Фраза «Незнание закона не освобождает от ответственности» может быть заменена другой: «Знание закона поможет защитить от посягательства на ваши права». Эти словосочетания могут возникнуть в памяти в момент получения на руки протокола и предписания за тонировку.

Несмотря на то, что данный термин относительно новый в ПДД, «бороться» с ним вполне реально, так как судебная практика имеет достаточно примеров, когда оба документа оспаривались в короткий период в результате чего автовладелец становился невиновным, а сотрудник ГИБДД образно «получал по шапке».

Что такое и как выглядит

Юридическая формулировка термина «предписание» представляет собой официальный документ, который сотрудник ГИБДД выдаёт водителю нарушившему ПДД, и требующий от последнего выполнения тех или иных действий.

В данном случае он должен удалить тонировку с поверхности стекла в определённый срок (как правило на это даётся 10 суток). Если автовладелец этого не сделает, то в его отношении будет применена дополнительная административная ответственность.

Законно ли

Законность выдачи такой бумаги можно понять из детального анализа сложившейся ситуации:

  1. Прежде всего в документе нет прямого требования снять тонировку. Там обозначено, что водитель должен приостановить административное правонарушение. Если подумать логически, выполнить он это может совершив любое из 3 действий:
  • удалить пленку;
  • не пользоваться автомобилем;
  • избавиться от него (продать, подарить).
  1. Инспектор вправе предъявлять к нарушителю требование о снятии тонировки, согласно Федеральному закону «О полиции», ст. 13.
  2. Ответственность водителя предусматривает статья КоАП 19.3 ч. 1 «Неповиновение законному требованию сотрудника полиции».

Из этого следует, если нарушитель будет игнорировать предписание и будет продолжать управлять транспортным средством, со стеклами не соответствующими ГОСТу, при следующей встрече с инспектором, он получит штраф по п.3 ст. 12.5 КоАП РФ «Управление ТС при наличии неисправности или условия не допускающего его использование» в размере 500 руб. и дополнительное наказание, условленное ст.19.3 КоАП.

При этом величина второстепенного наказания за невыполнение требований, определяется в судебном порядке, то есть решение выносит мировой судья.

Ситуация может завершиться следующим образом:

  1. Штраф в размере 500 – 1 000 руб., при наличии смягчающих обстоятельств.
  2. Административный арест на 15 суток.

Следует добавить, что смягчающими обстоятельствами в данной ситуации считается следующее:

  1. Добровольное удаление тонировки.
  2. Помощь полицейскому в определении условий нарушения.
  3. Предотвращение негативного последствия в результате нарушения.
  4. Добровольное выполнение требований предписания до того как оно выписано.

Ввиду того, что величина штрафной санкции небольшая, существует много водителей, готовых оплачивать их с определённым интервалом. Снимать тонировку они категорически отказываются.

Вот для таких и предназначена мера практикующая лишение свободы. Аргумент провести 2 недели в заточении приводит к тому, что пленка с машины снимается.

Кому могут выписать

В этом случае возникает вопрос, на кого он выписывается: на машину или водителя? Ведь, если человек пересядет на другой автомобиль, он автоматически не попадает под условие повторного нарушения. Аналогичная ситуация с транспортным средством.

Другой водитель, находящийся за рулём ранее задержанного авто может быть привлечён к аресту, хотя он и не в курсе произошедшей с ним истории.

Как видно на представленном ранее образце постановления, оно выписывается на человека, то есть на водителя.

Сведения о машине не упоминаются, однако, при повторном задержании, сотрудник дорожной службы может проверить сведения о составленном протоколе о раннем правонарушении. А в нём указан регистрационный номер машины и его паспортные данные.

Исходя из этого, становится очевидным, что постановление на устранение тонировки выписывается на водителя, находящегося за рулём определённого автомобиля.

Таким образом, если он снова будет задержан за рулём другой тонированной машины, относящейся к п. 7.3 ПДД РФ Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС, то получит ещё один штраф в 500 руб. и второе предписание, касающееся этого автомобиля.

Повторно

В случае повторного задержания на тонированном автомобиле, к водителю применяются условия, раскрытые чуть выше:

  1. Статью КоАП 19.3 ч. 1 он может получить в качестве наказания за отказ выполнять указания инспектора ГИБДД, выдавшего ему предписание об устранении тонировки.
  2. Статью КоАП 12.5 ч. 3 получит если будет повторно остановлен, но уже на другом автомобиле.

Следует подчеркнуть, что при повторном задержании, кроме указанной статьи, за невыполнение требований инспектора, выписывается второй штраф за нарушение правил тонировки.

Если не подписывать

Возникает ещё один вопрос: если не подписывать бланк, заполненный полицейским, то нет никакой ответственности является ошибочным. Данное заблуждение приходит на ум чаще всего молодым водителям, не имеющим юридической грамотности.

В этом случае это может привести только к ухудшению ситуации и гарантирует наказание даже в случае неправильно составленного документа. В случае отказа инспектор может подтвердить присутствие рядом нарушителя привлечением 2 понятых и собственной подписью.

При этом следует учитывать, что в случае отказа от подписи, судья гарантированно вынесет нарушителю максимальное наказание, к тому же процесс обжалования будет достаточно сложным.

Более разумным в данной ситуации будет дать официальное согласие на получение требования, а в дальнейшем составить поэтапную инструкцию для доказательства в суде. В частности допускается опровергнуть решение сотрудника ГИБДД, составившего бумагу, с соответствием с КоАП РФ.

Сколько действует предписание за тонировку

Срок действия предписания о снятии тонировки прописывается в бланке. Чаще всего инспектор даёт на это 10 суток с момента составления документа.

Если после того, как срок его действия истёк, а автовладелец будет снова задержан на той же машине, что и ранее, то к нему применяется соответствующая мера наказания, описанная выше.

Разрешена ли зеркальная тонировка на заднее стекло и задние боковые расскажет статья: Зеркальная-тонировка.

Атермальная тонировка на лобовое стекло, об этом читайте здесь.

Другой вопрос, затрагивающий вопрос сколько длится действие постановления (исковая давность) также может интересовать многих автовладельцев, сталкивающихся с аналогичными проблемами.

Официально это трактуется в КоАП РФ ст. 19.3 ч. 1, на которую действует другой норматив: ст. 4.5 КоАП РФ «Давность привлечения к административной ответственности».

В ней есть следующая запись: «Требование по административному правонарушению не выносится по истечении 2 месяцев. В случае рассмотрения дела в суде – 3 месяцев».

Случай с тонировкой в любом случае будет рассматриваться судом (в присутствии нарушителя или без него), поэтому срок давности данного предписания составляет 3 месяца. Чуть ниже, в характеристике статьи говорится о том, что дата исчисления рассчитывается с момента составления документа (предписания).

Как проверить наличие

Что делать если после покупки автомобиля есть подозрения о наличии ограничений на регистрационные действия ввиду имеющихся задолженностей. В этом случае необходимо обратиться в МРЭО ГИБДД, где фиксируется и хранится полная информация о машине.

Все интересующие сведения заносятся в карточку учёта ограничений на транспортное средство.

Получить о них информацию можно только по письменному запросу.

После поучения ответа станет ясно, имеются ли на машине ограничения и можно ли его переоформить. Если получен положительный, подтверждающий ограничения, проблема с уплатой задолженности может свалиться на плечи того у кого остаётся данное ТС.

Чтобы избежать этого, при составлении договора купли продажи рекомендуется записать не только паспортные данные продавца, но и контактный телефон. В этом случае, решить возникшую проблему можно без обращения в судебные инстанции.

Как снять с себя

Для того чтобы сделать себя чистым перед законом, можно обжаловать выписанное требование в судебном порядке. Чаще всего это происходит в случае, когда водитель уверен в своей невиновности или предписание было составлено ошибочно.

В качестве примера можно привести наиболее распространённые «ляпы» инспекторов:

  1. «Дали без всяких печатей». На официальном бланке предписания в правом верхнем углу должна быть прямоугольная печать с оттиском главного управления МВД и сведениями о принадлежности к тому или иному полку ДПС, сотрудник которого выдал бумагу. В этом случае, документ не имеет юридической силы и легко отменяется судом.
  2. Получение второго требования в течение срока действия первого. Такое случается, когда сотрудники ДПС остановили за тонировку, а предписание уже было выписано. Чаще всего данная ситуация повторяется во время дальних поездок, а проверки осуществляются в другой области. В этом случае второй экземпляр тоже отменяется судом, ровно как и выписанный штраф. Правда для этого придётся ехать и доказывать свою «невиновность» в тот регион, где оно было получено. Иногда, после путешествия по всей России, проще заплатить 250 руб, чем ехать за несколько сотен километров.
  3. Проверка затемнённости передних стекол или фар выполнялась с грубыми нарушениями, не соответствующими действительному коэффициенту. В этом случае нужно знать, что при необходимости судебный орган назначит дополнительную экспертизу. Проводиться она должна в соответствии с ГОСТ Р 8.831-2013 Стекло безопасно для автомобилей» . Получив результат, при подтверждении утверждений водителя, судья встанет на его сторону и без проблем отменит как предписание, так и сам штраф. При несоответствии тонированности стекла регламенту, автовладельцу придётся оплачивать ещё и стоимость независимой экспертизы.

Собираясь обжаловать выданное предписание нужно учитывать, что даже добившись его отмены в большинстве случаев (кроме последнего) штраф по ст. 12.5 п.3 КоАП РФ. Ситуации когда бланк выдан не собственнику автомобиля, ничем не отличаются от других, так как предписание оформляется на водителя, а не на транспортное средство (как говорилось ранее).

Утверждения о том, что сотрудники не дали на руки соответствующих документов тоже не повлияют на решение суда. Все заполненные образцы копируются, а после этого информация по ним заносится в базу, поэтому отказываться от получения своего образца не имеет смысла.

Штрафы на сегодняшний день

Как говорилось ранее, наказание за несоответствие затемнённости передних окон автомобиля регулируется ст. 12.5 ч. 3 КоАП РФ. Величина наказания составляет 500 руб.. Лишение водительских прав, снятие номеров или арест транспортного средства не предусмотрены.

Причем в соответствии с КоАП РФ 32.2 ч. 1.3 «Исполнение требования о наложении штрафа» гражданин, который произвёл оплату в течение 20 дней с даты вынесения постановления, имеет право на 50% скидку, то есть в этот период можно оплатить всего 250 руб.

Кроме этого необходимо знать ещё несколько нюансов, касающихся данной ситуации:

  1. Ч. 1 этой статьи говорит, что штраф должен быть оплачен в течение 60 дней с даты вступления в силу постановления.
  2. За повторное нарушение, связанное с тонировкой, автовладельцу грозит штраф в 1 000 руб. или административный арест на срок до 15 суток.
  3. Нарушения данного направления выписанные на организацию, индивидуального предпринимателя или другое юридическое лицо регулируются теми же нормативами, величина штрафов остаётся прежней.

Как избежать

На сегодняшний день обойти получение штрафа, а также предписания за тонировку, несоответствующую требованиям нормативов можно несколькими способами:

  1. Не тонировать автомобиль с нарушением действующих условий.
  2. Устранить плёнку по первому требованию инспектора.
  3. Использовать в качестве тонировки современные методы, позволяющие «обхитрить» полицейских (жесткая, автоматическая, статическая силиконовая – все виды позволяют скрыть её в момент проверки).
  4. Попытаться убедить водителя, что по прибытии домой, водитель демонтирует пленку. В некоторых случаях это помогает и в отношении последнего даже не составляется протокол.

Судебная практика

Примечание! Во избежание недоразумений, все приведённые ситуации описываются без уточнения фамилий и наименований органов, принимавших в них участие.

В судебной практике имеется достаточно примеров, когда водители оспаривали решение, принятое сотрудником ДПС.

Как видно из представленных далее примеров, поводы для этого могут быть различными:

  1. Сотрудник ДПС составил протокол за нарушение правил тонировки не выполнив замер на светопропускную способность. Водитель в зале суда предоставил информацию о независимой экспертизе, проведённой им самостоятельно, по собственной инициативе. Судья согласился с его доводами и назначил ещё одну, которая завершилась с аналогичными результатами. В итоге, административное правонарушение было отменено.
  2. Остановка автомобиля была выполнена на трассе. Инспектор настаивая на нарушении технического состояния машины проверил тонировку прибором. В результате был составлен протокол в соответствии с ст. 12.5 ч. 3 КоАП РФ. В суде водитель настаивая на том, что полицейский не имел полномочий проверять машину не на стационарном посту, требовал закрытия административного дела. Судья принял решение, последствия которого следующие:
    • отказать водителю в иске, пояснив, что в результате проверки ТС было признано не соответствующим характеристикам, прописанным в Перечне неисправностей;
    • сотрудник ГИБДД за свою деятельность получил взыскание.
  3. Остановка машины и проверка степени тонировки происходили на стационарном посту. Однако ситуация происходила после дождя, в пасмурную погоду. Инспектор не удостоверился в соответствии показателей влажности воздуха и определил несоответствующий нормативу 71%. В своём иске, водитель предоставил фото и видео фиксацию происходящего, после судебной экспертизы был оправдан, так как тонировка его автомобиля находилась в пределах соответствия.

Из предоставленной информации можно сделать заключение, что решая затонировать машину желательно не пренебрегать нормативами установленными действующим законодательством и укладываться в его рамки.

Тонировка сетка на магнитах, об этом в статье: Сетка на окна автомобиля вместо тонировки.

Как происходит формовка китайской тонировки читайте здесь.

Информация про гелевую съемную тонировку semi soft в этой публикации.

Кроме этого, попав в ситуацию, когда инспектор составляет протокол о нарушении ПДД, не следует ему мешать или отказываться подписывать бланк. Гораздо разумнее будет опровергнуть его решение в суде, доказав свою невиновность.

Бывший и действующий сотрудники МВД признались в продаже спецталона за 75 тысяч долларов

Операцию по разоблачению преступной группы несколько дней назад провели сотрудники Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России. После получения заявления от потенциального покупателя «непроверяйки» полицейские провели собственную проверку, которая подтвердила полученную информацию.

Реклама

«В рамках оперативно-разыскных мероприятий установлена причастность к указанным действиям бывшего сотрудника МВД России (майор милиции в отставке, уволенный в процессе переаттестации) и сотрудника 5-го спецбатальона УГИБДД ГУ МВД по Москве, — говорится в сообщении пресс-службы ГУСБ. — Оперативниками Главка задокументирован факт получения этими людьми денежных средств в размере 75 тысяч долларов за оформление документов, ограничивающих право проведения досмотра транспортного средства». Сейчас в ГУСБ выясняют, не входили ли в эту группу и другие сотрудники МВД.

В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). Если суд признает их виновным, фигурантам грозит до десяти лет лишения свободы со штрафом до одного миллиона рублей.

Как сообщили «Газете.Ru» в ГУСБ, предполагаемые мошенники пытались продать так называемое предписание на транспортное средство.

Это документ оперативного прикрытия, который выдается только оперативным сотрудникам МВД и используется при осуществлении ими оперативно-разыскных мероприятий.

Такое предписание позволяет его обладателю избежать проверки документов самой машины, а также находящихся в ней людей и груза. Оно выдается на один год, и в нем должны быть обязательно указаны марка машины, год ее выпуска, цвет и VIN-номер. «Документ этот получить очень сложно, нужно обязательно обосновать его необходимость, — рассказывают в ГУСБ. — Порядок цифр назвать сложно, потому что система работает по всей России, но по одному подразделению это всего несколько единиц».

Внешний вид «непроверяйки»

По словам представителя ведомства, подозреваемые, не имея возможности легально получить такое предписание, пытались обмануть покупателя. «Человека попросту развели, но хорошо, что хоть сознались, — отметил собеседник «Газеты.Ru». — Почти сразу после начала проверки двое сотрудников проявили деятельное раскаяние, то есть сами сообщили о своих противоправных действиях. К этому моменту факт их противоправной деятельности уже был зафиксирован при помощи спецсредств». Источник не стал раскрывать данные о потерпевшем, сославшись на то, что он сотрудничает со следствием и не хочет афишировать случившееся. «У него достаточно специфический вид деятельности», — заметил он.

В ГУСБ заявляют, что пристально следят за ситуацией на подобном «черном рынке» и считают, что за последние годы достигли в этой сфере немалых успехов. «Мы своих сотрудников очень тщательно проверяем, потому что раз есть покупатели, то понятно, что периодически будут появляться и продавцы подобных документов. В ведомстве отмечают, что расценки на такой товар самые разные. «Суммы доходят и до 100—200 тысяч долларов. В 2007 году на северо-западе России была ликвидирована серьезная группа, занимавшаяся такими вещами, их цена составляла 150 тысяч долларов, — рассказывают в ведомстве. — Тут могут быть и блатные номера, мигалки — на что есть спрос, на то появляется и предложение».

Серьезная работа с подобными преступлениями началась несколько лет назад.

«С 2010 года мы проводили множество специальных рейдов, на которых отлавливались такие машины, — рассказывает представитель ГУСБ. — Начинали выяснять каналы поступления документов, работать по ним. В итоге за три года эта сфера постепенно сошла на нет, и серьезных игроков, использующих, к примеру, полиграфическое оборудование, там не остались. Остались только единичные случаи, и то, как правило, это мошенники, которые обещают, но ничего не могут дать, поэтому и цены тут сильно варьируются».

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов соглашается, что количество «непроверяек» на дорогах в последнее время заметно уменьшилось.

Он признает, что глава МВД России Владимир Колокольцев еще в бытность начальника столичного ГУ МВД начал серьезную борьбу с блатными документами, но считает при этом, что снижение обусловлено другими факторами.

«После прихода Колокольцева действительно начали закручивать гайки, но рынок сократился и потому, что появилось огромное количество видеорегистраторов и люди, купившие «непроверяйки», сейчас на дороге уже взаимодействуют не только с сотрудниками ГИБДД, — считает Шкуматов. — С появлением таких сайтов, как autochmo.ru, где простые автомобилисты выкладывают фотографии нарушителей ПДД и просто дорожных хамов, он рискует попасть в интернет и привлечь совершенно ненужное внимание. Наличие такого позорного столба меняет психологию этих людей, и выбрасывать два миллиона рублей в год на такое им уже не хочется».

По мнению активиста, покупка таких предписаний для того, чтобы нарушать ПДД, действительно сходит на нет и сейчас эти документы незаконно используют лишь те, кто занимается откровенным криминалом, регулярно перевозя в машине, к примеру, оружие и наркотики. «Тем кто, покупает «непроверяйки», есть что скрывать», — считает он.

процесс

Мосгорсуд вынес оправдательный приговор двум подполковникам Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП) — Валерию Старову и Юрию Сурову, которые обвинялись в получении взяток за незаконную выдачу частным лицам предписаний, запрещающих проверять автомобили и находящихся в них людей (так называемых спецталонов). В Генпрокуратуре считают оправдание подсудимых необоснованным и готовят представление в Верховный суд России об отмене приговора.
Дело началось с того, что в феврале прошлого года сотрудники ГИБДД Нальчика остановили машину главы фирмы «Кабалкалко» — алкогольного магната Али Карабашева. Его водитель предъявил гаишникам заламинированное предписание на бланке Гознака, запрещающее в течение года «проверять водительское удостоверение, регистрационные документы, путевой лист, перевозимый груз и документы на него, транспортное средство, а также лиц, находящихся в нем». У ГИБДД вызвало подозрение то, что частное лицо имеет спецталон, который числится за ФСНП России и, согласно секретной ведомственной инструкции, выдается только сотрудникам ведомства во время оперативно-разыскных мероприятий. К проверке спецталона подключилось управление «К» департамента экономической безопасности ФСБ, проводящее контрразведывательные операции в налоговой полиции.
Скоро эфэсбэшники выяснили, что к незаконной и небескорыстной выдаче спецталонов причастен Юрий Суров — офицер госбезопасности с 15-летним стажем, пришедший в налоговую полицию в 1994 году, ведущий специалист автотранспортного обеспечения в главном оперативно-техническом и поисковом управлении ФСНП. А помогал ему 37-летний кадровый военный Валерий Старов, который перевелся в ФСНП в 1997 году и служил замначальника отделения в том же управлении.
О своем бизнесе со спецталонами подполковник Старов «чистосердечно» поведал ФСБ. «Ко мне,— написал он,— обратился Антон Киян (замгендиректора московского ЧОП ‘Брикс’.— Ъ) с просьбой помочь приобрести предписание на транспортное средство для него и коллег. С этой целью я обратился к Юрию Сурову, который согласился передать четыре предписания за денежное вознаграждение в размере $12 тыс. Я получил с Кияна $20 тыс., $8 тыс. оставил себе, а $12 тыс. передал Сурову возле здания главного оперативно-технического и поискового управления (ГОТПУ) на улице Воронцово поле. В 2001 году мною было передано Кияну одно предписание, а через некоторое время еще два, и получил я за это $15 тыс., которые передал в конверте Юрию Сурову у здания ГОТПУ. Суров мне отдал $6 тыс. Мною написано собственноручно. Возражений и дополнений не имею».
Аналогичные показания дал ФСБ, а затем и Генпрокуратуре подполковник Суров, выдав следствию $1,5 тыс. как «оставшуюся часть полученной взятки». А чоповец Киян, узнав о проводимой проверке, обратился 27 июня 2001 года в ФСБ с заявлением «о даче взятки должностным лицам ФСНП». В нем он поведал, что покупал для себя и вышеупомянутого Али Карабашева спецталоны у офицеров Сурова и Старова по $5 тыс. за штуку, а за $2 тыс. эти же налоговые полицейские ставили на спецталоны в ГИБДД красный штампик, разрешающий использование «светового и звукового спецсигналов». Два спецталона, на себя и господина Карабашева, Антон Киян отдал в ФСБ вместе с покаянным заявлением. Он также добровольно выдал эфэсбэшникам три комплекта «престижных» номерных знаков на автомобили, полученные им от этих же налоговых полицейских вместе со спецталонами.
Генпрокуратура, расследовавшая дело вместе с ФСБ, небезосновательно считала его имеющим хорошую судебную перспективу. Следствию к тому же удалось обнаружить составленный Юрием Суровым и переданный в ГИБДД фальшивый акт об уничтожении более 25 бланков спецталонов, якобы залитых кислотой, а на самом деле заполненных и розданных на сторону. Примечательно, что на этом акте были подделаны подписи пяти руководящих сотрудников ФСНП, в том числе первого замдиректора Владимира Авдийского. А два из якобы испорченных спецталонов следователи обнаружили у экс-директора ФСНП Сергея Алмазова (занимающего ныне должность исполнительного директора Республиканского федерального фонда социальной поддержки населения) и у его бывшего советника Николая Семина. Но оба они отказались отдать Генпрокуратуре незаконно полученные предписания, заявив, что уничтожили их самостоятельно.
Это уголовное дело имело гриф «секретно» и поэтому попало в спецчасть Мосгорсуда к судье Ольге Кудешкиной. На закрытом судебном процессе подсудимые и свидетель Антон Киян, которого освободили от уголовной ответственности в связи с добровольным обращением в ФСБ, существенно скорректировали свои показания. И судья, сославшись на новый УПК, отказалась оглашать их чистосердечные признания, данные на следствии, так как сторона защиты этого не пожелала. Изъятые же у господина Кияна фальшивые спецталоны и номера, а у подсудимого Сурова — часть взятки показались судье недостаточными доказательствами. И она оправдала подполковника Старова вчистую, а подполковника Сурова приговорила к двум годам условно за служебный подлог, связанный с составлением подложного акта об уничтожении спецталонов. При этом судья решила вернуть ему добровольно выданную часть взятки — $1,5 тыс.
Участвовавший в процессе гособвинитель из Мосгорпрокуратуры Николай Власов, а также причастные к расследованию сотрудники ФСБ и Генпрокуратуры сказали корреспонденту Ъ, что они возмущены и шокированы оправдательным приговором и надеются, что «ошибку судьи Кудешкиной исправит Верховный суд России», куда прокуратура в ближайшие дни внесет кассационное представление. В ФСБ же считают это дело важным прецедентом, так как, по данным этого ведомства, не менее половины владельцев спецталонов получают их незаконно и за взятки. Причем цена фальшивых спецталонов растет. Недавно ГИБДД остановила Audi А8 одного из проректоров Института мировой экономики, который признался гаишникам, что купил спецталон «у неизвестного лица в подворотне за 360 тыс. рублей». При проверке оказалось, что и это предписание числится за Федеральной службой налоговой полиции.
Следствие по этому поводу продолжается, о его итогах Ъ сообщит.
ЕКАТЕРИНА Ъ-ЗАПОДИНСКАЯ

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *