Под зловещей тенью электронного дневника

Маленький провинциальный городишко на юге Воронежской губернии. Как сказано у Н.В.Гоголя, скачи отсюда хоть тридцать верст – никуда не доскачешь. Настоящий медвежий угол. Жить бы нам здесь тихо и спокойно, деток рожать и растить, ан нет, так называемые «блага» цивилизации докатились и до нас.
Мне уже 47 лет, и я учительница русского языка и литературы в небольшой школе, где работает 40 сотрудников (мы теперь так именуемся, не учителя) и учится 428 «обучающихся». Слово-то какое отвратительное – обучающийся. Не школьник, не ученик, не учащийся – обучающийся. Вот как: мы их теперь не учить должны, а обучать. Казалось бы, приставку приставили, а смысл-то кардинально поменялся, строго в соответствии с генеральной линией Форсайт-проекта «Детство-2030».
Обучать мозаично, ни в коем случае не глубоко, а так – «чему-нибудь и как-нибудь, не докучать моралью строгой». Моя боль и беда (это наша общая беда, просто многие об этом думать не хотят, отмахиваются) – оптимизация уроков русского и литературы в российской современной школе на 1 – 2 часа: в младшем звене на 1 час сократили, в выпускных классах на 2 ч.
Сократили вследствие включения в учебный план лишних «мусорных» предметов, таких как ОБЖ, МХК (мировая художественная культура), краеведение, этика отношений, я гражданин России (дубликат обществознания); ОРКСЭ (крайне вредный предмет о разнообразии религий, который разрыхляет сознание, но не даёт целостного понятия о православии), разные элективные курсы и прочая ерунда, которую на самом деле никто по-настоящему не ведёт и никому она не нужная.
Вот у меня 9 класс: два урока русского языка в неделю. Что можно за это время изучить? Весьма мало. Только кое-чему обучить. Если учесть постоянные медосмотры, учения пожарной безопасности, карантины, различные мероприятия, коим несть числа и с которых снимают целыми классами, – результат получаем соответствующий. Проверю диктант или сочинение – и хочется повеситься от безнадеги. А ведь в 5 – 6 – 7 – 8 классах они у меня писали контрольные работы гораздо грамотнее.
Но наше «дорогое» государство на этом не останавливается. Оно в рамках внедрения инноваций запустило в школу электронный дневник/журнал. В моем городе используется не государственный, а коммерческий портал — Дневник.ру. Я до 2015 года и не задумывалась, с чем это связано. Я жила как будто с зашоренными глазами: семья, работа, неурядицы – как у всех.
И даже придя в храм, я ничего не знала об опасности принятия номеров: в церкви об этом и в помине не слыхала, а жизнь моя была мутной и темной. В 2000 году я спокойно приняла инн, как все, потом снилс, в 2015 поменяла паспорт. И вот осенью 2015 года я возилась на кухне и услышала передачу по радио с участием Ольги Николаевны Четвериковой. Её слова перевернули мои взгляды. Я будто проснулась. Стала интересоваться темой глобализации и постепенно до моего сознания дошёл весь ужас цифровых процессов, их духовная подоплека.
Именно духовная, потому что во всех анкетах требуется добровольное согласие! Я вдруг увидела другими глазами, что нас, учителей, заставляют собирать подробные сведения о детях и их родителях, что никто вокруг меня про эти дела ничего не знает, а когда я в учительской заговариваю про Форсайт-проект, про то, что на всех нас собирают и нашими же руками формируют файлы-досье, чтобы каждого человека держать на поводке, на меня смотрят недоуменно: что, заняться больше нечем?
Учителя недовольны одним фактором: приходится долго сидеть и вбивать данные на всех детей, потому что админы переложили эту работу на классных ручек, а в школе интернета нет, вбиваем дома и ночью. На мои робкие предложения всем коллективом отказаться и ничего не вбивать отворачиваются, не хотят и разговаривать на эту тему. У меня классного руководства нет уже давно, и я иной раз думаю: а что бы я сама делала? Раньше бы вбивала, как все, но теперь – нет.
Родители тоже какие-то инертные, и в общем-то я их могу понять: сейчас созданы все условия для отупления людей. Родители вынуждены брать по две-три работы, чтобы элементарно выжить и прокормить детей, мы все живем в вечной суете и беге, нам некогда остановиться и задуматься. Нам некогда читать, нам некогда интересоваться той пропастью, в которую нас почти уже втянули. Почти никто из горожан ничего не знает о Форсайт-проекте, все покорно согласились с номерами и приняли их, все покорно бредут в электронный концлагерь.
В прошлом году папа одной девочки в нашей школе пытался не согласиться на сбор персональных данных. Завуч тут же собрала для него пакет каких-то документов о том, что его ребёнок не имеет права учиться в нашей школе без этого согласия. Я об этом узнала из третьих рук, по рассказам в учительской. Папа подумал-подумал и дал согласие – испугался или не захотел связываться, не знаю. Больше случаев отказа от родителей не было.
Мне больно видеть, что из нас уже сформировали послушливое стадо. У нас есть две школы с громким наименованием: передовые площадки образования. То есть все эти сатанинские реформы первым делом обкатываются на их несчастных обучающихся. Так вот, в этом году они открыли по одному первому классу с полностью электронным обучением. Тетрадей нет, учебников нет, не пишут, не развивают почерк и руку. Есть только планшет, в нем читают, водят пальчиком по экрану – якобы пишут в электронных прописях, рисуют тоже по экрану – короче, все в планшете.
Статейки в местной газетенке захлебываются в хвалебных одах новинке, родители якобы тоже довольны, а уж «как довольны сами дети и учителя» – не передать словами. Мы в учительской обсуждали эту тему, все учителя единогласно против такого новшества. Но опять же, когда я предложила протестовать на общественном уровне, сказала, что это пилотный проект и что года через два всех посадят на электронщину, учительницы мои скисли и заверили меня, что до этого еще очень далеко.
А наша администратор Дневника произнесла восхитительно идиотскую фразу: «Мы не можем бороться с государством». Все!! Финал. Горько, очень горько понимать, что наш народ такой вялый и индифферентный. Ну, может, не весь народ, но все равно, много равнодушных, будто у них мозги разрыхлены. Вернусь к электронному дневнику. С октября этого года вход в Дневник.ру должен осуществляться исключительно через портал Госуслуги. В мае 2017 года директор привезла из муниципалитета стопку больших листов: анкета-заявление на каждого работника школы.
Нужно было вписать паспортные данные и все имеющиеся за тобой номера: инн, снилс, паспорт, медполис. В заявлении ты должен был просить открыть для тебя личный кабинет на портале Госуслуг. Внизу жирным шрифтом и подчеркнуто: «все персональные данные передаю исключительно добровольно». Эта фраза особенно великолепна, потому что, отказываясь регистрироваться, ты автоматически становишься изгоем. Ты не сможешь работать в школе, не пройдешь аттестацию, не сможешь оформить документы и проч.
Все наши учителя подписали и заполнили. Я отказалась, и в новом учебном году у меня началась веселая жизнь. Для начала со мной жестко поговорила наша администратор Дневника, назвала меня «глупой и неразумной, потому что я не доверяю государству, которое о нас заботится». На мою просьбу помочь и найти выход, как можно мне выставлять оценки, ответила решительным отказом. Я было совсем загрустила, как Господь подал мне мысль и, возможно, шанс.
На второй неделе сентября учительница математики, выставляя оценки, выставила их не на свою математику, а на литературу, то есть по ошибке зашла на чужую страницу и вбила свои оценки. 10-классники тут же их увидели, ужаснулись, откуда у них по литературе набралось столько плохих отметок, и наутро предъявили литераторше претензию. Та ни сном, ни духом, кинулись к админу, та выяснила – произошла ошибка. Я, слушая эту историю, пришла в большое недоумение.
И где же здесь хваленая безопасность, и удобство, когда любой учитель школы (надеюсь, что только учитель) может из «дружеских» побуждений или по ошибке командовать на твоей странице?! А что касается разговоров о якобы удобстве всех этих электронных штучек-дрючек, так это лукавое удобство. Например, в бумажном журнале мы темы пишем согласно КТП – календарно-тематическому планированию. С нас требуют и д/з распланировать на весь год. Но все учителя знают, что это чистой воды формализм: никогда не совпадешь по д/з с планом.
Ведь уроки – это живой организм, и слишком часто план нарушается не по нашей вине. Так вот, в бумажных журналах мы д/з записывали реальное, а в электронщине будь добра строго следовать плану. А это всегда неправда. Заболевшие дети и их родители смотрят в электронный журнал, выполняют не то, потом бывают казусы и даже конфликты. Нет-нет, лучше бумажного журнала и надежнее ничего пока нет. Я уж молчу про вирусы и отсутствие интернета.
Темы уроков с д/з мы вынуждены вбивать сразу на весь год в сентябре, чтобы больше с этим не морочиться, потому что времени катастрофически на двойное ведение журналов не хватает. Кстати, мы не обязаны вести два журнала, нет юридического основания, нам никто ничего не доплачивает, мы не подписывали никаких бумаг и не давали своего согласия, но на учителей жестко давят администрация и отдел образования, все молча подчиняются.
Директор и завучи трясутся перед проверяющими органами, чтобы, не дай Бог, не произошло какое-либо несовпадение в КТП и журналах, а до реального, бедственного положения с качеством учебы никому нет дела. Мне всегда казалось, что все, связанное с образованием, должно быть строго, лаконично и духовно. Но с первого же захода в Дневник.ру, впадаешь в недоумение: тут тебе и предложение знакомиться, и чаты с обсуждением всяких новостей, и подборки фильмов-мультфильмов, и рецепты пирогов, и психологические советы на все случаи жизни. Не исключено, что со временем появится и реклама. Ведь это же бизнес! Причем иностранный!
Я, конечно, на все эти подборки не заходила, времени нет, но кто знает, что могут предлагать иностранные владельцы Дневник.ру юным школьникам, ведь под невинными призывами может Бог весть что скрываться. То есть это опять соблазн и отрыв от учебы, опять яд, присыпанный сахарной пудрой якобы заботы о простоте и доступности. Не знаю, возможно, этот учебный год я продержусь, не регистрируясь на Госуслугах. Что будет дальше – боюсь и думать. Электронный капкан затягивается все туже. Читаю в новостях: следом будет биометрия и отмена наличных денег. Господи, спаси родину мою и народ мой русский. Лариса
Комментарий активиста М. Санкт-Петербургского отделения общественного движения: «Принуждение родителей к регистрации на Портале Госуслуг (ГУ) для ознакомления с учебной деятельностью ребенка в электронном дневнике (ЭД), так же, как и принуждение учителей к этой регистрации для ведения ЭД, незаконно. Основание: — федеральный закон ФЗ-210 «О госуслугах», согласно которому гражданин имеет право на получение государственных и муниципальных услуг (в данном случае в сфере образования) в иных неэлектронных формах (ст.5), т.е. в традиционной форме на бумажных носителях – в обычном дневнике. — федеральный закон ФЗ-152 «О персональных данных», согласно которому гражданин дает согласие на обработку персональных данных своей волей и в своем интересе (ч.1 ст.9), т.е. добровольно.
А для ведения ЭД школа должна получить согласие на обработку персональных данных от родителя ученика. Если школа его не получает, то учитель обязан диктовать домашнее задание ученику для записи в дневник, а также выставлять оценки в бумажный дневник. Вход же учителя в ЭД через портал ГУ вообще нелогичен, ведь Портал создан для оказания услуг, а не для исполнения обязанностей (в данном случае по ведению ЭД). Нет ни одного закона, обязывающего кого-либо регистрироваться на Портале ГУ для каких-либо целей. Регистрация на Портале ГУ, так же, как и дача согласия на обработку персональных данных – исключительно добровольные! Материал по письмам читателей подготовила Василевская Т.Ю.

Операционный усилитель для чайников

Приветствую вас дорогие друзья! Вот наконец добрался я до своего компьютера, приготовил себе чайку с печеньками и понеслась…

Для тех кто впервые на моем блоге и не совсем понимает что здесь происходит спешу напомнить, меня зовут Владимир Васильев и на этих страницах я делюсь со своими читателями сакральными знаниями из области электроники и не только электроники. Так что может быть и вы здесь найдете для себя что-то полезное, по крайней мере я на это надеюсь. Обязательно подпишитесь, тогда вы ничего не пропустите.

А сегодня речь пойдет о таком электронном устройстве как операционный усилитель. Эти усилители применяются повсеместно, везде где требуется усилить сигнал по мощности найдется работенка для операционника.

Особенно распространено применение операционных усилителей в аудиотехнике. Каждый аудиофилл стремится усилить звучание своих музыкальных колонок и поэтому старается прикрутить усилитель по мощнее. Вот здесь мы и сталкиваемся с операционными усилителями, ведь многие аудиосистемы просто нашпигованы ими. Благодаря свойству операционного усилителя усиливать сигнал по мощности мы ощущаем более мощное давление на свои барабанные перепонки когда слушаем композиции на своих аудио колонках. Вот так вот в быту мы оцениваем качество работы операционного усилителя на слух.

В этой статье на слух мы оценивать ничего не будем но постараемся рассмотреть все детально и разложим все по полочкам чтобы стало понятно даже самому самоварному чайнику .

Что такое операционный усилитель ?

Операционные усилители представляют собой микросхемы которые могут выглядеть по-разному.

Например на этой картинке изображены два операционных усилителя российского производства. Слева операционный усилитель К544УД2АР в пластмассовом DIP корпусе а справа изображен операционник в металлическом корпусе.

По началу, до знакомства с операционниками, микросхемы в таких металлических корпусах я постоянно путал с транзисторами. Думал что это такие хитромудрые многоэмиттерные транзисторы 🙂

Условное графическое обозначение (УГО)

Условное обозначение операционного усилителя выглядит следующим образом.

Итак операционный усилитель (ОУ) имеет два входа и один выход. Также имеются выводы для подключения питания но на условных графических обозначениях их обычно не указывают.

Для такого усилителя есть два правила которые помогут понять принцип работы:

  1. Выход операционника стремится к тому, чтобы разность напряжений на его входах была равна нулю
  2. Входы операционного усилителя ток не потребляют

Вход 1 обозначается знаком «+» и называется неинвертирующим а вход 2 обозначается как «-» и является инвертирующим.

Входы операционника обладают высоким входным сопротивлением или иначе говорят высоким импедансом.

Это говорит о том, что входы операционного усилителя ток почти не потребляют (буквально какие-то наноамперы). Усилитель просто оценивает величину напряжений на входах и в зависимости от этого выдает сигнал на выходе усиливая его.

Коэффициент усиления операционного усилителя имеет просто огромное значение, может достигать миллиона, а это очень большое значение! Значит это то, что если мы ко входу приложим небольшое напряжение, хотябы 1 мВ, то на выходе получим сразу максимум, напряжение почти равное напряжению источника питания ОУ. Из-за этого свойства операционники практически никогда не используют без обратной связи (ОС). Действительно какой смысл во входном сигнале если на выходе мы всегда получим максимальное напряжение, но об этом поговорим чуть позже.

Входы ОУ работают так, что если величина на неинвертирующем входе окажется больше чем на инвертирующем, то на выходе будет максимальное положительное значение +15В. Если на инвертирующем входе величина напряжения окажется более положительной то на выходе будем наблюдать максимум отрицательной величины, где-то -15В.

Действительно операционный усилитель может выдавать значения напряжений как положительной так и отрицательной полярности. У новичка может возникнуть вопрос о том как же такое возможно? Но такое действительно возможно и это связано с применением источника питания с расщепленным напряжением, так называемым двуполярным питанием. Давайте рассмотрим питание операционника чуток подробнее.

Правильное питание ОУ

Наверное не будет секретом, что для того, чтобы операционник работал, его нужно запитать, т.е. подключить его к источнику питания. Но есть интересный момент, как мы убедились чуток ранее операционный усилитель может выдавать на выход напряжения как положительной так и отрицательной полярности. Как такое может быть?

А такое быть может! Это связано с применением двуполярного источника питания, конечно возможно использование и однополярного источника но в этом случае возможности операционного усилителя будут ограничены.

Вообще в работе с источниками питания многое зависит от того что мы взяли за точку отсчета т.е. за 0 (ноль). Давайте с этим разберемся.

Пример на батарейках

Обычно примеры проще всего приводить на пальцах но в электронике думаю подойдут и пальчиковые батарейки 🙂

Допустим у нас есть обычная пальчиковая батарейка (батарейка типа АА). У нее есть два полюса плюсовой и минусовой. Когда минусовой полюс мы принимаем за ноль, считаем нулевой точкой отсчета то соответственно плюсовой полюс батарейки будет у нас показывать + 5В (значение с плюсом).

Это мы можем увидеть с помощью мультиметра (кстати статья про мультиметры в помощь), достаточно подключить минусовой черный щуп к минусу батарейки а красный щуп к плюсу и вуаля. Здесь все просто и логично.

Теперь немножко усложним задачу и возьмем точно такую же вторую батарейку. Подключим батарейки последовательно и рассмотрим как меняются показания измерительных приборов (мультиметров или вольтметров) в зависимости от различных точек приложения щупов.

Если мы за ноль приняли минусовой полюс крайней батарейки а измеряющий щуп подключим к плюсу батарейки то мультиметр нам покажет значение в +10 В.

Если за точку отсчета будет принят положительный полюс батарейки а измеряющий щуп был подключен к минусу то любой вольтметр нам покажет -10 В.

Но если за точку отсчета будет принята точка между двумя батарейками то в результате мы сможем плучить простой источник двуполярного питания. И вы можете в этом убедиться, мультиметр нам подтвердит что так оно и есть. У нас в наличии будет напряжение как положительной полярности +5В так и напряжение отрицательной полярности -5В.

Схемы источников двуполярного питания

Примеры на батарейках я привел для примера, чтобы было более понятно. Теперь давайте рассмотрим несколько примеров простых схем источников расщепленного питания которые можно применять в своих радиолюбительских конструкциях.

Схема с трансформатором, с отводом от «средней» точки

И первая схема источника питания для ОУ перед вами. Она достаточно простая но я немножко поясню принцип ее работы.

Схема питается от привычной нам домашней сети поэтому нет ничего удивительного что на первичную обмотку трансформатора приходит переменный ток в 220В. Затем трансформатор преобразует переменный ток 220В в такой же переменный но уже в 30В. Вот такую вот нам захотелось произвести трансформацию.

Да на вторичной обмотке будет переменное напряжение в 30В но обратите внимание на отвод от средней точки вторичной обмотки. На вторичной обмотке сделано ответвление, причем количество витков до этого ответвления равно числу витков после ответвления.

Благодаря этому ответвлению мы можем получить на выходе вторичной обмотки переменное напряжение как в 30 В так и переменку в 15В. Это знание мы берем на вооружение.

Далее нам нужно переменку выпрямить и превратить в постоянку поэтому диодный мост нам в помощь. Диодный мост с этой задачей справился и на выходе мы получили не очень стабильную постоянку в 30В. Это напряжение будет нам показывать мультиметр если мы подключим шупы к выходу диодного моста, но нам нужно помнить про ответвление на вторичной обмотке.

Это ответвление мы ведем далее и подключаем между электролитическими конденсаторами и затем между следующией парой высокочастотных кондерчиков. Чего мы этим добились?

Мы добились нулевой точки отсчета между полюсами потенциалов положительной и отрицательной полярности. В результате на выходе мы имеем достаточно стабильное напряжение как +15В так и -15В. Эту схему конечно можно еще более улучшить если добавить стабилитроны или интегральные стабилизаторы но тем не менее приведенная схема уже вполне может справиться с задачей питания операционных усилителей.

Схема с двумя диодными мостами

Эта схема на мой взгляд проще, проще в том ключе, что нет необходимости искать трансформатор с ответвлением от середины или формировать вторичную обмотку самостоятельно. Но здесь придется раскошелиться на второй диодный мост.

Диодные мосты включены так, что положительный потенциал формируется с катодов диодиков первого моста, а отрицательный потенциал выходит с анодов диодов второго моста. Здесь нулевая точка отсчета выводится между двумя мостами. Упомяну также, что здесь используются разделительные конденсаторы, они оберегают один диодный мост от воздействий со стороны второго.

Эта схема также легко подвергается различным улучшениям, но самое главное она решает основную задачу — с помощью нее можно запитать операционный усилитель.

Обратная связь ОУ

Как я уже упоминал операционные усилители почти всегда используют с обратной связью (ОС). Но что представляет собой обратная связь и для чего она нужна? Попробуем с этим разобраться.

С обратной связью мы сталкиваемся постоянно: когда хотим налить в кружку чая или даже сходить в туалет по малой нужде 🙂 Когда человек управляет автомобилем или велосипедом то здесь также работает обратная связь. Ведь для того, чтобы ехать легко и непринужденно мы вынуждены постоянно контролировать управление в зависимости от различных факторов: ситуации на дороге, технического состояния средства передвижения и так далее.

Если на дороге стало скользко ? Ага мы среагировали, сделали коррекцию и дальше двигаемся более осторожно.

В операционном усилителе все происходит подобным образом.

Без обратной связи при подаче на вход определенного сигнала на выходе мы всегда получим одно и тоже значение напряжения. Оно будет близко напряжению питания (так как коэффициент усиления очень большой). Мы не контролируем выходной сигнал. Но если часть сигнала с выхода мы отправим обратно на вход то что это даст?

Мы сможем контролировать выходное напряжение. Это управление будет на столько эффективным, что можно просто забыть про коэффициент усиления, операционник станет послушным и предсказуемым потому что его поведение будет зависеть лишь от обратной связи. Далее я расскажу как можно эффективно управлять выходным сигналом и как его контролировать, но для этого нам нужно знать некоторые детали.

Положительная обратная связь, отрицательная обратная связь

Да, в операционных усилителях применяют обратную связь и очень широко. Но обратная связь может быть как положительной так и отрицательной. Надо бы разобраться в чем суть.

Положительная обратная связь это когда часть выходного сигнала поступает обратно на вход причем она (часть выходного) суммируется с входным.

Положительная обратная связь в операционниках применяется не так широко как отрицательная. Более того положительная обратная связь чаще бывает нежелательным побочным явлением некоторых схем и положительной связи стараются избегать. Она является нежелательной потому, что эта связь может усиливать искажения в схеме и в итоге привести к нестабильности.

С другой стороны положительная обратная связь не уменьшает коэффициент усиления операционного усилителя что бывает полезно. А нестабильность также находит свое применение в компараторах, которые используют в АЦП (Аналого-цифровых преобразователях).

Отрицательная обратная связь это такая связь когда часть выходного сигнала поступает обратно на вход но при этом она вычитается из входного

А вот отрицательная обратная связь просто создана для операционных усилителей. Несмотря на то, что она способствует некоторому ослаблению коэффициента усиления, она приносит в схему стабильность и управляемость. В результате схема становится независимой от коэффициента усиления, ее свойства полностью управляются отрицательной обратной связью.

При использовании отрицательной обратной связи операционный усилитель приобретает одно очень полезное свойство. Операционник контролирует состояния своих входов и стремится к тому, потенциалы на его входах были равны. ОУ подстраивает свое выходное напряжение так, чтобы результирующий входной потенциал (разность Вх.1 и Вх.2) был нулевым.

Подавляющая часть схем на операционниках строится с применением отрицательной обратной связи! Так что для того чтобы разобраться как работает отрицательная связь нам нужно рассмотреть схемы включения ОУ.

Схемы включения операционных усилителей

Схемы включения операционных усилителей могут быть весьма разнообразны поэтому мне врятля удастся рассказать о каждой но я постараюсь рассмотреть основные.

Компаратор на ОУ

Формулы для компараторной схемы будут следующие:

Т.е. в результате будет напряжение соответствующее логической единице.

Т.е. в результате будет напряжение соответствующее логическому нулю.

Схема компаратора обладает высоким входным сопротивлением (импедансом) и низким выходным.

Рассмотрим для начала вот такую схему включения операционника в режиме компаратора. Эта схема включения лишена обратной связи. Такие схемы применяются в цифровой схемотехнике когда нужно оценить сигналы на входе, выяснить какой больше и выдать результат в цифровой форме. В итоге на выходе будет логическая 1 или логический ноль (к примеру 5В это 1 а 0В это ноль).

Допустим напряжение стабилизации стабилитрона 5В, на вход один мы приложили 3В а к входу 2 мы приложили 1В. Далее в компараторе происходит следующее, напряжение на прямом входе 1 используется как есть (просто потому что это неинвертирующий вход) а напряжение на инверсном входе 2 инвертируется. В результате где было 3В так и остается 3В а где был 1В будет -1В.

В результате 3В-1В =2В, но благодаря коэффициенту усиления операционника на выход пойдет напряжение равное напряжению источника питания, т.е. порядка 15В. Но стабилитрон отработает и на выход пойдет 5В что соответствует логической единице.

Теперь представили, что на вход 2 мы кинули 3В а на вход 1 приложили 1В. Операционник все это прожует, прямой вход оставит без изменений, а инверсный (инвертирующий) изменит на противоположный из 3В сделает -3В.

В результате 1В-3В=-2В, но согласно логике работы на выход пойдет минус источника питания т.е. -15В. Но у нас стоит стабилитрон и он это не пропустит и на выходе у нас будет величина близкая нулю. Это и будет логический ноль для цифровой схемы.

Триггер Шмитта на ОУ

Чуть ранее мы рассматривали такую схему включения ОУ как компаратор. В компараторе сравниваются два напряжения на входе и выдается результат на выходе. Но чтобы сравнивать входное напряжение с нулем нужно воспользоваться схемой представленной чуть выше.

Здесь сигнал подается на инвертирующий вход а прямой вход посажен на землю, на ноль.

Если на входе у нас напряжение больше нуля то на выходе будем иметь -15В. Если напряжение меньше нуля то на выходе будет+15В.

Но что случится если мы захотим подать напряжение равное нулю? Такое напряжение никогда не получится сделать, ведь идеального нуля не бывает и сигнал на входе хоть на доли микровольт но обязательно будет меняться в ту или другую сторону. В результате на выходе будут полный хаос, выходное напряжение будет многократно скакать максимума до минимума что на практике совершенно не удобно.

Для избавления от подобного хаоса вводит гистерезист — это некий зазор в пределах которого сигнал на выходе не будет меняться.

Этот зазор позволяет реализовать данная схема посредством положительной обратной связи.

Представим, что на вход мы подали 5В , на выходе в первое мгновение получится сигнал напряжением в -15В. Далее начинает отрабатывать положительная обратная связь. Обратная связь образует делитель напряжения в результате чего на прямом входе операционника появится напряжение -1,36В.

На инверсном входе у нас сигнал более положительный поэтому операционный усилитель отработает следующим образом. Внутри него сигнал в 5В инвертируется и становится -5В, далее два сигнала складываются и получается отрицательное значение. Отрицательное значение благодаря коэффициенту усиления станет -15В. Сигнал на выходе не изменится пока сигнал на входе не опустится менее -1,36В.

Пусть сигнал на входе изменился и стал -2В. В нутрях это -2В инвертируется и станет +2В, а -1,36В как был так и останется. Далее все это складывается и получается положительное значение которое на выходе превратится в +15В. На прямом входе значение -1,36В благодаря обратной связи превратится в +1,36В. Теперь чтобы изменить значение на выходе на противоположное нужно подать сигнал более 1,36В.

Таким образом у нас появилась зона с нулевой чувствительностью с диапазоном от -1,36В до +1,36В. Такая зона нечувствительности носит название гистерезис.

Повторитель

Наиболее простой обладатель отрицательной обратной связи это повторитель.

Повторитель выдает на выходе то напряжение, которое было подано на его вход. Казалось бы для чего это нужно ведь от этого ничего не меняется. Но в этом есть смысл, ведь вспомним свойство операционника, он обладает высоким входным сопротивлением и низким выходным. В схемах повторители выступают в роли буфера, который оберегает от перегрузок хилые выходы.

Чтобы понять как он работает отмотаете чуток назад, там где мы обсуждали отрицательную обратную связь. Там я упоминал, что в случае с отрицательной обратной связью операционник всеми возможными способами стремится к равному потенциалу по своим входам. Для этого он подстраивает напряжение на своем выходе так, чтобы разность потенциалов на его входах равнялась нулю.

Так допустим на входе у нас 1В. Чтобы потенциалы на входах были раны на инвертирующем входе должен быть также 1В. На то он и повторитель.

Неинвертирующий усилитель

Схема неинвертирующего усилителя очень похожа на схему повторителя, только здесь обратная связь представлена делителем напряжения и посажена на землю.

Посмотрим как все это работает. Допустим на вход подано 5В, резистор R1 = 10Ом, резистор R2 = 10Ом. Чтобы напряжение на входах были равны, операционник вынужден поднять напряжение на выходе так, чтобы потенциал на инверсном входе сравнялся с прямым. В данном случае делитель напряжения делит пополам, получается, что напряжение на выходе должно быть в два раза больше напряжения на входе.

Вообще чтобы применять эту схему включения даже не нужно ничего ворошить в голове, достаточно воспользоваться формулой, где достаточно узнать коэффициент К.

Инвертирующий усилитель

И сейчас мы рассмотрим работу такой схемы включения как инвертирующий усилитель. Для инвертирующего усилителя есть такие формулы:

Инвертирующий усилитель позволяет усиливать сигнал одновременно инвертируя (меняя знак ) его . Причем коэффициент усиления мы можем задать любой. Этот коэффициент усиления мы формируем посредством отрицательной обратной связи, которая представляет собой делитель напряжения.

Теперь попробуем его в работе, допустим на входе у нас сигнал в 1В, резистор R2 = 100Ом, резистор R1 = 10Ом. Сигнал со входа идет через R1, затем R2 и на выход. Допустим сигнал на выходе невероятным образом стал 0В. Рассчитаем делитель напряжения.

1В/110=Х/100, отсюда Х = 0,91В

Получается что в точке А потенциал равен 0,91В, но это противоречит правилу операционного усилителя. Ведь операционник стремится уравнять потенциалы на своих входах. Поэтому потенциал в точке А будет равен нулю и равен потенциалу в точке B.

Как сделать так чтобы на входе был 1В а в точке А был 0В?

Для этого нужно уменьшать напряжение на выходе. И в результате мы получаем

К сожалению инвертирующий усилитель обладает одним явным недостатком — низким входным сопротивлением, которое равняется резистору R1.

Сумматор инвертирующий

А эта схема включения позволяет складывать множество входных напряжений. Причем напряжения могут быть как положительными так и отрицательными. По истине на операционниках можно строить аналоговые компьютеры. Так чтож давайте разбираться.

Основой сумматора служит все тот же инвертирующий усилитель только с одним отличием, вместо одного входа он может иметь этих входов сколько угодно. Вспомним формулку и инвертирующего усилка.Потенциал точки Х будет равен нулю поэтому сумма токов входящих с каждого входа будет выглядеть вот так:Если нашей целью является чистое сложение входных напряжений то все резисторы в этой схеме выбираются одного номинала. Это приводит также что коэффициент усиления для каждого входа будет равен 1. Тогда формула для инвертирующего усилителя принимает вид:

Ну чтож, я думаю что с работой сумматора и других схем включения на операционниках разобраться не трудно. Достаточно немножко попрактиковаться и попробовать собрать эти схемы и посмотреть что происходит с входными и выходными сигналами.

А я на этом пожалуй остановлюсь ведь в работе с операционными усилителями применяются очень много различных схем включения, это различные преобразователи ток-напряжение, сумматоры, интеграторы и логарифмирующие усилители и все их рассматривать можно очень долго.

Если вас заинтересовали другие схемы включения и хотите с ними разобраться то советую полистать книжку П.Хоровица и У.Хилла, все обязательно встанет на свои места.

А на этом я буду завершать, тем более статья получилась достаточно объемной и после написания ее нужно чутка подшлифовать и навести марафет.

Друзья, не забывайте подписываться на обновления блога, ведь чем больше читателей подписано на обновления тем больше я понимаю что делаю что-то важное и полезное и это чертовски мотивирует на новые статьи и материалы.

Кстати друзья, у меня возникла одна классная идея и мне очень важно слышать ваше мнение. Я подумываю выпустить обучающий материал по операционным усилителям, этот материал будет в виде обычной pdf книжки или видеокурса, еще не решил. Мне кажется что несмотря на большое обилие информации в интернете и в литературе все=таки не хватает наглядной практической информации, такой, которую сможет понять каждый.

Так вот, напишите пожалуйста в комментариях какую информацию вы хотели бы видеть в этом обучающем материале чтобы я мог выдавать не просто полезную информацию а информацию которая действительно востребована.

А на этом у меня все, поэтому я желаю вам удачи, успехов и прекрасного настроения, даже не смотря на то что за окном зима!

С н/п Владимир Васильев.

P.S. Друзья, обязательно подписывайтесь на обновления! Подписавшись вы будете получать новые материалы себе прямо на почту! И кстати каждый подписавшийся получит полезный подарок!

Ваш email: Подписаться

Регистрация — Dnevnik.ru

Регистрация в электронном дневнике

Если вы хотите создать свой личный кабинет, нужно будет пройти достаточно примитивный процесс регистрации. Единственная особенность в том, что для успешного завершения создания профиля потребуется получить специальный код. Его выдаёт администрация школы. Только после его ввода вы успешно станете пользователем в системе.

Эта система – это не просто социальная сеть, это еще дистанционное образование и возможность в централизованном виде управлять школьным документооборотом. Внутри системы доступны онлайн-тестирования ЕГЭ. Кроме того, можно пройти абитуриентские экзамены в российские вузы.

  1. Сначала нужно создать учётную запись на портале. После этого найти вкладку, где есть надпись с вопросом о том, зарегистрирован участник в системе или нет. Далее выбирается вид учётной записи. То есть, регистрацию может пройти учитель, родитель, ученик, сотрудник. В открывшемся списке нужно подтвердить свою региональную принадлежность. После этого откроется дополнительная вкладка, где будут перечислены все учебные заведения города.
  2. На втором шаге человек попадает на главный сайт того учреждения, на котором он остановил выбор. Завершение регистрации произойдёт, когда регистрируемый сделает запрос в администрацию школы/гимназии. Все контакты указаны на сайте. Представители учреждения активируют данные пользователя.

Моя страница на Дневник ру — вход в личный кабинет

Разбирая вопрос: «не могу войти в дневник», рассмотрим – как можно решить проблему. Уверены, что данные введены верно при авторизации? Следует обратиться к преподавателю. Помните – зарегистрироваться заново не получится. Сервис сохраняет данные и не разрешит создать новый аккаунт.

Но некоторые дневники позволяют производить процедуру восстановления. Нужно нажать соответствующую кнопку «Забыл пароль», затем сервис предложит несколько вариантов. Выберите самый оптимальный и проследуйте инструкции системы.

Если проблема связана с сайтом, то немного подождите, ее обязательно исправят. Можно написать в техподдержку и уточнить о неполадке.

Стоит отметить, что по сравнению с бумажной версией дневника сервис предлагает куда больший функционал. При этом возможностей больше не только у ученика, но и у преподавателя.

Важно заметить, что доступ в систему можно выполнить в любое время суток, по времени ограничений нет. Есть все основания для того, чтобы заявить, что ресурс вывел учебный процесс на новый уровень. Теперь взаимодействие трёх сторон — ученика, учителя и родителя — стало максимально эффективным и комфортным.

Помня о важности электронного дневника школьника, вход в систему был сделан максимально простым и удобным. Это необходимо, чтобы с данной задачей сумел справиться любой пользователь, независимо от того, кто он: первоклассник, не привыкший к виртуальным технологиям взрослый или не доверяющий онлайн-ресурсам родитель. С посещением учётной записи проблем ни у кого возникнуть не должно.

Портал Дневник.ру является закрытой информационной системой. Порядок регистрации очень строгий, он касается как школьных учреждений, так и учеников и родителей. Вся информация сохраняется с учётом конфиденциальности. Всё, что требуется, это любой гаджет с выходом в сеть. Портал функционирует круглосуточно.

Услуги личного кабинета Дневник ру для преподавателей:

  1. Все видят визитную карточку школы, где есть весь преподавательский состав, контактная информация, последние новости, документация, фотографии с мероприятий. Есть раздел с объявлениями. Страница может быть как закрытой, так и публичной.
  2. Для преподавателей есть расписание. Его ввод доступный и понятный. В нём есть отметки о переносе уроков или же отмене. Если предполагается замена преподавателя, то информация об этом есть в расписании.
  3. Учителя имеют возможность актуализировать данные в электронном журнале. Интерфейс журнала может быть цветным или чёрно-белым. Каждый урок учитель может прокомментировать и добавить дополнительную информацию.
  4. Удобная система управления домашними заданиями. У преподавателя есть выбор: дать индивидуальное задание конкретному ученику или же всему классу. Задания можно копировать, проверять, осуществлять контроль.
  5. Самое главное — автоматизирована отчётность. Все документы, которые раньше писались от руки, теперь формируются автоматически. Данные актуальные, так как постоянно вносятся изменения.

Войти через госуслуги на pgu mos ru

Вначале августа этого года произошли изменения, которые коснулись восстановления данных для доступа.

По новому протоколу, нужно чтобы все условия соблюдались одновременно:

  • человек должен идентифицироваться системой, либо как ученик, либо как родитель или опекун;
  • профиль должен содержать актуальную информацию о СНИЛС, паспортных данных, номере свидетельства о рождении.

Отзывы про Дневник ru

Анна, 35 лет: «Я рада, что появилась такая электронная система. Мне гораздо проще отслеживать успеваемость сына. Не нужно ругаться, узнавать, где дневник, зашёл, и всё перед глазами.»

Кирилл, 45 лет. Мои сыновья учатся в старших классах, ну и, конечно же, иногда прогуливают. С таким электронным дневником это сразу видно. Поэтому прогулов стало гораздо меньше. Удобно, что есть связь с классным руководителем.

\

Если пользователь ранее подтвердил мобильный телефон и email в своём профиле, то у него есть возможность самостоятельно восстановить данные для входа. Восстановить доступ возможно, даже если были забыты и логин, и пароль.

Если пользователь НЕ подтверждал мобильный телефон и email в своём профиле, то ему следует обратиться к администраторам образовательной организации или к классным руководителям.

Примечание: информация об администраторах находится на профиле организации в блоке «Администраторы», информация о классных руководителях находится на профиле класса в блоке «Сотрудники класса»

Самостоятельное восстановление доступа

Шаг 1. На главной странице сайта нужно выбрать пункт «Восстановите доступ».

Шаг 2. Далее, нужно указать тип проблемы:

Что делать, если утерян логин?

В этом случае для получения информации необходимо выбрать вариант «Я не помню логин» и заполнить следующие поля:

  • email и / или номер мобильного телефона;
  • дата рождения;
  • цифры с картинки.

Логин будет отправлен на указанный email только при совпадении введенной даты рождения.

Что делать, если утерян пароль?

В этом случае необходимо выбрать вариант «Я не помню пароль» и заполнить поля:

  • логин;
  • цифры с картинки.

Восстановление по email

На email будет отправлена ссылка для сброса пароля, по которой нужно перейти. Далее в открывшемся поле в двух окнах вводится новый пароль.

Восстановление по SMS

В случае, если у пользователя отсутствует доступ к email, необходимо выбрать «Мне не пришло письмо, восстановить пароль по телефону».

Далее, необходимо:

  • в окошко ввода вписать недостающие цифры номера телефона;
  • нажать «Далее»;

  • получить на данный номер sms-сообщение с кодом подтверждения;
  • полученный код ввести в соответствующее окно;

  • в открывшихся полях дважды ввести новый пароль.

Что делать, если утрачены и логин, и пароль?

В этом случае необходимо выбрать вариант «Я не помню логин и пароль»:

  • форма аналогична пункту «Я не помню логин»;
  • путь восстановления совпадает со случаем «Я не помню пароль».

В случае, если возникают какие-либо сложности при восстановлении доступа, следует обратиться к администраторам образовательной организации или к классным руководителям.

Примечание: информация об администраторах находится на профиле организации в блоке «Администраторы», информация о классных руководителях находится на профиле класса в блоке «Сотрудники класса».

Ссылка на систему восстановления доступа: https://login.dnevnik.ru/recovery.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *