Содержание

Статья 1. Основные понятия

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 179-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 1. Основные понятия

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия — действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;

профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

абзац десятый утратил силу.

См. текст абзаца десятого статьи 1

Как называется служба, которая вправе изъять ребенка из плохой семьи? Как называется орган власти или человек, который может забрать детей из семьи, невзирая на наличие родителей в квартире? На каких основаниях может случится подобное, какие документы необходимы при изъятии и как конкретно происходит процесс?

Орган, представляющий собой группу лиц, который вправе забрать ребенка или группу детей у нерадивых родителей, называются – органы опеки и попечительства. Неприятная процедура может происходить в любое время дня и ночи, вне зависимости от согласия родителя.

Как называется орган, который заботится о состоянии детей в семьях

Опека и попечительство – ключевой орган исполнительной власти Российской Федерации. Их основной вид деятельности – контроль и защита прав несовершеннолетних граждан, не достигших 18 лет. Причем, существует раздел органа, при котором опека осуществляет надзор за детьми до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет.

При каких условиях могут забрать детей – документы

Для того, чтобы опека смогла за брать детей из семьи необходимо предписание, составленное заблаговременно. Основанием предписания могут являться документы, подтверждающие наличие каких-либо нарушений, противоречащих нормальному обеспечению жизнедеятельности несовершеннолетних.

Нарушения должны быть зафиксированы письменно одним из представителей органов опеки. Сама заявка на нарушение в семье может быть оформлена близкими, родственниками или соседями.

Иными словами, любой, кто зафиксировал какой-либо вопиющий случай в сторону несовершеннолетнего, вправе зафиксировать его (аудио-, видео- съемка) и предоставить в органы исполнительной власти. На основании этих материалов будет возбуждена контрольная проверка, визит органов в предполагаемо неблагополучную семью.

Если при намеренной проверке замечено какое-либо нарушение, согласно регламенту — представителям ребенка (опекунам, родителям и т.д.) выписывается предупреждение и предписание с подробными пунктами того, что необходимо исправить. Сюда может относится не только моральная составляющая в виде взаимоотношений с ребенком, но и материальная. А именно. Каждый несовершеннолетний в семье должен иметь:

  • Личное рабочее место;
  • Личное спальное оборудованное место, с чистыми постельными принадлежностями;
  • Личную камеру для хранения вещей, либо полку в шкафу;
  • Одежду по погоде и времени года;
  • Набор минимальных продуктов на 2-3 дня в холодильнике;
  • Игрушки, канцтовары, учебные материалы и пособия, необходимые для развития ребенка.

Также, квартира или помещение, в котором проживает несовершеннолетний, должна быть отремонтирована, иметь чистые, сухие стены, пол, потолок. В жилище должна быть оборудована система водоснабжения и водоотведения (канализация).

При любом подозрении насилия над ребенком, органы опеки могут организовать комиссию из педагогов и психологов, которые с профессиональной точки зрения определят уровень развития ребенка, его эмоциональное и психическое состояние. Какие-либо отклонения могут являться причиной для возбуждения дела на изъятие.

Многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений (детско-родительских и супружеских) часто является причиной виктимизации детей и формирования их девиантного поведения (И.А. Горьковая, В.Л. Хайкин, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга и др.). Все авторы единодушны в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семейных отношений дети специфически адаптируются в окружающей действительности, все факторы которой комплексно воздействуют на формирование, развитие и социализацию личности.

В научной педагогической литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья, находящаяся в социально опасном положении», «асоциальная семья». Рассмотрим некоторые определения неблагополучной семьи.

М.М. Буянов: «Дефекты воспитания – это первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, – а только отношение к ребенку» (Буянов, М.М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки дет. психиатра: кн. для учителей и родителей / М.М. Буянов. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.).

Л.Я. Олиференко: «Неблагополучная семья – это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод – т. е. неблагополучие. Под неблагополучием мы понимаем его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» (Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л.Я. Олиференко . – М.: Академия, 2002. – 256 с.).

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Таким образом, главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни. При этом один только вид проблем встречается редко. Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты, обострение супружеских и детско-родительских отношений. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей и т. д. Несмотря на различные критерии неблагополучия и его содержание, все эти семьи можно назвать функционально непостоянными, т. к. они не выполняют воспитательную функцию.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет выделить различные классификации нарушения семейного воспитания, где в качестве критериев выступают:

1) характер семейного общения и стиль отношений;

2) структурная деформация семьи;

3) типы детско-родительских отношений;

4) содержание переживания ребенка;

5) особенности дисгармоничных супружеских отношений;

6) сам стиль семейного воспитания.

Л.С. Алексеевой представлена классификация неблагополучных семей в зависимости от их ведущих показателей неблагополучия.

Автор выделяет:

— привычно конфликтные семьи. В таких семьях по причинам психологического порядка – неумения или нежелания людей общаться конструктивно, считаться друг с другом, учитывать настроение, интересы, вкусы, привычки – разрушаются межличностные отношения членов семьи;

— педагогически несостоятельные семьи. Родители в таких семьях не имеют необходимых педагогических знаний, используют способы воспитания детей, противоречащие естественному процессу развития личности ребенка. У родителей при этом, по словам А.С. Макаренко, «нет ни ясной цели, ни программы воспитания»;

— аморальные семьи. В условиях этих семей личные взаимоотношения и образ жизни родителей предполагает рассогласование с элементарными нормами и правилами поведения. Безнравственность, пьянство и другие пороки взрослых получают такие уродливые формы, что становятся достоянием гласности и всеобщего осуждения;

— асоциальные семьи. Главной особенностью таких семей является несоответствие жилищно-бытовых условий элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, неудовлетворение базисных потребностей ребенка, отрицательная антиобщественная направленность, выражающаяся в передаче детям таких отношений к общественным ценностям, которые чужды или враждебны нормальному образу жизни.

Ведущие признаки асоциальной семьи:

— тунеядство;

— аддиктивность (зависимость);

— делинквентность (правонарушения);

— аморальность;

— социальная деградация;

— неудовлетворительные бытовые условия;

— вовлечение детей в противоправную деятельность;

— конфликтные внутрисемейные отношения, отягощенные криминологическим характером;

— социальная изоляция семьи.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи косвенно оказывают десоциализирующее влияние на детей и подростков. Родители в этих семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но в связи с различными социально-психологическими и психолого-педагогическими затруднениями внутрисемейного характера утратить свое влияние на детей. В этих семьях мы можем увидеть следующие негативные проявления: расхождение представлений членов семьи о значимости ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительные отношения и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать возникающие трудности.

Современный темп жизни искажает характер отношений родителей и детей в таких семьях:

— общение сводится к минимуму, а его содержание – к контролю над детьми;

— отсутствует совместная деятельность;

— дети испытывают дефицит родительского внимания к своим проблемам и эмоционально отдаляются от родителей.

Таким образом, эти семьи не способны выполнять социализирующие функции передачи социального опыта и воспитания детей. Наличие собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем у родителей, их повышенная тревожность, заниженная самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительских ролей. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной ненужности и малоценности, к заниженной самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи является в этом случае важнейшей причиной нарушения личности ребенка.

Помощь конфликтным и педагогически несостоятельным семьям со стороны социального педагога заключается в глубоком изучении и коррекции методики семейного воспитания.

Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основываются:

1) на методической помощи семье (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) на принципах гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многоаспектности; на междисциплинарном взаимодействии специалистов различных областей (учителей, психологов, социальных педагогов) путем согласования их усилий.

Большую озабоченность социальных педагогов вызывают семьи аморальные и асоциальные. Они оказывают прямое десоциализирующее влияние на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, прямо демонстрируют образцы противоправного поведения, ориентированы на нормы и ценности, противоречащие общественной морали. Наличие в семье деградированных личностей нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отталкивания, неуважения человеческого достоинства.

Такие семьи продуцируют подростков с делинквентным и аддиктивным поведением, способствуют формированию сексуальных девиаций. Данные типы семей содействуют формированию у детей аддиктивного, агрессивного поведения, фобических расстройств, социального аутсайдерства. Следствие десоциализирующего влияния асоциальных семей – это подростковая жестокость, насилие, рост преступности, алкоголизм, наркомания, проституция, безнадзорность.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны: заниженная самооценка, замкнутость, отсутствие общности с другими людьми, повышенная степень тревоги, ощущение нестабильности, чувство незащищенности среди близких людей, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей.

В результате дефекта семейного воспитания и дефицита условий развития личности формируется деформированная личность, возникает ситуация девиантного паттерна, личность компенсирует свою социальную и психологическую «ущербность» в различных формах девиантного поведения и виктимности. Ввиду своей социальной некомпетентности, обусловленной нарушением семейных отношений, личность становится жертвой отклоняющегося поведения – наступает девиантная виктимизация ребенка.

Цель работы социального педагога с аморальными и асоциальными семьями – оградить ребенка от антипедагогического влияния семьи, обеспечить охрану его интересов. Сделать это очень сложно, так как невозможно извне влиять на изменение взаимоотношений людей в семье и на их поведение. Необходимо заставить родителей самих оценить семейную атмосферу и ее влияние на детей, осознать свои ошибки. Однако эта позиция более приемлема для аморальных семей. Работа же социального педагога с асоциальными семьями должна вестись в сотрудничестве с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства. Крайней мерой в данном случае является лишение родителей их прав, если это необходимо в интересах защиты ребенка.

В настоящее время в нашей республике действует ряд документов, предусматривающих защиту прав детей в подобных ситуациях. Это, прежде всего, Закон РБ «О правах ребенка».

Помимо этого в рамках программы «Дети Беларуси» на 2006–2010 гг. действовала подпрограмма «Дети-сироты», целью которой было предупреждение социального сиротства, социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подпрограмма предусматривала решение следующих задач:

1) создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различных формах семейного жизнеустройства (приемные семьи, опека, патронат, усыновление и др.);

2) развитие системы постинтернатной адаптации;

3) мониторинг соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время проблемы социального сиротства и их решение раскрываются в Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (разделы «Семейное воспитание», «Социально-педагогическая поддержка и оказание психологической помощи обучающимся»).

Все, что может опека — прийти, посмотреть и забрать ребенка из семьи. Почему государство не может помочь неблагополучным родителям

Светлана Строганова с приемной дочерью Полиной

В Москве спасатели нашли в квартиру истощенную девочку-маугли 5 лет. Ребенок не может говорить, общаться, обслуживать себя. Мать, по словам следствия, приходила к ней раз в 5 дней. Состояние квартиры, в которой жила девочка, пугает.

Полицию вызывали соседи, которые несколько дней слышали вой и плач ребенка. К счастью, девочка жива, в отличие от последних случаев в Кирове или Санкт-Петербурге, где дети все-таки умерли от истощения.

Конечно, возникает вопрос, чего ждали соседи несколько дней? Почему раньше не сигналили?

Но тут же можно спросить и с другой стороны – а что, вызывать полицию каждый раз, когда слышен рев или детские крики?

У меня 5 детей, иногда они играют или даже спорят, ругаются, дерутся. Кое-кто может начать очень громко рыдать, если не получит желаемую игрушку или разрешение смотреть мультики.

Если каждый раз соседи будут вызывать полицию, во что превратится жизнь моей семьи, моих соседей и полицейских?

А вот еще один громкий случай: у Олеси Уткиной, инвалида по слуху, отобрали двух маленьких детей. При этом вся история очень странная. С одной стороны, все происходящее можно свести к тому, что мама была плохо социализирована (хотя дети были всегда ухожены, накормлены) и даже имела проблемы с алкоголем (хотя медицинского освидетельствования нет), но факты говорят сами за себя: месяц после изъятия детей из семьи и помещения их в больницу мама практически неотступно была с детьми, заботилась о них и пыталась сделать все, чтобы их вернуть домой.

Детей матери не отдали, а разделили (и это тоже страшная схема в нашей системе), поместили в разные учреждения и очень быстро выставили в базу данных на устройство в семью, хотя Олеся не лишена прав и даже не ограничена в них.

Суд должен был состояться 11 марта, но его перенесли на 1 апреля. Судья заболела, а других в Питере, видимо, нет. Олеся навещает детей, дети плачут и просятся домой. Они не понимают, за что их так наказывают.

И получается, что теперь со стороны социальных служб, которые призваны заботиться о детях, мы видим жестокость. Зачем разлучать любящую мать и детей, если нет никакого криминала?

Да, живет Олеся бедно. У нее комната в коммунальной квартире и совсем небольшой доход, а еще не очень любезные соседи, которые периодически жалуются на нее в полицию и опеку. Олеся не покупает икру, не ходит по театрам, не ездит отдыхать в Испанию.

Но является ли это основанием для того, чтобы лишать детей самого близкого человека?

У меня есть соседка, пожилая женщина. У нее под опекой находятся двое внуков 11 лет, она живет с ними в одной комнате в коммунальной квартире. И точно так же ее соседи по квартире пишут заявления в опеку, в прокуратуру, в полицию о том, что-де бабушка не осуществляет должный уход за детьми. Зная этих детей много лет (ребята часто бывают у нас в гостях, а иногда остаются даже ночевать), я неоднократно подтверждала, что готова ручаться во всех инстанциях, что бабушка детей любит и заботится о них.

Но зачем-то людям очень нужно избавиться от этой бабульки и детей. Вот и «проявляют бдительность». В итоге бабушка сейчас вынуждена переезжать в другое место.

Ребенок в детском доме – это отсутствие головной боли

И вот тут, как бы нам ни хотелось начать ругаться на органы опеки, которые могут в одночасье разрушить то самое ценное, что есть у детей, – связь с родителями, надо остановиться и задать себе вопрос: «А какие есть методы воздействия у этих самых органов опеки на неблагополучные семьи? И какие схемы действий в подобных ситуациях у них вообще есть?»

Давайте я расскажу, чего у них нет.

У них нет своих психологов. Да-да, в службах опеки работают не психологи, а посему сами оценить правильно состояние семьи и детей в полной мере они не могут. Так, на глазок. Кстати, сейчас точно так же оцениваются и кандидаты в приемные родители – на глазок.

У них нет материальной базы. То есть помочь с ремонтом квартиры или с зимними и летними вещами неимущей семье они не могут.

У них нет юридической базы. Они не могут ходить за семью в банки и договариваться о реструктуризации долгов или в суд, чтобы не отключали электричество за неуплату и т.д.

У них нет ресурсов искать малоимущим семьям работу или подработку.

А это все периодически требуется семьям, чтобы ситуация могла выправиться и детям в семье стало лучше.

У матери может не быть работы, у нее может сгореть квартира и не быть денег на ремонт, у нее может быть тяжелое заболевание (да даже депрессия), она не в состоянии справиться со своими животными и раздать не может, у нее не хватает времени выправить ребенку речь или водить его на кружки и одновременно работать, ее могут не брать в сад из-за того, что ребенок гиперактивный, и многое-многое другое.

Если бы кто-то пришел и помог семье разрешить эти проблемы, то детей можно было бы спокойно оставлять жить в семье. При этом средства, выделенные на решение этих проблем, были бы существенно меньше денег, которые государство будет тратить на детей в детском доме, если их заберут из этой семьи.

Но нет у нас таких схем помощи в государстве.

И поэтому все, что может сделать опека, это прийти, посмотреть, составить акт и или оставить ребенка в семье, или забрать ребенка из семьи. Всё. Больше опека ничего сделать не может по большому счету – нет у служб, которые призваны заботиться об интересах детей, никаких действенных схем помощи этим детям.

Система на данном этапе может только поддерживать систему. А это не люди, а документооборот.

Интересы ребенка фигурируют на бумаге, а на деле все работает на цифры и отчетность, на правильность оформления, на попытки избежать ответственности и спихнуть с себя проблему на кого-то еще.

Ребенок в неблагополучной семье — это головная боль у опеки, ребенок в детском доме – это отсутствие этой головной боли, и ясно, как могут приниматься решения об изъятии. Кому хочется лишних проблем?

Детские дома — это замкнутый круг

Значит ли это, что их нет совсем в нашей стране – этих схем помощи?

Нет, схемы есть.

Они есть у фондов, у НКО и разных общественных организаций. А значит, на данном этапе, пока не разработана государством схема помощи семьям, нужен симбиоз. Когда выходит опека по сигналу в семью и видит, что там бедно, что требуется помощь, они дают сигнал в фонд или самой маме сообщают, куда можно обратиться, и проблема может начать решаться.

Фондов на всех социально неблагополучных граждан не хватит. Не смогут фонды заменить собой всю государственную социальную сферу. Но надо стараться сделать хотя бы то, что мы уже в силах сделать – помогать там, где можем. А еще нужно говорить о потребности в государственной схеме помощи (именно помощи) таким семьям, где можно и нужно сохранять детей.

Потому что детские дома — это замкнутый круг: травмированные дети выпускаются из детских домов и создают свои социально неблагополучные семьи, ибо нет у них перед глазами модели нормальной семьи и модели нормальной помощи, и их дети попадают опять в детские дома.

И, конечно же, все работники этой сферы должны пройти курс в ШПР. Ибо очень часто, принимая решение об изъятии детей, сотрудники опек даже не догадываются, какая это страшная трагедия для ребенка. И это во сто крат страшнее, чем бедность родителей и текущие потолки в ванной.

Деятельность органов опеки и попечительства по предупреждению семейного неблагополучия

Статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации на органы опеки и попечительства возложена обязанность защищать права и интересы детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. То есть органы опеки и попечительства обязаны осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

Управление опеки и попечительства осуществляет работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, в соответствии с порядком взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних в организации индивидуальной профилактической работы с несовер-шеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Своевременное выявление и учет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимым условием оказания им соответствующей помощи. Для своевременного выявления и учета детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства должен располагать полной и достоверной информацией, которой, в свою очередь, могут располагать разные учреждения и организации. Главным образом, такими сведениями располагают образовательные учреждения, которые посещают несовершеннолетние, учреждения здравоохранения, в которых наблюдаются и получают лечение несовершеннолетние и их родители.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Семейного Кодекса Российской Федерации должностные лица учреждений (дошкольных образовательных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи, знакомые, родители одноклассников). Однако далеко не все из них информированы о необходимости передачи сведений о подобных фактах в органы опеки и попечительства. Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

Практика показывает, что управление опеки и попечительства не всегда обладает достоверной информацией о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, оставшихся без попечения родителей, и не может своевременно принять меры по защите их прав и интересов по следующим причинам:

  • ? несвоевременное сообщение должностными лицами учреждений и гражданами в орган опеки и попечительства о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и оставшихся без попечения родителей (как правило, учреждения боятся «запятнать» свою репутацию, а родственники не сообщают, так как надеются на исправление ситуации в лучшую сторону либо на самопроизвольное разрешение ситуации);
  • ? отсутствие контакта родителей с представителями служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе органа опеки и попечительства, по социальной адаптации (необходимо добровольное участие самих родителей в мероприятиях, направленных на профилактику, на коррекцию детско-родительских отношений и исполнения родительских обязанностей);
  • ? отсутствие предварительной работы образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания с семьями по вопросам профилактики социального сиротства, надлежащего исполнения родительских обязанностей (организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказания им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи; проведение лекций по просвещению в области семейного законодательства, проведение обследования условий жизни семей всех учащихся образовательных учреждений. Мероприятия, связанные с организацией родительского всеобуча могут проводиться в рамках родительских собраний, горячих линий, посредством размещения соответствующих материалов в СМИ, интернет и проведения различных интерактивных мероприятий);
  • ? предоставление в органы опеки и попечительства от служб системы профилактики неполной информации о законных представителях (местонахождении законного представителя и т.д.), имеют место случаи, когда профилактическая работа проводится с одним из родителей несовершеннолетнего (при подготовке материалов на лишение родительских прав выясняется, что у несовершеннолетнего есть второй родитель, с которым профилактические мероприятия не проводились);
  • ? специалистами служб системы профилактики предоставляются документы, оформленные ненадлежащим образом (содержание акта обследования жилищно-бытовых условий семьи противоречит выводу; в документах отсутствуют основания для лишения или ограничения родительских прав в соответствии со статьями 69, 71 Семейного кодекса Российской Федерации, при этом предоставляются ходатайства на лишение родительских прав);
  • ? межведомственные программы реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении, выполняются не в полном объеме.

В случаях, когда работа с семьями (а именно, социальная и психолого-педагогическая реабилитация семьи, применение органом опеки и попечительства административных мер воздействия к родителям, не исполняющим обязанностей по содержанию и воспитанию детей, предусмотренных семейным, уголовным законодательством, законодатель-ством об административных правонарушениях) не дает положительного результата, ведется сбор документов на лишение (ограничение) родительских прав. В основном сбором документов и направлением материалов в суд занимаются управление опеки и попечительства и законные представители несовершеннолетних (опекуны (попечители), родители), единичные случаи — прокуратура.

Вопрос о лишении родительских прав должен рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

1. Своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию.

Должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, проживающих в семье и находящихся в результате действий или бездействия родителей в условиях, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Специалисты отдела опеки и попечительства в течение часа после поступления информации сообщают о ней в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав и ОДН ОВД.

Совместно с сотрудниками ОДН ОВД (не позднее чем в течение трёх дней) организует первичное обследование условий проживания и воспитания детей для получения объективных сведений о ситуации в семье и составления Акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи по форме установленной приказом Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 г. №334.

В случае выявления наличия угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка принимают меры по изъятию ребёнка и его устройству.

Порядок действий специалистов в сфере опеки и попечительства в данной ситуации установлен Семейным кодексом Российской Федерации.

По итогам первичного обследования, в случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребенка, орган опеки и попечительства может принимать решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.

При отсутствии угрозы для жизни и (или) здоровья ребёнка и отсутствия необходимости изъятия его из семьи, составляют заключение, в котором указывают целевую группу (объект взаимодействия), и передают его после утверждения в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» руководителем муниципалитета в районную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

При наличии фактов, свидетельствующих о не исполнении или ненадлежащим исполнении родителями несовершеннолетнего (-них) обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию своих детей, специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних или сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних ОВД составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Специалисты районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

При поступлении информации о детях, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), находящихся в обстановке, представляющей угрозу для их жизни и (или) здоровья, от субъектов межведомственного взаимодействия (кроме специалистов отдела опеки и попечительства) или граждан, в течение часа после поступления информации сообщают о ней специалистам отдела опеки и попечительства по месту выявления указанной ситуации.

В случае выявления наличия угрозы для жизни и здоровья ребёнка оказывают содействие специалистам в сфере опеки и попечительства в отобрании ребёнка.

2. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи.

Основной целью индивидуальной профилактической работы должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Достижение указанной цели возможно при условии организации комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка для оказания помощи родителям в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

3. Организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей после изъятия ребенка из семьи для обеспечения его возврата в родную семью.

Если по тем или иным причинам ребенок был изъят из семьи на основании статей 69, 73, 77 Семейного кодекса Российской Федерации, органам опеки и попечительства необходимо во всех случаях, когда это возможно, принимать меры, обеспечивающие в дальнейшем возврат ребенка в родную семью. Указанные меры должны включать организацию реабилитационной работы с родителями, в том числе уже лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказание им необходимой помощи с целью воссоединения ребенка с семьей.

Данное положение в полном объеме соответствует положениям Семейного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, с одной стороны, приоритетность воспитания ребенка в родной семье, с другой — возможность восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.

Все действия по реабилитации ребенка и семьи в целях предупреждения утраты ребенком родительского попечения, создания благоприятных условий для его проживания, воспитания и развития в родной семье, начиная с момента выявления ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, или препятствующей его нормальному воспитанию и развитию, должны осуществляться в рамках плана по защите прав ребенка.

Чрезвычайно важным условием эффективности реализуемых мероприятий является добровольное участие в них самих родителей. В связи с этим органу опеки и попечительства следует проводить с родителями разъяснительную работу, привлекать их, насколько это возможно, к обсуждению семейных проблем и способов их решения, составлению и последующему осуществлению плана совместных действий по нормализации обстановки в семье в интересах ребенка.

4. Организация информационно-просветительской и реабилитационной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи.

Эффективная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, возможна только при тесном взаимодействии органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями.

В 2010 году департаментом семейной политики Краснодарского края сформированы эффективные результаты работы по разным направлениям деятельности, в том числе по профилактике социального сиротства, раннему выявлению семейного и детского неблагополучия.

Эффективно применялись новые технологии в работе с семейным неблагополучием. Как следствие — уменьшение количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Еще три года назад численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, превышала 4 тысячи. Если в 2009 году было выявлено 2281 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то в 2010 году — 1808.

Сегодня одним из критериев эффективности межведомственной работы с семейным неблагополучием является устойчивая динамика снижения в среднем по краю на 21% количества родителей, лишенных родительских прав (с 1549 в 2008 году до 1210 в 2010 году). Как следствие, на 6% уменьшилось и число детей, ставших социальными сиротами вследствие лишения родителей родительских прав (с 1113 человек в 2008 году до 1043 в 2010 году).

Более активно стали применять такую профилактическую меру, как ограничение в родительских правах, которая дает еще один шанс самой семье и мобилизует специалистов различных служб на работу с ней. Так, если в 2008 году были ограничены в родительских правах всего 185 человек, то в 2009 и 2010 году почти в два раза больше — 385.

Одна из основных задач органов опеки и попечительства — возвращение детей в кровные семьи. Если в 2009 году всего 83 человека было восстановлено в родительских правах, то в 2010 году на 71% больше — 142 родителя.

Проводится межведомственная работа по выявлению фактов семейного неблагополучия, семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, трудной жизненной ситуации.

Индивидуальной профилактической работой охвачено 1453 неблагополучные семьи, в которых воспитывается 2530 детей. Из общего количества неблагополучных семей, 843 семьи (55%) — родители употребляют спиртные напитки, 41 семья (5%) — родители употребляют наркотические вещества, 35 семей (3%) — один из родителей имеет психическое заболевание, 447 семей (31%) — родители ведут антиобщественный образ жизни, 84 семьи (6%) — где были отмечены факты жестокого обращения родителей со своими детьми.

В 2010 году 342 семьи выведены из социально-опасного положения или трудной жизненной ситуации, родители встали на путь исправления, что в три раза больше по сравнению с 2008 годом (108).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *