Содержание

Спросить у юриста быстрее. Это бесплатно!


Отток населения из сельской местности в города представляет серьезную проблему для России. Одной из главных причин являются трудности с получением качественного среднего образования. Но власти стараются учитывать сложность работы педагогов на селе и разрабатывают меры социальной поддержки для этой категории граждан. В 2020 году им предоставляется ряд коммунальных и других льгот, о которых стоит узнать подробнее.

Законодательное регулирование льгот для сельских учителей

Вопросы предоставления государственных гарантий сельским педагогам освещены в следующих правовых актах:

  • Трудовой кодекс РФ.
  • ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ». Общий перечень льгот учителям закреплен в статье 47 Закона.
  • Постановление Правительства № 963 от 26.10.2013 г., утверждающее правила компенсации расходов на оплату жилья, а также отопления и электричества.
  • Региональные нормативные акты, которые касаются сферы образования.

Кроме того, педагоги могут найти сведения о льготах в коллективном договоре либо Уставе образовательного учреждения.

Общий перечень льгот сельским учителям

Преференции положены как действующим работникам сферы образования, так и тем, кто сменил сферу деятельности или вышел на пенсию. Право на них имеют и учителя, занятые преподаванием по основному месту службы, и совместители. Но есть условие: минимальный стаж работы в образовании должен составлять 10 лет.

Общий перечень льгот для преподавательского состава на селе является следующим:

  1. Сокращение рабочего дня (до 18 часов в неделю).
  2. Увеличение ежегодного оплачиваемого отпуска на определенное количество дней.
  3. Право выхода на пенсию раньше положенного срока. Минимальный непрерывный стаж при этом должен составлять 25 лет.
  4. Возможность получения продолжительного отпуска без содержания (после 10 лет работы).
  5. Надбавки и премии.
  6. Получение социального жилья в приоритетном порядке.
  7. Право на получение дополнительного профобразования и повышение квалификации не реже, чем раз в три года.
  8. Единовременная помощь и другие дотации при переезде учителя в деревню или село.

Несмотря на относительную свободу действий, предоставленную местным органам исполнительной власти, они не имеют права отменять льготы федерального уровня. Региональные чиновники могут только вводить дополнительные меры стимулирования людей, которые трудятся в сельской местности.

Льготы и компенсации учителям по оплате коммунальных услуг

Льготы, касающиеся компенсации за жилье, перечислены в п.8 ст.47 ФЗ № 273. В соответствии с этим нормативным актом сельским учителям гарантируется:

  • Покрытие расходов, связанных с наймом жилого помещения.
  • Возмещение затрат на освещение квартиры или дома. Сумма рассчитывается с учетом нормативов, установленных в конкретной местности. Как правило, она зависит от площади жилья и количества жильцов.
  • Субсидирование расходов на отопление. При отсутствии централизованного отопления преподавателю выделяют топливо либо компенсируют его покупку вместе с доставкой. Но во избежание перепродажи ресурса в коммерческих целях на местах определяются объемы и максимальная цена, по которой разрешается покупать топливо.

Существенной мерой поддержки учителей является ежемесячное выделение суммы в 1 200 руб. (Постановление Правительства № 963). Такие выплаты производятся из федерального бюджета, но местные органы нередко предоставляют педагогам дополнительные дотации.

Размер остальных компенсаций затрат на коммунальные услуги рассчитывается по специальной формуле. Он зависит от многих факторов: педагогического стажа учителя, его дохода, наличия званий и наград. В общей сложности субсидирование расходов может достигать 60%.

При обращении за льготами учителю нужно учитывать, что они предоставляются только по одному жилью. Педагог вправе сам выбрать, на какое из помещений желательно оформить субсидии

Куда обращаться за льготой?

Для получения льгот на оплату услуг ЖКХ учителю необходимо обратиться с заявлением в отдел социальной защиты. В нем указываются данные о педагоге, членах его семьи и жилом помещении, которое занимает заявитель. В конце перечисляется перечень документов, приложенных к заявлению.

Список документов устанавливается органами местного самоуправления, но обычно он выглядит так:

  • Копия паспорта лица, претендующего на льготы.
  • Трудовая книжка либо ее заверенная выписка.
  • Справка с места работы (для работающих заявителей).
  • Справка о составе семьи.
  • Документ о праве собственности на жилье (к примеру, выписка из ЕГРН).
  • Полис СНИЛС.
  • Справка, в которой указана площадь жилого помещения. Обычно такой документ выдается в местной администрации.
  • Номер лицевого счета (для зачисления положенных педагогу средств).
  • Последние оплаченные квитанции за коммуналку.
  • Чеки об оплате топлива (при отсутствии централизованного отопления).

Ответ за запрос работники отдела соцзащиты присылают заказным письмом. Сроки перечисления компенсации региональные власти устанавливают самостоятельно.

В некоторых случаях решение бывает отрицательным. Обычно такое происходит, если заявитель представил не все документы или не соответствует установленным требованиям. Например, в законодательстве указано, что претендовать на финансовую помощь имеют право только учителя, трудоустроенные официально

Стоит учитывать, что получить положенные льготы мало, их периодически приходится подтверждать. Для сохранения привилегий педагогам нужно избегать образования задолженности за ЖКУ и раз в полгода предоставлять оплаченные квитанции в службу соцзащиты.

Несмотря на относительную простоту получения субсидий сельскими учителями, эта процедура имеет свои нюансы. Местные власти, озабоченные дефицитом бюджета, периодически как вводят новые льготы, так и отменяют их. Поэтому перед обращением за помощью стоит проконсультироваться с уполномоченными сотрудниками муниципалитета.

Нужен совет юриста в сфере ЖКХ? Задайте свой вопрос онлайн-консультанту нашего сайта и дождитесь ответа!

Автор статьи Станислав Ершов Эксперт в области Жилищного права. Задать вопрос эксперту. Написано статей 189

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? СПРОСИТЕ У ЮРИСТА:

Какие положены льготы педагогам на коммунальные услуги в городе и селе?

На какие льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам рассчитывать?

Существуют множество самых разнообразных льгот, но очень редко какой-либо вид не имеет установленных по умолчанию границ.

Коммунальные льготы как раз тот вид, который так до конца и не сформировался.

Размеры помощи в данном случае могут меняться в зависимости от региона, категории льготников и временных отрезков.

Даже такая категория, как «учителя» делится на несколько подгрупп: городские, сельские и молодые педагоги. Со льготами для каждой из них мы и разберемся подробнее.

Льготы учителям на коммунальные услуги в городе

В отличие от сельских педагогов, городские учителя не всегда могут получить государственную поддержку, так как все зависит от решений власти региона. В некоторых областях активно развивается и поддерживается льготная система для учителей, а в других – напрочь игнорируется.

Коммунальные льготы воспитателям в городе ограничиваются одним пунктом: сниженная стоимость услуг ЖКХ.

Скидка может доходить до 50% и распространяется на все виды услуг (газ, электричество и др.). Продолжают действовать без изменений льготы на коммунальные услуги и для пенсионеров педагогов.

Поддержка для сельских учителей

Для учителей, согласившихся работать в селе, государством разработана дополнительная система поддержки.

Среди льгот:

  1. самая заметная и крупная льгота – 100% скидка на оплату коммунальных услуг. Другими словами: сельские учителя могут не платить за водоснабжение, электричество, отопление и топливо.
  2. Скидку на коммунальные платежи получает не только педагог, но и все члены его семьи.Стоит отметить, что при выходе учителя на пенсию, система льгот не перестает существовать.

О льготах сельским учителям по оплате коммунальных услуг смотрите видео:

Поддержка для молодых преподавателей

Для привлечения новых специалистов, государство также разработало систему поддержки для молодых педагогов. Каждый молодой учитель может рассчитывать на: скидку на коммунальные платежи, в случае, если он доказал, что нынешнее состояние жилья требует улучшения.

В случае, если молодой педагог к тому же работает в сельской местности, поддержка суммируется.

Однако это происходит не всегда – все зависит от решения местных властей.

Случаи, когда молодой преподаватель может получить прибавку к зарплате, которая способна покрыть расходы на ЖКХ:

  • если он закончил ВУЗ с отличием и без промедления приступил к работе;
  • если начал работать не позже 3 месяцев после окончания обучения;
  • если обязуется отработать в учебном заведении более 3 лет при подписании договора.

Пример расчета размера льготы педагогам на коммунальные услуги

Рассмотрим конкретный пример расчета льгот.

Допустим, что в квартире проживает педагог.

Он работает в городской школе, а в квартире живет один.

Рассчитаем, сколько он заплатит за отопление, если в конце месяца ему пришел счет на сумму 810 руб.

Так как преподаватель попадает под категорию «городской учитель», то он имеет скидку до 50% на все коммунальные платежи. Допустим, что в данном случае скидка составляет 30%.

Производим расчеты: 810×0.3=243 руб.

Итоговый размер скидки – 243 руб. Аналогичным способом определяется стоимость и остальных услуг.

Куда обратиться?

Для того, чтобы оформить льготную поддержку, необходимо обратиться:

  • в Городской Центр Жилищных Субсидий или в отделение социальной защиты населения в городе;
  • в местный ЖЭК в селе.

Заявление и другие документы

Для того, чтобы оформить льготы по оплате коммунальных услуг, учителям потребуется написать заявление о прошении предоставлении поддержки.

В нем нужно будет написать:

  1. ФИО.
  2. Номер открытого банковского счета (номер можно найти на документах, которые выдаст работник банка после открытия счета).
  3. Наименования банка, в котором открыт счет (Например, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и тд.).
  4. Адрес проживания.
  5. Домашний телефон (или любой телефон для связи).
  6. Тип жилья: приватизированное, арендованное, приобретенное или др.
  7. И последнее: площадь квартиры или дома.

Образец заявления на получение субсидии.

Вместе с подачей заявления необходимо предоставить следующие документы:

  • подтверждение отсутствия льготы (ранее ее не оформляли);
  • сведения о количестве членов семьи;
  • ксерокопия документа, удостоверяющего личность (паспорта);
  • сведения о размерах жилой площади дома.

Возможные проблемы и трудности получения льготы по оплате коммунальных услуг педагогам

Городским педагогам следует уточнить возможность получения льготной поддержки.

Для этого необходимо обратиться к работникам социальной поддержки региона. Там попросят следующие документы:

  1. справку о том, что льготы по ЖКХ учителем ранее оформлены не были.
  2. Справку о составе семьи.
  3. Копию паспорта.
  4. Документ об объеме жилплощади.

Ко всему прочему, помощи возможно лишиться. Это может произойти в двух случаях:

  • если отменят или изменят закон, который регулирует конкретный случай;
  • если гражданин лишится статуса. Например, если учитель поменяет свою профессию, то он утратит свой статус, а вместе с ним – льготную поддержку государства.

Таким образом, каждый педагог, в независимости от места проживания, имеет право на помощь государства. Несмотря на отсутствие развития в льготной системе в настоящее время, она остается необходимой огромному количеству людей и до сих пор сильно помогает сберечь финансы при оплате ЖКХ.

Как возвращают деньги за оплату коммунальных услуг учителям в сельской местности?

— Здравствуйте уважаемая

Таисия Николаевна, хорошо что вам их хоть так но возвращают, вы не собственник, собственники дети и они там зарегистрированы, всё совершенно законно!. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», N 273-ФЗ | СТ. 47

Закон «Об образовании в РФ» Глава 5 Статья 47

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

1. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

3. Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

1) свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

2) свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

3) право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

4) право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

5) право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

6) право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

7) право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

8) право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

9) право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

10) право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

11) право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

12) право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

13) право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

4. Академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

6. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская) и воспитательная работа, в том числе практическая подготовка обучающихся, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

7. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

8. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

9. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

10. Для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Легостаева А.В.

Компенсация коммунальных расходов педагогам

В. Куницына

Журнал «Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5/2016

Какие документы регламентируют возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности?

Педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (п. 8 ст. 47 Закона об образовании). В статье рассмотрим, как реализуется данное право на практике.

Правовые основы выплаты компенсации

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций в форме компенсации коммунальных расходов, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций упомянутые размер, условия и порядок устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Правила компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 № 963 (далее – Правила № 963).

Данные правила устанавливают ежемесячную компенсацию с фиксированным размером, который в настоящее время составляет 1 200 руб. Компенсация выплачивается на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций, без истребования дополнительных документов. В качестве оснований выступают:

  • трудовой договор или трудовая книжка;
  • копия документа, удостоверяющего личность, с отметкой о регистрации по месту жительства или иной документ, подтверждающий место жительства.

Ежемесячная компенсация должна начисляться и выдаваться образовательной организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца и отражением в отдельной ведомости (п. 3 Правил № 963).

Финансовое обеспечение расходов на компенсацию

Согласно п. 4 Правил № 963 финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогам, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся образовательные организации. При этом казенным учреждениям доводятся лимиты бюджетных обязательств, а бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (целевые субсидии).

Образовательные организации ежеквартально, не позднее 25-го числа месяца, предшествующего началу квартала, должны представлять в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, заявку на финансовое обеспечение указанных расходов, в которой отражаются (п. 5 Правил № 963):

  • сведения о численности работников;
  • размер ежемесячной компенсации расходов на одного работника;
  • объем средств, необходимых на выплату ежемесячной компенсации всем работникам.

По окончании квартала учреждения не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся, аналитический отчет о расходах, содержащий сведения о численности работников, сумме полученной организацией ежемесячной компенсации, сумме выплаченной работникам ежемесячной компенсации (п. 6 Правил № 963).

Отражение в учете компенсации коммунальных расходов

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на выплату педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения следует отражать по подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ по виду расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», так как данная выплата связана со статусом педагогического работника, не относится к заработной плате и не включается в фонд оплаты труда.

В соответствии с п. 256 Инструкции № 157н указанные расходы необходимо учитывать на счете 0 302 12 000 «Расчеты по прочим выплатам».

Типовые операции по отражению в учете компенсации коммунальных расходов педагогам в зависимости от типа учреждения будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Поступление денежных средств на лицевой счет бюджетных и автономных учреждений для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

5 201 11 000

5 205 81 000

Начисление задолженности перед педагогами по выплате компенсации

1 401 20 212

1 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 730

5 401 20 212

5 302 12 000

Перечисление компенсации на банковские карты сотрудников

1 302 12 830

1 304 05 212

5 302 12 830

5 201 11 610

5 302 12 000

5 201 11 000

Начисление дохода бюджетными и автономными учреждениями в размере полученной субсидии на выплату компенсации на основании утвержденного отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

5 205 81 000

5 401 10 180

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Операции по санкционированию данных расходов у казенных учреждений отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Получены учреждением суммы утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований

1 503 15 212

1 503 13 212

Получены лимиты бюджетных обязательств по прочим выплатам

1 501 15 212

1 501 13 212

Приняты бюджетные обязательства по прочим выплатам (при возникновении кредиторской задолженности в момент начисления компенсации)

1 501 13 212

1 502 11 212

Приняты денежные обязательства по прочим выплатам (при выплате компенсации работникам)

1 502 11 212

1 502 12 212

Операции по санкционированию данных расходов в бюджетных и автономных учреждениях отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Отражено право на получение дохода в форме целевой субсидии (утвержден объем финансового обеспечения на текущий год)

5 507 10 212

5 504 10 180

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

Отражены сметные (плановые) назначения по прочим выплатам за счет средств целевой субсидии

5 504 10 212

5 506 10 212

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

Обратите внимание

Если работник отработал неполный месяц, компенсация должна начисляться пропорционально отработанному времени.

Таким образом, в случае если педагогический работник отработал неполный месяц, ему выплатят только часть компенсации и, как следствие, у учреждения останутся неизрасходованными средства целевой субсидии. Они будут в обязательном порядке показаны в отчете об использовании целевых средств. Возможность их дальнейшего использования или возврат в бюджет необходимо согласовывать с учредителем.

При этом, напомним, остатки средств, перечисленные в бюджет, могут быть возвращены бюджетным (автономным) учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели по решению соответствующего главного распорядителя бюджетных средств.

Данные нормы закреплены в п. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ и п. 3.17 и 3.18 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Может возникнуть и обратная ситуация, когда предусмотренной соглашением и перечнем (ф. 0501015) субсидии, выделенной на указанные цели, не хватает для выплаты компенсации всем имеющим на это право сотрудникам. Тогда в вышеперечисленные документы и план ФХД вносятся изменения и дополнения.

Казенным же учреждениям в этой ситуации требуется дополнительное выделение лимитов бюджетных обязательств.

Рассмотрим практический пример начисления и выплаты компенсации коммунальных расходов педагогам.

Пример

В бюджетном образовательном учреждении работает 18 сотрудников, имеющих право на компенсацию коммунальных расходов. Ежемесячные расходы образовательного учреждения на данные выплаты составляют 21 600 руб. (1 200 руб. х 18 чел.). 11 апреля 2016 года один из сотрудников уволился. Ему была установлена шестидневная рабочая неделя. Денежные средства переводятся на банковские карточки сотрудников.

Расчет компенсации за апрель будет выглядеть следующим образом.

Сумма компенсации педагогам, отработавшим полный месяц, равна 20 400 руб. (1 200 руб. х 17 чел.).

Общая сумма компенсации за апрель составит 20 769,23 руб.

Данные операции в учете бюджетного учреждения будут отражены следующим образом:

Дебет

Кредит

сумма

Поступила целевая субсидия на лицевой счет учреждения для выплаты компенсации

5 201 11 510

5 205 81 660

21 600

Отражена сумма доходов, поступивших в учреждение, в виде субсидии на иные цели

5 508 10 180

5 507 10 180

21 600

Начислена компенсация по оплате коммунальных услуг за апрель 2016 года

5 401 20 212

5 302 12 730

20 769,23

Приняты обязательства по выплате компенсации

5 506 10 212

5 502 11 212

20 769,23

Приняты денежные обязательства по выплате компенсации

5 502 11 212

5 502 12 212

20 769,23

Перечислена компенсация по оплате коммунальных услуг на банковские карты работников

5 302 12 830

5 201 11 610

20 769,23

Начислен доход от полученной субсидии на основании отчета о ее использовании

5 205 81 560

5 401 10 180

20 769,23

Начислена задолженность по возврату целевой субсидии в бюджет*

5 205 81 560

5 303 05 730

830,77

Возвращены неизрасходованные остатки целевой субсидии в бюджет*

(21 600 — 20 769,23) руб.

5 303 05 830

5 201 11 610

830,77

* Если образовавшийся остаток не будет израсходован до конца года, то учреждение должно будет вернуть его в бюджет. Данный возврат следует отражать указанными проводками, которые приведены в соответствии с рекомендациями из Письма Минфина РФ от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

НДФЛ и страховые взносы

НДФЛ.

Пункт 1 ст. 210 НК РФ гласит о том, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 217 НК РФ. Так, в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или соответствующего денежного возмещения. Следовательно, выплата педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения не подлежит обложению НДФЛ в пределах норм, установленных в соответствии с законодательными актами субъектов РФ. На это также указано в письмах Минфина РФ от 24.12.2014 № 03-04-06/66959, ФНС РФ от 09.06.2015 № БС-4-11/9995@. В целях освобождения денежной компенсации от налогообложения работник образовательного учреждения должен представить соответствующие документы, подтверждающие расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Страховые взносы.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников, признаются объектом обложения страховыми взносами и формируют базу для их начисления на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ, п. 1, 2 ст. 20.1 Федерального закона № 125-ФЗ).

То, что указанная выплата не подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке, следует из пп. «б» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 212-ФЗ и пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ, в которых сказано, что страховыми взносами не облагаются закрепленные законодательством компенсации, связанные с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг.

* * *

Закон об образовании и Правила № 963 предусматривают для педагогических работников, а также руководителей и их заместителей, осуществляющих педагогическую деятельность в сельской местности, возмещение расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Данная компенсация выплачивается по месту работы раз в месяц фиксированной суммой 1 200 руб. В казенных учреждениях она выплачивается за счет лимитов бюджетных обязательств, а в бюджетных и автономных учреждениях – за счет целевых субсидий. Указанные выплаты не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Что нужно знать о компенсации коммунальных услуг работникам образования в 2020 году

На педагогов возложена забота об образовании будущих поколений. Для поддержки и повышения качества жизни на законодательном уровне предусмотрена компенсация коммунальных услуг работникам образования. Порядок оформления ее на 2020 г. остался без изменений. Однако для оформления льготы педагогу следует знать о нюансах этого процесса.

Льготы по оплате коммунальных услуг педагогам

Полагающиеся льготы педагогам по коммунальным услугам утверждены и перечислены в статье 47 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5):

  • покрытие оплаты жилого помещения;
  • возмещение расходов на освещение жилья;
  • субсидирование отопления. Если централизованный обогрев жилья отсутствует – преподавателю предоставляют твердое топливо или возмещают затраты.

Закон о компенсации коммунальных услуг работникам образования напрямую касается только педагогов (и пенсионеров), работающих и проживающих в сельской местности или пгт (поселок городского типа). Однако компенсация за коммунальные услуги доступна и учителям, которые живут в городе. Все зависит от области. Каждый регион РФ наделен правом самостоятельно решать, может ли педработник, проживающий в городе, получить дотацию для оплаты счетов по ЖКХ.

Размер ежемесячной выплаты фиксирует Постановление Правительства от 26 октября 2013 г. № 963 МОСКВА «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и составляет не менее 1200 рублей. Но отдельные субъекты РФ (например, Санкт-Петербург) могут за счет собственного бюджета выплачивать преподавателям дополнительную компенсацию.

Как оформить компенсацию

Чтобы получить льготы по оплате коммунальных услуг в 2020 году учителям, как и прежде нужно обратиться в учреждение социальной защиты с заявлением. Помимо заявления также необходимо приложить и пакет документов, перечень которых устанавливает орган местного самоуправления.

Список документов, которые понадобятся при оформлении педработникам льготы по оплате коммунальных услуг:

  • копия паспорта (указание места прописки обязательно);
  • трудовая книжка или выписка (обязательно заверенная) – относится как к работающим учителям, так и к пенсионерам;
  • справка о занимаемой должности (если педагог работает);
  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • копия свидетельства о праве собственности на жилье;
  • справка о площади жилья;
  • справка о составе семьи;
  • копии платежных квитанций по оплате ЖКХ счетов за предыдущий месяц;
  • номер лицевого счета;
  • счет об оплате топлива (если нет централизованного отопления);
  • форма запроса 1 отдел жилищных субсидий (образец заполнения).

Ответ приходит в виде заказного письма. При положительном решении педагог будет получать субсидию на лицевой счет. Срок начисления компенсации за коммунальные услуги педагогам в сельской местности зависит от региона РФ. К сожалению, бывают и отрицательные решения.

Причины отказа в выплате педагогам льготы на коммунальные услуги в 2020 году:

  1. Предоставлен неполный пакет необходимых документов – заранее уточните список в учреждении социальной защиты.
  2. Не соблюдены условия для получения компенсации – регионы могут вносить собственные поправки и изменять как перечень необходимых документов, так и условия для выплаты.
  3. Нет законного основания – на закон о льготах учителям на коммунальные услуги в сельской местности ссылается только тот работник, который трудоустроен официально.

Преподаватели на пенсии с минимальным стажем в 10 лет тоже пользуются теми же дотациями. Однако использовать вышеуказанный закон в качестве основания не могут.

Подробнее в статье: Льготы учителям в сельской местности в 2019 году

Как сохранить льготу

К сожалению, даже если учитель получил льготы на коммунальные услуги в 2020 году, он может их лишиться. Как сохранить право на получение компенсации за оплату ЖКХ?

  1. Раз в полугодие предоставлять оригиналы квитанций по оплате жилья, отопления и электроэнергии в управление социальной защиты.
  2. Не допускать задолженностей.
  3. Уведомлять управление об изменении статуса – педагог-пенсионер и уволенный преподаватель со стажем свыше 10-ти лет работы в сельской местности могут получать дотации. Но признается это право не автоматически.

Подробнее в статье: Кому положена субсидия на оплату коммунальных услуг в 2019 году

Несмотря на кажущуюся простоту, оформление дотаций педагогам для оплаты ЖКХ обладает множеством «подводных камней». Помимо знания достоверной информации о внесенных изменениях в закон и постановления на федеральном и региональном уровне требуется соблюдать условия для получения дотации.

Автор статьи: авторПри поддержке: Эксперт, юрист сайта

Как работает сайт?

Пользователь задает
вопрос на сайте Вопрос поступает
дежурному юристу Вопрос обрабатывается:
определяется его тематика,
анализ вопроса, поиск ответа Решение проблем
пользователя — это ответ на
его вопрос Юрист связывается
с пользователем и
предоставляет ему
консультацию

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *