливались в судебные разбирательства. Вскрывались факты, что земля под распашку уходила незаконно, ее возвращали в распоряжение сельских акиматов.

— В 2012 году мы были наделены такой функцией — проверяли акиматы сельских округов. Отменили много их постановлений, которыми пастбища населенных пунктов были отданы частникам, — припомнил и. о. руководителя управления контроля за использованием и охраной земель Габдылкадим МАГЗУМОВ. — Земли вернулись. И что — многие стоят сейчас, бурьяном заросшие. Денег не было обрабатывать их надлежащим образом.

— И дело не только в деньгах, — поддержал выступавшего Бородин. — Дадут сельским акимам средства. А кто будет грамотно заниматься пастбищеоборотом, кто будет обрабатывать эти земли? Это же не просто выгнать коров на лужок и забыть. Его надо засевать, убирать. Не как сейчас, когда по 15-30 лет у нас пастбища не обрабатываются.

Индивидуальный подход

Еще одна проблема существует, связанная с усилением развития животноводства, о котором в Казахстане так много говорят в последние годы. Сельские предприниматели, получив от государства целевым назначением землю в том числе и на содержание скота, использовали ее преимущественно для выращивания зерновых. С 2011 года в РК проходили разного рода ревизии земельных угодий. В итоге сельхозпроизводителей обязывают либо заняться животноводством, либо вернуть часть земли в госфонд для перераспределения.

— Однако, когда мы изучали проблематику, беседовали с людьми, которые заявляют, что на их землях, где вроде бы предусмотрены пастбищные угодья, нельзя заниматься животноводством, — сказал первый секретарь обкома КНПК Алпысбай АЛИМБАЕВ. — Пастбищами считаются лиманные земли, неудобья, которые к тому же не представляют собой единый массив, а разбросаны — в одном месте 20 га, в другом — 30. Если хозяйство небольшое — на 800-900 га, то выделить ему из пахоты 100 га на животноводство проблематично. Что делать? Готовиться к наказанию, штрафам?

— Мы стараемся работать с учетом таких частностей, — ответил Магзумов. — Бывает, что действительно невозможно ничего сделать. Но чаще всего крестьянам необходимо все-таки освоить систему севооборотов, сделать проект внутрихозяйственного землеустройства.

Впрочем, другие участники обсуждения засомневались в том, что это реально. Большинство мелких крестьян в области, да и многие средние предприятия слыхом не слыхивали ни о книгах истории полей, ни о проектах внутрихозяйственного землеустройства. Такова реальность.

Напомним, КНПК, устроившая это обсуждение, имеет фракцию в Парламенте. Есть надежда,что таким образом голоса снизу все-таки донесутся до депутатского олимпа.

Справка «НГ»

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 10 млн 780 тыс. га, или 55% всей территории Костанайской области. Это именно угодья, распределенные в землепользование. Из них статус пашни имеют 5 млн 907 тыс. га, 4 млн 390 тыс. га — пастбища.

В области — 593 населенных пункта, они размещаются на 1,5 млн га, в которые входят и пастбища поселков.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *