Содержание

Правила обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО

С 2019 года в России начинают действовать новые Правила обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов (Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039).

Обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления. Они также проводят согласование мест размещение площадок, за которые отвечают другие лица. Кроме этого, сведения по всем действующим контейнерным площадкам накопления ТКО вносятся в специальный реестр.

В субъектах Российской Федерации может быть разработан и утвержден свой порядок накопления твердых коммунальных отходов, включающий раздельное накопление.

Санитарные требования к контейнерным площадкам для мусора

При размещении и содержании контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов необходимо соблюдать санитарные правила, которые регламентированы следующими документами.

  1. СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест
  2. СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»
  3. СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.
  4. СП 3.5.3.1129-02 Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации

Фактически СанПиН 2.1.2.2645-10 дублирует требования советских санитарных правил.

Так, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, но огороженной, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Вокруг них (в радиусе не менее 10 метров) не должно быть зарослей растительности, свалок бытовых и промышленных отходов.

Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (не более 10 по СанПиН 2.1.7.3550-19). Причем по решению специальной комиссии эти требования могут обойти, например, в случаях, когда полностью соблюсти эти требование невозможно.

Вывоз ТКО согласно новым СанПиН 2.1.7.3550-19 в теплое время года должен производиться ежедневно, а в холодное время года, когда температура в течение трех дней опускается ниже 4 градусов тепла, вывоз может производится через 3 дня. Вывоз крупногабаритныз отходов (КГО) должен производиться не реже одного раза в неделю.

Кроме этого, согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбора и вывоза бытовых отходов. Общие требования» контейнеры и площадки под ними должны промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода).

Требования к содержанию контейнерных площадок для мусора

В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:

  • установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов;
  • своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
  • организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
  • свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Есть несколько объектов, рядом с которыми не разрешается устанавливать контейнеры для ТБО. Сюда относится проезжая часть, дорожки для пешеходов, арки, газоны и узкие проходы. Если в жилой зоне ведется строительство или ремонт, то по действующим правилам там можно расположить специальный контейнер для сбора строительного мусора.

Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия» (далее — ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).

В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.

Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом — не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Однако в силу положений Федерального закона «О техническом регулировании» требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.

Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к обустройству контейнерных площадок для мусора.

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов.

Кто отвечает за содержание и уборку контейнерных площадок

За организацию, создание и содержание контейнерных площадок отвечает орган местного самоуправления (статья 8 Федерального закона № 89-ФЗ). Ответственность распределяется по ранжиру:

  1. Орган местного самоуправления.
  2. Собственник земельного участка.
  3. Управляющая компания.
  4. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) постановления Правительства РФ № 354 и п. 2 постановления Правительства РФ № 1156. Необходимая валовая выручка регионального оператора, в числе прочего, включает расходы на уборку мест погрузки ТКО при перемещения их в мусоровоз в соответствии с пунктом 90 «Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484.

Организация, которая управляет многоквартирным домом (МКД) отвечает за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (п. 26 (1) постановления Правительства РФ № 290). При этом плата за организацию и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Пунктом 3.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, в числе прочих, предусмотрены следующие обязанности организации по обслуживанию жилищного фонда:

  • установка на обслуживаемых территориях сборников для твердых отходов;
  • содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и мусоросборников, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В зоне индивидуальной жилой застройки решение принимает орган местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования.

Управляющие организации должны убирать контейнерные площадки. По решению общего собрания жильцов они могут от имени собственников заключать договоры с регоператором на оказание коммунальной услуги по обращению с отходами, а также приобретать контейнеры.

Кто должен приобретать контейнеры для ТКО

Обязательства по приобретению контейнеров и бункеров для накопления (складирования) ТКО и их содержанию возложены на регионального оператора, но только в пределах, не превышающих 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования (пункт 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами).

Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, на которых расположены места (площадки) накопления ТКО, органами местного самоуправления, создавшими места (площадки) накопления ТКО в соответствии с действующим законодательством, лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями.

Реестры площадок накопления ТКО

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то — на порталах субъектов РФ.

Какие сведения должны быть предоставлены для внесения в реестр:

  1. Расположение площадки на местности – точный адрес МКД, географические координаты, схема размещения на карте местности.
  2. Сведения о технических характеристиках.
  3. Информация о собственнике места скопления ТКО.
  4. Источники образования ТКО.

Ответственность за нарушения и как их устранить

При ненадлежащем содержании площадок с мусорными баками административно-технической инспекцией фиксируется факт административного нарушения.

С появлением региональных операторов по обращению с ТКО и обновлением правил обустройства площадок для мусорных контейнеров бремя содержания емкостей для ТКО лежит на операторе. Бремя содержания площадки с контейнерами для мусора – на управляющей организации или муниципалитете.

При нарушении правил содержания контейнерной площадки вменяется ст. 6.4 КоАП РФ. В соответствии с ней наказание для должностных лиц составляет до 2 000 рублей, для организаций – до 20 000 рублей. В особых случаях суд может приостановить работу юридического лица на срок до 90 суток.

Выбор типа мусорных контейнеров

Сейчас мало кто обращает внимание на старый отраслевой стандарт ОСТ 22-1643-85. В основном тип контейнера обусловлен сложившей практикой и бюджетом муниципалитета. Тем не менее, следует отметить, что сейчас стала преобладать тенденция обустраивать крытые контейнерные площадки. Несмотря на более высокие затраты, такие площадки обеспечивают гарантированную защиту от осадков и избавляют от необходимости использовать контейнеры с крышками. Контейнеры с крышками были всегда неудобны для пользования, что приводило в конечном счете к демонтажу крышек.

Крытые площадки позволяют использовать любые типы открытых контейнеров: пластмассовые, оцинкованные, традиционные т д.

В некоторых регионах традиционно используют крупногабаритные контейнеры типа ПУХТО. Они используются в комплексе вместе с мусороперегрузочными станциями.

Складирование крупногабаритного мусора допускается в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.

В больших городах все чаще устанавливают заглубленные контейнеры для мусора. Такое решение обеспечивает более эстетичный вид накопителя отходов, а также препятствует образованию неприятного запаха.

В заключении следует отметить, что разработанный Роспотребнадзором проект СанПиН 2.1.7. -19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений», который должен был заменить устаревшие СанПиН 42-128-4690-88, прошел публичное обсуждение и получил отрицательный отзыв при оценке регулирующего воздействия: «предлагаемое проектом акта правовое регулирование не корреспондирует вышеуказанным поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации». Вместо этого документа был принят другой СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», но отмены СанПиН 42-128-4690-88 не последовало.

До отмены СанПиН 42-128-4690-88 применяется в части не противоречащей требованиям СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» и СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Масленников А.Ю.

Расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома: нормы СанПиН и СНиП

В местах складирования мусора собираются грызуны, тараканы и другие животные и насекомые, распространяющие различные болезни. Чтобы оградить свое жилье от нежелательного соседства, необходимо соблюдать расстояние от мусорных контейнеров до жилого дома и другие требования нормативных документов СанПиН и норм СНиП. При неправильном хранении отходы могут стать причиной пожара, отравлять воздух ядовитыми запахами, просачиваться в грунтовые воды.

Мусорные баки около жилого дома

Требования к организации места под мусорные контейнеры

Основные требования по расстоянию до различных объектов и организации площадок под контейнеры изложены в СанПиН 42-128-4690-88. В нем указано, что минимальное расстояние от дома до мусорного контейнера предусмотрено санитарными нормами и составляет 20 м. Для удобства пользования рассчитана и максимальная удаленность.

Специалистами определено, что мусорными баками удобно пользоваться, если они стоят не дальше 100 м. На большее расстояние неудобно ежедневно путешествовать с пакетом или ведром отходов.

Во дворе

Место под контейнер должно быть устроено надлежащим образом.

Делается бетонная или асфальтированная площадка, выступающая над уровнем земли на 100–200 мм. Баки ставятся на нее. В контейнеры не должна попадать вода с земли после дождя и усиливать гниение их содержимого.

С одной стороны оставляется свободное пространство, проходит оборудованная для мусоровоза дорога. Она должна быть засыпана гравием или иметь твердое покрытие, позволяющее подъезжать при любой погоде. С трех оставшихся сторон площадка с контейнерами должна быть огорожена.

Количество мусорных баков рассчитывается по числу граждан, проживающих в доме или двух соседних жилых зданиях, для которых ставятся баки. На одной площадке их допускается максимум 5 штук.

Промзона

В порядке рекомендации указано не ставить мусорные баки со стороны парадного входа в дом. Кроме этого, между домом и мусорным контейнером не должно быть:

  • зон отдыха;
  • спортивных площадок;
  • пешеходных и велосипедных дорожек.

Рядом с местом, где расположена мусорка, разрешается выгул собак и других животных на организованных для этого местах. Хозяева должны следить за тем, чтобы животные не забегали на территорию, где хранится мусор.

Баки делаются из листового металла или пластика. Они должны быть герметичными и прочными, выдерживать вес полной загрузки, не разрушаться кислыми и щелочными растворами. Твердое и гладкое дно и боковая поверхность не позволят грызунам проникнуть внутрь в поисках еды. Объем емкостей составляет 2–4 куба. У контейнеров делаются специальные борта или другие приспособления для выгрузки отходов в машину.

Баки из пластика

Расстояние до жилого дома

Независимо от типа строения, если в нем находятся люди, живут или работают, СНиП и СанПиН определяют единую норму, минимальное расстояние до мусорных баков от дома, которое составляет 20 м. Помойка не должна отравлять воздух в комнатах своими миазмами и портить вид двора.

До многоэтажного строения

Расстояние от мусорной площадки до многоквартирного жилого дома составляет 20–100 метров согласно нормам СНиП и СанПиН. Место должно быть организовано позади или сбоку от дома и огорожено непрозрачным забором из профлиста, оцинкованного железа или другого водостойкого и негорючего материала.

Нормы согласно СНиП и СанПиН

Ограждение делается с 3 сторон, с четвертой – дорога для машины. Забор защищает содержимое баков от сквозняка, чтобы мусор не раздувался ветром. Одновременно помойка не должна портить вид из окон жилых комнат, выходящих в ее сторону, и закрывать сектор обзора.

В микрорайонах, застроенных МКД, возможна организация одного места под складирование мусора с общими контейнерами. Если количество квартир большое и по расчетным данным 5 контейнеров под мусор недостаточно, площадки могут оборудоваться рядом. Каждая должна иметь свое ограждение. Подъезд к ним для машины будет общим.

Содержание нормативных документов не указывает на расположение мусоросборников от автомобильных площадок и гаражей. Правило только предписывает, что баки не должны загораживать проезд и мешать маневру машин.

В парке

Запрещено ставить баки рядом с дорогами, где ходит общественный транспорт, а также расположены остановки.

Удаленность от садика, школы и детской площадки

Детский сад не всегда имеет хоздвор, недоступный для детей. Расстояние, на которое должен быть удален мусоросборник, должно отсчитываться от забора двора, где гуляют дети. При наличии хозяйственного двора мусорник должен располагаться на утвержденной СанПиН дистанции, но не ближе 20 метров от границы ближайшей детской площадки или павильона. Максимальное удаление отсчитывается от двери, ведущей к хозяйственным помещениям.

На школьном дворе бак под мусор должен располагаться со стороны черного хода, которым не пользуются школьники. Минимальное удаление рассчитывается непосредственно от здания школы, спортивной площадки, мастерских.

В деревне

Подъезд к бакам должен осуществляться по дороге, расположенной со стороны мусорной площадки и не проходящей через школьный двор.

Все площадки, оборудованные для спортивных занятий, игр и прогулок детей должны располагаться от мест сбора отходов не ближе 20 м. Если вдоль стадиона или места для отдыха с детьми проходит пешеходная дорожка, размер удаления берется от ее наружной границы.

До магазина и общественных учреждений

Мусорные баки магазинов и различных организаций оборудуются по нормативам СНиП. Здание, в котором находится магазин, удаляется от всех мусоросборников на 20 м и больше. Руководители организаций несут ответственность за чистоту участков вокруг их строений. Кроме уборки двора, они должны расставить достаточное количество урн для посетителей.

Нормативная площадь земли под мусорку

Мусорный бак ставится руководством магазина и предприятия отдельно, возможно соседство с контейнерами жильцов ближайших домов с согласия управляющей компании и жильцов. Помойка должна располагаться позади здания, где не ходят покупатели и посетители.

Руководство магазина заключает отдельный договор с коммунальными службами на вывоз отходов из их контейнера. Оно осуществляет должный контроль за своевременностью вывоза мусора.

Смотрите видео ниже на эту тему.

До частного дома

В районах ИЖС, застроенных малоэтажными домами, расстояние от мусорки до жилого дома в 20 м, согласно нормам, выдержать иногда бывает трудно. При расположении контейнеров на улице следует учитывать дистанцию до красной линии, источников питьевой воды, тротуаров.

Небольшой город

Норматив предписывает также мерить расстояние, где стоит жилой дом, от его фундамента, независимо от того, на каком удалении стоит забор. По СНиП отступ от границы участка, то есть ограды, равен 1 м.

При отсутствии централизованного водоснабжения место под мусорный бак оборудуется на расстоянии 20 м от колодцев и скважин. Нельзя ставить контейнеры над проходящими подземными коммуникациями.

Куча мусора

На воздушные сети норма не распространяется, есть только одно условие: чтобы они не мешали машине. Провода электропередачи должны располагаться на высоте более 6 м в месте нижней точки провисания.

Постройка До мусорки, м До дороги, м
Жилой дом 20 5
Хозблок 15 5

Если невозможно соблюсти все санитарные нормы и поставить баки, не нарушая расстояния от домов до мусорных площадок, собирается комиссия для принятия решения по размещению мест сбора отходов. В нее входят:

  1. Официальные лица от местного самоуправления;
  2. Депутаты;
  3. Санитарный врач;
  4. Работники коммунального хозяйства.

Сначала рассматриваются варианты увеличения дистанции до отдельных домов. Баки для мусора при этом следует располагать таким образом, чтобы обеспечить минимальное расстояние до ближайших строений в 20 м. Если это не представляется возможным, то комиссия может сократить дистанцию от дома до 9 м в порядке исключения.

Нормативы размещения построек на участках ИЖС и СНТ

Сельский и коттеджный поселок обычно удален от коммунальных служб. Организацией вывоза мусора и заключением договоров с коммунальными службами занимается сельский совет. В поселках СНТ все вопросы должны решать члены правления.

При расположении дачного и коттеджного поселков рядом с лесом и природным заповедником расположение мест сбора мусора и график их вывоза следует согласовывать с природоохранными организациями.

Поселение, расположенное вблизи железной дороги, должно учитывать ее прохождение рядом. Когда поезд проезжает, пейзаж, который видно в окно, не должны украшать кучи мусора и грязные баки. Располагать их следует на расстоянии 20 метров и более от края насыпи. Со стороны дороги и автомобильной трассы их необходимо закрывать ограждением.

Нормы СНиП для колодца, септика и скважины

Электрическая подстанция и газовый распределительный узел не относятся к жилым зданиям. Но и на них распространяется норма на удаление от мусоросборника. Поскольку мусор может воспламениться, то с целью предотвращения пожара контейнеры ставят не ближе 9 м.

Места исторической застройки

В старых микрорайонах с историческими застройками одно здание от другого стоит очень близко, часто даже они замыкают по периметру пространство вокруг двора. Минимальный отступ разрешается сократить до 9 метров. Баки могут находиться под глухой стеной, в которой нет окон жилых комнат.

В этом случае баки должны иметь крышки и плотно закрываться, чтобы неприятные запахи не распространялись по двору.

Дистанции от забора согласно нормативам

В домах с мусоропроводами их следует ежедневно освобождать, вывозить мусор и проводить дезинфекцию для предотвращения развития микробов, размножения насекомых и грызунов.

Промышленные предприятия

Производственный сектор самостоятельно занимается утилизацией и вывозом мусора, закупает для этого спецтехнику. Отдельное требование для отходов малых и крупных предприятий. Они часто токсичны. Места складирования необходимо минимально приблизить к производству и установить специальные закрытые емкости. Контейнерный склад, где стоят отходы, ожидающие вывоза, должен иметь пожарные щиты и огнетушители и располагаться на удалении от других зданий.

Мусорная свалка

На производстве промышленный мусор складируется отдельно в большие контейнеры с колесами, максимальный объем которых 10 кубических метров. Для многих предприятий экономически выгодно сортировать отходы по видам и сдавать отдельно.

Частный предприниматель заключает договор с коммунальными службами. Если малое предприятие расположено в многоэтажном доме, то следует согласовать вопрос удаления отходов с управляющей компанией.

Вдоль дороги

Дополнения к нормам в новом законе

Новый закон и СанПиН 2.1.2.2645-10 изменил некоторые в требования к оборудованию площадок. В нормах расстояние от мусорных контейнеров до любого жилого дома не поменялось, но появилось дополнение.

Теперь ограждение вокруг мусорных контейнеров должно иметь эстетичный вид.

Рекомендуется обсаживать площадки кустарниками и многолетними декоративными растениями. Их необходимо регулярно подстригать, чтобы высота не превышала 1,2 м. На свободном месте между домом и площадкой следует разбивать газоны и цветники, делать озеленение свободного пространства.

В поселке

Раздельный сбор мусора отменили, все равно коммунальщики ссыпают все в один кузов. Теперь предписано в обязательном порядке вывозить мусор каждый день. Если данная норма нарушена, то ответственность несет управляющая компания многоэтажного дома.

СанПиН, нормы, правила, нормативы установки мусорных контейнеров

Установка контейнеров для мусора — ответственная работа, подлежащая обязательному исполнению. Если правила их размещения и обслуживания нарушены, то последуют жалобы, проверки и административные штрафы.

Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.

В них входят следующие положения:

  • При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
  • СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
  • Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
  • Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
  • Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
  • Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.

Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.

Чтобы узаконить площадку, нужно выполнить такие действия:

  • Компания направляет письменный документ в местные органы управления с требованием организовать место для сбора ТКО.
  • Дождаться положительного решения.
  • Управляющая компания занимается оформлением, а по окончании работ подает данные для внесения в единый реестр.

При положительном решении можно начать эксплуатацию. При отказе управляющая компания устраняет недочеты и отправляет заявку повторно.

Указывается:

  • Точный адрес размещения и схема. Нужна карта с указанием координат.
  • Информация о технических характеристиках.
  • Данные о собственнике участка.
  • Сведения об источнике образования мусора.

Чтобы органы местного самоуправления одобрили заявку с первого раза, нужно предоставить максимально подробную информацию и подготовить участок согласно всем предъявленным требованиям.

Площадки под ТБО

ТБО из придомовых участков вывозятся по графику на заводы, перерабатывающие мусор, или полигоны, предназначенные для сбора отходов. Вывозят ТБО специализированным транспортом.

Строительные отходы отправляют на оборудованные полигоны. Мусор, который нельзя утилизировать, вывозится на специальные хранилища, где обеззараживается и подлежит захоронению (путем заглубления в грунт).

Общие требования:

  • главные объекты — многоквартирные дома и частный сектор, места для культурного отдыха, территории заводов, предприятий, организаций, парки, скверы;
  • обязательные объекты — организации здравоохранения (больницы, стационары, санатории) и пляжи;
  • места должны быть специально оборудованы, баки водонепроницаемые с крышкой;
  • число контейнеров на участках рассчитывается с учетом количества жильцов и объема мусора, собранного за определенное время.

Площадки, согласно ГОСТу, обязательно нужно заасфальтировать или забетонировать. Участок рядом с контейнерами огораживают с 3 сторон.

Если у контейнеров нет крышек, то ограждения делают с перекрытием, чтобы влага не проникала в баки и не провоцировала преждевременное гниение.

Сейчас разные организации могут предложить услуги по строительству площадок для мусора под ключ любых размеров и цветов.

Маленькие площадки вмещают 2 контейнера, крупные — до 6 баков.

Площадки под ТКО

ФЗ № 89 от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» четко регламентирует создание и содержание мест, предназначенных для хранения ТКО.

В п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ № 1156 «Об обращении с ТКО», сказано, что место для их сбора должно соответствовать нормам и регулярно проходить санитарную обработку.

Обязанность следить за содержанием лежит на компаниях и владельцах участков, где оборудовано место для сбора мусора. Они также производят ремонт и покраску. Обязательства по вывозу отходов и покупке оборудования возложили на регионального оператора.

Для вывоза мусора со строительных площадок и территорий, прилегающих к магазинам и офисным помещениям, устанавливаются дополнительные емкости, вмещающие до 8 кубов.

Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки

Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:

  • Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
  • Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
  • На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
  • Устанавливается сигнализация.
  • Ведется видеонаблюдение.

Обычно эти меры предотвращают кражу баков. Управляющие компании ведут строгий учет, а за отсутствие нужного количества контейнеров взимаются административные штрафы.

Ограждения участков — важная часть сооружения. Рекомендации по их обустройству:

  • лучшим и самым доступным материалом является металлопрофиль;
  • высота от 1 до 2,5 метров, как требуют нормы СанПиНа;
  • конструкции могут быть с крышей и без нее, но баки должны быть ограждены с 3-х сторон.

Обычно обустраиваются простые варианты на 2 бака и более надежные с заборами.

Резервуары делятся на 3 основных вида, среди которых контейнеры, накопители, урны. Существует деление на группы по предназначению, объемам и материалам изготовления.

По предназначению

Строительные компании изготавливают контейнеры для разных целей. Баки бывают:

  • изготовленные для определенных целей — различаются по размерам, качеству, форме;
  • предназначенные для хранения ТБО;
  • созданные для перевозки крупногабаритного мусора.

Контейнеры должны быть прочными и качественными.

По объему

Размер зависит от места использования. Контейнеры бывают:

  1. Пластиковые. Используются они в частном секторе, бывают разных размеров. Это небольшие баки объемом от 60 до 320 литров. Устанавливаются они возле приусадебных участков, требуют частого опустошения.
  2. Старого образца. Их вместительность — 0,5-0,7 м³. Встречаются они в небольших населенных пунктах и постепенно изымаются из эксплуатации.
  3. Новая модель — евроконтейнеры. Это сделанный из металла оцинкованный бак. Этот вариант становится популярным не только в России. Объем бака 1,1-1,3 м³, есть крышка.
  4. Крупные контейнеры объемом 2,5-5 м³. Используются они для сбора раздельного и производственного мусора.
  5. Баки-лодочки объемом 1,3-15 м³. Используются они строительными компаниями или при выполнении монтажных работ.
  6. Для крупногабаритного мусора используют объемную тару вместимостью 1,9-40,3 м³.

Различаются модификации контейнеров в зависимости от производителя и стандартов его работы.

Материалы изготовления

Популярны металлические и пластиковые баки. Первый вариант более долговечный, но и у пластикового аналога достоинств немало.

Преимущества пластиковых контейнеров:

  • небольшой вес;
  • удобные формы;
  • подходят для частного сектора;
  • не ржавеют;
  • не реагируют на перепады температуры;
  • прочные;
  • удобны в транспортировке.

Из недостатков отмечают размеры — крупногабаритный мусор в них не поместится.

Достоинства металлических баков:

  • универсальные — можно использовать для любого вида отходов;
  • срок годности намного дольше, чем у пластиковых аналогов;
  • разнообразие форм;
  • возможность защиты от коррозии;
  • объем от 0,5 до 15 м³.

Из недостатков отмечают габариты и вес. Но большинство организаций не обращают на это внимание.

Перед оборудованием участка изучают правила установки мусорных контейнеров. Законодательные акты четко регламентируют границы. При несоблюдении любого из пунктов можно написать жалобу.

Важно учитывать удаленность площадки для ТКО от людных мест. Рекомендуемые расстояния до:

  • Учреждений здравоохранения — 50 м.
  • Магазинов и развлекательных комплексов — 30 м.
  • Парков, зон отдыха, скверов — 50 м. 1 накопитель устанавливается на 4000 м².

Нельзя устанавливать накопители возле автомагистралей, пешеходных дорожек, на узких улицах. Возможна временная установка баков на участках со строительными работами, но не дольше чем на 24 часа.

Нормы СанПиН на установку мусорных контейнеров

Разлагающийся мусор приводит к распространению зловония, что привлекает разных зверей (кошек и собак), насекомых.

Санитарно-эпидемиологические нормы 42-128-4690-88 помогают разобраться с правилами установки баков. Это касается не только придомовых территорий, но и мест, которые активно посещают люди.

Участки для сбора мусора организовывают не только возле домов, но и магазинов, разных предприятий, лечебных учреждений, парков.

СанПиН 2.1.2.2645-10 регулирует, где устанавливаются накопители, и периодичность их опустошения.

Баки должны опустошаться ежедневно.

Нормативы по установке мусорных контейнеров во дворах многоэтажек

Перед возведением многоквартирного дома строительная компания выбирает участок для мусорных контейнеров. Отнестись к выбору места нужно ответственно. Неправильно выбранный участок может спровоцировать нарушения гигиенических нормативов и даже пожары. Удаленность от дома приведет к засорению других участков, потому что не все жильцы будут доходить до мусорных баков.

Согласование участков происходит в присутствии собственников недвижимости, управляющей компании и органов местного самоуправления.

Обязательным условием является удаленность объекта на 20 м и больше от домов, площадок для спорта, парковых аллей. Если такого места нет, то расстояние можно уменьшить до 9 метров. Но площадку нельзя обустраивать дальше 100 м от дома — делается это для удобства жильцов. Число баков рассчитывается с учетом количества проживающих и объема выбрасываемых ими ТКО.

На одну площадку можно поставить не больше 5 баков. В микрорайонах оборудуют несколько площадок для мусора в одном месте. Каждая должна иметь индивидуальное ограждение и не более 5 баков.

Участки располагают таким образом, чтобы не возникло проблем с подъездом спецтехники.

Возле каждого подъезда многоэтажного дома устанавливают урны. Вывоз производится по мере их заполнения.

Расстояние до детской площадки

Участки для сбора отходов нельзя располагать рядом с детскими площадками. Это одно из требований СанПиНа. Мусорные контейнеры должны находиться на расстоянии не ближе 20 м.

Если рядом с участком для сбора ТКО есть пешеходная дорожка, то расстояние рассчитывается от ее наружного края.

Расстояние до общественных зданий

В каждом городе существуют здания, которые ежедневно посещают много людей. Мусорные контейнеры устанавливают таким образом, чтобы посторонние не имели к ним доступ.

Устанавливаются они на задних дворах вдали от зданий. Обязательно нужно предусмотреть подъезд для спецтранспорта.

Если нет возможности поставить баки в 20 м, то расстояние можно сократить до 9. Но место для сбора отходов обустраивают таким образом, чтобы прохожие не имели к нему доступа.

Вывозят отходы по графику, установленному региональным оператором.

Расположение контейнеров для мусора в частном секторе

СНиП 30-02-97 разрешает самостоятельно выбрать место для установки мусорных контейнеров жителям частного сектора. Площадка располагается не ближе 10 м от приусадебных участков и не дальше 100 м. Обязательно наличие ограждений, так как бродячих животных в частном секторе больше.

После согласования места обслуживающая компания:

  • обустраивает участок для сбора ТКО;
  • вывозит мусор на специализированном автомобиле;
  • регулярно убирает территорию;
  • расчищает место для подъезда.

Хозяева частных жилых домов могут избавиться от органических отходов, захоронив их на участке, а неорганический мусор выбросить в бак на улице.

В сельской местности и поселках городского типа

СНТ (садовые некоммерческие товарищества), поселения городского типа, ГСК (гаражно-строительные кооперативы) собирают мусор на отведенных участках. Размещают баки вблизи домов, чтобы жильцам не пришлось далеко ходить.

Нормы установки мусорных контейнеров в частном секторе сельской местности регулируются законодательством. Нередки следующие нарушения:

  • Установка наполнителей на расстоянии менее 9 м от газораспределителя и электростанции.
  • Размещение возле трассы и железной дороги. Площадка ограждается со стороны трассы и должна быть не ближе чем в 20 м от них.

Если в поселке есть лесной массив, или он является частью заповедника, то перед установкой нужно получить разрешение от природоохранной организации.

Управляющая компания должна регулярно вывозить мусор из баков, следить за чистотой на площадке в деревне.

Несанкционированный выброс мусора грозит нарушителю штрафом.

Установка контейнеров и урн для мусора на территории организаций

Мусорные баки возле магазинов и организаций устанавливаются с учетом норм СанПиНа. Мусорные контейнеры должны находиться на расстоянии не ближе 20 м.

Руководители обязаны следить за чистотой на территории и установить урны для посетителей. Нарушением является урна, заполненная больше чем на ⅔. За это руководителю может быть выписан административный штраф.

Участки для сбора отходов для организаций и магазинов выделяются на заднем дворе. Посторонние не должны иметь доступа к мусорным бакам.

Руководитель организации заключает договор с региональным оператором на вывоз мусора по графику.

Удаленность от садика, школы

Не всегда в детском саду или школе есть отдельный двор для хозяйственной деятельности. Если такого места нет, то участок под площадку для сбора мусора выбирается согласно нормам СанПиН, согласовывается с управляющей компанией, администрацией населенного пункта.

Мусоросборник должен быть удален не менее чем на 20 м от места, где ходят дети. Желательно выбрать участок на заднем дворе — там, где никто не ходит. Таким образом место для сбора отходов удаляется от здания и детских площадок.

Подъезд к бакам осуществляется не по основному двору, а через отдельные ворота.

Сбор, хранение и утилизация отходов в медучреждениях

СанПиН 2.1.7.2790-10 регулирует сбор ТБО в медучреждениях.

Так как часть отходов является опасными, мусорные баки должны быть надежно защищены.

Площадки для сбора мусора обустраивают не ближе, чем в 50 метрах от здания больницы.

Вывозят мусор по графику в установленное время. Собранные отходы перевозят на специализированных машинах до места утилизации и захоронения.

Кто отвечает за обслуживание мусорных контейнеров

Согласно законодательству ответственными за обустройство площадок для мусора являются органы местного самоуправления.

Ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ гласит, что вывоз ТКО является платной услугой. Оказывает ее региональный оператор, который устанавливает график вывоза мусора и фиксированную цену за работу.

ПП РФ № 1156 регламентирует работу регионального оператора — сбор, транспортировку, уничтожение отходов.

За содержание площадки отвечает управляющая компания. Регулярно проводится очистка и санитарная обработка участка. До недавнего времени за уборку отвечал собственник земли.

Новая схема уборки контейнерных площадок

После реформы ПП РФ № 1572 разграничивает обязательства по содержанию контейнеров между региональным оператором и управляющей компанией.

Кто за что отвечает:

  1. УК подготавливает площадку и ставит ее на учет во Всероссийском реестре.
  2. Жильцы дома собирают мусор и относят в контейнеры.
  3. Региональный оператор составляет график вывоза отходов: не реже одного раза в сутки при температуре ниже 5 градусов и не менее 3 раз в день, если теплее +5.
  4. Управляющая организация следит за чистотой и гигиеной на площадке.

Новый порядок упрощает работу УК и региональному оператору.

Специализированный автомобиль должен приезжать на чистый участок. После погрузки отходов сотрудники самостоятельно убирают за собой.

Таким образом поддерживается постоянная чистота на площадке для сбора мусора.

Как часто должен вывозиться мусор

Услуга вывоза мусора платная, оказывается региональным оператором и управляющей компанией. Каждый собственник недвижимого имущества подписывает договор о вывозе ТБО. После этого региональный оператор устанавливает график вывоза отходов.

Мусорные контейнеры возле многоэтажных домов опустошаются:

  • летом 1 раз в сутки;
  • зимой 1 раз в 3 дня.

Если контейнеры наполняются быстрее, то специализированный автомобиль приезжает чаще.

После того как площадка оборудована и введена в эксплуатацию, за ее содержание отвечает управляющая компания.

ПП РФ № 491 от 13.08.2006 регулирует содержание мест сбора ТБО. Согласно ему организация места и содержание возлагается на управляющую компанию.

Вывозит мусор специализированный автомобиль регионального оператора.

Обязанности разделены и должны выполняться неукоснительно. При нарушениях жильцы могут обратиться с жалобой в администрацию населенного пункта.

Если контейнеры и площадки содержатся в ненадлежащем состоянии, то ответственным выписывается административный штраф.

Ответственность за содержание площадок несут управляющие компании, наказывают руководителей и тех сотрудников, кто не выполнил свои служебные обязанности.

Разграничение ответственности за вывоз мусора:

  • за содержание контейнеров отвечает региональный оператор, оказывающий услуги по вывозу ТБО;
  • за содержание площадок отвечают управляющие компании.

Согласно ст. 6.4 КоАП РФ штраф для должностного лица составляет 2000 руб., для юридических лиц — 20000. Если нарушения серьезные, и дело дошло до суда, то принимается решение о приостановке работы юр. лица сроком на 3 месяца.

Исправить недочеты нужно сразу: выполнить санитарно-гигиенические или ремонтные работы, закупить контейнеры для мусора и исправное оснащение.

Незаконный выброс мусора — это административное правонарушение.

Гражданин обратился в суд с иском к администрации сельского поселения и региональному оператору по обращению с ТКО, требуя обязать их перенести ближе к дому контейнерную площадку и пересчитать услугу по обращению с ТКО, оказанную ненадлежащим образом.

В суде истец пояснил, что живет в деревне, где установлен один контейнер объемом 0,75 куб.м. на площадке, которая удалена от частного сектора более чем на 1 км. В населенном пункте был установлен второй контейнер, но он находится на расстоянии 187 метров от дома гражданина, что, по его мнению, является нарушением СанПиН 42-128-4690-88 и СанПиН 2.1.2.2645–10.

— Реклама —

Слободской районный суд Кировской области отказал гражданину в удовлетворении заявленных требований, и он с апелляцией обратился в Областной суд Кировской области.

Определение Областного суда Кировской области от 01 октября 2019 г. по делу № 33–4084

Апелляционный суд подтвердил, что в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «СанПиН 2.1.2.2645–10, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Однако Облсуд подчеркнул, что данный пункт устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания, и не является обязательным при размещении контейнеров в районе уже сложившейся застройки.

Контейнер, который находится на расстоянии 187 метров от дома жильца, расположен на грунтовой площадке. Эта площадка является единственным наиболее удаленным в пределах не менее 20 метров от жилой застройки местом. Возможность установки с соблюдением расстояния — не более 100 метров от каждого дома отсутствует.

Удовлетворение требований гражданина о переносе контейнера в иное место с соблюдением расстояния не более 100 метров от его дома может повлечь существенное нарушение прав третьих лиц, так как расстояние от других жилых домов в данном случае не превысит 20 метров, пришла к выводу судебная коллегия.

Также Облсуд отказался удовлетворить жалобу гражданина на то, что регоператор оказал услугу по обращению с ТКО ненадлежащим образом. Истец не предоставил достаточных доказательств того, что в спорный период времени регоператор вывозил отходы из этого населенного пункта ненадлежащим образом.

Наоборот, суд установил, что регоператор надлежащим образом транспортировал отходы от мест установки контейнеров, а также собирал ТКО в пакетах, которые передавались непосредственно от жителей деревни, «что подтверждается скриншотами системы спутниковой навигации».

Комментарий редакции журнала «ТБО»

Суть спора, который рассматривался в Областном суде Кировской области, во многом перекликается с опубликованным накануне материалом под заголовком «Отсутствие вблизи дома контейнерной площадки подтверждает, что регоператор услугу по вывозу ТКО не оказывает».

В обоих случаях истцы требовали произвести перерасчет за ненадлежащим образом оказанную услугу по обращению с ТКО по факту отсутствия контейнера вблизи дома проживания образующего отходы гражданина.

Принципиальная разница двух судебных дел в том, что Арбитражный суд Тюменской области указал: площадка накопления ТКО должна быть указана в территориальной схеме обращения с отходами, а если органы муниципальной власти ее пока еще не обустроили, у регоператора, согласно правилам, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, есть возможность организовать пакетный сбор мусора.

В Кировской области место сбора отходов было обустроено в условиях уже сложившейся застройки, при этом регоператор предоставил жителям населенного пункта услугу сбора отходов в пакеты.

СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2019 года N 20

Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (приложение).

2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» вступают в силу с 01.01.2020, за исключением требований главы V, которые вступают в силу с 01.03.2020.

3. Установить срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» до 01.01.2021.

А.Ю.Попова

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
25 декабря 2019 года,
регистрационный N 56981

Приложение. санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации
от 5 декабря 2019 года N 20

Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований

Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19

I. Общие положения и область применения

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 47, ст.6640; 2018, N 52, ст.8297) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156).

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 7, ст.862; 2018, N 28, ст.4228) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155).

1.2. Соблюдение Санитарных правил является обязательным для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований (далее — хозяйствующие субъекты).
________________
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

II. Обращение с ТКО

2.1. На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки — места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
________________
Статья 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст.5746).

2.2. Расстояние от контейнерных площадок до жилых зданий, границы индивидуальных земельных участков под индивидуальную жилую застройку, территорий детских и спортивных площадок, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения должно быть не менее 20 м, но не более 100 м; до территорий медицинских организаций — не менее 25 м.

2.3. При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25 %, на основании санитарно-эпидемиологической оценки и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками (за исключением бункеров).
________________
Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» (зарегистрировано Минюстом России 20.07.2007, регистрационный N 9866), с изменениями, внесенными приказами Роспотребнадзора от 30.04.2009 N 359 (зарегистрировано Минюстом России 09.06.2009, регистрационный N 14054); от 12.08.2010 N 309 (зарегистрировано Минюстом России 07.09.2010, регистрационный N 18366); от 22.07.2016 N 813 (зарегистрировано Минюстом России 26.09.2016, регистрационный N 43802); от 04.04.2017 N 208 (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2017, регистрационный N 46463); от 01.12.2017 N 1117 (зарегистрировано Минюстом России 18.12.2017, регистрационный N 49281); от 16.11.2018 N 950 (зарегистрировано Минюстом России 25.12.2018, регистрационный N 53135) (далее — приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224).

Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

2.4. Для определения количества мусоросборников (контейнеров и бункеров), устанавливаемых на контейнерных площадках для накопления ТКО, хозяйствующим субъектам необходимо исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, и нормативов накопления ТКО.
________________
Статья 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 15, ст.2100; 2018, N 40, ст.6122) (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 269).

Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.

Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.

2.6. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.

СанПиН 3.5.2.3472-17 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий в борьбе с членистоногими, имеющими эпидемиологическое и санитарно-гигиеническое значение», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.06.2017 N 83 (зарегистрировано Минюстом России 27.09.2017, регистрационный N 48345) (далее — СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017).

СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58 (зарегистрировано Минюстом России 26.02.2015, регистрационный N 36212) (далее — СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014).

Не допускается промывка контейнеров на контейнерных площадках.

2.8. Площадка для установки бункера должна быть удалена от жилых зданий, территорий дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций на расстояние не менее 20 м, до территорий медицинских организаций — не менее 25 м, иметь достаточную площадь для установки бункера, водонепроницаемое покрытие, подъездные пути, обеспечивающие доступ для мусоровозов, и ограничена бордюром по периметру.
________________
Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.

Не допускается промывка бункеров на контейнерных площадках.

2.10. Территории контейнерной площадки и (или) специальной площадки для складирования КГО после погрузки ТКО в мусоровоз, а также, в случае загрязнения, — прилегающая к месту погрузки территория, должны быть очищены хозяйствующим субъектом от отходов.

2.11. Обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания,*

________________
* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

2.12. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5°С и выше — не более 1 суток;

плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.
________________
Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.

2.13. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов не допускается в местах (площадках) накопления ТКО.

2.14. Вывоз КГО необходимо производить не реже 1 раза в 7 календарных дней. Транспортирование КГО от мест накопления к местам осуществления деятельности по обращению с отходами должно осуществляться специально оборудованными транспортными средствами (далее — транспортные средства) на объекты, предназначенные для обработки, обезвреживания, утилизации, размещения отходов.
________________
Статья 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

2.15. Транспортирование отходов с территорий муниципальных образований и объектов производится с использованием транспортных средств, исключающих потери отходов.

2.16. Транспортные средства для перевозки отходов должны подвергаться мойке с дезинфекцией не реже 1 раза в 10 календарных дней.

III. Обращение с ЖБО

3.1. В населенных пунктах при отсутствии централизованной системы водоотведения для отдельных зданий и (или) групп зданий допускается отведение ЖБО в локальные очистные сооружения и (или) биологические очистные станции, либо организация накопления ЖБО в подземные водонепроницаемые сооружения (далее — выгребы) с их последующим транспортированием транспортным средством в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема или очистки сточных вод.
________________
Пункт 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (зарегистрировано Минюстом России 15.10.2003, регистрационный N 5176) (далее — Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 N 170).

3.2. Хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО.

3.3. Выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод.

3.4. Расстояние от выгребов до жилых домов, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, детских и спортивных площадок, мест массового отдыха населения, организаций общественного питания, медицинских организаций, объектов социального обслуживания должно составлять не менее 20 м.

3.5. Собираемые и накапливаемые в водонепроницаемых емкостях ЖБО посредством транспортных средств, специально оборудованных для вакуумного забора, слива и транспортирования ЖБО, должны транспортироваться и размещаться на объектах, предназначенных для приема или очистки сточных вод, с учетом требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и водоснабжения и водоотведения.
________________
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.

Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.

Пункты 3.7.8, 3.7.10, 3.7.12, 3.7.20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 N 170.

Помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть глубиной не более 3 м и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. В целях очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся.

Дворовые уборные должны иметь надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 м. При наличии нескольких дворовых уборных выгреб допускается объединять. Дворовые уборные и выгребы должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения. Расстояние от них до дворовых уборных и помойниц должно составлять не менее 20 м и не более 100 м. Расстояние от дворовых уборных и помойниц до жилых домов в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должно составлять не менее 10 м.

3.7. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев.

3.8. В условиях отсутствия централизованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев, родников, предназначенных для общественного пользования, на расстояние не менее 50 м.

3.9. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение дезинфекции дворовых уборных и выгребов. Дезинфекция дворовых уборных и выгребов осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».

3.10. Общественные туалеты должны быть обеспечены централизованной канализацией и водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией. В населенных пунктах, в которых отсутствует централизованная система канализации, общественные туалеты должны иметь подводку воды со спуском на локальные очистные сооружения или в водонепроницаемый выгреб с последующим вывозом сточной воды специальным транспортом в централизованную систему канализации.

3.11. Общественные туалеты должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м.

3.12. Установка мобильных туалетных кабин в передвижных автофургонах допускается только в местах, в которых возможно их присоединение к сетям водоснабжения и канализации.

IV. Содержание территории муниципальных образований

4.1. В общественных местах должны быть установлены урны (расстояние между урнами определяется в зависимости от использования данных объектов и должно составлять не более 100 м). Удаление отходов из урн должно производиться не реже 1 раза в день.

4.2. На конечных остановочных пунктах общественного транспорта хозяйствующими субъектами должна обеспечиваться уборка санитарно-бытовых помещений и контейнерных площадок.

4.3. Не допускается сжигание листьев на территориях муниципальных образований. Собранные листья необходимо вывозить на объекты размещения отходов.

4.4. В летний период на проезжей части улиц и площадей с водонепроницаемым покрытием, а также на пешеходных тротуарах, необходимо производить механизированную мойку, поливку и подметание.

4.5. Не допускается заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой и водой из открытых водоемов.

4.7. Не допускается размещение снега и льда, загрязненного противогололедными материалами и реагентами, на площади зеленых насаждений, детских и спортивных площадках и в местах массового отдыха населения.

4.8. Складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
________________
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008, регистрационный N 10995), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637), от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115), от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699), от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014 N 32330).

4.9. Не допускается размещение мест складирования снега в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, сброс снега на поверхность ледяного покрова водоемов и водосборную территорию, а также в радиусе 50 м от источников нецентрализованного водоснабжения.
________________
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2002, регистрационный N 3399).

СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2002, регистрационный N 4059).

4.10. В местах массового отдыха населения должны быть установлены общественные туалеты.

V. Содержание территорий объектов рекреационного назначения

Содержание территорий пляжей

5.2. На территориях пляжей должны быть установлены кабины для переодевания (далее — раздевалки), общественные туалеты или мобильные туалетные кабины, душевые, урны. Количество раздевалок, общественных туалетов или мобильных туалетных кабин, душевых определяется собственником пляжа или эксплуатирующей пляж организацией с учетом максимальной посещаемости пляжа населением, но не менее 1 единицы на 75 посетителей.

5.3. Уборка берега, песка, раздевалок на пляжах должна производиться ежедневно.

5.4. Урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 м территории пляжа.

5.5. Накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 м.

5.6. На каждые 4000 м площади пляжа устанавливается 1 контейнер.

5.7. Общественные туалеты, мобильные туалетные кабины и душевые размещаются на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м от уреза воды. Расстояние между туалетами, душевыми должно составлять не более 100 м. При устройстве общественных туалетов, душевых должен быть предусмотрен отвод сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения. При отсутствии централизованной канализации необходимо обеспечить установку мобильных туалетных кабин.

5.8. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется собственниками по мере заполнения, но не реже 1 раза в неделю, а в период эксплуатации пляжа не реже 1 раза в день.

5.9. Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин, душевых в период эксплуатации зон рекреации должна проводиться 1 раз в день с использованием дезинфицирующих и моющих средств.

5.10. Не допускается въезд транспортных средств на территории пляжей, за исключением специально оборудованных транспортных средств для вывоза ЖБО и ТКО.

5.11. При организации питьевого водоснабжения на территории пляжа питьевая вода должна соответствовать гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения.
________________
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 31.10.2001, регистрационный N 3011), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2009, регистрационный N 13891), от 25.02.2010 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2010, регистрационный N 16679), от 28.06.2010 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 30.07.2010, регистрационный N 18009).

Содержание территорий парков

5.12. Мероприятия по уборке парков должны проводиться хозяйствующим субъектом ежедневно.

5.13. В парках контейнерные площадки для накопления ТКО должны быть расположены на расстоянии не менее 50 м от мест массового отдыха. При определении числа контейнеров для территорий зон рекреационного назначения хозяйствующему субъекту необходимо исходить из среднего объема накопления отходов за 3 дня.

5.14. При определении числа урн на территории парка хозяйствующему субъекту необходимо исходить из расчета одна урна на 800 м площади парка. Расстояние между урнами должно быть не более 40 м.

5.15. Общественные туалеты на территориях парков устанавливаются, исходя из расчета одно место на 500 посетителей. При отсутствии централизованных систем водоотведения необходимо устанавливать мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется не реже 1 раза в день.

Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин на территории парков должна проводиться не реже двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств.

VI. Содержание территорий торговых объектов

6.1. Требования к санитарно-техническому состоянию и содержанию территорий торговых объектов, в том числе нестационарных, на которых реализуется продовольственное сырье и пищевая продукция, установлены в санитарно-эпидемиологических правилах к торговым объектам и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов.
________________
СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (зарегистрировано Минюстом России 28.09.2001, регистрационный N 2956), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.05.2007 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9612).

6.2. На территориях торговых объектов должны быть установлены урны. Накопление ТКО должно осуществляться в мусоросборниках (контейнерах и бункерах). Определение необходимого числа урн и мусоросборников осуществляется хозяйствующим субъектом исходя из нормативов накопления ТКО.

СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.

СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014.

6.5. На территориях торговых объектов, расположенных в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должны быть установлены мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин, их уборка и дезинфекция проводятся ежедневно.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *