Путевой лист по договору с физлицом

Вопрос достаточно спорный. Документооборот при аренде автомобиля фактически не урегулирован действующим законодательством. Как указано в Приказе Минтранса России N 152, обязанность выписки путевых листов распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

По договору аренды транспорта без экипажа имущество эксплуатирует арендатор, следовательно, на период аренды он является владельцем ТС, сведения о котором указываются в путевом листе. Но здесь ситуация нетипичная, физлицо не является предпринимателем, арендует транспорт у другого физлица, а потому (как гражданин) управляет автомобилями без путевых листов. В данном случае некоторые специалисты рекомендовали бы ООО ограничиваться актом оказания транспортных услуг без выписки путевых листов. Одновременно с этим суды часто не признают необходимости оформления путевых листов в целях подтверждения правомерности включения в состав налоговых расходов в целях произведенных арендатором затрат по аренде автотранспорта хотя и с экипажем (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 N А56-15033/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 04.09.2008 N Ф08-4964/2008). Более того, в рассматриваемом случае ООО заключило договор на оказание транспортных услуг, а не арендный договор, что запутывает ситуацию еще больше.

Нужно обратить внимание на такой момент, что если договор оформлен, как договор оказания транспортных услуг, то маршрут движения и объемы работ должны быть известны заранее, и содержаться в выписанной перед выездом товарно-транспортной накладной. Если маршруты и объемы работ заранее неизвестно, то велика вероятность переквалификации договора на аренду (субаренду) с экипажем.

Тем не менее и в этой ситуации не исключено, что налоговики потребуют наличия путевых листов. Например, если у ООО помимо оплаты услуг по транспортировке, возникают иные затраты связанные с эксплуатацией техники, например, компенсация ГСМ физлицу или возмещение страховки, наличие путевых листов было бы крайне желательно. Так, согласно п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» путевой лист — это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В связи этим в нем указывается дата и цель поездки, показания спидометра, остатки горючего при выезде и возврате и другие реквизиты. Таким образом, дополнительно подтверждается производственный характер произведенных расходов.

Одновременно с этим рассмотрим необходимость наличия путевого листа с другой позиции. Согласно пункта 2.1.1 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090:

в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;

То есть в данном случае, водитель перевозит груз или пассажиров в интересах коммерческой организации, а не ездит сам по себе, на дачу, не везет картошку. Коммерческая направленность перевозки налицо. В связи с этим, с этой точки зрения наличие путевого листа все же необходимо. Вопрос в другом, кто же его должен выписывать? В этой запутанной ситуации, я считаю, что это должно делать ООО, по поручению которого осуществляется перевозка.

В подтверждение своей позиции, об обязательности путевого листа, хотелось бы еще раз обратиться Федеральному закону от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В нем в ст.6 есть вот такая фраза:

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

В данном случае речь идет именно о коммерческих перевозках. Поэтому допускаю, что при отсутствии путевого листа вопросы могут возникнуть не только у ИФНС, но и у ГИБДД, транспортной инспекции. Поэтому я считаю, что путевой нужен и в данной ситуации.

Но, я допускаю, что у других форумчан может быть диаметрально противоположная точка зрения. Возможно, у кого-то есть контраргументы, иной взгляд на этот вопрос, под напором которых я изменю свое мнение. Есть мнения отдельных юристов в сети, которые считают что в такой ситуации он не нужен, но они настроены судиться если что, а в обычной хозпрактике, компании, я думаю, это ни к чему.

Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2019 — 2020 годах?

Что такое путевой лист

Период, на который выдается путевой лист

Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе

Штраф за езду без путевого листа — 2019-2020

Итоги

Что такое путевой лист

Путевой лист — это документ, дающий право водителю управлять транспортным средством и содержащий информацию:

  • об организации, выдавшей путевой лист, а именно: название, адрес, телефон, ОГРН;
  • водителе, управляющем транспортным средством, включая отметки о медосмотре;
  • транспортном средстве, включая дату и время предрейсового (или предсменного) техосмотра;
  • маршруте следования транспортного следования.

Путевой лист используется организацией для учета:

  • работы водителя;
  • расхода горюче-смазочных материалов;
  • пробега транспортного средства.

Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно при условии отражения в ней обязательных реквизитов, установленных ст. 9 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, а также приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Однако запрета на использование унифицированной формы путевого листа (форма 3), утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, на сегодняшний день нет. Исходя из вышесказанного, организация вправе использовать как унифицированную, так и самостоятельно разработанную, но соответствующую всем требованиям форму.

ВНИМАНИЕ! Водитель на служебном автомобиле обязательно должен иметь водительское удостоверение российского образца. За его отсутствие на работодателя и на сотрудника наложат штраф. Какой именно, узнайте в КонсультантПлюс, пролучив пробный доступ к системе бесплатно.

Образец заполнения формы путевого листа см. .

О том, какой срок хранения установлен для путевого листа, см. в материале «Какой срок хранения у путевых листов (нюансы)?».

Период, на который выдается путевой лист

С 01.03.2019 путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя.

О действующих правилах оформления путевого листа на несколько дней или несколько водителей читайте .

Ранее в организациях, не относящихся к категории автотранспортных предприятий, путевой лист разрешалось выдавать на срок от 1 дня до 1 месяца. На автотранспортных предприятиях была установлена обязанность выдавать путевой лист ежедневно, за исключением командирования сотрудника — тогда путевой лист выдавался на весь срок командировки.

Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе

В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:

  • при перевозке пассажиров;
  • перевозке багажа, грузов, товаров;
  • использовании такого наземного транспорта, как трамвай, троллейбус, автобус.

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.

Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.

Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.

Штраф за езду без путевого листа — 2019-2020

Какой штраф за путевой лист в 2019-2020 годах будут платить водители и собственники транспортных средств? На сегодняшний день штраф за отсутствие путевого листа установлен в КоАП РФ. Инспектор ГИБДД вправе выписать штраф за езду без путевого листа в размере 500 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф может налагаться не только за отсутствие путевого листа, но и за нарушение правил его оформления. Так, согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за нарушение требований медицинского осмотра водителя (отсутствие на документе соответствующей отметки медика) организацию могут оштрафовать на 30 000 руб., а ее должностных лиц — на 5 000 руб. Штрафы такого же размера предусмотрены ч. 3 ст. 12.31.1 за нарушение требований технического осмотра транспортного средства.

Подробности см. в этом материале.

Особое внимание здесь необходимо уделить примечанию к ст. 12.31.1 КоАП РФ, в котором отмечено, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут наказание по данной статье как юридические лица. Это значит, что индивидуальные предприниматели, у которых путевой лист составлен с нарушениями требований медицинского осмотра водителя или технического осмотра транспортного средства, могут быть оштрафованы на 30 000 руб.

Штраф также предусмотрен за несоблюдение режима труда и отдыха для дальнобойщиков. А выдаст такое нарушение тахограф и путевой лист. Если тахограф работает не корректно, то контролеры также выпишут штраф. Причем и на работника и на работодателя. Подробнее о санкциях узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Итоги

Штраф за отсутствие путевого листа накладывается как на водителя, управляющего транспортным средством, так и на организацию (либо индивидуального предпринимателя), являющуюся собственником транспортного средства. Его размер зависит от статьи, на которую сошлется инспектор ГИБДД при составлении протокола административного правонарушения, и варьируется от 500 до 30 000 руб. Это достаточно ощутимые суммы даже для крупных организаций, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые работают на себя. Вот почему всем субъектам бизнеса, использующим в работе транспортные средства, необходимо выдавать своим сотрудникам путевые листы и следить за правильностью их заполнения.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Водитель транспортного средства обязан иметь при себе путевой лист и по требованию сотрудника полиции передать его на проверку, но только в случаях, прямо указанных в законе (пп. 2.1.1 п. 2.1 ПДД РФ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ запрещаются коммерческие перевозки пассажиров, багажа, грузов автобусами, грузовыми и легковыми автомобилями без оформления путевого листа, обязательные реквизиты которого утверждены Минтрансом России. Однако нередко организации и предприниматели используют автомобили не для коммерческих перевозок (по договору перевозки, заключаемому с грузоотправителем или пассажиром), а для собственных нужд (например, для поездок работников на встречи и переговоры, для перевозки материальных ценностей). При этом управляют автомобилями не профессиональные водители, а рядовые сотрудники организации (менеджеры, курьеры и т.д.). Действующее законодательство не содержит прямого ответа на вопрос, нужно ли в таких случаях оформлять путевой лист.

Рекомендации для осторожных работодателей

Оформлять путевой лист, если автомобиль (автобус) используется для собственных нужд. Обосновывается такой подход следующим.

В соответствии с п. 2 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Другими словами, характер эксплуатации транспорта (для коммерческих перевозок или для собственных нужд) значения не имеет.

Используя легковые и грузовые автомобили для перевозок сотрудников и материальных объектов (для собственных нужд) по дорогам общего пользования, организации и предприниматели обязаны обеспечивать безопасность таких перевозок, заполнять путевые листы, проводить медосмотры водителей и контроль технического состояния транспортных средств. Это мнение Верховного Суда РФ, высказанное в определении от 01.09.2014 № 302-КГ-529 № А33-12312/2013.

Рекомендации для тех, кто готов отстаивать свою позицию

Не оформлять путевой лист, если автомобиль используется для собственных нужд только одним водителем (без перемещения иных лиц и (или) материальных объектов) и нет необходимости учитывать затраты на топливо. Обосновывается такой подход следующим.

По мнению Пленума ВС РФ, обязанности, предусмотренные для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих транспортные средства, распространяются не только на коммерческие перевозки, но и на перевозки для собственных нужд. К перевозкам для собственных нужд относится перевозка лиц (кроме водителя), находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения договоров перевозки (см. п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ). Полагаем, к таким обязанностям относится и оформление путевого листа.

Из этого следует вывод: если организация использует автомобиль для собственных нужд, автомобилем управляет сам сотрудник (без водителя), при этом другие работники и (или) материальные ценности не перевозятся, путевой лист оформлять необязательно. В противном случае его следует оформить в общем порядке.

Еще один повод для оформления путевого листа – необходимость подтверждения расходов, связанных с эксплуатацией транспорта. Для признания затрат на ГСМ в целях налогового учета организации понадобится документальное подтверждение пробега автомобиля. В качестве такого документа используется путевой лист.

  • Можно ли списывать затраты на бензин актами списания без оформления путевого листа?

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРИ СЕБЕ ПУТЕВОЙ ЛИСТ В 2018 ГОДУ

Путевой лист у водителя организации или ИП должен быть всегда.
В соответствии с пунктом 2.1.1. ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
При этом в Правилах «установленные случаи» не раскрываются, поэтому следует обратиться к другим нормативно-правовым документам, содержащим требования к наличию и оформлению путевых листов.
Проанализировав обширное количество статей в интернете, правильного ответа на этот вопрос мы не обнаружили. В большинстве случаев, авторы ссылаются на требования Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» в соответствии с которым путевой лист требуется в случаях перевозки пассажиров, багажа и груза. При этом, авторы статей, заявляют, что в других случаях путевые листы не требуются, а сотрудники ГИБДД и Минтранса которые их требуют – неграмотные бездари и коррупционеры.
Однако это неправильно.
Дело в том, что вышеуказанный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, т.е. распространяет свое действие исключительно на случаи, когда планируется или осуществляется коммерческая перевозка пассажиров, грузов или багажа.
Вместе с тем, юридические лица или индивидуальные предприниматели в первую очередь должны руководствоваться требованиями Федерального закона РФ «О безопасности дорожного движения». Именно этот закон берется за основу при разрешении споров в судебном порядке.
В соответствии со ст.20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать проведение обязательных медицинских осмотров водителей и обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств. При этом исходя из нормативных правовых документов, которые регулируют порядок проведения таких осмотров следует, что их результаты отражаются в путевых листах, оформляемых на транспортные средства.
Таким образом, на транспортные средства, зарегистрированные за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в случае их эксплуатации должны оформляться путевые листы, в которых отражаются сведения о прохождении их водителями медицинского осмотра и соответствии транспортных средств требованиям безопасности.
На какой срок оформляется путевой лист?
Порядок оформления путевых листов для государственных организаций и учреждений как правило установлен своими ведомственными локальными актами.
Для частных организаций и предпринимателей, конкретного порядка оформления путевых листов прямо не существует, в связи с чем по аналогии следует применять порядок, предусмотренный на случаи перевозок пассажиров, грузов или багажа. Он установлен Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В соответствии с пунктом 10 приказа, путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что на срок превышающий один день путевой лист выдается только в том случае, когда его водитель направляется в служебную командировку и не возвращается к месту постоянной дислокации транспортного средства в тот же день, т.е. тогда, когда отсутствует реальная возможность оформить новый путевой лист. Изложенная позиция в части сроков оформления путевого листа неоднократно подтверждена сложившейся судебной практикой.
Штраф за отсутствие путевого листа.
За отсутствие путевого листа наказание для водителя предусмотрено частью 2 статьи 12.3 КоАП и предусматривает предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Однако, если помимо этого на транспортном средстве обнаружится неисправность, перечисленная в перечне неисправностей и условий при которых запрещена эксплуатация транспортных средств (приложение к ПДД РФ), то наряду с водителем к ответственности привлекается и должностное лицо, ответственное за выпуск ТС в эксплуатацию. Как правило это сами руководители организаций или индивидуальные предприниматели. Для них ответственность предусмотрена частью 2 статьи 12.31 КоАП РФ и наказывается штрафом от 5 000 до 8 000 рублей.
Удачи на дорогах!
(«Автовладельцы России» – информационно-правовой портал для автолюбителей)

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *