Содержание

Как проверить деятельность управляющей компании?

Собственники помещений многоквартирного дома, обслуживание которого осуществляет управляющая организация, имеют право получать информацию о применяемых такой организацией тарифах на жилищно-коммунальные услуги, порядке начисления платы, а также информацию о проделанной работе по своему дому.

Проверка управляющей компании

Если тарифы на коммунальные услуги, такие как отопление, горячее холодное водоснабжение, электроснабжение и другие, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, и здесь само ценообразование фактически не оспаривается, то плата за жилищные услуги, конечно, должна быть обоснована перечнем работ, которые управляющая компания за определенную стоимость выполняет.

Стоит отметить, что в каждом регионе органами местного самоуправления определяется минимальная плата за жилое помещение исходя из минимального перечня работ, утвержденных Правительством РФ, и если собственниками помещений многоквартирного дома не принято решение о размере тарифа на содержание жилья, то для расчета размера платы будет применяться именно минимально утвержденный тариф. Если же собственники помещений многоквартирного дома утверждают на общем собрании определенный тариф на содержание жилья, то соответственно должен быть и перечень работ, которые будут выполняться за эту плату.

Собственники помещений многоквартирного дома могут и, по большому счету, должны контролировать исполнение управляющей компанией выполнение работ согласно перечню, указанному в договоре управления, а также могут получать информацию о том, какие затраты понесла управляющая компания в процессе управления многоквартирным домом, проще сказать, куда тратятся денежные средства, которые управляющая компания получает за содержание жилья.

Деятельность управляющей компании по управлению конкретным домом собственники помещений могут проверить. Ниже мы дадим несколько советов о том, как можно это сделать и на что следует обратить внимание.

Шаг первый.

Правильность и обоснованность применяемых тарифов на оплату жилищно услуг можно проверить. Если Вы сделаете запрос, управляющая компания обязана выдать документ о размере и перечне обязательных платежей, а также предоставить перечень работ, которые выполняются за эту плату. На все вопросы, возникающие по поводу расчетов и сумм на оплату, Вам обязаны дать понятный и развёрнутый ответ.

Шаг второй.

Требуйте от управляющей компании отчет о проделанной работе, тем более, согласно действующему законодательству управляющая компания обязана предоставлять такой отчет. Если делаете запрос на получение отчета, обязательно указывайте за какой период деятельности Вы хотите его получить. Отчет может быть предоставлен в различных формах — выдача копии отчета жильцу на руки, размещение на интернет-сайте, в подъезде на доске объявлений, а также на сайте государственной информационной системы (ГИС ЖКХ).

Информация, содержащаяся в отчете, должна быть обоснована. Требуйте представления документов, о выполненных работах по дому. Это могут быть платежные поручения, договоры, акты выполненных работ и так далее.

Шаг третий.

Если Вы ознакомились с отчетом, и у Вас возникли вопросы, их можно обсудить на общем собрании собственников, с представителями Севета многоквартирного дома.

Порядок предоставления отчета должен быть прописан в договоре управления. Договор должен отражать вопросы расхода средств, технического обслуживания, ремонта инженерного оборудования, благоустройства придомовой территории и помещений, санитарного содержания имущества так далее.

Шаг четвертый.

Анализируйте имеющуюся информацию. Организуйте из числа жильцов инициативную группу. Хорошо, если в ней будут люди, разбирающиеся в юриспруденции и бухгалтерии. Если нет такой возможности, обратитесь, при необходимости, за помощью в специализированную организацию, за определенную плату там проведут необходимый анализ.

Если проверку осуществляют сами жильцы, необходимо записать какие работы и когда проводились. Например, согласно документам, на ремонт крыши потрачена крупная сумма, а во время дождя квартиру заливает, возможно, такие работы и не проводили, а Ваши деньги, были потрачены не по назначению.

Вообще, вести контроль выполняемых работ необходимо вести на протяжении всего периода обслуживания, конечно, не запрашивать ежемесячно финансовый отчет, а смотреть какие работы требуется выполнить и делать соответствующие заявки в управляющую компанию, какие работы выполняются по инициативе самой управляющей компанией.

Шаг пятый.

Если в результате Вашей проверки выяснилось, что для начисления платы за содержание жилья применяется иной тариф, чем тот, который утвержден общим собранием собственников помещений, или тариф, утвержденный органами местного самоуправления, либо управляющая компания не выполняет работы, предусмотренные договором управления или работы, утвержденные минимальным перечнем работ, либо такой организацией осуществлялись какие-либо иные незаконные действия, Вы можете написать обращение в Государственную жилищную инспекцию, в Роспотребнадзор или прокуратуру.

Эти органы государственной власти уполномочены проверять деятельность управляющих компаний и стоять на защите прав собственников жилья. При обнаружении нарушений к недобросовестным управляющим компаниям применяются соответствующие санкции.

Если же проверки, проводимые органами государственной власти не дадут желаемого результата, Вы вправе решить возникший вопрос в судебном порядке.

Какие вопросы решает жилищная инспекция?

Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) — российский орган исполнительной власти, обязанностью которого является контроль жилищного фонда страны. В каждом субъекте федерации функционирует местный совет, действующий в соответствии с конституцией страны.

ГЖИ контролирует соблюдение жилищного законодательства, а также исполнение законов об энергосбережении, модернизации. Также жилинспекция курирует соблюдение требований по использованию и сохранению жилищного фонда, правила формирования фондов капремонта. Причем, представители организации могут проверить на предмет законности довольно широкий спектр организаций. Жилищная инспекция может привлечь к ответственности и граждан.

Жилищная инспекция должна контролировать законность создания УК, ТСЖ и жилищных кооперативов. Ведет надзор за предоставлением коммунальных услуг и начислением платы за них. Проверяет, чтобы пользователям коммунальных услуг предоставляли всю необходимую информацию.

При этом, что важно, ГЖИ не имеет права вмешиваться и проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖСК.

Поводы для жалоб

В жилищную инспекцию можно обратиться по следующим поводам:

– нарушение правил содержания и ремонта, норм обеспечения коммунальными услугами. В перечень нарушений могут входить самые разнообразные поводы – начиная от разбитой лампочки в подъезде, заканчивая плесенью на стенах и не работающим лифтом. В инспекцию можно пожаловаться и на недостаточную температуру горячей воды, отопления, на поврежденные перила и на то, что в подъезде не моют-не убирают, и по другим поводам – если все эти проблемы не хочет решать управляющая компания или ТСЖ;

— установка приборов учета коммунальных услуг;

— определение размера и внесения платы за коммунальные услуги (если вам кажется, что тариф завышен необоснованно или расчет по плате произведен неправильно);

— заключение договоров предоставления коммунальных услуг;

— предоставление УК, ТСЖ или жилищным кооперативом необходимой информации потребителям;

— ненадлежащее использование и содержание жилых помещений;

— плохое содержание и использование общего имущества в многоквартирном доме;

— вопросы управления МКД.

На кого можно пожаловаться

В жилищную инспекцию можно пожаловаться на управляющие организации, ТСЖ и на другие юридические лица, которые оказывают услуги по управлению многоквартирными домами, предоставляют коммунальные услуги.

Наказание

Если в ходе проверки выявлены нарушения, то жилинспекция выдаёт предписание об их устранении. Если выявлено административное правонарушение, составляется протокол и принимаются меры по устранению нарушений. В случае невыполнения предписаний нарушителю грозят серьезные штрафы и даже профессиональная дисквалификация. Наказание может оказаться и уголовным. По крайней мере, инспектор может направить материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела. Также инспектор может обратиться и в суд, чтобы защитить права собственников и нанимателей помещений в МКД.

Лицензирование УК

На базе жилинспекции создается лицензионная комиссия. Она принимает экзамены у руководителей управляющих организаций. При этом проверяются их профессиональные знания. Затем УК проверяют на соответствие лицензионным требованиям. Если всё оказывается в порядке, то организации выдают лицензию. Жилинспекция должна контролировать качество управления МКД. За нарушения дом могут исключить из реестра лицензий, то есть отобрать у недобросовестной управляющей организации. Если число исключенных домов растет, то управляющую компанию лишают лицензии на право управления многоквартирными домами.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Pазъяснения

Для того, чтобы нашим читателем стало понятнее, какие процессы происходят в жилищных инспекциях при подаче в них жалоб на управляющие компании, мы подготовили этот материал.

Как жилинспекции работают с жалобами жильцов?

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции. Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала. И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

Итак, если вы написали жалобу в жилинспекцию, о нарушениях требований жилищного законодательства (или лицензионных требований) организацией, обслуживающей ваш дом, то далее разворачивается следующая цепочка событий:

1. Жилинспекция (далее — ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…»).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

А теперь простые выводы:

Не бойтесь жаловаться, если ваша управляющая организация делает что-то неправильно, или не делает того, что они делать обязаны по жилищному законодательству. И не поддавайтесь на «грязные» доводы о том, что за все штрафы управляющей компании будет заплачено из вашего кармана.

Ну самыми лучшими способами заставить управляющую компанию работать остаются или смена управляющей компании, или составление актов, подтверждающих некачественную работу управляющей компании, и дальнейшее требование перерасчета по этим актам.

Дополнение. Все регламенты, в соответствии с которыми органы государственного жилищного надзора проводят проверки, должны соответствовать следующим документами:

Конституция РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре»;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю»;

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края»;

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

МосЖилИнспекция Москвы осуществляет государственный жилищный надзор на территории столицы. Полномочия этого ведомства реализуются должностными лицами – государственными жилищными инспекторами. Эти специалисты могут обследовать здания и помещения в пределах своей компетенции, выявлять нарушения, составлять акты и протоколы.

Читайте в этом материале, когда инспекторы МосЖилИнспекции вправе проводить проверки, выдавать предписания и согласования, как устранить претензии и избежать административного наказания.

Полномочия МосЖилИнспекции и ее инспекторов

Деятельность Жилищной инспекции заключается в проверке соблюдения законодательства РФ и Москвы при эксплуатации и пользовании жилфондом. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит согласование изменений в характеристиках помещений МКД, проверка соответствия проектам, выявление нарушений строительным нормам или правилам пользования объектами. В структуру должностных лиц ведомства входит начальник МосЖилИнспекции, его заместители, государственные жилищные инспекторы.

Нормативные акты

Деятельность и полномочия инспекторов МосЖилИнспекции регламентируются двумя основными актами:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • Постановление Правительства Москвы № 664 Административный регламент государственного жилнадзора (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы № 336-ПП Положение о МосЖилИнспекции (скачать).

В список нормативных актов, которые будут применять инспекторы при проверках, входит законодательство федерального и регионального уровня. Основным документом является Жилищный кодекс РФ, который содержит нормы о правилах эксплуатации, пользования и ремонта жилфонда. Также применяются Постановления Правительства Москвы № 508-ПП и 432-ПП с перечнями разрешенных и запрещенных работ на помещениях МКД. В части ответственности по выявленным нарушениям инспекторы могут использовать КоАП РФ и Закон Москвы об административных правонарушениях.

Простым языком

Бесконтрольное проведение строительных работ, несоблюдение норм и правил может привести к разрушению или порче жилищного фонда, угрозе прочности и надежности многоквартирных домов. Работы по возведению и реконструкции МКД контролируют специалисты Госстройнадзора. В полномочия МосЖилИнспекции и ее специалистов входит:

  • проверка и согласование проектов перепланировки и переустройства в жилых или нежилых помещениях МКД;
  • проверка и согласование самовольно выполненных перепланировок и переустройств в помещениях МКД;
  • контроль за деятельностью управляющих компаний, выдача и отзыв лицензий, привлечение к ответственности за нарушение норм ЖК РФ;
  • вынесение решений и актов о переводе жилых помещений в нежилые, и наоборот;
  • подготовка документов для признания МКД аварийными, непригодными для проживания;
  • выдача предписаний и привлечение к ответственности за нарушения федерального и московского законодательства;
  • иные полномочия, указанные в Постановлении № 336-ПП.

Инспекторы МосЖилИнспекции могут проводить плановые проверки на объектах жилфонда, либо внеочередные мероприятия. Основанием для внеочередных проверок могут являться обращения граждан, прокуратуру, управляющих компаний, иных заинтересованных лиц.

Комментарий специалиста. Практически любое изменение в характеристиках квартир и нежилых помещений МКД относится к перепланировке или переустройству. Поэтому обращаться в МосЖилИнспекцию приходится большинству собственников или арендаторов, планирующих серьезный ремонт в квартире, нежилом помещении. Проведение работ без согласований может являться основанием для выдачи предписания, взыскания штрафа, возложения обязанность привести помещение в исходное состояние.

Одним из полномочий инспекторов МЖИ является проверка соответствия строительных работ в МКД

Что могут обследовать инспекторы МосЖилИнспекции

Основанием для проведения проверок инспекторами является Распоряжение МосЖилИнспекции. При взаимодействии с собственниками, арендаторами или иными лицами инспектор обязан предъявлять служебное удостоверение, копию распоряжения о проверке. Перечень полномочий инспекторов при проведении проверок указан в п. 8 Постановления № 664.

Проверка и запрос документов

Через МосЖилИнспекцию проходит согласование всех проектов на перепланировку и переустройство в Москве. Следовательно, инспекторы будут проверять соответствие проектной документации нормам ЖК РФ, Постановлениям № 508-ПП и 432-ПП. При несоответствии проекта нормам безопасности предписание не выдается, так как оформляется отказ в согласовании. Однако если узакониваются уже выполненные работы, а представленные документы свидетельствуют о существенных нарушениях, может назначаться проверка объекта по общим правилам.

Также в соответствие с п. 8.1 Постановления № 664 инспектор вправе запросить у граждан, организаций или госорганов документы, необходимые для проверок. Например, по запросы в Росреестр и БТИ инспектор сможет проверить, что владелец квартиры не согласовал перепланировку. Это будет являться основанием для оформления распоряжения на внеочередную проверку.

Обследования МКД и придомовой территории

В соответствие с п. 8.2 Постановления № 644 инспектор может беспрепятственно и в любое время:

  • посещать территорию, на которой расположен многоквартирный дом, помещения общего пользования МКД;
  • проводить обследования, исследования, испытания, расследования и экспертизы;
  • составлять по итогам обследований акты, а затем и предписания об устранении нарушений законодательства.

Для реализации указанных прав инспектору нужно предъявить служебное удостоверение и распоряжение о проведении проверки.

Обследование жилых и нежилых помещений в МКД

Согласно п. 8.2 Постановления № 644, обследование в жилых помещениях МКД может проводиться инспекторами только с согласия собственника. Отказ допустить инспектора в квартиру не означает, что можно избежать ответственности за незаконную перепланировку или переустройство. Акты, предписания и протоколы могут составлять и по иным доказательствам, подтверждающим нарушения. Также МосЖилИнспекция может требоваться доступа в жилое помещение через суд и приставов, если возникает угроза для безопасности дома, имуществу и здоровью других жильцов МКД.

Инспектор МосЖилИнспекции проводит внеплановую проверку

Какие предписания и требования могут выдавать инспекторы МосЖилИнспекции

В полномочия инспекторов МосЖилИнспекции входит составление актов, предписаний и протоколов. Проверки могут проводиться в отношении собственников, нанимателей, арендаторов или иных владельцев квартир, нежилых помещений в МКД.

Акты о выявленных нарушениях

Если по итогам проверок и обследований выявлены нарушения законодательства, правил пользования жилыми и нежилыми помещениями в МКД, инспектор вправе составить акт. В акте указываются основания для проведения проверки, описывается суть нарушения. В составлении акта вправе принимать участие владельца помещения, иные заинтересованные лица. Акт будет являться основанием для вынесения предписания об устранении нарушений.

Предписания МосЖилИнспекции

В зависимости от вида и обстоятельств выявленного нарушения, в предписании могут указываться следующие требования:

  • об устранении нарушений законодательства и интересов жильцов МКД при проведении строительных работ;
  • о прекращении ремонтных и строительных работ, проводимых без необходимых согласований, либо с отступлением от проекта, разрешений;
  • о необходимости согласования или узаконивания перепланировки и переустройства;
  • о приведении помещений в исходное состояние, если работы и изменения влекут порчу или разрушение, нарушают интересы собственников МКД.

В предписании указывается срок для исполнения требований и замечаний. Если владелец помещения не представит доказательства выполнения предписаний, либо вообще проигнорирует эти требования, инспектор может составить протокол об административном правонарушении.

Уведомление МосЖилИнспекции о внеплановой проверке

Протокол за неисполнение предписаний

Если предписание и требование инспектора обосновано и является законным, владелец помещения обязан его выполнить, устранить нарушение закона. За несвоевременное или ненадлежащее исполнение предписания инспекторов составляет административный протокол по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. По итогам рассмотрения дела могут быть взыскан штраф:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 (499) 322-05-14 — Москва (наш адрес)

8 (812) 425-35-90 — Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • с граждан – от 300 до 500 руб.;
  • с должностных лиц – от 1000 до 2000 руб., либо дисквалификацию на срок до трех лет;
  • с организаций – от 10 до 20 тыс. руб.

Если нарушения выявлены в деятельности управляющей компании, штраф по ст. 19.5 КоАП РФ может составить до 200 тыс. руб.

За незаконную перепланировку МЖИ может составить протокол по ст. 7.21 КоАП РФ. Штраф за такое нарушение составит от 2 до 2.5 тыс. руб. В отношении юридических лиц, допустивших незаконную перепланировку или переустройство, МЖИ может наложить штраф по ст. 7.22 КоАП РФ – от 40 до 50 тыс. руб.

Комментарий специалиста. Хотя предписание и постановление по административному делу можно обжаловать, обычно все равно приходится устранять выявленные нарушения. Для этого может потребовать оформление проекта для узаконивания перепланировки или переустройства, проведение дополнительных строительных работ для устранения замечаний. Если вы получили акт и предписание инспектора МосЖилИнспекции, сразу обращайтесь в компанию Смарт Вэй. Мы поможем даже в самой сложной ситуации.

Протокол МЖИ о привлечении к административной ответственности

Что нужно сделать для устранения замечаний

Определить перечень дальнейших действий можно исходя из содержания и требований предписания. Желательно сразу приступить к устранению нарушений, чтобы не пропустить срок, указанный инспектором.

Обследования

Если перепланировка или переустройство были выполнены без предварительного согласования, для их узаконивания нужно составить проект. Для этого специалисты нашей компании проведут обследования и замеры, установят фактические характеристики помещений после проведенных работ. Также при работах в МКД нужно изучить фактическое состояние несущих конструкций помещения. По тогам такого обследования составляется техническое заключение.

Работа с проектной и рабочей документацией

Для узаконивания состоявшейся перепланировки или переустройства нужно оформить проектную и рабочую документацию. В проекте будет указано:

  • исходное состояние помещения до начала проведения работ;
  • описание всех выполненных работ, обоснование их безопасности;
  • требования к безопасности работ, помещения, интересам других собственников МКД;
  • описание и обоснование изменений после перепланировки и переустройства.

В проект включаются текстовые и графические материалы, в том числе схемы, чертежи, сметы, расчеты.

Если нарушения заключались в отступлении от проекта, возможно два варианта для исполнения предписания. Можно прекратить работы, не предусмотренные проектом, привести состояние помещения в соответствие с требованиями инспектора. Также можно внести изменения в исходную проектную документацию, однако ее нужно заново согласовать в МосЖилИнспекции.

Документы для МосЖилИнспекции

Для узаконивания состоявшейся перепланировки или переустройства нужно представить в МосЖилИнспекцию:

  • согласие всех собственников помещения;
  • протокол общего собрания собственников МКД, если работы связаны с изменением общедомового имущества и коммуникаций;
  • проект перепланировки или переустройства;
  • техническое заключение о состоянии несущих конструкций;
  • правоустанавливающий документ на помещение.

Если МосЖилИнспекция откажет в согласовании проведенных работ, можно обратиться с документами в суд. Для подтверждения новых характеристик помещения потребуется технически план. Его можно получить через кадастрового инженера.

Как сделать проект, чтобы не получить предписание инспектора МосЖилИнспекции

Если проект перепланировки или переустройства будет соответствовать законодательству, он быстро пройдет согласование, а у инспектора МосЖилИнспекции не будет оснований для вынесения предписаний. При оформлении проекта нужно учесть следующие моменты:

  • в жилых и нежилых помещениях МКД можно проводить только работы, указанные в Постановлениях № 508-ПП и 432-ПП (в этих же документах есть и список запрещенных работ);
  • работы не должны приводить к ухудшению характеристик объекта, нарушать интересы других жильцов дома;
  • для составления проекта нужно иметь согласие собственников на перепланировку или переустройство;
  • если работы будут осуществляться на общем имуществе МКД, нужно провести собрание собственников, получить их одобрение.

В содержании проекта будут указаны ссылки на нормативные акты, стандарты, своды правил, которым соответствуют работы. Положения проекта обязан соблюдать подрядчик или сам собственник, если он выполняет работы самостоятельно.

Комментарий специалиста. Заказывая разработку проекта в компании Смарт Вэй, у вас не возникнет проблем с устранением предписаний, оснований для повторной проверки и привлечения к ответственности. Мы подготовим все документы строго по действующему законодательству, поможем доказать безопасность работ и соответствие их проекту.

Акт осмотра МЖИ после устранения нарушений

Как выбрать компанию для устранения требований и предписаний МосЖилИнспекции

Если вы уже столкнулись с требованиями и предписаниями МосЖилИнспекции, сразу обращайтесь в нашу компанию. Затягивание сроков не решит проблемы, тогда как при поддержке профессиональных специалистов можно избежать ответственности. Компания Смарт Вэй специализируется на выполнении проектных работ на все виды ремонтов в помещениях МКД. Мы имеем опыт по устранению замечаний и предписаний МосЖилИнспекции, поэтому окажем помощь даже в самой сложной ситуации.

Сроки и стоимость

Уточнить сроки и стоимость проектирования и устранения предписаний МосЖилИнспекции можно у наших специалистов. Для этого нужно изучить состояние объекта и его характеристики, перечень выполненных работ, требования инспектора по предписанию. Мы всегда предлагаем только выгодные условия проектирования, так как заинтересованы в постоянном сотрудничестве с клиентами.

Проблемы и сложности при работе с предписаниями МосЖилИнспекции

В случае, если выполненные работы непосредственно угрожают безопасности здания, в предписании наверняка будет указано требование о приведении объекта в исходное состояние. В остальных случаях замечания можно устранить путем проектирования и узаконивания. При этом могут возникнуть следующие сложности:

  • необходимость усиления несущих конструкций и проемов, что влечет проведение дополнительных работ по проекту;
  • необходимость получать согласие собственников помещения или дома, что может стать неразрешимой проблемой;
  • выявление красных линий на техническом паспорте БТИ, что также требует согласований;
  • необходимость проходить дополнительные согласования, если работы проводятся в нежилых помещениях для торговой, развлекательной или иной коммерческой деятельности.
  • не все работы можно согласовать, ведь есть очень много ограничений в ПП 508.

Обратившись к нам, вы максимально быстро и эффективно устраните все проблемы и сложности. Мы знаем, как работать с предписаниями МосЖилИнспекции, какие документы нужно представить для согласований и узаконивания работ.

Преимущества сотрудничества с нашей компанией

Заключая договор с нашей компанией, вы получаете гарантию качества проектирования, сопровождение на всех стадиях согласований в МосЖилИнспекции и в суде, строгое соблюдение законодательства. Вы всегда можете убедиться в опыте, профессионализме и квалификации наших специалистов, изучить примеры по ранее выполненным работам до заключения договора. Обращайтесь, по всем возникшим вопросам вы получите бесплатную консультацию.

Выводы

МосЖилИнспекция Москвы осуществляет жилищный надзор на территории столицы. Полномочия ведомства реализуют его должностными лицами – государственные жилищные инспекторы. Эти специалисты могут обследовать здания и помещения в пределах своей компетенции, выявлять нарушения, составлять акты и протоколы. Для устранения предписаний может потребоваться узаконивание выполненных работ, оформление проектной документации, проведение дополнительного ремонта.

Полный комплекс услуг по устранению предписаний инспекторов МосЖилИнспекции окажут специалисты компании Смарт Вэй. Обращайтесь, мы бесплатно проконсультируем по всем возникшим вопросам!

При написании статьи использовались следующие материалы:

  • Постановление Правительства Москвы № 664 Административный регламент государственного жилнадзора (скачать);
  • Постановление Правительства Москвы № 336-ПП Положение о МосЖилИнспекции ().

Проверки жилищной инспекции: регламент взаимодействия

Баланс интересов граждан и управляющих компаний.

С одной стороны, обращение с жалобой в ГЖИ о нарушении УК правил содержания и ремонта дома – это право каждого собственника помещения в МКД, посредством реализации которого предпринимается попытка воздействовать на УК с целью повышения качества выполняемых ею работ (оказываемых услуг), своевременного проведения всех необходимых технических процедур и т. д. С другой стороны, в большинстве своем собственники помещений не задумываются, чем в действительности обернется для них привлечение УК к административной ответственности по каждому обращению. По статистике управляющих организаций размер штрафа за одно правонарушение в два-три раза превышает годовую плату за содержание и ремонт с одной квартиры. Таким образом, регулярным наложением штрафов можно достичь и обратного эффекта – снижения качества обслуживания домов. Во всяком случае так утверждают профессиональные участники рынка жилищно-коммунальных услуг: дескать, собранные с собственников деньги пойдут не на ремонт помещений, а на уплату штрафов. С этим утверждением можно поспорить, однако факт есть факт: если штрафы растут, а качество работ и услуг падает, значит, собственникам следует использовать и иные рычаги воздействия, чем ждать помощи со стороны ГЖИ. Кроме того, всем хорошо известно, что наша административная машина имеет множество пороков, и самые распространенные из них – бюрократизм и формализм. Проверками ради проверок, статистики и достижения других целей, никак не связанных с действительным пресечением неправомерных действий хозяйствующих субъектов, никого не удивишь.

Есть и еще один нюанс. Бездействие собственников и несоблюдение РСО технических регламентов также могут послужить причиной неудовлетворительного состояния общего имущества собственников помещений в МКД, однако доказать это бывает чрезвычайно сложно, а порой и невозможно. В свою очередь, процедура предъявления регрессных исков к РСО – дело неблагодарное и затратное.

В таких условиях (при проведении массовых проверок и нарастающем недовольстве собственников) для УК чрезвычайно важно добиться сокращения размера штрафов, чтобы высвободить финансы для решения других задач в рамках деятельности по управлению МКД. Для этого нужно четко представлять объем полномочий должностных лиц ГЖИ и порядок проведения ими внеплановых проверок, а также разработать процедуру взаимодействия с ГЖИ.

Надлежащее содержание общего имущества.

Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и техническом регулировании) в состоянии, обеспечивающем соблюдение определенных характеристик и требований (как эстетических, так и технических) к архитектурному облику дома, его безопасности, доступности помещений для пользования, постоянной готовности инженерных коммуникаций и т. д.

Если собственники выбрали такой способ управления МКД, как управление управляющей организацией или непосредственное управление, надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения соответствующего договора (п. 16 Правил содержания общего имущества). Кстати, содержание общего имущества подразумевает проведение внушительного перечня работ, в частности текущий и капитальный ремонт МКД (п. 11 Правил содержания общего имущества). Таким образом, надлежащее содержание общего имущества обеспечивают его собственники, а управляющие организации отвечают перед ними за нарушение своих договорных обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 42 Правил содержания общего имущества).

Ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества.

Ненадлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД – следствие несоблюдения УК в том числе Правил содержания общего имущества. Данный вид правонарушений в соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ является поводом для привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности. Для должностных лиц размер штрафа колеблется от 4 000 до 5 000 руб.; для юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Далее обозначим ключевые моменты в том, кто является субъектом правонарушения по данной статье КоАП РФ и в каких случаях управляющая организация не может и не должна привлекаться к административной ответственности по основаниям, перечисленным в ней.

При проведении проверок должностные лица ГЖИ, фиксируя обнаруженные нарушения, не выясняют причины, по которым они возникли. На данном этапе управляющая организация должна четко представлять, есть ли ее вина в том, что содержание и ремонт МКД осуществляются ненадлежащим образом.

Согласно общим правилам (обозначим ключевые моменты) в договоре управления среди прочего должны быть указаны: перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. В дополнение п. 17 Правил содержания общего имущества обязывает собственников помещений утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования. Вместе с тем на страницах журнала мы неоднократно предостерегали УК, что неуказание в перечне работ и услуг, утвержденном общим собранием собственников, каких-либо работ и услуг, необходимость выполнения (оказания) которых вытекает непосредственно из нормативно-правовых актов в области содержания и эксплуатации жилищного фонда, вовсе не освобождает УК от их выполнения (оказания). Данный вывод подтвержден Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10, толкование правовых норм которого является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении судами аналогичных дел.

В частности, в данном постановлении указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.

В связи с этим УК нужно с большой осторожностью применять рекомендации Минрегиона России, содержащиеся в Письме от 14.10.2008 № 26084-СК/14, относительно того, что, если для включения в договор управления конкретных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД требуется решение общего собрания собственников помещений, отсутствие таких решений означает, что УК:

• не вправе выполнять несанкционированные собственниками работы и услуги; • не должна отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг; • не может быть привлечена к административной ответственности за их невыполнение, а органы ГЖИ не вправе давать предписания об их выполнении.

Кстати, анализ судебной практики свидетельствует, что суды при рассмотрении интересующей нас категории дел не принимают во внимание ссылки УК на содержание Письма Минрегиона России от 14.10.2008 № 26084-СК/14, так как оно в силу ч. 1 ст. 13 АПК РФ не входит в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел.

Здесь следует отдельно добавить несколько слов об обязанности проведения УК ремонтных работ капитального характера. Капитальный ремонт общего имущества, в соответствии с п. 21 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования). Согласно п. 37 Правил содержания общего имущества при принятии общим собранием собственников помещений решения об оплате расходов на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии со ст. 158 ЖК РФ размер платы за проведение капитального ремонта определяется с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.

Во-первых, управляющая организация должна четко представлять разницу между текущим и капитальным ремонтом. Текущий ремонт общего имущества, согласно п. 18 Правил содержания общего имущества, проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов). Если проверяющие выявят нарушения технического состояния жилого дома, которые вполне можно устранить в ходе текущего ремонта, финансируемого за счет ежемесячных платежей собственников, УК будет привлечена к ответственности, а доводы, что организация не получала от собственников поручений о проведении работ капитального характера и не согласовывала порядок их оплаты, будут отклонены как инспекторами, так и судьями (см. постановления ФАС УО от 28.12.2010 по делу № А50-13516/2010, ФАС ВВО от 08.09.2010 по делу № А31-2421/2010, ФАС ПО от 27.05.2010 по делу № А65-31513/2009, ФАС СЗО от 03.03.2010 по делу № А66-9630/2009).

Согласно п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, текущий (предупредительный) ремонт заключается в систематическом и своевременном проведении работ по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту зданий и сооружений следует относить работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели. В числе работ по капитальному ремонту наружных инженерных коммуникаций и объектов благоустройства именуются работы по ремонту сетей водопровода, канализации, теплогазоснабжения и электроснабжения, озеленению дворовых территорий, ремонту дорожек, проездов и тротуаров и т. д.

Обратите внимание, что Федеральным законом от 18.07.2011 № 215-ФЗ внесены изменения в Градостроительный кодекс, в том числе введено понятие капитального ремонта объектов капитального строительства. Так, в качестве капитального ремонта названы замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Кроме того, Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» дополнен ст. 10.4, которая легализует тот перечень строительных работ, которые Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Закон № 185-ФЗ) отнесены к категории капитального ремонта МКД. Так, из текста ст. 10.4 следует, что в целях реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта МКД, финансируемых за счет средств фонда, законом могут устанавливаться особенности отнесения видов работ к работам по капитальному ремонту МКД. На сегодняшний день согласно п. 3 ст. 15 Закона № 185-ФЗ к капитальному ремонту отнесены:

• ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; • ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; • ремонт крыш; • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; • утепление и ремонт фасадов; • установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); • ремонт фундаментов МКД, в том числе на свайном основании, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Должностные лица УК, понимая, что в отношении конкретных МКД уже назрела необходимость проведения капитального ремонта и что без решения собственников организация формально не может приступить к выполнению соответствующих работ (а без согласования порядка финансирования капитального ремонта УК и не заинтересована в его проведении), должны инициировать организацию общего собрания собственников с соответствующей повесткой дня. В том случае, если УК технически обоснует необходимость выполнения капитальных работ в МКД, а собственники тем не менее откажутся от принятия положительного решения по данному вопросу, управляющей организации будет чем оправдаться перед инспекторами и судьями. По общему правилу УК будет нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств в части содержания и ремонта МКД только при наличии вины (ст. 401 ГК РФ). Поскольку отсутствие своей вины в невыполнении работ капитального характера управляющая организация должна доказывать самостоятельно, вся техническая документация, подтверждающая необходимость проведения капитального ремонта, свидетельства ознакомления собственников с ее содержанием и отказа последних от проведения работ по капитальному ремонту дома должны быть собраны.

С учетом изложенного напрашивается вывод, что УК с целью минимизации расходов на штрафы в ГЖИ следует детально прорабатывать условия договора управления МКД и процедуру сбора доказательств сознательного отказа собственников помещений в МКД от проведения тех или иных работ.

Малозначительность нарушения.

Единственная возможность не платить штраф, наложенный на законном основании и доказанности факта совершения правонарушения, – апеллировать о его малозначительности. В судебной практике достаточно примеров, когда постановления о привлечении к административной ответственности, вынесенные в адрес УК, отменяются ввиду малозначительности (при условии, что организация приняла все меры для устранения совершенного нарушения) (см. постановления ФАС ПО от 08.12.2010 по делу № А12-12164/2010, ФАС СКО от 06.12.2010 по делу № А32-11549/2010-11/220-94АЖ, ФАС ВВО от 10.11.2010 по делу № А28-2546/2010, ФАС СЗО от 09.08.2010 по делу № А56-6562/2009).

На заметку: в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Таким образом, чтобы избежать уплаты штрафа, УК может попытаться обжаловать соответствующее постановление ГЖИ в судебном порядке с указанием на малозначительность нарушения (если, конечно, оно действительно является таковым).

Регламент взаимодействия с ГЖИ

Мы предлагаем примерный алгоритм действий, разработанный с учетом положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), который поможет УК достаточно оперативно выяснить, не превышают ли сотрудники ГЖИ свои полномочия при проведении внеплановой проверки по факту обращения граждан. Обладая информацией о нарушениях процедуры проведения проверки, УК сможет оперативно подготовиться к защите своих интересов в части минимизации затрат на выплату штрафов.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ.

Регламент взаимодействия УК и ГЖИ в процессе проведения внеплановой проверки соблюдения Правил содержания и ремонта МКД и помещений в них.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *