Куда пожаловаться, если нахамил продавец в магазине?

Бытовое хамство продавцов и другого персонала в магазинах имеет в нашей стране довольно большое распространение. Хотя сейчас, в отличие от 20–30-летней давности, за поведением продавцов руководство и собственники торговых учреждений стали следить куда пристальнее, всё равно такие случаи имеют место. Поэтому у многих людей, столкнувшихся с неприятным поведением продавца, возникает вопрос, что делать в такой ситуации?

Если по отношению к вам имела место банальная грубость, неуважительное или невнимательное отношение, лучше пожаловаться напрямую директору или, что ещё лучше, собственнику магазина. Так как он заинтересован в прибыли, он сам найдёт методы воздействия на продавца, вплоть до увольнения. Для этого можно предпринять следующие действия: 1) оставить запись в «Книге жалоб и предложений»; 2) написать заявление на имя директора магазина или руководителя юридического лица/индивидуального предпринимателя; 3) связаться с руководителем или собственником по телефону или через интернет.

Также вы можете обратиться с жалобой на поведение продавца в органы Роспотребнадзора, если грубость продавца была связана с обменом или возвратом товара. Также, если продавец одновременно является и владельцем магазина, то вам стоит обратиться в органы Роспотребнадзора с соответствующим заявлением.

Если продавец допустил по отношению к вам нецензурные выражения либо угрозы, применял физические методы — толчки, удары, то смело вызывайте полицию и пишите заявление о привлечении продавца к административной ответственности за нарушение общественного порядка, заключающееся в нецензурной брани. В случае применения продавцом каких-либо физических методов, а также если продавец угрожал вам расправой, пишите заявление с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело в отношении данного гражданина.

В любом случае запомните, что хамство продавцов или владельцев магазинов нельзя спускать им с рук, поскольку, чувствуя безнаказанность, они не будут менять стиль своего поведения.

Меня поражает поведение одной продавщицы в продуктовом магазине, где я закупаюсь. Она словно с цепи сорвалась! Попросила ее положить колбасу в пакет, так она вместо того, чтобы молча выполнить мою просьбу, заявила: «Много вас таких ходит!» Как ее наказать ?

Первым делом оставьте запись в книге отзывов и предложений, где точно опишите ситуацию и обстоятельства произошедшего. Если у продавца, который не обслужил вас должным образом или нагрубил, была приколота табличка с именем и фамилией, обязательно запомните их. Это понадобится для того, чтобы написать заявление на имя заведующего магазина, где вам нахамили. В письме уместна формулировка: «Прошу принять меры…» Руководитель будет решать, какие именно. Как правило, это меры дисциплинарного порядка: выговор, предупреждение, возможно лишение премии.
ВАЖНО!
Если на грубость вы нарвались в ходе возврата или обмена товара, смело обращайтесь в Роспотребнадзор. Тут магазину может влететь и за хамство сотрудников, и за товар плохого качества.
Но хотел бы отметить важный человеческий момент. Знаете, продавцы и кассиры довольно беззащитные люди. Их унижают со всех сторон привередливые покупатели, а руководство, бывает, держит их чуть ли не за рабов, заставляя работать от зари до зари. Все штрафы, недостачи, кражи покупателей они покрывают из своей зарплаты. Поэтому не забывайте и вы улыбаться этим людям и быть с ними вежливыми.

Что делать, если продавец нахамил в магазине?

Подписаться и читать канал «Кот-юрист» в мессенджере TamTam

Отдельной статьи «за хамство» пока не придумали. Но это не значит, что обнаглевших работников торговли и сферы услуг или компанию, где они работают, нельзя наказать. По просьбе читателя рассказываю о рабочих вариантах воздействия на хамов.

Оскорбление
5.61 КоАП РФ — самая подходящая статья для грубиянов. Не всегда градус хамства оказывается достаточным для этой статьи: нужно, чтобы оскорбление было высказано в неприличной форме. Ещё вам могут понадобиться свидетели и видеозапись конфликта. Для возбуждения дела жалуйтесь в прокуратуру. Размер штрафа с физлица — 1-3 тысячи рублей (в бюджет). Решение о штрафе принимает мировой судья. При желании в рамках отдельного гражданского иска можно взыскать с виновника моральный вред, но рассчитывать на большие суммы не стоит.

Нарушение прав потребителя
Не удалось наказать виновных за оскорбление? Есть шанс, что они плохо читали закон о защите прав потребителей. На помощь приходит Роспотребнадзор. Как туда грамотно жаловаться, кот-юрист однажды рассказывал: https://tt.me/kotjurist/AV-7hrNoID8 Если с хамоватой компанией у вас есть письменный договор, там можно найти условия, ущемляющие права потребителя (10-20 т.р. на фирму по ч.2 ст.14.8 КоАП РФ). В магазине нет уголка потребителя? Подойдет ч.1 той же статьи со штрафом 5-10 т.р.

Финансовые нарушения
Ответочку рублём можно устроить и за нарушения общего плана. В магазине не используют кассу, хотя обязаны? Есть ч.2 ст.14.5 КоАП РФ со штрафом на фирму от 30 т.р. Для тех, кто не выдаёт чеки, есть ч.6 той же статьи и штраф 10 т.р. на компанию. Жалобу по этим статьям надо подавать в налоговую инспекцию. В магазине вообще не принимают к оплате карты или наличные? Жалуйтесь в Роспотребнадзор на нарушение ч.4 ст. 14.8 КоАП (штраф 30-50 т.р.).

Универсальные методы
До жалоб руки дойдут не у всех. Но в любом случае стоит сообщить об инциденте руководству компании и написать добротные и честные отзывы об уровне сервиса в социалках и на специальных сайтах (Банки-Ру, Яндекс-Маркет и прочие). А иногда можно просто проголосовать ногами: при наличии законных оснований совсем расторгнуть договор и забрать предоплату.

Подписаться и читать канал «Кот-юрист» в мессенджере TamTam

Пожаловаться на хамство продавца в магазине можно тремя способами: устно, письменно и с помощью сети Интернет. Адресовать претензию необходимо в следующие инстанции: руководство торговой точки и Роспотребнадзор. Если нет результатов, то пишем жалобу в прокуратуру. Когда, помимо оскорблений, продавец применил физическую силу, то подаем заявление в полицию. И последний вариант защиты нарушенных прав – иск в суд.

Порой встречается такая ситуация: в магазине представлен широкий ассортимент товаров, да и цены вполне приемлемые, но идти в него совершенно не хочется либо поход превращается в квест. А все из-за грубого обслуживающего персонала. В такой ситуации потребителю целесообразно жаловаться на хамство продавца в магазине.

Куда пожаловаться на хамство продавца в магазине

Таблица 1. Куда обращаться

Инстанции Основания
Торговая точка (руководство, книга жалоб, горячая линия) Грубость и хамство продавца
Роспотребнадзор
Полиция Если хамское поведение включало в себя еще и преступные действия (например, покупателя закрыли в магазине, ударили и прочее)
Прокуратура Когда на жалобу не отреагировали или обсчитали при расчете на кассе и продавец отказывается возвратить излишек, хамит, также нужно помнить, что бездействие прокурора можно обжаловать
Суд Последняя инстанция для защиты нарушенных прав

Обычно сетевые магазины (типа «Пятерочки», «Магнита») имеют телефоны горячей линии, куда можно позвонить и пожаловаться на грубость персонала.

К сведению! Жалуемся на «Пятерочку».

Что понимать под неподобающим поведением и что предпринять

Покупатель, приходящий в торговую точку, рассчитывает на адекватное отношение к себе персонала. Это означает, что недопустимы:

  • угрозы;
  • оскорбления;
  • насмешки;
  • отказ обслуживать (в том числе невыдача кассового чека);
  • требование покинуть магазин и прочее.

Материал в тему: Наказание за неприменение онлайн-кассы.

Если продавец начинает хамить, покупатель не должен отвечать ему тем же. Первое, что необходимо сделать, это запомнить данные неадекватного сотрудника (как правило, их можно узнать из бейджа на одежде).

Во-вторых, вступать в перепалку не стоит и нужно сохранить спокойный тон. Если сотрудник не извинился или продолжает хамить, можно попросить книгу отзывов либо взять ее самому (обычно она располагается при входе в торговую точку или у стенда с информацией).

Обратите внимание! Данный документ должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью.

После оставления записи можно спокойно отправляться по своим делам и развивать конфликтную ситуацию.

Совет! Если с собой есть мобильный телефон, можно включить аудио или видеозапись происходящего.

Рис. 1. Приветливые сотрудники, мотивирующие на покупки

Жалоба на грубость сотрудника магазина

Неадекватное поведение при выполнении своих трудовых обязанностей, выраженное в грубости, насмешках и оскорблениях, становится основанием для подачи жалобы на хамство продавца в магазине.

Поводы пожаловаться

Причиной для подачи претензии является неадекватное поведение сотрудника торговой точки. Потребители должны быть уверены, что, посещая магазин, они не станут жертвой насмешек, грубости или, чего доброго, не получат кулаком. И да, торговая точка – это общественное место, где покупатель имеет право снимать происходящее на камеру, в том числе ценники, продукцию.

Это интересно! Что делать, если цена в чеке и на ценнике отличается.

В Интернете много сюжетов о неадекватном поведении работников торговых точек. Вот некоторые из них:

Рис. 2. Иногда хамство перерастает в рукоприкладство

Таблица 2. Что писать в претензии

Краткое описание
Получатель Наименование инстанции-адресата
Заявитель (представитель) Анкетные данные, адрес и телефон, при наличии – электронная почта
Наименование документа Жалоба
Суть Кратко описать причину обращения
Требование Желание заявителя по итогам рассмотрения
Приложение Дополнительные материалы (например, аудиозапись, видео)
Дата и подпись Ставятся заявителем либо представителем

Жалоба составляется минимум в двух экземплярах, один из которых заявитель оставляет себе (с пометкой о вручении или об отправке почтой).

Для составления собственной претензии можно использовать приведенный ниже образец.

Скачать образец жалобы на хамство продавца в магазине

Куда направлять

Жалобу адресуем в:

  • торговую точку (руководству);
  • Роспотребнадзор;
  • полицию (при наличии в действиях продавца противоправных деяний);
  • прокуратуру (если нет результатов обращения в иные инстанции).

Еще один способ восстановить справедливость – иск в суд.

Это интересно! Куда можно пожаловаться на аптеку.

Способы пожаловаться

Пожаловаться можно тремя способами:

  • устно (например, позвонив на горячую линию торговой сети);
  • письменно (подготовив жалобу заранее или оставив запись в книге отзывов);
  • через Интернет.

Если инцидент мелкий, достаточно оставить запись в книге отзывов или довести произошедшее до сведения руководства торговой точки. При масштабности конфликта и особо циничном поведении продавца действенней оказываются письменная жалоба или обращение через Интернет.

Через Интернет

Когда продавец хамит, например при попытке возврата некачественного товара, покупатель может смело жаловаться в Роспотребнадзор. При этом не обязательно посещать ведомство или отправлять письмо. Достаточно зайти на официальную страницу нужного территориального отделения. Если выбранный отдел бездействует, можно на него пожаловаться на сайте федерального Роспотребнадзора.

Крупные торговые сети также имеют свои страницы в Интернете. Например, на продавца «Пятерочки» можно пожаловаться на сайте https://5ka.ru/. Для этого внизу главной страницы выбираем «Горячая линия по этике». Затем заполняем предлагаемую форму и жмем на «Отправить».

Рис. 3. Обращение на сайте «Пятерочки»

На грубость продавца «Магнита» можно пожаловаться на сайте http://magnit-info.ru/. Для этого нужно выбрать раздел «Покупателям» и вкладку «Пишите нам». Затем заполнить предлагаемую форму и отправить ее на рассмотрение. При необходимости можно прикрепить дополнительный файл.

Рис. 4. Претензия на сайте «Магнита»

Нормативная база

Основные правовые документы, регламентирующие работу по продаже товаров и ответственность за нарушения в отношении потребителей:

  • Конституция РФ;
  • Закон о защите прав потребителей;
  • КоАП РФ, УК РФ;
  • постановление Правительства № 55 от 19.01.1998 г. – правила продажи отдельных видов товаров.

Нормы поведения продавцов также устанавливаются внутренними документами магазина (должностная инструкция, нормы профессиональной этики, распоряжения руководства).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *