Временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» для обеспечения единого подхода к расчетам объемов накопления твердых бытовых отходов (далее — ТБО), предъявляемых к сбору, вывозу, захоронению и утилизации, целесообразно применять Временные нормативы накопления твердых бытовых отходов. Временные нормативы ТБО применяются при отсутствии проекта нормативов образования и лимитов на размещение ТБО в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений.
Временные нормативы накопления ТБО предназначены для определения количества накапливающихся отходов, образуемых в результате деятельности владельцев (арендаторов, собственников) нежилых помещений в соответствии с видом деятельности.
Основными показателями для определения Временных нормативов накопления ТБО являются: средний удельный норматив накопления твердых бытовых отходов в сутки (куб. м), средняя плотность (кг/куб. м).
Временные нормативы ТБО целесообразно применять до разработки проекта норматива образования отходов и лимитов на их размещение (Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказ Министерства природных ресурсов РФ от 11.03.2002 N 115 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»).
Уточнение Временных нормативов ТБО необходимо проводить не реже чем один раз в год.
Расчет Временных нормативов накопления ТБО производится по формуле:
V = N x U x D,
где:
V — Временный норматив накопления ТБО в год (куб. м/год) на 1 нежилое помещение в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов).
N — Расчетный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения.
U — Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения (куб. м/сутки).
D — Фактическое количество рабочих дней предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения в год.

Временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов

№ п/п Вид деятельности предпринимателя, юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения Расчётный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения Средний удельный норматив накопления ТБО в сутки от деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилого помещения При плотности кг/куб. м
кг куб. м
1 2 3 4 5 6
1. Организации торговли
1.1 Продовольственный магазин на 1 кв. м общей площади 0,718 0,00410 175
1.2 Универсам на 1 кв. м общей площади 0,700 0,0410 170
1.3 Павильон на 1 кв. м общей площади 2,630 0,01600 160
1.4 Лоток 1 торговое место 2,190 0,01095 200
1.5 Палатки, киоски: газетные, сувенирные и т.д на 1 кв. м общей площади 1,440 0,01110 130
1.6 Торговля с машин 1 торговое место 2,190 0,01400 160
1.7 Магазин промышленных товаров на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.8 Магазин хозяйственных товаров на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.9 Супермаркет (универмаг) на 1 кв. м общей площади 0,400 0,00360 110
1.10 Рынки, склады, базы на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00100 100
1.11 Организация, оказывающая услуги общественного питания (кафе, ресторан, бар, закусочная и т.п.) на 1 кв. м общей площади 1,370 0,00700 200
1.11 Ярмарка на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00100 100
2. Медицинские учреждения
2.1 Аптека на 1 кв. м общей площади 0,100 0,00080 110
2.2 Больница на 1 койка/место 0,630 0,00190 330
2.3 Поликлиника, диспансер на 1 посещение 0,010 0,00004 170
2.4 Санаторий, пансионаты на 1 койка/место 1,041 0,00550 190
3. Организации, оказывающие автотранспортные услуги
3.1 Автомастерская, шиномонтажные мастерские, автозаправочные станции на 1 машино/место 1,096 0,00540 200
3.3 Автостоянка, парковка на 1 машино/место 0,0055 0,00030 200
3.4 Гараж, паркинг на 1 машино/место 0,110 0,00550 200
4. Образовательные учреждения
4.1 Дошкольное образовательное учреждение на 1 ребенка 0,273 0,00270 100
4.2 Общеобразовательное учреждение на 1 учащегося 0,050 0,00030 200
4.3 Учреждение начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс на 1 учащегося 0,050 0,00030 190
5. Иные организации
5.1 Организация, осуществляющая деятельность по ремонту бытовой, радио- или компьютерной техники на 1 кв. м общей площади 0,030 0,00100 220
5.2 Организация, осуществляющая деятельность по ремонту обуви, одежды на 1 кв. м общей площади 0,273 0,00070 400
5.3 Химчистка, прачечная на 1 кв. м общей площади 0,027 0,00030 100
5.4 Парикмахерская, косметический салон на 1 кв. м общей площади 0,575 0,00400 140
5.5 Гостиница на 1 койко-место 0,493 0,00300 171
5.6 Общежитие на 1 койко-место 0,506 0,00300 180
5.7 Баня на 1 посещение 0,100 0,00050 180
5.8 Библиотека, клуб, кинотеатр, концертный на 1 посадочное место 0,080 0,00050 150
5.9 Спортивная арена, стадион, казино, залы игровых автоматов, танцевальные залы, лодочные станции на 1 посадочное место 0,060 0,00040 150
5.10 Научно-исследовательский институт, проектный институт, конструкторское бюро на 1 сотрудника 0,301 0,00270 110
5.11 Кредитная организация на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.12 Объект почтовой связи, организация связи на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.13 Организация, использующая помещение под административные цели, выставку, офис, контору на 1 сотрудника 0,273 0,00270 100
5.14 Железнодорожный вокзал или автовокзал, аэропорт, речной вокзал, порт на 1 пассажира 0,342 0,00100 250

Расчетные коэффициенты приведены без учета сбора крупногабаритных отходов.
Для организаций не осуществляющих селективный сбор отходов, применяется повышающий коэффициент 1,5.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и в соответствии с пунктом 5.2.102 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр М.А. Мень

Методические рекомендации
по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28 июля 2016 г. № 524/пр)

1. Настоящие методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее соответственно — методические рекомендации, нормативы, отходы) разработаны в целях оказания методического содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по проведению замеров отходов, определению расчетных единиц и категорий объектов, на которых образуются отходы.

2. Методические рекомендации не содержат положений обязательного характера.

3. Органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления.

4. Категории объектов, на которых образуются отходы, и в отношении которых могут устанавливаться нормативы, а также расчетные единицы по категориям объектов рекомендуется определять в соответствии с приложением 1 к настоящим методическим рекомендациям.

5. На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта, примерная форма которых представлена в приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям.

6. Для определения нормативов рекомендуется выбирать по два муниципальных образования, в которых:

а) преобладающей отраслью является сельское хозяйство;

б) преобладающими отраслями являются химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности;

в) большая площадь территории районов занята особо охраняемыми природными территориями, рекреационными и лесными зонами.

7. Рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения.

8. При определении нормативов рекомендуется использовать стандартные контейнеры емкостью 0,75-1,1 куб.м или полиэтиленовые мешки с определенной емкостью.

С целью более точного учета отходов рекомендуется установка дополнительных контейнеров (уточняется при обследовании выбранных участков).

9. Рекомендуемые сроки проведения замеров:

а) зима — декабрь, январь;

б) весна — апрель;

в) лето — июнь, июль;

г) осень — сентябрь, октябрь.

10. Результаты замеров по каждому объекту рекомендуется заносить в специальный бланк, примерная форма которого представлена в приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям.

11. В целях проведения замеров отходы в контейнере рекомендуется разравнять и мерной линейкой (ноль совпадает с дном контейнера) определять объем отходов.

12. Массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений (далее — средства измерения) и последующего вычитания массы пустого контейнера.

Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения.

В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

13. Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложениях 4 и 5 к настоящим методическим рекомендациям.

14. При раздельном накоплении отходов рекомендуется указывать их наименование и массу и (или) объем. Из массы и объема отходов по объекту каждой категории возможно предусматривать вычет массы и объема таких отходов.

15. Работы по определению нормативов рекомендуется проводить каждые 5 лет.

Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по вопросам, связанным
с определением нормативов
накопления твердых
коммунальных отходов

Категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться нормативы накопления твердых коммунальных отходов


п/п
Наименование категории объектов Расчетная единица, в отношении которой устанавливается норматив
ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Административные здания, учреждения, конторы:
научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро 1 сотрудник или 1 кв.метр общей площади
банки, финансовые учреждения 1 сотрудник или 1 кв.метр общей площади или 1 посетитель
отделения связи 1 сотрудник или 1 кв.метр общей площади или 1 посетитель
административные, офисные учреждения 1 сотрудник или 1 кв.метр общей площади
Предприятия торговли:
продовольственный магазин 1 кв.метр общей площади
промтоварный магазин 1 кв.метр общей площади
павильон 1 кв.метр общей площади
лоток 1 торговое место
палатка, киоск 1 кв.метр общей площади
торговля с машин 1 торговое место
супермаркет (универмаг) 1 кв.метр общей площади
рынки продовольственные 1 кв.метр общей площади
рынки промтоварные 1 кв.метр общей площади
Предприятия транспортной инфраструктуры:
автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания 1 машино-место
автозаправочные станции 1 машино-место
автостоянки и парковки 1 машино-место
Гаражи, парковки закрытого типа 1 машино-место
Автомойка 1 машино-место
Железнодорожные и автовокзалы, аэропорты, речные порты 1 пассажир
Дошкольные и учебные заведения:
Дошкольное образовательное учреждение 1 ребенок
Общеобразовательное учреждение 1 учащийся
Учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс 1 учащийся
детские дома, интернаты 1 место
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения:
клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки 1 место
библиотеки, архивы 1 место
выставочные залы, музеи 1 кв.метр общей площади или 1 посетитель
спортивные арены, стадионы 1 место
спортивные клубы, центры, комплексы 1 место
зоопарк, ботанический сад 1 кв.метр общей площади или 1 посетитель
пансионаты, дома отдыха, туристические базы 1 кв.метр общей площади или 1 место
Предприятия общественного питания:
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые 1 место
Предприятия службы быта:
мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники 1 кв.метр общей площади
мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр. 1 кв.метр общей площади
ремонт и пошив одежды 1 кв.метр общей площади
химчистки и прачечные 1 кв.метр общей площади
парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты 1 место
гостиницы 1 место
общежития 1 место
бани, сауны 1 место или 1 посетитель
Предприятия в сфере похоронных услуг:
Кладбища 1 место
Крематории 1 кв.метр общей площади
Организация, оказывающая ритуальные услуги 1 кв.метр общей площади
Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества 1 участник (член)
Предприятия иных отраслей промышленности 1 сотрудник или 1 кв.метр общей площади
ДОМОВЛАДЕНИЯ
Многоквартирные дома 1 проживающий или 1 кв.метр общей площади
Индивидуальные жилые дома 1 проживающий или 1 кв.метр общей площади

Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по вопросам, связанным
с определением нормативов
накопления твердых
коммунальных отходов

Форма 1

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПАСПОРТА ДОМОВЛАДЕНИЯ

1. Адрес ________________________________________________________________

2. Этажность ____________________________________________________________

3. Номер домовладения ___________________________________________________

4. Количество проживающих, чел. _________________________________________

5. Общая площадь жилых помещений, кв.м __________________________________

6. Данные о контейнерах:

а) тип контейнеров ______________________________________________________

б) количество ___________________________________________________________

в) емкость ______________________________________________________________

7. Периодичность вывоза отходов _________________________________________

8. Наличие раздельного накопления определенных видов отходов в целях их

утилизации (наименование вида отхода, количество) _______________________

Подписи:

Форма 2

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ПАСПОРТА ОБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

1. Наименование объекта _________________________________________________

2. Адрес ________________________________________________________________

3. Встроенное или отдельно стоящее (для последнего указать этажность) ___

4. Характерные расчетные единицы в зависимости от категории объекта:

а) расчетная единица ____________________________________________________

б) количество ___________________________________________________________

5. Данные о контейнерах:

а) тип контейнеров ______________________________________________________

б) количество ___________________________________________________________

в) емкость ______________________________________________________________

6. Периодичность вывоза отходов _________________________________________

7. Наличие раздельного накопления определенных видов отходов в целях их

утилизации (наименование вида отхода, количество) _______________________

Подписи:

Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по вопросам, связанным
с определением нормативов
накопления твердых
коммунальных отходов

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных

отходов в контейнерах

Адрес объекта: ______________________________________________________________________________

Наименование объекта ________________________________________________________________________

Наличие ограждения контейнерной площадки (тип, количество огороженных сторон) _______________

Наличие и тип подстилающей поверхности контейнерной площадки ________________________________

Количество контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов на площадке ______________

Количество контейнеров для раздельного накопления определенных видов отходов в

целях их утилизации на площадке _____________________________________________________________

Дата проведения замеров День недели
контейнера
Объем контейнера, Наполненность контейнера, % Объем отходов, Масса порожнего контейнера, кг Масса заполненного контейнера, кг Масса отходов нетто, кг Примечания
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по вопросам, связанным
с определением нормативов
накопления твердых
коммунальных отходов

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

сводной сезонной ведомости определения нормативов накопления

твердых коммунальных отходов

Период проведения замеров (сезон) _______________________________________

Наименование категории объектов _________________________________________


п/п
Наименование объекта Дата проведения замеров Адрес контейнер ной площадки, номер Количество расчетных единиц Количество отходов Норматив накопления отходов Плотность,
кг кг/сут
1
2
Средний показатель за сутки

Приложение № 5
к Методическим рекомендациям
по вопросам, связанным
с определением нормативов
накопления твердых
коммунальных отходов

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА

сводной годовой ведомости определения нормативов накопления

твердых коммунальных отходов

Наименование категории объектов _________________________________________


п/п
Наименование объекта Сезон Количество расчетных единиц Количество отходов Норматив накопления отходов Плотность,
кг кг/год
1
2
Средний показатель за год

Постановление Правительства РФ от 29 октября 2019 г. № 1386 «О внесении изменений в Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами»

  • О ФАС России
    • Миссия, цели, ценности
    • Услуги и функции
    • Структура
    • Государственная служба
    • Противодействие коррупции
    • Федеральные целевые программы
    • Политика в области качества (ISO 9001)
    • Гражданская оборона
    • ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ»
    • Музей ФАС России
    • История антимонопольного регулирования в России
    • Этический Кодекс государственных гражданских служащих ФАС России
    • Реестр Заслуженных экспертов Федеральной антимонопольной службы
  • Коллегиальные органы
    • Коллегия ФАС России
    • Биржевой комитет
    • Правление ФАС России
    • Апелляционная инстанция
    • Методический совет
    • Методический совет по тарифному регулированию
    • Комиссия по товарным рынкам
    • Президиум ФАС
    • Новости
  • База решений
  • Документы
    • Нормативные правовые акты
    • Разъяснения Президиума ФАС
    • Разъяснения
    • Информационное письмо
    • Аналитические материалы
    • Доклады
    • Планы деятельности
    • Отчетность
    • Сведения о полезном отпуске
    • Статистика
    • Бюджет ФАС России
    • Архив
  • Открытое ведомство
    • Концепция открытости ФОИВ
    • Публичные декларации ФАС России
    • Открытые данные
    • Белая и черная книги
    • Опросы
    • ФАС детям
    • Работа с референтными группами
    • Наука и образование
    • Пресс-служба
    • Медиа-архив
    • Буклеты
    • Новости
    • Публичные мероприятия ФАС России
    • Инициативные проекты
  • Международное сотрудничество
    • Международные организации
    • Международные рабочие группы
    • Двустороннее сотрудничество
    • Международные мероприятия
    • Архив
  • Территориальные органы
    • Положение о ТО ФАС России
    • Контакты
    • Задачи и функции территориальных органов ФАС
    • История создания территориальных органов ФАС России
    • Соглашения о сотрудничестве ФАС России с регионами
    • Стандарт развития конкуренции
    • Новости ТО ФАС России
  • Общественный совет при ФАС России
  • Экспертные советы при ФАС России
  • Обратиться в ФАС
    • Порядок обращения
    • Написать в ФАС России
    • Общественная приемная ФАС России
    • Отчеты о работе с обращениями граждан
    • Часто задаваемые вопросы
    • Запись на личный приём в Общественной приёмной ФАС России
    • Контакты ответственных лиц за работу с обращениями граждан
    • Реквизиты для оплаты пошлин и штрафов

Вопрос:

Какие данные по ТКО необходимо ставить в журнал по 721 приказу: фактические или тот норматив, который прописан в договоре с РО?

Ответ

В соответствии с п. 4 Порядка учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (ред. от 25.06.2014), учет в области обращения с отходами ведется на основании фактических измерений количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов.

В случае невозможности произвести фактические измерения количества использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходов, учет ведется на основании следующих источников:

  • технической и технологической документации;
  • бухгалтерской документации;
  • актов приема-передачи;
  • договоров.

Согласно п. 5 Правил коммерческого учета отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 года N 505 (ред. от 15.09.2018), коммерческий учет количества твердых коммунальных отходов осуществляется:

— Реклама —

а) расчетным путем исходя из:

  • нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
  • количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В договоре с региональным оператором указывается способ коммерческого учета.

Также согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, Региональный оператор имеет право осуществлять контроль за учетом объема и (или) массы принятых твердых коммунальных отходов (см. п.п. а п. 12). При этом согласно п. 13 данных Правил потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 года N 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов».

Таким образом, если у Вас отсутствуют поверенные средства измерения массы ТКО, которыми возможно осуществлять фактические измерение ТКО, то учет соответственно возможно вести исходя из данных типового договора на обращение с ТКО и актов. Чем меньше расхождение между одними и теми же параметрами в разных документах тем лучше. Если Вы не собираетесь спорить с регоператором и переходить на коммерческий учет ТКО по контейнерам, то возможно вести учет отходов по соответствующим удельным нормативам, прописанным в договоре с регоператором.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *