Что такое заведомо ложные сведения

Следует заметить: понятия «заведомо ложные сведения» и «недостоверные сведения» нельзя считать тождественными. Заведомо ложные — те сведения, что изначально не соответствовали реальности, при этом самому лицу, предоставляющему их, это известно. Такое лицо может изготавливать документы с такими сведениями либо обращаться к другим лицам для этого. Заведомо недостоверные — те сведения, что отчасти могут соответствовать действительности, также это могут быть умалчивания насчёт тех или иных фактов или сведения, соответствовавшие ранее действительности, однако вследствие тех или иных обстоятельств утратившие свою достоверность (сюда относится, к примеру, справка о работе за позапрошлый месяц). Исключение (из ст. 159.1 УК России) формулировки «недостоверные сведения» означало бы декриминализацию деяния. Есть явная необходимость в том, чтобы принять новое постановление ВС России с разграничением понятий «недостоверные сведения» и «заведомо ложные сведения».

В практике судебных дел обычно понятия «заведомо ложные сведения» и «недостоверные сведения» тождественны. Можно выделить такие виды документации, в которой могут содержаться заведомо ложные либо же недостоверные сведения:

  • Документы, которые удостоверяют личность заёмщика — это может быть паспорт (когда заёмщик является физическим лицом) либо учредительная документация, свидетельство о регистрации ООО, ОАО, ЗАО, ИП, лицензии, решения управляющих структур компании и др. Эти документы служат подтверждением правоспособности клиента.
  • Документы, которые подтверждают должность и зарплату (для физических лиц) либо финансовое положение (для юридических лиц и ИП), к примеру, трудовая книжка, 2-НДФЛ, баланс бухгалтерии, отчётность.
  • Документы, которые подтверждают наличие в собственности заёмщика имущественных объектов (включая то имущество, которое передаётся в качестве залога), отсутствие долгов (включая связанные с налогами и другими обязательными выплатами), стабильные экономические связи лица с иными лицами и пр. Сюда относятся анкета заёмщика, договоры, техпаспорта, банковские справки, налоговые справки и др.
  • Документы, которые подтверждают цель, на реализацию которой заёмщик стремится получить заём, а также документы, которые подтверждают наличие источников средств для погашения кредитной задолженности: бизнес-план и др.

Статья за заведомо ложные сведения

В том случае, если такие сведения были предоставлены как показания, имеет место состав преступления, предусмотренного статьёй 307 УК РФ и принадлежит к преступлениям небольшой (ч. 1) и средней (ч. 2) степени тяжести.

Ч. 1 ст. 307 — это дача заведомо ложных показаний (либо составление заведомо ложного заключения специалиста, либо заведомо неверного перевода переводчиком), за которую предусматривается наказание в виде штрафа в сумме до 80 тысяч рублей, обязательных работ длительностью до 480 часов либо исправительных работ (до 2-х лет). Судебная практика показывает, что суды преимущественно «бьют по кошелькам» таких правонарушителей и назначают штраф либо (обычно в отношении лиц с тяжёлым материальном положением) обязательные работы, либо исправительные работы.

Ч. 2 ст. 307 — здесь грозит наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет либо принудительных работ. Состав части 2 имеет место, когда ложное свидетельство сочетается с заведомо ложным обвинением лица в совершении им такого преступления, которое принадлежит к тяжким либо особо тяжким. Итак, в случае лжесвидетельства в ходе уголовного процесса по тяжкому либо особо тяжкому преступлению, если лицо выступает в пользу обвинения, ложно обвиняя подозреваемого в преступлении, такое лицо рискует само отправиться в места лишения свободы. Максимальное наказание суд, разумеется, не назначит (особенно, когда такое лицо привлекается в первый раз), однако 1-1,5 года за подобное лжесвидетельство всё же можно получить.

Следует заметить, что ложные показания бывают направленными даже на самого себя — к примеру, лицо может оговорить себя, чтобы оградить своих близких от обвинений. При этом не давать показаний в отношении ближайших родственников — это право, обеспеченное Конституцией России, однако рассказывать о каждом известном обстоятельстве преступления, связанном с просто другом, обязан каждый.

Предоставление не достоверных сведений в налоговую

Состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК России, заключается в уклонении предприятия либо ИП от уплаты налогов/сборов посредством непредоставления декларации либо иных документов, которые необходимо обязательно предоставить согласно законодательству РФ, либо же посредством внесения в декларацию либо в иную налоговую документацию заведомо ложной информации при совершении таким путём уклонения в крупном размере.

Объективная сторона — умышленное включение в налоговую документацию ложной информации. Иные (кроме декларации) документы, упомянутые в ст. 199 — это предусмотренные НК России и иными принятыми соответственно этому Кодексу ФЗ документы, которые выступают в качестве основания для исчисления налогов/сборов и для уплаты их.

Пропуск на время карантина Оплата и оформление больничного на время карантина
Статья 6.3 КоАП Статья за нарушение режима самоизоляции

Недостоверные документы и ответственность налогового агента

Статья 126.1 Налогового кодекса предусматривает ответственность для налогового агента за представление инспекторам недостоверных документов (документов, содержащих недостоверные сведения). Она вступила в силу с 1 января 2016 года (Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ). Рассмотрим ее практическое применение

21.07.2016 Константин Сасов

Часть 1 статьи 126.1 Налогового кодекса устанавливает ответственность налогового агента за представление налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный недостоверный документ.

Часть 2 этой статьи освобождает налогового агента от указанной ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Недостоверная информация в документах ранее не наказывалась

Изменения в Налоговом кодексе восполнили правовой пробел, существовавший ранее. Судебная практика наличие такого пробела подтверждала. В нескольких делах арбитражные суды приходили к единообразным выводам, что ответственность по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса наступает только в случае, когда организация-налогоплательщик либо третье лицо, у которого имеются сведения об интересующей инспекцию компании, отказывается представлять истребуемые документы либо подает такие документы с заведомо недостоверными сведениями; привлечь налогового агента к ответственности по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (пост. ФАС ВСО от 28.01.2010 № А19-8589/09, ФАС ПО от 26.04.2007 № А72-8739/06-14/319).

Налоговые инспекторы неоднократно убеждались в судах, что по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса ответственность для налогового агента за непредставление сведений по форме 2-НДФЛ не наступает (пост. ФАС УО от 13.06.2007 № Ф09-4360/07-С2). Представление налоговым агентом недостоверных сведений о доходах работников не является правонарушением, предусмотреннымпунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса, отмечали судьи (пост. ФАС СЗО от 21.11.2006 № А05-2791/2006-9).

Какие недостоверные документы заинтересуют налоговиков

Следует учитывать, что состав правонарушения по статье 126.1 Налогового кодекса образует представление не любых документов, содержащих недостоверные сведения, а лишь тех, что предусмотрены Налоговым кодексом.

С одной стороны, компании обязаны представлять в налоговые инспекции и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

С другой стороны, налоговые инспекторы вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, которые служат основаниями и подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Новая налоговая ответственность распространяется в том числе на справку 2-НДФЛ, которая утверждена ФНС России на основанииНалогового кодекса (п. 4 ст. 31 НК РФ; приказ ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@).

Имеется судебная практика, когда некоторые документы налогоплательщика — налогового агента не признавались документами, предусмотренными налоговым законодательством и используемыми для исчисления и уплаты налогов. В связи с этим их непредставление не образовывало объективной стороны налогового правонарушения.

Например, истребование инспекторами регистров бухгалтерского учета, выписок из главных книг по счету учета НДФЛ, оборотных ведомостей суд признал необоснованным. Данные документы не относятся к первичным документам, на основании которых инспекция была вправе сделать вывод о наличии у заявителя задолженности и начислить к уплате налог, пени и штрафные санкции (пост. ФАС МО от 02.08.2006 № КА-А40/6882-06).

В другом деле суды пришли к выводу, что непредставление по требованию налоговых инспекторов трудовых договоров не влечет ответственности по статье 126 Налогового кодекса (пост. ФАС МО от 29.10.2007 № КА0-А40/11112-07).

Нередко налоговые органы требуют от проверяемого лица изготовить некий сводный документ (чаще — таблицу), который бы облегчал процедуру проверки. Суды к таким требованиям относятся негативно.

В одном из дел суды пришли к выводу, что истребование информации, сгруппированной в определенном порядке либо в систематизированном виде по предлагаемой аналитической форме, не соответствует налоговому законодательству. Требование о предоставлении информации в форме таблицы, предполагающей систематизацию ранее представленной информации, возлагает на налогоплательщика обязанности, не предусмотренные законодательством (пост. ФАС ВВО от 08.02.2005 № А82-2795/2004-15).

Как доказать недостоверную информацию в документе

Под недостоверной информацией в документе следует понимать сведения о том же предмете, опровергаемые другими источниками информации, заслуживающими большего доверия (согласно п. 3 ст. 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки выяснится, что имеющиеся сведения соответствуют действительности).

Наиболее часто в практике налоговых споров встречаются попытки переоценки налоговыми инспекторами письменных доказательств налогового агента на основании показаний свидетелей — физических лиц (плательщиков НДФЛ).

Налоговым агентам иногда удается опровергнуть вывод налогового органа о выплате им заработной платы работникам-налогоплательщикам в конвертах и, соответственно, вывод о недостоверности данных их налогового учета, основанный на показаниях свидетелей (пост. ФАС ЦО от 15.08.2007 № А62-280/2007).

Суды не доверяют показаниям свидетеля-работника, признавшего перед лицом налогового органа факт получения заработной платы в конверте, которые однозначно и достоверно не свидетельствуют о конкретном размере полученного им дохода за длительный период работы (два года) (пост. ФАС ЗСО от 03.10.2008 № Ф04-5905/2008 (12527-А45-25)).

Суд доверяет письменным доказательствам налогового агента (справки 2-НДФЛ, приказы о приеме на работу, расчетные ведомости) и не доверяет показаниям свидетелей-налогоплательщиков, опрошенных налоговым органом, если этим же свидетелям не доверяли суды общей юрисдикции (пост. ФАС МО от 27.07.2009 № КА-А40/7085-09) или когда признавались в получении денег в конверте не все допрошенные инспекцией работники, а лишь некоторые из них (пост. ФАС МО от 06.04.2011 № КА-А40/2505-11).

Актуальная бухглатерия

Подписка Разместить:

Одним из типов противозаконных действий, которые осуществляются из корысти или со злым умыслом, является распространение недостоверной информации. Разглашение и намеренные действия лиц для того, чтобы информация стала известна большому количеству граждан, приводит к масштабным последствиям негативного характера. Независимо от того, о ком будут распространяться сведения – о человеке, о юридическом лице, государственном деятеле, индивидуальном предпринимателе, виновные будут нести ответственность в соответствии в КоАП РФ и УК РФ.

Действия по распространению недостоверной информации

В последнее время в пределах Российской Федерации остро встал вопрос защиты чести, достоинства и репутации. Необходимость этого связана с тем, что доступ к информации, которая не является правдивой, сейчас может получать большое количество людей. Отражение сведений в сети интернет, в СМИ приводит к негативным последствиям:

  • Потеря репутации юр. лицом или ИП. При распространении недостоверных данных о работе организации, клиентах, руководстве такие действия снижают возможную прибыль и вовсе могут привести к ликвидации субъекта предпринимательской деятельности;
  • Моральный и материальный ущерб лиц, пострадавших от данных порочащего характера, которые были распространены намеренно или по неосторожности;
  • Подрыв репутации государственной службы или отдельных должностных лиц;
  • Нанесение вреда репутации территориальному округу или государству в целом. Такие действия нередко разжигают военные конфликты, становятся причиной прекращения дружественных и экономических отношений, приводят к применению санкций в отношении одной страны.

Читайте: Порядок защиты чести, достоинства и деловой репутации

В соответствии с типом информации, которая будет распространяться, выделяют две основных группы:

  • Умышленное распространение недостоверных сведений. Такое действие в определенных ситуациях могут квалифицировать как клевету;
  • Ненамеренное распространение информации, которая является ложной. Мера ответственности в случае доказательств отсутствия злого умысла или корысти более мягкая, чем в первом случае.

Несение ответственности

Статья 128.1 УК РФ, рассматривающая ответственность за незаконные деяния такого рода, определяет следующие меры наказания в зависимости от классификации преступного деяния:

  • Распространение данных, не отражающих действительность, если такое действие влечет за собой нарушение общественного порядка, причиняет вред правам и интересам физических, юридических лиц, интересам государства, наказание вменяется в виде штрафа размером до 500 тыс. рублей или в размере дохода виновного за 6 месяцев. Период для вычисления берется равным шести месяцам. В качестве альтернативной меры наказание может выступать в виде обязательных работ на период до 160 часов;
  • Если сведения были распространены в процессе выступления на публике, при помощи средств массовой информации (в том числе и посредством интернета) наказанием служит обязательство перечисления штрафа величиной до 1 млн. рублей, дохода виновного за год его трудовой деятельности или же выполнение работ обязательного характера сроком до 240 часов;
  • Если распространение информации осуществилось посредством использования служебного положения виновного, мерой наказания будет служить штраф до 2 млн. рублей, доход за временной отрезок двух лет или же работы обязательного характера, продолжительность которых будет составлять до 320 часов;
  • Распространение данных относительно того, что лицо имеет отклонения в здоровье (заболевание) или совершило преступления сексуального характера, влечет за собой штраф в размере до 3 млн. рублей или в размере дохода трех лет. Параллельно с этим может вменяться обязательство выполнения обязательных работ на срок до 400 часов;
  • При клевете, которая выражается в обвинении за совершение тяжелого или особо тяжелого преступления назначают штраф размером до 5 млн. рублей, дохода за 3 года или же обязательные работы до 480 часов.

Итак, распространение заведомо ложной информации становится причиной привлечения виновных к ответственности. В зависимости от того, сведения какого характера распространились и каким образом, определяется мера наказания для виновных.

Внимание!

Законодательство о противодействии коррупции устанавливает дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с «утратой доверия» за непредставление или представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения) служащим (работником) на себя лично и членов семьи (супруг (супруга), несовершеннолетние дети).

В отношении служащих данная норма закреплена:

— п.9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

— п. 5 ст. 15 и п.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В отношении работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами принимаются требования п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Работодатель вправе применить к служащему (работнику) дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с «утратой доверия» по результатам рассмотрения материалов проверки достоверности представленных сведений Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее Комиссия). При этом, необходимым условием применения дисциплинарной ответственности является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя. В этой связи при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, Комиссией учитываются следующие критерии:

— характер и тяжесть совершенного нарушения;

— обстоятельства, при которых совершено нарушение;

— соблюдение служащим (работником) других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— предшествующие результаты исполнения служащим (работником) своих должностных обязанностей;

— характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.

Таким образом, применение меры дисциплинарной ответственности в » виде увольнения «в связи с утратой доверия» не является единственной и исключительной мерой дисциплинарной ответственности за непредставление, либо представление недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В качестве обстоятельств смягчающих дисциплинарную ответственность могут послужить:

— представление служащим (работником) недостоверных и (или) неполных сведений впервые;

— безукоризненное соблюдение служащим (работником) в отчетном периоде других ограничений, запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— добровольное сообщение о предоставленных неполных и (или) недостоверных сведений в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065;

— содействие служащего (работника) осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение сведений, представленных в справке;

— положительная характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.

При наличии смягчающих обстоятельств целесообразно применять взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию в виде увольнения «в связи с утратой доверия»: выговор или неполное должностное соответствие.

Так же необходимо иметь ввиду, что явные неточности, ошибки и описки, допускаемые служащими (работниками), которые в целом не искажают достоверность представленных сведений то есть не носят характер заведомого сокрытия (умышленного сокрытия сведений) не могут служить основанием дисциплинарной ответственности. Однако на недопустимость таких неточностей служащему должно быть указано в устной форме.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *