Тьюторство в образовании — это что такое? Описание
На фоне стремительно развивающихся возможностей современного мира, резко расширившегося многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давно созревшую проблему – исключить обезличенность массовой школы.
Сегодня от учеников требуется новое качество – стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении. Но как должен измениться учебный процесс, чтобы обеспечить выполнение этих требований?
В российском образовании появились новые должности
Индивидуализация обучающих программ привела к появлению новых, неведомых до сих пор профессий в образовательной сфере. В нашей стране присутствует довольно яркая тенденция все «американизировать». В результате понятие «индивидуальные занятия» постепенно вытесняет термин «коучинг», а учителя и педагоги перевоплощаются в тьютеров. Однако, если «коучеры» укрепились в области бизнеса, то что же такое тьюторство в современном образовании? Чем будет заниматься тьютор в детском саду, школе или вузе?
Кто такой тьютор?
В переводе с английского tutor означает «домашний учитель, наставник, опекун». Происхождение этого слова идет от латинского tueor – заботиться, оберегать, связано с понятием «защитник» или «покровитель». Таким образом, тьютор выполняет посредническую роль и выступает в качестве помощника учащегося, его консультанта и организатора эффективной учебной деятельности. Именно деятельность наставника отвечает важным аспектам образовательного процесса ученика.
Особенности профессии
Тьюторство в образовании – это принципиально новый вид педагогической деятельности. Свое применение находит в работе с проблемными семьями, детских дошкольных учреждениях, школах, колледжах, в сфере дополнительного или профессионального образования, в высших учебных заведениях.
На сегодняшний день рассматривается несколько аспектов тьюторства в образовании. Это, во-первых, компенсаторная деятельность, направленная на разрешение трудностей с успеваемостью, дисциплиной или организацией дополнительных занятий. Задача наставника — помочь преодолеть несоответствие между учебной программой и реальными возможностями ученика.
Во-вторых, тьютор должен суметь помочь решить проблему развития личностного потенциала средствами просвещения – организовать «избыточность» образовательной среды, чтобы ученик смог открыть для себя что-то новое и заинтересоваться учебным процессом. Здесь подразумевается помощь в направлении воплощения проектной и исследовательской деятельности.
В-третьих, тьюторство в системе образования подразумевает формирование процесса работы, направленное на достижение конечного результата. Таким образом, обучающийся должен пройти путь культурного, профессионального и личностного самоопределения. Сопровождение непрерывно длится в течение всего образовательного процесса.
Дошкольное образование
Что такое тьюторство в дошкольном образовании? Новый вид педагогической деятельности проявляется там, где необходимо индивидуализировать любой учебный процесс. Детские сады и дошкольные заведения не являются исключением. Напротив, именно здесь задается личностный старт маленького человечка: наставник запускает механизмы совершенствования ребенка, поддерживая и помогая освоить ресурсы социума для самостоятельного познания и личностного развития.
Чтобы добиться эффективных результатов в работе с конкретным малышом, тьютор-воспитатель должен изучить его жизненную среду и помочь преодолеть дефицит опыта или, наоборот, укрепить и развить сильные стороны личностного потенциала. При этом не стоит забывать, что нормальное обучение не может происходить без участия родителей. Поэтому специалист будет их привлекать, консультировать и ориентировать в том или ином обучающем процессе.
В работе с каждым конкретным ребенком тьютором составляется индивидуальная программа (маршрут) развития с учетом возрастных и личностных особенностей малыша. Разработка производится таким образом, чтобы расширить детский кругозор и максимально стимулировать заинтересованность ребенка к самостоятельному познанию в обучении.
Дополнительное образование
Благодаря тому что система дополнительного образования не имеет четких государственных стандартов, именно эта область обучения позволяет индивидуализировать учебный процесс. Здесь доступно обучение по гибким, вариативным методикам: каждому ребенку гарантированы свободные темпы и глубина освоения образовательных программ.
Тьюторство в дополнительном образовании способствует применению личностно-ориентировочных технологий и способствует развитию собственного потенциала.
Принципы личностного развития ребенка
Тем не менее для наиболее эффективного решения задач образовательного процесса и достижения поставленных целей педагог должен выстроить определенную коммуникационную систему – наладить связь со своими подопечными. Общение с ребенком должно основываться на таких принципах, как:
- Признание безусловной ценности. Ребенок должен чувствовать свою значимость.
- Безоценочное суждение. Нельзя судить ребенка, основываясь на собственном мнении, объективность оценки его мыслей и действий способствует творческому развитию малыша.
- Свобода самовыражения. Каждый педагог дошкольного образования должен всячески поддерживать выражение собственного «Я» ребенка.
Исходя из этого, можно смело говорить о том, что компетентность наставника будет способствовать эффективной индивидуализации процесса обучения и развитию личности малыша.
Инклюзивное образование. Стремление к самостоятельности
Сегодня в системе российского обучения активно применяется практика, обеспечивающая доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями в обычных школах. Тьюторство в инклюзивном образовании дает возможность детям с инвалидностью нормально адаптироваться в социуме. Вместе с тем у здоровых детей развивается чувство толерантности и ответственности.
Поэтому в школьной среде зачастую возникают ситуации, когда присутствие педагога-наставника жизненно необходимо ребенку. В первую очередь подобная проблематика касается ребятишек, имеющих ограниченные возможности. Однако это вовсе не означает, что тьютор — ежеминутно обслуживающая, заботливая нянька. Задача наставника — поддерживать в ученике стремление к самостоятельности.
Тьюторство в профессиональном образовании: перспективы развития
В очень многих российских вузах образовательный процесс являет собой разрозненную, а не целостную структуру. Получается так: студент изучает какие-то дисциплины, которые как-то относятся к получаемой специализации, но для самого обучающегося это отношение остается невыявленным. В результате окончивший обучение специалист, хоть и изучил очень много предметов, но связать их между собой не может.
Сегодня тьюторство в образовании – это реализация основных программ вузов, где студент может самостоятельно выбрать дисциплины, влияющие на будущий профиль. В профессиональном обучении такая тенденция становится весьма востребованной. В связи с этим современный непрерывный процесс получения знаний требует упрочнения позиции тьютора как полноценного участника.
Именно этот специалист является выразителем интересов обучающегося. Его работа заключается в помощи, консультациях и организации эффективного учебного процесса, траекторию которого должен выстраивать сам студент.
Однако фактически на сегодняшний день не все российские вузы готовы иметь в своем штате тьютора. Во-первых, это немалые дополнительные расходы. Во-вторых, многие пока не понимают, какую позицию он занимает, что будет делать и какие проблемы можно решить, введя его в структуру учебного заведения.
Кто может быть тьютором?
Как уже говорилось, тьюторство в образовании – это индивидуализация учебного процесса под конкретного ученика. К основным задачам наставника относятся определение круга интересов учащегося, координация его самостоятельных занятий и оказание помощи при выборе специализации. Однако кроме этого, тьютор помогает ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Для учащегося он чаще всего становится психологом. Поэтому данный специалист обязательно должен иметь специальную тьюторскую или психолого-педагогическую подготовку.
Тьютором может стать работник-педагог, способный оценить и поддержать собственный выбор ученика, стремление к самостоятельности и его активность. Это может быть классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог или учитель-предметник.
Тьюторство и консалтинг в образовании
Деятельность любого учебного заведения, независимо от формы собственности, обязательно подлежит лицензированию и находится под контролем государства. В ходе регулярных проверок учебного заведения на предмет оценки качества образовательного процесса, использования современных методик обучения, качественного состава работников-педагогов и соответствия уровня образования проверяющие органы проводят необходимое консультирование руководящего состава.
Консалтинг в образовании и тьюторстве имеет свои особенности, обуславливаемые определенной спецификой. С одной стороны, сами учебные заведения предоставляют консалтинговые услуги определенным группам населения, а с другой – сами структуры и их сотрудники могут стать потребителями консалтинга.
Сегодня консалтинг в образовании развивается таких направлениях, как:
- Педагогическое.
- Социально-педагогическое.
- Психологическое.
- Управленческое.
Помощь консалтинговых структур может понадобиться учебным заведениям при разработке индивидуальных программ развития ребенка, адаптации ученика, сопровождении и консультировании, проведении различных видов диагностик и исследований с целью обобщения опыта или введении инновационных технологий и методик.
Как найти ребёнку инвалиду тьютора и кто за него заплатит
Кто такой тьютор для ребёнка инвалида и где найти этого человека? Сам термин появился в нашей жизни не так давно, а тьюторство только развивается, проходя через сложные этапы проб и ошибок. Может ли мама ребёнка быть одновременно ему тьютором и что по этому поводу думают специалисты? Об этом и многом другом – в этом материале от Invaworld.
Индивидуальное сопровождение и тьюторство: чем они отличаются?
Если у ребёнка есть трудности с самостоятельным обучением – то ему потребуется индивидуальное сопровождение. Обычно оно положено детям с так называемым ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Этот статус присуждается на ПМПК . ОВЗ не означает инвалидности и вместе с тем, ребёнку с инвалидностью тоже может быть присвоен такой статус.
Какие виды индивидуального сопровождения возможны:
- ассистент-помощник. Его задача – помочь в передвижении и проблемах с мелкой моторикой. Но с таким помощником ребёнок все же осваивает программу самостоятельно, а помощник нужен только для преодоления расстояния между классами, посещения санузла, раскладывании учебников;
- тьютор. Это человек, которые помогает ребёнку усваивать знания, сохранять внимание на уроке, выполнять учебные задания. Такой помощник нужен, к примеру, при аутизме. Он не просто помогает своему подопечному, но и адаптирует под него программу, а для этого требуются особые знания и полный контакт не только с педагогами, но и с психологами, логопедами. Такой специалист является частью педагогического коллектива школы и должен иметь специальную квалификацию и профильное образование.
Если ассистентом помощником вполне может быть один из родителей ребёнка или ближайший родственник, то тьютор – это профессионал, имеющий особые навыки.
Бывают ситуации, когда ребёнку с особенными возможностями требуется и помощник и тьютор – обычно в случаях, когда физический недуг сочетается с недостатками в умственном развитии.
Фото: ria56.ru
Как добиться тьютора для ребёнка: возможные варианты
Есть два способа получить тьютора для ребёнка инвалида. Самый очевидный – получить соответствующее заключение на ПМПК. Но не во всех регионах в такие комиссии входят медики, так что следует при подготовке к комиссии заручиться соответствующей рекомендацией от лечащего врача. К примеру, в Москве на ПМПК требуют справку по форме 297, в которой как раз зафиксированы медицинские рекомендации, в том числе — о необходимости присутствия ассистента или тьютора. Обратите внимание: эта рекомендация вписывается в графу «специальные условия обучения». И даже если в вашей ПМПК присутствует врач, лучше все таки подготовить эту справку от медика, который хорошо знает вашего ребёнка, а не видит его впервые.
Дополнительно обязательно подготовьте к ПМПК другие доказательства того, что ребёнок нуждается в особой помощи: характеристику из детского сада, какие-то работы, письменные или художественные.
Вы можете столкнуться с мнением, что тьюторство положено только при определённых диагнозах. Это не верно, потому что ни в каких стандартах это не прописано, а в ФГОСе тьютор описан как специалист, помогающий детям с ОВЗ и только, без указания каких-либо диагнозов.
Изучите вот такие важные для решения этого вопроса документы: Письмо Минобразования ТС-551/07 от 20.02.2019 года и Приказ Минобразования 1015 от 30.08.2013. Возьмите эти документы с собой на комиссию для аргументированного разговора.
Второй вариант, если не получилось на ПМПК – это обратиться непосредственно к консилиуму педагогов в вашей школе, так как он тоже имеет полномочия предоставить ребёнку тьютора, а директор учреждения может ввести дополнительную штатную единицу для этой цели. Это более сложный вариант, но есть масса примеров, когда это сработало.
Чтобы получить такую помощь, обратитесь с письменным заявлением к директору школы и лучше сделать это заранее, потому что по закону у школьной администрации месяц на рассмотрение. Учитывая сложности в введении дополнительной единицы в штат, специалисты рекомендуют начать заниматься этим вопросом за год до поступления ребёнка в школу.
Фото: mrc-zdorovie.ru
Тьютор не обязательно будет индивидуальным
Министерство образования прописало в своём приказе, о котором мы уже упоминали, что тьютор может работать и с группой до 6 человек. Обычно такую должность вводят в специализированных классах инклюзивного или коррекционного обучения.
На практике школы вводят ставку тьютора и назначают ему работу с детьми с ОВЗ разного возраста, так что помощник может присутствовать только на некоторых, а не на всех уроках. По факут такой подход нарушает права ребёнка и вы вправе обратиться к педагогическому совету с просьбой о назначении индивидуального помощника.
Сколько стоит нанять индивидуального тьютора
Все перечисленные варианты касались получения бесплатных услуг. Но есть и возможность нанять тьютора самостоятельно. Будьте готовы к тому, что это не дёшево. Сократить расходы, в принципе, можно за счет благотворительных и общественных организаций, но получить от них помощь не так просто.
К тому же, нанятый извне тьютор наверняка столкнётся с проблемами в учительском коллективе. Когда планируете поступление ребёнка в школу, обратите внимание на учебные заведения, которые принимают участие в инклюзивных программах совместно с такими благотворительными организациями, все будет намного проще.
Если посмотреть рынок предложения тьюторских услуг – то стоимость варьируется от 350 до 500 рублей в час.
Фото: mmom.ru
Почему родитель не должен быть тьютором
Вы наверняка столкнётесь с таким предложением от самой школы. Но практика показывает, что ребёнок может не воспринимать родителя как педагога, а это станет серьёзным препятствием к его успешному обучению. Да и отношение у учителей к такому тьютору будет не совсем правильным, они будут прежде всего видеть родителя и не воспринимать обоснованные претензии.
А кроме прочего, постоянное нахождение и контакт с ребёнком круглые сутки быстро истощают родителей и даже их самые искренние педагогические порывы сводятся к поражению. И между прочим, предлагая этот вариант вам, школа в большинстве случаев рассчитывает на то, что для своего ребёнка вы будете работать бесплатно.
А вы пользовались услугами тьютора? Поделитесь с нашими читателями своим мнением о пользе такого помощника в комментариях!
![]() |
![]() Дети с диабетом скоро не будут проходить переосвидетельствование |
![]() Как получить бесплатную путевку в санаторий для ребенка инвалида в 2019 году |
![]() Больничный лист по уходу за ребенком инвалидом |
В каких случаях ребёнку необходим тьютор
Английское слово tutor переводится как «наставник». Концепт тьюторства может показаться новомодным явлением, но он существовал ещё в XII веке. К студентам Оксфорда и Кембриджа уже тогда прикреплялись специальные люди, которые помогали им выстроить образовательный маршрут и идти по намеченной траектории.
Многие путают тьютора с репетитором или куратором. Принципиальная разница заключается в том, что тьютор помогает определиться с профилем обучения и поставить цели, куратор поддерживает на пути к их достижению, а репетитор занимается непосредственным обучением детей.
Давайте разберёмся, кому положен тьютор в школе.
Как понять, что школьнику нужен тьютор
Вариант 1. Не знает, чего хочет
Бывает, что ученику нравится несколько предметов, мало связанных между собой, например, дисциплины и гуманитарной, и физико-математической, и естественно-научной областей. А бывает, что не даётся ни тот ни другой профиль. Распространённая ситуация: девятиклассники наугад выбирают предметы для сдачи ОГЭ, потому что им сложно понять, в какую сторону двигаться. И ладно ОГЭ — но ведь через пару лет придётся сдавать ЕГЭ, который влияет на дальнейшее поступление в вуз и карьеру.
Государственная итоговая аттестация: всё, что нужно знать →
Тьютор поможет определиться с желаемым и найти специальность по душе исходя из склонностей и задатков ребёнка. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» тьютор раскрывает сильные стороны ученика на основе диагностики Skillfolio. Ребёнок выбирает профиль обучения и фокусируется на нужных предметах.
Вариант 2. Не уверен в будущем
Вполне естественно, что у подростков по мере взросления возникают страх и сомнения по поводу того, какой путь выбрать.
Современная система образования требует, чтобы школьники определились с направлением карьеры довольно рано, даже не достигнув совершеннолетия. Серьёзная ответственность за выбор ложится на плечи детей тяжёлым грузом.
Тьютор задаст вектор развития и подскажет, в каком направлении стоит двигаться, проконсультирует по вопросу выбора будущей профессии.
Вариант 3. Отсутствует интерес к учёбе
Нередка ситуация, когда школьник ходит на занятия как на каторгу. Уроки кажутся скучными, а преподаватели занудными. Ученик считает минуты до конца занятия и смотрит в окно.
Эта проблема разрешима: нужно индивидуализировать процесс исходя из того, что интересно ребёнку. Тьютор может научить учиться, показать ценность образования на практике и подобрать индивидуальную программу.
Это поможет ребёнку загореться учёбой и получать наслаждение от новых знаний. Образовательный процесс превратится в удовольствие.
Тьюторство в обычной школе
Тьюторство проникает в разные сферы образования: дошкольное, школьное, высшее, семейное. Рассмотрим, как получить тьютора в школе.
Работа тьютора чаще всего заключается в том, что он курирует развитие назначенных учеников на протяжении нескольких лет учёбы, часто — с первого класса до выпуска.
Многие наслышаны про работу школьных тьюторов в учебных организациях для особых детей: гениальных или с проблемами со здоровьем. Тьюторы сопровождают их, обсуждают проблемы, корректируют образовательный путь.
Если ребёнок одарённый или нуждается в индивидуальной помощи из-за состояния здоровья, то добиться назначения тьютора будет легче. В школе тьютор должен быть выделен каждому учащемуся, который получил соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). При наличии таких рекомендаций родители могут направить в администрацию школы заявление в письменном виде с просьбой организовать тьюторское сопровождение. Хорошая организация будет заинтересована в том, чтобы пойти навстречу.
Если в школе отсутствует тьюторство, можно выступить с предложением организовать такую практику на родительском собрании, ведь специализация тьютора не ограничивается взаимодействием с ребятами, которые отличаются от остального коллектива.
Тьюторство в экстернате и домашней школе «Фоксфорда»
Мы уже упомянули, что тьюторство популярно и на семейной форме обучения. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребёнок может заниматься с тьютором вне зависимости от того, есть ли у него выдающиеся способности или ограничения по здоровью.
В «Фоксфорде» ребёнок уже на первой консультации с тьютором узнает свои сильные стороны, способности и навыки, которые стоит развивать. В результате можно будет построить индивидуальный образовательный маршрут.
Работа с тьютором индивидуальна, количество встреч будет зависеть от конкретного ребёнка. Программа тьюторского сопровождения может включать в себя до 9 тьюториалов — консультаций с тьютором.
Записаться на консультацию →
Резюме
Тьютор — соратник школьника. Он сопровождает ребёнка в обучающей среде, помогает ему не терять учебную мотивацию и понимать, что он хочет получить от школы и занятий в целом.
Тех, кому положен тьютор, можно условно разделить на три категории. Одни школьники не знают, чем заниматься в будущем, другие испытывают страхи и сомнения по поводу специализации, а кому-то вообще неинтересно учиться.
То, как получить тьютора, зависит от того, на какой форме обучения находится ребёнок. В обычной школе тьютора чаще прикрепляют к детям с одарённостью или же с заболеваниями. На семейном образовании легче получить услуги тьютора вне зависимости от характеристик ученика.
Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалисту, если ребёнок нуждается в наставничестве и поддержке. Профессионал поможет эффективно двигаться вперёд.
Образцы документации тьютора в ОУ.Ведение документации.
Документация тьютора и ее ведение
Одно из направлений деятельности тьютора в инклюзивном ОУ – это ведение документации, сопровождающей пребывание ребенка с ОВЗ, отражающей организацию и содержание образовательной, коррекционно-развивающей работы, степень адаптации и развития ребенка, этапы и особенности социализации, работу с родителями, со сверстниками ребенка.
Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.
Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: групповых и индивидуальных занятиях, в режимных моментах и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.
Материалы дневника наблюдения могут быть представлены на заседаниях ППк ОУ и ЦПМПК, предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.
Разумеется, тьюторы широко применяют и другие виды документации, например, анкеты и опросные листы, различные тестовые материалы при использовании элементов педагогического и психологического исследования в своей работе, экспертные карты и т.п.
Примерная документация тьютора:
-
1. программа (план) тьюторского сопровождения обучающегося ( на каждого воспитанника/обучающегося) (Разрабатывается или составляется тьютором на основании рекомендаций ЦПМПК;ИОМ(СИПР); с учетом рекомендаций ИПРА, если ребенок- инвалид);
-
2. план работы с воспитанником/обучающимися на месяц (приложение№ 1);
-
3. дневник наблюдений ( приложение № 2);
-
4. журнал учета посещаемости детей (приложение № 3);
-
5. материалы мониторинга образовательных результатов и эффектов индивидуализации образования обучающихся (приложение № 4)
-
6. анализ выполнения образовательной программы (требований ФГОС) обучающимися .(Выполняется в форме аналитической справки три раза в год: 1)после завершения адаптационного периода (сентябрь-октябрь); 2) после промежуточной диагностики (январь-февраль); 3) окончание учебного года (май-июнь)
Документация тьютора № 1
ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКОМ НА ___октябрь___2017г.
(месяц)
Тьютор_______ Петрова Наталья Михайловна ________________/ДО № 2 детский сад 997___________________
(Ф.И.О. педагога)
Воспитанник_________Смирнова Мария__________/ДО № 2 детский сад 997 группа №__2_______
(Ф.И. ребенка)
рекомендации
коррекционных специалистов: логопеда/дефектолога/психолога
творчество
научиться самостоятельно мыть руки с мылом;
научиться застегивать верхнюю одежду;
научиться самостоятельно правильно держать чашку и ложку
научиться здороваться при встрече;
принимать участие в кратковременных коллективных играх со сверстниками
учиться убирать за собой рабочее место после выполнения работ ( убирать предметы в ящик стола);
учиться правильно делать захват карандаша
Логопед: следить за правильным произношением поставленных звуков, обращать внимание на неверное произношение слов
Дефектолог: тренироваться в нахождении предметов по одному заданному признаку ( цвету- зеленые предметы)
Совместное выполнение работы из природного материала (семечки и желуди) и пластилина «Ежик» к выставке творческих работ «Дары Осени»
Заполнено как образец *
Документация тьютора № 2
ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ
Тьютор___Петрова Наталья Михайловна_____________/ДО № 2 детский сад 997___________________
(Ф.И.О. педагога)
Воспитанник_________Иванов Иван ____________________/ДО № 2 детский сад 997 группа №___2_____
(Ф.И. ребенка)
деятельность ребенка в режимные моменты
и в непосредственной образовательной деятельности
проблемные ситуации
и способы выхода из них
вопросы,
требующие коллегиального решения
в группе
4 часа
с 8.30 до 12.30
Прием ребенка в группу. Настроение хорошее, сразу пошел играть с детьми
Завтрак. Отказывался от еды, капризничал, самостоятельно есть не мог
НОД.Рисование. Разбросал карандаши, не слушал рассказа воспитателя, кричал
НОД Музыка. В муз.зал шел с удовольствием, на занятии пытался выполнять задания педагога, услышав звуки бубна- заплакал, пытался уйти
Прогулка. На улицу долго не хотел идти, капризничал, уговорили выйти на улицу катать грузовичок с песком.
Проблемная ситуация: Отказ от выполнения предлагаемых воспитателем / педагогом действий.
Выход: переключение внимания, использование приятного момента для решения сложившейся ситуации. » на прогулке катали грузовичок- играли в водителя на стройке, т.к. ребенку нравится спец.техника
Как выйти из ситуации, когда ребенок мешает другим детям, проявляя негативные поведенческие реакции во время занятия?
Заполнено как образец *
Документация тьютора № 3
ЖУРНАЛ УЧЕТА ПОСЕЩАЕМОСТИ ДЕТЕЙ
Тьютор___________ Петрова Наталья Михайловна ___________/ДО № 2 детский сад 997___________________
Ф.И. ребенка/
группа№
прием ребенка
Время прихода/Кто привел (родители)/ Общее состояние ребенка,
его настроение/ Вопросы родителей
уход ребенка домой
Время ухода/ Кто забрал ребенка(родители)/ Общее состояние ребенка, его настроение/ Рекомендации педагогов/специалистов
Подпись родителей
Подпись родителей
Иванов Иван/
группа № 2
8.25.Ваню в группу привел папа. Ребенок сонный, плаксивый, со слов отца долго не мог проснуться. Папа просил обратить внимание на физич.состояние ребенка и оперативно прореагировать – позвонить.»Трет глаза- возможно аллергия»
12.40. За Ваней пришла бабушка. Ребенок был на прогулке Мальчик не хотел уходить домой без игрушечного грузовика с которым был на улице. Передали просьбу педагога- психолога подойти родителям на индивидуальную консультацию в удобное время
Смирнова Мария /
группа № 2
8.40 Девочка пришла в детский сад с мамой. Веселая, напевала песенки, ждала музыкального занятия
11.10 Машу забирала мама в тот момент, когда дети оделись на прогулку. Девочка помахала всем рукой- попрощалась до завтра. Передали маме просьбу мед.работника обратиться в мед.кабинет по вопросу плановых прививок
Заполнено как образец *
Документация тьютора № 4
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЭФФЕКТОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Тьютор___Петрова Наталья Михайловна_____________/ДО № 2 детский сад 997___________________
(Ф.И.О. педагога)
Воспитанник_________Федотов Петр ____________________/ДО № 2 детский сад 997 группа №___2_____
(Ф.И. ребенка)
Дата составления «____»________________20___г.
Разница между возможностями ребенка
и требованиями ФГОС
описание проблемы
возможности ребенка
ресурсы
ограничения
компенсационные возможности
возможные пути преодоления
действия, которые смогли помочь преодолеть трудности
Составляется индивидуально, в каждом конкретном случае.
Какая зарплата у тьютора?
В последние годы в России активно действует программа «Доступная среда». Она предполагает обучение детей с особыми потребностями вместе с их сверстниками с обычными способностями. Поскольку такая система образования связана с определенными трудностями, появилась профессия тьютора. Она позволяет ребятам приспособиться к графику учебы, а также адаптировать в коллективе. Поэтому стоит рассмотреть особенности работы, требования к специалистам, и какая зарплата у тьютора в школе в 2020 году.
Чем занимается тьютор?
Сегодня такие специалисты требуются не только для отстающих, но и особо одаренных детей. В первом случае это помощник в понимании и усвоении нового материала, а также в создании здоровых отношений с другими детьми. Во втором случае усилия тьютора направлены на развитие и совершенствование навыков.
Данная профессия во многом отличается от репетитора. Во-первых, тьютор прикрепляется к конкретному ребенку. Такое сотрудничество начинается с детского сада, а может продолжаться вплоть до получения высшего образования. В зависимости от планируемой и реальной занятости один специалист может курировать развитие одного или нескольких детей. Репетитор может работать с десятками детей в один промежуток времени. И его помощь ограничивается сравнительно небольшим периодом времени.
Во-вторых, целью репетитора является сугубо передача знаний. В обязанности тьютора помимо разъяснения учебного материала входит психологическая помощь, обучение нормам поведения, построению отношений с другими людьми, решении возникающих эмоциональных проблем. Кроме того, специалист должен быть готов при необходимости оказать первую медицинскую помощь, если болезнь ребенка дала о себе знать в самый неподходящий момент.
Хотя в России подобная практика только начала применяться, она уже принесла положительные плоды. Дети, которые, несмотря на ограниченные возможности, учатся наравне со здоровыми сверстниками, становятся более приспособленными к взрослой жизни. А для других детей наличие в классе особых одноклассников становится уроком сопереживания, отзывчивости и чуткости.
Зарплата педагога-тьютора зависит от нескольких факторов. Один из них заключается в месте его проживания. Заработок работников столицы, как правило, выше по сравнению с учителями из провинции. Второй фактор связан с местом работы. Частные заведения могут предложить более высокую зарплату по сравнению с государственными учреждениями.
—
Еще почитать:
Сколько получает лаборант?
Какая средняя зарплата у геолога в России?
Достоинства и недостатки профессии
Все большее число педагогов готово переквалифицировать в тьюторы ввиду ряда причин:
- Такая работа ориентирована на индивидуальные или мелкогрупповые занятия. Это позволяет снизить эмоциональную нагрузку при подготовке и проведении уроков.
- Работа с каждым учеником в отдельности позволяет относительно свободно планировать график и распределять нагрузку.
- Поскольку уже сегодня видны результаты нововведения, спрос на тьюторов растет. Это означает возможность получить стабильную работу по окончанию обучения.
- Одним из преимуществ специальности считается зарплата. В регионах за труд тьютора платят до 33 000 рублей. В Москве показатель достигает 100 000 рублей. Это означает, что даже средняя зарплата тьютора в общеобразовательной школе на порядок выше других преподавателей. А за успехи в работе с ребенком можно рассчитывать и на премии.
К недостаткам профессии относят большое количество времени на подготовку к занятиям. Нередко чтение большого количества педагогической и справочной литературы, а также длительное пребывание в сидячей позе негативно сказываются на здоровье. Если тьютор работает частным образом, то много времени тратится на поиск новых учеников.
Какие навыки нужны для работы тьютором?
Профессия тьютор в первую очередь доступна людям, получившим педагогическое образование. Помимо этого, им предстоит окончить курсы, позволяющие приобрести:
- начальную медицинскую подготовку;
- навыки психолога;
- умение общаться на языке жестов;
- знания азбуки для слабовидящих и другие навыки.
Помимо этого, большое значение имеют личностные качества педагога. Такая работа подходят людям, обладающим:
-
активностью;
- оптимистичным взглядом на жизнь;
- решительностью;
- высоким уровнем культуры;
- склонностью к анализу;
- практичностью;
- спокойствием;
- творческими способностями;
- развитой интуицией.
От тьютора ожидается, что он станет для своего воспитанника другом и советником, а не просто ещё одним учителем. Завоевав доверие ребенка, он сможет лучше понимать его, а также своевременно направлять его шаги в нужную сторону. Это позволит ребенку гармонично развиваться в соответствии с его возможностями. От способности применить знания на практике и достичь поставленных результатов зависит востребованность специалиста, а также его заработок.
Сколько платят тьютору в зависимости от места работы?
Зарплата тьютора в Москве отличается в зависимости от типа и политики учреждения:
- около 35000 рублей в центрах детского развития;
- в пределах 15000-17000 в государственных школах;
- 55000-6000 рублей в частных школах;
- около 60000 рублей в частных детских садах;
- 40000-60000 в колледжах и других учебных заведениях, предоставляющих среднее профессиональное образование;
- около 27000 в высших учебных заведениях.
Согласно статистике, тьютор в столице зарабатывает в среднем 40000 рублей. В других регионах России эта цифра намного скромнее. Она составляет около 27000 рублей.
Заработок тьютора зависит и от размера нагрузки. В детском саду ребенку требуется больше времени, поскольку ему нужна помощь в адаптации в коллективе. Для этого его следует учить, как налаживать отношения, как правильно реагировать на издевательства сверстников, а также вести себя в опасных ситуациях.
Важным этапом в жизни любого ребенка становится поступление в школу. Здесь ему приходится приспосабливаться к новому графику жизни, усваивать много нового материала. От тьютора требуется не только помогать ему в классе, но и учить выполнять домашние задания. Попутно он воспитывается в ребенке самостоятельность и чувство ответственности. Благодаря этому со временем требуется меньше контролировать учащегося, что снижает нагрузку. Поэтому зарплата тьютора в начальной школе за отдельного ученика немного больше, чем в средних и старших классах.
Рекомендуем эти статьи:
Сколько получает гинеколог?
Какая зарплата у автомеханика в месяц?
Рассмотрев, сколько получают тьюторы в России, подведем итоги: на сегодняшний день это новая профессия. Её возникновение связано с новым пониманием в том, как помочь детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества. В задачи таких специалистов входит не только помощь в понимании учебного материала, преподаваемого в школе, колледже или институте, но и формирование правильных моделей поведения. Это позволит ребенку не только общаться с другими детьми, поддерживать дружбу с ними, но и по достижению зрелого возраста успешно работать в коллективе.
По сравнению с представителями других специальностей в педагогике, тьютор должен обладать рядом специальных навыков, которые потребуются в общении с детьми, имеющими серьёзные физиологические или психические заболевания. Немалое значение имеет и качество личности специалиста, которое позволит ему выполнять работу искренне, что определяется и ценится детьми.
На сегодня профессия тьютора больше всего востребована в Москве. Именно здесь открывается больше всего инновационных классов, а также появляется всё больше предложений о сотрудничестве от частных лиц. Причем по условиям предлагается достаточно высокая оплата. Более сложная ситуация наблюдается по регионам. Во многих городах люди ещё не знакомы с тем, что значит работать тьютором. А штат сотрудников большинства учебных заведений ещё не предполагает таких вакансий. Однако положительный опыт проекта в других учреждениях обеспечил за этой профессией будущее.