Содержание

Проверить необходимость регистрации

3 января 2014 г. вступил в силу закон “О резиновых квартирах”, официальное название которого звучит как “Федеральный закон от 21.12.2013 № 376-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, необходимость принятия данного закона обусловлена значительным количеством “резиновых квартир”, используемых для регистрации граждан, реально проживающих в совершенно других местах:

“Только в 2011 году зафиксировано более 6400 адресов, в которых зарегистрировано почти 300 тыс. граждан.”

Бороться с данной проблемой было решено не созданием каких-либо новых процедур и механизмов, а ужесточением ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Среди положений данного закона стоит отметить появившиеся определения фиктивной регистрации, как для граждан России, так и для иностранных граждан, и лиц без гражданства.

Под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”)

В Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” было включено сразу два новых определения касательно фиктивной регистрации:

  1. Фиктивная регистрация по месту жительства – регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
  2. Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении – постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.

Новая обязанность для нанимателей и собственников

В соответствии с изменениями, внесенными, в Федеральный закон № 109-ФЗ в 2014 г., наниматель (собственник) жилого помещения обязан уведомить орган регистрационного учета о проживании в данном жилом помещении гражданина, не предоставившего в орган регистрационного учета документы для регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Сделать это следует в течение 3х рабочих дней после истечения срока, отведенного гражданину для предоставления соответствующих документов.

Кому разрешено не регистрироваться по месту пребывания

Важно отметить, что в законе выделены случаи, в которых граждане Российской Федерации в праве не регистрироваться по месту пребывания:
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства находится в Москве или в Московской области, и он временно пребывает в Москве или в Московской области;
• если жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства находится в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области, и он временно пребывает в Санкт-Петербурге или в Ленинградской области.

Уголовная ответственность за фиктивную регистрацию по месту пребывания

Особое внимание стоит уделить изменениям, внесенным в Уголовный кодекс (УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениями (КоАП).
Уголовный кодекс был дополнен двумя статьями:
322.2. Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации.
322.3. Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации.
По обоим данным статьям предполагается следующая ответственность:
Штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Изменения в КоАП в связи с принятием “закона о резиновых квартирах 2014”

Поправки, внесенные в КоАП, ужесточают ответственность за проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) (ст. 19.15).
Если раньше данной статье был предусмотрен штраф в размере от 1,5 до 2,5 тыс. рублей, то с вступлением в силу закона “О резиновых квартирах” штраф увеличился: от 2 до 3 тыс.рублей. А за аналогичное правонарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге – от 3 до 5 тыс.рублей.
Появились в КоАП и новые меры ответственности за нарушение законодательства в сфере регистрационного учета.

Проживание без регистрации

Статья 19.15.1 предусматривает ответственность за проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации для граждан в виде наложения административного штрафа в размере от 2 до 3 тысяч рублей; для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тысяч рублей; для юридических лиц – от 250 тысяч до 750 тысяч рублей.
В городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, предусмотренные повышенные штрафы за данное правонарушение:
• от 3 до 5 тысяч рублей для граждан;
• от 5 до 7 тысяч рублей для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц;
• от 300 до 800 тысяч рублей для юридических лиц.
Но при этом законодатель предусмотрел и случаи, в которых граждане РФ освобождаются от административной ответственности по ст. 19.15.1 КоАП.
Среди них случаи, в которых граждане в праве не регистрироваться по месту пребывания в соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ, а также еще 2 важных исключения, а именно:
• если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
• если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Нарушения правил регистрации граждан

Также появляется нова мера ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении (ст. 19.15.2 КоАП).
Если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, то они влекут за собой влечет наложение административного штрафа в следующих размерах:
• для граждан: 2 до 3 тысяч рублей;
• для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 до 5 тысяч рублей;
• для должностных лиц – от 25 до 50 тысяч рублей;
• для юридических лиц – от 250 до 750 тысяч рублей.
Статья 19.15.2 КоАП также предполагает ужесточение ответственности за совершение правонарушения в Москве и Санкт-Петербурге:
• для граждан: 3 до 5 тысяч рублей;
• для нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 до 7 тысяч рублей;
• для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей;
• для юридических лиц – от 300 до 800 тысяч рублей.
Освобождаются от ответственности по данной статье супруги, дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении

Отдельно в статье 19.15.2 КоАП предусмотрена ответственность для нанимателей и собственников за нарушение нанимателем или собственником сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина в жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния: для граждан – штраф от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц – штраф от 4 до 7 тысяч рублей.
Освобождается наниматель или собственник от административной ответственности в случае, если гражданин, о проживании которого он не уведомил орган регистрационного учета, зарегистрирован по месту жительства:
• в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
• в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
• в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области.
Изначально принимаемые меры, нашедшие свое отражение в новом законе “о резиновых квартирах” должны были быть направлены на борьбу с адресами массовой регистрации, активно используемых трудовыми мигрантами и различными маргинальными элементами.
Но после вступления в силу изменений в законодательстве вопросы у правоохранительных органов могут возникнуть и к гражданам РФ, например, зарегистрировавших у себя дальних родственников или друзей, приехавшим в другой город на работу или учебу, и реально живущих в другом месте. Такие действия теперь могут быть классифицированы как фиктивная регистрация.
Причем проблемы с законом в таком случае возникают у обеих сторон – и у того, кто предоставил жилое помещение, и у того, кто в нем зарегистрировался.
Сказаться “закон о резиновых квартирах” может и на отношениях в сфере аренды жилья. Наймодателям теперь нужно будет следить за регистрацией своих нанимателей в жилом помещении, чтобы не упустить момент уведомления соответствующих органов о новым жильцах. Также появляется риск при сдаче квартиры в аренду лицу, которое в ней жить не планирует, даже если такой наниматель не будет гастарбайтером, а будет, например, проживать по другому адресу в гражданском браке.

Проект “Правильная Аренда” готов предоставить весь спектр услуг для собственников квартир (домов), сдающих недвижимость в аренду:

  • Абсолютно бесплатно
  • Купить договора найма и аренды на все случаи жизни и доп. соглашения с комментариями наших юристов в магазине договоров (от 100р)
  • Ваш случай «более сложный», и вам не подходит стандартный образец договора? – наш юрист сформирует для Вас договор аренды, составленный с учетом всех Ваших потребностей.
  • А еще мы Вас проконсультируем, поможем оформить налоговый вычет, определиться с формой налогообложения и многое другое Наши услуги для арендодателей и арендаторов

Что делать, если в соседней квартире образовалось общежитие для мигрантов?

Власти РФ недавно предприняли ряд мер по борьбе с «резиновыми квартирами», куда фиктивно прописываются десятки жильцов, но существует и обратная сторона проблемы – внушительное количество жильцов могут вполне реально проживать на одной жилплощади в многоквартирном доме. Подобные «общежития», пользующиеся в Москве повышенным спросом у иностранцев-мигрантов, стали все чаще возникать в столичных многоэтажках. Но, как заверяют эксперты, от проблемного соседства можно избавиться.
ФМС спешит на помощь
«Резиновые» квартиры, о которых сегодня много говорят в связи с рассматриваемым законопроектом, в реальной жизни доставляют проблемы только органам власти в части учета мигрантов. Сотни человек бывают прописаны по одному адресу, а на деле живут, где придется – на стройках, в подвалах и других непригодных для жизни местах. Но у «резиновых» квартир есть и реальное воплощение. Многие москвичи знакомы с проблемой, когда в одной из квартир в доме одновременно проживают несколько десятков постояльцев. Причем в таких условиях чаще всего обосновываются мигранты-иностранцы, не имеющие возможности снимать отдельное жилье.
Соседство с подобного рода общежитиями обычно становится проблемой для всего многоквартирного дома. И причина отнюдь не в культурных различиях местных жителей и мигрантов. Очень часто спутниками такого дружного проживания становятся антисанитария и случаи нарушения общественного порядка.
К сожалению, на сегодняшний день у собственников нет никаких ограничений на регистрацию в квартире новых жильцов. Поэтому они могут заселить у себя столько мигрантов, сколько поместится. Но избавиться от соседства с ними все же возможно. Главное действовать в рамках закона и привлечь к решению проблемы соответствующие органы власти.
В первую очередь жалобу следует направить участковому. Фиктивная регистрация жильцов является административным правонарушением, а как показывает практика, чаще всего мигранты имеют на руках в лучшем случае липовую регистрацию из очередной «резиновой» квартиры. Как известно, все иностранцы, приехавшие в Россию, должны в течение семи рабочих дней встать на миграционный учет, а значит закрепиться на конкретной жилплощади. Тут-то им и приходят на помощь дельцы с фиктивными регистрациями. ФМС России ежегодно фиксирует более 6 тысяч «резиновых» квартир, по которым «на бумаге» регистрируется значительное количество проживающих (от ста до двухсот и более человек). А реальной заменой фиктивному жилью становятся обычные квартиры, которые занимает «семья» из 30-40 человек.
Также по поводу многочисленных соседей-мигрантов можно обратиться с жалобой в региональное управление федеральной миграционной службы и попросить провести проверку законности пребывания иностранных граждан. УФМС обязано отреагировать на жалобу в месячный срок. В случае выявления нарушений и жильцам, и владельцу квартиры грозят штрафы в размере до 4-5 тысяч рублей. Помимо того, вполне возможна депортация мигрантов-квартиросъемщиков на родину.
Повод для жалобы
Достаточным основанием для жалобы в соответствующие органы также является нарушение элементарных правил общежития и санитарных норм в многоквартирном доме.
На шум в неположенное время можно жаловаться опять же участковому. В других случаях нарушения санитарных норм, таких, например, как распространение неприятного запаха и излишней влажности в квартире и местах общего пользования многоквартирного дома, жалобу следует направить в санитарно-эпидемиологическую службу (Роспотребназдор). За нарушение санитарного законодательства в нашей стране предусматривается как административная, так и уголовная ответственность с максимально возможным наказанием – лишением свободы на срок до 1 года.
В случае нарушения общественного порядка можно звонить в отделение полиции. Однако следует помнить, что согласно статье 15 закона №3-ФЗ «О полиции», полицейские могут проникать в квартиру без разрешения собственника только «для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая». Поэтому для проверки квартиры должны быть веские причины или подозрения со стороны соседей. Нарушители порядка могут быть оштрафованы (максимум на 4 тысячи рублей) или отправлены под арест на 15 суток, а за хулиганство и вовсе привлечены к уголовной ответственности.
Впрочем, если законопроект о «резиновых» квартирах все-таки будет принят и фиктивная регистрация станет уголовным преступлением, то уже одна уверенность в том, что в квартире проживают граждане без оформленной регистрации, может стать поводом для визита полиции.
На организатора «общежития» в доме, то есть на собственника жилья, также можно пожаловаться. О факте сдачи квартиры в аренду следует сообщить в Федеральную налоговую службу. Как известно, сдача жилплощади в наем приносит собственнику доход, который он должен декларировать. Однако статистика говорит о том, что более 90% сдаваемых жилых площадей в Москве арендуются при использовании «черных» схем, то есть без заключения договоров, что лишает арендатора возможности зарегистрироваться, а собственнику жилплощади позволяет не обременять себя налогами.
Стоит ли говорить, что с наемщиками-мигрантами отношения оформляются по «черной» схеме. Поэтому жалоба в налоговую наверняка обернется для арендодателя серьезными тратами: с него должны взыскать задолженность по налогам, а также штраф в размере 40% от неуплаченной суммы. В случае уклонения от уплаты налога владельцу «общежития» грозит уголовная ответственность, предусматривающая штрафы от 100 до 300 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 1 года.
Если ни одна из жалоб не принесла ожидаемого результата, следует обратиться в прокуратуру с указанием служб, проигнорировавших все запросы.
Директор правового департамента компании «СтройМенеджмент» Роман Казанцев

Соседняя квартира — «резиновая. Что делать, и куда жаловаться на «общежитие»?

Опасности «резиновых» квартир

Обитаемые «резиновые» квартиры не безопасны для окружающих. В большинстве случаев они повышают криминогенную обстановку в доме, и, следовательно, уровень нервозности ваших соседей.

Такая квартира может стать рассадником инфекционных заболеваний и антисанитарии, особенно если такую квартиру арендуют не гастарбайтеры, а хозяева попрошаек для своих подопечных.

В соседних квартирах становится менее спокойно и уютно, ведь 15–20 или даже 30 человек, живущих вместе, не могут не создавать лишнего шума. Не говоря уж о странных запахах с их кухни.

Регистрация по месту жительства и месту пребывания — новые правила >>

Избавляемся от проблемного соседства

Госдума приняла в третьем и окончательном чтении Закон, который усилил ответственность за нарушение правил регистрационного учета россиян по месту жительства или пребывания, в частности ввел уголовное наказание — до трех лет тюрьмы – был принят Госдумой еще в конце 2013 года.

На тот момент ситуация с такими квартирами была близка к катастрофе — на территории России находилось порядка 10-11 тысяч «резиновых квартир», в которых нелегально проживало более 600 тыс. человек.

Этот закон дал возможность государственным органам, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (сначала ФМС, а с апреля 2016 года — Главному управлению по вопросам миграции МВД РФ), проверять предполагаемые «общежития» в многоквартирных домах в тех случаях, если на такие квартиры будут поступать не анонимные жалобы от граждан.

По закону, собственники помещения обязаны сообщать в миграционную службу о том, что у них проживают те или иные граждане. За нарушение сроков уведомления органов регистрационного учета предусмотрены штрафы: для граждан — от 2 до 3 тысяч рублей.

Конечно, права граждан никто не отменял, и бывает так, что в одной квартире живет пять-шесть человек. Оно и понятно, ведь так дешевле. Аренда в Москве — удовольствие, которое не всем по карману. Но если за стенкой расположилась «общага» — нужно что-то делать. Как избавиться от нежелательного соседства?

Важно не ошибиться, ведь рядом с вами могут жить хорошие люди, студенты или молодые семьи, которые пытаются сэкономить, сняв квартиру в складчину. И лезть на рожон, портить отношения и скандалить – не самое правильное поведение, и оно может быть опасным (если вам угрожают, читайте в материале «Что делать и куда обращаться в случае угроз жизни и здоровью?»).

Главное тут — действовать в рамках закона и привлечь к решению проблемы соответствующие органы.

Куда пожаловаться?

  1. Направить жалобу участковому. Фиктивная регистрация жильцов является административным правонарушением. Все иностранцы должны в течение семи рабочих дней встать на миграционный учет, и прикрепиться к конкретной жилплощади.
  2. Можно обратиться с жалобой в региональное управление ГУВМ и попросить провести проверку законности пребывания иностранных граждан. ГУВМ обязано отреагировать на жалобу в месячный срок.
  3. Нарушители порядка могут быть оштрафованы, отправлены под арест, а за хулиганство — привлечены к уголовной ответственности.

Однако для проверки квартиры должны быть веские причины или подозрения со стороны соседей. А также жалобы и заявления не должны быть анонимными.

А в мае 2014 года были приняты подготовленные ФМС поправки в пункты 16 и 37 «Положения о регистрации иностранных граждан», согласно которым регистрация в такой квартире стала считаться фиктивной. Принятые поправки сделали возможным снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован, на основании решения территориального органа ГУВМ МВД – то есть, позволили в упрощенном режиме лишать мигрантов прописки и затем выдворять их из России.

Поводы пожаловаться

  1. Если нарушены правила общежития и санитарных норм в доме, например, шум в неположенное время (в этом случае нужно жаловаться участковому).
  2. По поводу нарушения санитарных норм, например, распространения неприятного запаха или инфекций нужно жаловаться в санитарно-эпидемиологическую службу Роспотребназдора.
  3. В случае нарушения общественного порядка нужно звонить в отделение полиции.
  4. На собственника «резинового» жилья, также можно пожаловаться. О факте сдачи квартиры в аренду следует сообщить в Федеральную налоговую службу, т.к. собственник должен декларировать свой доход от сдачи квартиры в аренду. В случае уклонения от уплаты налога владельцу «общаги» грозит крупный штраф либо уголовная ответственность.

Если ни одна из жалоб не принесла результата, нужно обратиться в прокуратуру с указанием тех, кто проигнорировал ваши заявления.

Меры по борьбе с «резиновыми квартирами» и фиктивной регистрацией граждан

В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.

Основная причина принятия закона – значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн человек1. В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан.

В данном материале мы рассмотрим Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), с целью понять, что же грозит собственникам, нанимателям и «арендаторам» соответствующих помещений за нарушение правил регистрации.

Ключевые изменения в порядке регистрации
Законом уточнен порядок регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. В частности, изменения внесены в Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – закон о регистрации граждан).

Некоторые из них ранее уже были прописаны, но в подзаконных актах – Правилах регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Например, теперь обязанность гражданина России зарегистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, закреплена непосредственно в законе о регистрации граждан. Также прописано, что территориальный орган ФМС России обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им документов (или восьми рабочих дней – при подаче заявления в электронном виде).

Подробнее о порядке регистрации по месту жительства и месту пребывания читайте в нашем материале «Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания»

Наряду с этим, Законом введен ряд совершенно новых положений. В частности в законе о регистрации граждан четко прописано, что понимается под регистрационным учетом граждан России по месту регистрации и по месту жительства, снятием граждан России с регистрационного учета по месту регистрации и по месту жительства.

«Теперь с уверенностью можно сказать зарегистрирован человек по месту жительства или месту пребывания, раньше, увы, такой определенности не было (по крайней мере, на законодательном уровне)», – комментирует изменения адвокат Московской коллеги адвокатов «Князев и партнеры» Антон Матюшенко.

Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия «фиктивная регистрация по месту жительства» и «фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении» применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – закон об учете иностранных граждан).

Помимо этого, гражданин России теперь вправе не регистрироваться по месту пребывания, если он зарегистрирован по месту жительства, в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 закона о регистрации граждан). Помимо этого, нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в Москве или в Московской области, если сам гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из указанных субъектов РФ. Точно такое положение действует в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ч. 6-7 ст. 5 закона о регистрации граждан).

«Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается», – отмечает Антон Матюшенко.

Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России, т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 ст. 5 и абз. 11 ст. 7 закона о регистрации граждан; п. 6 ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 1 ст. 23 закона об учете иностранных граждан).

Уголовная и административная ответственность

Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания).

(Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Примечание № 1 к ст. 322.3 УК РФ.)

Главные нововведения, которые несет в себе Закон – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ст. 3 закона о регистрации граждан) в порядке, предусмотренном Приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.

«Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют», – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была ст. 19.15 КоАП РФ. Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).

Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:

Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Уголовная ответственность
Норма Преступление Наказание
Статья 322.2 УК РФ Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России.
  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Статья 322.3 УК РФ Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России.
  • штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

    Мнение

    Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
    «Законом вводится понятие «фиктивная регистрация» и три ее признака. Во-первых, предоставление заведомо недостоверных сведений или документов. Это уголовное преступление. Так всегда было и здесь это подтверждается. Хотя, на самом деле аналогичная ответственность уже есть в УК РФ и с моей точки зрения в данном случае она дублируется .

    Во-вторых, отсутствие намерения пребывать или проживать в жилом помещении. Я с этим совершенно не согласна, потому что, может быть, человек вселялся с намерением проживать или пребывать, а потом обстоятельства изменились? Это уже основание считать это фиктивной регистрацией? Неправильно. Я вообще считаю, что здесь не должно быть никакой, даже административной ответственности.

    Наконец, третий признак – отсутствие намерения нанимателя или собственника предоставить это помещение для проживания или пребывания. Это проблема того, кто предоставляет это жилое помещение. Однако бывает ситуация, когда приезжает лечиться мать с ребенком, регистрируются у родственников или друзей, а сами снимают комнату. Они не вселяются в это жилое помещение, но у них есть регистрация. Тот, кто сдает комнату, их как правило не хочет «засвечивать», потому что договор нужно заключать, налог платить. Стимулы к заключению договоров и подвижки кое-какие есть в этом плане, но, тем не менее, как правило, это передача денег из рук в руки. Без всяких договоров и без всякой регистрации.

    По двум последним позициям я определение фиктивной регистрации не поддерживаю. На мой взгляд, только в части предоставления фальшивых документов и ложных сведений возможна уголовная ответственность».

Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания

Административная ответственность
Норма Правонарушение Ответственность
Части 1-2 ст. 9.15 КоАП РФ Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.
Части 1-2 ст. 19.15.1. КоАП РФ Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.
Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.
Части 1-2 ст. 19.15.2 КоАП РФ Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб.
Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб.
Части 3-4 ст. 19.15.2 КоАП РФ Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб.
Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге:
на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. руб.
Часть 5 ст. 19.15.2 КоАП РФ Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в территориальный орган ФМС России документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, сроков представления таких документов либо представление заведомо недостоверных документов. Административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:

  • проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
  • если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.

Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:

  • представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
  • проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

    Мнение

    Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
    Название у закона в народе было «О резиновых квартирах». Так вот эту главную проблему закон совершенно не решает. Абсолютно. К сожалению, наши с Павлом Крашенниковым поправки о том, чтобы ввести ограничения по нормам на вселение в жилое помещение, были отклонены под тем предлогом, что необходимо вносить изменения в Жилищный кодекс РФ. Сейчас мы пытаемся в Жилищный кодекс РФ такие ограничения ввести, особенно когда речь идет о квартирах коммунального заселения, ситуация близка к катастрофе. Получается, что это уже не общежитие, не гостиница, а ночлежка.
    Причина в том, что наниматель ограничен Жилищным кодексом РФ в праве вселения временных жильцов – он должен спросить согласия у соседей. Он также ограничен нормой . Собственник же ничем не ограничен, даже если это комната в квартире коммунального заселения. С этим нужно заканчивать, потому что в противном случае на комнату девять квадратных метров можно вселить девять граждан из ближайшего дружественного государства. Вводить эти ограничения надо, потому что у нас заявительный характер – я «заявляюсь» и регистрируюсь, а оснований для отказа никаких нет. Хоть на одном квадратном метре регистрируйся, хоть на одной десятой. Это нонсенс».

    МНЕНИЕ

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов «Князев и партнеры»:

    «Законодатели пытались решить проблему так называемых «резиновых» квартир. На мой взгляд, они все-таки не справились с поставленной задачей. Думается, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и ужесточение ответственности это не те меры, посредством которых можно преодолеть сложившуюся ситуацию с «резиновыми квартирами».

    Так, например, собственник регистрирует в своей квартире 20 жителей средней Азии. Естественно у него, да думается и у них тоже, нет и не было никакого намерения пребывать (проживать) в данном жилом помещении. Однако как определить это намерение у выходцев из средней Азии, которые, скорее всего и по-русски-то с трудом изъясняются? Зато у них есть регистрация по месту пребывания в г. Москве. Собственник квартиры также будет заявлять, что обозначенные лица постоянно здесь проживают, просто в данный момент их нет в помещении.

    Для меня остается загадкой, как будет работать данная новелла в современных реалиях российской правовой системы, но с большой долей уверенности я могу сказать, что проблему «резиновых» квартир она решит вряд ли. На мой взгляд, решение данного вопроса лежит совсем в другой плоскости, нежели ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации. Истоки решения проблемы, на мой взгляд, стоит искать в миграционном законодательстве».

Критика закона со стороны правозащитных институтов
Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет)2законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление, поскольку, в частности, действующие ст. ст. 292-293, ст. 322.1, ст. 327 УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.

Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения.

Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной, без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).

В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала3 отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.

Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.

Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе «одного окна» либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации.

Новости по теме:

  • Ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства или пребывания закрепили в УК РФ – ИА «ГАРАНТ», 23 декабря 2013 г.
  • Ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета в РФ будет усилена – ИА «ГАРАНТ», 16 декабря 2013 г.
  • Президент РФ внес в Госдуму законопроект о борьбе с фиктивной регистрацией граждан России – ИА «ГАРАНТ», 10 января 2013 г.

Инфографика:

«Резиновые» квартиры в России

По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 «резиновых» квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются «резиновые» квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.

Исследования:

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства

3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

Антон Филимонов, www.garant.ru

Полное или частичное воспроизведение материала возможно только по письменному разрешению редакции портала garant.ru с указанием активной гиперссылки.

1 Данные озвучены руководителем ФМС России на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему «О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов» 19 ноября 2013 года.
2 Текст документа опубликован на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
3 С текстом заключения Общественной палаты РФ можно ознакомиться на официальном сайте.

В целях усиления ответственности за нарушение правил регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства, а также миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ введены в действие новые статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.

Фиктивной признается регистрация или постановка на учет в следующих случаях:

на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов,

без намерения пребывать (проживать) в этом помещении;

без намерения собственника (нанимателя) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Необходимо понять, что к уголовной ответственности привлекаются лица, осуществившие фиктивную регистрацию в принадлежащих им жилых помещениях. В частности, за постановку на учет большого количества иностранных граждан в жилых домах и квартирах без намерения предоставить им помещения для проживания. Уголовная ответственность за нарушение миграционного законодательства установлена ст. 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса РФ. Так, уголовно наказуемым является организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации, что влечет за собой наказание в виде штрафа до пятисот тысяч рублей, обязательные или исправительные работы, ограничение свободы, а также лишение свободы на срок до 7 лет.
Кроме того, уголовная ответственность наступает за фиктивную регистрацию иностранного гражданина по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации. Лицо, совершившее указанные преступления, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет.
Под фиктивной постановкой понимается постановка на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить помещения для пребывания (проживания).

Врио заместителя начальника полиции по ООП ОМВД России по Елецкому району

подполковник полиции А.В. Остянко

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *