ПОЛОЖЕНИЕ ЦБ РФ от 28.06.2017 N 590-П (ред. от 26.12.2018 с изменениями, вступившими в силу с 05.02.2019) «О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ, ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ»

2.1. Оценка кредитного риска по ссуде и портфелям однородных ссуд осуществляется на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды. Классификация и оценка ссуды (портфелей однородных ссуд), определение (уточнение размера) резерва по ссуде и портфелям однородных ссуд производятся с периодичностью, установленной главами 3 и 5 настоящего Положения.
(в ред. Указания ЦБ РФ от 27.11.2018 N 4986-У)
2.2. Оценка ссуды и определение размера расчетного резерва и резерва осуществляются кредитными организациями самостоятельно на основе профессионального суждения, за исключением случаев, когда оценка ссуды и (или) определение размера резерва производится на основании оценки Банка России в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и с главой 7 настоящего Положения.
2.3. Внутренние документы должны соответствовать требованиям настоящего Положения и иных нормативных актов по вопросам кредитной политики кредитных организаций и (или) методов ее реализации, а также содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с настоящим Положением. Состав внутренних документов определяется кредитной организацией самостоятельно с учетом требований настоящего Положения.
Кредитная организация отражает во внутренних документах:
систему оценки кредитного риска по ссудам, позволяющую классифицировать ссуды (портфели однородных ссуд) по категориям качества, предусмотренным в пункте 1.7 настоящего Положения, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки качества ссуд и формирования резерва, чем это предусмотрено настоящим Положением, а также систему оценки кредитного риска по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации программы «Фабрика проектного финансирования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2018 года N 158 «О программе «Фабрика проектного финансирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 9, ст. 1390; N 24, ст. 3538) (далее — механизм проектного финансирования), в соответствии с критериями, установленными пунктом 2.14 и разделом I приложения 2 к Положению Банка России от 6 августа 2015 года N 483-П «О порядке расчета величины кредитного риска на основе внутренних рейтингов», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2015 года N 38996, 22 декабря 2015 года N 40193 (далее — Положение Банка России N 483-П), и по ссудам, предоставленным заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 40; 2006, N 30, ст. 3287; N 43, ст. 4412; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3584; 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7015, ст. 7040; 2012, N 29, ст. 3998; N 53, ст. 7619, ст. 7643; 2013, N 30, ст. 4074; N 52, ст. 6979; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4225; 2015, N 29, ст. 4362; 2016, N 18, ст. 2515; N 27, ст. 4237, ст. 4294; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4767, ст. 4816; 2018, N 1, ст. 90; N 28, ст. 4139; N 31, ст. 4861) (далее — Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ) (далее — ссуды, предоставленные заемщикам-застройщикам, использующим счета эскроу);
(в ред. Указаний ЦБ РФ от 26.07.2018 N 4874-У, от 26.12.2018 N 5043-У)
порядок оценки ссуд, в том числе критерии оценки ссуд, порядок документального оформления и подтверждения оценки ссуд;
порядок принятия и исполнения решений по формированию резерва;
порядок принятия решений о признании задолженности по ссудам безнадежной. Задолженность по ссудам признается безнадежной и подлежит списанию кредитными организациями в порядке, установленном главой 8 настоящего Положения;
описание правил (методов, процедур), используемых для определения реальности деятельности заемщика — юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг, включая перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы, порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной). При оценке деятельности заемщика — юридического лица как реальной кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке, при том что оплата со стороны потребителей (покупателей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией — кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию — кредитора кредитных рисков. Минимальный перечень обстоятельств, каждое из которых свидетельствует о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), который включается во внутренние документы, содержится в приложении 4 к настоящему Положению. Кредитная организация вправе предусмотреть во внутренних документах иные дополнительные обстоятельства, свидетельствующие о возможном отсутствии у заемщика — юридического лица реальной деятельности или об осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику);
описание правил (методов, процедур), используемых при оценке финансового положения заемщика, перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, круг сведений, необходимых для оценки финансового положения заемщика, полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной оценки, а также порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика;
критерии существенности оборотов денежных средств по банковским счетам заемщика, открытым в кредитной организации;
критерии существенности сумм и сроков текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами, просроченных денежных обязательств перед Банком России по привлеченным денежным средствам, порядок осуществления анализа причин возникновения текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика, задолженности перед указанными бюджетами, внебюджетными фондами и Банком России в целях оценки финансового положения заемщика — юридического лица в соответствии с подпунктом 3.4.1 пункта 3.4 настоящего Положения;
критерии оценки представляемой заемщиком информации (в том числе ее полноты, актуальности, достоверности), а также меры по получению информации о заемщике, в том числе о его финансовом положении, состоянии его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, цели, на которую ссуда предоставлена заемщику и использована им, планируемых источниках исполнения заемщиком обязательств по ссуде и об обеспечении по ссуде;
порядок осуществления контроля за правильностью оценки и определения размера резервов по ссудам, указанным в пункте 3.6 настоящего Положения;
критерии существенности для заемщика его просроченной дебиторской задолженности в целях применения абзаца восьмого пункта 3.6 настоящего Положения;
порядок составления и дальнейшего ведения досье заемщика;
порядок документального оформления и составления профессионального суждения;
порядок и периодичность определения справедливой стоимости залога, то есть такой его цены, по которой залогодатель в случае, если бы он являлся продавцом имущества, предоставленного в залог, имея полную информацию о стоимости имущества и не обязанный его продавать, согласен был бы его продать, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости указанного имущества и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести в разумно короткий срок, не превышающий 270 календарных дней;
порядок и периодичность оценки ликвидности залога, а также порядок определения (уточнения) размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;
порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд;
порядок и периодичность формирования (уточнения размера) резерва;
порядок использования кредитной организацией иных существенных факторов при определении категории качества ссуд и (или) порядок принятия решения об их использовании;
иные не противоречащие настоящему Положению существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд в соответствии с пунктом 3.9 настоящего Положения;
иные положения.
2.4. Кредитная организация раскрывает информацию о кредитной политике (правилах, процедурах, методиках), которая применяется при классификации ссуд и формировании резерва по соответствующим типам и видам ссуд, включая отраслевые, территориальные и иные аспекты, а также по портфелям однородных ссуд, в составе отчетности, представляемой в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России.

С 24 сентября 2019 года Положения ЦБ РФ № 590-П и 611-П, а также Инструкция № 183-И начнут действовать в редакциях с изменениями, внесенными, соответственно, Указаниями № 5211-У, 5212-У и 5213-У. В ближайшее время в нашей Банковской библиотеке эти нормативные акты будут размещены в последних редакциях. Банк России данными изменениями поддерживает кредитование малого бизнеса, смягчает регулирование для банков с базовой лицензией.

Принятые изменения устанавливают отдельный порядок формирования резервов по портфелям однородных ссуд субъектам малого и среднего предпринимательства, оценка риска по которым проводится на основании внутрибанковских оценок кредитоспособности заемщика без использования его официальной отчетности. Банки смогут оценивать кредитоспособность потенциальных бизнес-заемщиков, используя информацию от операторов фискальных данных об их выручке, сведения об операциях по расчетному счету, данные их контрагентов и т. п. без обязательного использования отчетности, что поможет ускорить принятие решения и сократить время на выдачу кредита.

Аналогичный порядок может применяться и к портфелям однородных требований (условных обязательств кредитного характера), относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Помимо этого, предоставлена возможность группировать ссуды, выданные физическим лицам, биометрическими персональными данными которых располагает кредитная организация, в портфели однородных ссуд с уменьшенным размером резерва. В отношении ссуд, по которым выявлены факты недействительности документов, удостоверяющих личность заемщика, не применяется резерв в размере 100% при наличии биометрических персональных данных заемщиков.

Для формирования резервов уточняются критерии, применяемые при определении уровня кредитоспособности заемщиков-застройщиков, использующих счета эскроу в долевом жилищном строительстве.

Также кредитным организациям предоставляется право принимать решение о неухудшении качества обслуживания долга по ипотечным ссудам, выданным заемщикам, которые решат воспользоваться ипотечными каникулами, вне зависимости от оценки их финансового положения, и, как следствие, право не увеличивать размер формируемых резервов на возможные потери.

Регуляторные послабления для банков с базовой лицензией в рамках реализации концепции пропорционального регулирования предусматривают неприменение повышенного коэффициента 2,0 при расчете норматива Н6 по требованиям к организациям, единственным учредителем которых является государство; к заемщикам, требования к которым на момент получения банком-кредитором базовой лицензии относились к I или II категории качества в целях формирования резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам (данная льгота будет действовать в течение 5 лет с даты изменения банком-кредитором статуса на «банк с базовой лицензией»); к субъектам МСП в период с даты их исключения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства до конца года, в котором произошло данное исключение.

Для банков с базовой лицензией также снижается в два раза (с 100 до 50) минимальное количество отдельных заемщиков – субъектов МСП, требования к которым могут быть включены в регуляторный розничный портфель, с применением к ним пониженного коэффициента 75%.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *