Семьи военнослужащих чаще других сталкиваются с переездами в другой город, другую часть России, а то и за пределы нашей большой страны.
Приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 г. № 815 определен порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов (ВПД), отчетности по ним и организации контроля за их использованием.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, офицерам, проходящим военную службу по призыву, в связи с переводом к новому месту военной службы или переездом к новому месту жительства при увольнении с военной службы выдаются воинские перевозочные документы на перевозку до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного и такси).
Кроме того, военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы перед осуществлением перевозки либо использовать для приобретения билетов и иных проездных документов свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Чаще всего воинские части располагаются в отдалении от железнодорожных станций, и чтобы избежать дополнительных перегрузок и выгрузок, намного удобнее перевезти личные вещи автотранспортом «от дома до дома».
Провоз имущества автотранспортом законодательно не запрещен, единственное, на них не выдаются перевозочные документы. Поэтому, в случае отправки не по ж/д (при наличии ж/д сообщения) можно:
1. Уточнить по новому месту службы, компенсируют ли Вам расходы.
2. Этот вариант более рациональный, по нему провоз личных вещей производится посредством оплаты за наличный расчет с последующей компенсацией расходов по новому месту службы: (При неиспользовании воинских перевозочных документов они обмениваются на новые воинские перевозочные документы по новому месту военной службы). Для возмещения затрат Вам будет необходимо обратиться с рапортом с приложением документов от ТК Магистраль –Переезды по России, подтверждающих факт перевозки и фактически затраченные расходы.
По старому месту службы Вам должны выдать ВПД ф.2 для перевозки до 20 тонн личного имущества в контейнерах железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, — другими видами транспорта (за исключением воздушного) от места жительства на момент увольнения с военной службы к избранному месту жительства.
Затем, Вы берете справку на бланке ВПД с «ОАО Трансконтейнер».о стоимости провоза 20 тонн имущества в 20 тонном контейнере.
А с нашей автотранспортной компанией ТК Магистраль – Переезды по России заключайте договор на перевоз до 20 тонн имущества (это важно).

Военнослужащий самостоятельно выбирает вид транспорта для перевозки имущества к месту службы

Военнослужащий самостоятельно выбирает вид транспорта для перевозки имущества к месту службы

П.И. Гаврюшенко, майор юстиции, старший юрисконсульт административно-хозяйственного управления Военно-воздушных сил

В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом в служебные командировки, в связи с переводом на новое место военной службы, к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно, на избранное место жительства при увольнении с военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы и увольнении с военной службы, кроме того, имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества.

К командованию воинской части обратилась прапорщик Г. с рапортом о возмещении ей расходов, связанных с перевозкой личного имущества автомобильным транспортом, в связи с переводом к новому месту военной службы. Однако в выплате ей в полном объеме было отказано, в связи с чем она обратилась в суд.

Военный суд первой инстанции, рассмотрев жалобу прапорщика Г. на действия командира воинской части, связанную с отказом в возмещении ей фактических расходов по перевозке личного имущества в связи с переводом к новому месту военной службы, установил: прапорщик Г. обратилась с жалобой в суд, в которой просит обязать командира воинской части возместить ей фактические расходы по перевозке личного имущества в связи с переводом к новому месту военной службы.

При этом заявительница отмечает, что с 1 июля 2002 г. приказом командира войсковой части 00000 (г. Москва) она в связи с переводом к новому месту службы из войсковой части 00001 (г. Липецк) зачислена в списки личного состава и приступила к исполнению вакантной должности. В связи с переводом к новому месту службы она за свои денежные средства автомобильным транспортом произвела перевозку личного имущества из города Елец Липецкой области в г. Балашиху Московской области, за что уплатила 5000 рублей. Воинскими перевозочными документами в данном случае она не воспользовалась. Командиром воинской части в удовлетворении рапорта о возмещении фактических расходов по перевозу личного имущества было отказано.

Считая, что в соответствии с нормами действующего законодательства понесенные расходы должны быть полностью возмещены, заявительница обжалует действие командира части в судебном порядке.

Представитель командира части старший лейтенант Б. вначале требования заявительницы не признал, пояснив, что она не имеет права на перевозку имущества автомобильным транспортом, так как имеется железнодорожное сообщение, а затем, согласившись с жалобой, пояснил, что заявительница имеет право на компенсацию не в полном объеме, а в размере 475 руб. (стоимость перевозки 20-тонного контейнера).

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителя командира части и заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить требования прапорщика Г., военный суд пришел к убеждению, что жалоба последней подлежит удовлетворению.

Как усматривается из справок, на период мая 2002 г. общая стоимость перевозки личного имущества железнодорожным транспортом в 20-тонном контейнере, включая погрузочно-разгрузочные работы и доставку автотранспортом, от прежнего места жительства к новому месту жительства составляла бы 5389 руб. 23 коп.

Согласно копии транспортной накладной и объяснению представителя части заявительница осуществила перевозку личного имущества автомобильным транспортом через ООО «Быт» по общей стоимости 5000 руб. Из копии требования-накладной следует, что воинские перевозочные документы на перевозку имущества заявительнице не выдавались. Справкой из воинской части установлено, что среднемесячный доход заявительницы составляет 2493 руб.20 коп.

В пп.1 и 9 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при переводе на новое место военной службы имеют право на бесплатный перевоз до 20 тонн личного имущества в контейнерах с прежнего места жительства на новое железнодорожным транспортом, а там, где нет железнодорожного транспорта, – другими видами транспорта (за исключением воздушного). В случае перевоза личного имущества в отдельном вагоне, багажом и мелкой отправкой им возмещаются фактические расходы, но не выше стоимости перевозки контейнера массой 20 тонн. При этом расходы, связанные с перевозом личного имущества железнодорожным, автомобильным (за исключением такси) и иным транспортом, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества» от 8 июня 2000 г. № 300 командиры воинских частей обязаны возмещать военнослужащим, имеющим право на бесплатный перевоз личного имущества, расходы после осуществления перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты, в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, а также расходы по доставке личного имущества в контейнерах от места проживания до станции отправления и от станции назначения к новому месту проживания на основании документов, подтверждающих перевозку.

Оценивая изложенное в совокупности, суд пришел к убеждению, что прапорщик Г. имела право на бесплатный перевоз личного имущества к новому месту службы автомобильным транспортом, а понесенные фактические расходы, которые не превышали в соответствии с требованиями действующего законодательства стоимости перевоза в контейнере массой 20 тонн, должны быть ей в полном объеме возмещены.

На основании вышеприведенных доказательств военный суд считает не соответствующими закону действия командира воинской части, связанные с отказом в реализации права прапорщика Г. на бесплатный перевоз личного имущества при переводе на новое место военной службы, в связи с чем полагает необходимым обязать указанное воинское должностное лицо возместить заявителю понесенные в данном случае фактические расходы в сумме 5000 руб.

Военный суд жалобу военнослужащей – прапорщика Г. удовлетворил и обязал командира воинской части возместить заявительнице фактические расходы по перевозке личного имущества с прежнего места жительства к новому при переводе на новое место военной службы, взыскав с воинской части в пользу прапорщика Г. 5000 руб. и судебные издержки, связанные с расходами по уплате государственной пошлины в связи с данным делом. Решение суда не обжаловано и вступило в законную силу.

Поводом для обращения военнослужащей в суд послужило неправильное толкование должностными лицами воинской части положений действующего законодательства и приказа Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 300.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (п. 9 ст. 20) предусмотрено, что расходы, связанные с перевозкой военнослужащих и перевозом личного имущества, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 20 апреля 2000 г. № 354 делегировало право устанавливать указанный порядок Министерству обороны Российской Федерации и другим федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Согласно п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. № 300 должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов и доставкой личного имущества, после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты.

Вместе с тем п. 5 указанного выше постановления Правительства Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в полном соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право, на проезд и перевоз личного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом общего пользования во всех случаях перед осуществлением проезда и перевоза.

Данный приказ не содержит каких-либо норм, ограничивающих права военнослужащих и иных лиц на бесплатный переезд и перевоз имущества.

В Министерстве обороны Российской Федерации порядок выдачи воинских перевозочных документов регламентируется Руководством по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации 2001 г. № 200.

Таким образом, приказ Министра обороны Российской Федерации 2000 г. № 300 не ограничивает право военнослужащих на бесплатный проезд и перевоз личного имущества.

Как видно из приведенных выше нормативных правовых актов, военнослужащему, имеющему право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, действующим законодательством предоставлено право выбора: получить воинские перевозочные документы (денежные средства) перед осуществлением перевозки либо использовать для приобретения билетов и иных проездных документов свои личные денежные средства с последующим возмещением затрат за счет Министерства обороны Российской Федерации.

Более того, механизм возмещения расходов по проезду и перевозу имущества позволяет военнослужащим, получившим воинские перевозочные документы, но не использовавшим их по каким-либо причинам, осуществить свое право на бесплатный проезд путем возмещения не только расходов по приобретению билетов, но и иных расходов, связанных с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов и др.

Из вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что требование военнослужащего о возмещении ему затраченных средств на перевозку личного имущества в связи с переводом к новому месту военной службы не противоречит действующему законодательству. Для возмещения затрат военнослужащему необходимо обратиться с рапортом с приложением документов, подтверждающих факт перевозки и фактически затраченные расходы.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется внести за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Проводимая в Российской Федерации приватизация привела к возникновению во всех отраслях транспорта (кроме железнодорожного) частных перевозчиков, имеющих форму различных хозяйственных товариществ и обществ, допускаемых гл. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для осуществления государственного регулирования рынка транспортных услуг и защиты интересов потребителей таких услуг законодательство Российской Федерации предусматривает лицензирование перевозочной деятельности.

Основным транспортным документом (свидетельством о заключении договора перевозки) при перевозке грузов на автомобильном транспорте является товарно-транспортная накладная.

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Для практики актуальным является вопрос о возможности оспаривания сведений, содержащихся в документе о заключении договора перевозки груза. Практика судов допускает такое оспаривание при условии представления надлежащих доказательств, как правило, письменных.

По моему мнению, военнослужащая-женщина также имеет право на возмещение произведенных ею затрат на перевозку личного имущества к новому месту жительства в связи с переводом к новому месту военной службы, независимо от получения проездных документов (или возмещения произведенных затрат на перевоз имущества) ее мужем-военнослужащим, если такой фактический переезд и перевод произошли в разные периоды времени, поскольку в случае отказа она лишится гарантированного законом права на указанную льготу.

Полностью поддерживаю точку зрения авторов Комментария к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» А.В. Кудашкина и К.В. Фатеева о том, что военнослужащий сам может выбрать вид транспорта (автомобильный, железнодорожный или другой, кроме воздушного) при перевозке личного имущества, если все эти виды транспорта связывают пункты на маршруте перевозки. Право выбора вида транспорта для перевозки имущества в связи с переводом к новому месту службы принадлежит не командованию, а военнослужащему. На воинских должностных лиц лишь возложена обязанность возместить военнослужащему затраченные личные средства своевременно и в полном объеме.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *