Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий

СТ 95 ЗК РФ

1. К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

2. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

4. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий.

5. В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

6. Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства;

2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории — в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;

3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

8. Территории природных парков располагаются на землях, которые предоставлены государственным учреждениям субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление природными парками, в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.

9. Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.

10. Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Комментарий к Статье 95 Земельного кодекса РФ

Отношения в области охраны и использования земель особо охраняемых природных территорий (ООПТ), объектов, достопримечательностей, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов ФЗ об особо охраняемых природных территориях (далее — ФЗ от 14 марта 1995 г.), в ст. 2 которого перечисляются категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития на федеральном, региональном и местном уровнях, порядок образования их охранных зон, основные функции федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных научных и образовательных (высшего образования) организаций.

Перед государственными природными заповедниками ставятся цели сохранять и изучать естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы. На них возлагаются задачи сохранения биологического разнообразия, поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды, экологического просвещения.

Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

В государственных природных заповедниках могут выделяться земельные участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. В ст. ст. 6 и 11 ФЗ от 14 марта 1995 г. рассматриваются порядок пребывания на землях заповедника, платность его посещения, основы управления заповедниками федеральными государственными бюджетными учреждениями, передача им земельных участков в постоянное бессрочное пользование.

В ст. ст. 12, 14, 16 и др. того же Федерального закона предусматриваются изъятие из гражданского оборота земель, иных природных ресурсов и недвижимого имущества, расположенных в границах национальных парков и находящихся в федеральной собственности; порядок создания национального парка, пребывания в нем, платность посещения; основы управления, в основном аналогичные управлению землями заповедников.

В ст. ст. 19 и 20 ФЗ от 14 марта 1995 г. регулируются режим, порядок создания природных парков и управление землями, переданными им в постоянное бессрочное пользование в соответствии с законодательством РФ, запрещение изъятия или иного прекращения прав на земельные участки, предоставленные государственным учреждениям субъектов РФ, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством (такой порядок пользования, запрещения изъятия и (или) прекращения устанавливается и для большинства других ООПТ). Природные парки относятся к ООПТ регионального значения.

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль землепользования, в том числе быть:

— комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

— биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

— геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы;

— гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем.

Задачи и особенности режима особой охраны земель конкретного государственного природного заказника определяются органами исполнительной власти, принявшими решение о создании такого государственного природного заказника. Собственникам, владельцам и пользователям земельных участков, находящихся в границах государственных заказников и имеющих обременения, могут предоставляться льготы по земельному налогу в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В ст. ст. 22 и 23 ФЗ от 14 марта 1995 г. предусматриваются порядок создания государственных природных заказников и управление государственными природными заказниками федерального значения государственными бюджетными учреждениями, в том числе осуществляющими управление государственными природными заповедниками и национальными парками, а регионального значения — организациями, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

— эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

— места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

— природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

— уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);

— геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

— геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

— местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

— природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

— береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

— отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, проявления карста, пещеры, гроты).

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием либо без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы РФ в области охраны окружающей среды и их территориальные подразделения принимают решение о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть ООПТ федерального или регионального значения.

Дендрологические парки и ботанические сады в соответствии со ст. 28 ФЗ от 14 марта 1995 г. создаются для формирования специальных коллекций растений в целях сохранения растительного мира и его разнообразия. Земельные и лесные участки в их границах предоставляются государственным учреждениям, осуществляющим их управление, в постоянное (бессрочное) пользование. Положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, регионального значения — высшим исполнительным органом субъекта РФ, а также государственными научными организациями и государственными образовательными организациями высшего образования.

Использование земель ООПТ нуждается в судебной защите. Так, рассматривался иск территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю к индивидуальному предпринимателю Т., Сочинскому национальному парку о признании недействительными договора аренды земельного участка и зарегистрированного права аренды земельного участка.

К участию в деле привлечены департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 г., управление Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю, Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Суд признал, что договор аренды земельного участка был заключен с нарушением законодательства; руководствуясь ст. ст. 3, 22 и 95 ЗК РФ, ст. 17 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 168 ГК РФ, суд удовлетворил иск.

По другому делу некоммерческая организация «Национальный парк «Лосиный Остров» предъявила иск к администрации Мытищинского района о признании недействительными Постановлений главы Мытищинского района «Об отводе земельного участка АОЗТ «Юниос» под строительство автозаправочной станции по Ярославскому шоссе в г. Мытищи» и «Об утверждении границ отвода земельного участка ЗАО «Юниос-М» на том основании, что принятие названных Постановлений произведено с нарушением законодательства, устанавливающего правовой охранный режим для территорий национальных парков.

Решением арбитражного суда Московской области в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение, которым иск некоммерческой организации «Национальный парк «Лосиный Остров» удовлетворен в полном объеме, поскольку истец указывал, что Постановлениями главы администрации Мытищинского района приняты хозяйственные решения в отношении земельного участка, входящего в границы особо охраняемой природной территории — национального парка «Лосиный Остров», с целью, не отвечающей назначению земель парка, что распоряжение землями национального парка, относящимися к федеральной собственности, осуществлено главой районной администрации с превышением его компетенции.

Суд, отказывая в удовлетворении иска, сослался на заключение государственной экологической экспертизы, пришедшей к выводу на основании исследования проектной и иной документации, что строительство автозаправочной станции на земельном участке, отведенном Постановлением главы администрации Мытищинского района для ЗАО «Юниос-М», не приведет к отрицательным экологическим последствиям при осуществлении надлежащего контроля на всех этапах работ. Признавая иск необоснованным, суд также исходил из того, что выделенный ЗАО «Юниос-М» земельный участок не выведен из хозяйственного оборота, находился в пользовании транспортного предприятия ЗАО «Трансвал».

Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции как не отвечающее требованиям действующего законодательства, указал, что отвод земельного участка для строительства АЗС на территории национального парка «Лосиный Остров» противоречит положениям ст. 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», исключающим новое строительство, не связанное с функциональным назначением национального парка, вне зависимости от отсутствия вредных последствий такого строительства. В постановлении суда дана также оценка обстоятельствам по доводам ответчика и третьих лиц по вопросам о неподтверждении ответчиком права пользования землями национального парка, утверждению об отсутствии четко обозначенных границ парка, а также доводам о том, что Постановления главы администрации не содержат разрешения на строительство автозаправочной станции.

Жизнь в заповеднике

А уж со строительством новых школ, поликлиник и больниц вообще беда. Для возведения социальных объектов требуется экологическая экспертиза. Получить ее практически невозможно.

На территории нацпарков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб экологии, а люди, которые владеют домами и постройками на территории особо охраняемых природных территорий, не могут оформить землю в собственность.

В весеннюю сессию сенаторы хотят внести в Госдуму законопроект, который сможет облегчить условия владения недвижимостью жителям тех городов, поселков, сел, которые оказались в границах национальных парков.

Как рассказал «РГ» глава аграрного комитета Совфеда Алексей Майоров, одна из главных задач — это дать возможность людям приватизировать свои земельные наделы.

Для решения этой проблемы есть несколько путей. «Рассматривается возможность выделить зоны с обычным правовым режимом, уточнить границы нацпарков или передавать участки в аренду на 49 лет», — уточняет Майоров. Самый понятный вариант — это выделить в нацпарках зоны населенных пунктов, где будет действовать общее законодательство РФ, обеспечивающее нормальную жизнь людей.

Но при этом нужно четко закрепить, что из нацпарков «вырезаются» именно населенные пункты, без прихватывания рядом расположенных лесов и озер.

Получить экологическую экспертизу жителям заповедников практически невозможно

Дом под снос

«Росреестр поддерживает предложение решить накопившиеся проблемы граждан, проживающих на территории национальных парков, а также необходимость законодательного урегулирования таких вопросов, как снятие запрета на предоставление земельных участков и введение возможности строительства социальных объектов и жилых домов в границах населенных пунктов.

При этом очень важно соблюсти баланс интересов граждан и необходимость защиты дикой природы и уникальных природных комплексов», — считает заместитель руководителя Росреестра Вячеслав Спиренков.

Но вот в Общероссийском народном фронте думают по-другому.

Модератор тематической площадки ОНФ «Экология», депутат Госдумы Николай Будуев признает, что необходимость внесения изменений в законодательство существует, нередко граждане лишаются возможности оформления прав на свои участки после того, как территория объявляется национальным парком.

Но и введение «специальных участков» проблемы не решит, уверен депутат.

«Настораживает обсуждаемое предложение закрепить за дирекциями нацпарков полномочия оформлять разрешения на строительство, что создает предпосылки для появления коррупционных схем», — считает Будуев.

Вести бизнес на особо охраняемых территориях легально очень сложно. Фото: Владимир Байкальский/ ТАСС На местах

Рыба не ловится, картошка не растет

Проблема имущественных отношений — тема № 1 для жителей Алеутского района Камчатского края. В районе единственный населенный пункт — это село Никольское на острове Беринга. Там же расположен заповедник «Командорский» им. С.В. Маракова. Сейчас решается вопрос о преобразовании заповедника в национальный парк. И режим национального парка должен распространиться на весь остров. Население и местные власти это категорически не устраивает. По мнению местной жительницы, главреда газеты «Алеутская звезда» Галины Жихоревой, если произойдет смена статуса, то даже отходы люди не смогут выбросить. В правительстве Камчатского края считают, что из-за включения севера острова Беринга с Алеутским районом в состав нацпарка часть местных жителей потеряет работу: закроется одно из крупнейших здешних предприятий — Алеутский рыбокомбинат.

Аналогичная ситуация складывается в Прибайкалье. В границы Прибайкальского национального парка могут попасть 72 населенных пункта, в которых проживают около 12 тысяч человек. Острее всего на эти перспективы реагируют на острове Ольхон. В июне прошлого года более 600 жителей поселка Хужир (самого крупного на острове) вышли на митинг протеста. Они требовали исключить из территории природного парка захоронения, дороги и прочие объекты.

Жители боятся, что, попав в границы нацпарка, они не смогут разводить огороды, что за разрешением построить дом или сарай придется обращаться в Минприроды России.

У ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» другая позиция. Там считают, что вхождение в национальный парк, наоборот, благо для селян. По словам директора госучреждения Умара Рамазанова, закон об ООПТ как раз разрешает косьбу, пастьбу, сбор дикоросов. «Если мы исключим поселения из границ Прибайкальского нацпарка, они сразу окажутся в резервации. И тогда точно их жители не смогут ни дрова нарубить, ни корову за границы поселения выгнать», — говорит Рамазанов.

Жить в заповедных местах можно пока без права собственности на землю. Фото: Евгений Епанчинцев / ТАСС

Подготовили Екатерина Дементьева, Татьяна Дмитракова

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ

Стратегия управления национальными паками России разработана Центром охраны дикой природы при содействии Министерства природных ресурсов Российской Федерации и поддержке Ассоциации друзей дикой природы (Великобритания), а также Министерства международного развития (Великобритания).
Стратегия базируется на положениях Федерального Закона «Об особо охраняемых природных территориях», определяет и объясняет основные направления организации и совершенствования процесса управления национальными парками России.
Все это подробно изложено в красивой брошюре, которая так и называется «Стратегия управления национальными парками России». Изучать брошюру в короткой газетной статье мы, конечно, не будем, но некоторые важные моменты стоит прояснить для самих себя, то есть для сотрудников НП «Приэльбрусье», для хозяйствующих на землях национального парка администраций предприятий, для местных жителей и властных структур района.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Из брошюры: …»К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что: предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда…».
Из «Положения о Федеральном Государственном учреждении национальный парк «Приэльбрусье»: …»Национальный парк «Приэльбрусье» является объектом федеральной собственности»… «Национальный парк «Приэльбрусье является единым хозяином в пределах границ парка»…
Проще говоря, национальные парки – учреждения федерального подчинения и функционируют они на основе федерального законодательства. Они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат. Администрации районов, находящихся на территории национального парка должны согласовывать с администрацией национального парка проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах. А директор парка – единый хозяин на всей территории, расположенной в границах парка.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ

Начнем с того, что в национальном парке основную проблему представляют разнообразие природных комплексов и соответствующих им методов управления и ведения хозяйства, множественность воздействий со стороны различных групп посетителей, местного населения и хозяйствующих субъектов. Для того, чтобы в этих условиях эффективно решать поставленные перед национальным парком задачи, применяют функциональное зонирование, или дробление территории парка на участки с различным приоритетным назначением и с различными режимами охраны и использования. Зонирование проводится на основе комплексной оценки территории, с учетом специфики условий и задач по его управлению.
Общий характер и рисунок функционального зонирования национального парка обычно определяет заповедная зона, в состав которой включаются участки, относительно слабо измененные деятельностью человека, труднодоступные и с силу этого пригодные для саморазвития и обеспечения надежной охраны.

ЗАПОВЕДНАЯ И ДРУГИЕ ЗОНЫ

Теперь более подробно давайте рассмотрим статус заповедной зоны. Что же это такое? Из брошюры: «Заповедная зона объединяет участки территории, представляющие особый интерес с точки зрения наблюдений за ходом процессов естественного развития природы в условиях полного невмешательства человека. Режим охраны заповедной зоны полностью исключает хозяйственное и рекреационное воздействия на охраняемые экосистемы. Допускается проведение научных исследований, экологического мониторинга и специальных природоохранных мероприятий».
Второй по важности является особо охраняемая зона. В состав особо охраняемой зоны включаются особо ценные в экологическом и познавательном отношениях природные комплексы национального парка, в пределах которых по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим. Зона также служит буфером для участков заповедной зоны и обеспечивает условия для сохранения природных комплексов и объектов при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании.
Особо охраняемая зона вместе с заповедной зоной образуют экологическое ядро территории национального парка.
Есть еще зона познавательного туризма, рекреационная зона, зона охраны историко-культурных объектов, зона обслуживания посетителей, зона хозяйственного назначения. В особых условиях управления (например, в пограничном районе) может быть выделена зона специального режима.

ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА «ПРИЭЛЬБРУСЬЕ»

Теперь, когда мы после такого коротенького ликбеза можем хоть немного ориентироваться в основных понятиях федеральной собственности и функционального зонирования, давайте рассмотрим то, что наиболее актуально для нас (я имею в виду всех кто находится на территории национального парка «Приэльбрусье» или как-то связан с ним какой-либо деятельностью). А особый интерес для нас представляет заповедная зона, потому что беречь ее мы должны пуще глаза родного.
Учитывая, что «Положение о Государственном учреждении «Национальный парк «Приэльбрусье» утверждалось в 2001 году, а составлялось, естественно, значительно раньше, учитывая также, что требования к сохранению заповедных территорий постоянно ужесточаются, можно с уверенностью сказать что оно («Положение») уже устарело и в ближайшие годы его необходимо будет пересматривать. А пока давайте рассмотрим как определяется понятие заповедная зона в «Положении». «Заповедная зона выделяется с целью сохранения природных комплексов со всей совокупностью их компонентов, изучение в них естественного течения природных процессов и явлений и разработки научных основ охраны природы. Зона включает все виды природных ландшафтов, распространенных в данном районе: нивально-гляциальный, горно-луговой, горно-лесной, горно-степной.
В зоне запрещены все виды хозяйственной и рекреационной деятельности, кроме горно-пешеходного туризма и альпинизма по строго ограниченным маршрутам. Разрешается организация рекреационных коридоров с размещением приютов, привалов на строго ограниченных локальных участках и эпизодические посещения отдельных экскурсионных объектов; научно-исследовательская деятельность с целью изучения и охраны природных экосистем; жестко регламентированные лесовосстановительные и биотехнические работы, направленные на сохранение и восстановление биоценозов».
Заповедная зона НП «Приэльбрусье» занимает 33,7 тыс. га из общей площади 101,2 тыс. га. На Эльбрусе она расположена ориентировочно выше 3500 метров. Чтобы было понятней, поясню: в районе склонов Эльбруса южной экспозиции все, что находится выше станции канатной дороги «Мир» относится к заповедной зоне и проход туда возможен только по специальному разрешению НП «Приэльбрусье». В некоторых местах заповедная зона опускается ниже. Например, астрономическая обсерватория на Пике Терскол, принадлежащая Международному Российско-Украинско-Кабардино-Балкарскому центру астрономических и медикоэкологических исследований (МЦАМЭИ), находится на высоте 3100 м и как раз в заповедной зоне.

ИНЫЕ СОБСТВЕННИКИ ВОЗМОЖНЫ

НП «Приэльбрусье» признает возможность для иных владельцев продолжать использование своих земель в целях собственного, то есть национального парка социально-экономического развития, но администрация национального парка должна иметь возможность реально воздействовать на режим и характер использования земель, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственного использования. Она также должна стремиться, чтобы все земли в границах парка управлялись с учетом целей и задач, установленных при его организации.
Использование земель без изъятия из хозяйственного использования (особенно тех, которые находятся в заповедной зоне) должно опираться на договоры национального парка с пользователями этих земель. Региональные и местные органы власти могут в этом случае выступать третьей стороной при их подписании. Чтобы избежать возможных конфликтов, в договорах необходимо максимально конкретно определить земельные границы пользователя, экологические нормы, объемы и режимы природопользования, ответственность за их нарушение, порядок согласования вопросов хозяйственного развития и, естественно, оплату за аренду земли.

КТО ЖЕ?

А теперь давайте еще более пристально посмотрим, кто из пользователей на законных или незаконных основаниях привольно расположился на землях особо охраняемой природной территории.
Самый крупный пользователь землями национального парка «Приэльбрусье» — администрация Эльбрусского района.
На втором месте по значимости расположилась многопрофильная туристско-экскурсионная фирма ОАО «Эльбрустурист» — собственник туристских баз и канатных дорог.
На третьем месте находится широко известная в республике фирма «КабБалкальпинист», владеющая на территории парка альпинистскими базами.
Далее по нисходящей расположились небольшие государственные и частные туристские пансионаты. Имеются также научные и спортивные учреждения различной подчиненности: научно- производственная станция Московского университета, учебно-тренировочная база «Мир» и МЦАМЭИ.
Создание условий для регулируемого туризма и отдыха на территории парка является одной из основных задач национального парка. При этом подразумевается, что в национальных парках этот вид деятельности должен базироваться на некоторых основополагающих принципах, которые, я надеюсь, мы рассмотрим в следующий раз.
Для предотвращения возможного негативного воздействия на охраняемые природные комплексы национальный парк будет запрещать расширение и строительство новых хозяйственных объектов с высокой санитарной вредностью и иную деятельность, влекущую за собой нарушение условий охраны биологического и ландшафтного разнообразия.
Национальный парк будет добиваться, чтобы все мероприятия в границах национального парка, связанные с хозяйственным использованием земель, не были реализованы без положительного заключения государственной экспертизы.
Послесловие автора. Администрация национального парка «Приэльбрусье» в своей деятельности руководствуется необходимыми Законами и Положениями. Она имеет множество рычагов, чтобы воздействовать на нерадивых пользователей и владельцев земельных участков и заставить их соблюдать природоохранные нормы и правила. Но пока по некоторым причинам воздерживается от полномасштабного использования всех своих полномочий.

Э.ИОНИХ

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *