Постановление Правительства РФО детском доме семейного типа

Постановление №195
от 19.03.2001

В целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации детского дома семейного типа.

2. Установить, что Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. №542 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, №19, ст. 2304), распространяется на лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в детских домах семейного типа.

3. Дополнить пункт 1 Перечня образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. №1052 «Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, №21, ст. 2397), словами: «детские дома семейного типа».

Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Касьянов

Правила
организации детского дома семейного типа

Утверждены
Постановлением Правительства РФ
№195 от 19 марта 2001 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок организации детского дома семейного типа. Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи.

2. Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).

Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.

3. Организаторами детского дома семейного типа не могут быть лица:

  • находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
  • имеющие заболевания, при наличии которых нельзя взять детей на воспитание;
  • лишенные родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;
  • признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей;
  • являющиеся бывшими усыновителями, если усыновление отменено судом по их вине.

4. Детский дом семейного типа в организационно-правовой форме воспитательного учреждения создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Отношения между учредителем (учредителями) и детским домом семейного типа определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Учредитель (учредители) создает детский дом семейного типа при наличии соответствующего заявления супругов, желающих взять на воспитание детей, и заключения органа опеки и попечительства о возможности супругов быть воспитателями и взять на воспитание детей, с учетом положений пункта 2 настоящих Правил.

6. Супруги для получения заключения о возможности быть воспитателями и взять на воспитание детей подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление и представляют следующие документы:

    a). заверенные в установленном порядке копии документа об образовании и свидетельства о браке;
    б). медицинское заключение лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
    в). выписка из трудовой книжки;
    г). паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, заменяющий его документ.

Предпочтение отдается супругам, имеющим опыт воспитания детей, работы в детских социальных, образовательных и лечебных учреждениях, являющимся усыновителями или опекунами (попечителями).

Заключение составляется органом опеки и попечительства на основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования условий жизни супругов в течение одного месяца со дня подачи заявления.

Отрицательное заключение доводится до заявителей в 10-дневный срок со дня принятия решения. Одновременно заявителям возвращаются все документы. Заключение может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

7. Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, а также обеспечивает обучение лиц, желающих взять детей на воспитание.

8. На воспитание в детский дом семейного типа передаются дети в возрасте от рождения до 18 лет. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и детским домом семейного типа.

Передача ребенка на воспитание в детский дом семейного типа осуществляется с учетом его мнения (а с 10-летнего возраста только с его согласия) и с согласия администрации образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения, в котором он находится, а также с согласия воспитателей этого детского дома семейного типа в целях обеспечения психологической совместимости.

9. На ребенка, передаваемого в детский дом семейного типа, орган опеки и попечительства или администрация образовательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения или другого аналогичного учреждения представляет следующие документы:

    а) решение соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о направлении ребенка в детский дом семейного типа;
    б) направление в детский дом семейного типа, выданное органом опеки и попечительства;
    в) свидетельство о рождении ребенка (подлинник), а при его отсутствии — заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;
    г) выписка из истории развития ребенка;
    д) страховой полис обязательного медицинского страхования;
    е) документ об образовании (для детей школьного возраста);
    ж) акт обследования условий жизни ребенка;
    з) сведения о родителях (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
    и) справка о наличии и местонахождении братьев, сестер и других близких родственников;
    к) опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;
    л) документы о закреплении за несовершеннолетним ранее занимаемой им жилой площади (о праве собственности на жилое помещение и (или) иное имущество);
    м) копия решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионное удостоверение, документы о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении, и ценные бумаги (при их наличии);
    н) заключение психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в развитии).

10. Ребенок, переданный в детский дом семейного типа, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсии (по случаю потери кормильца, инвалидности), другие социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

11. При выходе из детского дома семейного типа или переводе в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или учреждение социальной защиты населения, а также при ликвидации детского дома семейного типа ребенку выдаются справка о пребывании в детском доме семейного типа и документы, указанные в подпунктах «в» — «м» пункта 9 настоящих Правил.

12. Медицинское обслуживание детей обеспечивается медицинскими работниками территориального лечебно-профилактического учреждения по месту нахождения детского дома семейного типа.

13. Дети обучаются в образовательных учреждениях на общих основаниях.

14. Детский дом семейного типа финансируется учредителем (учредителями), исходя из норм обеспечения воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

15. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

    а) средства учредителя (учредителей);
    б) имущество, закрепленное за детским домом семейного типа собственником (уполномоченным им органом);
    в) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;
    г) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.

17. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

18. Воспитатели детского дома семейного типа пользуются преимущественным правом на получение для детей путевок, в том числе бесплатных, в санатории, оздоровительные лагеря, а также дома отдыха и санатории для совместного с детьми отдыха и лечения.

Детские дома семейного типа

Размещено на http://www.allbest.ru/

Детские дома семейного типа (ДДСТ) — это альтернативная форма государственному содержанию и воспитанию детей сирот. Организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста — только с их согласия).

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее именуются — дети), в условиях семьи.

Самое главное в семейном детском доме — приемные дети. Они в семейных детских домах растут в обстановке любви, поддержки и доброты, получают образование, многие — высшее, и строят новые семьи, не порывая родственных отношений с родителями-воспитателями, приёмными братьями и сёстрами. детский семейный сирота

Воспитанники проживают в семейном детском доме до 18 лет, а если они продолжат учёбу в ВУЗе или другом учебном заведении — то до окончания учёбы.

В декабре 2008 г. в Украине насчитывалось 400 семейных детских домов, в которых воспитывался 2461 ребёнок (данные украинского Департамента по усыновлению)

Согласно «Положения о детском доме семейного типа» Кабинета министров Украины родителям-воспитателям вне очереди должна предоставляться многокомнатная квартира или дом. Жильё должно быть оборудовано необходимой техникой, мебелью и т.д.

Родителями-воспитателями не могут стать граждане, лишённые родительских прав или прав опекуна, больные некоторыми инфекционными болезнями, страдающие алкогольной или наркотической зависимостями.

Родители-воспитатели должны пройти курс обучения перед созданием детского дома. На период работы детского дома родителям начисляется трудовой стаж и выплачивается зарплата, а также выделяются деньги на содержание детского дома.

Миссия семейного детского дома : воспитание ребенка в семье, заменяющей родительскую.

Цель семейного детского дома — предоставить возможность детям, которые по разным причинам лишены родной семьи, жить в безопасном и любящем семейном окружении, новой семье, где они смогут реализовать свои лучшие качества, черты характера.

Проблемы воспитания и образования детей, их профессионального самоопределения, адаптивно-реабилитационные проблемы.

Макрофакторы, влияющие на деятельность семейного детского дома:

1.Политико-правовой фактор.

Основным нормативно — правовым документом, регламентирующим деятельность семейного детского дома является Семейный кодекс Украины (ст 20-2), регулирует семейные личные неимущественные и имущественные отношения между супругами, между родителями и детьми, усыновителями и усыновленными, между матерью и отцом ребенка относительно его воспитания, развития и содержания.

2.Економический фактор.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детского дома семейного типа являются:

1) средства учредителя (учредителей);

2)имущество, закрепленное за учреждением собственником (уполномоченным или органом);

3) добровольные пожертвования физических и юридических лиц;

4) другие внебюджетные средства в соответствии с законодательством.

Воспитатели детского дома семейного типа ведут отчетность по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

3.Социально-культурный фактор.

Орган опеки и попечительства по месту нахождения детского дома семейного типа осуществляет контроль за условиями жизни и воспитания детей, охраной их прав и законных интересов, также обеспечивает обучение социальных работников, потенциальных родителей-воспитателей, желающих взять детей на воспитание.

Дети обучаются в общеобразовательных учреждениях на общих основаниях.

Микрофакторы, влияющие на деятельность семейного детского дома.

1.Поставщики:

детские дома;

приюты;

центры временного содержания детей;

школы-интернат.

2.Конкуренты:

деревни SOS — программа, спонсируемая зарубежными фондами, существует во многих странах. В таких деревнях (больших домах или квартирах в городах) живут несколько семей. Они состоят из мамы, которая заключила контракт с фондом на определённое время и получает зарплату, и из нескольких приёмных детей;

патронатные семьи — семьи, которые воспитание детей делают своей профессией, они заключают контракт с государством, на основании которого обязуются воспитывать детей из детских домов у себя дома, получают помимо денег за это, ряд льгот, например, возможность пользоваться услугами специалистов;

фостеровская (замещающая) семья — это одна из разновидностей приемной семьи, деятельность которой необходима тогда, когда дети в срочном порядке изымаются из семьи в силу различных обстоятельств, таких как кризисная ситуация в родной семье, болезнь или отсутствие родителей. Основная цель такой семьи — поддержание контактов с биологическими родителями и возвращение ребенка в родную семью. Если невозможно возвращение ребенка в родную семью, тогда он находится в приемной до тех пор, пока не состоится решение суда в отношении судьбы ребенка.

3.Потребители:

Бездетные супруги или те, у кого есть собственные дети — как взрослые, так и несовершеннолетние.

Пресс-центр

СОВЕТ ЮРИСТА. Как создать детский дом семейного типа: требования к родителям-воспитателям

Фото: .com

Мы продолжаем публиковать цикл материалов, где юристы поясняют особенности создания приемных семей. На этот раз они рассказали об особенностях функционирования детских домов семейного типа.

Семейный кодекс Украины и Закон Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения» устанавливают несколько форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а именно:

  • усыновление;
  • установление опеки или попечительства;
  • приемная семья;
  • детский дом семейного типа;
  • учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

Приоритетными формами устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, являются семейные формы, одна из которых – детский дом семейного типа.

По информации Министерства социальной политики Украины, по состоянию на 31.12.2017 в Украине функционировало 1020 детских домов семейного типа, в которых воспитывалось 6815 детей.

Что такое детский дом семейного типа

Детский дом семейного типа – это отдельная семья, которая создается по желанию супругов или одинокого лица, не состоящего в браке, с целью обеспечения семейным воспитанием и совместного проживания не менее пяти детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Общее количество детей, включая родных, в такой семье не может превышать десяти человек.

Лица, создавшие детский дом семейного типа, получают статус родителей-воспитателей, а дети – статус воспитанников.

На устройство ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечения, в детский дом семейного типа требуется согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его выразить.

Требования к родителям-воспитателям

В соответствии с Положением о детском доме семейного типа, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины № 564 от 26.04.2002, родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние и трудоспособные лица, состоящие в браке или одинокое лицо, не состоящее в браке, соответствующие следующим условиям:

Возраст. Устройство детей в детский дом семейного типа проводится с учетом возраста родителей-воспитателей и детей таким образом, чтобы на время достижения обоими родителями-воспитателями пенсионного возраста все воспитанники достигли возраста выбытия из детского дома семейного типа. В случае достижения пенсионного возраста одним из родителей-воспитателей время пребывания детей определяется по возрасту младшего из родителей. В отдельных случаях детский дом семейного типа может работать и после достижения родителями-воспитателями пенсионного возраста, но не более чем в течение пяти лет.

Доход. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев, предшествовавших месяцу обращения с заявлением о создании детского дома семейного типа, не может быть меньше размера прожиточного минимума, установленного законом для соответствующих социальных и демографических групп населения.

Кто не может быть родителями-воспитателями

Законодательством установлен исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть родителями-воспитателями, а именно:

  • лица, признанные в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лица, лишенные родительских прав;
  • лица, которые были усыновителями, опекунами, попечителями, приемным отцом, отцом-воспитателем другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным; опеку, попечительство или деятельность приемной семьи или детского дома семейного типа было прекращено по их вине;
  • лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию детей: инвалиды I или II группы, которые по заключению медико-социальной экспертной комиссии нуждаются в постороннем уходе; лица, у которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонность к насилию;
  • лица, состоящие на учете или лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере;
  • лица, которые злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами;
  • лица, страдающие от болезней, перечень которых утвержден Минздравом;
  • лица, которые были осуждены за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства, половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, общественного порядка и нравственности, в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 148, 150, 150-1, 164, 166, 167, 169, 181, 187, 324 и 442 Уголовного кодекса Украины, или имеют непогашенную или не снятую в установленном законом порядке судимость за совершение других преступлений;
  • лица, с которыми на совместной жилплощади проживают члены семьи (в том числе малолетние и несовершеннолетние дети), имеющие глубокие органические поражения нервной системы, алкогольную и наркотическую зависимость, больные СПИДом, открытой формой туберкулеза, имеющие психотические расстройства, у которых официально зарегистрированы асоциальные проявления, склонности к насилию;
  • лица, не имеющие постоянного места проживания и постоянного заработка;
  • являются иностранцами, кроме случаев, когда иностранец является родственником ребенка;
  • являются лицами без гражданства.

Создание детского дома семейного типа

Порядок создания детского дома семейного типа определен Законом Украины «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения», Постановлением Кабинета Министров Украины № 564 от 26 апреля 2002 года «Об утверждении Положения о детском доме семейного типа».

Первый этап – включение потенциальных родителей-воспитателей в Банк данных о семьях потенциальных усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей (далее – Банк данных).

  1. Прежде всего необходимо обратиться в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту жительства, где можно получить консультацию по всем вопросам, связанным с созданием детского дома семейного типа.
  2. Подать в Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи заявление о постановке на учет как кандидатов в родители-воспитатели.
  3. Получить в Центре социальных служб для семьи, детей и молодежи направление на прохождение специального обучения для кандидатов в родители-воспитатели. Обучение проходит в Региональном центре социальных служб для семьи, детей и молодежи. После прохождения курса кандидатам в родители-воспитатели выдается справка о его прохождении, а также рекомендация Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении лиц в Банк данных в качестве потенциальных родителей-воспитателей.
  4. Собрать пакет необходимых документов и вместе с заявлением о создании детского дома семейного типа подать в Службу по делам детей.
  5. На основании поданных документов, с учетом успешности прохождения курса обучения, Служба по делам детей дает заключение о целесообразности (нецелесообразности) создания детского дома семейного типа.
  6. Служба по делам детей вносит сведения о лицах в Банк данных как о потенциальных родителях-воспитателях.

Второй этап – получение решения о создании детского дома семейного типа

Кандидаты в родители-воспитатели подают заявление в районную государственную администрацию или исполнительный орган городского совета о создании детского дома семейного типа.

Глава районной государственной администрации или исполкома городского совета распоряжение о создании детского дома семейного типа, после чего между органом, принявшим решение, и родителями-воспитателями заключается договор об организации деятельности детского дома семейного типа.

Третий этап – поиск детей

Детский дом семейного типа комплектуется детьми в течение двенадцати месяцев со дня создания. Контроль за его комплектованием осуществляет местная служба по делам детей.

Необходимые документы

Кандидаты в родители-воспитатели должны собрать следующий пакет документов:

  • заявление кандидатов в родители-воспитатели о создании детского дома семейного типа с указанием информации о наличии или отсутствии кредитных обязательств;
  • копии паспортов кандидатов в родители-воспитатели;
  • справку о составе семьи (форма № 3);
  • копию свидетельства о браке (для супругов);
  • справку о состоянии здоровья кандидатов в родители-воспитатели и членов семьи, проживающих вместе с ними;
  • справку о доходах за последние шесть месяцев или справки о поданных декларациях об имущественном состоянии и доходах (об уплате налога на доходы физических лиц и об отсутствии налоговых обязательств по такому налогу);
  • справку о наличии/отсутствии исполнительного производства относительно долговых обязательств;
  • справку о прохождении курса подготовки и рекомендации Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи о включении потенциальных родителей-воспитателей в Банк данных;
  • нотариально заверенное письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи, проживающих вместе с кандидатами в родители-воспитатели, на создание или организацию детского дома семейного типа.

Срок функционирования детского дома семейного типа

Воспитанники проживают и воспитываются в детском доме семейного типа до достижения 18-летнего возраста, а в случае продолжения обучения в профессионально-техническом, высшем учебном заведении I–IV уровней аккредитации – до его окончания.

В случае уменьшения количества воспитанников в результате выбытия их по возрасту или по другим причинам решается вопрос о пополнении детского дома семейного типа воспитанниками или перевода его в статус приемной семьи.

Досрочное прекращение функционирования детского дома семейного типа

Функционирование детского дома семейного типа может быть прекращено досрочно, а воспитанники отобраны у родителей-воспитателей в таких случаях:

  • возникновение в детском доме семейного типа неблагоприятных условий для воспитания детей и совместного проживания (тяжелая болезнь родителей-воспитателей, отсутствие взаимопонимания родителей с детьми, конфликтные отношения детей);
  • невыполнение родителями-воспитателями обязанностей по надлежащему воспитанию, развитию и содержанию детей;
  • возвращение детей родным родителям;
  • усыновление детей;
  • выявление обстоятельств умышленного выведения ребенка из детского дома семейного типа с целью усыновления его иностранцами за исключением ситуаций, когда иностранец является родственником ребенка;
  • выявление обстоятельств, при наличии которых лицо не имеет право быть родителем-воспитателем;
  • в случае если у родителей-воспитателей или членов семьи, с которыми они проживают на совместной жилой площади, в том числе у малолетних и несовершеннолетних детей, диагностированы заболевания: глубокие органические поражения нервной системы, СПИД (кроме семей, принимающих на воспитание детей, пораженных ВИЧ-инфекцией), открытая форма туберкулеза, психотические расстройства, асоциальные проявления, склонность к насилию.

Права родителей-воспитателей

Кандидаты в родители-воспитатели имеют право в обязательном порядке быть проинформированными Службой по делам детей о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии детей, которых они желают взять на воспитание и совместное проживание.

Обязанности родителей-воспитателей

Родители-воспитатели обязаны:

  • способствовать обеспечению приоритетного права воспитанников на усыновление;
  • сотрудничать с местными службами по делам детей и центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи в ходе осуществления социального сопровождения детских домов семейного типа;
  • в случае необходимости обращаться в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи в связи с необходимостью привлечения специалистов для решения проблемных вопросов;
  • один раз в два года проходить курс соответствующей подготовки, проведение которой обеспечивают областные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи по программе, утвержденной Минсоцполитики.

Родители-воспитатели несут все определенные законодательством для родителей обязанности по воспитанию и развитию детей, а именно:

  • уважать ребенка;
  • воспитывать ребенка в духе уважения к правам и свободам других людей, любви к своей семье, своему народу, своей Родине;
  • заботиться о здоровье ребенка, его физическом, духовном и нравственном развитии;
  • обеспечить получение ребенком полного общего среднего образования, готовить его к самостоятельной жизни;
  • запрещаются любые виды эксплуатации родителями своего ребенка;
  • запрещаются физические наказания ребенка родителями, а также применение ими других видов наказаний, унижающих человеческое достоинство ребенка.

Родители-воспитатели несут ответственность за жизнь, здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.

Права воспитанников

Воспитанники имеют право поддерживать личные контакты с родителями и другими родственниками за исключением случаев, когда это может нанести вред их жизни, здоровью и нравственному воспитанию.

За воспитанниками детского дома семейного типа сохраняется право на алименты, пенсию, другие социальные выплаты, а также на возмещение ущерба в связи с потерей кормильца, которые они имели до устройства в детский дом семейного типа.

8 МИФОВ О ДЕТСКИХ ДОМАХ или что там происходит на самом деле. Говорят дети-сироты

Поделиться:

Миф – вымышленная история или верование, которое препятствует осознанию реальности, иногда противопоставляется науке.Сегодня мы поговорим о мифах, связанных с детскими домами и об удобной с психологической точки зрения вере огромного количества людей и о том, как там живется по-настоящему.

МИФ 1: Детский дом помогает в социализации

Ваня, 16 лет (в приемной семье с 10 лет)

«Ненавижу вспоминать детский дом. Я сейчас это рассказываю, чтобы других тоже забрали. Нас в детском доме было больше 100 человек. Жили вперемешку, потому что мальчиков было больше, но воспитатели были по возрастам распределены. Просто, чтоб вы понимали, я приехал домой, и был как дикарь. Не знал, куда выкидывать мусор, что убирать в холодильник, а что можно оставить. Вообще не понимал тему, что еда может портиться. Денег в руках не держал, на цены в магазине вообще не обращал внимания, вот лежит, ну и пусть берут мне, думал.

Стиральный порошок кончается, мокрое полотенце на сушку вешать, обувь на разные сезоны нужна, все вот эти вещи, я ничего этого не знал. А еще про выбирать, я не мог решить сам ничего, мама говорит: «Вань, сначала гулять или уроки?», и я в ступор впадал, ждал, что мне скажут, чтобы подчиниться. После снега ботинки надо поставить сушиться, рваное можно починить, еда не сама в тарелках появляется. Мы ничего там не умели, как тупое стадо жили. Я вырвался, я спасся. Ну, меня спасли, точнее».

Система детских сиротских учреждений построена таким образом, что растит потребителя. Как, не обслуживая, организовать под одной крышей достойное содержание большого количества детей? Это просто невозможно. Дети растут в убеждении, что белье само становится чистым, картошка всегда порезана и пожарена, а чай – уже с сахаром.

Быт – неотъемлемая часть жизни любой семьи, это то, чего лишен ребенок в детском доме. В результате выход в самостоятельную жизнь становится для него шоком.

МИФ 2: Дети из детских домов не хотят в семью

Кристина, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Первый раз меня хотели взять в семью, когда мне было 7 лет. Мне ужасно понравились те люди, женщина была такая добрая, с теплыми руками. Но потом девчонки мне стали говорить, что меня будут бить, что у них свои дети есть и они будут надо мной издеваться. Короче, я вообще к ним выходить не хотела, меня психолог притащила, а я вела себя как дура. Грубила и сказала, что я в их вонючий дом не хочу. Мне до сих пор стыдно. Если бы они пришли еще раз, я бы точно к ним пошла, но они не пришли.

Еще раз меня хотели забрать, мне уже 12 было. Тогда Оля, мы с ней в комнате жили, сказала, что она в семью ходила и там пропали деньги и все на нее повесили. Что и со мной так будет. Они еще были из другого города, я подумала, что меня там отправят в какой-то новый детский дом и написала отказ от того, чтобы к ним в семью идти. Они меня так уговаривали, говорили даже, что, наверное, мне наговорили чего-то, что это не так. Но я уже молчала. А через год выходить, никого нет у меня. Жалею сейчас».

Детям нужны отношения – прочные и близкие. Только это дает им ощущение устойчивости в мире и силы жить. Только постоянное участие в жизни ребенка значимого взрослого позволяет личности раскрыться, реализоваться. Такие отношения возможны только в семье. Страх неизвестного, травматичный опыт взаимодействия со взрослыми в прошлом, истории возвратов и отказов от приемных детей, заставляют воспитанников детских домов отказываться от жизни в приемной семье.

Детей более старшего возраста можно брать домой в гости, постепенно знакомя с жизнью в семье, не давя и не настаивая на резкой смене обстановки.МИФ 3: Только детский дом сделает «людей» из детей алкоголиков и наркоманов

Андрей, 13 лет (воспитывается в приемной семье)

«Родители (*приемные) ко мне пришли, когда мне было 11 лет. Я уже пробовал водку и курил. Они меня увидели в передаче, папа сказал, что я похож на него. Я к ним пошел сразу, мне не нравилось жить в детском доме, всегда семейным в школе завидовал.

Я ничего не рассказывал о детском доме первое время, думал, что они от меня откажутся. Потом мы стали говорить о том, почему я вообще там оказался. Родители пили в общем, и меня забрали у них. Я никогда не буду пить. А если бы там остался, точно бы бухал, что там еще делать. Там все пьют».

По статистике, только 10% выпускников детских домов справляются со взрослой жизнью. Большинство не доживает до 40 лет, многие спиваются, совершают правонарушения, оказываются в тюрьме, повторяют судьбу биологических родителей.

ИФ 4: Дети из детских домов рады любому вниманию

Оля, 14 лет (воспитывается в детском доме)

«Мы – зверушки в контактном зоопарке. Приезжают, фоткаются с нами. Все такие добренькие, бесит страшно. Гости из разных компаний-спонсоров входят в наши комнаты, и мы еще должны радоваться. Я их что ли приглашала? Или на экскурсиях. Всегда все вокруг знают, что детдом привезли. И все смотрят. Как будто у нас у каждого на лбу будет светиться краткая история того, как в детдоме оказался. Это же им всем интересно. По-любому каждый разговор к этому свернет. А здесь, в детском доме, нам все равно – попал и попал».

Люди, которые не имеют опыта взаимодействия с сиротами, действительно считают, что ребенок, лишенный участия в его судьбе, страдающий от недостатка внимания, в любой момент своей жизни рад общению со взрослым со стороны. На самом деле, воспитанники детских домов с настороженностью и часто равнодушием воспринимают попытки незнакомых людей проявить к ним интерес. В жизни этих детей за годы сменились десятки воспитателей, учителей, волонтеров и кандидатов в приемные родители. Только постоянное, долгое и осмысленное участие в жизни такого ребенка может вызвать у него доверие и желание делиться своими проблемами, принимая помощь и советы.

МИФ 5: Воспитание в коллективе – то, что нужно детям

Сания, 23 года, выпусница детского дома. Отрывок из книги «Я – Сания» (автор Диана Машкова)

«Нас звали «Всеееее-встаааали» и «Всееее-выыыышли». А еще «Идите-сюда». И мы — много-много детей — существовали в доме ребенка как единое целое. Как стадо овец. Даже не так — как одна большая овца под общим названием «бесссстолочи». «Все-оделись», «Все-доели», «Все-встали», «Все-сели». Нас звали так…»

«Мы не догадывались, что у каждого человека — даже ребенка! — есть свой день рождения. Не понимали, что значит радость. Человеческое тепло. Любовь. Да о чем это я? Многие из нас никогда не слышали собственных имен. Мы просто существовали, трясясь от страха двадцать четыре часа в сутки. Боялись взрослых до умопомрачения, до судорог, до энуреза. Шарахались от них и всегда молчали. Единственное чувство, которое мы тогда испытывали, — был СТРАХ. И он остался со мной надолго».

Этот миф возник в результате весьма странного переосмысления советской педагогикой опыта А.С.Макаренко. Социальные сироты – это дети, пострадавшие от собственных родителей, или вообще никогда их не видевшие. Часто это дети маленькие, которым до опыта отношений с коллективом сверстников необходим опыт отношений со значимым взрослым, а его учреждение дать не может. После выхода из детского дома они не способны создавать полноценные семьи и растить своих детей – они просто не знают, как это делается.

Сегодняшним подросткам, особенно с трудным поведением, было бы очень полезно получить опыт самостоятельности: зарабатывать на свои расходы, принимать решения, планировать свою деятельность и отвечать за нее. Коллективное воспитание не может помочь детям-сиротам в главном: дать опыт нормальной семейной жизни. Много лишенных самостоятельности детей под одной крышей – это не коллективное воспитание, а казенный дом.

МИФ 7: У них там все есть

Саша, 16 лет (воспитывается в детском доме)

«На гостевой меня иногда брали воспитатели или учителя. Это был кайф. У них у всех дома так вкусно пахло. Можно было просто сидеть, ничего не делать. Никто не дергал. Хочешь – включи телек, хочешь – сходи в душ. Просто такая свобода, сделать чай, выйти на улицу. Я рад, что это было. Сейчас я взрослый, и не зовут».

Дети в детских домах действительно обеспечены всем необходимым для жизни. У них есть еда, одежда и кровать. Только этого недостаточно. Просто потому, что все это общее. Ребенка переводят из учреждения в учреждение без его согласия, кормят, не спрашивая, любит ли он это, выбирают одежду, не учитывая моду и предпочтения. У них все есть, кроме индивидуальности и личного отношения.

МИФ 8: После выхода из детского дома ребенок обеспечен всем необходимым

Антон, 17 лет (воспитывается в детском доме)

«Мне некуда идти. Я боюсь этого дня, когда нужно будет уйти из детского дома».______________________________________________________________________________

Очень многие считают, что сразу после выхода из детского дома на ребенка проливается золотой дождь в виде банковских накоплений и комфортабельной квартиры в центре города. В реальности сумма, которую получает 18-летний, не умеющий распоряжаться деньгами ребенок, кончается, примерно, месяца за три. Неумелые вложения, желание стать обладателем модных вещей, отсутствие опыта самостоятельной жизни – все это приводит к печальным последствиям.

Очередь на квартиры для сирот в некоторых регионах составляют 5-7 лет, до этого молодому человеку предлагается жить в общежитии, где компания никак не способствует здоровой и нормальной жизни. А порой и вообще проблема с их жильем не решается никак. Также важно учитывать то, что по закону отдельную квартиру получают только дети, которые не были нигде прописаны либо их жилье признается аварийным. Большинству же изъятых из неблагополучных семей детей предлагается после 18-летия вернуться к своим «родственникам».

Возвращаться к чужим, часто агрессивно настроенным и ведущим асоциальный образ жизни чужим людям не сильно хочется, и так выпускники детских домов оказываются на улице совершенно одни.

Более 80% детей-выпускников детских домов не доживают до 40 лет — многие из них спиваются, умирают от передоза, садятся в тюрьму, погибают в пьяной драке или замерзают на улице. К сожалению, даже хороший детский дом все равно не дает ребятам впитать правильную модель семьи, отношений. Лучшее, что можно сделать для детей-сирот — это найти им приемную семью.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *