Содержание

Мне сказали, что теперь звание «Почетный работник высшей школы РФ» упразднено. Так ли это?» Где можно уточнить?

ПОЛОЖЕНИЕ о почетном звании «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» утверждено Указом Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 15.09.2018) «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» . В настоящее время он не отменен и действует. Письмом Администрации Президента РФ от 04.04.2012 N АК-3560 направлены Методические рекомендации по применению Положения, утвержденного данным документом.

Цитата: ПОЛОЖЕНИЕ

о почетном звании «Заслуженный работник высшей школы

Российской Федерации»

1. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным преподавателям, работникам системы высшего образования и дополнительного профессионального образования за личные заслуги:

в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и стимулировать его углубленное изучение обучающимися;

в разработке новейших методик и методологий преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);

в привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности;

в воспитании и подготовке научно-педагогических кадров.

(п. 1 в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 N 483)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления профессиональной преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица ученой степени кандидата или доктора наук, а также отраслевых наград (почетный знак, почетное отраслевое звание или медаль К.Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Оригинальное название

Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

Страна

Российская Федерация

Тип

Почётное звание

Кому вручается

преподавателям, работникам высшего и послевузовского образования

Статус

присваивается

Статистика

Дата учреждения

30 декабря 1995 года

Первое награждение

1996 год

О почётном звании «Заслу́женный рабо́тник вы́сшей шко́лы Росси́йской Федера́ции»

Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» входит в государственную наградную систему Российской Федерации.

  • 1 Основания для присвоения
  • 2 Порядок присвоения
  • 3 История звания
  • 4 Нагрудный знак
  • 5 Известные работники высшей школы, получившие звания Заслуженного работника высшей школы РФ
    • 5.1 1999 год
    • 5.2 2000 год
    • 5.3 2001 год
    • 5.4 2002 год
    • 5.5 2003 год
    • 5.6 2011 год
    • 5.7 2012 год
  • 6 Примечания

Основания для присвоения

Звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается преподавателям, работникам системы высшего, послевузовского профессионального дополнительного образования за личные заслуги:

  • в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения образовательного предмета и стимулировать его углубленное изучение учащимися;
  • в разработке новейших методик и методологий преподавания образовательных предметов;
  • в привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности;
  • в воспитании и подготовке квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.

Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала осуществления профессиональной преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица ученой степени кандидата или доктора наук, а также отраслевых наград (почётный знак, почётное отраслевое звание или медаль К. Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок присвоения

Почётные звания Российской Федерации присваиваются указами Президента Российской Федерации на основании представлений, внесенных ему по результатам рассмотрения ходатайства о награждении и предложения Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам.

История звания

Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» установлено Указом Президента Российской Федерации от 25 января 1996 года № 88 «О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 1341 «Об установлении почётных званий Российской Федерации, утверждении положений о почётных званиях и описания нагрудного знака к почётным званиям Российской Федерации». Тем же указом утверждено первоначальное Положение о почётном звании, в котором говорилось:

Почётное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным преподавателям, сотрудникам системы высшего, послевузовского профессионального, соответствующего дополнительного образования и государственных органов управления высшим образованием за заслуги в педагогической и научной работе, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов и работающим по специальности 20 и более лет.

В настоящем виде Положение о почётном звании утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации».

Нагрудный знак

Нагрудный знак имеет единую для почётных званий Российской Федерации форму и изготавливается из серебра высотой 40 мм и шириной 30 мм. Он имеет форму овального венка, образуемого лавровой и дубовой ветвями. Перекрещенные внизу концы ветвей перевязаны бантом. На верхней части венка располагается Государственный герб Российской Федерации. На лицевой стороне, в центральной части, на венок наложен картуш с надписью — наименованием почётного звания.

На оборотной стороне имеется булавка для прикрепления нагрудного знака к одежде. Нагрудный знак носится на правой стороне груди.

Известные работники высшей школы, получившие звания Заслуженного работника высшей школы РФ

1999 год

  • Болотнова, Нина Сергеевна, доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой современного русского языка и стилистики Томского государственного педагогического университета.
  • Пенязев, Олег Анатольевич (Ростов-на-Дону, ВТУЗ) зав. кафедрой менеджмента по с/х машиностроению профессор, доктор наук
  • Подболотов, Павел Алексеевич
  • Семушин, Иннокентий Васильевич
  • Шиндялов, Николай Антонович, профессор, заведующий кафедрой истории Благовещенского государственного педагогического университета, выдающийся амурский историк
  • Шомракова, Инга Александровна

2000 год

  • Курочкин, Владимир Константинович (Самара, СГЭА) профессор, доктор экономических наук
  • Рыбаков, Анатолий Петрович (Пермь, ПГТУ) профессор, доктор физико-математических наук

2001 год

  • Подопригора, Станислав Яковлевич, профессор Донского государственного технического университета
  • Рубанов, Владилен Васильевич, заведующий кафедрой «Технология конструкционных материалов» Донского государственного технического университета
  • Савенков, Михаил Васильевич, декан Конструкторского факультета Донского государственного технического университета
  • Султан-Шах, Евгений Гайкович, профессор Донского государственного технического университета
  • Хлебунов, Анатолий Фёдорович, заведующий кафедрой «Метрология и управление качеством» Донского государственного технического университета

2002 год

  • Овсянников, Валерий Иванович, директор межвузовского центра дистанционного образования Московского государственного открытого педагогического университета
  • Онищук, Валентин Степанович, профессор кафедры географии Благовещенского государственного педагогического университета, руководитель Амурского отделения Докучаевского общества почвоведов

2003 год

  • Тугенгольд, Андрей Кириллович, заведующий кафедрой «Робототехника и мехатроника» Донского государственного технического университета

2011 год

  • Квинт, Владимир Львович, заведующий кафедрой финансовой стратегии Московской школы экономики, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ)
  • Феклистов, Иван Федорович, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, Начальник ФГБУ «УМСГ»

2012 год

  • Список заслуженных работников высшей школы Российской Федерации (2012)

Примечания

Почётные звания Российской Федерации

Народный…

артист · архитектор · учитель · художник

Заслуженный…

агроном† · артист · архитектор · ветеринарный врач† · военный лётчик · военный специалист · военный штурман · врач · геолог · деятель искусств · деятель науки · землеустроитель · зоотехник† · изобретатель · конструктор · лесовод · лётчик-испытатель · мастер производственного обучения · машиностроитель · мелиоратор† · металлург · метеоролог · метролог† · механизатор сельского хозяйства† · пилот · пограничник† · работник бытового обслуживания населения† · работник высшей школы · работник геодезии и картографии · работник дипломатической службы · работник жилищно-коммунального хозяйства · работник здравоохранения · работник культуры · работник лесной промышленности · работник нефтяной и газовой промышленности · работник пищевой индустрии · работник прокуратуры · работник ракетно-космической промышленности · работник рыбного хозяйства · работник связи · работник сельского хозяйства · работник социальной защиты населения · работник текстильной и лёгкой промышленности · работник торговли† · работник транспорта · работник физической культуры · рационализатор† · сотрудник органов безопасности · сотрудник органов внешней разведки · сотрудник органов внутренних дел · сотрудник органов государственной охраны · сотрудник органов наркоконтроля · спасатель · строитель · таможенник · учитель · химик · художник · шахтёр · штурман · штурман-испытатель · эколог · экономист · энергетик · юрист

Отдельные

Лётчик-космонавт Российской Федерации

† — почётные звания упразднены

О награждении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 марта 2014 года N МК-346/12

О награждении

____________________________________________________________________
В дополнение к настоящему письму см. письмо Минобрнауки России от 14 июля 2014 года N 12-471.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации»

К присвоению почетного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» могут представляться только работники учреждений образования, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность в системе общего образования и среднего профессионального образования, имеющие должность «учитель» или «преподаватель». Иные категории работников, в том числе руководители образовательных учреждений к данному виду награды представлены быть не могут.

Требования

Реализация (наличие конкретных сведений)

Обеспечение получения обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования

— «высшая квалификационная категория», срок действия которой не должен завершаться в течение полугода с момента представления к награде;
— стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте Российской Федерации (результаты государственной итоговой аттестации);
— стабильно высокие результаты обучающихся в международных сравнительных исследованиях уровня грамотности (в случае, если субъект Российской Федерации принимал в них участие).

Выявление и развитие индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытие их научного и творческого потенциала.

— наличие учащихся победителей и призеров научных конференций школьников, научных и творческих конкурсов, фестивалей, смотров федерального и/или международного уровней;
— наличие учащихся, принимающих активное участие во внеучебной деятельности в соответствии с профилем преподаваемого общеобразовательного предмета;
— наличие учащихся, принятых на обучение в организации высшего образования на направления подготовки (специальности) соответствующие профилю преподаваемого предмета;
— наличие выпускников, добившихся высоких профессиональных результатов по профилю преподаваемого предмета.

Подготовка победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад.

Для учителей средних и старших классов:
— ежегодно не менее одного учащегося становятся победителями или призерами региональных/всероссийских олимпиад школьников, творческих конкурсов, спортивных мероприятий перечень и уровни которых утверждаются Минобрнауки России;
— имеют не менее одного за последние пять лет победителя или призера заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников;
Для учителей начальных классов:
— имеют победителей и призеров олимпиад школьников;
Для педагогов физического воспитания:
— подготовивших кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта.

Научно-методическое и методологическое совершенствование образовательного процесса и образовательных стандартов.

— наличие собственных инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик;
— наличие публикаций и/или научных статей по педагогике, методике преподаваемого предмета или по содержательному компоненту общеобразовательного предмета;
— активное участие в работе предметно-методических комиссий.

Подготовка и переподготовка квалифицированных педагогических кадров.

— наличие опыта наставничества над молодыми специалистами (студентами, молодыми педагогами).
— членство в составе муниципальных/региональных комиссий по аттестации педагогических работников муниципальных и государственных общеобразовательных организаций и/или в составе жюри муниципальных/региональных конкурсах профессионального мастерства;

— регулярное проведение мастер-классов, презентаций педагогического опыта на региональном и/или федеральном уровнях;

— являются лауреатами конкурсов профессионального мастерства регионального и/или федерального уровней.

Для наглядности формируется портфолио учителя.
Портфолио должно содержать документы, подтверждающие вышеназванные достижения учителя.
Портфолио может содержать:
— отзывы научных и образовательных организаций, работодателей выпускников; руководителей органов местного самоуправления и пр.;
— заключения методических советов/объединений;
— отзывы учителей, использующих опыт работы и методику преподавания;
— иные документы, подтверждающие высокую результативность и выдающиеся профессиональные достижения учителя;
— список публикаций по форме ВАК.
Наградные материалы, не укомплектованные портфолио, рассматриваться не будут.

Требования к кандидатам, представляемым к награждению медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, Благодарностью Президента Российской Федерации.

К медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетной грамоте Президента Российской Федерации, Благодарности Президента Российской Федерации могут представляться все категории работников учреждений образования и науки (в том числе работники дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, руководители образовательных учреждений и иные категории работников). Представление к указанным видам государственных наград осуществляется в зависимости от степени значимости заслуг кандидата к награждению.
Наградные материалы работников, представляемых к указанным видам государственных наград должны содержать портфолио, отражающее конкретные заслуги и достижения кандидата.
Не допускается вложение материалов, носящих формальный характер, отражающий достижения коллектива, а не конкретного лица.
Наградные материалы, не укомплектованные портфолио рассматривать не будут.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»

Почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается за личные заслуги и достижения высокопрофессиональным преподавателям, имеющим педагогический стаж не менее 20 лет в системе высшего или дополнительного образования, внесшим конкретный значительный вклад в развитие образовательной организации, получившим всероссийское (международное) признание своей общественной, научной, творческой деятельностью в области науки, техники, высшего образования, воспитании и подготовке научных кадров, и при наличие у представленного к награде лица ученой степени кандидата или доктора наук, а также отраслевых наград (нагрудный знак, почетное отраслевое звание или медаль К.Д.Ушинского),
Конкретный значительный вклад в развитие образовательной организации может быть представлен деятельностью связанной с:
— образованием (созданием) и успешным руководством соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.);
— открытием новых направлений подготовки;
— разработкой и развитием научного направления (научной школы) в университете;
— выполнением НИР и грантов по внешним договорам;
— наличием патентов, авторских свидетельств на изобретение и других объектов интеллектуальной собственности, которые имеют практическое использование в различных сферах деятельности;
— разработкой оригинальных или развитием существующих общепринятых теорий в науке, экономике и технологии в промышленности;
— наличием медалей или дипломов в выставочной деятельности и работе российских (международных) конференций, симпозиумов и в других научно-организационных мероприятиях, имеющих общепризнанный статус;
— написанием и изданием монографий, учебников и учебных пособий с грифами Минобразования РФ, УМО университетов РФ.

Требования к кандидатам, представляемым к присвоению почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»

Исходя из положения о почетном звании «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» заслуги кандидата должны отвечать следующим критериям:

Требования

Реализация (наличие конкретных сведений)

Разработка приоритетных направлений науки и техники, способствующих осуществлению российскими организациями существенного научного и технологического прорыва, а также обеспечению лидерства Российской Федерации в научном мире

— соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 28, ст.4168);
— развитие существующих общепризнанных (или) созданием новых теорий, технологий оригинальных методов исследований в промышленности, образовании и науке (подтверждается не менее чем 5 отзывами о признании результатов научной и научно-практической деятельности от профильных институтов государственных академий наук, государственных научных центров Российской Федерации, ведущих вузов);
изложение основных положений разработанных новых теорий, технологий, оригинальных методов исследований на российских и международных конференциях, симпозиумах, научных семинарах и т.д., имеющих общепризнанный авторитет в научном сообществе (приводятся наименования не менее 5 российских и 3 международных докладов за последние 10 лет указанием даты и места проведения);
— наличие за последние 5 лет публикаций в журналах, индексируемых в признанных международных системах цитирования (библиографических базах) по соответствующим областям науки (Web of Science, Scopus, Astrophysics, PubMed, Mathematics, Chemical Abstracts, Springer, Agris, GeoRef, MathSciNet, BioOne, Compendex, CiteSeerX).

Успешное внедрение и использование научных разработок и их результатов в высокотехнологичном производстве

— наличие патентов (свидетельств) на изобретение, полезную модель, промышленный образец, селекционное достижение, программу для ЭВМ, базу данных, топологии интегральной микросхемы (не менее чем 7 действующих патентов и (или) свидетельств);
— наличие данных о характеристиках и объемах новой и усовершенствованной продукции, произведенной за счет коммерциализации разработанных кандидатом передовых технологий.

Создание научных межотраслевых школ, том числе в области нанотехнологий

— развитие научного направления в вузах, научно-исследовательских и других организациях под руководством кандидата (наличие не менее чем 10 отзывов ведущих ученых в соответствующей области);
— подтверждается количеством и уровнем научных публикаций кандидата в соавторстве с исследователями по соответствующему научному направлению (статьи, монографии, опубликованные доклады на научных конференциях) и их цитируемостью;
— образование соответствующих структур (кафедр, лабораторий, отделов и т.д.) в рамках разрабатываемого кандидатом научного направления;

— общественное признание научной школы кандидата (подтверждается не менее чем 5 отзывами институтов профильных государственных академий наук, государственных научных центров Российской Федерации, ведущих вузов, в т.ч. являющихся членами национальной нанотехнологической сети в случае создания научной школы в области нанотехнологий);

— наличие кандидатов (не менее чем 8 чел.) и докторов наук (не менее чем 2 чел.), защитившихся под научным руководством или консультировании кандидата;
— воспроизводство нескольких поколений (не менее 3-х) исследователей и их воспитанников по соответствующему научному направлению.

Развитие и осуществление научно-
исследовательской деятельности в высших учебных заведениях Российской Федерации с привлечением к работе студентов, аспирантов и молодых ученых

— участие в работе советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (не менее чем в 2 советах);
— издание (переиздание) монографий (не менее чем 2 монографии за последние 5 лет), учебников и учебных пособий (не менее чем 2 учебника за последние 5 лет), опубликованных в ведущих отечественных или зарубежных издательствах с указанием тиража и объема;
— подтверждается количеством подготовленных под руководством кандидата дипломных работ (не менее 20), кандидатских диссертаций (не менее 8).
— членство кандидата в редколлегиях и научно-консультативных (редакционных) советах рецензируемых научных изданий (не менее чем в 2 изданиях);
— руководство и (или) участием в реализации крупных научных проектов, осуществляемых ведущими российскими и зарубежными научными и образовательными организациями.

Дополнительные требования к кандидатам на получение почетного звания

— наличие отраслевой награды Министерства образования и науки Российской Федерации;
— стаж работы в сфере научной, научно-педагогической и (или) научно-
технической деятельности не менее 15 лет;
стаж работы в научном (научно-педагогическом) коллективе (по последнему месту работы), как правило, не менее 5 лет;
— стаж работы в последней должности (для руководителей), как правило, не менее 5 лет;
— наличие ученой степени доктора наук;
— стаж работы после получения ученой степени доктора наук, не менее 5 лет;
— наличие ученого звания профессор.

Заместитель Министра
М.А.Камболов

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт
Образования Краснодарского края
www.krao.ru (сканер-копия)
по состоянию на 13.05.2015

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *