07.12.2015 | Ограничение/приостановление предоставления КУ

Порядок ограничения, приостановления предоставления коммунальных услуг в связи с их неполной оплатой регулируется разделом XI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354. Однако, несмотря на то, что такие возможности у исполнителя коммунальной услуги существуют с 2011 года, в реальности применить такие меры воздействия на должников на практике оказывается очень сложно.

Во-первых, возникает сложность с соблюдением процедуры ограничения/приостановления коммунальных услуг. ТСЖ и УО каким-то образом нужно добиться от должника получения (лично!) уведомлений о предстоящем отключении, а законодатель не предоставляет исполнителю права при невозможности уведомить должника лично (не получает почту, отказывается расписываться в получении) составить акт об отказе должника расписаться в получении уведомлений. Конечно, на практике такие акты составляются, но в большинстве случаев инспекции жилищного надзора и вслед за ними суды встают на защиту должника.

Кроме того, само понятие «неполная оплата» дает право начать процедуру ограничения/приостановления только тогда, когда задолженность превысит размер начислений за услугу более чем за 2 расчетных периода (месяца) по нормативу. Например, если в квартире индивидуальный прибор учета каждый месяц фиксирует потребление 5 кубов воды, в квартире проживают на законном основании 3 человека, к примеру, норматив потребления на одного человека 4 куба, значит, задолженность должна равняться в рублях стоимости 24 кубов (из расчета 3 чел. х 4 куба (норматив) х 2 месяца). Очевидно, что такую задолженность при неоплате в полном объеме потребления каждый месяц 5 кубов, квартира накопит за 5 месяцев.

Во-вторых, очередь любой исполнитель сталкивается с техническими проблемами, ведь среди разрешенных к ограничению услуг горячее водоснабжение сразу же отпадает, т.к. в большинстве домов (построенных в советское время) нет технической возможности отключить горячую воду не затрагивая права и интересы добросовестных потребителей, чьи квартиры расположены на одном стояке с должником. В отношении газоснабжения – ТСЖ и УО почти никогда не бывают исполнителями услуг по газу в квартире (в редких случаях ТСЖ и УО могут быть исполнителями в части использования газа для нужд отопления и подогрева воды, в таком случае отключение газа не возможно). Остается только отключение электричества.

Но теперь и отключение электричества тоже может стать проблемой.

В соответствии с федеральным законом от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» с 01 января 2016 в Кодексе РФ об административных правонарушениях вступает в силу статья 9.22. «Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод». Часть 2 этой статьи вводит ответственность за нарушение процедуры ограничения режима потребления электрической энергии. Штраф на юридических лиц ни много ни мало от 100 до 200 тысяч рублей.

«2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей».

На первый взгляд, кажется, что статья распространяется на действия ТСЖ/ЖСК/УК по ограничению/приостановлению коммунальной услуги электроснабжения в связи с наличием долга. Однако, в статье есть ряд неопределенностей:

— в статье говорится о лице, обязанном осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии. Однако, ограничивать/приостанавливать предоставление электроснабжения это право, а не обязанность исполнителя. У ТСЖ/ЖСК/УО существует обязанность только по возобновлению потребления в случае погашения задолженности (в течение 2х суток с момента полной оплаты);

— в статье говорится о том, что обязанное лицо нарушает требования о введении ограничения или требования о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, и эти требования предъявляются «законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии». В отношениях потребитель и исполнитель коммунальных услуг требования к ограничению/приостановлению предоставления коммунальной услуги предусмотрены ПП РФ 354, которое не является частью законодательства об электроэнергетике. Указанное постановление является частью жилищного законодательства;

— в статье говорится о полном или частичном ограничении режима потребления электрической энергии, в то время как жилищное законодательство не содержит таких понятий. В соответствии с ПП РФ 354 происходит либо ограничение (то есть уменьшение количества потребляемого ресурса), либо приостановление (полное прекращение предоставления коммунальной услуги, т.е. ее отключение). По сути, эти понятия идентичны, но разное законодательство (жилищное и законодательство об электроэнергетике) дает разное наименование процессов, и формально ст. 9.22. КоАП РФ не может применяться к жилищным правоотношениям.

Таким образом, имеется достаточное количество доводов не применять ст. 9.22. КоАП РФ к отношениям исполнителя коммунальной услуги и потребителя, однако, никто не может дать гарантий, что правоприменители не посчитают возможным применять указанную статью к ТСЖ/ЖСК/УК по аналогии. Тогда у ТСЖ/ЖСК/УО будут не только организационные и технические сложности применения главы XIПП РФ 354, но и опасность получить штраф за любое нарушение процедуры (например, составление акта об отказе потребителя расписываться в получении уведомления). В связи с изложенным, очередной закон, принятый «в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов», так и не достигнет своей цели.

Уведомление об ограничении (приостановлении) КУ в связи с задолженностью на 09.04.2019

2019-04-09

Статьей 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354 утверждены (далее – Правила) исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

На основании изложенного требуем незамедлительно произвести оплату задолженности в полном объеме. В противном случае ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» вынуждено будет ввести процедуру приостановления подачи коммунальных услуг, в том числе услуг «Водоотведение» и «Электроэнергия», до полного погашения имеющейся задолженности, в установленном законом порядке.

Уведомляем Вас, что в силу пункта 120 Правил, возобновление предоставления коммунальной услуги будет производиться только после возмещения затрат, связанных с выполнением приостановления и возобновления услуги и полного погашения задолженности (либо заключения соглашения о порядке погашения задолженности).

Дополнительно сообщаем, что ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» оставляет за собой право обратиться в суд для взыскания задолженности за жилищные и коммунальные услуги, где помимо суммы основного долга и пени с Вас будут взысканы судебные расходы. При этом возобновление предоставления коммунальной услуги, также будет осуществлено только после полного погашения имеющейся задолженности несмотря на то, что такая задолженность была взыскана в судебном порядке.

Для заключения соглашения о порядке погашения задолженности можно обращаться в ООО «УЖК «УРАЛ-СТ» (г. Екатеринбург, ул.Раевского, д. 4).

Файлы:

Файл Тип Размер, кб
Уведомление о задолженности от 09.04.2019.pdf pdf 2946

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг потребителям за долги

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.
№ 354 (далее — Правила № 354), внесены изменения, в том числе касающиеся порядка ограничения предоставления коммунальных услуг.

Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами № 354.

В соответствии с пунктом 118 Правил № 354 под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Порядок и сроки уведомления потребителя об ограничении или приостановлении коммунальной услуги установлены пунктом 119 Правил
№ 354.

В соответствии с указанной нормой, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг ограничение или приостановление предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

1. Исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения (уведомления) предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (подпункт «а» пункта 119 Правил № 354):

  • вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
  • направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;
  • иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи голосовой информации на стационарный телефон.

2. Если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (подпункт «б» пункта 119 Правил № 354).

3. Если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (подпункт «в» пункта 119 Правил № 354).

Обращаем внимание на необходимость своевременной и полной оплаты предоставленных коммунальных услуг.

До 1 января 2021 года введен мораторий на начисление и взыскание неустойки по долгам за ЖКУ

Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 4241 до 1 января 2021 г. приостановлено взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение, коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт. В этой связи до указанного срока приостановлено действие следующих положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правил):

  • подп. «а» п. 32 в части права исполнителя коммунальной услуги требовать уплаты неустоек;
  • подп. «д» п. 81.12 о признании прибора учета вышедшим из строя в случае истечения межповерочного периода;
  • подп. «а» п. 117 о праве исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги в случае ее неполной оплаты в срок;
  • п. 119 о порядке такого приостановления (ограничения) предоставления коммунальной услуги;
  • подп. «а» п. 148.23 в части права исполнителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать уплаты неустоек,
  • п. 159 об обязанности потребителей оплатить пени за несвоевременно или неполностью внесенную плату за коммунальные услуги.

При этом постановлено, что положения договоров о предоставлении коммунальных услуг, заключенных на основании указанных Правил, в период до 1 января 2021 года применяются в части, не противоречащей новым положениям о моратории. «Коммунальные услуги за долги отключать не будут. При этом не будут начисляться пени и за просрочку взносов за капремонт и платы за жилье», – сообщил вчера на заседании президиума Координационного совета по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории РФ Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Названное постановление вступило в силу 6 апреля.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Кроме того, премьер-министр заявил, что принято решение о продлении гражданам-получателям субсидий на оплату жилого помещения и ЖКУ права на получение указанных субсидий без дополнительного подтверждения, если срок предоставления субсидии истекает в период с 1 апреля по 1 октября 2020 года (Постановление Правительства РФ от 2 апреля № 420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020 г.»). Данное постановление вступило в силу 3 апреля.

1 С текстом Постановления Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (номер опубликования: 0001202004060041).

Блог

Самая веселая процедура в сфере ЖКХ – это отключение злостным должникам коммунальных услуг. Радость на лицах должников и благодарности от них сотрудникам управляющих организаций позволяют осознать, что день прожит не зря и ты нужен людям. Так вот и поговорим о том, как нести радость людям правильно и как должников уведомить о новом радостном событии в их веселой жизни.

С 01 января 2017 года вступила в силу новая редакция Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее по тексту – Правила), в которых порядок уведомления должников перед отключением услуг и порядок самого отключения были существенно упрощены.

Начнем с того, кто все-таки может производить приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг. Данный вопрос особенно важен с учетом сложившегося в России хаоса в вопросе предоставления коммунальных услуг, когда сотрудники управляющих организаций не могут понять исполнители они коммунальных услуг или нет.

Согласно пп.»а» п.117 Правил ограничение и приостановление предоставления коммунальной услуги производится исполнителем коммунальных услуг. В качестве исполнителя коммунальных услуг могут выступать (п.2 Правил):

  1. управляющая организация или ТСЖ;

  2. ресурсоснабжающая организация.

Разобраться в вопросе кто исполнитель коммунальных услуг очень просто. Как указал Верховный суд РФ в Определении от 22 апреля 2014 г. N АПЛ14-134: «исполнителями коммунальных услуг могут быть товарищество либо кооператив, а также управляющая либо ресурсоснабжающая организации, которым потребители в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом и на основании договора, содержащего условия о предоставлении коммунальных услуг, обязаны вносить плату за предоставленные коммунальные услуги».

Иными словами, исполнитель коммунальных услуг тот, с кем у собственника помещения (потребителя) есть договор о предоставлении коммунальных услуг, а не кому конкретно он оплачивает услуги.

Достаточно распространенная схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО, когда собственники на основании решения общего собрания вносят плату в РСО, не делают последнюю исполнителем коммунальных услуг, а значит отключать коммунальные услуги в данном случае РСО не вправе. Как указано в п.64 Правил:

«Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем».

С тем, кто отключает услуги, разобрались.

Давайте посмотрим, как уведомить собственника помещения (потребителя) о планируемом отключении услуги.

«Лимит», после которого можно начинать процедуру ограничения (приостановления) коммунальной услуги, составляет 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса (п.118 Правил). То есть, если норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения составляет 5 кубических метров в месяц и стоимость кубического метра горячей воды составляет 100 рублей, начать процедуру ограничения (приостановления) предоставления коммунальной услуги можно при наличии задолженности по горячему водоснабжению в размере 5 * 2 * 100 = 1000 рублей.

Лимит превышен. В атаку бойцы разводного ключа и квитанций…

Согласно пп.»а» п.119 Правил предупреждение доставляется потребителю путем:

  1. вручения под расписку;

  2. направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении);

  3. путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления);

  4. путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя;

  5. телефонного звонка с записью разговора;

  6. сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в ГИС ЖКХ;

  7. сообщения на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

  8. путем передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Обратите внимание (это очень важно)!!!

Замечание 1.

Правила предоставления коммунальных услуг разделили все способы уведомления должника на 2 группы:

1) достаточно доставки уведомления должнику (п.1-3) и нет необходимости подтверждать факт и дату получения уведомления должником;

2) необходимо подтвердить факт и дату получения уведомления должником (п.4-8).

Понятия доставки почтового отправления жилищное законодательство не содержит, что, безусловно, печально.

Но есть замечательный Порядок приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденный Приказом ФГУП «Почта России» от 17.05.2012 №114-п.

В п.3 указанного документа четко указано, что «доставка почтового отправления, уведомления о вручении и извещения — производственная операция, заключающаяся в перемещении почтового отправления, уведомления о вручении, извещения о регистрируемом почтовом отправлении из объекта почтовой связи места назначения в ячейку абонентского почтового шкафа, в почтовый абонентский ящик адресата или по указанному адресу, через почтовые шкафы опорных пунктов для вручения».

Абонентский почтовый шкаф — специальный шкаф с запирающимися ячейками, устанавливаемый в жилых домах (ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О почтовой связи»).

Таким образом, с момента, когда уведомление о заказном или ценном письме с уведомлением о введении ограничении (приостановлении) коммунальной услуги оказалось в почтовом ящике должника (это можно увидеть через трекинг почты России) начинается отсчет 20 дней до момента введения ограничения (приостановлении) коммунальной услуги (пп.»а» п.119 Правил).

Уведомление с помощью СМС, неработающего ГИС ЖКХ и сообщений электронной почты тут рассматривать не буду – это тема отдельной статьи.

Замечание 2.

Разработчики нормативки те еще знатоки сферы ЖКХ и уверен на 100500 процентов, что ни один из них ни дня не работал в управляющей компании. Но… Они ж лучше всех знают, как должно быть, а я вам скажу, КАК НАДО ДЕЛАТЬ.

Дело в том, что если отправлять должнику заказное письмо с уведомлением о вручении, после отправки у вас на руках будет только документ о том, что письмо с неким содержимым ушло в адрес должника.

Доказать, что отправлено именно уведомление об ограничении (отключении) услуг в суде и в надзорных органах может быть проблематично. Поэтому не пожалейте немного денег и уведомите должника ценным письмом с описью вложения. Должник при оплате долга перед восстановлением предоставления коммунальной услуги все равно компенсирует управляющей организации (ТСЖ) все затраты, связанные с введением процедуры ограничения (приостановления) услуги (п.120 Правил).

Ну вот вы и уведомили должника и можете чувствовать себя коммунальным Дедом Морозом.

С уважением, Кочетков Юрий.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *