Должностная инструкция руководителя кружка

Должностная инструкция руководителя кружка

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Руководитель кружка относится к категории руководителей, назначается на должность и увольняется с нее приказом .

1.2. Руководитель кружка непосредственно подчиняется .

1.3. На должность руководителя кружка принимается лицо, имеющее среднее профессиональное (культуры и искусства, педагогическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.4. Руководитель кружка должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций культурно-досугового типа;

— структуру культурно-досуговой организации, формы и методы организации массового досуга населения;

— научные, технические достижения в сфере культуры и искусства;

— основы менеджмента;

— теорию и практику соответствующего вида художественного или технического творчества;

— теорию соответствующего вида искусства;

— формирование репертуара;

— основы психологии и педагогики, трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. В период временного отсутствия руководителя кружка его обязанности возлагаются на , который несет полную ответственность за их качественное и своевременное исполнение.

2. Должностные обязанности

Руководитель кружка:

2.1. Руководит работой театрального (музыкального, хорового, хореографического) кружка.

2.2. Участвует в разработке перспективных и текущих планов работы кружка, в проведении организационно-творческих мероприятий.

2.3. Проводит групповые и индивидуальные занятия по актерскому мастерству, технике речи, художественному слову, постановке голоса, разучиванию вокальных партий, а также работу над тематической программой.

2.4. Обучает игре на музыкальных инструментах, проводит оркестровые занятия по разучиванию партий.

2.5. Проводит занятия по классическому и характерному тренажу, изучению истории изобразительного искусства, технике и технологии живописи в мастерских, художественно-оформительскому искусству, изучению циркового искусства, истории кинофотоискусства, операторскому мастерству, разбору и обсуждению любительских фильмов и фотографий, методике организации фотовыставок, изучению истории и развития данного вида техники, организации выставок технического творчества.

2.6. Организовывает выступления участников кружков в концертах и спектаклях.

2.7. Принимает участие в работе методического кабинета по организации и проведению массовых представлений, тематических вечеров, театрализованных праздников, карнавалов, народных гуляний.

2.8. Составляет смету расходов и доходов деятельности кружка.

2.9. .

3. Права

Руководитель кружка имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Вносить предложения вышестоящему руководству по совершенствованию методов выполняемой им работы.

3.3. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.7. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.8. Подписывать и визировать документы в пределах своих полномочий.

3.9. Оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.10. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.11. .

4. Ответственность

Руководитель кружка несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с .

Руководитель кадровой службы

Согласовано:

С инструкцией ознакомлен:

Культорганизатор

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н

Аккомпаниатор

Должностные обязанности. Разрабатывает и проводит игровые программы, конкурсы как самостоятельные виды досуга, так и в составе массовых театрализованных представлений. Для подготовки игровых программ разрабатывает сценарный план, привлекает при необходимости хореографов, концертмейстеров, творческие коллективы, отдельных солистов. Совместно с художником и другими специалистами разрабатывает эскизы и предметы реквизита. Совместно со звукорежиссером готовит фонограмму игровой программы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций культурно-досугового типа; структуру культурно-досуговой организации; формы и методы организации массового досуга населения; научные, технические достижения в сфере культуры и искусства; основы истории и теории искусства; основы психологии, социально-педагогических функций игр и развлечений; приемы активизации аудитории; драматургию построения массово-развлекательных мероприятий; основы конферанса; игровой репертуар для различных возрастных категорий; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Культорганизатор I категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы не менее 1 года или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности культорганизатора II категории не менее 3 лет.

Культорганизатор II категории — высшее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности культорганизатора не менее 2 лет.

Культорганизатор — среднее профессиональное образование (культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы.

Учреждения культуры. Их виды и функции

Классификация учреждений культуры

учреждение культура массовый информация

В соответствии с гражданским законодательством РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Следовательно, учреждения культуры это организации, созданные собственником для осуществления социально-культурных функций не коммерческого характера, финансируемые им полностью или частично.

Многообразие культурных потребностей общества, социальных групп, отдельных индивидов определяет появление достаточно разнообразных видов организаций социально-культурной сферы, способных эти потребности удовлетворять.

Сфера культуры является наиболее сложной областью регулирования. В основных направлениях государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и плане действий по их реализации, подчеркнута необходимость сохранения и развития единого культурного и информационного пространства России, которая обусловлена неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями и в целом оказывает негативное влияние на социальное самочувствие населения.

Каждая страна имеет свою модель регулирования культуры, обусловленную, экономическим развитием, а так же содержанием понятия культуры, подлежащей государственному регулированию. В мире наблюдается тенденция к переходу к косвенным методам управления сферой культуры, перекладывание задач на различные деловые и общественные институты.

В СССР объекты и учреждения культуры находились под контролем государства, управление и финансирование осуществлялось им же, перевод организаций культуры на коммерческую основу не допускался. Разгосударствление сферы культуры связано с переходом к рыночной экономике. Проявляется это в ослаблении от контроля со стороны государственных органов, в свободе творчества и удовлетворения социально-культурных потребностей общества. С переходом к рыночной экономике возникает предпринимательская деятельность. Развитие её в сфере культуры необходимо рассматривать в контексте развития рыночных отношений, охватывающих сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот.

Исходя из статьи 4 Основ законодательства Российской Федерации о культуре в сферу услуг оказываемых организациями культуры можно включить следующие направления :

  • · выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;
  • · художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;
  • · художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;
  • · самодеятельное (любительское) художественное творчество;
  • · музейное дело и коллекционирование;
  • · книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;
  • · телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
  • · эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;
  • · научные исследования культуры;
  • · международные культурные обмены;
  • · производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
  • · иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

По классификации Е. Дискина существует 18 видов организаций культуры, осуществляющих производство и реализацию продуктов, а также три вида предприятий, участвующих в создании материально-технической базы культуры:

  • · культурно-просветительные учреждения (клубы, библиотеки, музеи, парки, зоопарки, досуговые центры);
  • · выставочные залы;
  • · театрально-зрелищные организации (театры, концертные организации, цирки);
  • · базы и конторы проката;
  • · киностудии;
  • · издательства;
  • · редакции газет и журналов;
  • · киносеть (кинотеатры, киноустановки, видеотеки);
  • · высшие и средние специальные учебные заведения (консерватории, институты культуры, кинематографии, хореографические училища);
  • · учебные заведения внешкольного эстетического образования (детские музыкальные, художественные школы, школы искусств, хореографические школы); предприятия полиграфической промышленности;
  • · учреждения книжной торговли;
  • · телеграфные и информационные агентства;
  • · редакции радио, телевидения и радиодома;
  • · телестудии и телевизионные технические центры;
  • · студии звукозаписи;
  • · предприятия по производству компакт-кассет и компакт-дисков.

Кроме того, к сфере культуры и искусства им были отнесены:

  • · специализированные реставрационные предприятия и мастерские;
  • · предприятия по производству киноаппаратуры, музыкальных инструментов, свето- и звукотехники, аттракционов, специализированного технологического оборудования для оснащения учреждений культуры, досуга, средств массовой информации;
  • · предприятия народных художественных промыслов.

В связи с тем, что спектр услуг социально-культурной сферы имеет тенденции к расширению, приведенный перечень культурных услуг можно дополнить, следующим:

  • · организации туризма и экскурсионного обслуживания;
  • · новые организации шоу-бизнеса;
  • · организации игрового и игорного бизнеса;
  • · модельные агентства;
  • · рекламные мастерские и агентства.

При этом к высшим и специальным учебным заведениям следует отнести институты театрального и циркового искусства и вузы, готовящие специалистов по специальности «социально-культурный сервис и туризм».

Перечень предприятий, создающих производственные и информационные средства культуры, надо дополнить фирмами по выпуску игровых автоматов, компьютерных технологий.

К группе предприятий народных художественных промыслов следует добавить предприятия, занимающиеся сувенирным производством.

Не менее важным представляется рассмотрение возможных подходов к классификации учреждений культуры. В качестве основания классификации могут быть положены следующие признаки:

  • а) форма собственности;
  • б) вид продукта (результат труда);
  • в) основные направления деятельности (функциональный признак);
  • г) способ хозяйственной деятельности.Рассмотрим предложенные признаки более подробно.

Классификация по формам собственности

Учреждения культуры до 1995 года разделялись по формам собственности и ведомственной принадлежности как государственные, кооперативно-колхозные и собственность общественных организаций (ВЦСПС, ВЛКСМ, КПСС). При этом государственная форма собственности преобладала среди театрально-зрелищных организаций, учебных заведений внешкольного эстетического образования, высших и средних специальных учебных заведений, выставочных залов, киностудий, контор проката, телеграфных и информационных агентств, предприятий книжной торговли, редакций радио и телевидения, студий звукозаписи, производства пластинок и пр.

Культурно-просветительные учреждения относились к разным собственникам и ведомствам. Например, различались государственные дома и дворцы пионеров, государственные, профсоюзные и колхозные клубы библиотеки, дворцы и дома культуры. Некоторые культурно-досуговые учреждения являлись собственностью КПСС и ВЛКСМ.

Различная форма собственности была присуща и предприятиям туризма и экскурсионного обслуживания (ВЛКСМ «курировал» молодежный зарубежный туризм через «Спутник», профсоюзы через Центральный совет по туризму и экскурсиям и региональные советы — внутренний туризм, государство в лице «Интуриста» — зарубежный туризм: въездной и выездной).

В период перестройки господствующее значительный период времени закрепление учреждений культуры за конкретной формой собственности и ведомственной принадлежностью претерпело существенные изменения. Была разрушена государственная монополия практически на все виды социально-культурной деятельности; профсоюзы и другие общественные организации потеряли контроль над большинством подведомственных им учреждений, часть из них стала муниципальной собственностью, часть была приватизирована.

Одновременно в социально-культурной сфере наблюдалось появление организаций, имеющих частную или смешанную форму собственности (казино, ночные клубы, туристические, рекламные, модельные, журнальные агентства).

В настоящее время, классифицируя учреждения культуры по форме собственности, можно выделить следующие:

  • — Государственные — учредителями выступают федеральные и региональные органы власти;
  • — Муниципальные — учредителями выступают местные органы власти;
  • — Частные — учредителями выступают граждане РФ или юридические лица.

Как правило, преобладающее число учреждений культуры является государственными или муниципальными, т.е. их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования. Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие предприятия, объединения и организации, в том числе и коммерческие. В силу этого в настоящее время появляется все большее количество учреждений культуры, собственниками которых являются юридические лица и граждане РФ, к примеру, продюсерские центры, количество которых год от года растет.

Так как круг учреждений сферы культуры достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Законодательство не устанавливает единых требований к учредительным документам этих предприятий. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие — на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые — в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения культуры, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество — правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества .

Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов, создаваемых и реализуемых учреждениями культурной сферы. Используя его, можно выделить организации:

  • 1. производящие материальные продукты;
  • 2. оказывающие материальные услуги;
  • 3. предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный (в том числе финансовый) результат;
  • 4. предоставляющие преимущественно нематериальные услуги;
  • 5. осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры.

К первой группе следует отнести фирмы по производству компакт-дисков и компакт-кассет; художественные студии и мастерские; фабрики народных промыслов и сувениров; типографии; киностудии, а также мастерские по производству театрального реквизита и декораций, кино- и видеоаппаратуры, музыкальных инструментов, игровых автоматов и т.п.

Ко второй группе относятся специализированные реставрационные предприятия и мастерские; студии аудио- и видеозаписи, фотостудии.

Третья группа включает в себя все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов и компьютерных игр.

Четвертая группа достаточно многообразна. В ней можно выделить четыре подгруппы в зависимости от следующих видов нематериальных услуг: культурных, образовательных и информационных.

К первой подгруппе относятся: театры, музеи, филармонии, выставочные залы, клубы, центры досуга.

Ко второй — внешкольные учебные заведения эстетического образования, средние специальные и высшие учебные заведения.

К третьей — библиотеки, архивы, рекламные и информационные агентства.

В четвертую группу следует включить художественные салоны и магазины, антикварные магазины и лавки; магазины по продаже музыкальной техники, дисков и кассет; книжной торговли и т.п.

Следует отметить, что классификация организаций по данному признаку и их отнесение к той или иной группе (или подгруппе) предполагает выделение основного продукта, ибо для многих организаций данной сферы характерным является разнообразие продуктов, например, музеи могут быть отнесены ко второй группе — если имеют реставрационные мастерские, способные осуществлять сторонние заказы, к пятой группе — если осуществляют торговлю сувенирной продукцией, каталогами, буклетами и пр. Преобладание культурно-просветительной деятельности музеев (собирание коллекций, организация экспозиций и выставок, методическая работа, проведение экскурсий, организация лекториев) позволяет относить их к четвертой группе.

Классификация по целевым направлениям деятельности (по функциональному признаку)

Данный признак очень важен и касается, в основном, области нематериальных услуг. Существуют различные классификации видов социально-культурной деятельности. Одна из них включает искусство, творческую (художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, развлечения, досуг, этнографические искусства и ремесла, детское творчество, любительство. Другая — культурное просвещение; театрально-концертную и цирковую деятельность; кино- видеозапись и тонзапись; изобразительное и декоративно-прикладное искусство; реставрационную деятельность; историко-архивную деятельность и краеведение; радио- и телевещание.

Представляется, что перечисленные выше направления социально-культурной деятельности можно укрупнить, выделив только две группы:

  • 1. культурное просветительство и художественное творчество;
  • 2. отдых и развлечения.

Подобное укрупнение целесообразно, если принять во внимание, с одной стороны, наиболее значимые функции учреждений культуры и искусства, с другой, наиболее важные культурные потребности населения, которые они призваны удовлетворять. При этом под культурным просветительством подразумевается деятельность архивов, библиотек, лекториев, образовательная деятельность различных специальных учебных заведений, соответствующая клубная работа, некоторые виды познавательного туризма.

Под художественным творчеством понимают деятельность учреждений искусств (театров, концертных организаций, филармоний, цирков), творческую деятельность профессиональных художников, скульпторов, мастеров художественных народных промыслов, любительское творчество (детей, подростков, взрослых) и пр.

В свою очередь преимущественно отдыхом и развлечениями населения занимаются организации шоу-бизнеса, игорного и игрового бизнеса и другие досуговые учреждения.

Данный подход, возможно, носит не всеобщий характер, однако подобное разделение представляется важным. Значимость функций, взятых за основу классификации, может быть по-разному оценена как государством, иметь разные механизмы регулирования, так и потребителями.

Классификация по способу финансирования

Бюджетным учреждением по российскому законодательству признаются государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Уровень финансирования в бюджетных (муниципальных) учреждениях зависит от уровня учредителя и может быть:

  • — Федеральным;
  • — Региональным;
  • — Местным.

Бюджетные учреждения могут иметь различные организационно-правовые формы. С 2006 года утвержден новый тип учреждений культуры — автономные. Автономными учреждениями признаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности .

Отличия автономного учреждения от бюджетного учреждения:

  • 1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  • 2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  • 3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  • 4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  • 5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем), вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам, земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. .

Цель перехода в форму АУ — получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности и как результат — повышение доходности деятельности, повышение качества услуг.

Преимуществами автономного учреждения является самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов самостоятельное распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Данное деление стало применимо с 2006 года после принятия Федерального закона РФ об автономных учреждениях.

Классификация по способу хозяйственной деятельности

Данный признак в классификации учреждений культуры чрезвычайно важен для понимания определенных различий в экономическом механизме, специфики их финансово-хозяйственной деятельности, обусловленных приоритетом экономического или содержательного аспектов.

Мы предлагаем различать:

  • · коммерческий тип хозяйствования;
  • · некоммерческий тип хозяйствования.
  • · смешанный тип хозяйствования.

Эта классификация позволяет относить конкретные учреждения культуры к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами.

Коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики; главная цель при этом — извлечение прибыли из производства и реализации конкретного продукта. Достижение значимого экономического эффекта является определяющим при формировании основных направлений деятельности, ценовой политики, финансового планирования и прогнозирования. Содержательная же сторона, т. е. социально-культурная значимость неизбежно уходит на второй план, и, в конечном счете, определяется потребительским спросом на конкретный продукт (товар или услугу).

Некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации, государства, города; эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как «самоценных областей общественной жизни». Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, ибо, в частности, предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе — малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Следствие этому — убыточность, то есть неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Учреждения культуры и искусства, относящиеся к данному типу хозяйствования, являются либо бюджетными и часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней, либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций и фондов, частных пожертвований и прочих источников.

Существующие сегодня формы хозяйствования позволяют различать коммерческие организации культуры, в которых преобладает первый тип хозяйствования (туристские организации, ночные клубы, антрепризы, прокатные конторы, частные художественные галереи и др.) и некоммерческие организации СКС, в которых преобладает второй тип хозяйствования (архивы, библиотеки, образовательные учреждения).

Смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. То есть, по сути, не получают прибыль, а перераспределяют дополнительные средства внутри предприятия.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *