Чем грозит несоблюдение требований 115‑ФЗ в период карантина

Принимая клиентов на обслуживание, компании должны проводить соответствующие проверки и сдавать информацию в Росфинмониторинг. В противном случае их ждет административное наказание.

Банк России опубликовал Информационное письмо от 10.04.2020 № ИН-014-12/59 «О неприменении Банком России мер за отдельные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ». В письме указано только два вида обязанностей в сфере ПОД/ФТ, за нарушение которых наказания не последует:

  • соблюдение сроков разработки и утверждения целевых правил внутреннего контроля;
  • соблюдение порядка и сроков предоставления в Росфинмониторинг отчетности.

При этом в письме в числе исключений не указаны прочие требования в сфере ПОД/ФТ, такие как идентификация клиентов, подготовка и обучение кадров, разработка ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Работа по финмониторингу продолжается: в Письме Банка России от 10.04.2020 № ИН-014-12/61 было разъяснено, что в объявленные выходные дни информация в Росфинмониторинг должна сдаваться в штатном режиме.

Как отметил в заявлении Президент ФАТФ, «преступники используют в своих интересах пандемию COVID-19 для совершения недобросовестных мошеннических действий». В период карантина в разы увеличилось количество транзакций, направленных на обналичивание. Фирмы-однодневки используют виртуальные активы и финансовые услуги в интернете для обналичивания доходов, полученных преступным путем. Кроме того, появился ряд программ для помощи неплатежеспособным отраслям бизнеса, что приводит к увеличению коррупции и последующим рискам отмывания денежных средств.

Ситуация осложняется тем, что сотрудники финансовых организаций работают из дома, а там не всегда получается пользоваться автоматизированными системами внутреннего контроля, доступными в офисе.

Автоматическая проверка юрлиц и физлиц в соответствии с 115-ФЗ, присвоение определенного уровня риска и подготовка отчета.

Подключить сервис

В связи с этим надзорные органы в апреле 2020 года тщательно проверяли организации и предпринимателей на соблюдение 115-ФЗ. Например, Южное главное управление Банка России, Саратовское отделение Банка России и Отделение Банка России по Алтайскому краю направили в организации запросы о предоставлении ряда документов по ПОД/ФТ. Среди запрошенных документов фигурируют правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ, акты проверок клиентов, ФЭС и квитанции об их приемке Росфинмониторингом. Центральный аппарат Банка России также направлял в адрес отдельных организаций письма по ПОД/ФТ с рекомендациями по принятию мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных проверочных мероприятий.

За несоблюдение требований 115-ФЗ грозит административная ответственность.

  • Штрафы должностного лица от 10 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.
  • Штрафы юридических лиц от 50 000 до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
  • За неоднократное нарушение 115-ФЗ — отзыв лицензии (ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ).

В 2019 году у 28 банков была отозвана лицензия Центральным банком РФ, из которых 13 случаев связаны с неисполненнием 115-ФЗ.

Организации и предприниматели должны учитывать, что карантин не повод забыть о процедурах внутреннего контроля ПОД/ФТ. И если компания перешла на удаленную работу, важно продолжать выполнять все условия, описанные в «антиотмывочном» законе.

  • Проводить идентификацию клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
  • Фиксировать все сведения о клиентах и определять уровень риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.
  • Информировать Росфинмониторинг о выявлении признаков сомнительности клиентов или их операций.
  • Сохранять все анкеты клиентов и регулярно обновлять сведения по ним.

Ольга Смирнова, руководитель проекта Контур.Призма

Штрафы за нарушения по финмониторингу и в сфере ПОД/ФТ существенно изменятся

Минюст в новой редакции КоАП предложил отказаться от миллионых штрафов за нарушения в сфере ПОД/ФТ, однако по своей тяжести приравнял их к изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов или предметов

(автор — юрист, эксперт по ПОД/ФТ, специалист по образовательной деятельности в сфере ПОД/ФТ, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. наук Смыслов П.А., при использовании и цитировании ссылка на сайт обязательна)

(опубликовано на www.smyslovy.ru 30.01.2020)

В обнародованной Минюстом новой версии КоАП предложены существенные изменения штрафов за нарушения в сфере ПОД/ФТ.

Минюст предлагает считать административные правонарушения в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения грубыми (статья 2.2. КоАП) и упоминает их в связке с таким нарушением как изготовлению материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и обороту таких материалов или предметов.

Однако, штрафы за нарушения в сфере ПОД/ФТ предлагается снизить. Возможных штрафов в 1 млн рублей как сейчас, в будущем, возможно, уже не будет.

Статьей 30.3 нового КоАП предусмотрены как общие штрафы за нарушения в сфере ПОД/ФТ (их размер для юрлиц и ИП остался низменным: от предупреждения до 50 000 – 100 000 рублей), так и специальные за отдельные нарушения.

Так, за неотправку или ненадлежащую отправку отчетов в Росфинмониторинг штраф для юрлиц и ИП предлагается снизить до 50 000 – 200 000 рублей (вместо нынешних 200 000 – 400 000 рублей). Однако, под эту статью теперь могут попасть популярные «квартальные» отчеты в Росфинмониторинг: штрафы за допущенные нарушения при их отправке возрастут с максимально возможных сейчас 100 000 рублей до 200 000 рублей в будущем.

Противодействие проверкам и неисполнение предписаний возможно будет караться более мягкими штрафами для юрлиц и ИП в размере 100 000 – 200 000 рублей (вместо нынешних 700 000 – 1 00 000 рублей).

Заметно предложено снизить размер штрафов и на должностных лиц.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований законодательства о ПОД/ФТ повлечет предупреждение или наложение административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Извлечение из нового КоАП в части ПОД/ФТ доступно ЗДЕСЬ.

Документу предстоят публичные обсуждения, которые продлятся до 19 февраля 2020 года.

эксперт по финансовому мониторингу, главный редактор СМИ «Вестник финансового мониторинга», канд. истор. наук, юрист Павел Смыслов

При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!

* * *

Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:

Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам

* * *

Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:

— любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);

— обучение и инструктаж по финмониторингу;

— аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;

— электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;

— помощь на проверках;

— и многое другое.

Подробнее .

Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:

Мы в социальных сетях:

Штраф по 115-ФЗ

Давид Гликштейн, менеджер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

В августе 2001г. в РФ был принят специальный закон N 115-ФЗ, направленный на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. За время его действия он неоднократно претерпевал изменения. За неисполнение требований данного федерального закона предусмотрена ответственность. Можно ли ее минимизировать и каким образом?

Фабула дела:

Во исполнение требований закона N 115-ФЗ ПАО «Плюс-Банк» (далее ответчик) направило в адрес ООО Торгово-Логистическая компания «БАЗИС-Н» (далее истец) почтовым отправлением запрос о предоставлении в течение одного рабочего дня с момента его получения документов в обоснование денежных операций.

В связи с неполучением ответа ответчик на основании пункта 12.1 Тарифов банка по обслуживанию юридических лиц на основании распоряжения от 13.09.2017 списал с расчетного счета истца денежные средства в размере 500000 руб. в счет уплаты штрафа за невыполнение/несвоевременное выполнение истцом обязанности по предоставлению документов.

Истец обратился в суд с исковым заявлением к ответчику о взыскании 500000 руб. неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судебный акт: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10 мая 2018 г. по делу N А46-18221/2017

Выводы суда:

1. В соответствии с положениями ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк имеет право на списание денежных средств, находящихся на счете, без акцепта клиента только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

2. В случаях, указанных в законе N 115-ФЗ, при наличии оснований банк имеет право запрашивать у клиента документы для его идентификации, идентификации его представителей, выгодоприобретателей, документально фиксировать сведения по операциям клиента и предоставлять их в уполномоченный орган.

3. Утвержденный ответчиком в п. 12.1 Тарифов штраф за невыполнение/несвоевременное выполнение истцом обязанности по предоставлению по запросу ответчика документов и информации является по сути неустойкой, которая должна устанавливаться дополнением к договору в письменной форме, если она была введена после заключения договора банковского счета.

4. Установленный ответчиком штраф законом не предусмотрен. В связи с этим списание денежных средств в размере 500000 руб., в виде «заградительного тарифа» является неосновательным обогащением.

1) Что самое главное для банка? Это, естественно, прибыль. Где и когда произойдет событие, в результате которого появятся убытки, просчитать заранее невозможно. Можно лишь принять меры к их предотвращению либо минимизации. КоАП РФ очерчена граница финансовой ответственности за ненадлежащее исполнение требований закона 115-ФЗ.

2) Закон № 115-ФЗ, на который ссылался ответчик, не наделяет его правом на одностороннее установление специальных штрафов за непредставление документов и (или) пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов.

3) Ответчик устанавливал свой штраф как «заградительный тариф». Сколько клиентов банка могли бы позволить себе заплатить такой штраф без риска оказаться банкротом. Кто из субъектов малого предпринимательства, будучи в здравом уме, согласился бы на открытие расчетного счета в банке с такими тарифами? Таким образом, принятие такого рода штрафов в одностороннем порядке ведет не только к нарушению закона, но и может стать причиной прекращения деятельности хозяйствующих субъектов.

4) Любая деятельность хозяйствующего субъекта в правовом поле имеет очевидный экономический смысл и ведет к его основной цели деятельности – извлечению прибыли. Чем выше риск, тем выше прибыль. Этот закон рынка никогда не будут отменен.

5) В свете указанного, можно подойти к такого рода тарифам с другой точки зрения: не являются ли такого рода тарифы скрытой платой за проведение «сомнительных» операций? При привлечении к ответственности банк останется в аналогичном финансовом положении. Если же последствий для банка не возникнет, то в наличии будет клиент, проводящий сомнительные операции, и банк, который в качестве платы за риск проведения таких операций, ввел особенный тариф.

Назад Штрафы для субъектов за несоблюдение 115-ФЗ
22 Февраля 2019

КоАП Статья 15.27. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

1. Неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. – здесь речь про идентификацию клиентов и про обновление сведений о них.

2. Неисполнение кредитной организацией требований законодательства в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 100 000 до 200 000 рублей.

3. Действия (бездействие), повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений о подозрительных операциях, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – недостоверные сведения чаще всего бывают от плохо проведенной идентификации или не обновления информации о клиенте (неверный адрес, перерегистрацию ЮЛ, смена фамилии и т.д.)

4. Неисполнение законодательства в части блокирования денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток. – сверка со списком террористов/экстремистов

5. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договоров банковского счета с клиентами и от проведения операций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

6. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам своих клиентов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

7. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

8. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства по ПОД/ФТ, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *