Можно ли с кардиостимулятором проходить через металлоискатель

Вопрос взаимодействия кардиостимуляторов и металлодетекторов, металлоискателей и магнитных рамок возник довольно давно – старые модели аппаратов не были достаточно надежно защищены от действия магнитного поля, генерируемого рамкой.

Они могли блокироваться, их программа – сбиваться. На современные приборы магнитные рамки открытого типа и в большинстве случаев замкнутого, если через них проходить не задерживаясь, повлиять почти не способны. Впрочем, замкнутые рамки представляют некоторую опасность – они могут сбить программу ЭКС. Их, по возможности, нужно избегать.

Кратко и по существу Т.е. кратко – магнитные рамки с металлодетекторами на вокзалах, в государственных учреждениях, аэропортах, при входе в места проведения общественных торжеств и мероприятий опасность представляют, их нужно избегать (попадают в список ограничений после установки кардиостимулятора сердца). Рамки открытого типа (антикражные устройства) для большинства пациентов опасности не несут.

Ручные металлоискатели, которые часто используют в аэропортах и на вокзалах представители МВД или охраны, также относительно небезопасны для людей с имплантированными кардиостимуляторами. Если детекторы подносить близко к области имплантации ЭКС.

Можно ли с кардиостимулятором проходить магнитные рамки

Врачи рекомендуют, по возможности, избегать и магнитных рамок, и ручных детекторов:

  • для этого нужно предъявить охране паспорт больного (карточку пациента) о наличии установленного электрокардиостимулятора – прохождение через рамку будет заменено, если того требуют инструкции, на личный досмотр;
  • если по каким-то причинам охрана не соглашается на проведение личного досмотра (к сожалению, квалификация некоторых сотрудников не позволяет им понять, о чем речь), то рамку нужно пройти не задерживаясь рядом с нею или под ней.

Во втором случае не лишним будет обратиться в кардиоцентр для проверки настроек ЭКС, т.к. они могут, маловероятно, но возможно, сбиться под действием электромагнитного поля.

Магнитные рамки в магазинах, как правило, не могут повлиять на работу стимулятора, хотя некоторое действие все же оказывают – по возможности, их следует также избегать (тут актуален вопрос, сколько лет будет работать кардиостимулятор без сбоев при регулярном пересечении таких рамок). Дело в том, что антикражные приборы закодированы на реагирование на специально помеченные магнитные метки, и к металлу стимулятора «равнодушны».

Вообще, ЭКС чувствителен ко всем электромагнитным и магнитным полям: отмечаются случаи, когда человек реагирует даже на постоянные магниты, используемые, например, для закрытия обложек планшетников, электронных книг, кошельков. Ощущение воздействия может проявляться в виде:

  • покалывания в пальцах при соприкосновении ими с постоянными магнитами в замках и застежках;
  • недомогание и кратковременное общее ухудшение самочувствия при прохождении через рамки металлоискателей и антиворовских детекторов в магазинах.

Те же антиворовские детекторы, широко распространенные в магазинах, являются простыми датчиками магнитного поля, сам же ЭКС – прибор, который настраивается магнитным полем (формально – переключается из рабочего режима в режим тестирования и обратно).

Чтобы переключить стимулятор из одного режима в другой потребуется приложить сильный магнит в область имплантации аппарата – в реальной жизни такое практически невозможно, поэтому магазинные рамки и бытовые приборы с магнитами безопасны для людей с ЭКС.

Реальную опасность представляют детекторы с замкнутыми рамками – такие устанавливаются в спортивных комплексах, музеях, государственных и муниципальных учреждениях, аэропортах.

Кардиостимулятор и прохождение через рамки в аэропортах

В отличие от магазинных магнитных рамок, которые к тому же могут еще и не работать (быть отключёнными), в аэропортах металлодетекторы и искатели работают и генерируют сильное магнитное поле — они вполне могут стать причиной осложнений после операции по установке кардиостимулятора сердца. Именно про них врачи говорят, что нежелательно или вообще нельзя проходить.

Эти устройства создают достаточно сильное магнитное поле, чтобы представлять опасность для сердечника с установленным «водителем» сердца. Специалисты отмечают, что их магнитного поля обычно недостаточно, чтобы представлять реальную опасность для пациента с ЭКС, если быстро пройти через них или вовсе мимо. Однако все зависит от типа рамки и вида ЭКС. К сожалению, бывают трагические случаи:

Остается надежда, что сотрудники аэропортов квалифицированы и согласятся провести личный досмотр взамен прохождению рамки.

Не рекомендуется пререкаться с сотрудниками службы безопасности аэропорта, если они наотрез отказываются разрешить обойти металлодетектор – эффективнее отойти в сторону и уже там решать вопрос. Как правило, прохождение через рамку не приводит ни к каким последствиям, но возможно временное ухудшение самочувствия или, в редких случаях, сбитые настройки стимулятора и даже летальный исход. Лучше не рисковать!

В зарубежных аэропортах – в зависимости от страны – сотрудники безопасности относятся к пациентам с ЭКС с большим пониманием, однако здесь потребуется карточка (бланк) международного образца – заполненная на английском языке. За рубежом пациентам изначально выдается карточка единого образца.

Правила безопасности для пациентов с ЭКС

  1. Всегда носить с собой карточку пациента на случай необходимости прохождения рамки — это позволит избежать львиной доли вопросов от ответственных лиц и предотвратить, в перспективе, негативные последствия после операции по установке электрокардиостимулятора.
  2. По возможности избегать мест установки металлоискателей и детекторов, магнитных рамок.
  3. Заблаговременно сообщать сотрудникам аэропортов, вокзалов о наличии имплантированного стимулятора – процедура прохождения через рамки будет заменена на личный досмотр или использование других металлодетекторов, с возможностью изоляции места имплантации прибора.

К сожалению, из-за соображений безопасности и борьбы с воровством металлоискатели устанавливаются все в большем и большем количестве мест. Не всегда они работают (в магазинах и метро они часто отключены), не всегда рядом с ними дежурит кто-то из персонала – поэтому будет затруднительно заменить прохождение через рамку на личный досмотр.

Итак, если у вас стоит кардиостимулятор, то ваша задача – заботясь о себе и своем здоровье, носить с собой карточку пациента и заблаговременно предупреждать службу безопасности о наличии кардиостимулятора. Они в любом случае об этом узнают, т.к. металлодетектор среагирует на металлический корпус вашего прибора. И последнее может привести к задержке вблизи рамки, пока охрана будет разбираться в ситуации.

Рамка металлодетектор: принцип работы

Металлодетектор – это электронный инструмент для обнаружения металла. Используется при его поиске в объектах или под землей. Рамка-металлодетектор представляет собой металлоискатель, который установлен в дверном проеме и служит для поиска предметов, спрятанных на теле человека, проходящего через него. Используется для проверки безопасности в пунктах доступа в тюрьмах, судах и в аэропортах для обнаружения скрытого на теле человека оружия.

Принцип работы

Простейшая форма металлоискателя представляет собой генератор переменного тока и катушку. Ток, проходя через последнюю, создает переменное магнитное поле. Если вблизи катушки появляется электропроводящий металл, то в нем индуцируются вихревые токи, создающие собственное магнитное поле.

Самым большим техническим изменением в детекторах стало развитие системы индукционного баланса. Она состоит из двух электрически сбалансированных катушек. Когда поблизости находится металл, баланс исчезает. Детекторы могут определять различные металлы, поскольку под действием переменного тока у них проявляются разные фазочастотные свойства.

Импульсная индукция

Широкое распространение получили детекторы импульсно-индукционного типа. У них в качестве передатчика и приемника может использоваться одна или несколько катушек. Через катушку передатчика пропускаются мощные короткие импульсы тока, каждый из которых генерирует магнитное поле. Когда сигнал прекращается, магнитное поле меняет полярность и резко уменьшается. Результатом является электрический всплеск продолжительностью в несколько микросекунд, который вырабатывает в катушке электрический ток, называемый отраженным импульсом. Его продолжительность чрезвычайно мала. Затем снова посылается импульс, и процесс повторяется.

Типичная рамка-металлодетектор на основе данной технологии посылает около 100–500 импульсов в секунду. Частота может сильно варьироваться в зависимости от стиля и модели. Если в рамку поместить металлический предмет, импульс создает в нем противоположное магнитное поле. Когда поле импульса сжимается, магнитное поле объекта увеличивает продолжительность отраженного импульса. Это явление похоже на эхо. Если кричать в комнате, где мало твердых поверхностей, то отраженный звук можно не услышать совсем. Если же твердых поверхностей много, то отзвук длится дольше. В импульсном индукционном сканере магнитные поля объектов добавляют свое «эхо» к отраженному импульсу.

Длину отраженного импульса в металлодетекторе контролирует специальная схема. Сравнивая фактическую продолжительность с ожидаемой, можно определить, вызвано ли это другим магнитным полем. Если отраженный сигнал длится на нескольких микросекунд дольше, чем обычно, то, скорее всего, это результат вмешательства металлического объекта. Схема отправляет получаемые слабые импульсы в интегратор, который усиливает их и преобразует в постоянный ток. Напряжение постоянного тока подключено к аудиосхеме, где оно изменяется на тон, который использует металлодетектор, чтобы указать, что объект найден.

Мультисенсорная детекция

При использовании данной технологии передатчики и датчики приемника сканируют человека с обеих сторон. Используются магнитные поля низкой интенсивности, которые безопасны для пользователей кардиостимуляторов сердца, беременных женщин, пленочных и магнитных носителей. Металлические объекты анализируются 33 000 раз в секунду. Это контрастирует с детекторами импульсной индукции, у которых частота намного меньше. Многофункциональная сенсорная матрица в 80 раз быстрее проводит анализ и позволяет находить металлические объекты с большой точностью и в широком диапазоне скоростей их движения.

Для цифровой обработки сигналов используется цифровой процессор, а стабильную работу обеспечивает диагностическая программа самоконтроля. Схема обнаружения работает постоянно. От частых ложных срабатываний, характерных для многих детекторов, позволяют избавиться высокоэффективные алгоритмы подавления электромагнитных помех. Технология может использоваться в средах, где большинство других технологий оказываются неработоспособными.

Контрольный досмотр

Технология поиска металлов была адаптирована для досмотра пассажиров авиакомпаний. Первоначально конструкция пряталась в большой цилиндрической трубе. В конечном итоге была создана прямоугольная рамка-металлодетектор, в аэропортах ставшая стандартной. Используются как системы переменного тока, так и импульсные системы, а дизайн катушек и электроники постоянно прогрессирует в сторону улучшения их различающей способности (дискриминации). Можно узнать приблизительную высоту металлического объекта над землей, что дает возможность сотрудникам службы безопасности быстрее находить источник сигнала. Для более точного определения местонахождения искомого предмета используются ручные устройства небольшого размера. Арочные рамки металлодетекторов разрабатываются для обеспечения высокой пропускной способности с небольшим процентом ложных срабатываний. Целевые объекты, такие как оружие и ножи, обнаруживаются постоянно и точно, а личные предметы, такие как ключи, монеты, пряжки и очки, пропускаются без сигнала тревоги.

Типы

Стационарные рамки-металлодетекторы бывают однозонными и многозонными. Последние могут определять приблизительное местонахождение цели. Например, если человек проходит через рамку металлодетектора со скрытым оружием, расположенным в области лодыжек, то и однозонная, и многозонная модификации его обнаружат. Разница заключается в том, что многозонный вариант может идентифицировать местоположение цели на теле индивидуума.

В многозонной рамке используется техника измерения непрерывной волны множественными датчиками, а не обычный импульсно-индукционный метод. Это повышает эффективность скрининга и снижает эксплуатационные расходы. Несколько зон обнаружения позволяют определить точное местонахождение скрытого оружия. При этом дисплей показывает, находится ли оружие слева, справа или по центру тела человека, который проходит досмотр, и находится ли оно на лодыжке, колене, талии, груди или на высоте головы. Если спрятано более одного металлического предмета, то каждый из них будет обнаружен с указанием его местоположения. Во время последующего ручного поиска сотрудники службы безопасности могут сразу найти объект или объекты, ставшие источниками сигнала тревоги.

Важной особенностью горизонтальной многозонной технологии является ее способность эффективно различать миниатюрные пистолеты и безвредные предметы. Люди, подвергающиеся досмотру, могут пройти через детектор без необходимости вынимать из карманов ключи и монеты. Оружие, изготовленное из различных марок стали, алюминия, сплавов цинка и смешанных сплавов, обнаруживается за один проход.

Технология устойчива к действию электрических помех, тем самым устраняя ложные сигналы, которые останавливают поток людей. Оборудование активно постоянно, а это означает, что оружие и контрабанда не будет незаметно передана или переброшена.

Цена рамки-металлодетектора однозонного типа Garrett CS 5000 составляет 4495$, а многозонного — Garrett PD6500i – 5495$.

Расширенные функции: счетчики трафика

Детекторы могут оборудоваться интеллектуальными и практически невидимыми счетчиками трафика, которые интегрированы внутри панелей катушек. Счетчики двунаправленны и могут вести обратный отсчет, подсчитывать как число человек, так и количество срабатываний.

Удаленное управление безопасностью

Данные, получаемые детекторами, можно просматривать на удаленном рабочем столе в режиме реального времени. Это позволяет контролировать информацию о пассажирах, собирать и обрабатывать ее с помощью универсальных средств создания отчетности, а также контролировать и управлять всеми параметрами рамки-металлодетектора. Статистику можно обобщать, рассылать по электронной почте и распечатывать в виде легко читаемых отчетов. Уполномоченный персонал может просматривать уровни трафика и срабатываний подключенной к сети рамки металлодетектора. Размеры трафика представляются наглядно в виде линий, помогая лучше развернуть ресурсы. Когда имеет место отклонение от исходных настроек, хранящихся на ПК, оператор получает предупреждение. Эта функция быстро указывает на любое неправильное использование или неисправность рамки и повышает общий уровень безопасности.

Другие приложения

Большинство установок рамок-металлодетекторов имеют фазочувствительные схемы обнаружения, которые позволяют повышать чувствительность к определенной группе металлов и уменьшать для других. Они предназначены для поиска как черных, так и цветных металлов. Системы с более высокой чувствительностью могут использоваться для защиты от хищений в подразделениях по изготовлению ювелирных изделий. Есть рамки, специально разработанные для обнаружения мелких предметов, таких как одноразовые лезвия и их кусочки, заточки, ключи от наручников, детонаторы, ювелирные изделия, монеты, микропроцессоры и чипы памяти. Использование таких детекторов повышает безопасность в тюрьмах, эффективно обнаруживая небольшие предметы, которые могут использоваться в качестве оружия, даже если они скрыты в полостях тела. Рамки также применяются в производстве и торговле для защиты небольших, но ценных товаров.

Постоянная результативность

Важно выбрать детектор, который обеспечивает одинаковый результат во всей контролируемой области. Плохо спроектированная рамка не будет работать линейно. В разных областях поля обнаружения могут присутствовать и высокочувствительные точки, и области с низкой чувствительности, известные как мертвые точки. При этом сигнал от одного и того же металлического объекта будет меняться при движении через разные секторы проема.

Электрические и электромагнитные помехи

Они могут привнести хаос в работу устройства и часто делают его непригодным к эксплуатации. Качественные детекторы от других отличаются своей способностью фильтровать помехи. В хороших металлодетекторах используются высокоэффективные алгоритмы подавления шума. Источники помех многочисленны. Это и мерцающие люминесцентные лампы, и компьютерные мониторы, и копировальные аппараты, и рации. Уровень окружающего шума варьируется в зависимости от местоположения рамки металлодетектора. Арку целесообразно протестировать в том месте, где она будет установлена.

Скорость перемещения объекта и ориентация

Независимо от того, перемещается ли объект очень медленно, быстро или перебрасывается через детектор, он всегда должен быть обнаружен. Кроме того, рамка должна срабатывать независимо от ориентации цели.

Постоянное активное обнаружение

Следует всегда выбирать детектор, который работает в постоянном режиме. Ни в коем случае нельзя деактивировать схему обнаружения. Ни при каких обстоятельствах не следует устанавливать отключаемый металлоискатель в автоматических дверных системах.

Я тебя насквозь вижу: можно ли обмануть сканер в аэропорту?

Нам говорят, что сканеры (которые в последнее время устанавливаются не только в аэропортах, но и на другом транспорте, массовых мероприятиях и т. п.) безопасны, но соответствует ли это действительности?
Принципиально сканеры в аэропортах делятся на два типа – металлодетекторные (так называемые рамки) и сканеры, создающие полное изображение тела человека на экране. Вторые считаются более действенными для поиска предметов, запрещенных к проносу на борт самолета. Эти сканеры используют технологию обратно-рассеянного излучения, однако лучи не проходят насквозь, а отражаются: пассажир становится между двумя детекторами и получает малую дозу рентгеновского излучения. Разные по плотности материалы отображаются разным цветом. Менее плотные – кожа, мышцы – светлые, а более плотный металл – темный.
Для получения подробной информации на таком сканере необходимо делать два снимка: спереди и сзади. Снимок позволяет увидеть оружие и взрывчатку, спрятанные под одеждой или в теле человека. Полное название этого сканера – рентгеновский сканер на основе обратного рассеивания (Backscatter X-ray).
Другой тип полноразмерных сканеров, которые все чаще применяют в аэропортах, использует в своей работе волны миллиметрового диапазона, излучаемые двумя вращающимися вокруг человека антеннами. Одежда и прочие похожие материалы прозрачны для излучения сканера, и изображение получается очень четким и подробным, гораздо более реалистичным, чем от рентгеновского сканера.
Различить эти сканеры очень просто. Магнитная рамка – детектор металла выглядит как буква «П», через которую надо проходить, а в сканерах тела приходится останавливаться. Рентгеновский сканер похож на две будки, между которыми встает пассажир, а сканер микроволновый – это маленькая прозрачная кабинка, где однократно проезжают вокруг антенны.
Производители утверждают, что сканеры обоих типов полностью безопасны. Микроволновый сканер можно сравнить с излучением от мобильного телефона, а рентгеновский дает такое же облучение, как две минуты полета на самолете. При этом масштабных исследований по проверке безопасности для здоровья микроволновых и рентгеновских сканеров не проводилось. В ряде публикаций ученые разных стран выражают обеспокоенность возможным влиянием сканеров на образование опухолей и мутаций в ДНК, и хотя никаких документальных подтверждений нет, многие врачи считают, что опасность сканеров сильно недооценена: они могут провоцировать развитие рака кожи, особенно у детей. По словам биохимика из Калифорнийского университета Дэвида Агарда, при сканировании в аэропорту основная доля радиации приходится именно на кожу. Он считает, что рентгеновские лучи вызывают хромосомные перестройки, которые провоцируют рост раковых клеток. Установка таких устройств в аэропортах приведет к росту заболеваемости меланомой и раком груди.
Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета Дэвид Бреннер уверяет: сканер на самом деле вреден, потому что фактически кожа человека при прохождении сквозь него получает в двадцать раз больше радиации, чем заявлено официально. А кожа в этом смысле очень уязвима. Кроме того, проходя через сканер, человек облучает голову, что может вызвать опухоль в мозгу. Не случайно в начале марта 2011 года Роспотребнадзор выступил с официальным заявлением: установки по рентгеновскому сканированию людей в аэропортах опасны. Тогдашний главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко заявлял, что рентген-сканеры могут привести к лучевым и онкологическим заболеваниям.
Кто в группе риска? Наибольшую опасность рентген представляет для беременных женщин. Если плод подвергается облучению в утробе, в будущем это грозит риском развития раковых опухолей и лейкемии. Кроме того, опасности подвергаются грудные дети. Глава Центра радиологических исследований Колумбийского университета Дэвид Бреннер добавляет, что 5 процентов населения по своей генетической предрасположенности чувствительны к излучению. У таких людей повышается риск заболевания базально-клеточным раком кожи.
Этический вопрос
Казалось бы, решить проблему поможет массовая установка сканеров, использующих миллиметровые волны, так как они менее вредны для здоровья. Однако их применение вызывает множество этических вопросов, поскольку позволяют увидеть детали тела человека. Службы безопасности уверяют, что сканеры не позволяют сохранять, распечатывать или передавать полученные изображения, но многие все равно недовольны, поскольку в текстовом режиме сохранение полученных изображений все‑таки возможно (и неизвестно, кто и когда может включить такой режим), к тому же доступ к трехмерным изображениям голых пассажиров могут получить и хакеры. Британские правозащитники также заявляют, что обязательный досмотр авиапассажиров с помощью сканеров, на которых видно все тело человека, нарушает закон о детской порнографии, и требуют запретить этот метод в случае с теми, кому нет восемнадцати лет.
Еще один недостаток таких сканеров – сомнительная эффективность. Сканеры тела плохо идентифицируют объекты с невысокой плотностью (жидкости), есть трудности с визуализацией пластиковой взрывчатки, приклеенной к животу. И уже несколько лет обсуждается теоретическая возможность пронести опасный объект через сканер, воспользовавшись такой его глупой особенностью, как темный фон, на котором изображается тело. Ведь подозрительные объекты тоже визуализируются темными тонами. Что, если спрятать пистолет в наружном кармане? При досмотре он сольется с фоном и не будет обнаружен. Можно сказать, что проблема надуманна, но эту идею уже опробовали: американец Джонатан Корбетт спрятал увесистую металлическую коробочку в пришитый наружный карман – и успешно миновал сканеры в двух американских аэропортах, попутно засняв эксперимент на видео. По словам Корбетта, американские службы безопасности давно знают о проблеме, но не желают ее признавать. Ведь закупка сканеров тела уже обошлась американским налогоплательщикам в сумму от одного миллиарда долларов (по скромным оценкам). Впрочем, с выводами Корбетта согласились не все: комментируя его опыт, некоторые эксперты предположили, что «маленькая металлическая коробочка» просто не входит в список потенциально опасных предметов, почему и была проигнорирована на досмотре. Кроме того, сканеры тела – лишь один из элементов сложного, многоступенчатого комплекса систем и процедур обеспечения безопасности.
Альтернатива
Что же делать, если вы не хотите проходить досмотр на любом из сканеров? Поскольку допуск к полету невозможен без соблюдения определенных процедур проверки безопасности, то в большинстве аэропортов вместо сканирования будет предложен ручной досмотр. Досмотр осуществляется сотрудником службы безопасности одного с пассажиром пола и не требует уединения в кабинке или раздевания. Технология досмотра отличается от страны к стране.
В США до недавнего времени регламент предусматривал проведение ручного досмотра тыльной стороной ладони, но последние инструкции изменили правила – теперь ощупывание проводится пальцами. При отказе от досмотра в аэропортах США возможны непредсказуемые проблемы вплоть до вызова полиции. В московском аэропорту Домодедово ручной досмотр ничем не отличается от дополнительного осмотра после сработавшего металлодетектора, и отказ от прохода через сканер не вызывает никаких проблем и дополнительных вопросов. В случае, если ручной досмотр по тем или иным причинам неприемлем, вариант остается один – отказаться от полета.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *