Понятие розничной торговли.Документы ругламентирующие розничную торговлю в аптечных предприятиях.Аптека.Аптечный пункт.Оборудование и оснащение мест продажи.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4

Розничная торговля — это товарообменный процесс, направленный на удовлетворение потребностей людей путем свободной продажи товаров и услуг, представляющих для них ценность.

Согласно определению, приведенному в Законе «Об обращении лекарственных средств»:

аптечная организация — организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона;

ветеринарная аптечная организация — организация, структурное подразделение ветеринарной организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для ветеринарного применения в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

В целом, по своей сути, аптечные организации являются специализированными магазинами, осуществляющими розничную торговлю особым видом товара — лекарственными средствами.

В соответствии с этим к деятельности аптечных организаций целиком и полностью применимы положения нормативных правовых актов гражданского и административного законодательства, регламентирующих деятельность организаций розничной торговли.

В первую очередь, это Раздел 2 Главы 30 Части 2 Гражданского кодекса РФ, Закон РФ 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей», а также «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные Постановлением Правительства России от 19 января 1998 г. № 55, в которых особенностям розничной торговли лекарственными средствами посвящен отдельный специальный раздел.

В то же время в связи с тем, что аптечные организации торгуют особым видом товара — лекарственными средствами, к ним предъявляются специальные требования, установленные статьями 55 и 56 Закона «Об обращении лекарственных средств» и рядом подзаконных актов.

Требования статьи 56 Закона к изготовлению лекарственных средств в аптечных организациях уже обсуждались выше в параграфе 6 настоящей Главы.

Статья 55 Закона «Об обращении лекарственных средств» определяет основные принципы деятельности аптечных организаций, ветеринарных аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, по осуществлению розничной торговли лекарственными средствами.

В Законе «Об обращении лекарственных средств» и во многих, принятых во исполнение указанного Закона подзаконных нормативно-правовых актах, употребляется понятие «индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на фармацевтическую деятельность». Выделение данного понятия является сугубо формальным и требования, предъявляемые к такому индивидуальному предпринимателю, по сути, совершенно не отличаются от требований, предъявляемых к аптечной организации. В связи с этим здесь и далее, говоря о требованиях к аптечной организации, мы будем иметь ввиду, в том числе, и требования к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему розничную торговлю лекарственными средствами.

Итак, розничная торговля лекарственными средствами осуществляется аптечными организациями, включая и индивидуальных предпринимателей, и подлежит обязательному лицензированию в соответствии с Постановлением Правительства России от 6.07.2006 г. № 416.

Лицензирование фармацевтической деятельности в части аптечных организаций осуществляют территориальные управления Росздравнадзора или органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в соответствии с переданными им полномочиями согласно статье 5.1 «Основ законодательства об охране здоровья граждан».

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Таким образом, организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными препаратами, как для медицинского, так и для ветеринарного применения, является с точки зрения закона одновременно и аптечной организацией и ветеринарной аптечной организацией.

При этом в соответствии с требованиями пункта 1 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6.07.2006 г. N 416 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности» такая организация должна иметь две лицензии на осуществление фармацевтической деятельности:

— лицензию, выданную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в части розничной торговли лекарственными средствами для медицинского применения;

— лицензию, выданную Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору — в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения.

В соответствии с частью 6 статьи 55 Закона «Об обращении лекарственных средств» аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать установленный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.

«Минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи» утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 сентября 2010 г. N 805н.

Кроме указанной выше нормы закона требование об обеспечении наличия в аптечной организации так называемого минимального ассортимента лекарственных средств установлены следующими нормативно-правовыми актами:

Пунктом 74 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.98 г. N 55 «Правил продажи отдельных видов товаров»;

Пунктом 1.5 утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 г. N 785 «Порядка отпуска лекарственных средств».

В связи с этим следует обратить внимание, что согласно утвержденному Постановлением Правительства РФ от 6.07.2006 г. N 416 «Положению о лицензировании фармацевтической деятельности» лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, требований части 3 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты.

Аптека.

Может осуществлять следующие функции:

· реализацию населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических препаратов) по рецептам и без рецептов врача, учреждениям здравоохранения по требованиям или заявкам;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· реализацию лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе профилактического назначения, диагностических средств, лечебно-профилактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и других); дезинфицирующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и других); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и других); минеральных вод (натуральных и искусственных); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и других); косметическую и парфюмерную продукцию (далее — товары, разрешённые к отпуску из аптечных организаций);

· отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установленным порядком;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

· оказание первой медицинской помощи;

· оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.

Аптечный пункт.

Может осуществлять следующие функции:

· реализацию населению лекарственных препаратов по рецептам врача (кроме наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ) и без рецепта врача; реализацию расфасованного лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

· изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, изготовленной внутриаптечной заготовки в соответствии с утверждёнными прописями и фасовку лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

· отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдельным группам населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и на основании заключённых договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

· предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения;

· предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения необходимой информации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

· оказание первой медицинской помощи

⇐ Предыдущая1234

Аптеки

  • 22.04.20 Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (п. 6 положения). О том, что подобные нарушения среди аптечных организаций не редкость, мы рассказывали на страницах нашего журнала. Об очередном таком деле читайте в статье. 606
  • 17.02.20 Согласно ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» активы и обязательства организации подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Непосредственно случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации определяются экономическим субъектом в отдельном документе (положении, регламенте, политике), за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. О нюансах осуществления инвентаризации лекарств в аптеке и поговорим. 3 034
  • 31.01.20 Обязательная маркировка всех лекарств должны была начаться в России с 01.01.2020. При этом с 01.10.2019 фармпроизводители уже наносят код маркировки на препараты для лечения редких заболеваний, а участники оборота таких лекарств вносят в систему сведения о препаратах на всех этапах их движения. Между тем данный срок Федеральным законом от 27.12.2019 № 462-ФЗ (далее – Федеральный закон № 462-ФЗ) был продлен еще на полгода – до 01.07.2020. Иными словами, аптечные организации получили шесть дополнительных месяцев для подготовки к данному мероприятию (для приобретения необходимого оборудования, подключения к системе мониторинга). Также за аптеками на этот период сохранилось право на применение спецрежима в виде ЕНВД в отношении деятельности по продаже лекарственных препаратов. Однако после 01.07.2020 «вмененка» для них окажется под запретом. 1 973
  • 21.01.20 В Республике Крым и Севастополе активно продолжает применяться специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей, заключающийся в выдаче им патента на ведение определенных видов деятельности. 2 030
  • 27.12.19 Законодатель решил, что реализация лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в том числе контрольными (идентификационными) знаками в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», не может облагаться в рамках спецрежима в виде ЕНВД. Соответствующие поправки внесены в гл. 26.3 НК РФ и вступили в силу 01.01.2020. При этом срок введения обязательной маркировки лекарств перенесен на 01.07.2020. Одним из вариантов изменения налогового режима для аптек является переход с уплаты ЕНВД на УСНО. О том, как это сделать с 01.01.2020 и какие переходные положения надо учесть, и поговорим. 5 657
  • 08.11.19 В связи с принятием Закона № 325-ФЗ основные контуры налогообложения аптечных организаций в 2020 году стали более осязаемы. К сожалению, ЕНВД уходит в прошлое, а значит, тем, кто его уплачивал, надо до конца 2019 года определиться с налоговым режимом. Законодатели толкают аптеки в зону общего налогообложения, сужая их маневренность в применении низконалоговых режимов. Что предпринять при таких обстоятельствах? 10 768
  • 29.10.19 В ходе выездной налоговой проверки (ВНП) налоговики имеют право провести выемку документов. Но это мероприятие осуществляется на основании мотивированного постановления, утвержденного руководителем налогового органа. Рассмотрим основания для выемки документов, которые суды признают обоснованными, на примере судебного спора индивидуального предпринимателя, занимающегося аптечным бизнесом. 3 241
  • 15.10.19 О некоторых видах деятельности (среди них – деятельность в обращении медицинских изделий) хозяйствующие субъекты обязаны сообщать в надзорные органы. Когда? Если этого не сделать, организации (индивидуальному предпринимателю) грозит штраф. Какой? Является ли подобное нарушение длящимся? 2 360
  • 20.09.19 Помещение, в котором размещается аптека, может быть подвергнуто перепланировке. Это, например, может повысить продажи, так как покупателям станет удобнее пользоваться услугами данной аптеки. Но предприятию, которое находится на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, следует быть внимательным, ведь после планировки есть риск утратить право на применение спецрежима. 1 817
  • 20.08.19 Аптека осуществляет розничную торговлю лекарственными и другими сопутствующими товарами, разрешенными к продаже в аптеке, в связи с чем бухгалтерский учет товаров практически ничем не отличается от учета товаров любой другой организации розничной торговли. Об основных правилах бухгалтерского учета товаров в аптеке и поговорим. 7 413
  • 27.05.19 Если аптека совмещает спецрежим в виде ЕНВД и УСНО, то для корректного исчисления налогов («вмененного» и «упрощенного») ей необходимо распределить общие расходы (к примеру, арендную плату, коммунальные платежи, оплату услуг связи и Интернета). Методику распределения таких расходов ей нужно определить самостоятельно, поскольку налоговым законодательством данная процедура не регламентирована. О том, какие нюансы следует учесть для этого, расскажем в настоящем материале. 1 5 487
  • 16.05.19 ФНС уточнила: если нужные сведения есть и в кассовом чеке, то его достаточно. 3 913
  • 26.04.19 Могут ли быть в аптеке вредные условия труда? Конечно, могут – к примеру, если там готовят растворы формалина, пергидроля, уксусной кислоты. Для того чтобы выявить вредность, проводится специальная оценка условий труд (СОУТ). С января 2014 года в России вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Главная цель данного нормативного акта – обеспечить работникам нормальные условия труда там, где это зависит от работодателей. 1 3 090
  • 14.03.19 На аптечном рынке могут работать лишь предприниматели, получившие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) и подзаконными правительственными актами. Поэтому соблюдение порядка ведения деятельности на фармацевтическом рынке контролируют лицензирующие органы в пределах своей компетенции. За осуществление фармацевтической деятельности с нарушением установленных требований аптечной организации грозит штраф по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. Причем конкретика в части состава данного административного правонарушения устанавливается Правительством РФ в отношении отдельного вида лицензируемой деятельности. Вопрос, за какие нарушения аптечные организации могут быть привлечены к ответственности на основании названной нормы, проанализируем в данном материале на примере нескольких судебных решений. 6 916
  • 25.02.19 По информации Всемирной организации здравоохранения Россия находится в числе лидеров по распространению и потреблению поддельных лекарств (так называемых фальсификатов). Пальму первенства здесь держат интернет-аптеки. Но и обычные аптеки не застрахованы от обнаружения поддельных лекарственных средств, о чем свидетельствуют данные проведенных Росздравнадзором контрольных мероприятий по выявлению фальсификата. Не рассматривая причины такого печального лидерства, остановимся на порядке бухгалтерского и налогового учета выявленного фальсификата в аптеках. Но прежде скажем несколько слов, что же все-таки им считается. 6 056
  • 20.02.19 О том, что в случае банкротства компании руководители и собственники фирм-банкротов (КДЛ) могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, знают многие. Однако, не все слышали, что закон описывает ситуации (презумпции), при которых контролирующие лица по умолчанию считаются виновными в банкротстве компании. Одна из них — когда более 50% долгов в реестре кредиторов составляет задолженность перед бюджетом, возникшая из-за правонарушений, например, налоговых. 8 016
  • 04.02.19 Вслед за крупной розницей власти намерены заняться регулированием деятельности аптечных сетей. 402
  • 14.12.18 Аптечные организации, как и предприятия иных отраслей с большим количеством ежедневных розничных продаж за наличные, должны внимательно следить за соблюдением порядка ведения кассовых операций. Хотя все больше покупателей предпочитает оплате наличными оплату банковскими картами, количество наличных продаж еще остается чрезвычайно высоким. Надо иметь в виду, что штраф за несоблюдение названного порядка может ощутимо ударить по бюджету аптеки. 3 150
  • 31.07.18 Некоторое время назад на страницах нашего журнала (речь идет о статье «О получении патентов, уплате торгового сбора и не только», № 2, 2018) мы обнадежили читателей, а именно коммерсантов на ПСНО, осуществляющих через аптеку фармацевтическую деятельность и реализующих через нее как лекарственные средства, так и прочие товары, в отношении имеющегося у них права не уплачивать торговый сбор на основании п. 2 ст. 411 НК РФ. На момент подготовки названного номера судебное разбирательство, о котором велась речь в статье и решение арбитров которого были столь «удобны» и желаемы для коммерсантов, прошло лишь две инстанции: первую и апелляционную. В связи с этим выводы, сделанные нами в статье на основании Решения Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2017, а также Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2017 № 09АП-54183/2017, 09АП-54184/2017 по делу № А40-93843/17, оказались преждевременными: кассационная инстанция отменила вышеуказанные документы и направила дело на новое рассмотрение (см. Постановление АС МО от 17.05.2018 № Ф05-1867/2018 по делу № А40-93843/2017). В итоге Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2018 по названному делу в удовлетворении заявленных требований индивидуальному предпринимателю отказано. Спешим ознакомить читателей с финальной позицией арбитров, но прежде напомним, с чем связаны упомянутые судебные тяжбы. 2 179
  • 09.06.18 Наличие собственного сайта большинством хозяйствующих субъектов уже не рассматривается как некая роскошь. Этот «невидимый глазу помощник» стал неотъемлемой составляющей любого бизнеса. Аптечные организации – не исключение. Несмотря на наличие законодательного запрета на интернет-торговлю лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, аптеки активно создают и продвигают сайты с целью привлечения к себе большего числа потенциальных покупателей и партнеров. Налоговый и бухгалтерский учет расходов, связанных с созданием и продвижением сайта, имеет характерные особенности. Подробности – далее. 5 519
  • 12.04.18 Материальная ответственность – это обязанность работников возмещать имущественный, материальный ущерб, причиненный юридическим и физическим лицам. Иными словами, это один из видов ответственности, которую организация вправе применить к своим сотрудникам. Работник, несущий материальную ответственность за ущерб, именуется материально ответственным лицом. 12 547
  • 12.04.18 Аптечная компания в I квартале 2018 года прошла процедуру реорганизации в форме преобразования из АО в ООО. Данный факт не явился основанием для расторжения трудовых договоров с работниками аптеки. В связи с вышесказанным у бухгалтера возник вопрос: как в описанной ситуации определить базу для начисления страховых взносов? Вправе ли аптека учесть при этом выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу работников в реорганизованной организации (до преобразования)? Названный вопрос на протяжении долгого периода остается спорным, поскольку не урегулирован на законодательном уровне. Совсем недавно Минфин в очередной раз обратился к плательщикам страховых взносов с очередными разъяснениями не в пользу последних (Письмо от 08.02.2018 № 03-15-06/7435). Совпадает ли мнение финансистов с позицией судов? С целью оценки своих финансовых рисков, а также во избежание возникновения конфликтов с проверяющим ведомством предлагаем аптечной организации ознакомиться с мнением как компетентных, так и судебных органов. 5 980
  • 28.12.17 ООО «Ф», применяющее общий режим налогообложения, поставляло покупателям (аптекам) товар с отсрочкой платежа и выплачивало премии в процентах от объема закупок и от суммы денежных средств, поступивших на расчетный счет поставщика. Согласно допсоглашению премия могла быть предоставлена как путем уменьшения дебиторской задолженности, так и перечислением на расчетный счет покупателя. По результатам выездной проверки ИФНС установила… 1 615
  • 13.12.17 Индивидуальные предприниматели в России — это далеко не только малый и микробизнес. РБК обнаружил десять ИП, которые за пять лет получили от государства миллиардные контракты. На чем они зарабатывают? 2 4 325
  • 10.10.17 С 22.09.2017 действуют правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов. 3 24 483
  • 21.09.17 С 11.08.2017 изменено Положение о федеральном государственном надзоре в сфере обращения лекарственных средств. Теперь Росздравнадзор будет применять при проверках в отношении аптек риск-ориентированный подход. 4 041
  • 24.05.17 Совсем недавно известная в России аптечная сеть стала участницей спора с ИФНС по итогам проведенной в отношении нее выездной налоговой проверки. Для разрешения данного спора пришлось обращаться в суд. Налогоплательщик оспаривал процедурные моменты проверки, связанные с составом проверяющих его лиц налогового органа, с истребованием документов, с проведением осмотра офисного помещения. Однако в ходе судебного разбирательства аптеке так и не удалось добиться признания незаконным вынесенного решения налоговой инспекции (Постановление АС ВСО от 14.03.2017 № Ф02-94/2017 по делу № А19-916/2016). Предлагаем ознакомиться с данным материалом, разъясняющим основные процедурные тонкости проведения налогового контроля, чтобы в дальнейшем (при возникновении такой необходимости) спорить с контролерами более грамотно и выходить из судебных тяжб с положительным для себя итогом. 6 591
  • 17.05.17 Для ответа на поставленный вопрос рассмотрим порядок расчета налога на имущество, способы начисления амортизации в бухгалтерском учете и порядок ее расчета. 4 425
  • 12.04.17 Мы неоднократно поднимали вопросы, связанные с обеспечением сотрудников аптеки специальной одеждой за счет работодателя, с соблюдением установленных правил при их выдаче, в учете, с порядком учета затрат на их приобретение в налоговом и бухгалтерском учете, а также с необходимостью исчисления страховых взносов со стоимости форменной одежды аптечных работников. Целесообразным видится рассмотрение вопроса об обложении НДФЛ стоимости выдаваемой работникам спецодежды, тем более что компетентные органы недавно выпустили разъяснения на этот счет. 4 398
  • 27.02.17 Письмо Минфина от 27.01.2017 № 03-11-12/4167 1 223
  • 08.11.16 Высокая конкуренция на фармацевтическом рынке, масштабное увеличение количества зарегистрированных лекарственных средств, огромное число хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сфере производства или импорта лекарственных средств – все эти факторы заставляют фармацевтические компании (далее – фармкомпании) усиливать свою активность в области маркетинга и продвижения лекарственных препаратов. 8 906
  • 07.11.16 Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы» и занимался розничной торговлей фармацевтическими товарами (основной вид деятельности) и сдачей внаем собственного нежилого недвижимого имущества — аптек (дополнительный вид деятельности). Налог на имущество с 2013 года он не уплачивал, представив в инспекцию заявление об освобождении по нежилым помещениям, используемым в предпринимательской деятельности на УСН. В 2014 году 6 аптек… 1 538
  • 03.09.15 ООО «А» занималось розничной торговлей фармацевтическими товарами через магазин под своей торговой маркой и применяло ЕНВД. В ходе выездной проверки ИФНС установила, что под этой же торговой маркой в разных частях города ведут аналогичную деятельность еще ряд компаний, учрежденных теми же лицами, что и проверяемый налогоплательщик. Руководителем всех фирм является одно и тоже лицо. Компании имеют одних поставщиков, счета в одном банке…. 2 572
  • 13.11.12 Письмо Минфина от 06.11.2012 № 03-11-11/332 4 977
  • 03.02.12 Дополнение №4 к пакету обновлений № 28 Общие данные в «Справочнике кодов валют» поле «Код под ISO» переименовано в поле «Код по ОКВ — буквенный», добавлено поле «Код по ОКВ — цифровой». Поле «Код по ОКВ — цифровой» используется для вывода кода при печати счетов-фактур. Добавлен вид измерения «Страны» на основе системного справочника «Страны» в («Территориальные единицы»). Главная книга Добавлены новые и … 1 840
  • 06.09.11 Предпринимательская деятельность аптечных организаций по реализации физическим и юридическим лицам за наличный расчет лекарственных препаратов и прочих товаров медицинского назначения, осуществляется в рамках договоров розничной купли-продажи, и может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. При этом не относится к розничной торговле и, соответственно, не может быть переведена на систему… 3 748
  • 19.08.11 ФНС пояснила, как аптеки, имеющие производственные отделы, могут получать налоговые льготы. Теперь, чтобы платить НДС в размере 10% вместо 18%, им придется доказывать, что лекарства были произведены по рецепту или заказу медучреждений. Такие нововведения сделают нерентабельным выпуск безрецептурных препаратов и заставят аптеки повышать на них цены. В итоге пострадает потребитель. «При реализации на территории России лекарственных средств… 1 253
  • 04.08.11 До конца текущего года в России может закрыться до 20% аптек, что приведет к снижению доступности лекарственных средств и росту стоимости лекарств, цены на которые не контролируются государством, говорится в сообщении аналитического агентства Infoline. Согласно мнению экспертов агентства, неблагоприятный прогноз связан с тем, что с 1 января текущего года величина взносов в фонды для аптек, ранее составлявшая 14% от фонда заработной платы,… 1 265
  • 12.07.11 Отечественный бизнес не спешит радоваться обещанному снижению поднятой ранее ставки страховых взносов, считая это снижение явно недостаточным. Вчера в Высшей школе экономики представители аптечной отрасли и розницы детских товаров предупредили: возложенное на них налоговое бремя непосильно, они нуждаются в льготном режиме. Иначе пострадают конечные потребители – пенсионеры и дети. Гендиректор «Аптечной сети 36,6», член координационного совета… 1 074
  • 31.03.11 В январе—феврале этого года все аптеки, включая даже крупные федеральные сети, показали отрицательную или нулевую рентабельность. В среднем по стране она составила минус 0,7%, подсчитали в Аптечной гильдии. Причина в том, что с нового года аптеки потеряли налоговые льготы и страховые платежи выросли почти в 2,5 раза. В результате в стране закрыто порядка 20% аптек, а оставшиеся начали повышать цены или искать другие пути для выживания. По… 1 208
  • 31.03.11 Вышел пакет обновления №26 для БЭСТ-5 версии 3.4 Основные доработки Поддержка учета для Государственных учреждений: Бюджетных, Казенных; Новые планы счетов, в соответствии с приказами Минфина от 16.12.2010 № 174н и от 06.12.2010 № 162н ; Методика… 900
  • 17.02.11 Почти половина аптечных пунктов в России может быть закрыта из-за нерентабельности, прогнозируют эксперты. На это повлияет новая система налогообложения и ценообразования. В первую очередь пострадают малые города и сельские населенные пункты. Рентабельность аптек определяется прибылью, которую они получают после реализации товара, но, в отличие от магазина, аптека — предприятие убыточное, замечает директор некоммерческого партнерства «Аптечная … 3 660
  • 15.12.10 Аптеки не попали в список предприятий, которым президент пообещал льготу при уплате страховых взносов. С нового года они заменят единый социальный налог (ЕСН), который для аптек составлял 14% от фонда заработной платы. Теперь отчисления вырастут до 34%. Кроме того, с 2011 года крупные аптечные сети лишатся возможности платить единый налог на вмененный доход (ЕНВД), составлявший всего 6%, и начнут работать по общей системе налогообложения. В… 2 1 635
  • 10.11.10 С 1 января 2011 г. аптеки будут платить налоги, как все. Поэтому им придется поднять цены на лекарства. Сейчас многие аптеки платят единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Считается он так: площадь торгового зала умножается на 1800 руб. и на коэффициент инфляции, составляющий в этом году 1,295 (у аптечных киосков на коэффициент умножается фиксированная сумма в 9000 руб.), и от произведения берется 15% — это и есть ежемесячный платеж,… 3 975
  • 28.04.10 Сегодня практически все фирмы и торговые предприятия используют ту или иную систему скидок для увеличения продаж и налаживания позитивных отношений с клиентами. Дисконтная система побуждает покупателей к поиску предпочтений среди продавцов, т.к. гибкая система скидок и карты покупателя психологически «привязывают» человека к тому или иному магазину, фирме, организации, поставщику и т.д. 1 15 400
  • 10.12.09 В условиях кризиса многие аптеки вынуждены закрывать обособленные подразделения. В этом случае перед организацией встает ряд вопросов: как оформить расторжение трудовых отношений с работниками, как снять подразделение с налогового учета? На что следует обратить внимание при ликвидации торговой точки, читайте в статье. 11 879
  • 10.12.09 Для решения вопросов, связанных с поставками медикаментов, аптека направила менеджера в фармацевтическую компанию, которая находится в другом городе. Расходы на поездку можно признать в налоговом учете. Но при условии их надлежащего документального оформления. 3 051
  • 10.12.09 В аптеках все чаще стали появляться специальные стойки с рекламной информацией о лекарственных средствах. Такая деятельность – дополнительный источник прибыли для фирмы. Однако доходы от распространения рекламы требуют особого учета. Необходимо принимать во внимание и юридические аспекты данной деятельности… 3 014
  • 16.11.09 Российский поставщик может установить цены на лекарственные средства в иностранной валюте или условных денежных единицах. Но принимать медикаменты к учету и расплачиваться за них аптека должна в рублях. Из-за колебаний курса стоимость ценностей на дату оприходования и на дату оплаты, как правило, не совпадает. Специалисты главного налогового ведомства разъяснили особенности вычета «входного» НДС в данной ситуации. 2 614
  • 07.10.09 Законодательством предусмотрены особые требования к учету и хранению наркотических и психотропных веществ. Соблюдать определенные правила следует и при отпуске медикаментов, которые их содержат. Подробнее об этом расскажем в статье. 28 656
  • 07.10.09 Занимается ли аптека одновременно и производством лекарств и продажей покупных медикаментов или дополнительно к розничной торговле отпускает препараты по льготным рецептам, она вынуждена совмещать ЕНВД с другим режимом налогообложения. При этом чаще всего обе деятельности фирма ведет в одном помещении. Кроме того, она использует и другие общие объекты основных средств. В том случае, если вторая система налогообложения – общий режим, аптека столкнется с целым рядом вопросов, касающихся раздельного учета имущества… 6 676
  • 07.10.09 С 1 января 2010 года в Налоговом кодексе РФ больше не будет главы 24 «Единый социальный налог». Вместо этого вступит в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, который обяжет фирмы платить страховые взносы во внебюджетные фонды. Об этих нововведениях и расскажем в нашей статье. 1 4 318
  • 15.09.09 Федеральный закон от 19 июля 2009 г. № 204-ФЗ внес в Налоговый кодекс РФ ряд временных норм. Благодаря этому в следующем году намного больше аптечных организаций смогут перейти на упрощенный режим налогообложения. Кроме того, уменьшится количество споров в отношении определения лимита выручки для перехода на спецрежим и сохранения права на его применение. Но обо всем по порядку. 2 377
  • 15.09.09 При закупке готовых медикаментов или сырья для изготовления лекарств аптека может воспользоваться услугами посредника, поручив ему приобрести все необходимое у поставщиков. Самый распространенный на практике способ оформления посреднических отношений – договор комиссии, в котором аптека выступает в роли комитента*. Бухгалтерский и налоговый учет вознаграждения комиссионера имеет свои нюансы. Могут возникнуть и сложности с вычетом «авансового» НДС… 4 350
  • 02.09.09 Организация передает лекарственные средства с истекшим сроком годности, бой, брак на обезвреживание сторонней организации, имеющей лицензию. Как осуществляется бухгалтерский и налоговый учет уничтожения лекарственных средств с привлечением сторонней организации? Как документально оформляется факт уничтожения? 11 155
  • 07.07.09 Аптека продает как льготные лекарства, так и медикаменты за полную стоимость и совмещает ЕНВД и общий режим налогообложения. Фармацевты и административный персонал заняты в обоих видах деятельности. В этом случае рассчитанное пособие по временной нетрудоспособности придется распределить. Какую методику в данном случае применить, напомнили специалисты Минфина России в письме от 16 апреля 2009 г. № 03-11-06/3/97. Подробности – в статье. 2 106
  • 07.07.09 Обнаружив при проверке нарушения кассовой дисциплины, банк передаст сведения в налоговую инспекцию. Та в свою очередь может оштрафовать аптеку. Поэтому бухгалтеру следует знать о порядке проверки, которую проводит кредитная организация. 8 241
  • 07.07.09 На практике бухгалтеры аптек – фарммаркетов открытого типа (с залами, где товары находятся в открытом доступе на стеллажах и витринах) задаются вопросами: есть ли ограничения для выкладки медикаментов? Как списывать недостачи товаров, возникающие из-за их хищения недобросовестными посетителями? Можно ли списать расходы на обеспечение грамотной расстановки медицинских препаратов на витрине? Наша статья поможет на них ответить. 3 557
  • 07.07.09 Если в аптеке есть рецептурно-производственный отдел, в котором изготавливают лекарства по рецептам, спорных ситуаций бухгалтерского и налогового характера, связанных с ведением такой специфической деятельности, не избежать. Разобраться в них поможет наша статья. 13 075
  • 07.07.09 Как правило, ассортимент товаров, продаваемых в аптеках, обширен и разнообразен. Покупателю предлагаются лекарственные препараты, биодобавки, медикаменты, предметы личной гигиены, медицинские приборы, косметика. Однако следует помнить, что реализация определенных медицинских товаров подпадает под льготу. Право на ее применение нужно подтвердить с учетом нововведений. 1 852
  • 07.07.09 В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2009 год медицинская помощь, включая предоставление бесплатных и льготных лекарств, финансируется за счет средств различных бюджетов бюджетной системы РФ. Часть расходов аптеки на отпуск медикаментов по этим рецептам возмещает территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Об особенностях таких отношений и поговорим. 1 20 142
  • 07.07.09 За I квартал 2009 года аптеки, применяющие ЕНВД, должны отчитаться по новой форме декларации. Каких-то кардинальных изменений ни сама форма декларации, ни инструкция по ее заполнению не претерпели. Однако остались и неразрешенные вопросы, с которыми фирмы сталкивались при подаче декларации и ранее… 2 068
  • 07.07.09 В настоящее время существует множество документов как обязательного, так и рекомендательного характера, регламентирующих изготовление лекарств. Но, к сожалению, единого документа, где сосредоточены действующие нормы, нет. О том, какими нормативными актами руководствоваться, и поговорим. 5 632
  • 07.07.09 Законодательством определены особые требования к аптечной таре. В статье мы рассмотрим, как учитывать расходы на ее приобретение в бухгалтерском и налоговом учете. 4 956
  • 07.07.09 Аптека арендует помещение. При заключении договора был внесен обеспечительный платеж в размере месячной платы. Впоследствии он засчитывается в оплату последнего месяца аренды. Однако договор расторгнут раньше срока. Поэтому арендодатель обеспечительный платеж не вернул. Как учитывать сумму платежа? Включен ли в нее НДС? Нужно ли требовать от арендодателя акт и счет-фактуру, чтобы принять налог к вычету? Ответы – в нашей статье. 6 982
  • 25.06.09 Письмо Минфина РФ от 5 июня 2009 г. N 03-11-09/196 1 294
  • 26.02.09 Иногда кризис ликвидности может вынудить аптечную фирму продать имущество, взятое в кредит (например, торговое оборудование). Причем на момент продажи кредит не был погашен полностью. Скажем сразу, что такая сделка возможна далеко не всегда. Подробно об этом, а также о бухгалтерских и налоговых последствиях в этом случае – в статье. 1 780
  • 26.02.09 По результатам работы специалисту аптеки выплачена премия. Ее можно учесть при определении налогооблагаемой базы по единому налогу. Но только при соблюдении определенных условий. Возникают сложности и с начислением на сумму вознаграждений «зарплатных» налогов. 1 996
  • 26.02.09 На вопросы, связанные с исчислением и уплатой единого налога аптеками на упрощенной системе налогообложения, отвечает Юрий Васильевич Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. 3 632
  • 08.10.08 Письмо Минфина России от 8 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/135 2 837

Правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями

Министерство здравоохранения Российской Федерации
НИИ ФАРМАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
от 23 декабря 1999 года N 99/190
Правила розничной торговли лекарственными средствами,
изделиями медицинского назначения и другими товарами,
реализуемыми аптечными учреждениями

Введение

Введение

Качество лекарственного обеспечения населения в условиях рыночных отношений в значительной степени зависит от четкого выполнения правил торговли при розничной реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров из аптечных учреждений: аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков, аптечных магазинов.
Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что до настоящего времени с учетом требований вновь разработанных федеральных законодательных и нормативных актов не имеется правил розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми из аптечных учреждений, в которых нашли бы отражение требования к продавцу — аптечному учреждению и к покупателю — гражданину, приобретающему эти товары в аптечных учреждениях для личного употребления, а не с целью получения прибыли.
В Методических указаниях изложены правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями населению.

Описание метода

Впервые разработаны правила розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями в условиях рыночных отношений, отражающих спецификацию реализации лекарственных средств как товара, который является основой лекарственной помощи и способствует сохранению здоровья человека.

1. Настоящие правила разработаны в соответствии с «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Федеральными законами «О лекарственных средствах», «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при розничной торговле лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и другими товарами, реализуемыми аптечными учреждениями.

2. Основные понятия:
Покупатель — гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.
Продавец — аптечное учреждение независимо от организационно-правовой формы.

3. Режим работы государственных муниципальных аптечных учреждений устанавливается по решению соответственно органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Режим работы аптечных учреждений иной организационно-правовой формы устанавливается ими самостоятельно.
Режим работы продавца доводится до сведения покупателей.

4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом в соответствии с профилем своей деятельности.

5. Продавец обязан соблюдать требования, установленные действующим законодательством Российской Федерации в области фармацевтической деятельности и розничной торговли.

6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими сохранность качества и безопасность лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров при их хранении и реализации, соблюдать надлежащие условия торговли.

7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Она должна находиться на видном месте и быть оформлена в соответствии с требованиями к этому документу.

9. Настоящие Правила, а также порядок отпуска лекарственных средств доводятся продавцом в наглядной и доступной форме до сведения покупателей.

10. Продавец обязан довести до сведения покупателя наименование своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации. Продавец, зарегистрированный как индивидуальный предприниматель, должен, кроме этого, предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Продавец должен предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии на право реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения и других товаров, реализуемых аптечными учреждениями населению, а также об органе ее выдавшей.
Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателей местах.

11. В торговом зале должна быть следующая информация:
— телефон и адрес вышестоящей организации;
— копия лицензии на фармацевтическую деятельность;
— фамилия, имя, отчество, должность сотрудников, обслуживающих покупателей;
— группы населения, имеющие право на льготное обеспечение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
— номер телефона и режим работы справочной фармацевтической службы.
Продавец обязан довести до сведения покупателей необходимую и достоверную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах и об их изготовителях.

13. Информация о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах должна быть на русском, при необходимости на государственных языках республик в составе РФ или на языках населения данной местности.

14. Информация о наименовании и цене реализуемых лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товарах предоставляется покупателям путем размещения товаров на витринах. Лекарственные средства для внутреннего применения размещаются отдельно от средств для наружного применения. Внутри этих групп лекарства располагаются по терапевтическому признаку (средства от кашля, сердечные, от головной боли и т.д.). Отдельно в витринах размещают витамины, органопрепараты, дезинфицирующие средства, лекарственные травы, перевязочные материалы, предметы ухода за больными, санитарии и гигиены, мелкий инструментарий и оптику. Лекарственные средства, требующие особых условий учета и хранения, не подлежат размещению в витринах.

15. Продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемых лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах с указанием цены в рублях и копейках, даты, подписи материальноответственного лица.

16. Покупатель имеет право проверить правильность цены. Ответственность за соответствие цен на упаковке с ценой в документах несет должностное лицо, назначенное приказом руководителя аптечного учреждения.

17. При отпуске лекарственных средств продавец обязан информировать покупателя о правилах приема и особенностях хранения лекарственных средств.

18. По требованию покупателя продавец обязан предоставить дополнительную информацию о лекарственных средствах, изделиях медицинского назначения и других товарах:
— сроке годности или сроке службы, если они установлены;
— производителе товара;
— гарантийном сроке, если он установлен для конкретного товара;
— сведения об основных потребительских свойствах товара;
— правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара.

19. При продаже лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, подлежащих обязательной сертификации, продавец, в случае необходимости, доводит до сведения покупателя информацию о сертификации товаров. В подтверждение факта сертификации продавец должен иметь один из следующих документов:
— подлинник сертификата;
— копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации, выдавшим сертификат;
— товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком на основании подлинника сертификата или его заверенной копии и содержание по каждому наименованию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров, сведения о наличии сертификата с указанием его номера, срока действия и органа, выдавшего сертификат. Товарно-сопроводительные документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя или поставщика с указанием его адреса и телефона.

20. Цены на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и другие товары, реализуемые продавцом, а также иные условия реализации должны быть одинаковыми для всех покупателей.
Оплата за отпускаемые лекарственные средства и изделия медицинского назначения производится покупателем за полную стоимость наличными деньгами через кассовый аппарат или с учетом льгот для отдельных категорий покупателей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Продавец обязан выдать покупателю кассовый или товарный чек, или иной удостоверяющий покупку документ. В товарном чеке указываются наименование продавца, наименование товара, его количество, цена, дата продажи и фамилия лица, продавшего товар.

21. Лекарственные средства отпускаются покупателю также в соответствии с нормами и правилами, относящимися к приобретению, хранению, изготовлению, контролю качества, отпуску и реализации лекарственных средств, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации в установленном порядке.

22. Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.

23. Запрещается принимать от физических лиц какие-либо препараты и субстанции медикаментов для изготовления лекарств, расфасовки и их реализации.

24. Лекарственные средства, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, аппаратура, медицинские средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми) надлежащего качества, проданные покупателю, возврату не подлежат.

25. В случае продажи покупателю товара ненадлежащего качества, обнаружившегося при вскрытии упаковки покупателем на месте приобретения, или в случае установления скрытых дефектов товара покупатель вправе потребовать обмена на аналогичный товар или возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы при предъявлении кассового чека, выданного продавцом.

26. Требования покупателя рассматриваются только при предъявлении им кассового чека, а по товарам, на которые установлены гарантийные сроки, кассового чека и технического паспорта или иного заменяющего его документа.

27. Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя определяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

28. При замене товара надлежащего качества на товар аналогичной марки перерасчет цены товара не производится.

29. При замене товара ненадлежащего качества на такой же товар другой марки (модели, артикула) в случае, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставленного взамен, покупатель должен доплатить разницу в ценах. В случае, если цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставленного взамен, разница в ценах выплачивается покупателю.

30. Продавец обязан обеспечить высокую культуру обслуживания покупателя с соблюдением норм фармацевтической деонтологии и этики.

31. За невыполнение или нарушение настоящих Правил продавец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Эффективность используемого метода

Социальный эффект от внедрения методических указаний заключается в повышении качества лекарственного обслуживания населения, на основе выполнения правил розничной торговли лекарственными средствами сотрудниками аптечного учреждения — продавца независимо от организационно-правовой формы.
Повышение качества обслуживания населения позволит повысить рейтинг аптечного учреждения и увеличить приток населения, что даст дополнительные резервы, которые могут быть направлены на дальнейшее развитие аптечного учреждения.

Показания к применению метода

Методические указания предназначены для качественной оценки уровня лекарственного обслуживания населения в аптеках, аптечных пунктах, аптечных магазинах, аптечных киосках государственной, муниципальной и других организационно-правовых форм, имеющих статус юридического лица или входящих в состав других организаций.

Текст документа сверен по:
«Аптеки: Справочное пособие»,
М., 2001 год

Маркировка лекарственных средств в 2020 году

Обязательная маркировка лекарственных препаратов стартует уже с 1 января 2020 года. С этого момента все производители должны наносить на упаковки ЛС особые коды, а дистрибьюторы, аптеки и ЛПУ — считывать эти коды и вносить данные в систему Мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Чем меньше времени остается до нового года, тем больше вопросов по «Маркировке» возникает у аптек — работа с МДЛП сопряжена с огромным количеством технических тонкостей. Специалисты оператора системы МДЛП компании «ЦРПТ» провели для читателей «Катрен-Стиль» 2 вебинара, на которых в режиме онлайн объяснили то, как вносить в систему данные о ключевых операциях в аптеке — заказе, приемке, отпуске и выводе из оборота ЛС. В ходе вебинаров у представителей аптек возникло большое количество практических вопросов, на которые специалисты «ЦРПТ» ответили, в том числе письменно. Мы решили опубликовать их ответы в виде нескольких статей — все они, так же как и этот материал, выйдут в специальной рубрике на нашем сайте.

Справочник специализированных сокращений:

ЧЗ — система «Честный знак»

ИС МДЛП — информационная система мониторинга движения лекарственных препаратов

ЛК — личный кабинет

Коды DM — коды DataMatrix

ККТ — контрольно-кассовая техника

ОФД — оператор фискальных данных

SSCC — Serial Shipping Container Code (средство идентификации групповой упаковки лекарственных препаратов, уникальное для каждой отдельной третичной (транспортной) упаковки ЛС)

GTIN — Global Trade Item Number (уникальный код, присваиваемый группе товаров при их описании в информационном ресурсе, обеспечивающем учет и хранение достоверных данных о товарах по соответствующей товарной номенклатуре)

УКЭП — усиленная квалифицированная электронная подпись

РВ — регистратор выбытия

МД — место деятельности

КиЗ — контрольный идентификационный знак

Регистраторы выбытия

Как определить, нужен ли нашей организации регистратор выбытия?

Регистраторами выбытия НЕ оснащаются:

  1. Организации, осуществляющие медицинскую деятельность:
  • медицинские организации, подведомственные Минобороны России;
  • кабинеты врачебной помощи (медицинские кабинеты), расположенные в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, иных организациях и являющиеся структурными подразделениями медицинской организации;
  • обособленные структурные подразделения медицинских организаций, получающие лекарственные препараты, предназначенные для оказания медицинской помощи, из головной медицинской организации.
  • Организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность:
    • аптечные организации (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски), осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами и не отпускающие лекарственные препараты бесплатно по рецепту на лекарственные препараты.

    Регистратор выбытия не нужен при розничном товарообороте?

    Если осуществляется только розничная продажа, РВ не предоставляется. Передача сведений в МДЛП происходит через ККТ.

    В личном кабинете договор на РВ в статусе на проверке с 29.10.19. С нашей стороны договор на РВ подписан 28.10.19. Каковы ориентировочные сроки поставки РВ?

    Ориентировочные сроки доставки РВ — 2 недели. При этом срок доставки может увеличиться, если удаленность от областного центра составляет более 100 км.

    Договор на получение РВ подписали 07.11.2019. С тех пор он находится на проверке. Доступа к заполнению анкеты нет. Когда будет возможно заполнить анкету и каковы сроки получения РВ?

    Если у вас имеется доступ ко вкладке «Анкеты и договоры», значит имеется возможность и подать анкету на оснащение РВ. В случае отсутствия доступа рекомендуем обратиться в СТП «Оператор-ЦРПТ».

    Отдаленные районы и ФАП

    У нас частная аптечная организация в населенном пункте. В какой‑то момент налоговые органы обязали нас закупать сканеры в связи с нововведениями по кассовым аппаратам. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы использовать эти сканеры в дальнейшем для работы в системе маркировки или для этого нужен сканер другой модели? И второй вопрос: каковы наши действия сейчас в системе маркировки? По инструкции необходимо заходить во вкладки «Договора»? Как это сделать?

    На сайте ЧЗ имеется сервис проверки сканеров на считываемость кодов DM. Если код DM считывается успешно, закупать новый сканер не требуется. Если вы осуществляете отпуск ЛП по 100 %-ной льготе или ВЗН, необходимо подать анкету в ЛК МДЛП согласно инструкции, опубликованной на сайте ЧЗ.

    Как будет происходить вывод товара в ФАП, если они работают по договору комиссии с аптекой?

    Вывод из оборота будет происходить на предыдущем шаге. То есть в момент передачи ЛП в ФАП.

    Есть ли аптеки, которые расположены в труднодоступных отдаленных местностях, где разрешено не использовать ККТ? Как они будут осуществлять вывод ЛП из оборота?

    Разные практические вопросы

    Могут ли поставщики с 1.01.2020 поставлять немаркированные ЛП (подлежащие маркировке), закупленные в 2019 году? Или с 1.01.2020 в аптеки будет поставляться только маркированные ЛП?

    Да, могут. Если ЛП был произведен до 01.01.2020, реализация немаркированного товара возможна.

    Добрый день, фискальный накопитель 1.1 на 36 месяцев, работаем второй год. В связи с маркировкой необходимо ли приобрести новый фискальный накопитель на 15 месяцев или сможем работать дальше?

    Можно продолжать работать с накопителем, который еще действует. Обновлять ФН под маркировку не требуется до конца срока действия ФН.

    Могут ли в одном контейнере агрегации SSCC присутствовать номенклатурные позиции с разным GTIN? Например, собранный индивидуальный заказ на лекарственные препараты.

    Да, в SSCC могут присутствовать номенклатурные позиции с разными GTIN.

    Когда можно будет зарегистрировать две аптеки, находящиеся по одному адресу?

    Если организация имеет два места осуществления деятельности, согласно лицензии Росздравнадзора, по одному адресу, то необходимо каждому из МОД добавить номер помещения. Если это две разные организации — зарегистрировать адрес места деятельности и присвоить идентификатор в МДЛП можно по одному и тому же адресу.

    Как произвести разукомплектацию заводской упаковки?

    Разагрегирование необходимо проводить согласно документу «Паспорт процессов», опубликованному на сайте ЧЗ. Предусмотрена схема как по расформированию упаковки SSCC, так и по и изъятию отдельной упаковки ЛП из третичной упаковки любого уровня.

    Является ли нарушением для аптечной сети использовать только одну УКЭП (генерального директора) для подписания сообщений, отправляемых в ИС МДЛП? И если это является нарушением, то просьба указать ссылку на регламентирующий документ и какие штрафные санкции предусмотрены за данное нарушение?

    В данном случае ответственность за передачу данных в ИС МДЛП остается за руководителем организации. С точки зрения ИС МДЛП, документ подписывается УКЭП организации. В МДЛП реализована ролевая модель с предоставлением доступа с правом на подпись документов в целях передачи сведений в ИС МДЛП.

    Нужно ли сканировать упаковки («коды датаматрикс») при приемке товара в аптечном пункте, где поступают ЛС в единичных количествах?

    В таком случае приёмку необходимо производить согласно товарной накладной. Обязанности использовать сканеры при приемке нет.

    При прямом акцепте и отправке товара ж/д, в какой момент отправитель передает данные в ИС МДЛП?

    Действия в ИС МДЛП передаются с момента совершения действий с товаром физически в течение 5 дней.

    Нужно ли заново регистрироваться в МДЛП, если после регистрации переоформили лицензию?

    Не нужно. В случае переоформлении лицензии Росздравнадзор направит в ИС МДЛП новые данные по имеющимся лицензиям у субъекта обращения лекарственных средств.

    Вопрос по аптеке в ЛПУ. На данный момент у нас нет программы учета медикаментов. И ранее на вебинарах говорилось, что наличие такой программы не является обязательным для работы в программе «Честный знак». Но при заполнении анкеты есть обязательное поле для заполнения: программа учета и версия. Программа учета всё же нужна? Куда обратиться, чтобы ее получить?

    Нет, в данном поле вы можете указать, что учетная система отсутствует.

    Можно ли обойтись только определенной схемой при выводе ЛП из оборота для медицинских организаций при использовании ЛП для оказания мед. услуг? Или обязательно наличие РВ?

    РВ обязательно нужен при выдаче ЛП для медицинского применения.

    В личном кабинете не отображается значок «Анкета и договоры». Как быть?

    Необходимо подать обращение в СТП «Оператор-ЦРПТ» по адресу support@crpt.ru

    В настоящее время мы работаем со внутренними штрихкодами, т. е. сканируем при продаже эти коды. Какие будут наши действия после ввода маркировки? Надо будет сканировать препарат дважды — и внутренний код, и код маркировки?

    В зависимости от того, как вы интегрируете свою товароучетную систему. В общем случае да, при первом сканировании внутреннего штрихкода вы отчитываетесь в свою ТУС, при сканировании DM — передаете сведения в ИС МДЛП.

    Передача данных с ФН осуществляется ОФД или это все‑таки должно быть ПО и прошивка кассы?

    ОФД направляет данные в ФНС и в ИС МДЛП по полученным данным из ФН.

    В ближайшее время мы опубликуем еще одну порцию ответов на вопросы, в большей степени касающиеся технических моментов работы с маркированными ЛС в аптеке. Следите за обновлениями рубрики «Маркировка ЛС».

    Скачать:

    Паспорта процессов МДЛП

    Применение ЕНВД аптеками

    Журнал «Учет в аптеках» № 1/2009

    На вопросы, связанные с применением аптеками ЕНВД, отвечает Юрий Васильевич Подпорин, заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

    С 2009 года вступает в силу подпункт 1 пункта 2.2 статьи 326.26 НК РФ, согласно которому для отнесения организаций к плательщикам ЕНВД устанавливается количественный критерий среднесписочной численности работников – не более 100 человек. Должна ли аптечная сеть, которая уплачивала ЕНВД в 2008 году, переходить на общий режим налогообложения, если число ее работников достигло 105 человек?

    Нет, не должна.

    Дело в том, что пункт 2.2 статьи 346.26 НК РФ, устанавливающий ограничения по применению «вмененки», не будет распространяться на аптечные организации вплоть до 1 января 2011 года. Такая поправка в Налоговый кодекс РФ была внесена Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. № 224-ФЗ.

    Общая площадь торгового зала аптеки 100 кв. м. Однако фактически деятельность в сфере розничной торговли аптека ведет на 50 кв. м. Остальную площадь сдают в аренду другому юридическому лицу под отдел оптики. В правоустанавливающих и инвентаризационных документах торговый зал не разделен на две части. Можно ли аптеке на основании договора аренды уменьшить показатель площади торгового зала для расчета ЕНВД?

    Да, показатель площади торгового зала аптеки в данном случае может быть уменьшен на величину сдаваемого помещения на основании договора аренды.

    В соответствии со статьей 346.27 НК РФ для целей исчисления ЕНВД площадь торгового зала аптеки должна определяться на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. К ним относятся любые имеющиеся у аптеки документы на объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта (например, технический паспорт нежилого помещения). Также можно использовать документы, подтверждающие право пользования данным объектом (например, договор купли-продажи).

    Аптека совмещает общий режим налогообложения и ЕНВД. Можно ли распределять выплаты работникам, одновременно занятым в разных видах деятельности, для целей исчисления ЕСН пропорционально численности работников, занятых в каждом из видов деятельности?

    Расходы аптек, совмещающих общий режим налогообложения и ЕНВД, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов от «вмененной» деятельности в общем доходе по всем видам деятельности. Аналогичный порядок применяют и при распределении суммы выплат работникам, одновременно занятым в разных видах деятельности, для целей исчисления ЕСН. Ведь согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, суммы ЕСН включаются в состав прочих расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

    Учредитель аптеки (доля в уставном капитале составляет 30%) по договору безвозмездного пользования передал фирме подсобное помещение. Аптека – плательщик ЕНВД. Должна ли фирма платить налог на прибыль с суммы экономической выгоды, если кроме «вмененной» больше никакой деятельности аптека не ведет?

    Нет, не должна.

    Суммы экономической выгоды относятся к внереализационным доходам, а не к доходам от предпринимательской деятельности. Следовательно, аптека, осуществляющая только «вмененную» деятельность, налог на прибыль с такой выгоды платить не должна.

    Деятельность аптеки целиком подпадает под ЕНВД. Фирма рассчитывает в дальнейшем предоставлять клиентам возможность заказа необходимых товаров по телефону с доставкой на дом. Будет ли такая реализация считаться продажей по образцам и каталогам?

    Торговлю, осуществляемую путем приема заказов на товар по телефону с последующей доставкой товара покупателям, следует относить к торговле по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети. Данная деятельность не относится к розничной торговле и тем более к другим «вмененным» видам деятельности. Следовательно, она должна облагаться в рамках общего режима налогообложения или «упрощенки».

    Рубрики: Статьи

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *