Помните эти слова известной песни: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна…» Действительно, работа сотрудников органов внутренних дел для обывателя покрыта тайной. Хотя есть и исключения. Например, труд государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД каждый автомобилист может, так сказать, прочувствовать в полной мере на себе: светофоры настроены и работают, там, где раньше были ямы и колеи, после вмешательства инспекторов ровная дорога. Много всего малозаметного, но важного, влияющего на нашу безопасность, сохраняющего здоровье и жизнь.

Труд государственных инспекторов дорожного надзора ГИБДД каждый автомобилист может, так сказать, прочувствовать в полной мере на себе: светофоры настроены и работают, там, где раньше были ямы и колеи, после вмешательства инспекторов ровная дорога.

В свой профессиональный праздник сотрудников дорнадзора, руководитель службы дорожного надзора, старший госинспектор ОГИБДД Каменска-Уральского Юрий ГАГАРИН рассказывает об особенностях работы.

Функции службы дорожного надзора определены регламентом № 380, где прописано, чем мы должны заниматься. Это надзорно-контрольные функции. Проще говоря, мы контролируем состояние покрытия дорог, работу светофоров, уличного дорожного освещения, ж/д переезды, работу сигнализации на них, наличие, правильную установку дорожных знаков, наличие горизонтальной разметки, качество зимнего содержания дорог. И это не полный список.

При выявлении недостатков выдаем предписания в адрес обслуживающих организаций, ведем административное делопроизводство, готовим и направляем представления на устранение причин и условий дефектов (именно так официально именуются нарушения – авт.), выявляем организации, допустившие нарушения.

Каким образом выявляются нарушения? Структура ГАИ достаточно разветвленная. При этом каждый инспектор ДПС является глазами дорнадзора. Особенно инспекторы батальона дорожно-патрульной службы, работающие на дорогах. При патрулировании именно они подмечают недочеты и передают информацию к нам в подразделение. Каждый протокол отрабатывается, и по результатам обслуживающим организациям выдаются предписания на устранение.

Кроме того, каждый сотрудник отдела дорожного надзора всегда подмечает недостатки. Даже если едешь по другому делу, можно по пути выявлять нарушения. К примеру, поехал в Колчедан и раз пять остановился провести замеры, акты составить.

Трехметровая дорожная рейка «Кондор» — главное оружие в борьбе за ровные дороги города и района. С ее помощью выявляются неровности асфальтового покрытия, измеряются сопряжения уклонов, откосов на соответствие нормам.

В группу по выездам на учетные ДТП (где пострадали либо погибли люди) обязательно входит инспектор дорожного надзора. Он обследует дорожную сеть и выявляет причины, сопутствующие возникновению аварийной ситуации. Такая же процедура при выезде на ДТП с материальным ущербом.

Не все выявленные при ДТП нарушения, попадающие в статистику, являются причинами возникновения аварии. К примеру, колейность зимой и летом на подъеме от Байновского моста в сторону Синарского района может отчасти считаться причиной ДТП. А вот когда зимой занесло разметку снегом, который вовремя не убрали — это тоже фактически нарушение, но оно не определяющее.

Нам часто задают вопрос, куда жаловаться на дефекты дорожного покрытия (ямы, выбоины, колейность)? По новым стандартам, устранение дефектов должно начинаться с момента получения информации организацией, которая занимается содержанием. Мы предлагаем звонить сразу дорожникам – в частности, в УГХ, которое отвечает за дорожную сеть города. Но можно продублировать информацию в дежурную часть ГИБДД. Первый вариант оперативнее. Зато во втором случае, при обращении к нам, это будет закреплено документально, что дает определенную гарантию устранения дефекта.

Информацию о каждой яме, колее нам передавать не стоит. Мы практически все недочеты знаем. Как я говорил раньше, каждый инспектор их выявляет в ежедневном режиме – это одна из основных задач при патрулировании. Могут, конечно, быть исключения. Поэтому можно позвонить к нам в подразделение (тел. 32-25-50) и узнать, проведена ли работа по актированию конкретной выбоины. Если нет, возьмем ее в работу.

На устранение дефекта при приемлемых погодных условиях дорожникам дается десять суток. Если нет условий — выдается предписание установить на участке соответствующий знак.

Сколько водителей, столько мнений. Одни говорят: зачем весной, когда нельзя использовать асфальт, дорожников принуждаете щебнем засыпать ямы? Потом камни летят в стекла… Другой, попавший в эту яму, требует засыпать ее. Тоже и про бугры после экстренного латания дыр холодным асфальтом. Все это называется «оперативное принятие мер по устранению дефектов». Как правило, с наступлением ремонтного периода дорожники эти бугры фрезеруют и участки ремонтируют картами.

Требования к безопасности дорог меняются. По сути, дорожники сами должны видеть, где и что нужно исправить без предписаний с нашей стороны. Едут ремонтировать дорогу картой. Если видят рядом яму, которая в карту не попадает, они сами должны взять ее на контроль, залатать. По факту это не всегда так.

Мы всегда говорим – особое внимание обращать нужно на ямы, которые образуются на ровных участках дорог. Такой «кариес» на дороге. Здесь бдительность водителя гораздо ниже, скорость выше. Он начинает менять траекторию движения, рядом такой же на скорости летит. Итог – ДТП.

Когда дорога вся в удручающем состоянии, водитель полностью сосредоточен – бережет авто. На таких участках, как правило, не регистрируются ДТП с пострадавшими. Такое странное явление. Здесь, видимо, играет роль низкая законопослушность в плане соблюдения ПДД. Если бы все водители руководствовались скоростным режимом, разметкой и т. п. – хорошие дороги были бы безопасными.

Потихоньку мы придем к европейским стандартам. Установят, например, на ул. Суворова камеры через каждые 50 метров, поднимут штрафы. И в принудительном порядке водители будут соблюдать правила дорожного движения: превышать не будут, перестраиваться без поворотников тоже, пристегиваться начнут.

Улица Октябрьская требует капитального ремонта: профилирования, устройства ливневой канализации, обочин, бордюров, переноса опор уличного дорожного освещения. На это требуются серьезные средства, которых в бюджете города пока нет. Мы это прекрасно понимаем, но все равно выдаем по этому участку предписания, потому что улица хотя бы должна быть проезжей.

Мы принимали участие в определении перечня дорог, которым необходим ремонт. Рекомендовали те участки, где больше всего ездит автомобилей. Это логично. Тем более в рамках ограниченного бюджета. Контролем строительства не занимаемся.

У нас водители в городе ездят, скажем так, зашоренные — по привычке. И если что-то меняется в схеме проезда – это чревато авариями. К примеру, решили перекресток улиц Калинина — Алюминиевая разгрузить для тех, кто поворачивает со стороны театра налево, на Калинина. Сделали схему точно такой же, как на перекрестке с Челябинской – посыпались ДТП, в том числе с пострадавшими. При том, что на Челябинской все спокойно. Привычка сыграла злую шутку. А то, что нужно ездить по правилам – видимо, забылось. Пришлось все вернуть обратно.

Предложения, которые мы разрабатываем и передаем в администрацию города, основываются на анализе аварийности. Он показывает, что на участках улиц, где есть только регулируемые, со светофорами, пешеходные переходы, наезды на людей практически отсутствуют.

На нерегулируемых переходах пешеход считает себя главным. Такая психология. Хотя ПДД говорят, что нужно убедиться, пропускают вас или нет. Поэтому все подобные объекты должны быть оборудованы дорожными знаками, разметкой, искусственными неровностями.

Кажется, что автомобилисты у нас считают время по-своему. Часто звонят, говорят: я полчаса ждал, чтобы перекресток проехать. К примеру, ул. Суворова – ул. 4-й Пятилетки, пр. Победы – ул. К. Маркса. Но мы уже сделали все возможное. Цикл работы этого светофора – одна минута 20 секунд. Считайте сами. Плюс у нас в городе везде есть альтернатива – объехать или ждать на светофоре. Просто нужно подумать.

Раньше жители Синарского района работали на трубном заводе, красногорцы на УАЗе, КУМЗе – из района в район ездили реже. Сейчас многие жители ездят на работу в другой район. Поэтому во время часов пик и возникают пробки. Плюс некоторые водители наглеют, ломая своим поведением отработанный, шахматный порядок въезда на мост со стороны Красногорки – лезут в четвертый, пятый ряд.

Часто спрашивают, зачем «кнопочные» пешеходные светофоры ночью переходят в другой режим и периодически включают красный сигнал для машин, даже если рядом нет людей? Все знают, что в ночное время люди как правило, спят, а значит, для автомобилистов нет сдерживающего фактора и можно по отремонтированной Каменской дать газу и посмотреть на что способен автомобиль. То есть нарушить ПДД. А при регулярном включении красного сигнала, даже при отсутствии пешеходов, предупреждаются нарушения. Если включать желтую, предупредительную фазу, то водитель это может воспринять как разрешение погонять.

Появление «зеленой волны» в городе возможно и оправдано только при совпадении двух условий. Во-первых, должна появиться техническая возможность: подготовка светофорных объектов дело дорогостоящее, нужно связать кабелем большое количество светофоров на той же Каменской. Во-вторых, и это определяющий фактор, должно измениться сознание водителей и пешеходов: все должны безукоснительно соблюдать правила дорожного движения.

Для организации велосипедных дорожек за счет сужения дорог должен быть проведен тотальный мониторинг и четкий анализ. Ту же Железнодорожную взять – дорожники не вправе увеличить ее на два метра до девяти, чтобы по полметра выделить велосипедистам. Возможно, гораздо продуктивней предусмотреть дорожки на тротуарах. Но наш менталитет таков, что даже если разметкой отделят вело- и пешеходные зоны, это не значит, что пешеходы не будут ходить по велодорожкам, а велосипедисты не ездить по пешеходным.

Работа инспектора дорожного надзора – это работа в команде. Все позитивные изменения, которые происходят в городе благодаря нашей работе, не единоличные победы – над ними трудится весь отдел. Добились установки светофора на ул. Алюминиевой у остановки «Ул. Гагарина», где постоянно были наезды на пешеходов. Мониторим, анализируем аварийность, информируем администрацию, пишем письма.

Сотрудник дорнадзора должен обладать аналитическим складом ума, уметь на основании разных факторов предусмотреть свои и чужие действия в будущем. Если за окном сильный ветер – стоит предполагать, что на определенном участке может повалить дерево, оборвать провода и отключиться светофор. Но для этого нужно знать, где УГХ плохо кронировало деревья. Зимой пошел легкий снежок – нужно пообщаться с дорожниками, выяснить готовность к возможному снегопаду. Нужно уметь думать наперед.

Виталий Антонов

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711, на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.
Порядок осуществления государственного контроля и надзора определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог, утвержденным приказом МВД России от 30.03.2015 № 380.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
организация и проведение плановых и внеплановых проверок;
систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований безопасности при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности;
надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих
в автоматическом режиме;
выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
применение мер административного воздействия в соответствии
с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам исполнения государственной функции могут приниматься следующие решения:
о введении временных ограничений или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
о возбуждении дела об административном правонарушении;
о выдаче требования о прекращении противоправных действий;
о выдаче обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог;
о внесении руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
о внесении в соответствии с Федеральным законом «О полиции» руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности;
о вручении (направлении) акта проверки руководителю юридического лица, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации или индивидуальному предпринимателю (уполномоченному представителю предпринимателя);
о направлении информации в органы прокуратуры — о систематических нарушениях объектами надзора обязательных требований безопасности при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 10 декабря
1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт
и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог установлены Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, а к состоянию улиц и дорог населенных пунктов – ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Основные требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог следующие.
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см.
Формирование снежных валов не допускается:
на пересечениях всех дорог и улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;
ближе 5 м от пешеходного перехода;
ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;
на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;
на тротуарах.
Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см.
Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более 3,0 см.
Не допускается отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно покрытия более 2,0 см.
На железнодорожных переездах не допускается возвышение междурельсового настила над верхом рельсов более 3,0 см, а глубина неровностей в покрытии междурельсового пространства (настиле) не должна быть более 4,0 см.
Обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Возвышение обочины (разделительной полосы) над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается.
Административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений установлена статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей. В случае, если указанные действия повлекли причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частями 27, 28 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; повторное в течение года совершение такого административного правонарушения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Установка светофорных объектов осуществляется на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных вышеуказанными органами, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Пешеходные переходы устраиваются на основании проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200-300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Вне населенных пунктов пешеходные переходы устраивают в местах размещения пунктов питания и торговли, медицинских и зрелищных учреждений и других объектов обслуживания движения напротив тротуаров и пешеходных дорожек, ведущих к этим учреждениям.
Пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», разметкой 1.14.1 «зебра», стационарным наружным освещением.

Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России

В целях совершенствования деятельности государственных контрольных и надзорных органов Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации1Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (в ред. Указа Президента РФ от 1 июня 2013 г. № 527). Официальный сайт ГИБДД МВД России // www.gibdd.ru/docs/kremlin/308/.

Как отмечено в этом документе, Государственная инспекция безопасности дорожного движения становится правопреемником Государственной автомобильной инспекции МВД России и осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Согласно этому Положению, ГИБДД (Госавтоинспекции) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

Обязанности ГИБДД. Основные обязанности Госавтоинспекции состоят в осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:

  1. к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта;
  2. к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
  3. к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования:
  4. к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  5. к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.

Также к обязанностям ГИБДД МВД относятся:

  1. принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, выдача заключений соискателям лицензий на осуществление образовательной деятельности (при подготовке водителей автомототранспортных средств), о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям;
  2. регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством РФ;
  3. организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством РФ, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
  4. регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
  5. участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
  6. организация и проведение в порядке, определяемом МВД России, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
  7. осуществление в соответствии с законодательством РФ производства по делам об административных правонарушениях;
  8. осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством РФ первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
  9. осуществление в порядке, определяемом Правительством РФ, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
  10. ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
  11. изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
  12. осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
  13. участие в работе градостроительных и технических советов, в работе комиссий по открытию маршрутов регулярного движения общественного транспорта, а также в оценке соответствия этих маршрутов установленным требованиям безопасности дорожного движения в процессе их эксплуатации;
  14. разъяснение законодательства РФ о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
  15. разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;
  16. выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
  17. выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством РФ, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
  18. выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
  19. создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом МВД России, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной масти, органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством РФ;
  20. участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями федеральных органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
  21. осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством РФ срок.

Права ГИБДД. Для выполнения возложенных на ГИБДД обязанностей ей предоставлены права:

  1. запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  2. давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством РФ. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков предоставления информации о принимаемых мерах;
  3. участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
  4. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
  5. временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  6. запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
  7. запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством РФ, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах;
  8. не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним: изготовленные в РФ или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев или в конструкцию которых внесены изменения — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения; имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки; владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;
  9. останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  10. отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
  11. освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством РФ;
  12. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки и задержания транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
  13. осуществлять в установленном законодательством РФ порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
  14. вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
  15. составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные КоАП РФ;
  16. использовать для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством РФ случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
  17. пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
  18. участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на МВД России функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно- спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
  19. участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Госавтоинспекции научных разработок;
  20. участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями и учреждениями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области;
  21. осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания.

Решения, требования и указания должностных лиц ГИБДД по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан. Деятельность Государственной инспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *