Поступление в вуз после колледжа: вопрос — ответ

У студентов профильных колледжей есть возможность получить высшее образование по ускоренной программе обучения по очной, очно-заочной или заочной формам по любому из направлений. В этом разделе вы получите ответы на самые часто-задаваемы вопросы о поступлении в вуз после колледжа.

Зачем учиться дальше и поступать в вуз?

Получение среднего и высшего образования является огромным преимуществом в последующем трудоустройстве. Не стоит полагать, что программа вуза рассчитана лишь на углубление полученных в колледже знаний. Серьезный уровень подготовки выпускников СПбГУПТД свидетельствует о высоком качестве полученного образования.

Освоение программы колледжа дает возможность найти работу по профессии в качестве исполнителя, но для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице необходимо наличие диплома об окончании вуза. Поэтому, зачастую талантливые и опытные сотрудники, имеющие значительный стаж работы, не могут получить заветное повышение. Молодые люди ошибочно полагают, что, не поступив в вуз после колледжа, они сэкономят бесценное время, и начнут раньше зарабатывать. Но в конечном итоге, такие специалисты, как правило, все равно поступают на вечернюю форму обучения для получения высшего образования. Если вы не имеете возможности посещать занятия ежедневно в виду занятости на работе, вы всегда можете выбрать заочную форму обучения.

Сдавать ли ЕГЭ?

Если вы решили поступить в университет после завершения обучения в колледже, то вам сдавать Единый государственный экзамен не нужно. Вступительные испытания в этом случае проходят в установленной Университетом форме в зависимости от выбранного направления.

В соответствии с федеральными нормативно-правовыми документами в области образования, обучающиеся в колледжах могут участвовать в Едином государственном экзамене (в том числе при наличии у них действующих результатов ЕГЭ прошлых лет) по следующим учебным предметам: русский язык, математика профильного уровня, литература, физика, химия, биология, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский и китайский), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Студентам колледжей СПбГУПТД для участия в ЕГЭ необходимо обратиться к представителю колледжа до 01 февраля:

Выбираем вуз после колледжа.

Большинство вчерашних выпускников колледжа, как правило, сталкивается с одной проблемой, – в какой вуз поступить? Ведь выбор учебного заведения – первый шаг к построению собственной карьеры. Но если выбор специальности зависит от ваших интересов и талантов, то определиться с учебным заведением куда сложнее.

Важно учитывать следующие факторы при выборе вуза после колледжа:

  • направления подготовки;
  • сильный педагогический состав;
  • информационное обеспечение образовательного процесса;
  • современная материально-техническая база;
  • известные научные школы;
  • международные связи;
  • социальное обеспечение и стипендии;
  • культурная и спортивная жизнь студентов.

Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна представляет собой многопрофильный образовательный комплекс и ведет многоуровневую подготовку по уникальным программам инженерных, дизайнерских, гуманитарных, педагогических и экономических направлений. В нашем вузе известный профессорско-преподавательский состав в городе, а также современное техническое оснащение учебных и научных лабораторий. Огромный выбор направлений подготовки позволит вам не только освоить выбранную профессию, но и регулярно обмениваться опытом и полученными знаниями с тысячами студентов с других направлений подготовки.

Ускоренные программы для поступающих в вуз после колледжа

В СПбГУПТД предусмотрена ускоренная форма подготовки специалистов, имеющих диплом о среднем профессиональном образовании. Уменьшение сроков обучения при поступлении в вуз после колледжа возможно на всех направлениях подготовки и при любой форме обучения путем перезачета ранее изученных дисциплин. Возможность обучения по ускоренной программе определяется аттестационной комиссией.

Как поступить в университет без ЕГЭ?

СПбГУПТД принимает на обучение без сдачи Единого государственного следующие категории абитуриентов:

1. лица, имеющие документ установленного образца об окончании профессионального образования;

2. лица с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, инвалиды;

3. иностранные граждане;

4. лица, прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательным программам среднего общего образования не в форме ЕГЭ (в том числе в иностранных образовательных организациях) в течение 1 года до дня завершения приема документов и вступительных испытаний включительно.

Как поступить в вуз после колледжа?

Шаг 1. Подготовительные курсы.

Если вы нуждаетесь в дополнительной подготовке к сдаче вступительных экзаменов, пройдите подготовительные курсы. Это поможет вам не только поступить на понравившееся направление подготовки, но познакомиться с преподавателями вуза и будущими одногруппниками. Если же вы еще не определились с направлением подготовки, примите участие в бесплатном профориентационном тестировании, которое поможет найти свое призвание, или запишитесь на экскурсию по кафедрам университета.

Шаг 2. Подача документов.

Прием документов на обучение осуществляется в следующие сроки:

Очная и очно-заочная формы обучения

В рамках контрольных цифр приема (за счет бюджетных ассигнований)

От поступающих на направления подготовки и специальности: 54.03.01 «Дизайн», 54.05.01 «Монументально-декоративное искусство», 54.05.03 «Графика» (ИДК, специализация «Станковая графика»):

16 марта – 08 июля

20 июня – 08 июля (для ВШТЭ)

От поступающих на специальность: 54.05.03 «Графика» (ВШПМ, «Оформление печатной продукции»):

16 марта – 08 июля

От поступающих на направление подготовки: 42.03.02 «Журналистика»:

16 марта – 08 июля

От поступающих на направления подготовки: 29.03.02 «Технологии и проектирование текстильных изделий», 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов», 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля»:

16 марта – 17 июля

от поступающих на иные направления подготовки по результатам вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно:

16 марта – 18 июля

20 июня – 18 июля (для ВШТЭ)

от поступающих на обучение только по результатам ЕГЭ:

16 марта – 26 июля

20 июня – 26 июля (для ВШТЭ)

По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц

16 марта – 28 августа

20 июня – 28 августа (для ВШТЭ)

От поступающих на специальность: 54.05.03 «Графика» (ВШПМ, специализация «Оформление печатной продукции»):

16 марта – 08 июля

От поступающих на направление подготовки: 42.03.02 «Журналистика»:

16 марта –10 августа

От поступающих на направления подготовки: 29.03.02 «Технологии и проектирование текстильных изделий», 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов», 29.03.05 «Конструирование изделий легкой промышленности», 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля»:

16 марта – 28 августа

От поступающих на иные направления подготовки по результатам вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно:

16 марта – 28 августа

20 июня – 28 августа (для ВШТЭ)

От поступающих на обучение только по результатам ЕГЭ:

16 марта – 31 августа

20 июня – 28 августа (для ВШТЭ)

Заочная форма обучения

В рамках контрольных цифр приема (за счет бюджетных ассигнований)

От поступающих на иные направления подготовки по результатам вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно:

16 марта – 07 сентября (кроме ВШТЭ)

20 июня – 17 августа (для ВШТЭ)

От поступающих на обучение только по результатам ЕГЭ:

16 марта – 11 сентября (кроме ВШТЭ)

20 июня – 21 августа (для ВШТЭ)

По договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц

От поступающих на иные направления подготовки по результатам вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно:

16 марта – 23 сентября (кроме ВШТЭ)

20 июня – 07 сентября (для ВШТЭ)

От поступающих на обучение только по результатам ЕГЭ:

16 марта – 25 сентября (кроме ВШТЭ)

20 июня – 18 сентября (для ВШТЭ)

Пакет документов для подачи в приемную комиссию:

  • документ, удостоверяющий личность, гражданство;
  • оригинал или ксерокопию документа установленного образца об образовании;
  • 2 фотографии для лиц, поступающих на направления подготовки (специальности), по которым проводятся дополнительные вступительные испытания творческой направленности или вступительные испытания, проводимые университетом самостоятельно.
  • документы, подтверждающие льготы (при их наличии).

Шаг 3. Вступительные экзамены.

После подачи документов абитуриенту необходимо пройти вступительные испытания в установленные Университетом сроки, указанные на сайте приемной комиссии.

Шаг 4. Зачисление.

В случае успешного прохождения вступительных экзаменов, вы будете зачислены в Университет в указанные сроки:

  • 03 августа 2020 года — первый этап зачисления по общему конкурсу;
  • 08 августа 2020 года — второй этап зачисления по общему конкурсу.

Есть ли жизнь без ЕГЭ: абитуриенты Политеха сдали последний внутренний вступительный экзамен

Как известно, для поступления в вуз нужен успешный аттестат о среднем общем образовании, который на сегодняшний день можно получить, только сдав Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и набрав минимально обязательное количество баллов. А есть ли шансы – и у кого, поступить без результатов ЕГЭ?

Без ЕГЭ, действительно, можно поступить в университет, если после школы получить профессиональное образование. Также без ЕГЭ могут попытаться поступить в российские вузы иностранные граждане, закончившие среднее учебное заведение в своей стране. По данным Минобрнауки России, топ-5 стран ближнего зарубежья, из которых приезжают ребята на обучение в Российскую Федерацию, это Казахстан, Узбекистан, Украина, Туркменистан и Таджикистан.

«У них огромные возможности в России – в стране с одной из лучших образовательных систем в мире, – уверен ответственный секретарь Приемной комиссии СПбПУ В.В. ДРОБЧИК. – Привлекательность российских вузов, и в частности Политеха, среди школьников из ближнего зарубежья объясняется качеством образования, языковой доступностью, географическим фактором, а также особенностями менталитета. Многие из наших соотечественников намерены не только получить высшее образование по российским стандартам, но и остаться в нашей стране с перспективой дальнейшего трудоустройства». Эти категории абитуриентов могут поступать на основе вступительных испытаний по профильным предметам, которые проводятся в самом высшем учебном заведении. «В соответствии с Правилами приема в СПбПУ граждане СНГ имеют право поступать на бюджетные места наравне с российскими гражданами, но, являясь иностранными гражданами, они могут не сдавать ЕГЭ, а поступать по результатам вступительных испытаний, проводимых Политехом самостоятельно», – подтвердил Виталий Викторович.

Несмотря на то что на протяжении ряда лет Минобрнауки России снижает количество бюджетных мест в вузах по специальностям гуманитарного и экономического профиля, количество абитуриентов, желающих поступить именно на эти направления обучения в Политех (в Гуманитарный институт и Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли) не уменьшается. На днях около 200 абитуриентов сдали обществознание – один из последних внутренних вступительных экзаменов. Позади у них остались экзамены по математике и русскому языку. Конечно, чем ближе к финишной прямой, тем сильнее нарастает волнение. Однако многие из ребят после финального испытания нашли в себе силы рассказать о том, почему выбрали Политех и как оценивают свои шансы на поступление.

Никита КИРЕЕВ, Санкт-Петербург: «Моя мама училась в Политехе, и мне тоже захотелось пойти по ее стопам. Да и красивый он, особенно Главное здание (Улыбается.). Я закончил Политехнический колледж, а для дальнейшего обучения выбрал менеджмент – мне это наиболее интересно. Мама мой выбор полностью поддержала, а папа говорит, “главное учись – остальное неважно”. Вопросы на экзамене мне попались нетрудные. В целом, думал, что будет сложнее. Все можно решить, если готовился. Были же еще специальные подготовительные курсы, я ходил – там помогают, доступно все объясняют. Математику я написал хорошо, а русский язык здесь не сдавал, поскольку сдавал ЕГЭ».

Денис СОТНИКОВ, Казахстан: «Я учился в средней общеобразовательной школе. У нас в Казахстане существует программа по подготовке в вузы Санкт-Петербурга. Поступать в Политех я решил еще в школе, потому что он показался мне наиболее привлекательным. Я очень долго размышлял о своей будущей профессии, и в какой-то момент мне стали интересны именно законы, правопорядки, захотелось научиться отстаивать права людей, поэтому сейчас я пытаюсь поступить на юриспруденцию. Я был в Петербурге в 2013 году, тогда мне очень понравился этот красивый город. Свои шансы поступить я оцениваю как хорошие – историю, например, я написал на 80 баллов. Обществознание, думаю, тоже хорошо написал. Сейчас живу в общежитии университета, там неплохие условия. Со мной в комнате еще два парня из Уфы и Калининграда, один поступает на второе образование, а другой – в магистратуру».

Софья КРУШЕЛЬНИЦКАЯ, Санкт-Петербург: «Поступаю в Гуманитарный на рекламу и связи с общественностью. Я закончила Вторую Санкт-Петербургскую гимназию – старейшую в России государственную гимназию. После этого училась в Политехническом колледже, поэтому, по сути, мой выбор вуза был предопределен (Улыбается.). В колледже я была председателем студенческого совета; еще занимаюсь танцами, играю в волейбол. Проходила практику в отделе рекламы универмага “Московский”. Мне понравилось, и я решила, почему бы и не получить высшее образование по этому направлению. Предыдущие экзамены я сдала относительно неплохо, но рассчитывала, что сдам лучше».

Александр ЮРЧЕНКО, Санкт-Петербург: «Я учился в Автотранспортном колледже, после окончания служил в армии под Псковом. Здесь, в Политехе, в течение пяти месяцев я посещал подготовительные курсы. Сейчас поступаю в Гуманитарный институт на направление обучения “Государственное и муниципальное управление”. Я еще физику сдавал, но ее я завалил, а на это направление подготовки шансы поступить у меня есть. Вас удивляет, что оно радикально отличается от того, чему я учился в колледже? Да, к счастью, сейчас я окончательно понял, что физика и чертежи – это совсем не моё».

Нигора ТАДЖИМУРАТОВА, город Нукус, Республика Узбекистан: «Вуз, куда буду поступать, я искала через Интернет. Санкт-Петербургский политехнический университет, если честно, нашла случайно, но сразу почувствовала, что это моя судьба. Мне понравился этот вуз и отзывы студентов и выпускников, поэтому я больше никуда не сдавала документы. У меня цель – поступить именно сюда. Я окончила музыкальную школу, играю на пианино, еще мне очень нравится рисовать. При выборе вуза я как раз обратила внимание на то, что в Политехе есть много творческих студенческих объединений – это и театр, и хор, так что я думаю, что, если поступлю, то найду себе здесь занятие по душе. Я выбрала Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли (ИПМЭиТ), направление “Экономика”, а на случай, если не поступлю на него, то еще – “Менеджмент”. Шансы поступить у меня есть, в любом случае буду надеяться на лучшее.

Я уже третий раз в Санкт-Петербурге, мне он очень нравится. Мне кажется, что это “мой” город. Сперва мой папа был категорически против, ему было страшно так далеко меня отпускать. Он говорил, что я еще маленькая и не смогу уследить за собой. Целый год я его уговаривала и постепенно добилась своего. В итоге родители меня благословили и пожелали удачи».

Однако папа может быть спокоен за Нигору, потому что у нее солидная группа поддержки в лице любимой бабушки – Зинаиды Алексеевны. «Волнуюсь за внучку, переживаю, каждый день езжу с ней в университет, – рассказывает она. – Мой муж из Узбекистана, мы там жили, а потом сюда вернулись – в Тосненском районе у нас собственный дом. А дочь с семьей там осталась. Родители пусть не переживают – их дочка под присмотром!»

Ян РЕЙЗЕН, Санкт-Петербург: «Я учился в Радиополитехникуме, по русскому языку сдавал ЕГЭ, а математику написал на 66 баллов – порог прошел, поэтому считаю, что нормально. Но, если честно, поступление в вуз – это больше инициатива родителей. Я уже два года развиваюсь в медийном бизнесе, у моего канала на YouTube, для которого я снимаю юмористические скетчи, уже больше 122 тысяч подписчиков. На сегодняшний день это и серьезное увлечение, и работа, которая приносит доход».

Материал подготовлен Медиа-центром СПбПУ. Текст: Инна ПЛАТОВА

Поступление в вуз: подготовка, правила и рекомендации

Какой вопрос больше всего волнует учеников 10–11 классов и их родителей? Конечно, поступление в вуз. Современная система высшего образования готовит выпускникам немало испытаний, и чтобы с честью выдержать их, а значит, заложить фундамент для будущей успешной карьеры, нужно вооружиться знаниями, причем не только в рамках школьной программы. Важно не ошибиться с выбором учебного заведения, трезво оценить свои шансы, получить информацию об условиях и правилах приема. Предлагаем подробную инструкцию по подготовке к поступлению в вуз, а также ряд полезных рекомендаций, которые помогут легче пережить этот непростой период.

Что нужно для поступления в вуз

К 10–11 классам будущие выпускники уже хотя бы приблизительно знают, чем хотели бы заниматься в дальнейшем. Одних привлекают точные науки, других — экономика и финансы, третьи видят себя юристами, четвертые намерены посвятить жизнь медицине. Но выбор профессии еще не означает принятия решения по поводу вуза. Одни и те же дисциплины преподают в разных учебных заведениях, но правила поступления и условия обучения различаются, да и качество образования не везде одинаково.

Итак, первый этап подготовки после того, как вы сориентировались с направлением, — это выбор вуза. Чтобы принять безошибочное решение, необходимо:

  • во-первых, трезво оценить возможности. По итогам предшествующих лет обучения в школе можно делать выводы об уровне успеваемости будущего абитуриента. Нужно отдавать себе отчет в том, что ученик, который прежде не демонстрировал хороших результатов, вряд ли может рассчитывать на поступление в престижный государственный вуз, тем более на востребованную специальность. Шансы стать студентами МГУ, МГИМО или МИФИ реальны лишь у тех, кто показывает высокую успеваемость в целом и по профильным предметам в частности.

    Ученикам, не претендующим на красный аттестат и золотую медаль, вряд ли стоит стремиться к заведомо недостижимому: это чревато потерей времени, разочарованием и стрессом. Лучше выбрать вуз с менее строгими требованиями к абитуриентам и тем самым увеличить свои шансы на поступление;

  • во-вторых, нужно определиться между государственным и частным учебным заведением. У первого варианта есть весомое преимущество — бюджетные места. Но поступить на одно из них, особенно в ведущий столичный вуз, бывает сложно даже при хороших результатах ЕГЭ: конкурс слишком высок. Конечно, если выбрать не столь именитое образовательное учреждение, например Московский городской педагогический университет или Московский государственный университет геодезии и картографии, вероятность зачисления на бюджет возрастет. Такие вузы менее популярны, но тоже востребованы среди абитуриентов, желающих получить определенную специальность.

    Другой вариант — предпочесть в качестве альтернативы частный вуз. Аккредитованные коммерческие учебные заведения по качеству образования не уступают государственным. Они работают на основании лицензии в соответствии с существующими стандартами. Выпускники получают диплом государственного образца, который котируется среди работодателей не ниже, чем документ об окончании государственного вуза. Частные образовательные учреждения предлагают обучение по широкому спектру специальностей. Большая их часть ориентирована на определенное направление. Так, например, Институт международных экономических связей (ИМЭС) готовит бакалавров по специальностям «экономика» и «менеджмент».

Важно

Одно из преимуществ частных вузов перед государственными — более актуальные образовательные программы. Коммерческие учебные заведения располагают большей свободой и могут модифицировать содержание курсов в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. Кроме того, частные вузы обычно демонстрируют лучший уровень материально-технического обеспечения. Еще один плюс заключается в менее строгом отношении преподавателей к абитуриентам, а затем и к студентам. Другими словами, в частный вуз проще поступить и учиться в нем легче, чем в государственном.

  • в-третьих, следует выбрать форму обучения: очную, заочную или промежуточный вариант. Недавние выпускники школ чаще предпочитают учиться очно. Занятия проходят в дневные часы ежедневно, студентам предоставляется один или два выходных в неделю. Два раза в год проводится экзаменационная сессия. Такая форма дает максимально полное погружение в учебный процесс, постоянное взаимодействие с преподавательским составом и, как следствие, углубленные знания. Но при этом учеба остается основным, а нередко и единственным видом деятельности: на остальное просто не хватает времени. Поэтому работающие люди часто выбирают другие формы обучения.

    Заочная форма предполагает установочную сессию, после которой студенты в течение некоторого времени занимаются самостоятельно. Как и при очном обучении, дважды в год проводятся экзамены. Главное преимущество заочной формы — возможность совмещать учебу с работой.

    Есть и третий вариант — очно-заочное обучение. При такой форме занятия проводятся очно, но в вечерние часы или по выходным. График может быть разным в зависимости от вуза. Студенты очно-заочного отделения получают качественное образование и при этом могут работать без отрыва от учебы.

После того как определена цель, то есть выбран вуз для поступления, пора искать средства для ее достижения — иначе говоря, начинать готовиться к экзаменам.

Подготовка к поступлению: от сдачи ЕГЭ до вступительных экзаменов

Шанс поступить в вуз напрямую зависит от результатов ЕГЭ. Отчасти они влияют и на выбор учебного заведения. Выпускник, получивший высокие оценки, может подать документы в несколько вузов, чтобы в итоге предпочесть лучшее. Нужно помнить о том, что в каждом образовательном учреждении свой проходной балл. Так, портал Учеба.ру публикует следующие данные о проходных баллах при поступлении в московские вузы в 2017 г.:

Вуз

Проходная сумма баллов

НИУ ВШЭ

358–372 (в зависимости от факультета)

МГУ

331–346

МГИМО

346–403

РАНХиГС

231–250

МИФИ

МФТИ

262–287

РЭУ им. Плеханова

336–353

РГСУ

МАИ

Как видим, чем престижнее статус вуза, тем выше проходной балл. Кроме того, по данным того же портала, МГИМО, МГУ, ВШЭ и РАНХиГС оказались еще и самыми дорогими учебными заведениями.

Вывод очевиден: выбрав вуз, нужно начинать активно готовиться к ЕГЭ. Каждый предпочитает свой метод: одни нанимают репетитора, другие записываются на курсы, третьи полагаются на собственные силы. В чем плюсы и минусы каждого способа подготовки?

  • Самостоятельные занятия. Преимущество у этого варианта только одно — экономия средств, а недостатков гораздо больше. Во-первых, у самостоятельных занятий отсутствует система и продуманный план. В результате процесс отнимает много времени, а результат оставляет желать лучшего. Во-вторых, без наставника трудно разобраться в сложном материале. В-третьих, самостоятельная подготовка к поступлению требует идеальной самодисциплины. Мешает и отсутствие контроля знаний (некому проверить, насколько полно ученик усвоил тему), и недостаток учебных материалов, и многие другие моменты. Поэтому те, кто настроен на получение высоких баллов по ЕГЭ, предпочитают готовиться с репетитором или на курсах.
  • Главный плюс занятий с репетитором — индивидуальный подход к каждому ученику с учетом уровня знаний и психологических особенностей. Кроме того, можно подобрать удобный график и сэкономить время. Среди минусов — высокая стоимость услуг и нередко отсутствие полной гарантии результата. Выбирать репетитора нужно очень тщательно, основываясь не только на отзывах, — необходимо узнать, какими методами он пользуется, какие материалы применяет, какой у него опыт подготовки учеников именно к сдаче ЕГЭ и т. д. Несмотря на возможные риски, занятия с частным преподавателем очень эффективны. К репетитору можно обратиться и впоследствии, когда придет время готовиться к вступительным испытаниям (если они предусмотрены).
  • Подготовительные курсы для поступления в вуз не менее востребованы и по результативности не уступают занятиям с репетитором. Часто они помогают не только восполнить пробелы в теоретических знаниях, но и подготовиться психологически. Проблема — в отсутствии индивидуального подхода. Групповые занятия не могут одинаково удовлетворить потребности всех учеников, ведь уровень знаний у всех разный.

Поэтому оптимальный вариант — совмещение всех описанных способов. Если ученик будет посещать курсы, заниматься с репетитором и при этом уделять время самостоятельной подготовке, можно рассчитывать на максимально высокие баллы.

Но иногда подготовки к ЕГЭ недостаточно. Многие образовательные учреждения проводят еще и внутренние вступительные испытания. Чаще это престижные вузы с высоким конкурсом или учебные заведения творческого профиля. Перечень учреждений, имеющих право проводить вступительные испытания, утверждается Правительством РФ.

Форма вступительных испытаний может быть любой: экзамен (по билетам), тестирование, практические задания, собеседование — программу разрабатывает вуз. Сроки проведения также различаются в разных образовательных учреждениях. Узнать подробно о порядке и содержании вступительных испытаний можно в «Правилах приема в вуз», которые составляются ежегодно.

Условия поступления в вуз

Теоретическая подготовка к экзаменам в вуз и сдаче ЕГЭ — важнейший, но не единственный фактор успеха. Нужно знать порядок и правила приема в выбранное учебное заведение, чтобы не пропустить какой-либо из этапов и тем самым не лишиться шансов на зачисление.

Подача документов

Для большинства вузов действует общая схема подачи документов, но могут быть особые требования. Получить информацию о них можно на сайте учебного заведения или в приемной комиссии.

Что касается сроков подачи, то они почти не меняются из года в год. В 2018 г. прием документов для поступления в российские вузы начался 20 июня и закончился 10 июля (в учебных заведениях, где проводились вступительные испытания) и 26 июля (при зачислении по результатам ЕГЭ). 27 июля на сайтах и информационных стендах вывесили списки всех поступающих с указанием баллов.

Обязательный пакет документов для поступления в вузы России включает:

  • заявление, написанное вручную. Образец можно получить в приемной комиссии или скачать на сайте. Законодательство РФ в области образования допускает для абитуриентов одновременную подачу заявлений в пять вузов на три отделения в каждом;
  • ксерокопию паспорта;
  • сертификат ЕГЭ;
  • аттестат (или диплом о высшем или среднем специальном образовании, если у абитуриента имеется таковое). Для зачисления в вуз нужен оригинал документа, но при поступлении первоначально можно подать копию. Впоследствии, если абитуриент выбрал именно этот вуз, он должен предоставить подлинник. Это нужно сделать до выхода приказа о зачислении студентов «первой волны» (первого–третьего августа);
  • документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях: призовых местах в олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях и т. д.

Подать документы можно лично в приемную комиссию либо выслать их по электронной почте, воспользовавшись указанным на сайте адресом.

Расчет баллов

Заранее точно узнать проходной балл в конкретном вузе невозможно: минимальная сумма оценок, необходимая для зачисления, формируется только по итогам конкурса. Информация о данных за прошлые годы должна носить ознакомительный и ориентировочный характер.

Проходная сумма баллов зависит от статуса вуза, количества конкурирующих за бюджетное место абитуриентов, выбранной специализации, формы обучения. Она складывается из:

  • баллов, полученных при сдаче ЕГЭ;
  • оценки за вступительные испытания (если таковые предусмотрены вузом);
  • дополнительных баллов за индивидуальные достижения.

Примерно 27 июля на сайтах вузов публикуются рейтинговые списки поступающих с указанием набранных баллов. Первые места в них занимают победители олимпиад, представители льготных категорий — словом, абитуриенты, которые зачисляются вне конкурса. Обычно для них отводится 10% бюджетных мест. Остальные 90% распределяются между кандидатами, поступающими на общих основаниях. И приоритет среди них принадлежит тем, кто набрал наибольшее количество баллов.

Оценка шансов

Таким образом, позиция в рейтинге позволяет примерно оценить шансы на поступление. Но даже если видимый результат далек от желаемого, это не повод отчаиваться. Скорее всего, многие места освободятся. Абитуриенты, чьи фамилии оказались в верхних строчках рейтинга, не обязательно решат поступать именно в этот вуз. Возможно, они изначально подали копии аттестатов либо впоследствии, переменив решение, заберут оригиналы и предоставят их в другое учебное заведение. В крайнем случае для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, есть платное отделение.

Подытоживая сказанное, можно дать следующие рекомендации для поступающих в вузы и их родителей. Во-первых, начинать готовиться к экзаменам следует как можно раньше. Во-вторых, лучше заниматься с репетитором или на курсах подготовки в вуз. Наконец, при выборе учебного заведения стоит взвесить все за и против: узнать об особенностях обучения, оценить качество образования, рассчитать шансы на зачисление.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *