Комментарий к статье 58

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (п. 10 ч. 3 ст. 28 и ч. 1 ст. 58 Закона № 273-ФЗ). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ).

Исходя из положений ст. 58 Федерального закона № 273-ФЗ промежуточной аттестацией целесообразно считать подведение итогов обучения учащегося за учебный год в целом в разрезе изученных предметов (дисциплин). Если элементом промежуточной аттестации считать итоги освоения части образовательной программы за четверть (триместр), то возникает неопределенность относительно условного перевода учащихся в следующий класс в случае возникновения академической задолженности.

Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).

Если же в общеобразовательной организации промежуточная аттестация рассматривается как отдельный элемент оценивания учебных достижений учащихся, не связанный с текущей успеваемостью, то юридически допустимо, что отметка, полученная на такой аттестации, может быть выше, чем «среднечетвертная». Итоговая отметка за учебный год может быть выставлена по результатам зачета, выполненного реферата, доклада или экзамена.

Обратим внимание, что образовательная организация, практикующая различные формы промежуточной аттестации, может отрегулировать по своему усмотрению ситуацию, при которой по итогам учебного года выставляется и «среднечетвертная» отметка, и отметка на промежуточной аттестации в зависимости от формы промежуточной аттестации.

Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации. Экспертами Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», осуществляющих экспертно-консультационное сопровождение внедрения изменений и новаций, связанных с реализацией Закона № 273-ФЗ была подготовлена модель локального нормативного акта «Положение о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществления текущего контроля их успеваемости».

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой.

Текущий контроль успеваемости учащихся представляет систематическую проверку учебных достижений учащихся, проводимую педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.

Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования.

В соответствии с модельным нормативным правовым актом промежуточная аттестация проводится начиная со второго класса.

Возможны несколько вариантов промежуточной аттестации и сроков ее проведения.

Вариант 1. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 2. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра).

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3. Промежуточная аттестация подразделяется на четвертную (триместровую) промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам четверти (триместра), а также готовую промежуточную аттестацию, которая проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю по итогам учебного года.

Сроки проведения промежуточной аттестации определяются образовательной программой.

Вариант 3а) Годовая промежуточная аттестация проводится в качестве отдельной процедуры, независимо от результатов четвертной (триместровой) аттестации.

Вариант 3б) Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов четвертных (триместровых) промежуточных аттестаций, и представляет собой результат четвертной (триместровой) аттестации в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок одной четверти (триместра), либо среднее арифметическое результатов четвертных (триместровых) аттестаций в случае, если учебный предмет, курс, дисциплина, модуль осваивался обучающимся в срок более одной четверти (триместра). Округление результата проводится в пользу обучающегося \ округление результата проводится в сторону результатов промежуточной аттестации за последнюю четверть (триместр) \ округление результата проводится с учетом _____________________ (указать иные значимые обстоятельства).

Вариант 4. Промежуточная аттестация проводится по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, по которым образовательной программой предусмотрено проведение промежуточной аттестации, в сроки, предусмотренные образовательной программой (по итогам года, полугодия, триместра, четверти).

Такая вариативность еще раз подчеркивает отсутствие каких-либо четких условий проведения промежуточной аттестации в Законе № 273-ФЗ и нормативных правовых актах Министерства образования и науки Российской Федерации и предоставляется в сферу собственного регулирования образовательных организаций.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода в целях:

— контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой;

— оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

— проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются педагогическим работником с учетом образовательной программы.

Фиксация результатов текущего контроля осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов освоения образовательных программ (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительной либо неудовлетворительной оценки результатов освоения образовательных программ без разделения на уровни освоения.

Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию.

Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником в соответствии с образовательной программой, и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося.

Результаты текущего контроля фиксируются в документах (классных журналах и иных установленных документах).

Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом.

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Целями проведения промежуточной аттестации являются:

— объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы;

— соотнесение этого уровня с требованиями федерального государственного образовательного стандарта;

— оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности;

— оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Промежуточная аттестация в образовательной организации проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств.

Формами промежуточной аттестации являются:

а) письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

б) устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

в) комбинированная проверка – сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности обучающегося.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы в родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены образовательной организацией для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей):

— выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия;

— отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж;

— для иных учащихся по решению педагогического совета или иного органа образовательной организации.

Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 Закона № 273-ФЗ неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Как следует из Письма Минобрнауки России от 15 сентября 2015 г. № 2655-05 «По вопросу об отчислении обучающихся», если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.

Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. Они вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования такой задолженности (ч. 3 и 5 ст. 58 Закона № 273-ФЗ).

Ответственность за ликвидацию учащимися общеобразовательной организации академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей) (п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015). Учебный год начинается 1 сентября. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца (п. 17 указанного Порядка).

С формально-правовой точки зрения законодательство об образовании не препятствует образовательной организации установить сроки ликвидации обучающимся академической задолженности в одностороннем порядке. Однако, по нашему мнению, такой подход может привести к нарушению или незаконному ограничению права учащегося на образование, если в силу объективных причин он и его законные представители не смогли подготовиться к так называемой «пересдаче». Поэтому рекомендуется устанавливать сроки повторной промежуточной аттестации исходя из фактической подготовленности учащегося, согласовав их с родителями (законными представителями) в письменной форме.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Статья 58 Закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем, ч. 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.

Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей):

— оставляются на повторное обучение;

— переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

— переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.

Образовательные организации, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.

Обучающийся в форме семейного образования обязан подать заявление о зачислении его в образовательную организацию не позднее установленного образовательной организацией срока до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации. В ином случае гражданин к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается.

Согласно ч. 10 ст. 58 Закона № 273-ФЗ обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации.

Обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, отчисляются из этой организации как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Как отмечается в Письме Минобрнауки России от 4 июня 2015 г. № 06-656, наличие неликвидированной академической задолженности обучающимися по основным профессиональным образовательным программам в установленные сроки образует самостоятельное основание прекращения образовательных отношений по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое именуется как невыполнение обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана.

Официальные документы в образовании. № 30. 2015.

Официальные документы в образовании. № 21. 2015.

В связи с многочисленными обращениями по вопросу об отчислении обучающихся за академическую задолженность без предоставления им в надлежащем порядке права ликвидировать указанную задолженность Минобрнауки России разъясняет.

Отчисление обучающихся регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 273-ФЗ). Согласно пункту 2 части 2 статьи 61 Федерального закона N 273-ФЗ образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), в том числе, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (далее — неуспеваемость).

Содержание понятия «обучающийся, не выполнивший обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана» раскрывается в статье 58 Федерального закона N 273-ФЗ, при этом не выполнившими обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признаются обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности (часть 11 статьи 58).

Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (часть 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ).

Исходя из статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ, если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации.

Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией.

Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности.

Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию.

Может сложиться ситуация, когда на момент окончания курса обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительным причинам, либо на этот момент обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, и не истекли установленные организацией сроки повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности. В этом случае обучающийся переводится на следующий курс условно.

Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки.

Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности).

Минобрнауки России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения указанных выше норм Федерального закона N 273-ФЗ.

А.А. Климов

Положение о формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля успеваемости. материал

Положение

о формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля успеваемости обучающихся

  1. Общие положения

1.Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и осуществлении текущего контроля успеваемости обучающихся (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым Кодексом Российской Федерации, приказом Минобрнауки России от 14.02.2014 № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544-н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемические правила и нормативы») (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 » Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вместе с СанПиН 2.4.2.3286-15.), приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования», приказом Минобрнауки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», Законом Челябинской области от 29.08.2013 № 515 –ЗО «Об образовании в Челябинской области» и уставом МОУ «СОШ № 66» г. Магнитогорска.

  1. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок проведения промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся в МОУ «СОШ №62».
  2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью внутришкольной оценки качества образования в МОУ «СОШ № 62» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования и адаптированной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
  3. В настоящем Положении применяются следующие понятия:
  1. Текущий контроль успеваемости обучающихся — регулярная оценка педагогическими работниками и/или иными уполномоченными работниками образовательной организации уровня достижения обучающимися установленных на определенных этапах образовательной деятельности планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования и адаптированных основных образовательных программ начального и основного общего образования.
  2. Промежуточная аттестация обучающихся – оценка уровня освоения обучающимися образовательной программы (начального, основного, среднего общего образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса образовательной программы.
  1. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления ежегодного публичного доклада руководителя о результатах деятельности МОУ «СОШ № 62», отчета о самообследовании и публикуются на сайте в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152- ФЗ «О персональных данных».
  2. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель.
  3. Положение о формах, периодичности, порядке проведения промежуточной аттестации и осуществления текущего контроля успеваемости обучающихся принимается педагогическим советом, согласовывается с представительным органом родителей и утверждается приказом директора школы.
  4. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения.

2.Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся.

  1. Целью текущего контроля успеваемости обучающихся (далее – текущий контроль) является своевременное реагирование педагогических работников на отклонение от заданных федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, требований к планируемым результатам освоения обучающимися учебных предметов, курсов, предусмотренных образовательной программой, определение степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования или адаптированной основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам учебного плана во всех классах/группах; коррекция рабочих программ учебных предметов, курсов в зависимости от анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала; предупреждение неуспеваемости;

10.Текущий контроль осуществляет педагог, реализующий соответствующую часть образовательной программы в соответствии со своими должностными обязанностями, учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Осуществляет контрольнооценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).

11.Осуществляется поурочный, тематический, по учебным четвертям, текущий контроль в форме: стандартизированные письменные работы, творческие работы, словарные диктанты, диктанты с грамматическим заданием, контрольных диктантов, контрольное списывание, изложение, сочинение, проверка техники чтения, тестирование, сдача нормативов по физической культуре, защита рефератов, проектов, зачетных занятий, проверочных работ. Контрольных работ, лабораторных работ, иное.

12.Периодичность и формы текущего контроля определяются педагогами самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (по уровням образования), индивидуальных особенностей обучающихся соответствующего класса/группы, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий и фиксируются в рабочих программах учебных предметов, курсов, реализуемых основных образовательных программ.

13.При проведении текущего контроля педагоги могут использовать только те оценочные (контрольно-измерительные) материалы, перечень и содержание которых утверждены в составе реализуемых в МОУ «СОШ » 62″ основных образовательных программ.

14.Результаты текущего контроля фиксируются в электронном журнале.

15.Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, допустимо использовать только положительную и не различимую по уровням фиксацию (освоено/не освоено).

16.Текущий контроль успеваемости обучающих по учебным предметам 2-11 классах осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале.

17.Текущий контроль успеваемости обучающихся по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, используется только положительная и не различимая по уровням фиксация (освоено/неосвоено).

18.Текущий контроль успеваемости обучающихся по учебным и элективным курсам осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, используется только положительная и не различимая по уровням фиксация (зачет/не зачет).

19.Текущий контроль успеваемости обучающихся по курсам внеурочной деятельности осуществляется без фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной шкале, используется только положительная и не различимая по уровням фиксация (освоено/неосвоено).

20.По итогам текущего контроля за учебный период (четверть) выставляется отметка, которая выводится как среднеарифметическое, округленное по правилам математики до целого числа.

21.Отметка при аттестации за четверть выставляется при наличии трех и более текущих оценок за соответствующую четверть при условии, что обучающимся не пропущено более 2/3 от общего количества уроков.

22.Обучающимся, имеющим по уважительной причине количество пропущенных уроков более 2/3 от общего количества уроков четверти, четвертная аттестация может быть продлена по согласованию с родителями (законными представителями) обучающихся. Обучающиеся, имеющие количество пропущенных уроков более 2/3 от общего количества уроков четверти, могут быть аттестованы при условии усвоения ими учебной программы по данному предмету за четверть.

23.Обучающиеся, временно находящиеся в медицинских, реабилитационных организациях, осуществляющих в том числе образовательную деятельность, находящиеся на спортивно- тренировочных сборах и т. д. аттестуются на основе их аттестации в этих организациях. Оценки из выписки ведомости оценок заносятся в классный журнал. Обучающиеся, временно находящиеся на спортивно-тренировочных сборах. В медицинских, профилактических организациях, не проводящих обучение, обязаны сдать зачеты по пропущенным темам.

24.Педагоги доводят результаты текущей успеваемости до сведения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся на классных ученических и родительских собраниях. Для информирования родителей (законных представителей) обучающихся об итогах текущей успеваемости используются: дневник, ведомости оценок, уведомления.

3.Содержание, формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся.

25.Целью промежуточной аттестации обучающихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам, курсам в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням общего образования) за учебный год для принятия решения о переводе обучающихся в следующий класс или об их допуске к итоговой аттестации.

26.Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, учебному и элективному курсу, курсу внеурочной деятельности по итогам учебного года.

27.Промежуточную аттестацию проходят в обязательном порядке все обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы начального, основного общего, среднего общего образования и адаптированные образовательные программы начального, основного общего образования во всех формах обучения, а также обучающиеся, осваивающие образовательные программы по индивидуальным учебным планам.

28.Промежуточную аттестацию могут проходить по заявлению родителей (законных представителей) обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы:

  • в форме семейного образования (далее – экстерны) обучающиеся начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  • в форме самообразования (далее – экстерны) обучающиеся среднего общего образования.

29.Сроки проведения промежуточной аттестации – с 1 по 25 мая текущего учебного года.

30.Оценочные (контрольно-измерительные) материалы для проведения промежуточной аттестации рассматриваются на заседаниях методических объединений и являются частью рабочих программ предметов, курсов и утверждаются в составе реализуемых основных образовательных программ.

31.При проведении промежуточной аттестации педагоги могут использовать только те оценочные (контрольно-измерительные) материалы, перечень и содержание которых утверждено в составе реализуемых в МОУ «СОШ № 62» основных образовательных программ.

32.Результаты промежуточной аттестации фиксируются в электронном журнале в соответствии с Положением о ведении электронного журнала.

33.Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной шкале.

33.1. В условиях дистанционного обучения или другой особой ситуации промежуточная аттестация обучающихся осуществляется с учетом среднего значения всех оценок, выставленных обучающимся в рамках текущего контроля, проведённого в очной форме.

33.2. Результаты промежуточной аттестации выпускников уровня основного общего образования в ситуации, предусматривающей отмену государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования и адаптированные основные образовательные программы основного общего образования, используются как результат проведения итоговой аттестации.

34.Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся 1 класса, обучающихся 4 класса по предмету «Основы религиозных культур и светской этики», курсам внеурочной деятельности осуществляется по системе: освоено/неосвоено.

35.Фиксация результатов промежуточной аттестации обучающихся по учебным и элективным курсам, осуществляется по системе: зачет/не зачет.

36.Формами промежуточной аттестации являются: стандартизированные контрольные работы, диктанты, письменные или устные ответы на вопросы теста, зачетные занятия, результаты текущего контроля.

37.Промежуточная аттестация по учебным предметам, курсам, дисциплинам, модулям образовательных программ, не предусматривающих контрольно-измерительные материалы по промежуточной аттестации, проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям 1-8 класс, 10 класс как среднее арифметическое значение отметки в соответствии с правилами математического округления.

38.Оценка за ответ при любой форме проведения промежуточной аттестации выставляется в соответствии с рекомендациями об оценивании знаний по каждому учебному предмету, отражающими требования федерального компонента государственного образовательного стандарта и /или федерального государственного образовательного стандарта. 39.При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, обучающийся имеет право ходатайствовать о переносе срока проведения промежуточной аттестации. В этом случае срок проведения промежуточной аттестации определяется с учетом учебного плана на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося и доводится до сведения обучающегося и родителей(законных представителей) в письменной форме не позднее 3-х рабочих дней с даты принятия решения, в том числе посредством электронной почты или другими видами почтовой связи.

40.Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации обучающихся. Результаты промежуточной аттестации фиксируются педагогами в электронном журнале, протоколы хранятся в образовательной организации в течение 1года.

41.Итоги промежуточной аттестации используются в работе методических объединений, педагогического совета школы с целью принятия решений по обеспечению требуемого качества образования.

4.Особенности проведения промежуточной аттестации для отдельных категорий обучающихся.

42.Индивидуальные сроки проведения промежуточной аттестации могут быть установлены для следующих категорий обучающихся по заявлению родителей (законных представителей): для экстернов; для выезжающих на учебно-тренировочные сборы, выезжающих на российские или международные олимпиады, спортивные соревнования, конкурсы, смотры и иные подобные мероприятия; для иных обучающихся по решению педагогического совета.

43.Промежуточная аттестация обучающихся на дому детей с ОВЗ, детей, нуждающихся в длительном лечении, проводится по результатам текущего контроля успеваемости по четвертям(1-11 классы). Отметка выводится как среднее арифметическое, округленное по правилам математики до целого числа.

5.Порядок перевода обучающихся в следующий класс, принятие решений о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации на основании результатов промежуточной аттестации обучающихся.

44.Обучающиеся, освоившие образовательную программу за учебный год переводятся в следующий класс. Обучающиеся, по результатам промежуточной аттестации признанные не освоившими основную образовательную программу начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования.

45.Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин являются академической задолженностью.

46.Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.

47.Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

48.Образовательная организация создает условия обучающимся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации.

49.Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу не более двух раз в течение 12- ти месяцев с момента ее возникновения. В указанный период не включается время болезни обучающегося.

50.Для повторного проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности создается комиссия. Регламент работы и состав комиссии определяются приказом руководителя образовательной организации.

51.Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.

52.Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академическую задолженность по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут быть: оставлены на повторное обучение; переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии; переведены на обучение по индивидуальному учебному плану (в пределах осваиваемой образовательной программы).

53.Образовательная организация информирует родителей (законных представителей) обучающихся о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения ребенка в письменной форме в 10-ти дневный срок с даты не ликвидации обучающимся академической задолженности. В случае отказа родителей принять соответствующее решение образовательная организация составляет акт и извещает КДНиЗП о неисполнении родителями (законными представителями) своих обязанностей.

54.На основании положительных результатов промежуточной аттестации обучающихся 9х, 11-х классов педагогический совет принимает решение о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации.

55.Обучающиеся и/или их законные представители, не согласные с результатами текущего контроля успеваемости или результатами промежуточной аттестации обучающихся, вправе обжаловать указанные результаты.

56.Оспаривание осуществляется путем подачи заявления в Комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (в соответствии с порядком работы данной Комиссии). Заявление подается в течение двух дней после уведомления о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

57.Заявление подается в письменной форме с указанием информации о нарушении порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся или о несогласии с результатами текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

58.Проверять обоснованность заявления не вправе те педагогические работники, которые принимали участие в оспариваемых результатах текущего контроля успеваемости и/или промежуточной аттестации обучающихся.

59.По результатам работы Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений принимает решение: отклонить заявление или признать результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся недействительными. В случае признания результатов текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся недействительными Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений должна определить порядок и сроки прохождения текущего контроля успеваемости или промежуточной аттестации обучающихся, результаты которых были отменены (академическая задолженность при этом не образуется) и вынести решение в соответствии с принятой системой оценивания.

6.Заключительные положения.

60.Данное Положение принимается педагогическим советом и утверждается приказом руководителя.

61.Педагогический совет имеет право ходатайствовать о внесении изменений в данное Положение.

62.Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения руководителем. Изменения, вносимые в Положение, вступают в силу в том же порядке.

63.После утверждения Положения или внесения в Положение изменений Положение размещается на официальном сайте образовательной организации. До сведения педагогических работников содержание Положения доводится под роспись.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *