Наиболее распространенные нарушения положений Правил подключения № 1314 со стороны ГРО

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газоснабжения определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила подключения).

В соответствии с п. 59 Правил подключения технологическое присоединение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.

Встречаются случаи, когда газораспределительные организации (ГРО, Исполнитель) злоупотребляют своими правами и не соблюдают положения договора о подключении и/или Правил подключения, тем самым нарушая положения действующего законодательства РФ.

ГРО обязаны соблюдать ограничения, действующие для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на определенном товарном рынке в силу того, что являются субъектами естественной монополии (ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ, ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

При несоблюдении вышеуказанных ограничений газораспределительные организации несут административную ответственность или ответственность, предусмотренную антимонопольным законодательством.

Наиболее встречающимися нарушениями являются следующие случаи:

1. Нарушение сроков осуществления мероприятий по подключению.

Пунктами 85, 85.1 Правил подключения предусмотрены сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению, которые дифференцируются по категориям заявителей.

При нарушении установленного срока со стороны ГРО даже на 1 день заявитель вправе обратиться в Территориальное управление Федеральной антимонопольной службы (антимонопольный орган) с жалобой на действия Исполнителя, а также потребовать уплатить в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ключевой ставки Банка России, установленной на день заключения договора о подключении, и платы за технологическое присоединение по договору о подключении за каждый день просрочки, если договором о подключении не предусмотрен больший размер неустойки.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ, а именно наложение штрафа в размере 100 000 рублей, при повторном нарушении – 600 000 рублей.

2. Навязывание дополнительных прав и обязанностей Заявителю при подключении по п. 112 Правил подключения.

В п. 112 Правил подключения перечислены случаи, когда Заявитель вправе выполнить мероприятия по подключению не только в пределах границ своего земельного участка, но и до границ участка Заявителя (категория заявителей – индивидуальный проект).

Если Заявитель указал в заявке о заключении договора о подключении перечень мероприятий, который намерен выполнять собственными силами по п. 112 Правил подключения (например, проектирование и строительство сети газораспределения), а ГРО выдала договор о подключении по типовой форме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2017 г. № 713, не адаптируя положения договора о подключении под ситуацию Заявителя (иногда ссылаясь на то, что скорректируют положения договора после утверждения размера платы тарифным органом), тем самым возлагая на себя дополнительные обязанности (по разработке проектной документации и/или строительству сети газораспределения), за которые предусмотрена плата.

Сначала стороны должны распределить обязательства по договору, т.е. определить на кого из сторон возлагается обязанность по разработке проектной документации и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя. Затем, исходя из того, какие обязанности будут возложены на газораспределительную организацию, уполномоченный орган утвердит размер платы за подключение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, выполняемому газораспределительной организацией.

Стоимость мероприятий (в том числе по проектированию и строительству газопровода до границ земельного участка Заявителя), выполняемых Заявителем, не может быть включена в размер платы за подключение по индивидуальному проекту.

В силу п. 111 Правил подключения в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения после разработки и проведения экспертизы проектной документации Заявитель компенсирует исполнителю фактически понесенные им подтвержденные расходы, связанные с разработкой и проведением экспертизы проектной документации, но не более размера указанных расходов, отраженного в договоре о подключении.

Таким образом, если при заключении договора не распределить права и обязанности сторон по договору, то в случае отказа заявителя от подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения денежные средства, уплаченные ГРО за выполнение мероприятий по проектированию сети газораспределения не подлежат возвращению в полном объеме.

Правилами подключения предусмотрен порядок урегулирования разногласий между сторонами в случае, если одна из сторон не согласна с предложенным проектом договора о подключении.

Согласно п. 77 Правил подключения Заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении направляет исполнителю мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении, к которому прилагает при необходимости протокол разногласий.

При несогласии ГРО внести изменения в положения договора на этапе заключения Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

3. Необоснованное увеличение размера платы за подключение (технологическое присоединение).

Размер платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен, и является обязательным приложением к договору о подключении.

Необоснованное увеличение размера платы за подключение может происходить за счет:

– применения стандартизированных тарифных ставок не соответствующих параметрам подключения (например, согласно техническим условиям необходимо построить полиэтиленовый газопровод диаметром 57 мм, а в расчете размера платы за подключение фигурирует стандартизированная тарифная ставка на строительство полиэтиленовых газопроводов диаметром 110-159 мм);

– применения вместо стандартизированных тарифных ставок укрупненных нормативов цен на строительство или локального сметного расчета;

– применения стандартизированных тарифных ставок/укрупненных нормативов цен на строительство/локального сметного расчета (в зависимости от обстоятельств дела) не соответствующих проектной документации, разработанной ГРО (например, проектом, разработанным ГРО, предусмотрено строительство газопровода, пункта редуцирования газа, установление различных устройств и сооружений, но не предусмотрена установка отключающих устройств, однако предварительный размер платы, рассчитанный ГРО включает в себя эти работы);

– технические условия содержат информацию о подключении к газопроводу, находящему на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя (например, в 5 метрах от границы вашего земельного участка проходит газопровод, но ГРО выдает технические условия на подключение к газопроводу, находящему от вас в 300 м. За счет увеличения длины строящегося газопровода увеличивается размер платы за подключение);

– непринятие во внимание всего пакета документов, приложенного Заявителем к заявке о заключении договора о подключении или к запросу на выдачу технических условий.

По данному вопросу необходимо пояснить следующее.

Пунктами 8, 69 Правил подключения предусмотрен перечень документов, прилагаемых к запросу и/или заявке, с учетом варианта подключения (подключение к сетям ГРО, подключение к сетям основного абонента, подключение посредством уступки мощности и т.д.)

Например, при подключении к сетям основного абонента необходимо приложить к запросу/заявке его согласие на технологическое присоединении.

В ряде случае Исполнитель не принимает во внимание указанный документ, выдает проект договора о подключении к своим сетям газораспределения, находящимся на более удаленном расстоянии от объекта Заявителя, чем газопровод основного абонента, тем самым увеличивая размер платы за подключение.

В такой ситуации Заявитель вправе подготовить в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного Исполнителем проекта договора о подключении протокол разногласий и (или) мотивированное требование об изменении условий договора о подключении.

При необоснованном увеличении размера платы за подключение Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 3 ч. 1 ст. 10 и/или п. 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Кроме того, ввиду того, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию Заявитель вправе направить обращение в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования цен.

4. Уклонение ГРО от заключения договора о подключении/выдачи технических условий.

Правилами подключения предусмотрено единственное основание для отказа от заключения договора о подключении или выдачи технических условий: отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе отсутствие пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы.

Если ГРО отказывает в выдаче указанных документов по иным причинам, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ и/или при определенных условиях по п. 5 ч.1. ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

5. Невыдача со стороны ГРО документов, оформляемых в процессе осуществлении мероприятий по подключению после завершения определенного этапа.

По завершении определенного этапа по подключению оформляются, например, акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению, акт о подключении (технологическом присоединении), содержащий информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, рекомендации по устранению замечаний, выявленных в результате мониторинга выполнения заявителем технических условий.

Иногда ГРО игнорируют необходимость своевременной выдачи указанных документов, что приводит к затягиванию сроков осуществления мероприятий по подключению.

Если ГРО уклоняется от выдачи документов, предусмотренных положениями договора о подключении и Правил подключения, Заявитель вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия Исполнителя.

В случае признания ГРО виновной в совершении правонарушения, антимонопольным органом будет назначено наказание по ст. 9.21 КоАП РФ.

С 31.03.2020 МЕНЯЮТСЯ ПРАВИЛА ПОДКЛЮЧЕНИЯ К ГАЗУ, ПРАВИЛА ПОСТАВКИ ГАЗА И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Постановлением № 305 от 19.03.2020 Правительство скорректировало основные законодательные акты в сфере газоснабжения:

— Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314;

— Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162;

— Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021;

— Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549;

— Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утв. постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410;

Рассмотрим, какие изменения вступят в силу с 31.03.2020 и чем они обусловлены.

Новшества в процедуре определения платы за подключение.

1. Внесены уточнения в части определения платы за подключение, если газопровод проходит в границах участка заявителя.

Если планируется подключить объект капстроительства с максимальным расходом газа, не превышающим:

– 15 куб. метров в час (для заявителей, намеревающихся использовать газ для целей предпринимательской (коммерческой) деятельности) или

– 5 куб. метров в час (для прочих заявителей),

и отсутствует необходимость создания сети газораспределения до границ участка заявителя (газопровод проходит в границах участка заявителя), то плата за подключение должна определяться с учетом стандартизованной тарифной ставки, связанной с осуществлением ГРО мониторинга технических условий и фактического присоединения (врезки).

Данное правило закреплено в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18. Включение аналогичного положения в Основные положения № 1021 является вполне логичным, но по сути не влечет каких-либо изменений.

2. Более существенные изменения произошли в части платы за подключение по «индивидуальному проекту».

Изменены критерии отнесения заявителей к категории «индивидуальный проект».

Без изменения остаются такие критерии как:

  • · проведение лесоустроительных работ,
  • · переходы через водные преграды,
  • · прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий,
  • · компенсация заявителем мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения.

Что меняется?

Исключено из перечня мероприятий по «индивидуальному проекту» проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа. Теперь плата за указанные мероприятия будет рассчитываться исходя из утвержденных стандартизированных тарифных ставок.

Прокладка газопровода бестраншейным способом по «индивидуальному проекту» будет осуществляться для газопроводов наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров. В остальных случаях – по утвержденным стандартизированным тарифным ставкам.

Исключается из категории подключения по «индивидуальному проекту» подключение объектов с максимальным расходом газа свыше 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа.

Таким образом, исключены такие критерии отнесения к «индивидуальному проекту» как:

– проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;

– прокладка газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

— максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования составляет более 500 м3/час;

— проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Основных положений № 1021 можно здесь.

Отметим, после вступления в силу изменений возникает необходимость в новых видах стандартизированных тарифных ставок, и изменениях в действующих Методических указаниях по расчету размера платы за подключение утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18.

Правительство РФ поручило ФАС России в 3-месячный срок привести методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение в соответствие с принятыми изменениями.

Предположительно к 01.07.2020 возможно появление новых видов стандартизированных тарифных ставок для определения размера платы за подключение.

Новшества в процедуре подключения объектов капстроительства к сетям газораспределения

В январе 2019 года Кабмин обозначил 12 направлений улучшения инвестиционного климата, среди которых технологическое присоединение к инженерным сетям (распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 г. № 20-р, ознакомиться можно здесь).

Реализация мероприятий по данному направлению имеет целью облегчить условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в России, сделать процедуру подключения более простой, быстрой, прозрачной и менее затратной.

Что меняется в действующем порядке?

1. Наиболее существенные изменения внесены в пункт 112 Правил подключения.

Ряд мероприятий по подключению до границ участка своими силами теперь смогут выполнять только заявители, соответствующие критериям «индивидуального проекта».

По общему правилу мероприятия по подключению в пределах границ земельного участка осуществляются владельцем газифицируемого объекта, а мероприятия по подключению до границы земельного участка осуществляются газораспределительной организацией.

До 31.03.2020 Правила подключения предусматривали исключения из этого правила — случаи, когда заявитель вправе выполнить мероприятия по подключению до границ своего участка самостоятельно (за исключением врезки (фактического присоединения)).

Для того чтобы воспользоваться указанным правом заявитель должен был соответствовать одному из следующих критериев:

– максимальный часовой расход газа газоиспользующего оборудования должен составлять более 500 м3/час;

– проектное рабочее давление в присоединяемом газопроводе составляет более 0,6 МПа.

Это так называемое «подключение по 112 пункту». Плата за такое подключение определялась ГРО по «индивидуальному проекту» и в последствии утверждалась тарифным органом.

Новая редакция Правил подключения, предусматривает, что заявитель может выполнить мероприятия по подключению за границами своего земельного участка, если размер платы за подключение устанавливается по «индивидуальному проекту».

Однако как указано выше, подключение объектов с расходом газа свыше 500 м3/час и (или) с проектным давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 МПа, теперь не является основанием для отнесения заявителя к категории «индивидуальный проект».

Теперь к критериям «индивидуального проекта» относится только:

– проведение лесоустроительных работ;

– переходы через водные преграды;

– прокладка газопровода наружным диаметром свыше 219 мм и (или) протяженностью более 30 метров бестраншейным способом;

– прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий;

– компенсация заявителем расходов по выполнению мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих газораспределительных сетей, необходимой для осуществления технологического присоединения.

При наличии одного из вышеуказанных критериев заявитель вправе самостоятельно осуществить часть работ до границ своего земельного участка.

Новая редакция пункта 112 Правил подключения предусматривает исключительное право ГРО на разработку проектной документации (и проведения ее экспертизы), мониторинга технических условий и осуществления фактического присоединения (врезки).

2. Сокращен срок подключения для заявителей первой категории.

До 31.03.2020 в зависимости от необходимости получения разрешения на строительство срок осуществления мероприятий по подключению составлял 9 месяцев (если разрешение на строительство ГРО не получала) и 1 год (в иных случаях).

После вступления в силу изменений для заявителей первой категории предусмотрен общий срок подключения – 8 месяцев.

3. Установлен новый порядок внесения платы за подключение для заявителей первой категории.

До 31.03.2020 законодатель предусмотрел для заявителей первой категории двухэтапную оплату за подключение: 50/50.

Теперь договор о подключении будет содержать 3 этапа оплаты мероприятий за технологическое присоединение, и выглядеть следующим образом:

– 50 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;

– 35 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня выполнения исполнителем обязательств по строительству газопровода до границ участка заявителя и его подготовке к пуску газа;

– 15 % платы вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении.

4. Для заявителей второй и третьей категории исключена возможность установить с ГРО по соглашению сторон порядок и сроки внесения платы. Следует уточнить, что ранее подобная возможность устанавливалась только в случае, если срок реализации мероприятий по подключения составлять менее 1,5 лет.

Теперь вне зависимости от срока осуществления мероприятий по подключению, указанного в договоре о подключении, заявители второй и третьей категории будут платить в следующем порядке:

а) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня заключения договора о подключении;

б) 25 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 3 месяцев со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;

в) 35 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 1 года со дня заключения договора о подключении, но не позже дня фактического присоединения;

г) 15 процентов платы за технологическое присоединение вносится в течение 11 рабочих дней со дня подписания акта о подключении (технологическом присоединении).

5. Взаимодействие между ГРО и тарифными органами переводят в электронный формат.

Теперь для сокращения срока подключения и автоматизации процесса ГРО в оперативном порядке могут направлять заявления об установлении размера платы за подключение по индивидуальному проекту в электронной форме.

Данное правило закреплено в Методических указаниях по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утв. приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18. Включение аналогичного положения в Правила подключения № 1314 является вполне логичным, но по сути не влечет каких-либо изменений.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил подключения можно здесь.

Новшества в процедуре заключения договоров на поставку газа для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

С 31.03.2020 подать заявку на заключение договоров на поставку газа станет возможным до осуществления ГРО врезки.

Для этого необходимо приложить к комплекту документов акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Указанный документ выдается заявителю после проверки выполнения технических условий – строительства заявителем сети газопотребления и установки газопотребляющего оборудования. При отсутствии замечаний со стороны ГРО на стадии проверки выполнения технических условий заявитель может обратиться к поставщику газа за заключением договора на поставку газа.

Кроме того, к заявке о заключении договора поставки газа необходимо приложить документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований в части:

– технического обслуживания сети газораспределения и (или) газопотребления,

– внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В случае, если сеть газопотребления заявителя является опасным производственным объектом или объектом технического регулирования дополнительно необходимо приложить документы, подтверждающие соблюдение заявителем требований в части технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, локализации и ликвидации аварийных ситуаций (последствий аварий).

Конкретный перечень документов законодатель не указывает. Это может повлечь ситуацию, когда каждый поставщик газа установит свои требования к составу предоставляемых документов.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил поставки газа № 162 можно здесь.

Новшества в процедуре поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан

С 31.03.2020 заявка, подаваемая гражданином-заявителем, в адрес поставщика газа может не содержать реквизиты акта об определении границ раздела собственности, так как указанный документ больше не нужно направлять.

Теперь комплект документов к заявке должен содержать акт о подключении (технологическом присоединении).

По аналогии с процедурой заключения договора поставки газа с промышленными потребителями подать заявку на заключение договоров на поставку газа станет возможным до осуществления ГРО врезки.

Для этого необходимо приложить к комплекту документов акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению).

Указанный документ выдается заявителю после проверки выполнения технических условий – строительства заявителем сети газопотребления и установки газопотребляющего оборудования. При отсутствии замечаний со стороны ГРО заявитель может обратиться к поставщику газа за заключением договора на поставку газа.

Стоит обратить внимание, что в отличии от покупателей газа — юридических лиц (ИП) в этой ситуации покупатель газа – гражданин в последующем обязан предоставить поставщику акт о подключении, т.к. исполнение обязательств поставщика газа по договору поставки газа осуществляется со дня подписания газораспределительной организацией и абонентом указанного документа.

Подробнее ознакомиться с новой редакцией Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан можно здесь.

Новшества в использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования

Как и в предыдущих нормативных актах меняется перечень документов, которых прилагаются к заявке о заключении договора на техническое обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

С 31.03.2020 акт об определении границ раздела собственности на газораспределительной (присоединенной) сети прилагать к заявке на заключение договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования больше не нужно.

Вместо него необходимо приложить:

– акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (в случае, если договор заключается до завершения мероприятий по подключению. Теперь специализированная организация не сможет отказать заявителю в заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если фактического присоединения еще не было;

– акт о подключении (или договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения).

Если заявитель пожелал заключить договор до фактического присоединения, то специализированная организация приступает к техническому обслуживанию со дня подписания между газораспределительной организацией и потребителем акта о подключения (и соответственно его предоставления специализированной организации-стороне по договору на техническое обслуживание).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *