Конституция Российской Федерации, закрепляя права и свободы, в том числе в экономической деятельности, предусматривает также и способы их защиты, которые могут быть реализованы как посредством внесудебных процедур, установленных законом, так и с помощью правосудия.
Как правило, необходимость в защите возникает тогда, когда, по мнению одного лица, его права и интересы не учтены другим лицом, на что последний высказывает абсолютно противоположное мнение или не реагирует вообще, то есть имеются разногласия или, иначе, конфликт.
А это значит, что любой экономический спор, возникший между хозяйствующими субъектами и переданный правосудию, можно рассматривать как конфликт, который, к тому же, предполагается устранить уже через вмешательство государства, а не только по взаимной воле спорящих.
Однако, не зря говорится, что «всякая ссора красна мировою». Наверное, поэтому, государство, провозглашая значимость и приоритет судебной защиты, допускает использование и предоставляет возможность выбора альтернативных (примирительных) процедур в разрешении экономических споров.
В России на сегодняшний день наиболее распространенными и, к тому же, законодательно урегулированными являются следующие виды альтернативных (примирительных) процедур.
Переговоры – вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц, то есть самостоятельно, без привлечения независимой третьей стороны. Переговоры – одно из наиболее простых, распространенных, эффективных и доступных средств урегулирования конфликтов, в том числе в сфере экономики, так как не влекут дополнительных расходов, для их проведения не требуется какое-либо официальное разрешение, они не представляют риска для сторон и направлены на конструктивное обсуждение предмета спора. Переговоры, будучи формой взаимоотношений сторон, нормативно не регламентированы, однако не лишены правовой основы. Поскольку переговоры в предпринимательской сфере используются достаточно часто, в том числе упоминаются во многих договорах как способ урегулирования возникших разногласий, то их можно рассматривать как акт реализации общегражданских принципов добросовестности и свободы договора или даже как обычай. Соответственно, и для переговоров требуется не так много – предложение одной стороны и согласие другой стороны оперативно разрешить конкретную проблему, обмен мнениями о вариантах разрешения проблемы и выбор одного из них наиболее взаимоприемлемого. Переговоры инициируются и могут проходить в устной и в письменной формах.
Необходимо отметить, что говорить о конкретной проблеме во взаимоотношениях стороны могут через письменную претензию и ответ на нее. Поэтому к разновидности письменных переговоров также относят претензионный порядок, который, ввиду того, что более регламентирован, допустимо считать и самостоятельным видом примирительной процедуры, осуществляемой без привлечения примирителя. При этом претензионный порядок может быть добровольным и обязательным.
К добровольному претензионному порядку стороны, как и к переговорам, прибегают по собственной воле, в отсутствие обязывающего к этому условия в договоре или законе. Обязательный претензионный порядок применяется, если он предусмотрен законом или договором, и состоит в том, что требует от сторон в спорных вопросах, прежде чем обратиться за судебной защитой, принять меры к примирению, а несоблюдение данного порядка влечет неблагоприятные процессуальные последствия. В частности, исковое заявление может быть оставлено без рассмотрения, а также на лицо, нарушившее претензионный порядок, независимо от результатов рассмотрения дела могут быть возложены судебные расходы. Результат переговоров, а равно претензионного порядка, – это как достижение определенных договоренностей, взаимных уступок, в том числе в форме соглашения, так и прекращение попыток самостоятельного примирения.
Однако важно помнить, что окончание переговоров не исключает возможности урегулирования спора, поскольку переговоры в силу универсальности проявляются и в других альтернативных (примирительных) процедурах, проводимых с участием посредника, или даже суда.
Посредничество – один из видов примирительной процедуры, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (посредник, примиритель), оказывающее помощь в урегулировании конфликта, направленную на достижение субъектами спора взаимовыгодного соглашения.
В настоящее время институт посредничества при разрешении споров выражен в двух формах: медиации и судебном примирении.
Медиация – способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
В отличие от переговоров, которые могут происходить без каких-либо предварительных согласований и регламентаций, медиация уже более серьезная процедура, поскольку осуществляется с привлечением третьего лица.
Следует отметить, что если ранее процедура медиации была возможна только в гражданских делах, то с 25 октября 2019 года она допустима и в спорах, возникших из административных и иных публичных правоотношений.
Заключенное в результате посредничества медиативное соглашение, по сравнению с результатом разрешения споров в судах, для сторон не является обязательным и должно учитываться в дальнейших взаимоотношениях на принципах добровольности и добросовестности. Однако нотариальное удостоверение такого соглашения придаст ему силу исполнительного документа.
Как правило, рассматриваемая примирительная процедура включает следующие этапы:
1) принятие сторонами решения об обращении к примирителю, его избрание и назначение;
2) непосредственно процесс примирения, в ходе которого каждая из сторон знакомит примирителя со своими аргументами в споре, представляет необходимые документы и доказательства, обозначает возможные, по ее мнению, пути выхода из сложившейся ситуации, а примиритель, исходя из полученной информации, определяет меры к налаживанию между сторонами конструктивных взаимоотношений;
3) завершение посредничества (медиации), в том числе посредством так называемой «мировой сделки», что является наилучшим результатом, либо путем прекращения примирительной процедуры, например, по причине ее нецелесообразности, а равно отказа от ее продолжения.
Тем самым, медиация осуществляется при наличии между сторонами соглашения о применении и (или) проведении медиации и при благополучном исходе заканчивается заключением сторонами соглашения об урегулировании разногласий.
Следует отметить, что круг лиц, которые могут выступать в качестве примирителей, весьма широк, поскольку в качестве таковых могут выступать не только юристы, но и психологи, экономисты, иные специалисты. Важно, чтобы примиритель обладал хорошими человеческими качествами и деловой репутацией, пользовался у сторон спора авторитетом, имел необходимые и достаточные опыт и знания и в разрешении конфликтов, и в определенном виде деятельности. Кроме того, осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут также судьи, пребывающие в отставке.
В России возможность обращения к медиации за разрешением конфликтов законодательно урегулирована с 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (в ред. 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В названном законе закреплены общие принципы медиации, условия ее применения, порядок и сроки проведения, порядок выбора и назначения медиатора, а также предъявляемые к нему требования и прочие особенности данной примирительной процедуры.
Вместе с тем, на практике стороны очень часто на стадии конфликта интересов настолько испытывают друг к другу неприязнь, что отвергают всякие предложения другой стороны к урегулированию спора и отправляют спор на разрешение суда.
Для таких сторон Федеральным законом от 26.07.2019 № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодателем введена еще одна разновидность посредничества в урегулировании спора — судебное примирение.
Концепция судебного примирения имеет ряд особенностей.
Во-первых, ее осуществляет не судья, в производстве которого находится дело, а специальный судебный примиритель, который назначается из судей, находящихся в отставке.
Во-вторых, в отличие от медиации, где медиатором фактически может выступать любой человек, имеющий высшее образование, в судебном примирении нахождение компромисса в споре контролируется опытным юристом, который обладает значительным опытом разрешения споров в суде и владеет методами содействия примирению сторон на стадии судебного разбирательства.
В-третьих, список судебных примирителей формируется и утверждается Верховным Судом РФ. При этом кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон и утверждается определением суда.
В-четвертых, судебное примирение, также как и процедуру медиации возможно использовать в рамках споров, возникающих из административных или иных публичных правоотношений.
Судебный примиритель, может давать сторонам рекомендации относительно возможных путей решения конфликта, изучать документы судебного дела и иные документы, которые стороны по тем или иным причинам не представили суду, но желают, чтобы они были учтены в ходе примирительной процедуры. При этом судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.
Таким образом, целью судебного примирения является соотнесение и сближение позиций сторон по делу и выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон. Судебный примиритель помогает сторонам правильно понять и оценить как суть спора, так правовое основание заявленных требований и возражений.
Следует отметить, что ни медиация, ни судебное примирение не предполагают «поиск истины», т.е. определения кто прав, а кто виноват в возникшем между сторонами конфликте. Но помогают сохранить участникам спора (иногда многолетние) деловые отношения, найти пути выхода из ситуации за счет взаимных уступок или признания справедливости требований контрагента.
Результатами примирения лиц, участвующих в деле, могут быть, в частности:
1) мировое соглашение в отношении всех или части заявленных требований;
2) частичный или полный отказ от иска;
3) частичное или полное признание иска;
4) полный или частичный отказ от апелляционной, кассационной жалобы, надзорной жалобы;
5) признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения;
6) соглашение по обстоятельствам дела;
7) подписание письма-согласия на государственную регистрацию товарного знака.
Из-за характера публичных правоотношений и особенностей их участников, процедуры и результаты примирения в административных делах имею свою специфику и регулируются статьей 190 АПК РФ.
Третейское разбирательство – это процедура разрешения конфликта между сторонами гражданских правоотношений, осуществляемая по соглашению сторон и на основании определенных ими правил посредством принятия обязательного для них решения третьей стороной – третейским судом.
Третейский суд, в который стороны договорились обратиться, может быть постоянным, то есть созданным и действующим при каком-либо юридическом лице, и временным, образуемым для разрешения конкретного спора. Третейское разбирательство применяется при условии, если между сторонами заключено третейское соглашение.
Данная процедура является альтернативой правосудию ввиду того, что и третейский суд, и государственный суд, руководствуясь законом, принимают обязательное для сторон решение, а также выступает альтернативой примирительным процедурам, поскольку также базируется на соглашении сторон. При этом все названные процедуры урегулирования споров связаны и взаимозависимы между собой. Так, наличие третейского соглашения или нахождение в производстве третейского суда аналогичного спора в определенных законом случаях могут служить в государственном суде основаниями для оставления иска без рассмотрения. В свою очередь, третейский суд не может рассматривать спор по договору, в котором имеется медиативная оговорка, или в ходе третейского разбирательства стороны приняли решение о применении процедуры медиации. В то же время, разрешение спора в третейском суде имеет преимущества по сравнению с государственным судом, поскольку основывается на принципе конфиденциальности. От переговоров и медиации третейское разбирательство выгодно отличается тем, что для решения третейского суда установлена возможность не только добровольного, но принудительного исполнения на основе выданного государственным судом исполнительного листа. Основным правовым актом, регламентирующим третейское разбирательство в России в настоящее время, является Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».
Итак, участникам гражданского оборота стоит более внимательно присмотреться и при возникновении спорных ситуаций активнее использовать альтернативные (примирительные) процедуры. Каждая из них имеет определенные преимущества по отношению к правосудию, а в случае неэффективности не исключает его применение.

разрешить спор

Смотреть что такое «разрешить спор» в других словарях:

  • РАЗРЕШИТЬ — РАЗРЕШИТЬ, разрешу, разрешишь, совер. (к разрешать). 1. что или с инф. Позволить что нибудь или позволить что нибудь сделать, предоставить право на что нибудь, дать позволение на что нибудь. Разрешить беспрепятственный вход и выход. Разрешить… … Толковый словарь Ушакова

  • разрешить — вопрос • реализация, устранение разрешить задачу • реализация, устранение разрешить международную проблему • решение разрешить проблему • реализация, устранение разрешить свидание • возможность, модальность разрешить спор • реализация, устранение … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • спор — возник спор • действие, субъект, начало возникает спор • действие, субъект, начало вызывать споры • действие, каузация завязался спор • действие, субъект, начало затеять спор • действие, начало идут горячие споры • действие, субъект идёт спор •… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • разрешить — шу, шишь; разрешённый; шён, шена, шено; св. что. 1. что и с инф. Позволить что л. сделать, дать разрешение (2 зн.). Р. проведение симпозиума. Р. посещение больных. Р. взлёт, посадку, приземление. Разрешите начать испытание. Врачи разрешили… … Энциклопедический словарь

  • разрешить — шу/, ши/шь; разрешённый; шён, шена/, шено/; св. см. тж. разрешите, разрешать, разрешаться, разрешение что 1) что и с инф … Словарь многих выражений

  • Проблема принадлежности южных Курильских островов — Спорные острова с российскими и японскими названиями Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до … Википедия

  • Александр II (часть 2, I-VII) — ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Император Александр II (1855—1881). I. Война (1855). Высочайший манифест возвестил России о кончине Императора Николая и о воцарении его преемника. В этом первом акте своего царствования молодой Государь принимал пред лицом… … Большая биографическая энциклопедия

  • реализация — началась реализация • действие, субъект, начало начать реализацию • действие, начало обеспечивать реализацию • содействие обеспечить реализацию • содействие взять меры • реализация внедрить система • реализация вопрос исчерпать • реализация,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • устранение — вопрос исчерпать • реализация, устранение вопрос разрешается • пассив на ся, реализация, устранение вопрос разрешился • пассив на ся, реализация, устранение вопрос решается • пассив на ся, реализация, устранение вопрос решился • пассив на ся,… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • ДУБЛИН — , столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп ство с 1152 г., англикан. архиеп … Православная энциклопедия

  • разреши́ть — шу, шишь; прич. страд. прош. разрешённый, шён, шена, шено; сов. (несов. разрешать). 1. перех. и с неопр. Позволить что л. сделать, дать разрешение (в 3 знач.). В новое царствование, хотя ему и был разрешен въезд в столицы, он… … Малый академический словарь

Law & Wise – мы знаем, как разрешить споры без судебных разбирательств!

Как можно урегулировать спор вне суда?

Внесудебное урегулирование споров – очень сложная процедура, доверить которую следует только опытным юристам. Следует отметить, что современное законодательство закрепляет только 2 основных порядка урегулирования споров: претензионный и административный. Но на практике существуют и иные методы разрешения конфликтов.

Эксперты Law & Wise имеют многолетний опыт работы в данном направлении. Для достижения цели (досудебное урегулирование конфликта), изучив дело клиента, мы выбираем подходящую тактику работы:

  • Переговоры. Это один из самых популярных и востребованных способов урегулирования споров, который ничем не обязывает стороны конфликта. С целью придания результатам переговоров юридической силы, эксперты Law & Wise помогут заключить специальное соглашение, в котором прописаны достигнутые в рамках переговоров решения.
  • Переписка. Юристы нашего бюро могут оказать помощь юридическому лицу при необходимости урегулировать спор посредством частной, деловой или претензионной переписки. Этот способ аналогичен методу ведения переговоров.
  • Подготовка и заключение мирового соглашения. Данный способ урегулирования конфликтов вне суда подразумевает целый комплекс мер: ведение переговоров, переписки между сторонами спора, привлечение медиатора для достижения компромисса и др.
  • Медиация. Это сложная процедура, которая проводится только после детального изучения обстоятельства дела и согласования порядка разрешения конфликта между участниками спора. Наши юристы могут выступить в качестве посредника (медиатора) в возникшем споре.

Альтернативное разрешение споров

Многие предприниматели не раз слышали про альтернативное разрешение споров, широко применяемое в западных странах и предлагаемое иностранными партнёрами при заключении договоров. Некоторые уже имеют опыт в данной сфере. Вместе с тем, этот новый институт для нашего общества вызывает, с одной стороны, огромный интерес, а с другой — определённые сомнения в его эффективности и необходимости. Чтобы не возникало сомнений, предлагаем ознакомиться с нюансами альтернативного способа разрешения коммерческих споров.

Что такое альтернативное разрешение споров

Альтернативное разрешение спора (ADR) – это посредничество и примирительная процедура, которая является дружественным способом урегулирования споров при содействии нейтрального третьего лица. Посредничество/примирительная процедура теоретически является дешёвой и быстрой формой разрешения споров, но, в отличие от арбитража, не носит обязательного характера, и стороны вправе проигнорировать решение посредника. Как правило, стороны не обязаны принимать участие в разбирательствах ADR, если только они не договорятся об ином, так что они могут просто отказаться от посредничества/примирительной процедуры, если ADR их не устраивает.
Будет ли ADR успешным, зависит от таких факторов, как обязательство обеих сторон по дружественному разрешению, а также личных навыков и стремления посредника/примирителя помочь. В большинстве правовых систем соглашение, достигнутое в результате обращения к посреднику/примирителю, имеет природу договора, а не судебного решения.

Какие различают альтернативные способы разрешения споров

1) Медиация/посредничество. Медиация как альтернативный способ разрешения споров предполагает возможность встречи нейтрального посредника с каждым из участников спора с целью поиска вариантов к мирному урегулированию. Цель таких встреч, которые проводятся в конфиденциальной обстановке, является формирование благоприятного климата для переговоров между сторонами спора. При этом, полномочия посредника не распространяются ни на принятие решений, ни на формирование суждений по существу спорного вопроса.
2) Независимая экспертиза. Альтернативное разрешение споров с привлечением независимой экспертизы — это ситуация, при которой происходит запрос сторон к нейтральному лицу для подготовки необязывающего заключения по следующим пунктам:
— Подтверждение факта выполнения определенных предписаний группой технического обслуживания.
— Вопросы технического плана.
— Вопросы правового характера.
3) Mini-trial. Такие альтернативные способы разрешения споров заключаются в формировании группы из ответственных лиц, представляющих каждую сторону спора, и посредника (нейтрального лица). При этом представители сторон, не являясь непосредственно участниками спора, должны иметь полномочия по выполнению решений, принятых группой. Работа группы состоит из нескольких этапов. В начале представители сторон высказывают свою позицию, после чего работают над принятием решения, максимально удовлетворяющего обе стороны, либо происходит формирование заключений относительно позиции оппонентов.
4) Другие возможности. По выбору сторон различные механизмы могут комбинироваться. Нейтральное лицо может получить запрос об экспертном заключении по какому-либо конкретному вопросу в ходе процедур медиации. Стороны могут прийти к согласию следовать рекомендациям, выраженным в заключении посредника.

  • Арбитражный регламент ICC

Альтернативное разрешение споров, разработанное ICC

Начиная с 1923 года, ICC проводит посреднические/примирительные процедуры в соответствии со специальным регламентом. Регламент ADR (ДРС) обеспечивает гибкую основу для дружественного разрешения коммерческих споров через содействие третьей стороны, известной как нейтральное лицо. Секретариат ADR ICC организует проведение разбирательств в соответствии с Регламентом ADR (ДРС) ICC.

Процедуры ADR ICC предусматривают необходимость согласия сторон на передачу спора для урегулирования в соответствии с Регламентом ADR ICC. Самым простым методом является включение оговорки об ADR ICC в договор между сторонами. Стороны могут также договориться о применении ADR ICC и после возникновения спора.
Процедура ADR ICC начинается с подачи совместного или одностороннего заявления в Секретариат ADR ICC. При последнем сценарии Секретариат ADR ICC уведомляет о таком заявлении другую сторону (или стороны). Если другая сторона согласна участвовать в процедуре ADR ICC, разбирательство начинается. Если такого согласия нет, то процедура не начнётся.
ICC предлагает сторонам четыре альтернативных оговорки об ADR ICC для включения их в договоры. Они не являются типовыми оговорками, которые стороны должны включать в свой договор без изменений, а, скорее, имеют форму предложений, которые могут адаптироваться под потребности сторон. Эти оговорки представлены в порядке возрастания обязательств, налагаемых на стороны, по использованию процедуры ADR, начиная с абсолютно факультативной процедуры ADR и заканчивая имеющим обязательную силу о передаче спора на рассмотрение в соответствии с Регламентом ADR ICC. Также оговоркой об ADR может устанавливаться, применяется ли процедура ADR совместно с арбитражным разбирательством по эгидой ICC или нет.
Примирительный регламент (ADR Rules) вступил в силу с 1 января 2014 года, заменив Регламент ADR ICC, который действовал с 2001 года.

Альтернативные процедуры разрешения споров

Регламент ADR ICC позволяет сторонам выбирать способ урегулирования спора, который наиболее подходит в конкретной ситуации. Варианты включают:
1) Посредничество, в рамках которого нейтральное лицо выступает в качестве посредника, который помогает сторонам прийти к согласованному решению;
2) Обращение к нейтральному лицу для получения заключения по одному или более вопросам;
3) Мини-разбирательство, в рамках которого комиссия, состоящая из нейтрального лица и руководителя каждой из сторон, выносит свое мнение;
4) Сочетание различных способов. В соответствии с Регламентом, посредничество является выбором по умолчанию, если стороны не высказывают предпочтения какому-либо иному способу.
Какой бы способ ни был избран, успех процедуры в значительной степени зависит от профессионализма нейтрального лица и навыков межличностного общения, которые это лицо имеет. Стороны могут совместно назначить нейтральное лицо или согласовать требования к квалификации или качествам нейтрального лица, которое должно быть назначено ICC. Назначая нейтральное лицо, ICC выбирает лицо, которое является независимым от сторон.
Сторона, не удовлетворенная кандидатурой нейтрального лица, может заявить обоснованное возражение против такого назначения в течение 15 дней с момента получения уведомления о его/её назначении, и ICC назначит другое нейтральное лицо.
После начала разбирательства между сторонами и нейтральной стороной проводится первоначальное обсуждение для определения процедуры разбирательства.
Разбирательства ADR ICC направлены на окончательное урегулирование или заключение мирового соглашения по некоторым или всем спорам между сторонами. Если стороны не приходят к мировому соглашению, разбирательство ADR не будет иметь юридически обязывающих последствий. Этим оно резко отличается от арбитражного производства, которое всегда заканчивается принятием окончательного решения, которое может быть исполнено в отношении другой стороны.
Тем не менее, процедура ADR может быть структурирована таким образом, чтобы дополнять юридически обязывающие процедуры, такие как арбитраж. Например, стороны могут обратиться к ADR в ходе арбитражного разбирательства, если представляется вероятным, что их спор может быть урегулирован дружественным путем. В качестве альтернативы, стороны могут выбрать такой способ разрешения спора, который сначала предусматривает проведение ADR, а после этого — в случае не достижения соглашения дружественным путем – обращение к арбитражу.
Конфиденциальность является ключевой характеристикой ADR ICC, также как и арбитража ICC.

  • Нормативы ICC DOCDEX, которые помогут решить спор без суда

Как работает Совет по разрешению споров

В рамках долгосрочных контрактов споры могут возникать в связи с изменениями обстоятельств сторон в ходе действия контракта. В целях предотвращения разрыва или ухудшения отношений стороны могут рассмотреть возможность создания Совета по разрешению споров (Dispute Board, DB) в качестве альтернативы арбитражному разбирательству или судебному производству. ICC разработала ряд документов для применения в подобных ситуациях: Регламент Совета ICC по разрешению споров, три стандартных оговорки о DB и Типовое соглашение о членстве в Совете по разрешению споров.
Несмотря на то, что предпочтительнее создавать DB на этапе заключения договора, стороны иногда создают его уже после возникновения спора. Советы по разрешению споров являются постоянными органами, состоящими из одного или трёх независимых членов, хорошо знакомых с договором и его исполнением. Роль членов DB может быть различной в соответствии с различными видами DB, предусмотренными Регламентом Совета по разрешению споров:
— Советы по вынесению рекомендаций (Dispute Review Board, DRB) выдают рекомендации, которые становятся обязательными, если стороны принимают их (в особенности, если они не выразили неудовлетворенности ими в течение указанного периода времени). Если одна из сторон выражает неудовлетворенность рекомендацией, стороны не обязаны, но могут соблюдать её до окончания арбитражного или судебного разбирательства, которые обычно следуют за неудавшимися процедурами рассмотрения споров DB.
— Советы по вынесению решений по спорам (Dispute Adjudication Board, DAB) выносят решения и, как таковые, придерживаются менее консенсуального подхода к разрешению споров, нежели DRB. Стороны связаны договором в отношении выполнения такого решения, как только его получат. Если сторона высказывает неудовлетворённость решением в течение указанного периода времени, она продолжает нести обязательство по его соблюдению, несмотря на то, что у такой стороны может быть право передать спор на рассмотрение арбитража или государственных судов, если это предусмотрено договором.
— Третий вид советов по разрешению споров был создан ICC в ответ на потребность бизнеса в большей гибкости процедуры DB. Объединенные советы по разрешению споров (Combined Dispute Boards, CDB), как правило, издают рекомендации, но могут и выносить решения по ходатайству какой-либо стороны и в отсутствие возражений других сторон. Если одна сторона заявляет возражения, то решение о том, выносить ли рекомендацию или решение, остается на усмотрение CDB.
ICC не осуществляет администрирование указанных разбирательств, а играет второстепенную роль, которая может включать в себя назначение членов Совета по разрешению споров или принятие решения по их отводу, а также пересмотр формы решений Советов по просьбе сторон.

  • Международный арбитраж. Шпаргалка для коммерсантов

Что делать, если в разрешении спора нужен эксперт

Стороны, которые нуждаются в услугах эксперта, могут обратиться в Международный центр экспертизы ICC с просьбой о назначении эксперта в конкретной интересующей их сфере. Центр, созданный в 1976 году, осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом ICC для экспертизы. Центр занимается техническими, финансовыми, правовыми и другими вопросами, требующими специальных знаний. Стороны могут ссылаться на применяющийся в Центре Регламент для экспертизы в своих договорах или использовать его впоследствии.
Любая сторона или состав арбитража могут обратиться в Центр с просьбой предложить кандидатуру эксперта. При этом запрашивающая сторона или арбитры вправе не воспользоваться услугами эксперта, который им был предложен. Стороне может потребоваться мнение эксперта в различных ситуациях в рамках или за рамками спора. Например, за рамками спора сторона может обратиться за консультацией по техническим вопросам до заключения договора. Разрешая спор, состав арбитража может захотеть получить экспертное заключение по техническому вопросу или конкретному вопросу права.
В качестве альтернативы обращению в Центр с просьбой о предложении эксперта, стороны могут обратиться в Центр с просьбой о назначении эксперта для предоставления анализа по какому-либо вопросу, часто в форме письменного отчёта или рекомендации. Выбор эксперта, сделанный Центром, является обязательным для сторон, которые должны будут обратиться к такому эксперту за помощью при дружественном разрешении вопросов или установлении определённых фактов.
Среди услуг, оказываемых Центром, Регламентом предусмотрены базовые процедуры, начиная от запроса о назначении эксперта и заканчивая уведомлением о подготовке экспертом окончательного экспертного отчёта. Примеры дел Центра включают в себя оценку производственной мощности какой-либо единицы оборудования, оценку коррозии материалов, финансовую проверку компании в ходе поглощения, переоценку суммы контракта и оказание содействия советам по вынесению решений по спорам в ходе международных строительных проектов.

Медиация как альтернативный способ разрешения спора

Медиация как альтернативный способ разрешения споров может быть определена, как добровольно конфиденциальная процедура, в ходе которой независимый посредник (медиатор) без вынесения решения способствует участвующим в споре сторонам по выработке разрешения существующего спора с учетом интересов обеих сторон. Медиатор, как нейтральное лицо, взаимодействует со сторонами спора по определению их позиций, а также помогайте выбрать оптимальные альтернативные методы разрешения споров на взаимовыгодных компромиссных условиях. Нейтральное лицо не должно выносить решений, которые обязательны для исполнения сторонами конфликта. Их задача состоит в нахождении компромиссных решений, которые могут стать обязательными для сторон после их взаимного соглашения.

Медиация, как альтернативная процедура разрешения споров, имеет преимущество, заключающееся в предоставлении сторонам конфликта права самостоятельно определить варианты разрешения спора, а не просто выполнить постановление третьих лиц. При этом, участники споров могут согласовывать взаимовыгодное решение с учетом своих коммерческих потребностей и интересов, определенных финансовыми критериями, конкурентоспособностью, рыночными ценами и соображениями деловой репутации. Отличие медиатора от судей заключается в отсутствии определенных нормативов или правил, которые в обязательном порядке должны применяться для анализа факторов, определяющих притязания сторон и их права. Другим преимуществом медиации является ее конфиденциальность, а также право медиатора помочь сторонам выработать любое устраивающее их решение, в то время как третейский судья или судья национального суда связаны теми средствами защиты, которые им предлагает закон.
Договор о медиации заключается при взаимном согласии сторон спора. Оговорка о разрешении спора таким способом — это самый удобный и наиболее простой вариант разрешения спора посредством переговорного процесса. Переговоры с использованием медиации могут применяться на этапе возникновения спора, а также и тогда, когда стороны спора уже вступили в другие процессы разрешения спора, в том числе судебные. Если судить по показателям эффективности, то разрешение споров методом медиации является успешным на всех стадиях спора. Но, так как инструментом медиации служат переговоры, то при отсутствии вариантов для взаимодействия сторон (как, например, при умышленной контрафакции или пиратстве), невозможна и медиация.
С другой стороны, медиация при споре, например, об интеллектуальной собственности будет особенно актуальна тогда, когда сторонам крайне важно сохранение в тайне самого спора или фактов, которые раскрываются в споре, или прав на интеллектуальную собственность, или отношений сторон, или сохранение и развитие деловых отношений между сторонами.
Это интересно!

В 2011 году ICC присоединилась к Международному Институту Медиации (IMI) в качестве одного из его основоположников и стала членом его Совета. При поддержке IMI ICC стремится оказывать содействие обеспечению высокого уровня компетенции медиаторов по всему миру и развитию системы открытого взаимодействия.

  • Разрешение споров онлайн: первые шаги и перспективы

Глава 1. Альтернативные способы разрешения споров

Введение

Интерес к способам урегулирования разногласий вне рамок суда или в суде, но до начала судебного разбирательства, с помощью квалифицированных посредников увеличивается во многих странах мира.

Актуальность темы обусловлена тем, что в Российской Федерации заметно вырос интерес, юристов, граждан, юридических лиц к альтернативным способам разрешения споров, в связи с развитием деятельности третейских судов, расширением возможности внесудебного урегулирования экономических, трудовых, семейных и иных гражданско-правовых споров, в том числе путем достижения мировых соглашений. Это связано с тем, что рассмотрение споров в судах, государственных органах увеличивает финансовые, временные и организационные издержки участников гражданского производства, что создает дополнительные расходы для участников судопроизводства.

При этом все это далеко не всегда приводит к урегулированию правового конфликта. Сторона, которую не устроило решение зачастую уколняется от его исполнения, ставит вопрос о пересмотре дела, (путем подачи апеляционной, казационной, надзорной жалобы), все это влечет за собой увеличение нагрузки на судебную систему, рост бюджетных расходов на содержание органов судебной власти, органов принудительного исполнения. Так урегулирование споров путем альтернативных методов разрешения конфликта дает возможность в какой-то степени избежать такой нагрузки.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения сторон, целью которых является, альтернативное разрешение споров.

Целью данной курсовой работы является анализ альтернативных способов разрешения спорных ситуаций.

Достижение такой цели потребовало решения ряда задач, таких как:

— рассмотреть альтернативные методы разрешения споров

— выделить основные формы альтернативного решения спора используемые в Российской Федерации

— рассмотреть медиацию как один из способов разрешения правовых споров

— рассмотреть порядок и основания участия адвоката в процедуре медиации


— проанолизировать понятие и цели третейского суда

— рассмотреть роль адвоката в третейском производстве.

В данной работе были использованы такие методы, как сравнение, анализ и системный подход.

Во введении должны быть освещены следующие разделы:

Объект и предмет исследования

Цель и задачи исследования

Нормативная база

Требуется доработать.

Глава 1. Альтернативные способы разрешения споров

1. 1. Понятие и виды альтернативных способов разрешения споров

Безусловно, нужно иметь представление, что такая фраза, как «альтернативное разрешение споров» является прямым и буквальным переводом с английского языка термина «alternative dispute resolution». Под таким терминов, следует понимать систему определенных взаимосвязанных действий сторон (как правило, происходят такие действия на основании их добровольного волеизъявления) и иных лиц, направленных на досудебное или внесудебное урегулирование или разрешение с использованием примирительных или иных, не запрещенных законом процедур. Выражаясь иначе альтернативные способы разрешения споров- это множество процедур, которые способствуют внесудебному разрешению споров (конфликтов).

Для такого термина в свою очередь, существуют альтернативные названия, в том числе:

1) Дружественное урегулирование споров

2) Мирное урегулирование споров

3) Автономное урегулирование споров

4) Внесудебные способы разрешения и урегулирования споров.

В мировой практике существует достаточно большое количество разновидностей альтернативного разрешения споров, среди которых необходимо выделить ряд следующие процедуры:

— экспертное определение (заключение)

— переговоры

— переговоры с участием посредника

— примирение

— посредничество

— арбитраж (третейское разбирательство)

— посредничество-арбитраж

— независимое разрешение

— мини-процесс

— установление обстоятельств

— комиссии по рассмотрению споров

— частный суд

— предварительная независимая оценка

— досудебное совещание по урегулированию спора

— упрощенный суд присяжных.

Но в Российской Федерации самыми популярными видами разрешения споров являются:

— разбирательство в третейском суде

— медиация

— переговоры

— мировое соглашение.

Третейский суд- это негосударственный судебный орган. Такой суд должен разрешать споры по экономическим (хозяйственным) договорам юридических лиц между собой, так же юридических лиц и граждан, граждан между собой.

Процедура медиации- это один из самых популярных видов альтернативного урегулирования споров с участием третьей абсолютно нейтральной, непредвзятой, не заинтересованной в данном конфликте стороны — медиатора. Исходя из обязанностей такой стороны, он должен помогать сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Переговоры- это одна из распространенных примирительных процедур. В процессе такой процедуры урегулирования споров стороны лично либо через своих представителей обсуждают предмет спора и приходят к взаимовыгодному его разрешению.

Переговоры не требуют больших финансовых затрат и официальных документов. Поэтому такая процедурая является простой и в своем роде наиболее доступной формой разрешения спора. Как правило переговоры проводятся в устной форме, но по соглашению сторон имеет место быть протокольная форма переговоров. Так же по соглашению сторон непосредственно сам процесс переговоров может быть зафиксирован путем видеозаписи.

Мировое соглашение- это договор, по результатам которого стороны прекращают спор или устраняют иную неопределенность в своих правоотношениях посредством взаимных предоставлений (уступок). Мировое соглашение может быть заключено в ходе судебного разбирательства, в таком случае соглашение в обязательном порядке подлежит утверждению судом. В ходе процесса каждая сторона получает по экземпляру такого соглашения и один экземпляр предоставляется суду, для приобщения к материалам дела. После утверждения мирового соглашения производство по делу прекращается.

1. Цели и задачи альтернативных способов разрешения споров

Следует выделить основные цели, задачи и принципы альтернативных способов разрешения споров.

Целью альтернативного разрешения споров, точнее главной целью действий участвующих в споре сторон в процессе альтернативного урегулирования споров, признается достижение определенного результата, то есть разрешения конфликта.

К основополагающим задачам альтернативных способов разрешения споров, следует отнести:

— содействие становлению и развитию партнерских отношений

— формирование обычаев и этики делового оборота.

К принципам применения альтернативного урегулирования споров можно отнести:

· законность – это означает, что стороны спора должны руководствоваться действующим законодательством, а так же соглашением, которое было заключено между ними;

· добровольность на использование процедуры– разрешение спора путем альтернативного урегулирования возможна, как правило, только при наличии согласия на такие действия всех сторон спора. Но и в таком случае могут быть исключения, к ним относятся ситуации, когда стороны обязаны использовать какую-либо процедуру альтернативного разрешения спора в силу указания договора, закона или суда;

· добровольность разрешения спора путем альтернативного разрешения спора — для окончательного разрешения спора стороны должны выразить свое согласие с его условиями. Такое согласие оформляется, как правило, в виде соглашения гражданско-правового характера.

· активность сторон спора – такой принцип предполагает совершение определенного рода действий сторон спора независимо от их прямого участия в момент разбирательства (но обязательным условие является извещение сторон надлежащим образом о дате и месте разрешения спора);

· конфиденциальность – предполагает то обстоятельство, если стороны спора не условились об ином обстоятельстве, вся информация, относящаяся непосредственно к примирительной процедуре является конфиденциальной. Исключением являются те случаи, когда ее раскрытие требуется в соответствии с действующим законодательством;

· системность и взаимосвязанность действий лиц, участвующих в такой процедуре при рассмотрении и разрешении спора;

· информированность – издание специальной литературы и учреждение средств массовой информации для освещения допустимых альтернативных способов разрешения споров и проблем примирения сторон; подготовка и выпуск учебно-методических пособий и комментариев к нормативным актам, регулирующих вопросы примирения сторон; проведение специальных семинаров и конференций, направленных на разъяснение общественности о преимуществах мирного урегулирования споров;

· подготовка компетентных и высококвалифицированных специалистов в области применения альтернативных методов разрешения правовых споров (посредников (медиаторов), конфликтологов и т.д.).

I. Процедура медиации

1. Понятие и принципы процедуры медиации

Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare», что означает посредничать. Медиация — это переговоры с участием третьей, беспристрастной стороны, которая является заинтересована только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) в максимально короткие сроки и выгодно для конфликтующих сторон.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 (ред. от 23.07.2013) №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» процедура медиации – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Так процедура медиации регламентируется Федеральным законом от 27.07.2010 №193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

К преимуществам такой процедуры относится:

— добровольность;

-конфиденциальность;

— доверие;

— взаимовыгодные условия;

— сохранение партнерских отношений и деловой репутации;

— возможность выбор посредника;

— урегулирования спора в максимально короткие сроки;

К принципам медиации относятся:

— добровольность;

— равноправие сторон;

— нейтральность, беспристрастность медиатора;

— конфиденциальность.

Добровольность. В отличие от судебной тяжбы, вступление всех спорящих сторон в процесс медиации является добровольным, а медиатор должен быть свободно выбранным сторонами. Никто не может заставить стороны участвовать в процедуре медиации, если они не хотят этого по какой-либо из причин. Этот принцип проявляется так же в том, что все решения принимаются только по взаимному соглашению сторон, и в том, что все стороны такой процедуры в любой момент могут отказаться от медиации и прекратить переговоры. Прежде чем начинать медиацию, медиатор в обязательном порядке обсуждает с каждой стороной вопрос добровольности и старается добиться последней от каждой из сторон.

Равноправие сторон. Такой принцип означает, что ни одна из сторон не имеет процедурных преимуществ. Всем участникам предоставляется одинаковое право высказывать свои мнения, а так же определять повестку переговоров, оценивать приемлемость предложений и условий соглашения и т.д.

Нейтральность, беспристрастность медиатора. Согласно такому принципу медиатор сохраняет самостоятельное, объективное отношение с каждой из сторон и обеспечивает им равное право участия в переговорах. Если медиатор ощущает, что ему трудно сохранять нейтральность, он отдает предпочтение одной из сторон и что ему не удаётся избавиться от возникающих у него эмоциональных оценок, он отказывается от ведения процесса.

Конфиденциальность. Все, о чем говорится или обсуждается в процессе медиации, должно оставаться внутри этого процесса. Медиатор не имеет права выступать в качестве свидетеля, если дело все-таки будет передано в суд. Так же он не может сообщать одной стороне информацию, которая была получена от другой в процессе индивидуальной беседы, если он не получил на это специального разрешения или просьбы от сообщившего информацию.

Прибегнуть к процедуре медиации можно по следующим категориям споров:

споры из гражданских правоотношений (предпринимательская, иная экономическая деятельность и др.);

споры из трудовых правоотношений;

споры из семейных правоотношений;

споры из иных правоотношений (если прямо предусмотрено в федеральных законах).

В Федеральном законе о медиации закреплено, что к процедуре нельзя прибегнуть в случае:

-коллективного трудового спора;

-спора, возникшего из вышеперечисленных отношений, если он затрагивает или может затронуть права третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, либо публичные интересы.

Если спор уже рассматривает суд общей юрисдикции или арбитражный суд, это не ограничивает право сторон воспользоваться медиацией.

В соответствии с рядом процессуальных норм одной из важнейших задач судьи является содействие примирению сторон. Таким образом в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству должен разъяснить сторонам, помимо прочего, их право обратиться на любой стадии арбитражного процесса в целях урегулирования спора за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, а также о вытекающих из этого последствиях (ст. 135 АПК РФ).

2. Участие адвоката в процедуре медиации

Оценка особенностей правового положения адвоката в Российской Федерации дает возможность сделать вывод о том, что адвокат может участвовать в урегулировании юридических споров посредством медиации, действуя в качестве:

а) консультанта одной из сторон спора, оказывающего помощь по урегулированию возникших разногласий;

б) представителя одной из сторон спора при подготовке и проведении медиации;

в) нейтрального посредника (медиатора), содействующего сторонам в примирении и достижении соглашения об урегулировании спора.

Выполнение адвокатом любой из трех вышеперечисленных функциональных ролей требует наличия новых, квалифицированных, специальных профессиональных знаний и навыков.

Консультирование доверителей по вопросам урегулирования юридических споров следует признать самостоятельной формой оказываемой адвокатом юридической помощи. Участие адвоката в качестве представителя доверителя в процессе урегулирования юридических споров также должно быть признано самостоятельной формой оказываемой адвокатом юридической помощи.

Участие адвоката в урегулировании юридических споров в качестве медиатора отличается от традиционной адвокатской деятельности рядом следующих признаков:

1) особая предметная сфера деятельности адвоката, связанная с глубоким всесторонним изучением разногласий и отношений в конфликтах различных предметных категорий;

2) особая роль адвоката как независимого и непредубежденного посредника, содействующего сторонам в поиске взаимоприемлемых, положительных и взаимовыгодных условий прекращения спора;

3) особая процедура медиации, в рамках которой может осуществляться адвокатская деятельность, и место адвоката-медиатора в данной процедуре.

Медиативная деятельность адвоката подлежит комплексному правовому регулированию. Такое правовое регулирование включает в себя Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Кодекс профессиональной этики адвоката, Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», процессуальное законодательство (Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации). Подобное комплексное регулирование позволит учитывать как особенности правового статуса адвоката, так и общую специфику процедуры медиации, и корреспондирующие процессуальные нормы.

II. Третейский суд

1. Понятие и цели третейского производства

Выделяют два вида третейских судов:

— третейский суд, который был образован сторонами для разрешения конкретного спора (лат. ad hoc — для частного случая);

— третейский суд, создаваемый и действующий на постоянной основе при образовавших его юридических лицах, при этом субъекты гражданских правоотношений по соглашению друг с другом могут передать на его рассмотрение и разрешение или уже возникший спор, или споры, которые могут возникнуть между этими сторонами в будущем.

Третейский суд– суд третьего лица, он избирается самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу и заранее обязуются подчиниться этому решению.

Важнейшими целями третейского разрешения дел являются:

-урегулирование возникших правовых конфликтов

-обеспечение добровольного исполнения обязательств.

Законодательство о третейских судах для разрешения экономических споров предусматривает два вида третейских судов:

1)создаваемые для разрешения конкретного спора

2) постоянно действующие.

При передаче спора на рассмотрение третейскому суду, создаваемого для рассмотрения конкретного спора, стороны должны сами подробно определить порядок его формирования и процедуру рассмотрения спора.

Особенности третейских судов:

1) предметом производства является спор или группа споров, по отношению к которым стороны договорились о рассмотрении их специально создаваемым для этого составом (или единолично третейским судьей);

2) порядок назначения третейских судей либо состав суда могут быть заранее согласованы при определении в договоре либо отдельном соглашении условий о рассмотрении спора третейским судом;

3) заключение сторонами соглашения о передаче спора в постоянно действующий третейский суд имеет ввиду, что стороны поручают данному учреждению решить такие организационные вопросы, которые по закону они вправе решить самостоятельно;

4) в случае заключения сторонами соглашения о передаче спора в третейский суд такой спор не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде;

5) гибкость арбитражной процедуры, в том числе предоставление сторонам широких возможностей по самостоятельному выбору арбитров для разрешения спора. Стороны вправе избрать арбитрами любых лиц, обладающих необходимой квалификацией, в том числе иностранцев;

6) третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом торговых обычаев, применимых к данному договору;

7) третейские суды, в том числе и постоянно действующие, не могут выдавать приказы и другие исполнительные документы;

8) третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

В остальном процедура аналогична рассмотрению дела в суде первой инстанции и завершается вынесением судебного решения.

В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации решение третейского суда может быть оспорено сторонами третейского разбирательства путем подачи заявления об отмене решения третейского суда. При этом существет оговарка, что оспорены могут быть только те решения третейского суда, которые были приняты на территории Российской Федерации.

По общему правилу заявление должно быть подано в тот суд, на территории которого принято оспариваемое решение третейского суда.

2. Участие адвоката в третейском разбирательстве

Третейский суд рассматривает споры по тем же правилам, что и районный или арбитражный суд, учитывая такие обстоятельство стороны вправе привлекать юристов и адвокатов для представления своих интересов в третейском разбирательстве.

Адвокат в третейском суде, а точнее при рассмотрении дела третейским судом, является необходимым субъектом. Это обусловлено тем, что сторона, зачастую, не обладает достаточными юридическими познаниями и не имеет возможности полноценно защищать себя или представлять интересы своей организации.

Основополагающими задачами адвоката в третейском суде являются:

— отстоять интересы своего клиента

— предоставить доказательства, факты, документы

— предпринять необходимые процессуальные действия для непосредственного разрешения спора.

Возможность участия адвоката в третейском суде определен Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат, оказывая юридические услуги, участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде.

В отличие от гражданского судопроизводства, где согласно ч. 5 ст. 53 Гражданско процессуального кодекса право адвоката на выступление в суде в качестве представителя удостоверяется ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, такой порядок оформления участия адвоката в третейском разбирательстве в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации» не предусмотрен. Поэтому полномочия адвоката как представителя стороны удостоверяются доверенностью.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О третейских судах в Российской Федерации» стороны третейского разбирательства — это организации — юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (граждане-предприниматели), физические лица (граждане), которые предъявили в третейский суд иск в защиту своих прав и интересов либо которым предъявлен иск.

Особенность представительства в третейском процессе состоит в том, что Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не содержит тех ограничений в отношении представителей, которые формулируются в арбитражном процессуальном и в гражданском процессуальном законодательстве. Это означает, что, ограничения, которые установлены в арбитражном процессе для ведения дел от организаций представителями (представителями организаций могут выступать в арбитражном суде по должности руководители организаций, действующие в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом, учредительными документами, либо адвокаты), не могут быть применены в третейском процессе. К участию в третейском разбирательстве могут быть допущены любые лица, которые являются дееспособными в соответствии с гражданским законодательством и представившее надлежащим образом оформленную доверенность, выданную стороной третейского разбирательства, подтверждающую полномочия этого лица на ведение дела.

По общему правилу представитель вправе совершать от имени представляемого все процессуальные действия. Однако право представителя на подписание искового заявления, предъявление его в суд, подписание третейского соглашения, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передача полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должны быть специально оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом.

Что касается оформления доверенности, то следует обратить внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» не предусматривает определенных требований. Вместе с тем третейское соглашение является значимым юридическим актом, с которым связываются существенные процессуальные последствия. Это делает необходимым специальное разрешение доверителя на распоряжение теми процессуальными правами, которые вытекают вследствие изменения способа защиты материального права.

III. Заключение

Бесспорно, что с введение в практику альтенативных способов разрешения конфликтных ситуаций положительно влияте на проблемы, указанные в введении работы, такие как финансовая сторона, загруженность судебного аппарата.

Такие способы урегулирования споров очень удобны при урегулировании конфликтов, которые по своей природе возникают из предпринимательских или экономических отношений, так как такого рода дела обычно требуют не проведения открытых слушаний и принятия решений, а участия специальных экспертов. Кроме того, многие из этих методов урегулирования споров направлены на достижение понимания сторонами требований друг друга, что позволяет сохранять правоотношения между сторонами до разрешения споров.

При урегулировании предпринимательских споров с помощью альтернативного разрешения, цели достигаются с помощью участия представителей спорящих сторон, ведения переговоров, а также обязательного участия третьих лиц в процедуре разрешения спора. Еще одной главной чертой альтернативного способа разрешения споров, рассматриваемых в настоящей работе, является то, что они основаны на достижении соглашения между спорящими сторонами. Их отличительной особенностью является характер и степень участия, а также влияние третьей нейтральной стороны на результат процедуры разрешения спора.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что применение альтернативного разрешения споров в настоящее время является необходимым средством досудебного урегулирования спора как для государства, так и для хозяйствующих субъектов. При этом, тот факт, что переход к использованию альтернативного разрешения спора прохоидт не путем издания тех или иных нормативных актов, которые в свою очередь обязывают хозяйствующие субъекты использовать принудительно примирительные процедуры с целью снижения обращаемости в судебные органы, а именно добровольно, самими хозяйствующими субъектами, как вариант разрешения спорных ситуаций, самостоятельно, без участия государственных органов, безусловно является положительной чертой.

Необходимо использовать все возможности, связанные с развитием альтернативных способов урегулирования споров.

Как было замеченно раннее за последние годы сильно увеличилось использование процессов альтернативного разрешения споров, особенно в юридической системе. Судебная процедура, безусловно, должна применяться, но лишь в тех случаях, когда это действительно необходимо, или когда альтернативные методы оказались безуспешными.

IV. Список использованной литературы

Литература

2. Виноградова Е. А. Третейский суд. Законодательство, практика, комментарий : учеб. пособие. – М., 1997. – 311 с.

3. Виноградова Е. А. Альтернативное разрешение споров : // Вестник Высшего арбитражного Суда РФ. 1997. №8, С. – 27.

4. ДАВЫДЕНКО Д.Л., директор Института международного частного и сравнительного права доклад «Вопросы юридической терминологии в сфере «альтернативного разрешения споров» 5с.

5. Епишкин Н.И. Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС 2010.

7. Калачевой Е.Н. статья «К вопросу об участии адвокатов в процедуре медиации». 4 стр.

9. Коротенко В.И. Доклад председателя Арбитражного суда Челябинской области на пресс-конференции, посвященной развитию альтернативных способов урегулирования экономических споров. 3 с.

11. Понасюк, А. М. Участие адвоката в урегулировании юридических споров посредством медиации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

А. М. Понасюк ; науч. Рук . Л. А. Воскобитова. -М.,2011. -30 с.-Библиогр : с. 29.9

12. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

13. Штепан Павел. «АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ» (Статья написана по заказу Московского офиса Американской ассоциации юристов для программы «Судебные процедуры как способ защиты прав предпринимателей»). 7с.

14. Словарь юридических понятий. — Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 22. 1997.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *