В соответствии с ч. 1 ст. 384 ТК РФ КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя. Таким образом, для создания КТС в организации достаточно волеизъявления работников в лице полномочных органов или полномочного представителя работодателя. Решение работников о необходимости создания КТС оформляется либо протоколом общего собрания работников организации, либо решением профсоюзного органа, представляющего интересы большинства работников организации. От имени работодателя с требованием о создании КТС может выступить лицо, пользующееся правом приема и увольнения работников. Наличие решения работников организации о необходимости создания КТС является обязательным для представителей работодателя, которые должны назначить своих представителей в состав КТС. В свою очередь, решение полномочного представителя работодателя о создании КТС обязывает работников выделить в установленном законодательством порядке своих представителей в состав КТС.

Из ч. 1 ст. 384 ТК РФ следует, что КТС формируется из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в КТС избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации. Таким образом, представительство работников в КТС подтверждается решением общего собрания работников организации либо профсоюзного органа работников организации. Полномочия работников в КТС, которые назначены решением профсоюзного органа организации, действительны до проведения первого после такого делегирования собрания (конференции) работников организации. Полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, могут быть подтверждены на общем собрании (конференции) работников организации. Однако собрание (конференция) работников организации может избрать других представителей в состав КТС. В этом случае полномочия членов КТС, делегированных профкомом организации, заканчиваются с момента избрания новых представителей работников в КТС общим собранием (конференцией) работников организации. Следовательно, решение профсоюзного органа о делегировании представителей работников в состав КТС не может противоречить решению общего собрания (конференции) работников организации.

Законодательством не определено, что в состав КТС от работников могут входить лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем. В связи с чем работники могут избрать в состав КТС и лиц, которые не состоят в трудовых отношениях с работодателем, например работников вышестоящего профсоюзного органа.

Представители работодателя назначаются в КТС на основании ч. 2 ст. 384 ТК РФ руководителем организации. Из чего следует, что полномочия представителей работодателя в составе КТС могут быть подтверждены исключительно приказом (распоряжением) либо иным документом, в частности доверенностью, выданной лицом, исполняющим обязанности руководителя организации.

Законодательством не определен срок, на который избираются, делегируются или назначаются члены КТС. По этой причине работники в лице полномочных представителей, лицо, исполняющее обязанности руководителя организации, могут менять своих представителей в составе КТС без ограничений каким-либо сроком. Едва ли наличие подобных полномочий будет способствовать эффективности работы КТС. Поэтому в законодательстве целесообразно установить срок, на который члены КТС наделяются полномочиями.

В состав КТС входит равное количество представителей работников и работодателя. Однако законодательство не устанавливает их численность. Поэтому работодатель и работники самостоятельно определяют численный состав КТС. В том случае, если КТС создается по инициативе работодателя, который своим приказом (распоряжением) выделил определенное количество работников в ее состав, у работников возникает обязанность выделить такое же количество представителей в состав КТС. И наоборот, создание КТС по решению полномочного органа работников организации, наделившего полномочиями члена КТС определенное количество представителей, влечет возникновение обязанности у работодателя выделить в состав КТС такое же количество членов. При рассмотрении заявлений работников в КТС также должно присутствовать равное количество представителей работодателя и работников.

По решению общего собрания работников организации комиссии по трудовым спорам (КТС) могут быть образованы в структурных подразделениях организации. Такие комиссии также должны состоять из равного количества представителей работников и работодателей. Представители работодателя в КТС структурного подразделения могут быть назначены приказом руководителя организации или по его поручению руководителем структурного подразделения, в котором создается КТС. Представители работников в состав КТС структурного подразделения избираются общим собранием работников данного подразделения. До проведения общего собрания работников структурного подразделения в состав действующей в нем КТС представители работников могут быть делегированы решением представительного органа работников организации или профкома структурного подразделения. Полномочия этих представителей могут быть подтверждены на общем собрании работников структурного подразделения. Но при этом общее собрание может не подтвердить их полномочия и избрать в состав КТС других представителей работников. Причем законодательство не предписывает избрание в состав КТС в качестве представителей работников только работников данного подразделения или состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Поэтому членом КТС от работников могут стать не только работники соответствующего структурного подразделения, но и другие работники организации, а также лица, не состоящие в трудовых отношениях с работодателем.

Законодательством не определен срок полномочий лиц, назначенных, делегированных или избранных в состав КТС. Однако представители работников могут заключить соглашение с представителем работодателя о сроке полномочий лиц, входящих в состав КТС. Данное соглашение может выступать в качестве приложения к коллективному договору, его изменение возможно только по волеизъявлению сторон. Однако такое соглашение не должно ограничивать права общего собрания (конференции) работников по избранию членов КТС. В связи с чем на определенный в нем срок представители работников могут быть назначены лишь решением общего собрания (конференции) работников организации или структурного подразделения. Срок полномочий члена КТС по соглашению между работодателем и полномочными представителями работников может быть установлен, например, в пять лет. В нем же могут быть предусмотрены случаи досрочного прекращения полномочий члена КТС, в частности, в связи с отказом работника, его увольнением с работы и другие случаи. Прекращение полномочия члена КТС с нарушением такого соглашения следует признавать нарушением, которое не позволяет признать полномочия вновь назначенных, делегированных и избранных членов КТС взамен лиц, полномочия которых прекращены незаконно.

В состав КТС структурного подразделения также должно входить равное количество представителей работодателя и работников. Поэтому наличие решения общего собрания работников структурного подразделения об избрании в состав КТС определенного количества лиц влечет возникновение у полномочного представителя работодателя обязанности назначить в КТС такое же количество членов.

КТС организации и структурного подразделения избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Избранным следует считать члена КТС, за которого проголосовало большинство лиц, входящих в данную комиссию. В законодательстве не определено, что председатель и секретарь КТС должны быть представителями работодателя и работников. Однако КТС формируется на принципе паритетности, гарантирующем равное представительство в ее работе представителей работодателя и работников. Поэтому соблюдение этого принципа предполагает избрание председателя и секретаря КТС из представителей входящих в ее состав сторон. Избрание представителя работодателя председателем КТС должно влечь избрание секретарем этой комиссии представителя работника. И наоборот, избрание председателем представителя работников должно влечь избрание секретарем КТС представителя работодателя.

Законодательством не определено и минимальное количество членов КТС организации и структурного подразделения. В связи с чем количественный состав КТС определяется по инициативе одной из сторон путем выделения другой стороной такого же количества членов КТС. При этом представители работодателя и работников могут заключить соглашение о количестве членов КТС организации и структурного подразделения. При избрании в состав КТС двух представителей работодателя и двух представителей работников ее заседание будет правомочным в случае присутствия на нем представителя работодателя и представителя работников, то есть двух членов КТС, при избрании в КТС трех представителей работодателя и трех представителей работников ее заседание будет правомочным при участии в нем двух представителей работодателя и двух представителей работников, то есть не менее половины членов, представляющих в КТС работников и работодателя.

КТС организации может рассматривать отнесенные к ее компетенции индивидуальные трудовые споры работников, состоящих с организацией в трудовых отношениях, в том числе и работников структурных подразделений, в которых создана собственная КТС. Поэтому наличие КТС в структурном подразделении не может служить препятствием для обращения работника этого подразделения с заявлением в КТС организации. В соответствии с ч. 3 ст. 384 ТК РФ в КТС структурных подразделений могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Решение КТС структурного подразделения обязательно для руководителей этого подразделения, оно не может быть вынесено в качестве обязательного для руководителей организации. Поэтому решение КТС структурного подразделения должно приниматься только по вопросам, которые могут быть решены руководителем данного структурного подразделения. Вынесение решения КТС структурного подразделения по вопросам, которые не относятся к компетенции должностных лиц данного структурного подразделения, не позволяет обратить решение КТС к обязательному исполнению. Наличие решения КТС структурного подразделения не лишает работника права обратиться с аналогичным заявлением в КТС организации. При рассмотрении таких заявлений документы КТС структурного подразделения, в частности решение, протокол заседания, должны быть использованы в качестве доказательств.

В соответствии с ч. 4 ст. 384 ТК РФ КТС организации должна иметь собственную печать. КТС структурного подразделения может не иметь собственной печати. В этом случае ее решения заверяются печатью КТС организации либо печатью, имеющейся в структурном подразделении. В этом случае необходимо издать приказ руководителя структурного подразделения об удостоверении решения КТС печатью структурного подразделения. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем. Данное правило распространяется и на КТС структурных подразделений. В связи с чем члены КТС вправе требовать от полномочных представителей работодателя обеспечения деятельности КТС, в частности, изготовления печати, предоставления помещений для проведения заседаний, выделения бумаги и иных принадлежностей, необходимых для осуществления деятельности комиссии. Невыполнение данной обязанности является нарушением трудового законодательства, за совершение которого полномочные представители работодателя могут быть привлечены к установленным законом мерам ответственности. Кроме этого, председатель КТС, ее секретарь могут обратиться с иском к работодателю об обеспечении деятельности КТС необходимыми средствами и помещением.

Неисполнение вступившего в законную силу судебного решения, обязывающего работодателя обеспечить деятельность КТС, также является основанием для привлечения его полномочных представителей к установленным законом мерам ответственности.

Таким образом, формирование состава КТС в соответствии с действующим законодательством и обеспечение работодателем ее деятельности являются необходимыми условиями выполнения комиссией функции по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Комиссия по трудовым спорам

ЧТО ТАКОЕ КОМИССИЯ ПО ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Создание и функционирование комиссии по трудовым спорам (далее — КТС) предусмотрено Трудовым кодексом РФ (далее — ТК РФ) и регламентировано главой 60 ТК РФ.

Согласно ст. 382 ТК РФ КТС — орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. При этом КТС выполняет эту функцию до передачи дела в суд.

В таблице 1 представим отличия КТС от суда.

КАК СОЗДАТЬ КТС

Этап 1. Высказать инициативу

Коллектив или руководство предприятия должны высказать инициативу создания КТС.

Важные нюансы этого этапа:

• инициативу нужно оформить в виде письменного предложения;

• отдельный работник не обладает правом выражения такой инициативы.

КТС не может быть создана по желанию/предложению одного или нескольких работников;

• отказ работодателя в создании КТС может быть расценен как уклонение от участия в переговорах по созданию КТС;

• последствия дальнейших событий во многом зависят от того, кто именно проявил инициативу в создании КТС (схема 1).

Этап 2. Определить состав КТС

Достигнув согласия в создании КТС, представители работников и руководство работодателя приступают к определению количественного и поименного состава КТС, а также к решению организационно-технических вопросов создания этого органа (где будет заседать КТС, режим ее работы, порядок обеспечения мебелью и канцтоварами и т. п.).

Порядок образования КТС урегулирован ст. 384 ТК РФ. Но в законе нет никаких критериев и временных рамок деятельности КТС, поэтому при создании КТС нужно определить срочность или бессрочность ее существования.

При определении состава КТС необходимо учитывать следующее:

• требования к количественному составу КТС законодательно не урегулированы. Но из нижеприведенных требований следует, что количество должно быть четным;

• в КТС должно быть равное количество членов от имени работников и от имени работодателя;

• КТС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

Этап 3. Разработать Положение о КТС

Положение о КТС разрабатывает и принимает уже избранный состав комиссии. При этом пункты Положения о КТС должны соответствовать требованиям, установленным ст. 387–390 ТК РФ.

В Положении о КТС обязательно нужно предусмотреть следующие моменты:

• порядок действия КТС, режим ее работы;

• порядок созыва заседания КТС;

• правомочность заседаний КТС при отсутствии кого-либо из ее членов;

• разработку положений о председателе и секретаре КТС;

• кворум;

• порядок ликвидации КТС и т. д.

КАК РАБОТАЕТ КТС

КТС рассматривает трудовые споры между работниками и работодателем в рамках одного конкретного предприятия, в котором образована КТС.

Не входят в компетенцию КТС споры:

• с работниками религиозных организаций. Споры между религиозной организацией и ее работниками сразу передаются на рассмотрение суда;

• работниками государственной службы. Споры с госслужащими рассматриваются в судах;

• работниками государственной противопожарной службы. Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или уполномоченным руководителем в течение одного месяца, а его решение потом может быть обжаловано в суд.

Важные моменты работы КТС:

• КТС рассматривает не все споры и не во всех организациях (см. вышеуказанные ограничения);

• срок для обращения в КТС укороченный — 3 месяца со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Для обращения в суд сроки для некоторых споров больше. Конечно, при пропуске срока теоретически возможно его восстановление, но на практике это почти никогда не случается;

• исходя из совокупного анализа норм главы 60 ТК РФ, можно сделать вывод, что правом и возможностью обращаться в КТС обладает только работник. Работодатель в споре с работником должен обращаться в суд;

• срок рассмотрения спора тоже укороченный — 10 дней с даты подачи работником заявления;

• заседание КТС правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя;

• решение принимается простым большинством голосов. Голосование тайное;

• порядок рассмотрения спора в КТС во многом схож с судебным процессом. Так, процедура рассмотрения спора в КТС предъявляет практически такие же требования к присутствию сторон. Спор может быть рассмотрен в их отсутствие. Работник-истец может направить вместо себя представителя или написать письменное заявление о рассмотрении спора в отсутствие.

Последствия неявки работника-истца (при отсутствии заявления о рассмотрении в отсутствие, отсутствии представителя) аналогичны процедуре, установленной для судебного порядка рассмотрения. Первый раз не явился — заседание КТС откладывается на другой день, второй — спор снимается с рассмотрения. Обратите внимание, что это не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах срока, установленного Трудовым кодексом РФ, или обратиться в суд;

• на заседании КТС ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

См., например, Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.08.2017 по делу № 33-9494/2017.

Пункт 7 ст. 73 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.08.2018).

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС

Комиссия по трудовым спорам (КТС) разбирает разногласия, возникшие между работодателями и работниками, которые не удалось разрешить с помощью профсоюза или прямых переговоров.

Что входит в компетенцию комиссии по трудовым спорам

КТС рассматривает индивидуальные трудовые споры, затрагивающие:

  • существенные изменения условий, в которых трудится персонал;
  • размер и порядок выплаты вознаграждения за работу;
  • регламентацию времени, отведенного на работу и отдых;
  • вынесение дисциплинарных взысканий;
  • условия заключенного трудового договора;
  • надбавки к зарплате;
  • право на отпуск, включая дополнительный.

Не разбираются следующие индивидуальные трудовые споры с сотрудниками:

  • решаемые по ТК РФ и федеральным законам в ином порядке;
  • если работодатель — физлицо, не зарегистрировавшееся как ИП;
  • в качестве второй стороны выступает религиозно-культовая организация;
  • дело находится в суде.

Как создается КТС

Инициируют ее образование как сами работники, так и их представители либо работодатель (ИП, компания). Во многих случаях она формируется по предложению профсоюза. Ведь этот способ — самый доступный при устранении возникших разногласий.

КТС разрешается создавать в фирмах, занимающихся различными видами хозяйственной деятельности с любым количеством работающих. Норма, определяющая возможность формирования комиссии по трудовым спорам исключительно на предприятиях, где работает не меньше 15 людей, больше неактуальна.

В КТС входит одинаковое количество представителей работников и работодателей. Оно не регулируется законодательными нормами и определяется взаимным соглашением. Его нужно направить членам комиссии по индивидуальным трудовым спорам в период до 10 дней после того, как те получат письменное извещение о ее образовании.

Представителей работодателя назначает руководитель. Чаще всего он останавливает свой выбор на старших менеджерах структурных подразделений, кадровой службы, администрации, юристах. Они должны дать свое согласие и ознакомиться с соответствующим приказом.

Представители работников могут быть делегированы профсоюзом с дальнейшим утверждением на общем собрании или избраны непосредственно на нем. Неважно, какую они выполняют работу и состоят ли в профсоюзе.

КТС можно формировать на конкретный период времени или бессрочно. Условия надо отразить в решении и в приказе руководства.

Комиссия может быть создана в филиалах и подразделениях. В ТК не сказано, должны ли те быть обособленными. Фактически их реально организовать даже в отделе или цехе. Они не относятся к КТС фирмы и при вынесении решений ей не подчиняются. Формируются и работают так же, но разбирают относящиеся к их структурным подразделениям индивидуальные трудовые споры с сотрудниками и не занимаются вопросами, связанными с компетенцией руководства.

Председатель, его зам и секретарь избираются из состава состоящих в органе людей. Он должен иметь собственную печать. Работодатель по закону отвечает за его организационно-техническое обеспечение и обязан предоставить необходимые канцелярские принадлежности, офисную технику, помещение и все, что будет нужно для осуществления нормальной деятельности. Заниматься делопроизводством может любой член коллектива.

Как разбираются индивидуальные трудовые споры

Сотрудник имеет право направить жалобу в КТС в течение 90 дней с того времени, когда ему стало известно о предмете разногласий. Если срок пропускается по независящим от его действий и воли причинам, он подлежит восстановлению. Поскольку такие причины не обозначены в Трудовом кодексе Российской Федерации, члены комиссии признают их, исходя из своих личных представлений. Доказать уважительность причины должен сам обратившийся за помощью член коллектива. При пропуске трехмесячного периода без объясняющей его причины КТС принимает заявление, но отказывается производить по нему процессуальные действия.

В документе сотрудник излагает суть индивидуального трудового спора и доказывает нарушение своих прав. Заявление требуется зарегистрировать. Обычно есть предназначенный для этого журнал, где фиксируется дата, когда было подано заявление, его содержание, время и суть принятого решения.

Необходимо регистрировать даже те заявления, которые нельзя отнести к сфере деятельности КТС. После регистрации в рассмотрении необходимо отказать (в отличие от приема, это Трудовым кодексом разрешается).

Спор рассматривается в период 10 календарных дней. В это время КТС может собираться несколько раз, прерываясь для изучения ситуации, получения доказательств, экспертного мнения и т.п. Детальное регулирование споров определяют сами представители работников и работодателя.

После того как заявление сотрудника принято к рассмотрению, должны быть подготовлены материалы. Требуется уточнить обстоятельства сложившейся ситуации и определить круг заинтересованных лиц, свидетелей и остальных участников процесса. Должны присутствовать не меньше 50% членов комиссии, иначе результат разбирательства можно будет признать недействительным. Регламент — произвольный.

В день заседания на нем обязан присутствовать сам человек, подавший заявление, либо представитель работника или уполномоченное лицо. Если они отсутствуют, вопрос все равно решается — по просьбе инициировавшего его сотрудника в письменном виде. Если же он просто не пришел, заседание откладывается. Если заявитель не придет во второй раз, КТС имеет право не заниматься его вопросом. Но в течение 3-х месяцев можно отправить заявление повторно. Работодатели и их представитель присутствовать лично не обязаны.

Что разрешено делать КТС для выяснения обстоятельств и вынесения решения

  • Вызывать и опрашивать свидетелей
  • Требовать нужные документы
  • Приглашать экспертов и специалистов

Работодатель обязуется предоставить запрошенные документы в указанный членами комиссии срок.

В процессе разбирательства необходимо вести протокол. Его подписывает председатель КТС или его заместитель. Затем на документе ставят печать. В протоколе фиксируется:

  • дата заседания;
  • состав членов комиссии;
  • объяснения подавшего заявление;
  • возражения другой стороны;
  • пояснения свидетелей и экспертов.

Работник вправе отказаться от рассмотрения на любой стадии или написать соответствующее заявление.

Регламент вынесения решения

Его принимают большинством голосов членов комиссии путем тайного голосования. В решении отражаются следующие сведения:

  • название компании, структурного подразделения или ФИО работодателя (если в деле участвует ИП);
  • личные данные, профессия и должность инициатора спора;
  • ФИО всех участников;
  • суть решения с обоснованием в виде ссылки на положения законов или нормативно-правовых актов;
  • итог голосования.

Резолютивная часть решения должна содержать прямое указание того, что должен сделать работодатель или почему сотруднику было отказано в положительном решении. Иногда требования удовлетворяются частично, и КТС должна конкретно указать действия, предписанные компании, и требования, в которых было отказано подателю заявления.

Если прийти к консенсусу так и не удалось, дело может дойти до суда. В этом случае представителям бизнеса не обойтись без грамотной юридической помощи. ООО «Проверка Труда» предоставляет услугу по решению трудовых споров в судебном порядке. У нас работают опытные юристы, которые приложат все свои силы и знания для того, чтобы вы смогли защитить свои интересы.

Мы сопровождаем клиентов на всех этапах трудового спора, тщательно выстраивая правильную линию защиты. Полностью берем на себя подготовку всех необходимых процессуальных документов и формирование стратегии поведения в суде.

Время от времени на предприятии может возникнуть конфликт. В некоторых моментах это связано с действиями начальства по отношению к сотрудникам, в других – с действиями работников по отношению к требованиям трудового кодекса или к руководителю. Для того чтобы решить возникший спор, свою деятельность активизирует комиссия по трудовым спорам. Благодаря её действиям, можно урегулировать отношения между руководством и сотрудниками, отстоять интересы работников или работодателя.

Комиссия по трудовым спорам — что это и для чего это нужно

Деятельность комитета предусматривает как работу с руководством, предотвращая неправомерные действия, или бездействия руководителя, так и работу с сотрудниками, устраняя их некачественную работу или указывая им на отклонения от требований трудового кодекса и договора.

Комиссия по трудовым спорам на предприятии – это специальный орган, созданный с целью разрешения разнообразных трудовых конфликтов.

По факту, комиссия является элементом социального регулирования трудовых отношений и защиты граждан от нерадивых работодателей.

Трудовым кодексом не оговорены хронологические рамки действия этого органа, а потому — комиссия может созываться как единожды — для решения конфликта, так и регулярно — для разрешения нескольких споров.

Создание комиссии инициируется:

  • работниками предприятия,
  • желанием руководства.

В первом случае это будет обосновано желанием сотрудников получить защиту от неправомерных действий руководителя. Во втором случае — стремлением начальства иметь рычаг давления на недобросовестных подчинённых.

В некоторых ситуациях сотрудники не оказывают желание создать комиссию по трудовым вопросам. Это объясняется рядом причин:

  1. Страх перед работодателем, нежелание потерять своё рабочее место.
  2. Мнение о том, что организация не предоставляет надёжную защиту.
  3. Боязнь испортить отношения с коллегами.

Нежелание создавать комиссию со стороны сотрудников не может быть причиной штрафов или каких-либо других наказаний.

В то же время, препятствование руководителем делу создания комитета рабочих рассматривается как нарушение — такие действия начальства могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях.

Этапы формирования

Процесс создания комиссии по трудовым спорам занимает несколько этапов. Для того чтобы его запустить, работнику необходимо письменно обратиться к своему руководителю, соблюдая требования 384 статьи Трудового кодекса (ТК РФ).

После этого происходит формирование состава комиссии. Кандидаты на должности её членов могут быть как поддержаны работниками организации, так и опровергнуты. Членство в комиссии — добровольное дело. Невозможно заставить работника выполнять эту общественную функцию против его желания.

Дальше происходит документальная фиксация создания нового органа управления. Для этого создают приказ о создании комиссии по трудовым спорам. Выполняется он на специальном бланке, а при его отсутствии — на листе формата А4 по утверждённому образцу.

Обязательными реквизитами приказа являются:

  • герб государства (для государственных учреждений) или эмблема компании;
  • порядковый номер регистрации в журнале;
  • причина создания;
  • дата создания документа;
  • дата подписания руководителем предприятия;
  • точное название предприятия.

ТК РФ комиссия по трудовым спорам (КТС) регламентируется по всем вопросам. Если деятельность этого органа на предприятии вызвало конфликтную ситуацию, ликвидировать комиссию возможно только по заявлениям лиц, которые являлись инициаторами её создания.

Состав комиссии составляет обычно 15 человек, но может быть и больше. Все они включаются путём коллективного голосования.

Комиссия обязательно избирает из состава своих членов ответственных лиц с определённым функционалом:

  1. Председатель.
  2. Заместитель.
  3. Секретарь.
  4. Представители работодателя.

Как правило, на эти должности выбирают лиц, имеющих юридическое образование или опыт работы не меньше года в данной сфере.

Выбор председателя осуществляется также с помощью голосования. Именно он регулирует все процессы работы комиссии. Без его участия не может происходить решение трудовых споров. Своей подписью он подтверждает подлинность и достоверность результатов заседания.

Заместитель выполняет функции председателя за время его отсутствия — производит контроль работы, принимает участие в процессе рассмотрения спора.

Секретарь выполняет не менее важную роль в организации — на его плечи ложится ответственность по принятию и регистрации документов. Он ведёт протокол заседания, всю документацию комиссии.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Работодатель назначает ряд представителей своих интересов в комиссии. Эти должности не являются выборными – руководитель определяет таких людей по своему усмотрению. Они будут присутствовать на каждом заседании с правом голоса.

Как обратиться в комиссию по трудовым спорам

Комиссия не заседает каждый день. Её члены в свободное от несения таких факультативных обязанностей, выполняют задачи согласно своим контрактам. Поэтому только написание заявления в КТС активирует деятельность этого органа.

Документ может быть написанным от руки или напечатанным. Но в любом случае он должен соответствовать государственному образцу. Структура его имеет каноническую форму.

К обязательным составляющим заявления относят:

  • «шапку» документа;
  • изложение сути проблемы;
  • приложение документов, подтверждающих незаконность обжалуемых действий;
  • подпись и дату.

В «шапке» заявления должна содержаться информация о заявителе (Ф.И.О., паспортные данные) и его контакты (адрес, телефон). После этого необходимо посередине листа указать слово «Заявление».

Дальше, с абзаца необходимо рассказать о причинах обращения (каким образом и когда произошли нарушения трудового договора, кто принимал в этой процедуре участие). Излагать нужно последовательно, не отвлекаясь на неважные детали. Другим необходимым условием заявления такого типа является указание требований — что хочет получить заявитель в результате заявления и разбирательства.

Существуют правила оформления приложений. Если таких документов несколько – они могут быть перечислены в заявлении, а также пронумерованы.

Документ должен быть составлен в двух экземплярах. Один из них отдаётся в комиссию, второй остаётся на руках у заявителя. На втором экземпляре в обязательном порядке должна быть проставлена пометка о принятии на рассмотрение. В противном случае есть большой риск утраты документа и оставления проблемы без рассмотрения.

Комиссия по трудовым спорам и руководитель организации должны ознакомиться с поданным заявлением. Эта обязательная процедура должна быть соблюдена.

Для положительного исхода решения комиссии, пострадавшая часть обязана представить доказательства.

К доказательствам относятся:

  • аудио и видеозаписи;
  • электронная переписка;
  • ксерокопия трудового договора;
  • фотографии, карты, планы;
  • ксерокопии документов внутреннего распорядка (наказы, акты).

Если в качестве доказательств используются видео и аудиоматериалы, имеющаяся на записях устная речь должна быть оформлена и в письменном виде.

Электронная переписка является доказательством только в том случае, если она была заверена нотариально и проводилась в рамках корпоративной почты.

Все представленные аргументы должны соответствовать теме заявления и являться прямыми доказательствами неправомерной деятельности или бездействия должностного лица.

Полномочия и компетенция

Комиссия по трудовым спорам вправе решать многие конфликтные ситуации, но также имеет табу на определённые вопросы.

В юрисдикции комиссии не относятся:

  • темы назначения пенсии;
  • конфликты о трудовом стаже;
  • вопросы о выплате командировочных и отпускных;
  • споры о размере ставки;
  • вопросы о норме выработки.

Такого рода споры регулируются с помощью органов судебной власти.

Обратиться в комитет по трудовым спорам можно в течение 30 календарных дней с момента совершения нарушения.

В свою очередь, члены комиссии обязуются рассмотреть заявление и материалы к нему за 10 рабочих дней. Отсчёт происходит с начала даты подачи документов. В том случае, если последний день, предназначенный для рассмотрения, приходится на праздник или выходной, сроки продлеваются до первого рабочего дня.

Заявление не может быть принято к рассмотрению любым членом комиссии – это должно быть только уполномоченное лицо с правом регистрации документов.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Порядок рассмотрения

Рассмотрение конфликта происходит в несколько этапов. Каждый из них регламентируется соответствующими нормами законодательства.

Периоды рассмотрения:

  • написание заявления;
  • сбор необходимой документации;
  • сбор доказательств;
  • оформление документации;
  • предоставление материалов в комиссию;
  • ожидание результатов.

Участники конфликта имеют право вносить дополнительные доказательства, опровергать оппонента, попросить членов комиссии предоставить время для сбора аргументов или привлечь независимых специалистов или создать дополнительную инспекцию.

Помимо этого, каждый из участников спора может попросить временно заменить члена комиссии.

Причины для отвода члена трудовой комиссии:

  • личная неприязнь к одному из членов спора;
  • дружеские отношения по отношению к участнику трудового конфликта;
  • некомпетентность в данном вопросе;
  • заинтересованность в определённом исходе дела.

Решение комиссии

Процедура вынесения решения комиссии предусматривает принятия результата сроком в 5 дней после заседания.

Процесс проходит в форме голосования, а результат определяется большинством голосов.

Комиссия обязуется предоставить её решение в письменном виде обеим сторонам трудового конфликта.

В силу этого решение вступает в месячный срок. Возможны также исключения, если дело касалось выплаты денежных средств и есть необходимость совершить возмещение в ближайший срок.

Обжалование решения

Если комиссия некачественно выполняет свою работу или не соблюдает хронологические рамки рассмотрения, работник имеет право перенести рассмотрение индивидуальной конфликтной ситуации на более высокий уровень в судебном порядке.

При этом следует учесть, что порядок рассмотрения трудовым комитетом не является обязательным этапом решения спора – он может быть успешно пропущен.

Предусмотрена также процедура, при которой трудовой конфликт может рассматриваться в двух инстанциях одновременно – в суде и в комитете.

В том случае, если сотрудник несогласен с вынесенным решением комитета, он в течение 10 дней может обжаловать его в суде.

Помимо решения комитета, работнику также необходимо будет добрать аргументационную базу. Особое внимание необходимо уделить ксерокопиям документов – они должны быть заверены и доказана их подлинность. В случае невозможности удостоверить ксерокопии, необходимо предоставить оригиналы.

Протокол и печать КТС

Протокол повествует о ходе развития заседания. В его составе должна быть информация об участниках процесса с указанием повестки дня и этапах рассмотрения дела.

Также в протоколе фиксируются все выступления и высказывания обсуждений. В заключительной его части размещена информация о результатах и принятом решении. Эта информация должна быть заверена подписью председателя и секретаря. Должна быть указана дата заседания.

Для фиксации законности и достоверности информации, наряду с подписью председателя используется печать.

Она может быть двух видов:

  • стандартная печать предприятия;
  • созданная специально для комиссии.

Второй вид печати содержит в себе название организации, его реквизиты, а также маркировку КТС.

Удостоверение КТС

Удостоверение КТС – документ, который позволяет обжаловать решение комиссии или притянуть к ответственности сторону, отказавшуюся выполнять её решение. Проходит эта процедура в судебном порядке. Актуальной она остаётся в течение трёх месяцев.

Таким образом, трудовой процесс не всегда проходит гладко. Время от времени происходят нарушения в работе или возникает спор между участниками коллектива. В некоторых случаях спор может решиться самими участниками, в других, такая процедура оказывается невозможной.

В таких случаях в работу «включается» комиссия по трудовым спорам. С помощью этой организации можно урегулировать конфликтные моменты, а также прийти к истине в трудовом споре.

СОСТАВ КОМИССИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ

СОСТАВ КОМИССИЙ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Каверн,
главный бухгалтер, консультант

В любом государственном (муниципальном) учреждении в соответствии с требованиями законодательства и инструкций по учету должен быть создан целый ряд комиссий. Основное предназначение комиссий — совместными усилиями компетентных сотрудников вырабатывать качественные совместные решения по важным для хозяйственной деятельности вопросам. Однако перед руководителем учреждения нередко возникают вопросы об оптимальном составе комиссий и организации их работы.

Какие комиссии должны быть в учреждении?

Комиссии в учреждении создаются в различных сферах <*>. Вкратце напомним, какие комиссии должны быть созданы на регулярной основе в большинстве учреждений.

<*> Подробнее о сферах деятельности и полномочиях комиссий читайте в статье А.Ю. Шихова, Т.П. Ерофеевой «Трактат о комиссиях» в журнале «Советник бухгалтера государственного и муниципального учреждения» № 5 за 2014 год. Статья включена в систему «Советник бухгалтера» и доступна по коду подписчика на нашем сайте.
В каждом учреждении должны быть созданы комиссии, решения которых влияют на движение активов учреждения и отражаются в бухгалтерском учете. Это постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов, комиссия по списанию федерального имущества. Также для ежегодной инвентаризации и для инвентаризации по отдельным основаниям в учреждениях создается инвентаризационная комиссия.
В учреждениях здравоохранения, дошкольных образовательных учреждениях, имеющих пищеблоки, создается на постоянной основе бракеражная комиссия, которая оценивает качество приготовления пищи.
Коллегиальное обсуждение поступлений и выбытий основных средств и материальных запасов, которое осуществляется данными комиссиями, подчинено цели обеспечения сохранности материальных ценностей.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ) в каждом государственном (муниципальном) учреждении создается комиссия по осуществлению закупок (ч.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *