Содержание

Каждый родитель хоть раз да слышал от ребенка: учитель мне занизил оценку! Бывает, что дети таким образом хотят оправдать наличие отрицательной отметки в дневнике, но иногда преподаватель и правда позволяет себе перейти границу дозволенного: оценивать ребенка не только за его знания.

Бывают ситуации, когда учитель находится под влиянием какой-то негативной ситуации, и он, не в силах совладать с собой, срывается таким образом на учениках. Или же всему причина банальный конфликт между педагогом и учащимся (в том числе и его семьей). Тогда учитель тоже преднамеренно может оценки занижать,

Ученица 7- класса обратилась к родителям с жалобой на свою классную руководительницу: она утверждала, что учительница занижает ей оценки и придирается к ее внешнему виду — делает колкие замечания (слышком худые ноги, мятая рубашка — Прим. Лайфа).

Другой школьник жалуется своей маме на учителя по испанскому языку. Он настаивает на том, что учитель предвзято к нему относится и занижает ему отметки: за контрольные работы педагог не ставил вышел «тройки».

Лайф поговорил с экспертами и узнал, что нужно делать и к кому обращаться за помощью в таких случаях.

Психолог Ольга Троицкая считает, что в первую очередь нужно попробовать выстроить диалог с преподавателем.

— Если сразу пойти к директору, у учителя может возникнуть ощущение, что его не уважают. И тогда уже не получится достигнуть взаимопонимания.

— Родителям обязательно нужно рассказать педагогу, что ребенок переживает: у него складывается впечатление, что полученные оценки не соответствуют его знаниям.

— Беседу нужно постараться вести в мягкой форме, желательно подстроиться под учителя и ни в коем случае не нападать и не проявлять агрессию. Потому что может быть вызвана ответная реакция, и от этого пострадает ребенок. Обязательно постарайтесь донести до преподавателя свою высокую степень заинтересованности, — советует психолог.

Но, если это не сработало и конфликт не решен, то нужно вооружиться знаниями закона и правил для школ, о которых многие родители не слышали.

Путь правовой

Адвокат Павел Астахов утверждает: если родитель уверен, что оценка ребенку поставлена несправедливо и занижена, то он может написать на имя директора заявление о создании комиссии по объективной проверке фактических знаний учащегося (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).

— Если родитель чувствует, что к его ребенку относятся предвзято, то в законе четко говорится о недопустимости дискриминации в сфере образования и приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения (согласно статье 3 закона «Об образовании в РФ»).

В случае конфликта между учеником и преподавателем необходимо обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Она создается из равного числа родителей несовершеннолетних учеников и работников организации, в которой ребенок учится, — пояснил Павел Астахов. — Порядок создания комиссии, организации ее работы и принятия решений ей по урегулированию споров и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом школы (согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ»).

Вообще ученики и их законные представители имеют право направлять в органы управления образовательной организацией (то есть, например, департамент образования, — Прим. Лайфа), обращения о применении дисциплинарных взысканий к работникам, нарушающих и ущемляющих их права, — рассказывает адвокат. — Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению с привлечением как обучающихся, так и родителей.

Конечно, можно написать обращение и в окружное управление образования, и в Рособрнадзор, и в Прокуратуру, но это займет значительно больше времени, — отметил Астахов.

Путь через школу

В свою очередь заместитель директора школы №548 и разработчик положения системы оценивания Андрей Иванов добавил, что существуют еще несколько путей решения проблемы (они зафиксированы в локальном акте школы).

— Первая процедура — привлечение внешних экспертов, которые по аналогичным темам проводят аттестацию ребенка и устанавливают соответствие и не соответствие результатов.

Вторая процедура — это обсуждение в Управляющем совете школы (он должен быть в каждом образовательном учреждении. В него входят родители учащихся, учителя, — Прим. Лайфа) соответствия критериев и используемых форм оценивания. Возможно учитель не занижает, а просто действующие критерии дают такой результат по каким-то иным причинам, — объясняет Иванов.

Третий путь — если у ребенка были в какой-то момент одни результаты, а потом они изменились (и это произошло из-за личных отношений учителя), то сей факт будет замечен в системе отчетности.

Также заместитель директора пояснил, что, если локальный акт учебного учреждения не содержит таких процедур, то нужно также обратиться в Управляющий совет или к руководителю (директору или его заместителю, — Прим. Лайфа) школы с просьбой внести такие процедуры в устав для разрешения проблемы.

Путь гуманный

Директор Института развития образования Департамента образовательных программ ВШЭ Ирина Абанкина добавила, что в Управляющий совет школы также входят представители муниципальных госорганов, а потому для начала можно просто, собрав его, вопрос о занижении оценки обсудить.

— Можно обратиться к педагогу от имени управляющего совета. Хорошо если у родителей есть возможность подтвердить факт того, что ребенок заслуживает оценку выше полученной — сертификаты или грамоты (дополнительное образование, участие в олимпиадах — Прим. Лайфа), — заметила эксперт.- Еще можно поговорить с заместителем директора по учебной работе. Зачастую руководство школы заинтересовано в хороших оценках детей — никому не хочется иметь заниженную успеваемость. Директор же или департамент образования — это последняя инстанция, к которой стоит обращаться, — полагает Абанкина.

По ее словам, если и эти действия не сработали, то у родителей есть право перевода школьника в другой класс.

— Но бывает, что такой возможности нет — в этом случае у ребенка всегда есть право перехода на индивидуальный учебный план, — утверждает Абанкина. — Директор не в праве отказать в домашнем обучении, и получается, что учащемуся нужно будет сдавать только итоговую аттестацию по дисциплине. При этом (если принципиально) экзамены можно сдать у другого преподавателя или даже в другой школе.

Однако эксперт предупредила, что ни в коем случае не стоит детей целиком переводить на домашнее обучение: семья не справиться с глубокой и сложной многопредметной программой на ступени старшей школы.

Опять двойка? Как защитить права ребёнка в школе

Что происходит за дверями школы, родители могут узнать только со слов ребёнка. А узнав, теряются, не понимая, куда обращаться, или просто не верят, что смогут чего-то добиться. Но добиться справедливости реально. «АиФ» попросил прокомментировать самые распространённые конфликтные ситуации Виктора Панина, председателя Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг.

Когда любовь неуместна?

Как сменить классного руководителя?

Если у ребёнка или его родителей конфликт с учителем, а все остальные 24 ученика им довольны, можно перейти в другой класс. Для этого надо обратиться к директору школы. При внятном объяснении причин администрация может пойти навстречу. В случае коллективной жалобы родителей большинства учеников, скорее всего, заменят классного руководителя.

Что делать, если возникли неформальные отношения между учителем и учеником?

Даже при малейших подозрениях в том, что между учителем и учеником возникли взрослые (сексуальные) отношения, родителям нужно вмешиваться незамедлительно и очень жёстко реагировать. Поставить в известность администрацию образовательной организации. Настоять на проведении служебного расследования. Побеседовать с этим педагогом в присутствии руководителя школы. В случае подтверждения подозрений — немедленно обратиться в правоохранительные органы. И контролировать ход событий.

Опять двойка?

Имеют ли право не взять ребёнка после 9-го класса в 10-й?

Нет, если ученик успешно (то есть не на двойку) сдал государственную итоговую аттестацию (ГИА). Все остальные причины отказа (например, отсутствие нужного количества учителей, кабинетов и т. д.) незаконны. Право ребёнка и родителей — продолжить обучение именно в этой школе. Если отказывают, обращайтесь в вышестоящие органы власти, в Рособрнадзор и к нам, в Общество защиты прав потребителей образовательных услуг.

А если занижают оценки?

Вопрос-ответ Как правильно организовать режим дня школьника. Инфографика Обратиться к независимым экспертам. Например, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг. Обращений много. Мы проводим независимое тестирование. Потом учителю сложно оправдать свои требования, если они действительно были вне рамок программы или завышены по отношению к данному ребёнку. Можно попросить учителя из другой школы или преподавателя вуза, чтобы он пообщался с ребёнком и выяснил, знает тот материал или нет. Если он отвечает на все вопросы по теме, можно предположить, что двойку или тройку поставили незаслуженно. Родители часто оказываются правы в своих сомнениях о несправедливости оценок (а сейчас это актуально, т. к. средний балл аттестата учитывается при поступлении в вузы). Причина — личные отношения: кому-то не понравилось, что ребёнок грубо ответил, нахулиганил, родители не сдали на что-то деньги и т. д., и учитель начинает так «воспитывать» ученика.

Куда обращаться в случае конфликтов в школе?

  1. Уполномоченный по правам ребёнка (есть в каждом регионе)
  2. Территориальный орган Рособрнадзора
  3. Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг
  4. Местные органы опеки и попечительства
  5. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  6. Прокуратура, суд, полици

Что делать, если учитель несправедливо относится к ребенку? Как решить проблему?

Во время обучения в школе у ребенка могут возникать проблемы с учителями. Они могут начать относиться к нему негативно. И ставить оценки не за знания, а из-за собственной неприязни.

Чтобы не допустить понижения оценок ребенка из-за негативного отношения учителя, вам нужно поговорить с ним. И выстроить разговор так, чтобы преподаватель понял — ребенка нужно уважать. И ставить ему оценки за реальные знания. А не из-за личного отношения.

Пообщатся с другими родителями Вы можете на Форуме

Как понять, предвзято относится преподаватель к ребенку или же он ставит оценки по знаниям?

Между объективностью и предвзятостью преподавателя очень тонкая грань. Чтобы понять, нужно вмешиваться в процесс обучения или нет, родители должны проанализировать отношение педагога к их сыну/дочке.

Для этого вам нужно поговорить с ребенком по поводу преподавателя:

  1. Попросить ребенка объяснить ситуацию со своей стороны. Пусть расскажет, как учитель относится к нему. Не обижает ли он его при всем классе. Объективно ли педагог, по мнению ребенка, ставит ему оценки.
  2. Позвонить родителям одноклассников ребенка. Попросить их поговорить со своими детьми. Узнать у них, действительно ли отношения ребенка и педагога такие, как рассказал ваш ребенок. Или же он преукрасил некоторые факты. И учитель относится к нему так же, как к другим ученикам.
  3. Узнайте у родителей одноклассников ребенка, есть ли проблема с конкретным педагогом у их детей. Спросите, ставит ли педагог плохие оценки и их чаду. Или же подобная проблема наблюдается только у вашего ребенка.
  4. Отправьтесь в школу к педагогу, с которым у вашего ребенка плохие отношения. Скажите, что пришли в учебное заведение для проверки оценок.
  5. Во время беседы проследите за поведением педагога. Посмотрите, добродушный ли он. Не ведет ли он себя странно.
  6. Спросите у преподавателя, как учится ваш ребенок. Не подрывает ли он дисциплину. И хорошо ли ведет себя на занятиях. Если у ребенка есть проблемы по предмету, то педагог, скорее всего, скажет об этом сразу. В процессе разговора вы поймете, относится ли учитель к вашему ребенку предвзято. Или же ставит ему объективные оценки.

Обратите внимание! Если у одноклассников ребенка аналогичные проблемы по конкретному предмету, то, скорее всего, учитель просто любит свою работу. И строго относится к изучению его предмета.

Если же у преподавателя плохое отношение только к вашему ребенку, то проблема может действительно заключаться в предвзятом отношении.

Объясните ребенку, что если педагог его недолюбливает — это не страшно

Скажите чаду, что его преподаватель в школе — такой же человек, как и все остальные. То, что ему может не нравиться определенный ученик — это нормально. Поскольку каждый имеет право любить или не любить другого человека.

Скажите ребенку, чтобы ни в коем случае не обижался на своего педагога. И не думал, что если его не любит учитель, то он плохой или глупый. Это не так.

Объясните, что конфликты с учителями — это вполне нормально. Скажите, что каждый ученик проходил через плохие отношения с преподавателем. Даже вы.

Подготовьте ребенка к тому, что у него могут возникать конфликты с учителями в школе

Когда учителя ставят детям плохие оценки, это сильно бьет по их самооценке. Ребенок считает, что он глупый. И что он хуже, чем свои одноклассники.

Чтобы плохие взаимоотношения с преподавателем не ударили по самооценке ребенка, вам нужно провести с ним воспитательную работу. Помочь школьнику укрепить веру в себя. И морально подготовить к тому, что педагог может не любить его.

Для этого вам нужно проделать следующие действия:

  1. Показывайте ребенку свою любовь и поддержку. Помогайте ему справиться с проблемными ситуациями, которые могут возникать в процессе учебы. Например, с плохими оценками. Так ребенок сможет понять, что родители его любят. И что они поддержат его в любой ситуации. Даже если учитель будет говорить, что ребенок плохой.
  2. Объясните ребенку, что он — полноправный член общества. А значит преподаватель не имеет права его обижать. Оскорблять. И унижать. О любых случаях нарушения прав со стороны учителя ребенок должен сообщать вам. Чтобы вы имели возможность пресечь любые попытки преподавателя унизить чадо.
  3. Узнайте, хорошо ли ребенок ведет себя на уроках. Если он не слушает преподавателя и сам провоцирует конфликт, то встаньте на сторону учителя. Скажите ребенку, чтобы он начал вести себя более дисциплинировано. Объясните, что в противном случае преподаватель будет продолжать ставить ему плохие оценки. И ухудшит его успеваемость.
  4. Проинструктируйте ребенка по поводу того, как себя вести, если его обижает учитель.
  5. Продумайте, что будете делать, если преподаватель будет продолжать оскорблять и унижать ребенка. Вы можете применить самые разные меры воздействия. Начиная от прямого разговора с педагогом. И заканчивая беседой с директором. А также написанием жалобы в министерство образования.

С помощью этих действий вы сможете подготовить ребенка к потенциальным конфликтам, которые могут возникнуть с учителем. Они помогут вашему ребенку начать чувствовать себя более комфортно на уроках.

Как помочь ребенку избавиться от негативного отношения со стороны учителя?

Существует несколько способов, с помощью которых вы сможете наладить отношения ребенка с учителем. Или, как минимум, не допустить негативного отношения со стороны педагога.

Давайте рассмотрим их.

Способ #1: Поговорите с учителем

Сначала вам нужно попробовать поговорить с учителем ребенка «по-хорошему». Потом, если он не изменит своего отношения, можно будет переходить к более решительным мерам.

Сначала вам нужно подойти к преподавателю. И в добром тоне спросить, как учится ваш ребенок.

Если преподаватель скажет, что у него есть какие-либо проблемы, то попробуйте вместе решить их. Выслушайте точку зрения преподавателя. Постарайтесь разобраться, возможно ваш сын действительно плохо ведет себя на уроках. Если так и окажется, то вам нужно пообещать педагогу исправить ситуацию. И добиться того, чтобы ребенок не допускал таких ошибок на уроках, как раньше.

Если же ребенок исправится, но преподаватель все равно будет относиться к нему предвзято, то нужно переходить к более решительным мерам. Разговору в ультимативном тоне.

Если не поможет и это, то нужно:

  1. Разговаривать с директором.
  2. Писать жалобы.
  3. Обращаться в СМИ.

И так далее.

Однако, вначале рекомендуем всё-таки переговорить с учителем. Возможно, вам удастся добиться какого-либо компромисса.

Способ #2: Поговорите с директором

Если преподаватель продолжает придираться к вашему ребенку даже после личного разговора, то переходите к более решительным мерам. Пойдите к директору. И объясните ему ситуацию, которая возникла вокруг него.

Если вы приведете доказательства вины учителя, то ему могут сделать выговор. Или даже уволить с работы. Так вы сможете добиться того, чтобы придирки со стороны учителя прекратились.

Как разговаривать с директором?

С директором нужно разговаривать спокойно и уважительно. Если вы будете на него кричать, то результата добиться не сможете. Он не повлияет на придирающегося преподавателя. А еще, он может устроит проблемы с учебой вашему ребенку. Придирки будут исходить не только с его стороны, но и со стороны директора.

Способ #3: Подайте жалобу на преподавателя в министерство образования

Вы можете подать жалобу на учителя в министерство образования. Однако, для этого вам нужно найти хорошие доказательства вины педагога. И, желательно, привести с собой в министерство нескольких свидетелей. Которые подтвердят вину педагога.

Если вы соберете сильные доказательства, то преподавателя могут уволить. И он больше не будет докучать вашему ребенку.

Способ #4: Осветите проблему в средствах массовой информации

Если преподаватель ребенка перегибает палку (оскорбляет и бьет его), то чаду нужно записать правонарушения на видео. А затем отправить эту запись в средства массовой информации. Попросить их осветить имеющуюся проблему.

Если ситуация вокруг учителя будет резонансной, то СМИ гарантированно возьмутся за имеющуюся проблему. И снимут сюжет об учителе. Добьются его увольнения.

Способ #5: Если вышеназванные меры не помогают, то переведите ребенка в другую школу

Если никакие способы не помогают вам решить проблему с педагогом, то пойдите на крайнюю меру. Переводите малыша в другую школу. Там он сможет учиться без гнета со стороны учителя. И получать заслуженные оценки.

Выбирайте новую школу очень осторожно. Чтобы ребенок снова не наткнулся на учителей, которые будут к нему придираться.

На платформе Vikids вы можете:

Почитать похожие статьи или написать свою

Что делать, если учитель занижает оценки? Решение проблемы с точки зрения закона

Ребенок приходит недовольным из школы. На вопросы родителей отвечает раздраженно, считая, что учитель относится к нему предвзято. Родители недовольны оценками сына (дочери). Они тратят много усилий на то, чтобы он получил приличные итоговые баллы. Однако результат не соответствует их ожиданиям. Родители приходят к выводу, что преподаватель необъективен к ребенку.

Как поступить в таких случаях? Не секрет, что неумелые действия в этом направлении могут лишь ухудшить ситуацию. Чем может помочь законодательство обеспокоенным родителям и недовольным ученикам? Как оцениваются знания? Что является критерием? Можно ли снижать оценку за поведение?

Что делать, если учитель занижает оценки?

Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы, возникающие в процессе обучения между преподавателем, администрацией школы с одной стороны и учеником, родителями с другой.

Конфликтные ситуации

Итак, обратимся к наиболее частым случаям из практики. В основе конфликта — несовпадение мнений и интересов, несоответствие в оценочной шкале, выбранной учеником или учителем.

Ученику предмет дается тяжело, но он постарался, насколько смог. Ему результаты кажутся вполне приемлемыми, по крайней мере, он уверен, что они улучшились, значит, оценка должна стать выше.

Внимание! Учитель оценивает работу с точки зрения шаблонных требований, без индивидуального подхода. Оценка остается та же, что и прежде.

Система выставления оценок предусматривает разные способы аттестовать задания. Личностно-сопоставительный способ предполагает рассмотрение результата в динамике, процессе развития способностей ученика. Называется это отметка. Она выставляется, когда оценивают текущие результаты учебы.

Часто учителя оценивают работы лишь с точки зрения шаблонных требований без учета способностей ученика

А вот нормативный способ используют для итоговых баллов – четверть, полугодие и другие. В данном случае, результат работы сравнивают с требованиями программы, нормативного акта.

Ученик делает все, чтобы получить более высокий балл, много занимается дополнительно, выполняет задания тщательно. По какой-то причине учитель все равно находит недостатки в ответе или выполненных заданиях и снижает оценку. Выглядит так, как будто он субъективен, как принято говорить «придирается».

Другой случай. Учитель четко и ясно обозначил причину низкой оценки — плохое поведение. Оценка снижена за то, что списал у соседа по парте или воспользовался шпаргалками.

Часто учителя занижают оценки по предмету за плохое поведение

В каждой из этих ситуаций скрыто свое зерно конфликта.

Если оценка никак не преодолеет барьер между «двойкой» и «тройкой», есть вероятность, что таким образом учитель пытается стимулировать ученика взяться за дело всерьез. Получается, это своеобразное обращение к ученику, попытка его стимулировать к улучшению результатов.

Если предмет конфликта — выбор между «тройкой» и «четверкой»

С точки зрения ученика «четверку» могут поставить всего за несколько несущественных ошибок, которые не должны влиять на общую оценку. Учитель выразил свое мнение и выставил «тройку» вместо ожидаемой «четверки». Как поступить в таком случае?

Для начала постараться быть объективным. Когда речь идет о письменной работе, которую выполнял весь класс, можно просмотреть задания одноклассников, чтобы сделать вывод о том, как вообще учитель оценивает задания, на что обращает особенное внимание. После этого небольшого исследования, возможно, станет ясно, почему оценка оказалась ниже ожидаемой. Оказалось, что так строго оценили только Вашу работу?

Есть несколько вариантов ответных действий. Можно подойти к преподавателю с просьбой объяснить суть недочетов. Разумеется, беседа должна носить конструктивный характер. Это не должно стать поводом обменяться неприятными эмоциями.

Внимание! Еще один возможный вариант — обратиться за советом и помощью к родителям.

Если ученик считает, что оценка была ему занижена неправомерно, для начала ему стоит поговорить с преподавателем

Объективно выразить и обосновать свои претензии поможет знание существующих нормативных актов, посвященных вопросам школьного образования. Локальные нормативные акты, утвержденные администрацией школы, помогут разобраться в конфликтных ситуациях.

Когда причина раздора — оценка между «четверкой» и «пятеркой»

Суть конфликта фактически та же, что и в прежних случаях. Не достигнуто понимание между двумя сторонами. Исправить ситуацию поможет открытый диалог. Не всегда можно достичь желаемых результатов, если собеседником учителя будет ученик.

Некоторые педагоги поддерживают точку зрения, что оценки ставятся не только для учеников, но и для родителей. Это способ обратить их внимание на успеваемость ребенка. Родители имеют полное право задать вопросы о том, как учитель оценивает задания, побеседовать о возможных ресурсах улучшения подготовки. Конструктивный диалог поможет выявить недоразумения и избежать конфликтов в будущем.

Внимание! Если результат беседы не удовлетворил родителей, они могут обратиться за помощью к руководителю школьного учреждения.

Родители также могут побеседовать с учителем об успеваемости ребенка

Директор организует проверку результатов специальной комиссией или другими учителями.

Почему учителя «придираются»?

Причины субъективного отношения преподавателей к учащимся хорошо известны и изучены. В любое взаимодействие между двумя людьми привносится личное отношение. Оно может казаться вполне справедливым и оправданным.

Например, педагога раздражает привычка опаздывать на занятия, разговаривать во время урока, задавать вопросы не к месту и не ко времени. Основания для недовольства вполне понятные. Все это мешает сосредоточиться, отвлекает преподавателя и учеников, подает плохой пример, наконец. Претензии к внешнему виду, как в сторону вызывающе-яркой, так и неопрятной одежды вполне могут оказаться справедливы.

Внимание! Нельзя забывать, что оцениваются знания. Вряд ли снижение оценок заставит ученика понять суть конфликта.

Возрастные особенности подростка предполагают необходимость объяснять, приводить реальные примеры, быть таким образцом самому педагогу. Есть два варианта. Использую свои возможности, доставить неприятности ученику или в процессе общения повлиять на его взгляды.

Учителя не должны занижать оценки за внешний вид, поведение ребенка на уроке

Конфликт исчерпать во время беседы не удалось

Какие реальные шаги можно предпринять, чтобы получить результаты?

  1. Изучить локальные нормативные акты, в которых изложена система выставления оценок. Применить полученную информацию к конкретной ситуации. В документе может быть прописана процедура пересмотра оценок.
  2. Если такого порядка не предусмотрено и вы убедились, что учитель нарушил пункты документа, обратитесь с письменной жалобой к директору школы. Возможным адресатом является комиссия по урегулированию споров. В жалобе обозначьте просьбу пересмотреть оценку.

Родители могут обратиться к директору школы с заявлением

Итак, Вы приняли решение обжаловать действия педагога в официальном порядке. Процедура оформления данного документа описана в статье 45 Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Документ необходимо составить в виде заявления на имя директора школы или представителя комиссии по урегулированию споров. Текст должен содержать обстоятельства развития конфликта, действия с которыми вы не согласны, просьбу рассмотреть соответствие решений педагога действующему нормативному акту, принципам преподавания.

В ответ на Ваше заявление администрация должна организовать коллегиальное рассмотрение предмета жалобы в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом. Если ответной реакции не последовало или Вас не устраивает принятое решение, можно обратиться с письменной жалобой в орган управления образования.

Внимание! Еще один адресат такого обращения — Государственная инспекция по контролю за образованием (отделение Рособрнадзора).

В крайнем случае можно обратиться в местный орган управления образования

Свобода преподавания

Федеральное законодательство предусматривает и защиту права педагогов. В статье 47 Федерального закона об образовании предусмотрены академические права и свободы для преподавателей. Рассмотрим, в каких пределах учитель может организовать свою деятельность.

Педагог может использовать: свободу преподавания, свободное выражение своего мнения, свободу от вмешательства в профессиональную деятельность;
свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
право на разработку авторских программ и методов обучения;
право на выбор учебных материалов (в соответствии с учебной программой);
право на защиту профессиональной чести и достоинства.

Выдержка из статьи 47 ФЗ №273

Априори все права сопровождаются обязанностями. Законность прав на академические свободы подразумевает такую же законность в отношении ответственности. Соблюдение прав других участников образовательных отношений, норм профессиональной этики, следование букве локальных нормативных актов, федеральных законов поможет избежать конфликтных ситуаций.

Нормативные акты

Для того чтобы получить ожидаемый результат, необходимо представлять картину в целом. Федеральное законодательство оставляет систему оценивания учащихся на ответственность образовательных учреждений. Локальные нормативные акты, которые рассматривают данный вопрос, составляют на основании рекомендаций Министерства образования РФ представители администрации школы. В основу положены способы выставления оценок за освоение знаний учебной программы.

Внимание! Единого документа, который регламентирует условия и порядок оценивания учащихся, на сегодняшний день не существует.

Прежде чем, приступить к оформлению заявления с просьбой пересмотреть оценку, необходимо тщательно изучить местный нормативный акт. Какие особенности можно встретить в подобных документах?

Перед составлением заявления на пересмотр оценки важно изучить нормативные акты

Обратите внимание на то, как определены критерии выставления оценок от «двойки» до «пятерки». К каким формам заданий они применимы: письменные, устные ответы, контрольные работы? Внимательно изучите систему оценивания ошибок: грубые, негрубые, недочеты.

Внимание! В документе должны быть описаны сроки, в которые принимаются заявления для оспаривания оценки, с какой даты они исчисляются.

Сюрпризом может стать факт того, что локальный акт предусматривает выставление оценок за поведение. Выше говорилось, что в рекомендациях Министерства образования таких требований не звучит, но администрация школьного учреждения имеет право настаивать на выполнении данного пункта.

Администрация учебного заведения оставляет за собой право устанавливать внутренние нормы оценивания знаний, поведения ученика

Однако независимо от поступков, приведших к замечаниям, оценка за поведение не выставляется в качестве оценки по предмету. Такое решение — повод для предъявления жалобы на учителя.

Каковы действия администрации, если ученик нарушил правила поведения во внеучебное время?

На территории образовательного учреждения и закрепленного за ним участка действуют правила поведения, регламентированные локальными актами.

Распространение данных правил на внешкольную жизнь учащегося законодательство не предполагает. Здесь вступают в силу ответственность со стороны родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Есть случаи, когда такие нарушения могут стать поводом для обсуждения на школьном совете профилактики.

Внимание! Практика предусматривает постановку на внутришкольный учет, проведение «индивидуальной работы» в воспитательных целях.

Администрация школы может провести индивидуальную работу с учеником, поведение которого не соответствует внутренним стандартам

Что можно почерпнуть из документа, если ученик и его родители не согласны с итоговой оценкой за полугодие или год?

Для таких случаев существует положение о промежуточной аттестации. Данный пункт рассматривает правила выставления итоговых оценок на основании годовой, полученной за экзамен, четвертной и полугодовой. Там же может быть прописан порядок пересмотра оценок.

Пересмотр осуществляется коллегиально с целью соблюдения объективности. В комиссию могут входить, например, 3 человека. Работа комиссии проводится в присутствии родителей ученика и заключается в определении соответствия или несоответствия выставленной итоговой оценки фактическим знаниям предмета. Работа комиссии завершается составлением протокола, который хранится в личном деле учащегося. В основании решений комиссии приводятся положения локального нормативного акта.

Комиссия определяет, правильно ли была выставлена оценка ученику

Практика обращений с заявлениями содержит случаи, когда жалоба указывает на занижения оценок ученикам всего класса.

В такой ситуации следует обратиться к рассмотрению вопроса на педагогическом совете школы. Отдельно обговаривается возможность присутствия на заседании учеников, родителей, законных представителей.

Важными деталями являются условия оценивания в случае пропуска занятий. Например, основанием для жалобы становится низкий балл, выставленный за учебный материал, который ребенок пропустил (по разным причинам). По закону, если ученик не присутствовал на занятии, учебный материал все равно должен быть им освоен. Значит, работа оценивается на общих основаниях.

Внимание! При рассмотрении отдельных случаев, с учетом причины пропуска, такая оценка может быть пересмотрена.

Если ученик пропускал занятия, он все равно должен самостоятельно освоить программу

Встречаются случаи, когда ученики, родители предъявляют претензии к методике преподавания педагога в целом.

Такие заявления должны быть правильно составлены и отражать объективные факты. Какая информация требуется:

  • описание конкретных ситуаций, педагогических подходов, методов преподавания, которые стали основанием для жалобы;
  • ссылка на нормативные акты при требовании проведения переаттестации;
  • собственные соображения по данному поводу.

В основе заявления — просьба принять конкретные действия: заменить педагога, провести его переаттестацию, уволить с занимаемой должности.

Родители имеют право потребовать заменить педагога при наличии оснований

Внимание! Адресатами заявления могут стать: директор, управляющий советом школы, орган управления образованием муниципального субъекта.

Что лежит в основе конфликта?

Зачастую стороны принимают во внимание только свои позиции. Разговор будет носить конструктивный характер только в случае, если родители и учитель наберутся терпения выслушать другую сторону.

С точки зрения педагога, в данной ситуации может иметь место недостаточное время подготовки, невнимательность ученика, его нежелание выслушивать замечания. Несмотря на то, что такие факты вряд ли могут быть приятны для родителей, необходимо попытаться найти в них рациональное зерно.

Важно принимать и точку зрения преподавателя

К примеру, жалобы педагога на то, что ребенок невнимателен, рассеян, могут говорить о многом таком, что не относится к успеваемости. Ребенок плохо спит, нездоров, у него нет возможности спокойно заниматься и многое другое.

Внимание! В обоюдных интересах родителей и учителя как можно раньше выяснить причину и помочь ребенку с ней справиться.

Могут не совпадать подходы к педагогической составляющей обучения. Преподаватель основывает свою деятельность на строгости, четких требованиях. Родители придерживаются более мягких, демократичных взаимоотношений. Необходимо помнить, что всегда существует «золотая середина», разумный компромисс. Такой подход к вопросу обеспечит поддержку ребенку. Стоит ли говорить о том, что при личном знакомстве с преподавателем легче выяснить накопившиеся недоразумения.

Можно поговорить с учителем, чтобы он, возможно, изменил подход к ученику

По итогам разговора, можно предпринимать дальнейшие шаги.

Несмотря на повышение активности родителей в целом, не все могут собраться с силами и обратиться с жалобой к директору. Немало родителей считает, что ситуация после этого только усложнится. Возможно, часть испытывает вполне справедливую вину за то, что уделяет мало времени и внимания занятиям ребенка.

Как правильно поступить, если Вы не уверены в положительных результатах жалобы на учителя? Как и прежде, напомним, что надо рассмотреть ситуацию со всех сторон, учесть интересы всех действующих лиц. Вполне вероятно, ребенок страдает от необъективности педагога. В таком случае будет несправедливо оставить его без поддержки.

Внимание! Вначале стоит детально разобраться в ситуации. Понаблюдать за тем, как он готовится к занятиям, обратить внимание, нет ли подобных претензий со стороны других родителей. По-дружески побеседовать с ребенком, узнать, что больше всего его пугает, какого рода поддержку со стороны учителя, одноклассников он хотел бы иметь.

Участие родителей, конечно, очень важно: возможно, стоит поговорить с ребенком, обсудить проблемы

Бывают ситуации, в которых необходима помощь профессионала медицинского профиля. Выяснив, какие проблемы стали причиной конфликта, можно отправляться на беседу с учителем. Как уже говорилось выше, большинство участников конфликтов предполагает достижение хороших результатов. Но человеческая природа такова, что люди легко приписывают свою точку зрения другим. Пока позиция педагога не станет ясна в полной мере, сдвигов в сторону урегулирования не получится.

Такие ситуации – отличная возможность продемонстрировать ребенку ваш личный опыт успешного разрешения конфликтов. Отмахнувшись от существующей проблемы или оставив ее решение на самотек, вы создадите другие сложности там, где их возможно избежать.

Родители должны показать ребенку, объяснить, как правило решить такой конфликт

Примерное поведение

Выше говорилось о том, что работа педагога содержит много трудностей, связанных с особенностями поведения учащихся. Действительно, в некоторых ситуациях учителю трудно в одиночку, без помощи родителей, объяснить ребенку, почему надо соблюдать правила поведения. И этот момент проявляется при выставлении оценок. По мнению некоторых учителей, плохое поведение и высокие оценки могут стать примером для подражания другим ученикам в классе. Одним словом, плохой пример.

Родители могут в спокойной домашней обстановке объяснить правила поведения в общественных местах, во время школьных занятий. Требования дисциплины направлены на создание обстановки для работы, обучения. Поэтому они регламентируют начало, конец уроков, время, отпущенное на перемену. Преподаватели должны строго придерживаться плана урока, чтобы успеть реализовать все намеченное. Бывает так, что нарушители дисциплины мешают не только педагогу, но своим одноклассникам.

Родители обязательно должны объяснять детям, как вести себя на уроках, с одноклассниками, учителем

Внимание! В случае, если преподаватель субъективен, пользуется своим служебным положением, примерное поведение станет залогом того, что претензий станет меньше.

В школе ребенок не только приобретает знания, но изучает взаимоотношения между людьми, формирует навыки общения.

Размышления о том, что ответственный подход к созданию эффективных отношений с учителем, сверстниками станет хорошим инструментом для будущих успехов, может значительно изменить поведение ребенка.

Ребенок должен понимать, что дружелюбный и ответственный подход к созданию отношений с учителем и сверстниками поможет ему в будущем

В заключение

Система оценивания знаний в школе направлена на выявление фактического соответствия полученных знаний учебным программам, требованиям. Она предполагает объективность системы оценивания. Однако в процессе обучения принимают участие преподаватели, которые по тем или иным причинам могут снижать оценки. На результат оценивания могут влиять субъективные причины: недовольство поведением ученика во время занятий, невнимательностью. Зачастую в конфликты вовлекаются родители учащихся, которые предъявляют претензии к поведению самого учителя, к его профессиональной подготовленности. Важна позиция, которую занимает администрация, насколько она готова к тому, чтобы исчерпать проблему не прибегая к затяжным конфликтам.

Прежде всего, необходимо понимать, что главное в этой ситуации – интересы ученика. Для того чтобы помочь ему справиться или пересмотреть свое поведение, необходимы совместные усилия.

По закону, родители и сам ученик могут оспорить оценку преподавателя

Если родители выяснили, что учитель недобросовестно исполнял свои обязанности и допустил ошибки, они могут обратиться с жалобой к директору или вышестоящей инстанции. Предварительно необходимо попытаться выяснить возможные пути «мирного» разрешения конфликта – для этого стоит подробно изучить локальный нормативный документ.

Возникающие споры должны сформировать у ребенка опыт разрешения конфликтных ситуаций, который будет ему полезен в будущем.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *