30 мая 2016

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2013 г. N 2-КГ13-3
«К участию в деле об определении места жительства ребенка должны быть привлечены органы опеки и попечительства по месту жительства каждого из родителей в качестве государственных органов, компетентных давать заключение по делу, а не третьих лиц. В случае возникновения при рассмотрении дела об определении места жительства ребенка с одним из родителей вопросов, требующих специальных знаний в области психологии и психиатрии, неназначение судом экспертизы является существенным нарушением норм процессуального права»
(извлечение)

П. обратился в суд с иском к Е. об определении места жительства несовершеннолетнего А. и взыскании алиментов в твердой денежной сумме, указав в обоснование своих требований следующее. В настоящее время стороны проживают раздельно. Истец полагал, что жилищные условия по месту жительства отца и обстановка, которая сложилась в месте проживания отца ребенка, наиболее благоприятны для несовершеннолетнего.

Просил определить место жительства А. по месту жительства отца П., взыскать с Е. в его пользу алименты на содержание сына А. по 0,1 прожиточных минимума, с индексацией пропорционально росту величины прожиточного минимума, ежемесячно, до наступления совершеннолетия ребенка.

Е. исковые требования не признала, обратилась с встречным иском к П. об определении места жительства ребенка и взыскании алиментов, указав в обоснование своих требований, что она состояла в фактических брачных отношениях с П. с июля 2007 г., вместе проживали одной семьей сначала в г. Москве в ее квартире, а позже с мая 2010 г. в г. Вологде. 1 февраля 2010 г. в г. Москве у них родился сын А. Полагала, что несовершеннолетнему лучше всего жить с матерью. Просила определить место жительства несовершеннолетнего А. с ней., взыскать с П. алименты на содержание А. до его совершеннолетия в размере 1/4 со всех видов дохода.

Представитель органа опеки и попечительства в лице администрации г. Вологды и представитель Службы по правам ребенка правительства Вологодской области, участвующие в судебном заседании в качестве третьих лиц, указали, что наиболее целесообразным было бы определить место жительства ребенка с отцом П., в настоящее время для ребенка у отца созданы наиболее благоприятные условия.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 10 октября 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 19 декабря 2012 г., исковые требования П. удовлетворены частично: местом жительства А. определено место жительства его отца П. В удовлетворении остальных требований П. и встречных исковых требований Е. отказано.

В кассационной жалобе Е. просила об отмене состоявшихся по делу постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 1 октября 2013 г. признала, что имеются основания, предусмотренные ст. 387 ГПК РФ, для отмены состоявшихся судебных постановлений в кассационном порядке, указав следующее.

Удовлетворяя заявленные П. требования об определении места жительства несовершеннолетнего А. по месту жительства отца, суд сослался на ст.ст. 65, 66 СК РФ, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства, связанного с воспитанием детей», а также заключение Управления образования администрации г. Вологды.

С выводами суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.

Между тем п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

В соответствии со ст. 78 СК РФ при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

В силу ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

Закон предусматривает участие органов опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).

Если родители ребенка имеют разное место жительства, то участие в деле органов опеки и попечительства как по месту жительства отца, так и по месту жительства матери ребенка является обязательным. Причем эти органы обязаны участвовать в деле в качестве государственных органов, компетентных дать заключение по существу спора, а не в качестве третьих лиц.

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, в соответствии с ч. 2 ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

В указанных случаях органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делу являются интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

Однако, рассматривая настоящее дело, суд привлек к участию в деле органы опеки и попечительства по месту жительства отца несовершеннолетнего ребенка П., а также орган опеки и попечительства по месту жительства матери несовершеннолетнего ребенка Е. в качестве третьих лиц, что является неправильным.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По данному делу по требованиям родителей об определении места жительства ребенка одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию с учетом подлежащих применению норм материального права являлось выяснение вопроса о том, проживание с кем из родителей (матерью или отцом) наиболее полно будет соответствовать интересам ребенка.

Именно исходя из интересов ребенка суд должен был решить вопрос об удовлетворении или отказе в удовлетворении требования П. об определении места жительства ребенка с ним и встречного иска Е. об определении места жительства ребенка с нею.

В нарушение норм чч. 1 и 4 ст. 67, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, перечислив в решении доводы сторон и доказательства, представленные ими в обоснование своих требований и возражений, суд не отразил в решении мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, т.е. решение суда нельзя признать мотивированным.

При этом судом не учтено, что при рассмотрении дела он обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное в ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

В соответствии с ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности.

Равенство сторон подразумевает, что каждой из сторон предоставляется адекватная возможность представлять свои интересы по делу, включая доказательства, в соответствии с условиями, которые не ставят ее в значительной степени в невыгодную позицию к своему оппоненту.

В судебном заседании 10 октября 2012 г. приобщены к материалам дела заключения врача-невролога за период с декабря 2011 г. по август 2012 г. Согласно данным заключениям врача-невролога у несовершеннолетнего А. наблюдалось ухудшение психологического и неврологического состояния, поставлен диагноз: астено-невротический синдром. Невролог своим заключением установила причинно-следственную связь такого состояния ребенка именно с негативным влиянием матери и старшего брата.

Вместе с тем данные вопросы требуют специальных знаний в области психологии.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.

Указанные заключения получены П. во внесудебном порядке и в этой связи Е. было заявлено ходатайство о проведении по делу комплексной психолого-психиатрической экспертизы для изучения внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей; выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка; для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта); определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей, однако данное ходатайство было отклонено судом первой инстанции.

Таким образом, вопросы, связанные с выяснением индивидуально-психологических особенностей всех членов семьи, мотивов поведения, особенностей личных отношений родителей друг к другу и к ребенку, способных повлиять на обеспечение ребенку условий для воспитания и полноценного психического развития, судом исследованы не были, вследствие чего решение по делу не может считаться законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах неназначение экспертизы существенно ущемило права Е. и привело к вынесению решения, не соответствующего требованиям ч. 1 ст. 195 ГПК РФ.

В нарушение требований абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судом апелляционной инстанции было отказано Е. в приобщении к делу заключения специалиста в области психологии, который ставил под сомнение профессиональную компетенцию невролога. В частности: диагностика психологического состояния, характера отношений между родителями и детьми и выдача психологических рекомендаций не входит в компетенцию врача-невролога. Установление психиатрического диагноза не входит в компетенцию невролога. Если врач-невролог выявляет эмоциональные и поведенческие нарушения, не связанные с заболеванием центральной нервной системы, он должен направить ребенка к специалисту смежного профиля — детскому психологу или психиатру.

Данные заключения не могли быть представлены в суд первой инстанции, так как заключения невролога приобщены к материалам дела в день принятия решения судом первой инстанции.

Более того, при рассмотрении апелляционной жалобы Е. суд апелляционной инстанции сослался на заключения врача-невролога, подтверждающие обоснованность выводов суда первой инстанции о необходимости определения места жительства ребенка с отцом, тогда как указанные заключения предметом исследования суда первой инстанции не являлись и суд им правовой оценки в решении не давал.

Приобщив к делу данные заключения в числе других представленных по делу письменных доказательств, суд формально огласил их, не приведя в отношении них каких-либо выводов в тексте решения суда.

Суд апелляционной инстанции не исследовал оспариваемые доказательства в судебном заседании и в нарушение положений ст. 67 ГПК РФ не дал им оценки по правилам суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Вологодского городского суда Вологодской области от 10 октября 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 19 декабря 2012 г. отменила, передала дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Психологическая экспертиза детей

Понятие «Психологическая экспертиза детей / Психологическая экспертиза ребенка»:

Психологическая экспертиза детей (психологическая экспертиза ребенка, детская психологическая экспертиза) – это один из видов психологических экспертиз, проводимый в отношении ребенка, родителей, воспитательно-преподавательского состава школьных или дошкольных учреждений и других участников (опекуны, близкие родственники и др.), несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, подозреваемых, подсудимых и осужденных.

При проведении психологической экспертизы ребенка определяется его психологическое и психосоматическое состояние при определенных взаимоотношениях, обстоятельствах и времени, между ребенком и другими участниками (родители, опекуны, воспитатели, сверстники и др.), определяется положительное либо отрицательное влияние на ребенка окружающей обстановки, обстоятельств и взаимоотношений, влияние на его нервно-психическое и общее состояние и развитие.

Проведение психологической экспертизы ребенка, также, как и проведение других психологических экспертиз и экспертиз детско-родительских отношений, является одним из основных экспертных направлений деятйльности нашего Центра.

Наш Центр проводит все виды психологических экспертиз детей!

Отличием нашего экспертного Центра от других, является то, что при проведении детских психологических экспертиз, помимо экспертов-психологов, мы можем привлекать судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертов, врачей клинических специальностей, например, педиатров, неврологов, сексологов и других специалистов.

Судебная психологическая экспертиза ребенка широко применяется на этапе досудебных разбирательств и урегулирования конфликтов, а также, на этапах предварительного расследования (дознание, следствие) и при рассмотрении дел в суде (гражданские дела, уголовные дела).

В большинстве случаев, путают психологическую экспертизу ребенка и экспертизу детско-родительских отношений. Психологическая экспертиза детей или детская психологическая экспертиза является обширным понятием и включает в себя все виды судебных психологических экспертиз в отношении лиц не достигших совершеннолетия (см. ниже подробный перечень). В то время как, психологическая экспертиза детско-родительских отношений, представляет собой экспертизу отношений и взаимодействий между ребенком и родителями, опекунами, родственниками (бабушки, дедушки и другие).

Стоимость психологической экспертизы ребенка указана ниже

Вопросы психологической экспертизы детей указаны в конце раздела

Независимая психологическая экспертиза ребенка, объединяет обширный спектр детских психологических экспертиз, а именно:

  • собственно психологическая экспертиза ребенка (включает все виды: однородная, комиссионная, комплексная, повторная, дополнительная);
  • экспертиза детско-родительских отношений – определяет влияние взаимоотношений на ребенка между ним и родителями либо опекунами (мать, отец и другие родственники);
  • экспертиза жестокого обращения с детьми – определяет отрицательные последствия воздействия (психическое, физическое) на ребенка со стороны родителей, родственников, воспитателей, преподавателей, сверстников;
  • психологическая экспертиза несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших и свидетелей – проводится в отношении несовершеннолетних подозреваемых, потерпевших и свидетелей; особенностью является то, что в большинстве случаев, при проведении подобной экспертизы приходится привлекать экспертов-психологов имеющих подготовку «Юридическая психология», а при оценке показаний и допросов – экспертов-лингвистов;
  • детская психолого-сексологическая экспертиза и комплексная психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних — проводится в отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и потерпевших по преступлением против половой свободы личности;
  • психологическая экспертиза суицидальных действий детей, подростков, несовершеннолетних – устанавливает и выявляет у детей склонность к суицидальным действиям либо определяет факт доведения до самоубийства; при проведении подобных психологических экспертиз подростков, довольно часто приходится оценивать личную переписку, что в свою очередь требует привлечения экспертов-почерковедов и экспертов-лингвистов;
  • психолого-педагогическая экспертиза ребенка (психолого-медико-педагогическая экспертиза/комиссия (ПМПК)) – определяет не только влияние взаимоотношений на ребенка, между ним и воспитательно-преподавательским составом детских школьных и дошкольных учреждений, но в первую очередь определеят уровень развития ребенка, с целью определения вида и объема обучения ребенка (специализированный класс, специализированная школа), и в основном проводится в отношении детей с отклонениями (отсталость в развитии, нарушения речи, слуха и т.д.);
  • комплексная психолого-психиатрическая экспертиза ребенка.

Процессуальные виды психологических экспертиз детей:

Также как и другие виды экспертиз, детская психологическая экспертиза, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических и юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная экспертиза ребенка; внесудебная экспертиза ребенка, независимая экспертиза ребенка);
  • судебной, т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (судебно-психологическая экспертиза ребенка, психологическая экспертиза ребенка для суда, судебная психологическая экспертиза несовершеннолетних).

Цели и задачи независимой психологической экспертизы ребенка:

  • психологическая экспертиза совместимости детей с родителями;
  • экспертиза детско-родительских отношений;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к отцу;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к матери;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к другим близким родственникам;
  • психологическая экспертиза ребенка по отношению к опекунам;
  • психологическая экспертиза детей подвергшихся жестокому обращению, т.е. установление у ребенка психопатологии вызванной физическим (избиение, изнасилование) либо психическим воздействием;
  • комплексная психолого-психиатрическая экспертиза детей;
  • психолого-педагогическая экспертиза (психолого-медико-педагогическая экспертиза/комиссия (ПМПК));
  • психологическая экспертиза половых состояний у детей, т.е. установление способности несовершеннолетних потерпевших, по делам об изнасилованиях и действиях сексуального характера, понимать характер и значение совершаемых с ними действий, а также установление способности оказывать сопротивление;
  • психологическая экспертиза психического развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых на момент совершения преступления;
  • психологическая экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых осознавать свои действия в момент совершения преступления;
  • психологическая экспертиза способности несовершеннолетних обвиняемых руководить своими действиями при совершении преступления;
  • психологическая экспертиза непатологических (пограничных) психических состояний у детей: реактивные состояния, неврозы, психопатоподобные состояния, повышенная возбудимость, импульсивность, гневливость, обидчивость, жестокость, склонность к конфликтным взаимодействиям, завышенность уровня притязаний, интеллектуальная ограниченность;
  • психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей ребенка (например: фантазирование, внушаемость, подражательность, импульсивность, ригидность и т.п.);
  • психологическая экспертиза суицидальных действий и тенденций у детей, вследствие депрессивного состояния;
  • психологическая экспертиза предрасположенности к самоубийству у детей, в том числе и у погибшего ребенка в период перед смертью;
  • оценка объективности и научной обоснованности ранее проведенных детских психологических и комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз;
  • рецензирование проведенных психологических экспертиз детей и комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз и исследований;
  • проведение комплексных психолого-лингвистических экспертиз детей;
  • проведение комплексных психолого-почерковедческих экспертиз детей;
  • проведение комплексной психолого-сексолого-психиатрической экспертизы детей;
  • другие виды психологических экспертиз детей и комплексных детских психолого-психиатрических экспертиз и исследований.

В каких случаях назначается и проводится независимая психологическая экспертиза ребенка:

Бо́льшую часть детских психологических экспертиз, составляют экспертизы детско-родительских отношений при бракоразводных процессах, когда необходимо определение места жительства ребенка с одним из родителей, а также определение порядка общения с ребенком одного из родителей. В последнее время, все больше проводится экспертиз жестокого обращения с ребенком, например, при психическом либо физическом воздействии на ребенка со стороны родителей или близких родственников ребенка, со стороны воспитательно-преподавательского состава детских школьных и дошкольных учреждений, со стороны сверстников. Нередко судебные психологические экспертизы детей проводятся при совершении половых преступлений в отношении детей, с целью определения мог ли ребенок осознавать совершаемые в отношении его действия сексуального характера, и могли ребенок в силу своего возраста оказывать сопротивление преступнику (комплексная психолого-сексологическая экспертиза ребенка). Довольно часто детские психологические экспертизы проводятся с целью определения суицидальных наклонностей у ребенка, а также с целью определения воздействия на ребенка перед суицидальным действием – определение и установление доведения ребенка до самоубийства. Эти и подобные вопросы разрешаются при проведении детских психологических экспертиз и комплексных психолого-психиатрических экспертиз детей и несовершеннолетних.

Ходатайство о проведении и назначении детской психологической экспертизы:

При заявлении ходатайства о проведении и назначении судебно-психологической экспертизы ребенка для суда, в ходатайстве обзательно укажите краткие обстоятельства дела, вопросы для экспертизы и экспертное учреждение для производства судебной экспертизы. Ходатайство должно быть составлено в соответствии с нормами ГПК или УПК РФ (в зависимости от дела). Ходатайствуя в суде о проведении психологической экспертизы ребенка в нашем Центре, Вы можете рассчитывать на полноту и объективность исследований, независимость и беспристрастность наших экспертов и специалистов, высокий уровень и качество выполненной работы.

Отличием нашего экспертного Центра, является то, что в Центре имеются не просто психологи, а эксперты-психологи, имеющие следующие специализации и последипломные подготовки: «Судебная психология», «Юридическая психология», «Медицинская (клиническая) психология» и другие виды специальных профессиональных психологических подготовок.

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении психологической экспертизы ребенка в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену психологической экспертизы ребенка для суда.

Стоимость психологической экспертизы детей

Обратите внимание!

У нас одинаковые цены как на судебные, так и на внесудебные экспертизы и исследования!

Стоимость детских психологических и психолого-психиатрических экспертиз

(ориентировочная)

— психологическая экспертиза ребенка (однородная), с участием одного эксперта-психолога

— от 25 тыс. рублей

— психологическая экспертиза ребенка (комиссионная или комплексная), с участием минимум двух экспертов: эксперт-психолог + эксперт-психиатр

— от 45 тыс. рублей

— психолого-психиатрическая экспертиза ребенка (комплексная), с участием трёх экспертов: эксперт-психолог + эксперт-психиатр + эксперт либо врач другой спеицальности (педиатр, невролог и другие)

— от 65 тыс. рублей

— рецензия детской психологической экспертизы

— от 25 тыс. рублей

Стоимость экспертиз детско-родительских отношений

(ориентировочная)

— экспертиза детско-родительских отношений (включает в себя тестирование ребенка, тестирование родителей либо опекунов, с составлением заключения)

— 25 тыс. рублей — один ребёнок + один из родителей (тестирование + составление заключения)

— по 7 тыс. рублей — каждый последующий член семьи (мать/отец/бабушка/дедушка и другие)

примечание: обследование ребенка 2-х лет и меньше — от 35 тыс. рублей

Стоимость психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и потерпевших

(ориентировочно)

— психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших (однородная), с участием одного эксперта-психолога

— от 45 тыс. рублей

— психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших (комиссионная либо комплексная), с участием двух экспертов: психолог + психиатр

— от 65 тыс. рублей

— психологическая экспертиза несовершеннолетних свидетелей, подозреваемых, обвиняемых и потерпевших (комиссионная либо комплексная), с участием трех экспертов: психолог + психиатр + эксперт иной специальности (нарколог, врач, лингвист и другие)

— от 85 тыс. рублей

— рецензия психологической экспертизы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей

— от 45 тыс. рублей

Стоимость детской психолого-сексологической и психолого-сексолого-психиатрической экспертизы

(ориентировочно)

— детская психолого-сексологическая экспертиза (комплексная), участие двух экспертов: психолог + сексолог

— от 60 тыс. рублей

— детская психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза (комплексная), участие трёх экспертов: психолог + сексолог + психиатр

— от 80 тыс. рублей

— от 120 тыс. рублей — по ст.ст. 131 — 135 УК РФ

— рецензия детской психолого-сексологической экспертизы

— от 60 тыс. рублей

— рецензия детской психолого-сексолого-психиатрической экспертизы

— от 80 тыс. рублей

— от 120 тыс. рублей — по ст.ст. 131 — 135 УК РФ

Стоимость психологической экспертизы суицидальных действий детей и несовершеннолетних

(ориентировочно)

— детская экспертиза суицидальных действий (однородная, т.е. с участием одного эксперта-психолога)

— от 40 тыс. рублей

— детская экспертиза суицидальных действий (комиссионная, комплексная, т.е. с привлечением экспертов иных специальностей)

— от 60 тыс. рублей

— консультация (устная, по телефону)

— бесплатно

— консультация (устная, в офисе)

— от 4 тыс. рублей

— консультация (письменная)

— от 6 тыс. рублей

— участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

— от 10 тыс. рублей (1 заседание по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

— от 20 тыс. рублей (1 заседание по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы)

— договорная, но не менее 30 тыс. рублей (1 заседание)

— помощь эксперта в составлении искового заявления, ходатайства, возражения или претензии; составление вопросов для экспертизы

— от 6 тыс. рублей

Стоимость психологических экспертиз ребенка и несовершеннолетних может значительно варьировать, но при этом цены на подобные экспертизы в нашем Центре, как по г. Москве, так и по России в целом, значительно ниже, чем в других учреждениях.

Вопросы для детской психологической экспертизы:

1. Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка …… (ФИО)?

2. Каково отношение ребенка …… (ФИО) к отцу/матери …… (ФИО)?

3. Каково отношение матери/отца …… (ФИО) к ребенку …… (ФИО)?

4. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетней потерпевшей …… (ФИО)?

5. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого …… (ФИО)?

6. Склонна ли несовершеннолетняя потерпевшая …… (ФИО) к фантазированию и повышенной внушаемости?

Эти и другие вопросы можно использовать при производстве психологической экспертизы детей. Обращаясь за помощью наших экспертов и специалистов, Вы можете сформулировать или скорректировать вопросы для психологической экспертизы ребенка, исходя из обстоятельств дела и конкретного случая.

Психологическая экспертиза, Экспертиза морального вреда, Экспертиза сделкоспособности и дееспособности, Психологическая экспертиза детей, Экспертиза детско-родительских отношений, Психиатрическая экспертиза, Психолого-психиатрическая экспертиза, Посмертная психолого-психиатрическая экспертиза, Наркологическая экспертиза, Сексологическая экспертиза, Психолого-сексологическая экспертиза, Сексолого-психиатрическая экспертиза, Психолого-сексолого-психиатрическая экспертиза, Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний, Экспертиза вменяемости/невменяемости, Психолого-лингвистическая экспертиза, Освидетельствование перед сделкой, Помещение в психиатрический стационар, Незаконное помещение в психиатрический стационар

Экспертиза детско-родительских отношений

Экспертиза детско-родительских отношений – довольно востребованный вид экспертизы, которая устанавливает психологические особенности внутрисемейного взаимодействия между детьми и родителями. Необходимость и популярность этого вида экспертизы вызвана большим количеством рассматриваемых в суде дел, решающих будущее ребенка, место его проживания, а также то, кем из родителей (или неким третьим лицом) будет воспитываться ребенок в дальнейшем.

В последнее время интерес к этому виду экспертизы возрастает, причиной чему является постепенное осознание государством и судебной системой того обстоятельства, что при вынесении решений по вопросам, непосредственно затрагивающим судьбу детей, нельзя руководствоваться исключительно юридическими и материально-экономическими соображениями. Чтобы максимально защитить интересы ребенка и обеспечить ему более комфортные условия взросления, проводят экспертизу детско-родительских отношений. Зачастую невозможно установить истинное положение дел в семейных отношениях, проведя прямой опрос детей. Дети усваивают идеальные родительские установки и чаще всего при ответе на вопросы суда транслируют эти установки бездумно, потому что «так правильно». Ребенок может быть запуган одним из родителей и побоится признаться в этом. Бывает, родители специально готовят детей к выступлению в суде, заставляя заучивать «правильные» ответы. Чтобы понять, к кому из родителей ребенок относится лучше, с кем из родителей у ребенка установились более комфортные и доверительные отношения, какова вообще семейная атмосфера, прибегают к экспертизе детско-родительских отношений.

Экспертизу детско-родительских отношений проводит эксперт в области психологии. Закон не устанавливает жестких правил в выборе эксперта. Однако нельзя привлекать в качестве эксперта психолога или психотерапевта данной семьи, так как он работает с семьей, эмоционально вовлечен во внутрисемейные отношения (пусть даже и в рамках профессиональной компетенции), может иметь предвзятое мнение по поводу ситуации, сложившейся в семье. Кажущееся знание терапевтом ситуации может исказить результаты исследования. В качестве методики анализа отношений применяются стандартные психологические и социологические методы диагностики:

  • Беседа.
  • Опрос.
  • Тест.
  • Проективные методики.
  • Творческие задания.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится как бы «с двух концов». Эксперту важно понять истинное отношение родителей к своему ребенку, а также отношение ребенка к родителям. При проведении диагностики важно определить брешь между идеальными образами семьи, детей и родителей и реальным отношением к ним. Идеальные представления родителей о ребенке и о своей роли родителя выражаются в декларируемых принципах. Истинное же отношение можно выявить с помощью специальных методик. Точно так же и ребенок может демонстрировать образ идеального члена семьи, но при этом ощущать себя совершенно иначе, испытывать качественно другие эмоции вплоть до противоположных.

Для выявления истинного отношения родителя к ребенку широко используются творческие и проективные методики. К примеру, родителю может быть предложено к написанию «Сочинение родителя», в котором он в свободной форме излагает свои взгляды на ребенка, систему воспитания, семью в целом. Методика довольно-таки сложна, так как требует от родителя приложения значительных усилий и наличия определенного уровня интеллектуального развития, но при этом достаточно эффективно оценивает многие аспекты родительского отношения. Другая эффективная методика называется «Закончи предложение». Родителям предлагаются начала фраз, которые надо завершить. Например: «Мне нравится, когда мой ребенок…». Эта методика неоднократно доказывала свою эффективность. Причина успешности этого подхода заключается в том, что человека ставят в заданные рамки. Это ограничивает его, с одной стороны, формулой высказывания, а с другой, убирает на второй план составленные заготовки, позволяет заговорить истинным эмоциям. Как это ни удивительно, но необходимость сформулировать свою мысль в другой форме провоцирует исследуемого быть более правдивым, говорить о том, что на самом деле беспокоит его. Этот эффект связан с принципами построения лжи в мозге человека. Декларируемые установки являются, по сути, ложью, на продуцирование которой мозг затрачивает много сил. При переключении усилий мозга на лингвистическую работу по переформулировке предложений эмоциональный поток освобождается, и в предложениях появляются истинные чувства. Кроме того, подобные задания способствуют взгляду на ситуацию под несколько иным углом, что тоже служит конечному установлению истины.

Для определения отношения ребенка к родителю или воспитателю в большом объеме используются проективные методики – рисунок семьи, сказкотерапия, та же методика «Закончи предложение» и другие. Эксперт-психолог по определенным признакам устанавливает истинное отношение ребенка ко взрослому. Следует заметить, что проективные методики, при всей их эффективности, часто могут трактоваться неправильно или заведомо ложным образом. Поэтому огромное внимание должно уделяться процедуре проведения исследования для обеспечения достоверности результатов экспертизы. Так, например, во избежание спекуляций во время трактовки результатов проективного теста «Рисунок моей семьи» необходимо неукоснительное следование следующим правилам проведения исследования:

  • Четкая постановка задания.
  • Запрос обратной связи от ребенка для удостоверения, что смысл задания ему полностью ясен.
  • Детальная фиксация поведения ребенка во время выполнения задания, его позы, степени комфорта, жестов, мимики и пр.
  • Обязательная запись всех комментариев, которыми сопровождалось выполнение задания.
  • Уточняющие вопросы ребенку после выполнения задания.
  • Беседа с ребенком по итогам выполнения задания.

Подобные предписания существуют для всех применяемых в ходе экспертизы методик исследования. Стоит ли говорить о том, насколько важно участие в исследовании компетентного специалиста, ведь от результата его работы зависит дальнейшая судьба ребенка.

В ходе экспертизы детско-родительских отношений устанавливается не только эмоциональная сторона взаимоотношений между родителями и детьми. Исследованию также подлежит следующий круг вопросов:

  1. Скрупулезное изучение личностных характеристик каждого из родителей (или воспитателя).
  2. Уровень психологического развития ребенка.
  3. Уровень социальной адаптации ребенка, степень усвоения ребенком в результате воспитания социально-приемлемых норм поведения, моральных принципов, соображений благопристойности.
  4. Наличие у ребенка или родителей признаков социальной дезадаптации.
  5. Уровень привязанности ребенка к каждому из родителей.
  6. Психологическая и социальная способность родителя (воспитателя) к созданию комфортных условий для надлежащего воспитания ребенка.

Экспертиза детско-родительских отношений проводится в спокойной, комфортной обстановке, желательно с извлечением исследуемых из привычной повседневной среды – для создания непринужденной обстановки и освобождения (особенно детей) от страхов и зажимов, которые могут возникать в ежедневных условиях существования.

Кто может проводить экспертизу детско-родительских отношений?

  1. Эксперт (единолично). Экспертиза проводится одним специалистом в области психологии по запросу суда или по ходатайству любой из сторон. Ходатайствовать о назначении экспертизы может любое заинтересованное лицо или его представитель.
  2. Комиссия экспертов. К комиссионному исследованию прибегают в сложных случаях, когда необходимы мнения различных специалистов из смежных областей. Например, психолога и социолога. Зачастую комиссия экспертов формируется в результате встречных ходатайств о проведении исследования. Если на исследовании настаивают оба родителя, или родители и третьи лица, то эксперты сторон могут работать комиссионно. При согласии экспертов оформляется общее экспертное заключение. В случае, когда мнения экспертов разделяются, оформляется несколько экспертных заключений. Как правило, для каждого отличающегося мнения составляется отдельное заключение.
  3. Эксперт или комиссия экспертов в составе комплексной экспертизы. Бывают случаи, когда помимо психолого-социальной экспертизы детско-родительских отношений назначают и другие виды экспертиз (психиатрическую, судебно-медицинскую и так далее). Тогда эксперт-психолог работает в сотрудничестве с другими специалистами, привлеченными к экспертизе. Комплексная экспертиза применяется в спорных ситуациях, касающихся воспитания психически или физически неполноценных детей, в случае обнаружения подмены детей, в случаях психиатрического освидетельствования родителей.

Перечень случаев, в которых прибегают к экспертизе детско-родительских отношений

  • При установлении, с кем из родителей ребенок должен остаться жить после развода родителей.
  • При возникновении вопроса о лишении одного из родителей родительских прав (также в случае лишения прав обоих родителей).
  • При определении, кем из третьих лиц будет воспитываться ребенок.
  • При требовании одного из родителей разрешения общения с ребенком.
  • При требовании одного из родителей ребенка запрета на контакт ребенка с другим родителем.
  • В случаях споров между приемными и биологическими родителями по поводу того, кем должен воспитываться ребенок.
  • В случаях намеренной или случайной подмены ребенка – наряду с генетической экспертизой.
  • При установлении уровня психологического и интеллектуального развития ребенка.
  • Если необходимо оценить состоятельность родителя (или родителей) в плане воспитания ребенка.
  • При решении вопроса о совместном проживании ребенка с родителем, который был лишен родительских прав.

Правовое обеспечение экспертизы детско-родительских отношений

В статье 31 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется среди прочего также с воспитательными целями. Опека над несовершеннолетними гражданами осуществляется в случае потери ребенком родителей, лишения родителей их прав на воспитание ребенка, в случаях уклонения родителей от своих обязанностей по воспитанию детей, а также защиты прав и интересов детей.

Статья 69 Семейного кодекса РФ устанавливает условия лишения граждан родительских прав в случае пренебрежения и злоупотребления родительскими правами, при жестоком обращении с детьми, при посягательстве на их половую неприкосновенность, при тяжелых формах болезни наркоманией или алкоголизмом, а также в случае совершения умышленного преступления, направленного против жизни или здоровья членов семьи.

Статья 71 Семейного кодекса РФ дает предписания по действиям, выполняемым после процедуры лишения родителей родительских прав. В том числе пункт 3 статьи 71 сообщает, что вопрос совместного проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав (или обоих родителей), решается строго в судебном порядке.

Вопросы, на которые отвечает эксперт в области экспертизы детско-родительских отношений

  1. Каково отношение ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  2. Какова степень привязанности ребенка к отцу (матери, воспитателю)?
  3. Как можно охарактеризовать отношение отца, матери или воспитателя к ребенку (холодное и безразличное, теплое эмоциональное, заботливое и пр.)?
  4. Какими личностными качествами обладает отец (мать, воспитатель) ребенка?
  5. Какова основная характеристика личности родителя?
  6. Каков уровень психологического развития ребенка?
  7. Какой уровень социальной адаптации демонстрирует ребенок?
  8. Как ребенок относится к отцу (матери, воспитателю)?
  9. Усвоены ли ребенком основные нормы поведения, характерные для его возраста?
  10. Соответствует ли интеллектуальное развитие ребенка его календарному возрасту?
  11. Соответствуют ли друг другу календарный и психологический возраст ребенка?
  12. Что можно сказать о развитии личностных качеств ребенка?
  13. Состоятелен ли отец (мать, воспитатель) в качестве воспитателя ребенка?
  14. Что можно сказать об уровне психологического комфорта в семье?
  15. Какова разница между декларируемым и реальным отношением родителя к ребенку?
  16. Совпадает ли заявленное ребенком намерение жить с отцом (матерью, воспитателем) и истинные желания ребенка?
  17. Есть ли факторы во внутрисемейных отношениях, из-за которых ребенок находится в состоянии страха (подавленности, угнетенности)?
  18. Существуют ли признаки психологического давления на ребенка?
  19. Существуют ли признаки психологического давления одного родителя по отношению к другому, которые негативно отражаются на состоянии ребенка?
  20. Страдает ли психологический комфорт ребенка от внутрисемейных конфликтов?

ВАЖНО Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *