Обязанности участников перевозки опасных грузов

В перевозку опасных грузов могут быть вовлечены следующие участники перевозки, обязанности которых установлены ДОПОГ:

1. Основные участники:

  • грузоотправитель;
  • перевозчик;
  • грузополучатель.

2. Прочие участники:

  • погрузчик;
  • упаковщик;
  • ответственный за наполнение;
  • оператор контейнера-цистерны (переносной цистерны);
  • разгрузчик.

Участники перевозки опасных грузов обязаны принять соответствующие виду и степени опасности меры, направленные на предотвращение несчастных случаев.

9.1.1. Обязанности грузоотправителя

Отправитель опасных грузов обязан:

  • передать к перевозке опасные грузы только тогда, когда они классифицированы и допущены к перевозке согласно ДОПОГ;
  • указать перевозчику их номер ООН, надлежащее отгрузочное наименование, класс, а также номера образцов знаков опасности, указанные для опасных грузов в Перечне опасных грузов, и, если применяется, группу упаковки, код ограничения проезда через тоннели и сведения о количестве грузов;
  • предоставить перевозчику необходимые сведения и, в случае необходимости, требуемые перевозочные документы;
  • использовать только тару (включая, крупногабаритную тару, контейнеры средней грузоподъемности для массовых грузов) и цистерны (автоцистерны, съемные цистерны, транспортные средства-батареи, МЭГК, переносные цистерны и контейнеры-цистерны), допущенные и пригодные для перевозки, имеющие соответствующую маркировку;
  • соблюдать требования, касающиеся способа отправки и ограничений на отправку;
  • обеспечивать соответствие маркировки порожних неочищенных и недегазированных цистерн или порожних неочищенных транспортных средств, больших и малых контейнеров, в которых перевозились опасные грузы навалом (насыпью), контейнеров для массовых грузов, а также, чтобы пустые неочищенные цистерны были закрыты так же герметично, как и в наполненном состоянии.

Если грузоотправитель обращается к услугам других участников перевозки (упаковщика, погрузчика, ответственного за наполнение и т. д.), он должен принять надлежащие меры по обеспечению соответствия груза требованиям ДОПОГ.

Когда грузоотправитель действует от имени третьего лица, то это лицо должно письменно передать грузоотправителю сведения об опасном грузе, а также документы, необходимые для выполнения грузоотправителем своих обязанностей.

9.1.2. Обязанности перевозчика

Перевозчик опасных грузов обязан:

  • удостовериться в том, что подлежащие перевозке опасные грузы допущены к перевозке;
  • проверить наличие на транспортной единице необходимых перевозочных документов и их соответствие установленным требованиям. Передать экипажу транспортного средства письменные инструкции, предусмотренные ДОПОГ, обеспечить их правильное понимание и выполнение каждым членом экипажа транспортного средства;
  • проверить, чтобы транспортные средства были в исправном состоянии, а опасные грузы не имели явных повреждений, загрязнений опасными веществами и не протекали. Убедиться в отсутствии на наружных поверхностях цистерн, транспортных средств и контейнеров, в которых перевозятся опасные грузы навалом (насыпью), загрязнений опасными веществами;
  • проверить, не просрочена ли дата очередного испытания цистерн;
  • проверить, не перегружены ли транспортные средства;
  • удостовериться в том, что к транспортному средству прикреплены информационные табло, маркировочные знаки и таблички оранжевого цвета, предписанные ДОПОГ;
  • проверить наличие на транспортном средстве дополнительного оборудования и средств индивидуальной защиты, указанных в письменных инструкциях.

Вышеуказанные действия осуществляются на основании перевозочных документов путем непосредственного осмотра транспортного средства, контейнера или цистерны, и, при неоходимости, груза.

Если по результатам вышеупомянутой проверки выявлено любое нарушение установленных требований, перевозчик не должен начинать перевозку груза до устранения выявленных нарушений.

Если во время перевозки выявлены нарушения требований ДОПОГ, которые угрожают безопасности перевозки, транспортировка груза прекращается. Перевозка может быть продолжена только после устранения нарушений и приведения груза в соответствие установленным требованиям.

9.1.3. Обязанности грузополучателя

Получатель опасного груза обязан:

  • как можно быстрее принять опасный груз, если не существует непреодолимых препятствий для этого;
  • после разгрузки контейнера, контейнера-цистерны, переносной цистерны или многоэлементного газового контейнера удостовериться, что он соответствует требованиям ДОПОГ. Если в результате указанной проверки выявлено любое нарушение установленных требований, грузополучатель должен вернуть контейнер, контейнер-цистерну, переносную цистерну и многоэлементный газовый контейнер перевозчику только после устранения выявленного нарушения.

Если грузополучатель обращается к услугам других участников перевозки (разгрузчика, предприятия по очистке, станции обеззараживания и т. д.), он должен принять надлежащие меры для обеспечения выполнения требований ДОПОГ.

9.1.4. Обязанности погрузчика

Погрузчик, осуществляющий загрузку транспортного средства или контейнера опасными грузами, обязан:

  • передать к перевозке опасные грузы только тогда, когда они классифицированы и допущены к перевозке согласно ДОПОГ;
  • проверить, чтобы упаковки с опасными грузами не имели явных повреждений, загрязнений опасными веществами и не протекали. Не передавать к перевозке упаковки, имеющие повреждения, из‑за которых опасные грузы проникают наружу или может произойти утечка. Эти требования применяются также к порожней неочищенной таре из‑под опасных грузов;
  • при загрузке транспортного средства, большого или малого контейнера опасными грузами соблюдать специальные требования к погрузке и обработке грузов;
  • после загрузки контейнера опасными грузами нанести на контейнер соответствующую маркировку, указывающую на опасность;
  • при погрузке упаковок соблюдать требования по совместной загрузке опасных грузов с учетом опасных грузов, которые уже находятся в транспортном средстве или большом контейнере, а также требования, касающиеся совместной перевозки опасных грузов и продуктов питания, предметов потребления и кормов для животных.

9.1.5. Обязанности упаковщика

Упаковщик обязан:

  • соблюдать требования, касающихся условий упаковки или условий совместной упаковки;
  • соблюдать требования, касающиеся маркировки и знаков опасности на упаковках, когда он готовит упаковки для перевозки.

9.1.6. Обязанности ответственного за наполнение

Ответственный за наполнение обязан:

  • загружать или передавать к перевозке опасные грузы только тогда, когда техническое состояние и оборудование цистерн соответствуют установленным требованиям;
  • наполнять цистерны только опасными грузами, допущенными к перевозке в этих цистернах;
  • проверять, не просрочена ли дата очередного испытания автоцистерн, транспортных средств-батарей, съемных цистерн, переносных цистерн, контейнеров-цистерн и МЭГК;
  • в соответствующих случаях следить, чтобы были приняты меры по предотвращению возникновения разрядов статического электричества;
  • соблюдать требования, касающиеся размещения опасных грузов в смежных отсеках цистерн;
  • во время наполнения цистерн соблюдать максимально допустимую степень наполнения или максимально допустимую массу содержимого на литр вместимости для вещества, загружаемого в цистерну;
  • после наполнения цистерны удостовериться в закрытии всех затворов и в отсутствии утечки;
  • следить, чтобы никакого опасного количества загруженного вещества не оставалось на внешних поверхностях наполненных цистерн;
  • при подготовке опасных грузов к перевозке обеспечить, чтобы размещение информационные табло, маркировочных знаков, табличек оранжевого цвета и знаков опасности, соответствовало положениям ДОПОГ;
  • при наполнении транспортных средств или контейнеров навалочными грузами удостовериться, что соответствующие требования ДОПОГ в отношении конструкции контейнеров, контейнеров для массовых грузов и кузовов транспортных средств выполнены.

9.1.7. Обязанности разгрузчика

Разгрузчик обязан:

  • путем сравнения соответствующей информации, указанной в транспортном документе, с маркировкой, нанесенной на упаковки, контейнеры, транспортные средства или цистерны, убедиться, что разгружаются необходимые грузы;
  • в соответствующих случаях следить, чтобы были приняты меры по предотвращению возникновения разрядов статического электричества;
  • перед разгрузкой проверить тару, транспортные средства, контейнеры и цистерны на наличие дефектов, которые могут представлять опасность во время разгрузки. В случае выявления таких недостатков, приостановить разгрузку до принятия соответствующих аварийных мер;
  • соблюдать требования ДОПОГ, касающиеся разгрузки;
  • после разгрузки цистерны, транспортного средства или контейнера очистить его внешние поверхности от любых налипаний опасного груза, возникших во время разгрузки, а также обеспечить закрытие клапанов, затворов и смотровых отверстий;
  • принять надлежащие меры по очистке и обеззараживанию транспортных средств, контейнеров и контейнеров-цистерн, переносных цистерн и многоэлементных газовых контейнеров;
  • обеспечить, чтобы на контейнерах, контейнерах-цистернах, переносных цистернах и многоэлементных газовых контейнерах после их полной разгрузки, очистки и дегазации не осталось информационных табло, маркировочных знаков и табличек оранжевого цвета, которые размещались на них при перевозке в соответствии с положениями ДОПОГ.

Если разгрузчик обращается к услугам других участников перевозки, он должен принять соответствующие меры для обеспечения выполнения требований ДОПОГ.

9.1.8. Обязанности оператора контейнера-цистерны

Оператор контейнера-цистерны (переносной цистерны) обязан:

  • соблюдать требования, касающиеся конструкции, оборудования, испытаний и маркировки;
  • следить, чтобы техническое обслуживание корпусов и их оборудования осуществлялось так, чтобы в обычных условиях эксплуатации контейнер-цистерна (переносная цистерна) соответствовал установленным требованиям до следующей проверки;
  • проводить внеплановую специальную проверку, когда в результате ремонта, изменения конструкции или ДТП возникают сомнения относительно целостности корпуса цистерны и работоспособности ее оборудования.

ДОПОГ оставляет за договаривающимися сторонами право, в рамках своего национального законодательства, перераспределять вышеуказанные обязанности между различными участниками перевозки, в том числе возлагать их и на водителя. Поэтому при выполнении перевозки опасных грузов по территории многих стран-участниц ДОПОГ водитель обязан:

  • соблюдать запреты на перевозку пассажиров, курение, использование открытого пламени, осветительных приборов с открытыми металлическими поверхностями и работу двигателя при выполнении погрузочно-разгрузочных операций;
  • соблюдать ограничения на проезд транспортных средств с опасными грузами через автодорожные тоннели;
  • выполнять требования, касающиеся наблюдения за транспортными средствами, а также требования, касающиеся использования стояночных тормозов и противооткатных упоров;
  • не допускать случаев управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
  • не допускать наполнения цистерны и загрузки транспортного средства опасным грузом сверх установленной нормы;
  • соблюдать требования, касающиеся совместной загрузки различных опасных грузов в транспортное средство, а также требования в отношении совместной перевозки опасных грузов с продуктами питания, кормами для животных и предметами потребления;
  • следить за герметичностью затворов цистерны и отсутствием остатков опасных грузов на наружной поверхности цистерны, а также транспортного средства или контейнера, в котором перевозятся опасные грузы навалом (насыпью);
  • устанавливать (открывать) на транспортном средстве таблички оранжевого цвета и знаки-табло опасности, следить за соответствием маркировки контейнера и цистерны установленным требованиям;
  • следить за наличием на транспортной единице необходимых предметов дополнительного оборудования, средств пожаротушения и соответствующим образом оформленных перевозочных документов. По требованию контролирующих органов предъявлять для проверки дополнительное оборудование, средства пожаротушения и перевозочные документы;
  • в случае аварии или чрезвычайной ситуации принимать меры, указанные в письменных инструкциях;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные национальным законодательством стран-участниц ДОПОГ, по территории которых осуществляется перевозка.

Ответственность грузоотправителя

В соответствии с воздушным кодексом РФ

Статья 121.

Грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

В соответствии с Федеральными авиационными правилами от 28.06.07 г № 82

159. К воздушной перевозке принимается груз, который по своему качеству, свойствам, объему, весу и упаковке допущен к транспортировке воздушными судами в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка груза.

160. Груз принимается к перевозке на следующих условиях:

  • габариты груза должны обеспечивать его свободную погрузку (выгрузку) в воздушное судно, его размещение в багажно-грузовых отсеках и крепление, в том числе и на/в средствах пакетирования;
  • вес, размеры или объем груза не превышают норм, установленных для определенного типа воздушного судна, в том числе и при креплении их на/в средства пакетирования;
  • груз должен иметь исправную упаковку, обеспечивающую возможность его надежного размещения и крепление на борту воздушного судна и сохранность при перевозке, перевалке, перегрузке, транспортировке и хранении;
  • упаковка каждого грузового места должна иметь отправительскую и транспортную маркировку, а груз, требующий особых условий перевозки, также специальную маркировку;
  • груз при перевозке не должен создавать опасность для пассажиров, членов экипажа воздушного судна, на котором он перевозится, а также для багажа или груза, перевозимого совместно с ним;
  • грузоотправитель должен предоставить необходимые документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством страны, на территории, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, международными договорами, а также правилами перевозчика;
  • ввоз, вывоз, транзит или трансфер груза должны быть разрешены законами и правилами страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка.

При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий перевозчик или уполномоченный агент вправе отказать в приеме груза к перевозке.

169. Грузоотправитель обязан предоставить достоверные и достаточные сведения о грузе, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, настоящими Правилами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством страны, на территорию, с территории или через территорию которой выполняется перевозка груза.

В соответствии с правилами воздушных авиаперевозок международной ассоциации воздушного транспорта ИАТА (International Air Transport Association IATA)

TACT rules IATA п. 2.1.2., п.:

Перевозчик или его надлежащим образом авторизованный агент по поручению отправителя или получателя могут, но не обязаны выполнять формальности, требуемые таможенными органами и другими государственными органами, и могут, но не обязаны оплачивать любые пошлины, налоги и другие сборы и осуществлять любые платежи. Отправитель, получатель и владелец груза несут совместную и индивидуальную ответственность перед перевозчиком за возмещение понесённых им расходов. Для таких целей копия авианакладной, заверенная перевозчиком должна рассматриваться в качестве оригинала.

Отправитель обязан выполнять все таможенные правила и другие государственные правила страны отправления, назначения или страны, над территорией которой производится перевозка, в том, что касается упаковки, перевозки и доставки товаров, включая предоставление такой информации и документов, которые необходимы для удовлетворения этих требований; однако, перевозчик не обязан интересоваться правильностью или достаточностью требуемой информации, документации или маркировки.

TACT rules IATA п. 2.3.1

Грузоотправитель ответственен за то, что груз упакован соответствующим способом для перевозки, чтобы обеспечить безопасную грузоперевозку, стандартную обработку и не повредить или причинить ущерб людям, грузам (товарам) и проч. собственности.

Каждое грузовое место должно быть четко, разборчиво и надёжно маркировано, чтобы идентифицировать грузоотправителя и грузополучателя.

TACT rules IATA п. 6.1.6 ©

Отправитель отвечает за правильность утверждений и деталей, описывающих груз, которые вносятся в авианакладную от его имени. — Отправитель отвечает за любой ущерб, понесенный перевозчиком или любым другим лицом в результате неправильности, неточности или неполноты упомянутых утверждений и деталей. Своей подписью отправитель одновременно подтверждает, что он согласен с условиями контракта в том виде, в котором они приведены на оборотной стороне авианакладной, а также с условиями перевозки.

Резолюция 600b ИАТА

Авианакладная — условия договора

11. Грузоотправитель должен соблюдать все применимые законы и постановления правительства любой страны, в которую ввозится или из которой вывозится груз, включая законы и постановления в отношении упаковки, перевозки или доставки груза, а также обязан предоставлять такую информацию и прилагать к авианакладной такие документы, которые могут потребоваться для соблюдения подобных законов и постановлений. Перевозчик не несет ответственности перед грузоотправителем, и грузоотправитель обязан возместить перевозчику все убытки или расходы в связи с невыполнением грузоотправителем настоящего положения.

Ответственность грузоотправителяСкачать 67.76Кб

Ответственность грузоотправителей и грузополучателей

Общие правила об ответственности грузоотправителей и грузополучателей содержатся в ст. 793 ГК, согласно которой в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность грузоотправителя наступает за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств и за отправление груза, запрещенного для перевозки. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременные расчеты и задержку вагонов под выгрузку.

Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности грузоотправителя является его вина. Практически все транспортные уставы и кодексы содержат правила об ответственности за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя) – за несвоевременное внесение платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей. На железнодорожном транспорте перевозчик вправе потребовать уплату процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, если несвоевременные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 30 УЖТ). Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем постановлении от 06.10.2005 № 30 разъяснил: поскольку в настоящее время законодательством ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, применяется ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК, если об этом просит истец. Это означает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает перевозчику за каждый день просрочки проценты, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента в месте нахождения перевозчика на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части.

Удивительно, что в ст. 34 УАТ не нашлось места правилам об ответственности за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя, пассажира, фрахтователя) – за несвоевременное внесение платы за автомобильную перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей. Во всяком случае следует применять правила, предусмотренные ст. 395 ГК.

На внутреннем водном транспорте за просрочку внесения провозных платежей и иных сборов подлежат уплате пени в соответствии с законодательством РФ (ст. 120 КВВТ).

Перевозчики в целях своевременной уплаты платежей их контрагентом по договору имеют право также пользоваться мерами оперативного воздействия – юридическими средствами правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно уполномоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой права к компетентным государственным органам, в том числе в суд. Одной из таких мер является право перевозчиков удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК, ст. 120 КВВТ, ст. 160 КТМ).

Другой мерой оперативного воздействия являются правила, установленные ст. 30 УЖТ, согласно которым при несвоевременном внесении грузоотправителем указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, прием грузов для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено УЖТ или соглашением сторон.

Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафной неустойки, которая может быть взыскана сверх убытков. Например, за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ). Аналогичное правило действует на речном транспорте (ст. 120 КВВТ). На автомобильном транспорте за неисполнение обязанности по правильному заполнению перевозочных документов (п. 1 ст. 8 УАТ) грузоотправитель несет ответственность в соответствии с п. 3 ст. 35 УАТ за данный вид нарушения в виде штрафа в размере 20% от провозной платы, т.е. штрафной неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. Аналогичная ответственность наступает за предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства груза.

КТМ и ВК подробных правил на этот счет не содержат.

Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по погрузке и укладке груза в транспортное средство. Так, ст. 151 КТМ устанавливает обязанность грузоотправителя и грузополучателя возместить перевозчику убытки, происшедшие по их вине вследствие перегруза, повреждения судна при погрузке или разгрузке, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза. Грузополучатель несет ответственность за неисполнение обязанности по своевременной выгрузке груза в пункте назначения, если такая обязанность возложена договором или законодательством на него. Такая обязанность не может быть возложена на грузополучателя до того момента, как он выразил свое намерение вступить в договор перевозки в качестве третьего лица. В соответствии со ст. 35 УАТ за непредъявление для перевозки груза грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере 20% от платы, установленной за перевозку груза. Данная норма является диспозитивной. Перевозчик также вправе потребовать от грузоотправителя возмещения причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.

На речном транспорте за сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф (ст. 120 КВВТ).

Ответственность грузоотправителей и грузополучателей

Общие правила об ответственности грузоотправителей и грузополучателей содержатся в ст. 793 ГК РФ, согласно которой в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Ответственность грузоотправителя наступает за просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику, за неправильное указание в транспортной накладной наименования груза или его особых свойств и за отправление груза, запрещенного для перевозки. Грузополучатель несет ответственность за несвоевременные расчеты и задержку вагонов под выгрузку.

Одним из условий наступления гражданско-правовой ответственности грузоотправителя является его вина. Практически все транспортные уставы и кодексы содержат правила об ответственности за неисполнение главной обязанности грузоотправителя (грузополучателя), за несвоевременное внесение платы за перевозку и иных причитающихся перевозчику платежей. На железнодорожном транспорте перевозчик вправе потребовать уплаты процентов на сумму просроченного платежа в размере и в порядке, которые установлены гражданским законодательством, если несвоевременные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа произошли по вине грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 30 УЖТ). Пленум ВАС РФ в своем Постановлении «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» разъяснил: поскольку в настоящее время законодательством ответственность в связи с несвоевременными расчетами за перевозку грузов не установлена, применяется ответственность, предусмотренная ст. 395 ГК РФ, если об этом просит истец. Это означает, что за пользование чужими денежными средствами вследствие просрочки в их уплате грузоотправитель (грузополучатель) уплачивает перевозчику за каждый день просрочки проценты, размер которых определяется учетной ставкой банковского процента в месте нахождения перевозчика на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. Санкции в виде пени предусмотрены на автомобильном транспорте. В соответствии со ст. 103 УАТ РСФСР в случаях несвоевременного внесения провозной платы с грузоотправителя (грузополучателя) взыскивается дополнительно к провозной плате 05% суммы платежей за каждый день просрочки внесения провозной платы. В отличие от процентов, которые необходимы в первую очередь для компенсации инфляционных процессов, пени являются мерой гражданско-правовой ответственности и разновидностью неустойки, а следовательно влекут для правонарушителя дополнительные негативные последствия. На внутреннем водном транспорте за просрочку внесения провозных платежей и иных сборов подлежат уплате пени в соответствии с законодательством РФ (ст. 120 КВВТ РФ).

Перевозчики в целях своевременной уплаты платежей их контрагентом по договору имеют право также пользоваться мерами оперативного воздействия — юридическими средствами правоохранительного характера, которые применяются к нарушителю гражданских прав и обязанностей непосредственно уполномоченным лицом как стороной в гражданском правоотношении, без обращения за защитой нрава к компетентным государственным органам, в том числе в суд. Одной из таких мер является право перевозчиков удерживать переданный ему для перевозки груз в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ). Транспортные уставы и кодексы содержат ряд правил, посвященных применению этой меры оперативного воздействия. Так, в соответствии со ст. 120 КВВТ РФ в случае образования задолженности по оплате за перевозку груза, доставленного в порт назначения, выдача его может быть задержана, если это не приведет к порче груза, до уплаты всех платежей, в том числе пеней за просрочку платежей, или до предоставления гарантий в соответствии с законодательством РФ. Статья 160 КТМ РФ запрещает перевозчику после выдачи груза получателю требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по не зависящим от него обстоятельствам. Однако перевозчик сохраняет это право в том случае, если он докажет, например, что местный закон или практика порта выгрузки педали ему возможности осуществить удержание либо обстоятельства сложились таким образом, что удержание было невозможным. В соответствии со ст. 30 УЖТ до внесения на железнодорожной станции назначения грузополучателем всех причитающихся перевозчику платежей вагоны, контейнеры, не выданные грузополучателю, находятся на его ответственном простое, и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.

Другой мерой оперативного воздействия являются правила, установленные ст. 30 УЖТ, согласно которым при несвоевременном внесении грузоотправителем указанной платы и иных причитающихся перевозчику платежей за предыдущую перевозку грузов, прием грузов для перевозки и подача вагонов, контейнеров не проводятся, если иное не предусмотрено УЖТ или соглашением сторон.

Грузоотправитель несет ответственность за неправильное оформление перевозочных документов. В соответствии с нормами некоторых транспортных уставов и кодексов ответственность за данный вид нарушения наступает в виде штрафных санкций, т.е. такой неустойки, которая устанавливается заранее в твердой сумме или процентном отношении. Причем указанная мера ответственности, как правило, носит вид штрафной неустойки, поскольку может быть взыскана сверх убытков. Например, за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика (ст. 98 УЖТ). Аналогичное правило действует на речном транспорте (ст. 120 КВВТ РФ). На автомобильном транспорте в соответствии со ст. 145 УАТ РСФСР грузоотправитель или грузополучатель уплачивает штраф в установленном размере с каждого товарно-транспортного документа или путевого листа:

  • за неправильное указание в товарно-транспортных документах наименования груза;
  • за отказ от оформления или за неправильное оформление товарно-транспортного документа, а также путевого листа.

За предъявление груза, запрещенного к перевозке, или груза, требующего при автомобильной перевозке особых мер предосторожности, с неправильным указанием наименования или свойства груза с грузоотправителя, помимо взыскания причиненных автотранспортному предприятию или организации убытков, взыскивается штраф в размере пятикратной провозной платы по наивысшему тарифу за все расстояние перевозки.

КТМ РФ и ВК РФ подробных правил на этот счет не содержат.

Грузоотправитель несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по погрузке и укладке груза в транспортное средство. Так, ст. 150 УАТ РСФСР устанавливает обязанность грузоотправителя и грузополучателя возместить перевозчику убытки, происшедшие по их вине вследствие перегруза, повреждения подвижного состава при погрузке или разгрузке, неправильной погрузки, упаковки или неправильного крепления груза. Аналогичные правила содержатся в ст. 151 КТМ РФ.

Грузополучатель несет ответственность за неисполнение обязанности по своевременной выгрузке груза в пункте назначения, если такая обязанность возложена договором или законодательством на него. Такая обязанность не может быть возложена на грузополучателя до того момента, как он выразил свое намерение вступить в договор перевозки в качестве третьего лица. В соответствии со ст. 141 УАТ РСФСР за задержку по вине грузополучателя автомобилей, поданных под разгрузку, сверх установленных сроков (простой) грузополучатель уплачивает перевозчику штраф за каждую минуту простоя автомобиля в зависимости от его грузоподъемности. При простое специализированных автомобилей (рефрижераторов, изотермических, автоцистерн и автофургонов различного назначения) размер штрафа увеличивается в 2 раза. Указанный штраф уплачивается грузополучателем также за простой автомобиля по его вине в гараже автотранспортного предприятия или организации или в пути следования.

Основанием для начисления штрафа за простой автомобилей служат отметки в товарно-транспортном документе и путевом листе о времени прибытия и убытия автомобилей, а за простой автомобилей в гараже — письменный отказ грузоотправителя или грузополучателя. По истечении одного часа ожидания погрузки перевозчик вправе возвратить подвижной состав в гараж или использовать его на других перевозках. В этом случае перевозка считается несостоявшейся, начисление штрафов за простой прекращается, а перевозчик ответственности за невыполнение перевозки не несет. Однако грузополучатель освобождается от уплаты штрафа за простой подвижного состава и задержку контейнеров, если простой подвижного состава или задержка контейнеров произошли по причине явлений стихийного характера (заносы, наводнения, пожары ит.п.) или аварии на предприятии, в результате которых в соответствии с действующими положениями запрещено производить погрузочно-разгрузочные работы.

На речном транспорте за сверхнормативный простой судов и задержку возврата контейнеров с грузоотправителя, грузополучателя, отправителя и получателя буксируемого объекта, по вине которых они допущены, взыскивается штраф в следующих размерах:

  • 0.5 размера МРОТ за 100 тонн грузоподъемности самоходного грузового судна в час;
  • 0.07 размера МРОТ за 100 тонн грузоподъемности несамоходного грузового судна в час;
  • одного МРОТ за 100 киловатт мощности буксирного судна в час.

Грузоподъемность судна менее чем 50 тонн и мощность двигателя

судна менее чем 50 киловатт не учитываются, грузоподъемность судна, равная 50 тоннам и более, и мощность двигателя судна, равная 50 киловатт и более, принимаются за целую сотню (ст. 120 КВВТ РФ).

Грузоотправитель

Актуально на: 28 сентября 2017 г.

При заполнении счета-фактуры указание сведений о грузоотправителе (его наименование и адрес) в общем случае является обязательным (ст. 169 НК РФ). Подробнее об этом, условиях, при которых информацию о грузоотправителе можно не указывать, а также ответственности грузоотправителя за перегруз автомобиля расскажем в нашей консультации.

Кто такой грузоотправитель

Грузоотправитель – это юридическое или физическое лицо, которое сдает груз к перевозке и которое указывается в качестве отправителя в перевозочных и иных документах.

Полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с его учредительными документами, а также его адрес должны указываться в счете-фактуре или УПД по строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» (Постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137, Письмо ФНС от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@).

Если счет-фактура или УПД составляются комиссионером (агентом), приобретающим у двух и более продавцов товары от своего имени, по строке 3 через точку с запятой указываются полные или сокращенные наименования грузоотправителей и их почтовые адреса.

Если грузоотправителем и продавцом является одно и то же лицо, в строке 3 указывается «он же».

В том случае, если счет-фактура или УПД оформляются не на груз, а на работы, услуги или имущественные права, то фактически грузоотправитель отсутствует, а потому по строке 3 проставляется прочерк.

Ответственность грузоотправителя за перегруз автомобиля

Отношения между грузоотправителем и перевозчиком регулируются договором перевозки (п. 1 ст. 784 ГК РФ). Перевозчик обязан в согласованные сроки подать грузоотправителю под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Это означает, в том числе, что поданные транспортные средства должны быть способны к перевозке груза, указанного в заявке (заказе), договоре перевозки или договоре об организации перевозок. Пригодность к перевозке подразумевает, к примеру, что грузоподъемность транспортного средства соответствует договорным условиям. Если же в процессе погрузки будет превышена грузоподъемность автомобиля, т. е. допущен перегруз, по вине грузоотправителя, он несет ответственность в соответствии с договором перевозки.

Так, например, грузоотправитель предоставил перевозчику недостоверную информацию о массе перевозимого груза, при этом провозная плата установлена в расчете на единицу массы этого груза. За превышение грузоподъемности автомобиля договором предусмотрен штраф для грузоотправителя в размере 20% провозной платы. К слову, именно такая величина штрафа за искажение сведений о свойствах груза, в том числе о его массе и габаритах, установлена ч. 3 ст. 35 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). При этом уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, который таким нарушением был причинен перевозчику.

Кроме того, за предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз, если это привело к нарушению правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, предусмотрены административные штрафы по КоАП РФ (ч.ч.8,9 ст. 12.21.1).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *