Путевые листы и медицинское освидетельствование

если путевой лист выписывается сроком на один месяц, и если у водителя 20 рейсов в месяце, Вы хотите сказать 20 штампиков на одном путевом будет?
Лия

Да, только так можно выполнить требования заполнения путевых листов. Согласно п. 16 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» медицинский работник, который проводит предрейсовый и послерейсовый осмотры водителя, должен проставить в путевом листе дату и время проведения соответствующего осмотра и заверить его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Вот еще разъяснения по схожей ситуации:

«Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 5
Вопрос: Как должен оформляться путевой лист при направлении торгового представителя в командировку на несколько дней? Можно ли выписать путевой лист на несколько дней? Отметка механика о выпуске на линию и отметка о прохождении медосмотра должны проставляться только в момент отъезда в командировку?
Ответ: Оформление путевого листа на несколько дней возможно. Если в регионе, куда сотрудник отправлен в командировку, отсутствует возможность прохождения медицинского и технического осмотров, водителя нельзя привлечь к ответственности за отсутствие отметок медработника и механика в путевом листе.
Согласно Приказу N 152 путевой лист должен содержать сведения о сроке его действия. Данные сведения включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.
Таким образом, составление путевого листа на несколько дней возможно и не только при необходимости поездки сотрудника в командировку на служебном транспорте, но и в иных случаях. Вместе с тем специальное законодательство (п. 4 ст. 20 и п. 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ <1>) содержит требования об обязательном проведении предрейсовых (не ежедневных) медосмотров водителей и технических осмотров транспортных средств. Понятие «рейс» не установлено даже на уровне отраслевого законодательства в сфере транспорта. Это позволяет водителям правомерно совершать длительные служебные поездки, подтверждаемые «многодневными» путевыми листами с отметкой о прохождении медосмотра (техосмотра) только на момент получения путевого листа (начала пути). Сказанное доказывается судебной практикой:
— Определением ВАС РФ от 30.06.2009 N ВАС-7619/09. Водитель получил путевой лист на два дня, прошел медосмотр, довез пассажиров до места назначения (согласно договору) и остался ночевать в указанном месте. Обратно водитель возвращался на следующий день, возможности пройти предрейсовый технический и медицинский осмотры у него не было. Судьи сочли данные действия допустимыми (спор шел о нарушении лицензионных требований в области пассажирских перевозок);
— Постановлением ВС РФ от 05.10.2012 N 46-АД12-18. Водитель был направлен в служебную командировку на восемь дней. На этот период ему был выписан путевой лист, медосмотр был пройден только при отправлении в командировку, в чем суд не увидел состава административного правонарушения (спор шел о нарушении Правил перевозки опасных грузов). Аналогичное решение принято в Постановлении Самарского областного суда от 29.04.2013 N 4а-231/2013.

— <1> Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В качестве снижения вероятности предъявления претензий к сотруднику, направленному в командировку на несколько дней на служебном транспорте, целесообразно проводить предрейсовые осмотры как в пункте отбытия в командировку, так и в пункте прибытия (если сотрудник совершает поездку в регион, где организация имеет действующие договоры об оказании услуг по проведению медицинских и технических осмотров) и ставить необходимые штампы о прохождении таких осмотров в путевом листе, составленном на несколько дней.
О.М.Архангельская
Эксперт журнала
«Торговля:
бухгалтерский учет
и налогообложение»
Подписано в печать

Отметка о прохождении медосмотра в путевом листе

Что за документ

Путевой лист – документ, который оформляет юридическое лицо для своего сотрудника, использующего для выполнения трудовой функции служебный транспорт, ежедневно (или на каждый рейс). Относится в первичной бухгалтерской отчетности. Содержит информацию:

  • Пройденный километраж.
  • Маршрут поездки с пунктами заездов и остановок.
  • Потраченные ГСМ.
  • Отработанные водителем часы.

При запросе должен быть предъявлен сотруднику ДПС. За отсутствие путевого листа инспектор может либо вынести предупреждение, либо выписать штраф в размере 500,00 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).

Существуют унифицированные формы путевых листов для транспорта различного назначения. Они утверждены Постановлением Госкомстата № 78 для строительного, легкового, грузового, специализированного транспорта, такси и автобусов. Однако с 1 января 2013 года они не являются обязательными к применению. Организация имеет право разработать свои бланки или пользоваться готовыми (есть в свободной продаже). Также сегодня есть специализированные компьютерные программы для печати, учета и ведения путевых листов.

При использовании «самодельных» путевых листов крайне важно, чтобы они выписывались на каждый день/смену/рейс и содержали все поля, имеющиеся в унифицированной форме.

Использованные и принятые к учету путевые листы необходимо хранить в архиве 5 лет.

Бланк путевых листов для легкового и грузового автомобилей, а также для спецтехники вы сможете найти в соответствующих статьях на нашем сайте.

Какую именно форму применить, решайте, исходя из вида транспорта, специфики работы и способа оплаты труда водителя (сдельная или повременная).

Когда путевой лист обязателен

Путевой лист необходим всегда, когда стоит задача списать на расходы ГСМ, а также если есть необходимость подтвердить, что водитель за рулем находится при исполнении служебных обязанностей. То есть при перевозке грузов и пассажиров – всегда. Если же вы сами (директор) или кто-то из ваших сотрудников использует служебный транспорт просто для рабочих поездок (например, для встреч с клиентами) или постоянно пользуется служебным автомобилем для рабочих и личных целей – ежедневные путевые листы оформлять необязательно. Но при этом списывать ГСМ в расходы нельзя. Если же пользователь авто заправляет его на свои средства, а компания компенсирует такие затраты путем прибавки к заработной плате – такие перечисления закон расценивает как доход сотрудника. Соответственно, с них нужно отчислить взносы в ПФР и ФСС, а также 13% НДФЛ. Какой способ выбрать – определяет каждая компания для себя в учетной политике.

Если служебный транспорт используется постоянно для рабочих и личных целей, оформление каждый раз путевого листа необязательно.

Как правильно оформить путевой лист с медосмотром

Как правильно заполнить путевой лист, подробно расписано в Приказе Минтранса России № 152.

Предлагаем также для ознакомления образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля с печатью медосмотра. А – штамп предрейсового медосмотра, который можно заказать в компании, оказывающей услуги по производству печатей.

У владельцев компаний, занимающихся автоперевозками или же просто имеющих на балансе предприятия автомобиль, зачастую возникает вопрос, обязателен ли медицинский осмотр водителя перед каждым выездом и в какой ситуации его можно избежать.

Обратимся к Федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Ст. 24 данного документа гласит, что для определенных профессий в целях сохранения здоровья и способности выполнять трудовую функцию работники должны проходить обязательное медицинское освидетельствование.

Статья 23 Закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» утверждает, что водители транспортных средств относятся к профессиям, для которых обязательны ежегодные, а также предрейсовые и послерейсовые осмотры врача.

Опираясь на данные статьи законов, приходим к выводу, что понятия «водитель», «путевой лист» и «медицинский осмотр» связаны неразрывно. Другими словами, вне зависимости от того, занимает ли сотрудник, использующий в рабочих целях служебный автомобиль, должность водителя на данном предприятии или нет, в момент нахождения за рулем, при наличии путевого листа, он имеет статус водителя. Соответственно, печать медика на путевом листе должна подтверждать, что предрейсовый осмотр пройден.

Если нет штатного медика

На практике далеко не каждая компания (особенно, если транспортные перевозки не являются ее основной деятельностью) имеет в штате медработника. Ведь есть еще одна трудность – если вы принимаете медицинского работника в штат, организация должна получить лицензию на медицинскую деятельность. А это дополнительные временные и денежные затраты. Как же поступить, если списывать ГСМ в расходы хочется, путевые листы оформлять готовы, но нанимать медика и получать лицензию – уже накладно?

Один из вариантов, которые советуют предприниматели, нанять медработника на неполную ставку по совместительству. Если вы заключаете договор на обслуживание с частным лицом, убедитесь, что данный человек имеет лицензию на врачебную деятельность (это не документ об образовании, не путайте). Такой способ подходит, если территориально рядом с вами есть государственные медицинские организации или частные компании со штатным медиком.

Второй правильный вариант – использовать аутсорсинг. Выбирая качественные услуги, вы выигрываете сразу в нескольких пунктах:

  • Нет необходимости содержать штатную единицу (медработника).
  • Не нужно оборудовать кабинет для осмотров.
  • Избегаете сложностей и затрат с получением лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица.
  • Цену и качество обслуживания выбираете самостоятельно из многообразия предложенных вариантов, конкуренция работает на вас.
  • Имеете право на лояльное отношение к себе как к клиенту.

Если в путевом листе не проставлен штамп о медосмотре

В случае нарушения порядка заполнения путевого листа в части медицинского осмотра вы можете получить последствия сразу в нескольких инстанциях:

  • Налоговая инспекция при проверке может признать недействительными неверно оформленные путевые листы и не признать расходы, списанные по ним. Соответственно, и доначислить налоги за весь проверяемый период.
  • При проверке документов инспектор ГИБДД может выписать штраф за отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра. За такое правонарушение могут оштрафовать и водителя на 3 000,00 руб., и его руководителя, который отвечает за выход на смену водителя (на 5 000,00 руб.), и организацию на 30 000,00 руб. (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Игнорируя медицинские осмотры водителей, вы таким образом нарушаете права работников на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). Это соответствует статье 5.27.1 КоАП, которая за допущение к работе сотрудника без прохождения медосмотра предусматривает штраф для должностных лиц и для частных предпринимателей от 15 000,00 до 25 000,00 руб., для юридических лиц – от 110 000,00 до 130 000,00 руб.
  • В случае ДТП и причинения вреда здоровью сотрудника и окружающим, если доказана связь неудовлетворительного состояния здоровья и произошедшей ситуации – наступает уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом до 400 000,00 руб., или совокупным доходом виновного за 18 месяцев, либо обязательными исправительными работами, либо лишением свободы на срок до одного года, лишением права занимать конкретные должности. При летальном исходе наказание – принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда). При смерти нескольких лиц – принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет с лишением справа работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда).
  • Если же будет обнаружено нарушение порядка проведения медицинского осмотра, грозит административный штраф по ст. 11.32 КоАП РФ должностным лицам – от 2 000,00 до 3 000,00 руб., частным предпринимателям и юридическим лицам – от 30 000,00 до 50 000,00 руб.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью заключить, что экономия на медицинском освидетельствовании водителей – не самое лучшее решение. Безопаснее сокращать расходы за счет других статей бюджета.

Путевой лист без отметок о техосмотре

Обновление: 17 июля 2019 г.

Учесть ГСМ в составе расходов можно только при наличии правильно оформленных подтверждающих документов. К таким документам относится путевой лист, в котором должны содержаться все необходимые реквизиты. Ведь путевой лист подтверждает маршрут следования транспортного средства, то есть производственную необходимость использования автомобиля в деятельности организации. Обязателен ли техосмотр (отметка) в путевом листе, а также должна ли быть отметка о медосмотре в путевом листе, расскажем в нашей консультации.

Компания по своему усмотрению может использовать типовой бланк путевого листа, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78, или же самостоятельно разработанную форму (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). В обоих случаях путевой лист должен обязательно содержать реквизиты, определенные в п. 3 Приказа Минтранса от 18.09.2008 N 152 и п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

Путевой лист обязательно должен содержать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния автотранспортного средства (подп. 4 п. 3 и подп. 5 п. 6 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152).

Помимо этого, п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ также предусматривает ежедневный контроль технического состояния автомобиля перед выездом с целью обеспечения безопасности дорожного движения.

Если предрейсовый техосмотр в путевом листе будет отсутствовать, то компанию могут оштрафовать на 30 000 рублей, а руководителя организации – на 5 000 рублей (п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Путевой лист без отметок о медосмотре

Отметка о медосмотре водителя в путевом листе 2019 также является обязательным реквизитом путевого листа: путевой лист должен включать дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя (подп. 5 п. 3 и подп. 2 п. 7 Приказа Минтранса России от 18.09.2008 N 152). Сведения о медосмотре водителя заносит в путевой лист медработник, непосредственно проводивший осмотр, с заверением подписью и указанием Ф.И.О.

Медосмотры водителей проводятся в целях обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (п. 1 ст. 20 Закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ). За отсутствие отметки о медосмотре в путевом листе компании грозит штраф в размере 30 000 рублей, а руководителю – 5 000 рублей (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Также стоит отметить, что при отсутствии в путевом листе отметок о техосмотре автомобиля и медосмотре водителя налоговая инспекция может снять расходы на ГСМ, поскольку сведения о техосмотре и медосмотре являются обязательными реквизитами этого первичного учетного документа (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *