Взаимозависимые лица

Взаимозависимыми в целях налогообложения в соответствии с положениями Налогового Кодекса, признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние:

  • на условия, результаты сделок, совершаемых этими лицами;

  • экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

При определении взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться в силу участия одного лица в капитале других лиц.

Для этого анализируются заключенные между ними соглашением и другие возможности одного лица влиять на решения, принимаемые другими лицами.

При этом такое влияние учитывается независимо от того, может ли оно оказываться одним лицом непосредственно и самостоятельно или совместно с его взаимозависимыми лицами.

Если лица взаимозависимы, то к сделкам между ними могут быть применены особые правила налогового контроля цен сделок.

Кто признается взаимозависимыми лицами

Согласно Налоговому кодексу РФ, взаимозависимыми лицами признаются:

1. Организации

1.1 Если одна организация прямо или косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25%.

1.2 Если одно и то же лицо прямо или косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25%.

1.3 Если в организациях по решению одного и того же физического лица совместно с его взаимозависимыми лицами — супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, назначены или избраны:

  • единоличные исполнительные органы организаций;

  • либо не менее 50 % состава коллегиального исполнительного органа;

  • совета директоров (наблюдательного совета).

1.4. Если в организациях одни и те же физические лица совместно с его взаимозависимыми лицами — супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, составляют более 50%:

  • состава коллегиального исполнительного органа;

  • совета директоров (наблюдательного совета).

1.5 Если полномочия единоличного исполнительного органа в организациях осуществляет одно и то же лицо.

2. Физическое лицо и организация

2.1 Если физическое лицо прямо или косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 %.

3. Организация и лицо

3.1 Если лицо, в том числе физическое лицо совместно с его взаимозависимыми лицами — супругом или супругой, родителями (в том числе усыновителями), детьми (в том числе усыновленными), полнородными и не полнородными братьями и сестрами, опекунами (попечителями), подопечными, имеет полномочия:

  • По назначению или избранию единоличного исполнительного органа организации;

  • По назначению или избранию не менее 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) организации.

3.2 Если лицо осуществляет полномочия ее единоличного исполнительного органа.

4. Организации и/или физические лица

4.1 Если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50%.

5. Физические лица

5.1 Если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

5.2 Взаимозависимые лица физического лица:

  • его супруг или супруга,

  • родители (в том числе усыновители),

  • дети (в том числе усыновленные),

  • полнородные и не полнородные братья и сестры,

  • опекун (попечитель),

  • подопечный.

При этом суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками взаимозависимости.

Налогообложение в сделках между взаимозависимыми лицами

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, если в сделках между взаимозависимыми лицами устанавливаются:

  • коммерческие,

  • финансовые,

условия, отличные от условий в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то любые доходы, которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но вследствие указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Учет для целей налогообложения доходов производится в случае, если это не приводит к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджетную систему РФ.

Методы определения доходов

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, при проведении налогового контроля сделок между взаимозависимыми лицами, налоговые органы используют следующие методы:

  • метод сопоставимых рыночных цен;

  • метод цены последующей реализации;

  • затратный метод;

  • метод сопоставимой рентабельности;

  • метод распределения прибыли.

Допускается использование комбинации двух и более методов.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным в большинстве случаев определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.

Понятие

Положение о закупке представляет собой регулирующий процесс проведения закупок заказчиком документ. В его содержание входят требования к проведению закупочной процедуры, выбранные способы и порядок осуществления закупки, заключения и исполнения контракта.

Положение о закупках в 44-ФЗ не используется как одно из понятий, так как представляет собой локальный нормативно-правовой акт для организаций, закупочная деятельность которых регулируется 223-ФЗ.

Кто разрабатывает и утверждает

В различных случаях в зависимости от формы деятельности заказчика создание этого документа проводится как единолично руководителем, так и коллегиально собранием участников или одним из управляющих органов:

Организация Утверждающее лицо/орган
Автономное учреждение Наблюдательный совет
Акционерное общество Совет директоров или коллегиальный исполнительный орган, если уставом предусмотрено выполнение им функций совета директоров
Государственная компания/корпорация Высший орган управления
Государственное/муниципальное унитарное предприятие Руководитель
Общество с ограниченной ответственностью Общее собрание участников

Использование документа

Положение позволяет разрабатывать заказчику условия, необходимые для полного и своевременного удовлетворения его потребностей в определённых товарах, работах, услугах. Оно содержит в себе показатели цены, качества и надёжности поставляемого объекта, что позволяет заказчику обезопасить себя.

Актуальным моментом является то, что это стимулирует участие в закупках физических и юридических лиц, обеспечивая добросовестную конкуренцию, прозрачную и свободную от коррупции процедуру закупок.

Использование положения о закупках закрепляет порядок и условия закупочной деятельности, что, несомненно, является большим преимуществом для заказчика. А также заказчик может выбрать любой удобный способ проведения, установить необходимые требования к поставщикам и продукции, самостоятельно определить сроки процедуры.

Реализация закупок с использованием этого документа снижает количество обжалований действий заказчика в ФАС, поскольку значительно уменьшается количество оснований для этого.

Состав

В положении о закупках в обязательном порядке должны содержаться:

  • принципы участия СМП и СОНКО, соответствующие положениям 223-ФЗ и постановлениям Правительства;
  • область использования;
  • способ осуществления закупки, порядок её подготовки и осуществления;
  • порядок заключения и исполнения договора;
  • требования к составу документации о закупке, к участникам, содержанию извещения.

Бюджетными учреждениями, ГУП и МУП не могут быть изменены сведения об этапах подготовки и реализации закупочных процедур, способах осуществления закупок и условия их применения, а также сроки заключения договора по итогам проведения конкурентной закупки по 223-ФЗ.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней: федеральными, региональными, муниципальными.

Вышестоящие органы закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты.

Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ему надлежит сформировать регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Инструкция использования реестра в ЕИС

Размещение заказчиком этого документа происходит в открытом для всех доступе в единой информационной системе в течение 15 дней с момента утверждения. Реестр находится в ЕИС.

Чтобы перейти в нужный раздел, необходимо на главной странице в верхнем меню выбрать пункт «Планирование», затем в выпадающем меню кликнуть «Положения о закупке 223-ФЗ».

Также при необходимости можно просмотреть здесь образцы типовых положений.

В новом окне вы можете найти интересующее вас положение по ключевым словам или воспользоваться расширенным поиском, выбрав конкретного заказчика, субъект, наименование основного положения, дату размещения, утверждения или вступления в силу положения. Также есть возможность провести поиск в том числе и по документам и вывести сведения о присоединениях к положению.

При просмотре конкретного положения во вкладке «Общая информация» содержатся сведения о заказчике: полное и сокращённое наименование организации, ИНН/КПП, ОГРН и адрес организации. Здесь же находятся данные об утверждении документа.

Новые бюджетные учреждения и иные заказчики, деятельность которых регулируется 223-ФЗ, обязаны принять положение о закупках в течение трёх месяцев с момента образования. Этот срок отсчитывается с момента внесения записи о регистрации в ЕГРЮЛ.

Любые коррективы утверждаются только органом, принимавшим положение. Изменение положения о закупках по 223-ФЗ возможно в течение 15 дней с момента его утверждения. Вместе с этим необходимо разместить документы, содержащие перечень и характер изменений.

При необходимости положение может быть полностью заменено новым в тот же срок.

Ответственность

  1. Умышленное нарушение установленного положением порядка проведения закупки по 223-ФЗ в соответствии с ч.3 ст. 7.32.3 КоАП РФ наказывается наложением административного взыскания в сумме от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц и от 50 до 100 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. При несоблюдении сроков публикации внесённых изменений в утверждённое положение в ЕИС размер штрафа в соответствии с ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ составит до 20 тысяч рублей.
  3. Нарушение сроков и порядка размещения положения о закупке, а также внесённых в него изменений в соответствии с ч.5 ст. 7.32.3 влечёт наложение штрафа в размере от 30 до 50 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 до 300 тысяч рублей для юридических лиц.

С 1 января 2012 года вступила в силу глава 14.1 НК РФ «Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации».

Понятие взаимозависимости

Согласно п.1 ст. 105.1 НК РФ для целей налогообложения лица признаются взаимозависимым в случаях, когда особенности отношений между лицами могут оказывать влияние:

— на условия сделок, совершаемых этими лицами;

— (и/или) результаты сделок, совершаемых этими лицами;

— (и/или) экономические результаты деятельности этих лиц (представляемых ими лиц).

На заметку

Если влияние на условия, результаты сделок или экономические результаты деятельности лиц оказывается одним или несколькими другими лицами в силу их преимущественного положения на рынке или в силу иных подобных обстоятельств, обусловленных особенностями совершаемых сделок, такое влияние не является основанием для признания лиц взаимозависимыми для целей налогообложения (п. 4 ст. 105.1 НК РФ).

Для признания взаимной зависимости лиц учитывается влияние, которое может оказываться:

а) в силу участия одного лица в капитале других лиц;

б) в соответствии с заключенным между лицами соглашением;

в) при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами.

При этом влияние учитывается в случаях, когда оно оказывается:

— одним лицом непосредственно и самостоятельно;

— (или) одним лицом совместно с его взаимозависимыми лицами.

Перечень взаимозависимых лиц

В п. 2 ст. 105.1 НК РФ приведен перечень лиц, которые однозначно признаются взаимозависимыми.

В частности, к ним относятся лица, связанные родственными узами (пп. 11 п. 2 ст. 105.1) – физическое лицо и его родственники:

— супруг (супруга),

— родители (в том числе усыновители);

— дети (в том числе усыновленные);

— полнородные и неполнородные братья и сестры;

— опекун (попечитель) и подопечный.

Взаимозависимыми для целей налогообложения являются:

1) организации в случае, если одна организация прямо и (или) косвенно участвует в другой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

2) физическое лицо и организация в случае, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия составляет более 25 процентов;

На заметку

Долей участия физического лица в организации признается совокупная доля участия этого физического лица и его родственников (п. 3 ст. 105.1 НК РФ).

3) организации в случае, если одно и то же лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой организации составляет более 25 процентов;

4) организация и лицо (в том числе физическое лицо совместно с его родственниками), имеющее полномочия по назначению (избранию) единоличного исполнительного органа этой организации или по назначению (избранию) не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этой организации;

5) организации, единоличные исполнительные органы которых либо не менее 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых назначены или избраны по решению одного и того же лица (физического лица совместно с его родственниками);

6) организации, в которых более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица совместно с родственниками;

7) организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа;

8) организации, в которых полномочия единоличного исполнительного органа осуществляет одно и то же лицо;

9) организации и (или) физические лица в случае, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет более 50 процентов;

10) физические лица в случае, если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению.

В п.п. 6 и 7 ст. 105.1 НК РФ дополнительно названы случаи, когда лица могут быть признаны взаимозависимыми по основаниям, не указанным в п. 2 ст. 105.1:

1) организации и (или) физические лица, являющиеся сторонами сделки, вправе самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами;

2) суд может признать лица взаимозависимыми.

Алгоритм определения доли участия

Порядок определения долей участия регулируется ст. 105.2 НК РФ.

Доля участия одной организации в другой организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации.

Доля прямого участия определяется как:

-непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля голосующих акций другой организации;

— (или) непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации;

— (или в случае невозможности определения таких долей) непосредственно принадлежащая одной организации (физическому лицу) доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.

Пример

ООО «А» является участником ООО «Б» с долей участия 26%. Указанные организации являются взаимозависимыми.

Пример

В расчете не учитывается совокупная доля двоюродного брата, так как он не признается взаимозависимым с Петровым и его супругой в силу пп. 11 п. 2 ст. 105.1. Однако, если отношения между указанными лицами влияют на условия, результаты сделок и (или) экономические результаты деятельности, то суд может признать их взаимозависимыми (п. 7 ст. 105.1).

Доля косвенного участия определяется так:

1) определяются все последовательности участия одной организации (физлица) в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

2) определяются доли прямого участия каждой предыдущей организации в каждой последующей организации соответствующей последовательности;

3) суммируются произведения долей прямого участия одной организации (физлица) в другой организации через участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации всех последовательностей.

На заметку

Суммирование произведений долей прямого участия осуществляется в случае, когда определено несколько независимых последовательностей участия одной организации в другой организации через прямое участие каждой предыдущей организации в каждой последующей организации (письмо Минфина РФ от 23.04.2012 № 03-01-18/3-51).

Пример

Доли участия в ООО «Г» составляют:

— ОАО «А» — 12% (прямое участие);

— ЗАО «Б» — 20% (прямое участие);

— ООО «В» — 15% (прямое участие).

При этом ОАО «А» владеет 60% акций ЗАО «Б» и 10% долей участия в ООО «В» (см. схему косвенного участия).

Доля косвенного участия ОАО «А» в ООО «Г» составляет (60 х 20%) + (10 х 15%) = 12% + 1,5% = 13,5%.

С учетом прямой доли доля участия ОАО «А» в ООО «Г» составляет 25,5% (12% + 13,5%), то есть лица являются взаимозависимыми.

Верховный суд признал взаимосвязанные сделки действительными

28.11.2019

Верховный суд посчитал взаимосвязанными сделки должника по продаже шести автомобилей и отказал конкурсному управляющему в признании их недействительными (определение №306-ЭС19-12580 от 21 ноября 2019 года).

Суть спора

Менее, чем за год до подачи заявления о банкротстве, должник продал своему контрагенту шесть бывших в употреблении автомобилей. Сделки состоялись в один день, но были оформлены разными договорами.

Конкурсный управляющий посчитал, что сделки совершены в годичный период подозрительности. Кроме того, имеется неравноценность встречного предоставления, поскольку цена на автомобили была существенно ниже рыночной.

По результатам экспертизы оказалось, что два автомобиля проданы по цене, превышающей рыночную, цена одного сопоставима с рыночной, цена трех остальных ниже рыночной.

Суды договоры по продаже трех автомобилей, стоимость которых была ниже рыночной, признали недействительными.

Контрагент должника, купивший автомобили, обратился в Верховный суд. Он указывал, что сделки были взаимосвязанными, а оформление их разными договорами осуществлялось для удобства госрегистрации.

Мнение Верховного суда

В высшем суде указали, что судебная практика уже имеет критерии для определения взаимосвязанности сделок. К ним относятся:

  • одна хозяйственная цель совершения сделок;

  • общее назначение реализованных товаров;

  • объединение реализованного товара у одного лица;

  • небольшой период между сделками.

В соответствии с заключением эксперта цель совершенных сделок – приобретение одной партии автомобилей с пробегом. В этой связи эксперт применял оптовую скидку, рассматривая договоры как взаимосвязанные.

Покупатель автомобилей, бывших в употреблении, вел свою деятельность в сфере перепродажи такого транспорта.

Соответственно, обстоятельства совершения сделок свидетельствовали об их взаимосвязанности.

Разница между общей рыночной ценой сделок и их реализацией покупателю составила всего 15,5%, что нельзя считать существенным занижением стоимости имущества.

Верховный суд отменил акты нижестоящих судов и принял новый судебный акт – об отказе конкурсному управляющему в удовлетворении его требований.

587 Поделиться с друзьями

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *