Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Комментарий к статье 219 Кодекса Административного Судопроизводства РФ

Комментируемой статьей установлены общие и специальные сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Общий срок обращения с административным исковым заявлением в суд составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Комментируемой статьей установлен сокращенный десятидневный срок обращения в суд с административным исковым заявлением со следующими требованиями:

— об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования — срок исчисляется со дня принятия соответствующего решения;

— о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов;

— об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, — срок исчисляется со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В ч. ч. 5 — 8 комментируемой статьи установлены правовые последствия пропуска срока обращения в суд по данной категории административных дел, порядок восстановления этого срока.

Отметим, что ранее действовавшей ст. 256 ГПК РФ устанавливался только общий срок обращения в суд с аналогичными заявлениями, который также составлял три месяца.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 08.06.2015 N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ признана не соответствующей ст. ст. 45, 46 (ч. ч. 1 и 2), 52 и 53 Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу <1>.

———————————
<1> СЗ РФ. 2015. N 25. Ст. 3736.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 24 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что, принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

При этом необходимо учитывать, что, помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд, действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»).

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства <1>.

———————————
<1> БВС РФ. N 4. 2009.

Заявление о восстановлении срока по административным делам

Подготовить самостоятельно заявление о восстановлении срока по административным делам не составит труда, когда причины пропуска этого срока являются уважительными.

Одной из особенностей административного судопроизводства является установление разных сроков, в течение которых может быть подан административный иск. Срок зависит, в первую очередь, от категории дела административного судопроизводства. Сроки подготовки и подачи административного иска устанавливает раздел IV КАС РФ, который посвящен особенностям производства по отдельным категориям административных дел.

До октября 2019 г. особенностью дел административного производства являлось то, что процессуальные сроки не подлежали продлению. Сейчас ситуация изменилась. И административный истец или ответчик могут продлить процессуальный срок. Но единственной возможностью совершить процессуальное действие в виде подачи административного иска при пропуске срока – это одновременная подача заявления о восстановлении срока по административным делам.

Скачать образец:

Заявление о восстановлении срока по административным делам

Пример заявления о восстановлении срока по административным делам

В Фокинский районный суд г. Брянска Брянской области Административный истец: Беседина Дарья Викторовна, 02.07.1995 г.р., место рождения: г. Брянск, образование: высшее юридическое, адрес: 241020, г. Брянск, ул. Ленинградская, 162, 4, тел. 69874684 Административный ответчик: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска, адрес: 241021, г. Брянск, пр. Ленина, 4, ОГРН 78963524163, тел. 5469541351 в рамках административного иска

Заявление о восстановлении срока по административному делу

В целях защиты и восстановления принадлежащих мне жилищных прав я подаю в Фокинский районный суд г. Брянска административный иск к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о признании незаконным приказа вышеуказанного муниципального органа от 12.10.2021 г. № 1434.

В соответствии со ст. 219 КАС РФ по административным искам об оспаривании решения органа власти срок обращения в суд составляет 3 месяца.

Приказ № 1434 вынесен 12.10.2021 г., информация направлена в мой адрес почтовой связью 14.10.2021 г., при этом копия самого приказа мне не направлялась. В период с 01.10.2021 г. по 30.12.2021 г. я находилась в г. Москва по личным обстоятельствам (справка о временной регистрации прилагается). Письмо получено мною только 31.12.2021 г.

11.01.2022 г. после праздников я в письменном виде обратилась в Комитет с целью получения копии приказа, ответ на мое обращение поступил мне только 16.02.2022 г. Жалоба о признании вынесенного приказа незаконным направлена 20.02.2022 г. Главе Администрации г. Брянск. Информация об отрицательном результате рассмотрения жалобы поступила почтовой связью 31.03.2022 г.

Таким образом, предоставленный КАС РФ 3-месячный срок для обращения в суд пропущен мною по уважительным причинам: неосведомленностью до 31.12.2021 г. о вынесенном решении, истребованием копии приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства для выяснения причин вынесения решения, несвоевременностью рассмотрения направленной в досудебном порядке жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.95, 219 КАС РФ,

Прошу:

  1. Восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным приказа Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
  2. Принять административное исковое заявление Бесединой Дарьи Викторовны к Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Брянска о признании незаконным приказа вышеуказанного муниципального органа от 12.10.2021 г. № 1434 о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Приложение:

  1. Копия заявления о восстановлении срока
  2. Справки ГУ МВД г. Москва о регистрации по месту пребывания
  3. Копия заявления от 11.01.2022 г. о выдаче копии приказа от 12.10.2021 г. № 1434
  4. Информация Комитета ЖКХ с уведомлением о вручении от 16.02.2022 г.
  5. Копия жалобы Главе Администрации г. Брянска от 20.02.2022 г.
  6. Ответ на жалобу и уведомление о вручении от 31.03.2022 г.

05.04.2022 г. Беседина Д.В.

Как составить заявление о восстановлении срока по административным делам

Пропущенный процессуальный срок восстанавливается только при уважительности причин. Соответственно, заявитель обязан предоставить в соответствующие доказательства невозможности совершить процессуальное действие вовремя.

Какие именно причины признаются уважительными, целиком зависит от мнения суда. Это могут быть: документы о временной нетрудоспособности (например, административный истец находился на стационарном лечении), о нахождении в командировке (т.е. не был вовремя уведомлен о действиях административного ответчика, а, значит, не знал о нарушении своих прав и свобод). Возможно, обратиться в суд мешали форс-мажорные обстоятельства (пожар, наводнение и др.).

Личные и семейные обстоятельства также могут быть приведены в качестве уважительных причин. При условии их документального подтверждения: тяжелая болезнь близкого родственника (в том числе, любого лица, который признан членом семьи нанимателя (собственника)) и осуществление ухода за ним.

По административным искам несвоевременность рассмотрения жалобы на оспариваемое действие вышестоящим органом всегда является уважительной причиной. Поэтому копии запросов и ответов во все организации на досудебной стадии обязательно предоставляются в суд.

Заявление о восстановлении срока по административным делам заинтересованное лицо либо составляет на отдельном документе (как в примере). Либо соответствующее ходатайство он излагает в тексте административного иска (иного ходатайства). Письменные доказательства (обращаем внимание еще раз) тех обстоятельств, на которые ссылается административный истец, обязательны.

Как подать заявление о восстановлении срока по административным делам

Наиболее оптимальным способом подать заявление о восстановлении срока по административным делам является предоставление его на отдельном документе одновременно с административным иском. Заявление подается в тот же суд, который будет рассматривать административное дело и определен по правилам подсудности.

Заявление о восстановлении срока по административным делам должно быть подано и при пропуске срока обжалования по административному делу (любой его стадии).

Дайте, пожалуйста, разъяснение по применению срока подачи административного иска

Здравствуйте Алексей.

Порядок восстановления срока для обжалования, урегулирован федеральным законодательством.

Согласно статье 95

Кодекса административного судопроизводства, N 21-ФЗ

РФ:

1. Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

2. Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.

3. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (поданы жалоба, заявление, представлены документы).

4. На определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении может быть подана частная жалоба.

Соответственно придется обосновывать уважительность причины пропуска срока указанного в законе,

«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

КАС РФ Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

при этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства:

Возможность восстановления пропущенного по уважительной причине процессуального срока не является ограничением права на судебную защиту, предусмотренного ст. 46 Конституции РФ.

В соответствии с комментируемой статьей восстановлению подлежит лишь процессуальный срок, который установлен КАС.

Пропущенный для совершения процессуального действия срок, предусмотренный КАС, может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин.

Отнесение причин пропуска процессуального срока к уважительным или неуважительным является прерогативой суда.

В качестве уважительной причины пропуска срока на обжалование рассматривается несвоевременное получение лицом, участвующим в деле и не присутствующим при оглашении судебного решения, копии этого судебного акта (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2006 г.).

Для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска срока на подачу апелляционной жалобы могут быть, в частности, отнесены:

обстоятельства, связанные с личностью лица, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.);

получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных апелляционных жалобы, представления;

неразъяснение судом первой инстанции порядка и срока обжалования решения суда; несоблюдение судом срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или срока высылки копии решения суда лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, если такие нарушения привели к невозможности подготовки и подачи мотивированных апелляционных жалобы, представления в установленный для этого срок.
https://www.zakonrf.info/kas/9…

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *