Содержание

Разрешение на строительство: продление, отмена

С. С. Кислов

Журнал «Строительство: Бухгалтерский учет и налогообложение» № 10/2016

Закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство. Однако нередко администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство. В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные споры. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.

Продлить нельзя отказать.

В соответствии с ч. 20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.

Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  • подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;
  • начать строительные работы до подачи такого заявления.

Оба ли эти условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?

В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения. Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.

Обратите внимание

Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта. Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.

Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.

Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч. 20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства. Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.

Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения. А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.

Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015. Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором – признали действия администрации законными. Как такое возможно?

Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.

Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.

Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723). Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.

А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.

В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.

В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.

Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч. 20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.

Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.

ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения). Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад. В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство. После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.

Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство. Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.

В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.

Обратите внимание

Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.

Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  • 100% земляных работ;
  • 90% работ по созданию фундамента;
  • 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  • 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.

При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки. Как результат – отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).

Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры. Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16-4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст. 51 ГрК РФ.

Отмена разрешения на строительство возможна только в исключительных случаях.

Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст. 48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты. Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).

Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).

Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы. Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.

В соответствии с ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований. Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований). Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16-10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15-10973 по делу № А55-15700/2014 и т. д.

При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города. Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано. При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.

Некоторые выводы

Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Выданное с соблюдением положений ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч. 21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.

Федеральный закон от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На какой срок продлевается разрешение на строительство, основания для отказа (отмены)

Продление разрешения на строительство — услуга, предусматривающая увеличение срока выполнения строительных (восстановительных) работ, предусмотренного уполномоченным органом. Речь идет о периоде, выделенном для возведения (восстановления) конкретного объекта в случае прекращения действия в прошлом выданной разрешительной документации. Заявителями могут быть застройщики, которые ранее выполнили требования законодательства и получили услугу. Результатом обращения является увеличение срока, выделяемого на выполнение работ, или прекращение действия ранее выданного документа. На какой срок продлевается разрешение на строительство? В чем особенность этой процедуры? Когда вероятен отказ или отмена?

Условия

В ГрК РФ (статья 51, часть 20) указано, что разрешение продлевается при подаче заявления за 2 месяца и более до дня завершения назначенного срока. Если за выделенное время застройщик так и не приступил к возведению (реконструкции, капремонту) сооружения, в предоставлении услуги отказывается.

Если заявку о продлении подает застройщик, занимающийся строительством многоквартирных домов, к прошению прикладывается поручительство банковского учреждения. Уполномоченный орган должен быть уверен, что компания справиться со своими обязательствами в установленный срок.

Таким образом, для получения разрешения требуется выполнение двух условий (если не брать во внимание фактор с передачей жилья по ДДУ):

  • Заявка подана в срок до 60 дней и раньше до завершения действия прошлой разрешительной документации.
  • Ведутся работы по возведению объекта (на момент передачи заявления в уполномоченный орган).

При выполнении условий у уполномоченной структуры нет причин для отказа.

На какой срок продлевается разрешение на строительство?

На предоставление муниципальной услуги, как правило, уходит до десяти дней, а время ожидания очереди не превышает получаса. В случае получения готовой документации клиент тратит не больше 20 минут. В ситуации, когда уполномоченный орган прекращает действие выданного ранее документа, сведения передаются заявителю в срок до месяца с момента прекращения прав на ЗУ.

Максимальный срок действия разрешения на строительство отличается в зависимости от объекта:

  • Для ИЖС — 10 лет.
  • Для многоквартирных домов и других объектов капстроительства документ выдается на срок, указанный в проекте.

При определении периода продления разрешения на строительство учитывается ряд факторов:

  • На каком этапе находятся работы.
  • Какие сроки предусмотрены проектом.
  • Чем застройщик объясняет задержку в решении поставленной задачи и так далее.

Вот почему срок продления зависит от индивидуальных аспектов. Чаще всего документ продлевается на тот период, что был предусмотрен ранее.

Какие бумаги необходимы?

Для оформления услуги заявитель собирает необходимый пакет бумаг, после чего передает документацию в уполномоченный орган для рассмотрения. В 2018 году продление срока действия разрешения на строительство возможно при передаче следующих бумаг:

  • Заявление (оформляется с учетом установленной формы).
  • Ранее выданная разрешительная документация (подлинник),
  • Постановление о формировании надела путем отделения (раздела) или объединения.
  • ГПЗУ (для того надела, где начаты работы).
  • Заключение госэкспертизы о соответствии проекта действующим требованиям ГрК РФ.
  • Распоряжение об изменении данных по адресу (при наличии таковых).

Бумаги должны предоставляться в полном объеме. В ином случае документация вместе с заявлением возвращаются при обнаружении факта недостачи.

Особенности предоставления услуги

Продление разрешения на строительство проходит в три этапа:

  1. Прием и регистрация заявления, а также переданных застройщиком бумаг. Как отмечалось, заявка передается в срок от 60 дней и больше до дня окончания действия имеющегося на руках разрешительного документа. При этом заявления и пакет бумаг принимаются с обязательной описью.
  2. Проверка переданной документации. В течение 4-х суток работник уполномоченного органа изучает состав бумаг на факт соответствия действующему регламенту, планировочной схеме, проекту и рабочим параметрам. Чтобы убедиться в начале строительных работ и определить срок продления разрешения на строительство, представитель уполномоченного органа лично выезжает на объект.
  3. Принятие решения о продлении услуги или прекращении действия выданного ранее документа. Запись о продлении услуги осуществляется на всех бланках разрешения.

Если в оговоренный период заявителя не явился за разрешительной документацией, то последняя направляется по почте. При этом используется адрес, указанный в заявлении.

Причины отказа

В ГрК РФ (статье 21, части 20) указано, что при продлении разрешения на строительство отказ возможен только в одном случае. Речь идет о ситуации, когда заявитель не приступил к реализации запланированных мероприятий в срок. Что касается отказа из-за задержки с подачей заявления, такая особенность не оговорена в ГрК РФ. Если уполномоченный орган все-таки отказал по этой причине, заявитель вправе продлить действие документа путем обращения в судебный орган.

Кроме того, в судебной практике известны ситуации, когда удавалось продлить разрешение, срок действия которого истек несколько лет назад. В такой ситуации истец передает суду документы, подтверждающие причину задержки. Стоит учесть, что после завершения старой разрешительной документации речь идет о получении нового документа. Максимальный срок разрешения на строительство в этом случае устанавливается с учетом действующего законодательства. Речь идет о 10 годах или сроке, указанном в проекте — в зависимости от объекта.

Как действовать при внесении изменений?

Бывают ситуации, когда по различным причинам застройщик вносит правки в проектную документацию. Речь идет об изменениях, которые напрямую влияют на технические и экономические показатели возводимого объекта. В такой ситуации необходимо обращаться не за продлением срока, а за оформлением нового разрешения на строительство. При этом на заявителя распространяются стандартные правила, в том числе и в отношении отказа.

На этапе приема заявления уполномоченный орган вправе отказать из-за нехватки документов, предусмотренных законодательством. Такое возможно при несоответствии переданных бумаг ГПЗУ или прочей документации.

Отмена действия

Еще один вариант развития событий — отмена действующего разрешения на строительства без продления услуги. В ГрК РФ (статье 51, части 21.1) указаны правила отмены. Разрешительная документации аннулируется в таких ситуациях:

  • Принудительная потеря права собственности на ЗУ.
  • Самостоятельный отказ от прав на надел земли, где планируются или ведутся работы.
  • Разрыв арендного соглашения или иных документов, которые подтверждают право человека на участок.
  • Запрет на право применения недр (если таковое предоставлялось при выдаче разрешения).

Уполномоченный орган может отменять действие разрешения на строительство лишь при наличии какого-либо из перечисленных факторов. В процессе выдачи соответственного решения сотрудники таких структур обязаны ссылаться на конкретный пункт ГрК РФ.

Итоги

Таким образом, в случае продления или выдачи нового разрешения на строительство срок определяется с учетом типа объекта и действующих норм законодательства. По закону уполномоченный орган может отказать в оказании услуги только в одном случае — когда застройщик за отведенное ему время не приступил к выполнению намеченных работ.

Что касается нарушения 60-дневного термина, это не является достаточным основанием для отказа. В случае такового застройщик вправе обжаловать действие уполномоченного органа через суд. До подачи искового заявления заявитель оформляет жалобу в администрацию на определенные действия (бездействие) сотрудников. Бумага рассматривается в месячный срок, после чего выносится решение. Если по поставленным в нем вопросам приняты меры, обращение успешно. Также даются разъяснения по существу с учетом требований законодательства.

Продление срока действия разрешения на строительство 2020. Отказ в продлении

Разрешение на строительство представлено бланком, указывающим на соответствие проектных документов актуальному ГПЗУ или планировочному проекту местности, а также последней версии межевания землевладения (при условии реконструкции существующего или создания нового объекта линейного типа). Данный документ наделяет застройщика полномочиями на осуществление мер по реконструкции или возведению капитальных построек. Исключение составляют ситуации, предусмотренные положениями ГК РФ.

Срок действия разрешения на строительство ограничен тем временным промежутком, который отражен в проектной документации по конкретному возводимому объекту.

При наличии соответствующего заявления от застройщика, допускается выдача разрешения на проведение отдельных этапов реконструкции или отдельных работ, целью которых является возведение здания.

Уполномоченные инстанции принимают решение о выдаче соответствующего разрешения, руководствуясь критерием соответствия проектных документов положениям ГПЗУ, планировочного проекта и сведений о проведенном на территории межевании. Если возникает такая необходимость, заявитель дополнительно предоставляет разрешение на отступление о граничных параметров разрешенного строительства. Если постройку подвергают реконструкции, все правообладатели должны дать письменное согласие на указанную процедуру. Лишь при условии соответствия предоставленной заявителем документации требованиям нормативных актов допускается выдача соответствующего разрешения.

Необходимость в получении разрешения на строительство отсутствует, если правообладатель занимается:

  • Возведением гаража на территории, предоставленной гражданину для личного пользования, но не для ведения коммерческой деятельности, а также имеющей целевое назначение СНТ, ДНП;

  • Реконструкцией или созданием не капитальных построек (навесов, ангаров, киосков);

  • Обустройством объектов вспомогательного характера;

  • Внесением коррективов в капитальную постройку или ее отдельные части, при условии, что подобные изменения не затрагивают конструктив объекта, не сказываются на надежности и прочих технических характеристиках объекта, не вступают в противоречие с положениями актуального градостроительного регламента;

  • Капитальным ремонтом капитальных построек.

Исключение распространяется и на прочие случаи, отраженные в действующих законодательных актах, при которых в получении разрешения на строительство у правообладателя застраиваемой территории нет необходимости.

Уполномоченная инстанция может отказать в приеме документов в ситуациях, когда:

  • Заявитель лично отказывается от подачи бумаг;
  • В наборе документов отсутствует экземпляр заявления, заполненного согласно установленной форме;
  • Заявитель направляет бумаги в электронном виде, не используя усиленную квалифицированную электронную подпись.

Аргументы для отказа в предоставлении уполномоченным органом разрешения на строительство в отношении капитальных построек, за исключением ИЖС, отражены в ч.13 Ст.51 ГК РФ. К их числу принадлежат:

В продлении разрешения на строительство может быть отказано в случаях:

  • Отсутствия у заявителя необходимого набора бумаг;
  • Если ремонтно-строительные мероприятия не были начаты до истечения отведенных сроков на подачу заявки о продлении разрешения;
  • Отсутствия у застройщика банковских гарантий в отношении надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по возведению жилых помещений и их последующей передаче участникам долевого строительства, а также отсутствия договора о страховании гражданской ответственности инициатора застройки с привлечением денежных средств дольщиков.

Уполномоченная инстанция может руководствоваться следующими аргументами, отказывая заявителю во внесении определенных изменений в действующее разрешение на строительство:

  • Отсутствие исчерпывающего комплекта документации;
  • Отсутствие надлежащим образом оформленного уведомления о смене правообладателя территории;
  • Предоставление недостоверной, искаженной информации о смене правообладателя территории и образовании землевладения;
  • Наличие расхождений между планируемым размещением капитальной постройки и требованиями актуальной версии ГПЗУ для указанной местности.

Основания для отказа в выдаче разрешений на проведение работ по созданию искусственного земельного участка:

Данные аргументы отражены в актуальной редакции №246-ФЗ.

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенные к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, предусмотренный пунктом 3 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренное пунктом 4 части 9 настоящей статьи, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
(часть 11.1 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ)

Актуальные законодательные нормы не предусматривают оснований для приостановления оказания государственной услуги по продлению разрешения на строительство.

Часто задаваемые вопросы о разрешении на строительство. Хочешь получить ответ? заполни заявку на сайте, специалисты перезвонят сами!

  • Дом построен без разрешения на строительство на участке, принадлежащем на праве собственности. Дом постановлен на кадастровый учет и выдано свидетельство на право собственности на дом,но БТИ дом рисует в красных линиях из-за остутствия разрешения на строительсто. Имущество г. Москвы отказывает в присвоении отдельного адреса из-за отсутствия разрешения на строительство.
  • Сможете получить разрешение на строит-во , поставить на кадастр.учёт и оформить право соб-ти на жилой дом на земле под Ижс, если от 1 соседа отступила 2.7 м вместо 3м ? А с угла -2 м.
  • Требуется проектная документация для получения разрешения на строительство (АР).
  • Участок расположен в Мытищинском районе (д. Сухарево). Разрешенное использование — ЛПХ. На данный момент участок свободный от строений. Во вложении приведена планировка.
  • Здание состоит из 3-х частей: 1. жилая зона 2. хозпостройка (сарай). 3. навес
  • 1. Жилая зона (дом) — фундамент — винтовой — технология — каркас (типа сип-панели) — этажей -1 (крыша двускатная, чердак холодный) Дом может быть сблокирован с хозпостройкой, но может быть и отдельно стоящим.
  • 2. Хозпостройка — основа — металлокаркас (швеллер), закрепленный в грунте — пол — по грунту (бетонная стяжка). — этажей -1 (высота у стены 3,5 м, конек — 5-6 м) — металлокаркас обшит панелями ЦСП.
  • 3. Навес — основа — металлокаркас (швеллер), закрепленный в грунте — пол — по грунту (бетонная стяжка). — этажей -1 (высота у стены 3,5 м, конек — 5-6 м) — под одной крышей с хозпостройкой.
  • Подскажите, сколько будут стоить ваши услуги по оформлению разрешения на строительство и оформлению права собственности на недостроенный дом?
  • Во вложении свидетельство о собственности на земельный участок. Он оформлен в мою собственность. На участке стоит дом, построен без разрешения на строительство. Сейчас мне необходимо продать участок вместе с домом.

Изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство&nbsp

4 августа 2018 г. вступили в силу положения Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации…», которыми изменен порядок продления срока действия разрешения на строительство. Фото: www.snppo.ru Согласно новым правилам, для продления действия разрешения на строительство застройщик должен обратиться в соответствующий орган с заявлением о внесении изменений в ранее выданное разрешение на строительство в связи с продлением срока действия разрешения на строительство. Такое заявление должно быть подано не менее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия разрешения на строительство. Напомним, что до 4 августа 2018 года такой срок составлял 60 дней. В случае пропуска указанного 10-дневного срока орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство. Фото: www.sip-rost.ru Помимо этого орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, вправе отказать застройщику в продлении срока разрешения на строительство еще по двум основаниям: • если получит информацию о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте, свидетельствующем о том, что работы по строительству объекта не начаты; • если получит информацию госстройнадзора о том, что застройщик не направил извещение о начале строительных работ (в случае, когда направление такого извещения является обязательным).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *