Как оформить в собственность земли рекреации

Здравствуйте.

Согласно гл 17 ЗК РФ рекреационные земли относятся к землям особо охраняемым территорий и объектов и ограничены в обороте согласно ст. 27 ЗК РФ

ЗК РФ, Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи

ЗК РФ, Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так как в соответствии со ст 11 ЗК РФ поставленный вами на кадастровый учет земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления в области земельных отношений в его полномочиях решения вопроса о предоставлении вам в собственность ( аренду)рекреационного земельного участка.

ЗК РФ, Статья 39.15. требует Предварительное согласование предоставления земельного участка на основании поданного заявления.

1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в абзац втором пункта 5 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не осуществляется.
6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
КонсультантПлюс: примечание.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);

2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункте 4 пункта 9 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ статья 39.15 дополняется новым пунктом 10.1. См. текст в будущейредакции.
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в пункт 13 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущейредакции.
13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

17. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

Зоны рекреационного назначения

Смотреть что такое «Зоны рекреационного назначения» в других словарях:

  • Зоны рекреационного назначения — 1) вид территориальных зон; 2) зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха … Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Территориальные зоны — 1) (для целей Земельного кодекса Российской Федерации) части территории поселения в пределах его административных границ, деление на которые осуществляется в порядке территориального зонирования; в состав земель населенных пунктов могут входить… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

  • Рекреационные зоны — 8.1. Рекреационные зоны выделяются для организации массового отдыха населения, улучшения микроклимата поселений и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, водоемы и иные объекты, используемые в рекреационных целях и формирующие… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Земли историко-культурного назначения — земельные участки в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, к которым относятся земли: объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;… … Большой юридический словарь

  • Постановление 77-ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009-2011 гг. — Терминология Постановление 77 ПП: Среднесрочная программа комплексного развития территорий города Москвы, находящихся в зоне действия электроподстанций и воздушных линий электропередачи на 2009 2011 гг.: 19. Виды документации по планировке… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Элементы — 34. Элементы оборудование, приборы, трубопроводы, кабели, строительные конструкции и другие изделия, обеспечивающие реализацию заданных функций самостоятельно или в составе систем и рассматриваемые в проекте в качестве структурных единиц при… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Элементы функционально-планировочной структуры территории города Москвы — 17. Элементы функционально планировочной структуры территории города Москвы: 1) функциональные зоны зоны, для которых title= О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы) города Москвы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Виды территориальных зон в градостроительстве — 1. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны… … Официальная терминология

  • ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ — земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко культурное,эстетическое, рекреационное,оздоровительное и иное ценное значение, изъятые постановлениями федеральных органов государственной власти,органов государственной власти… … Энциклопедия юриста

  • ГОСТ 28329-89: Озеленение городов. Термины и определения — Терминология ГОСТ 28329 89: Озеленение городов. Термины и определения оригинал документа: 31. Аллея Свободнорастущие или формованные деревья, высаженные в один или более рядов по обеим сторонам пешеходных или транспортных дорог Определения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Земли рекреационного назначения: категория, использование, ограничения

Когда-то рекреацией назывались каникулы, школьная перемена или помещение, где можно было отдохнуть. Позднее рекреацией стали называть различные мероприятия, которые призваны помочь утомлённым людям, восстановить их здоровье. Термин «рекреационный» расширился ещё больше, когда стал одним из определений Земельного кодекса нашей страны.

Понятие и предназначение

Статьи «земельных» законов чётко классифицируют все территории по их существующему и/или потенциальному предназначению, использованию. Некоторые территории относятся в классификации к особо охраняемым. Этому посвящена 18-я глава.

О рассматриваемых нами землях говорится в статье 98. Земли рекреационного назначения предназначены и используются для создания возможности заниматься туризмом, спортом, а также отдохнуть и оздоровиться всем желающим (нуждающимся). Также 98-й статьёй оговаривается состав земель-рекреаций, а также всё, что может быть там построено.

Есть интересная особенность: зоны-рекреации могут быть выделены и в городах, посёлках и так далее. В данном случае речь идёт о парках, лесных массивах, скверах, водных объектах (пруды, водохранилища), пляжах. Такие места отдыха особо охраняемым территориями не считаются, но это их единственное отличие от прочих земель-рекреаций.

Кому предоставляется и что можно строить на землях рекреационного назначения

Если говорить о застройке таких площадей, то она должна соответствовать их назначению. Любая постройка должна быть ориентирована на отдых, спортивные, туристические мероприятия. Если такое назначение не прослеживается, запрет будет наложен ещё на стадии предварительных согласований.

На рекреационных территориях можно строить (расширять) объекты коммунального, промышленного и складского назначения только в случае их прямому соответствию разрешённому использованию земли. Любое строительство на землях рекреационного назначения должно вестись только по согласованию с местными госорганами охраны природы.

Порядок пользования такими землями практически везде, в любом регионе определяется местной администрацией самостоятельно. Многие зоны-рекреации обладают уникальными характеристиками, для охраны которых предусматриваются особые мероприятия.

С понятием земель из числа рекреационных тесно связан термин «сервитут». Он означает ограниченное право использования.

  • Публичный сервитут – это дозволение всем желающим приехать в лес, прийти на речку, устроиться на одеяле с книжкой на цветущем лугу. Такой личный отдых имеет ряд ограничений – не разводить костры, не вредить экологии и тому подобные. Как соблюдаются такие ограничения, разговор отдельный.
  • Частный сервитут – это предоставление права определённым лицам (организациям) использовать в своей деятельности рекреационные земли, но строго по назначению. В данном случае речь о строительстве домов отдыха (частных, ведомственных), кемпинг-отелей, туристических баз и тому подобного.

В любом случае пользование такими землями должно соответствовать всем принятым для данного рекреационного участка правилам и нормам. Кроме ЗК РФ, здесь важны иные кодексы (Водный, Лесной) плюс местные руководящие документы (в каждом регионе они свои).

Виды территорий

Ещё одна особенная категория – это земли историко-культурного назначения и природоохранного рекреационного. Они, как и рекреационные, относятся к особо охраняемым территориям. В эту категорию включены:

  • всевозможные исторические постройки, в том числе найденные посредством археологических изысканий;
  • различные достопримечательности, чьё значение подтверждено (самый дорогой ночной клуб города к достопримечательностям в этом плане не относится);
  • поселения, где в первозданном виде сохранились различные ремёсла, производство, промыслы (национальное рукоделие и прочее);
  • захоронения (военные и гражданские).

У таких земель невозможно изменить их целевое назначение. Соответственно, запрещается и нецелевое использование.

На таких землях устанавливаются особые охранные режимы. Любое строительство и прочее хозяйствование поблизости от зон с объектами историко-культурного назначения должны сопровождаться комплексом согласованных охранных мероприятий.

Ещё одна особенность: такие земли не изымаются у собственников, если только не имеет место какой-либо исключительный случай.

А вот можно ли взять в аренду земли рекреационного назначения или купить-продать их? Об этом далее.

Особенности купли-продажи и аренды участков

Как часто собственники считают, что «земля – моя, делаю всё, что хочу»? Эта распространённая ошибка может дорого обойтись, если совершается на рекреационных, историко-культурных землях либо поблизости от них.

Сделки с такими землями возможны, однако полны множества ограничений. Основное – это целевое использование территорий и полное отсутствие возможности изменить назначение площади.

Всем желающим строить базы отдыха, спортивные, оздоровительные объекты важно об этом помнить. Все проекты должны подтверждать экологическую безопасность будущих объектов. Любое строительство должно получить множество согласований.

В настоящее время наблюдается постоянный подъём интереса к туризму и отдыху внутри страны. Несмотря на ограничения, земли рекреационного назначения сохраняют свою высокую привлекательность для желающих организовать соответствующий бизнес.

Земли рекреационного назначения

К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря.

дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки и лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Земельный кодекс РФ правильно отражает понятие «земли рекреационного назначения», поскольку рекреация — это отдых, восстановление сил после труда. Одновременно в законе не конкретизируется правовой режим земель, используемых для размещения постоянных и сезонных объектов рекреационного назначения; домов отдыха, пансионатов, кемпингов, туристических баз, домов рыболова и охотника и др.

Использование учебно-туристических троп и трасс может осуществляться согласно закону на основе сервитутов, при этом указанные земельные участки у правообладателей из использования не изымаются.

Сервитуты, как известно, бывают публичные и частные. Для рекреационных нужд на основе сервитута возможно, в частности, пользование земельными участками лесного и водного фондов. Так, Лесной кодекс РФ разрешает гражданам свободно пребывать в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут). Кроме того, пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей прямо рассматривается Лесным кодексом РФ одним из видов лесопользования.

Для размещения стационарных объектов рекреационного назначения на землях лесного фонда права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, возникают на основании договора аренды участков лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В целях рекреации могут использоваться водные объекты (ст. 50 Водного кодекса РФ). Они могут использоваться для массового отдыха, туризма, спорта в местах, которые устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными государственными органами управления использованием и охраной водного фонда.

К землям рекреационного назначения Земельный кодекс РФ относит также земли пригородных зеленых зон, что вполне оправданно. В этом их правовая и природная сущность. Территория пригородной зоны города включает, как о том сказано в Градостроительном кодексе РФ, земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развития территории данного города. В пригородных зонах городов выделяются зеленые зоны. Они выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

В них запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду.

Помимо сказанного, Градостроительный кодекс РФ предусматривает выделение рекреационных зон на территории поселений. Рекреационные зоны городов и поселений предназначены для организации мест отдыха населения и включают парки, сады, городские леса, лесопарки, пляжи, иные объекты. В рекреационные зоны могут включаться особо охраняемые природные территории и природные объекты. На территории рекреационных зон поселений не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и складских объектов, непосредственно несвязанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий. Земельный кодекс РФ к ним относит следующие земли (ст. 99):

  1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры, в том числе объектов археологического наследия);
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим.

Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению. Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.

Поселенческие территории согласно действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры.

Памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся на землях, предоставленных им в пользование, и соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации. Они несут ответственность за их сохранность.

В целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны. В пределах охранных зон запрещается производство земляных, строительных и других работ без соответствующего разрешения органов охраны памятников.

Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.

В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 99 3К РФ).

Согласно Закону РСФСР «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками, памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст. 33).

На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293)

Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правового режима территорий традиционного природопользования (ст. 16 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 — 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *