Содержание

Обеспечение иска (меры) в России в 2020 году

Часто, только узнав о начале в отношении него производства в суде, ответчик пытается скрыть имущество и денежные средства.

Истец сталкивается с трудностями при попытках осуществить взыскание с помощью приставов. Законодательство позволяет суду применять обеспечительные меры для исключения такой ситуации.

Что это такое

По заявлению заинтересованного лица, участвующего в процессе, судья может принять меры по обеспечению иска. Они призваны гарантировать возможность исполнения, вступившего в законную силу, судебного решения.

Применение обеспечительных мер позволяет добиться более быстрого решения спорного вопроса.

Даже после начала дела ответчик вполне может продать, передать или иным образом избавиться от имущества, которое может быть изъято для исполнения судебного решения.

Арест имущества в обеспечение иска дает понять оппоненту, что истец настроен достаточно серьезно, а положение ответчика достаточно шаткое.

В результате, ответчик самостоятельно начинает искать пути выхода из ситуации и урегулирования спора.

Правовые нормы

Если разбирательство происходит в арбитражном суде, то руководствоваться при следует Арбитражно-процессуальным Кодексом. В частности, статья 90 АПК указывает, что суд может принять обеспечительные меры.

Принятие обеспечительных мер согласно АПК допускается только в двух случаях:

Их отсутствие затруднит или вообще сделает невозможным исполнения решения суда после окончания рассмотрения дела и вступления его в законную силу
Истцу может быть причинен значительный ущерб если суд не удовлетворит ходатайство об обеспечении иска

В ситуации, когда обеспечение иска планируется применить в гражданском процессе, следует руководствоваться Гражданско-процессуальным Кодексом и непосредственно главой 13.

Применение обеспечения иска в гражданском и арбитражном процессах достаточно схожи.

Основные понятия

Обеспечение иска – это процессуальное действие, которое применяется судом на основании заявления или ходатайства.

Обычно применение мер происходит по инициативе истца, хотя законодательство не запрещает подать заявление и третьим лицам, чьи интересы могут быть затронуты.

Для применения обеспечительных мер необходимо наличие соответствующих оснований. Они должны быть указаны в подаваемом стороной дела ходатайстве или заявлении.

При рассмотрении заявления этой категории суд не должен сначала уведомлять ответчика. Рассматривается оно в день поступления в суд, принятое решение должно быть исполнено сразу.

Часто истец обращается к суду с просьбой об обеспечении иска сразу при его подаче, пока ответчику еще ничего не известно о начале процедуры. Размер обеспечения должен быть соразмерен иску.

Размер госпошлины

В Налоговом Кодексе приводится размер государственной пошлины за рассмотрения иска в суде.

В гражданском процессе госпошлина при подаче заявления о применении обеспечительных мер не предусмотрена.

АПК также в большинстве случаев не требует оплаты госпошлины. Исключения составляют предварительные обеспечительные меры и в случае, если заявление поступает от стороны третейского разбирательства.

В этих случаях размер пошлины равен размеру госпошлины за выдачу исполнительного листа, который служит основанием для принудительного выполнения решения третейского суда.

Видео: обеспечительные меры в суде

Обеспечение иска ГПК

Применение обеспечительных мер гарантирует, что пока идет процесс разбирательства в суде, ответчик не сможет продать, подарить или иным образом «избавиться» от имущества, которое может быть взыскано для удовлетворения требований истца после вступления в силу решения суда.

Истец или иное заинтересованное лицо, участвующее в процессе, для применения обеспечительных мер должен обратиться к суду с соответствующим заявлением или ходатайством.

В Гражданско-процессуальном Кодексе или иных нормативно-правовых актах жесткой формы такого документа не устанавливается, а значит заявителю следует руководствоваться общими нормами и правилами.

Рассмотрим общую схему ходатайства об обеспечении иска:

Вводная часть с данными заявителя и суда, а также наименованием документов
Основная где должны быть указаны факты и обстоятельства, подтверждающие необходимость мер по обеспечению
Просительная содержащая просьбу о наложении конкретных мер в отношении конкретного имущества
Список приложений и сами документы подтверждающие факты и обстоятельства, приведенные в основной части

Образец ходатайства об обеспечении иска можно скачать здесь. Используя шаблон проще избежать возможных мелких технических ошибок, которые могут приводить к отказам в удовлетворении заявления.

Порядок применения

Получив заявление или ходатайство о применении обеспечительных мер, например, наложении ареста на автотранспортное средство, суд должен рассмотреть его в тот же день.

Уведомление третьих лиц или ответчика не является необходимым. На основании решения суд выносит определение. Согласно законодательству, определение суда подлежит немедленному исполнению.

Это означает, что сразу передаются данные в государственные органы, осуществляющие регистрационные действия, например, автомобиль, может быть запрещено отчуждать (дарить, продавать), но не запрещено эксплуатировать.

Заявителю на руки выдается исполнительный лист. С ним он может обратиться в службу судебных приставов, которая должна заниматься применением обеспечительных мер. Это особенно актуально, если накладывается арест на имущество ответчика.

Какие есть меры, направленные на защиту интересов

Заявитель может обратиться к суду с просьбой о применении различных обеспечительных мер.

Именно суд будет решать вопрос о их целесообразности и свое решение с обоснованием приведет в определении.

Законодательство позволяет использовать следующие меры:

Наложение ареста на имущество, которое есть у ответчика в собственности при этом не важно у него или у других лиц в данный момент оно находится
Запрещение ответчику, а также другим лицам продавать предмет спора или другое имущество а также совершать другие указанные судом действия
Временная приостановка продажи имущества или взыскания по исполнительному листу

При необходимости судом могут быть приняты и другие меры для обеспечения иска. Непосредственно список возможных мер приведен в ст. 140 ГПК РФ.

Замена на иные

В некоторых ситуациях возникает необходимость замены одного обеспечения иска на другое. В этом случае следует подать в суд соответствующее заявление.

После его рассмотрения будет вынесено решение и оформлено определение. Такая необходимость может возникнуть, например, при необходимости продать имущество, но при согласии ответчика предоставить в обеспечение другую собственность.

В ситуации, когда в первоначальном иске просит взыскать денежную сумму и суд применил меры для обеспечения иска, у ответчика есть право вместо этого внести деньги на счет суда.

Сумма, переданная суду, должна соответствовать требуемой по первоначальному иску. В этом случае денежные средства на счете суда будут выступать гарантией исполнения судебного решения.

Суд иногда может потребовать от лица, подавшего заявление о применении обеспечительных мер предоставления обеспечения для покрытия возможных убытков ответчика.

При полной отмене

В некоторых ситуация, суд может принять определение, полностью отменяющее обеспечение по иску.

Стать основанием для вынесения такого решения может заявление от заинтересованного лица. Обычно оно подается по инициативе ответчика.

Вопрос о сохранении или отмене обеспечения решается в ходе судебного заседания.

Если решение об отмене исполнительных мер было принято, то суд незамедлительно информирует об этом соответствующие госорганы, которые занимаются регистрацией имущества и прав на него.

Частная жалоба на определение суда

Любое решение суда, касающееся обеспечительных мер может быть обжаловано. Один из участников дела должен подать частную жалобу.

Срок, отведенный на подачу жалобы, исчисляется с момента, когда заинтересованному лицу стало известно о его принятии.

Например, наложение запрета на регистрационные действия можно обжаловать не с момента, когда оно вступило в силу, а только узнав об этом, попытавшись провести одно из регистрационных действий (снятие-постановку на учет и т.д.).

В разных ситуациях жалоба по-разному влияет на исполнение определения суда.

Если ответчик обжаловал определение о применении мер по обеспечению, то оно будет действовать, пока не вступит в силу решение по жалобе, отменяющее его.

Наоборот, если истец не согласен с отменой обеспечения, то пока не рассмотрят жалобу, исполняться решение об отмене обеспечения не будет.

Подача заявления с просьбой о применении обеспечительных мер позволяет истцу получить гарантию исполнения решения.

Более того, это достаточно эффективный способ показать ответчику всю серьезность его положения.

Но следует учитывать, что закон защищает интересы и ответчика и в определенных ситуациях придется возмещать ему убытки, вызванные обеспечительными мерами.

В связи с возникающими в судебной практике вопросами, касающимися применения законодательства о государственной пошлине, уплачиваемой при обращении в арбитражный суд, и в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

Уплата государственной пошлины при обращении в арбитражный суд

1. Согласно пункту 1 статьи 333.16, пункту 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) под государственной пошлиной по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, понимается сбор, взимаемый с физических лиц и организаций в связи с рассмотрением дел или совершением отдельных процессуальных действий в арбитражном процессе.

Исходя из положений пунктов 1, 3 и 8 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

3. По смыслу подпункта 2 пункта 1, пунктов 3, 6 статьи 333.40 НК РФ заявление (жалоба) может быть подано в арбитражный суд в течение трех лет с момента уплаты государственной пошлины за его (ее) подачу.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64, пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Возврат и взыскание государственной пошлины, возмещение расходов по ее оплате

10. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 данного Кодекса.

В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 1, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано в определении, решении или постановлении арбитражного суда.

11. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения по основаниям, предусмотренным статьями 148 и 150 АПК РФ.

Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца (заявителя) от иска (заявления) следует учитывать, что государственная пошлина не возвращается, если установлено, что отказ связан с добровольным удовлетворением ответчиком (заинтересованным лицом) заявленных требований после подачи искового заявления (заявления) в арбитражный суд (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ).

В этом случае арбитражный суд должен рассмотреть вопрос об отнесении на ответчика (заинтересованное лицо) расходов по уплате государственной пошлины исходя из положений статьи 110 АПК РФ с учетом того, что заявленные в суд требования фактически удовлетворены.

В случаях прекращения производства по делу, оставления заявления без рассмотрения на стадии производства в арбитражном суде апелляционной (кассационной) инстанции вопросы о возврате сумм государственных пошлин, уплаченных как при рассмотрении дела в суде первой инстанции, так и при рассмотрении дела в суде апелляционной (кассационной) инстанции, разрешаются судом, прекратившим производство по делу, оставившим заявление без рассмотрения, аналогичным образом. Вместе с тем, если указанные вопросы не были разрешены в судебном акте суда апелляционной (кассационной) инстанции, лицо, участвующее в деле, вправе обратиться с заявлением об их разрешении в суд первой инстанции (часть 2 статьи 112 АПК РФ).

В таком же порядке разрешается вопрос о возврате уплаченной при подаче апелляционной (кассационной) жалобы государственной пошлины в случае прекращения производства по данной жалобе.

12. Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 333.17 НК РФ ответчики признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от ее уплаты. При отказе истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины, от иска в связи с добровольным удовлетворением его требований после обращения в арбитражный суд производство по делу прекращается и решение не в пользу ответчика не принимается, в силу чего в этом случае государственная пошлина в бюджет с ответчика не взыскивается.

У суда также отсутствуют правовые основания для взыскания государственной пошлины по делу, по которому принято судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины (статья ЗЗ3.37 НК РФ).

13. В случае если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, а истцу, в пользу которого принят судебный акт, которым заканчивается рассмотрение спора по существу, была предоставлена отсрочка ее уплаты и государственная пошлина истцом не уплачена, государственная пошлина не взыскивается с ответчика, поскольку отсутствуют основания для ее взыскания в федеральный бюджет.

14. Если апелляционная, кассационная жалоба, заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора были поданы освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина за подачу соответствующего обращения не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, так как истец не подавал апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и не является ответчиком по делу. Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается.

15. По общему правилу, если после истечения срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной им государственной пошлины, подлежащее в силу статьи 187 АПК РФ немедленному исполнению.

16. В тех случаях, когда до окончания рассмотрения дела государственная пошлина не была уплачена (взыскана) частично либо в полном объеме ввиду действия отсрочки, рассрочки по уплате госпошлины, увеличения истцом размера исковых требований после обращения в арбитражный суд, вопрос о взыскании неуплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины разрешается судом исходя из следующих обстоятельств.

Если суд удовлетворяет заявленные требования, государственная пошлина взыскивается с другой стороны непосредственно в доход федерального бюджета применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ. При отказе в удовлетворении требований государственная пошлина взыскивается в федеральный бюджет с лица, увеличившего размер заявленных требований после обращения в суд, лица, которому была дана отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины.

17. Исполнительные листы на взыскание государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена добровольно (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ).

В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на ее взыскание в доход федерального бюджета.

Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.

В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.

18. По смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.

В случае, когда решение принято против нескольких ответчиков, понесенные истцом судебные расходы по уплате государственной пошлины взыскиваются судом с данных ответчиков как содолжников в долевом обязательстве, независимо от требований истца взыскать такие расходы лишь с одного или нескольких из них.

19. Законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах не предусмотрено освобождение надлежащего ответчика от обязанности по возмещению судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с тем, что он не наделен полномочиями самостоятельно (в отсутствие правового акта иного лица, органа власти, в том числе суда) совершить действия, позволяющие истцу реализовать свои права, законные интересы, о защите которых он обратился в суд (например, при обращении в суд с требованием к уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости; с требованием к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности об оспаривании решения этого органа об отказе в признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку ввиду злоупотребления правом правообладателем).

20. Судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, лицами, не участвовавшими в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, в связи с подачей ими апелляционной, кассационной жалоб, могут быть возмещены этим лицам по правилам главы 9 АПК РФ.

21. В силу главы 25 НК РФ отношения по уплате государственной пошлины возникают между ее плательщиком — лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 НК РФ отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.

Согласно статье 110 АПК РФ между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 АПК РФ.

Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от процессуальной обязанности по возмещению судебных расходов.

В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 АПК РФ).

Уплата (освобождение от уплаты) государственной пошлины и распределение расходов, связанных с ее уплатой, по отдельным видам обращений в арбитражный суд, а также в отношении отдельных категорий плательщиков

22. Если в заявлении, поданном в арбитражный суд, объединено несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, то по смыслу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.22 НК РФ уплачивается государственная пошлина за каждое самостоятельное требование. Так, например, по исковому заявлению о признании права собственности на три отдельных объекта недвижимости государственная пошлина в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ составит 12000 рублей (4000 рублей х 3).

В случае если после возбуждения производства по делу арбитражный суд выделил одно из предъявленных требований в отдельное производство (часть 3 статьи 130 АПК РФ), то расходы по уплате государственной пошлины, понесенные при предъявлении данного требования, взыскиваются со стороны, против которой принят судебный акт по делу, образованному в результате выделения требования в отдельное производство, по правилам статьи 110 АПК РФ. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с предъявлением остальных заявленных требований, распределяются между лицами, участвующими в деле, по правилам статьи 110 АПК РФ по итогам разрешения дела, в рамках которого эти требования рассмотрены.

23. При частичном удовлетворении требования неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку (например, требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок), расходы по уплате государственной пошлины в полном объеме взыскиваются с противоположной стороны по делу.

24. При применении подпункта 2 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ следует иметь в виду, что использованное в нем для целей исчисления государственной пошлины понятие спора о признании сделки недействительной охватывает как совместное предъявление истцом требований о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, так и предъявление истцом любого из данных требований в отдельности. С учетом этого размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 рублей.

25. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 4000 рублей. Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.

Споры по заявлениям об исключении имущества из описи также не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним уплачивается в размере 4000 рублей.

26. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.

При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.

27. В силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Исходя из смысла названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.

В связи с этим необходимо учитывать, что за упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 данной статьи и в статье 99 АПК РФ, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.

Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы на определение об обеспечении иска или на определение об отказе в обеспечении иска государственная пошлина не уплачивается.

Главой 25.3 НК РФ также не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой, по заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).

28. Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении расходов по уплате истцом государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении иска разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу исходя из следующего.

В случае, когда заявление о принятии обеспечительных мер было удовлетворено, но решение по итогам рассмотрения спора по существу было принято не в пользу истца, суд относит расходы по государственной пошлине на истца.

Вместе с тем принятие решения по результатам рассмотрения дела в пользу истца не является основанием для отнесения указанных расходов на ответчика, если в удовлетворении заявления об обеспечении иска было отказано, поскольку в данном случае соответствующее требование о принятии обеспечительных мер истцом было заявлено при отсутствии должных оснований.

29. Действующее законодательство не предусматривает обязанности по уплате государственной пошлины при подаче ходатайств о приостановлении исполнения решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица (часть 3 статьи 199 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения оспариваемого решения административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 3 статьи 208 АПК РФ), ходатайств о приостановлении исполнения обжалуемого судебного акта (статьи 265.1, 283, 298 АПК РФ), заявлений о приостановлении исполнительного производства (статья 39 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

30. Несмотря на то, что согласно части 3 статьи 72 АПК РФ обеспечение доказательств производится арбитражным судом по правилам, установленным АПК РФ для обеспечения иска, следует иметь в виду, что уплата государственной пошлины при подаче заявления об обеспечении доказательств законодательством о налогах и сборах не предусмотрена.

31. Поскольку согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ указанные в нем субъекты освобождаются от уплаты государственной пошлины по делу в целом, они не обязаны уплачивать государственную пошлину, в частности, при подаче апелляционной, кассационной жалоб, заявлений (представлений) о пересмотре в порядке надзора судебных актов, принятых по делу, заявлений об обеспечении иска и иных обращений в арбитражный суд.

32. Судам нужно учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).

Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Необходимо также учитывать, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.

33. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной, кассационной жалобы, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Судам необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых случаях государственная пошлина уплачивается за подачу жалобы, следовательно, размер государственной пошлины, уплачиваемой лицом на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, не зависит от того, сколько требований было заявлено истцом (заявителем) на стадии рассмотрения дела в суде первой инстанции и разрешено судом в рамках данного дела.

34. В связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц.

Лица, обращающиеся с апелляционными, кассационными жалобами на решения, постановления и определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов по иным делам (в частности, названным в подпунктах 6, 8, 10, 11 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от суммы, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т.В. Завьялова

Обеспечение иска в гражданском процессе: меры, порядок процедуры, основания, отмена обеспечения иска

При подаче заявления в суд гражданин может дополнительно позаботиться о защите своих прав. Обеспечение иска в гражданском процессе представляет собой действия судьи по принятию определенных мер по инициативе заявителя или должностного лица. Они могут понадобиться в случае, если требуется защита прав истца, его собственности.

Основания

Основания для обеспечения иска регулируются ст. 139 ГПК РФ. Меры принимаются, если в случае бездействия существует риск, что решение суда не будет исполнено полностью или частично. Процесс инициируется по заявлению истца.

Меры обеспечения иска в гражданском процессе встречаются следующие (ст. 140 ГПК РФ):

  • арест спорного имущества;
  • запрет на совершение ответчиком определенных действий;
  • приостановка оплаты по исполнительному листу;
  • запрет на совершение действий со спорным имуществом третьим лицам (например, регистрация прав на него уполномоченными организациями);
  • временное ограничение на реализацию объекта недвижимости, если оно освобождено от ареста (исключено из описи).

Справка! Приостановление взыскания по исполнительному листу возможно только в том случае, если он оспаривается в ходе судебных разбирательств.

Законодательными актами допускается принятие других мер по обеспечению иска в гражданском процессе, если они соответствуют целям, указанным в ст. 139 ГПК РФ. О наложении запрета или ограничений сообщается в ответственные организации, которые обязаны выполнить действия. Допускается принятие нескольких мер по обеспечению гражданского иска.


Порядок процедуры

Гражданин должен подать заявление об обеспечении иска. Документ рассматривается судьей в день обращения(ст. 141 ГПК РФ). . О его поступлении не требуется извещать ответчика или других заинтересованных лиц. На основании документа судья выносит определение о принятии необходимых мер.

Госпошлина за обеспечение иска в гражданском процессе не предусмотрена. Размер сбора в казну по судебным делам общей юрисдикции регулируется ст. 333.19 НК РФ. В нормативном акте не указывается оплата госпошлины за заявление об обеспечении иска.

Сбор за иск, направляемый в Верховный или арбитражный суд, указывается в ст. 333.21 НК РФ. Согласно законодательному акту сумма госпошлины составляет 3000 руб.

О принятии мер по обеспечению ходатайства выносится определение. На его основании заявитель получает исполнительный лист. Копия документа передается ответчику. Определение должно быть исполнено сразу после вынесения. Эффективность обеспечения иска в гражданском процессе связана с тем, что ответчик, как правило, ставится уже перед фактом, после того, как ограничения введены.

Меры, которые должны быть приняты по определению суда, могут быть заменены на другие, если они дадут лучший результат в данных обстоятельствах (ст. 143 ГПК РФ). Если рассматривается дело о взыскании денежных средств, то допускается внесение ответчиком суммы, которую требует истец, на счет судебного органа до решения конфликта. В последствии она перечисляется заявителю или его оппоненту, в зависимости от постановления должностного лица.

Заявление: образец оформления

Заявление в суд об аресте имущества в обеспечение иска или принятия других мер для защиты интересов истца рекомендуется подавать на стадии судебных разбирательств. В документе необходимо указать все обстоятельства, которые могут нарушить права заявителя. Если в ходатайстве не приведены весомые доводы, суд может отказать в его принятии.

Заявление в гражданском процессе (образец) должно содержать следующие сведения:

  • наименование судебного органа;
  • информация об истце;
  • суть спора;
  • требования истца;
  • прилагаемые документы.

Внимание! Если иск касается имущественных споров, то в ходатайстве требуется указать стоимость предмета конфликта, предполагаемые действия со стороны ответчика с собственностью.

Заявление в арбитражный суд (образец) подается как вместе с иском, так и в процессе судебного производства (ст. 92 АПК РФ). Ходатайство может быть изложено в одном документе с требованиями к ответчику. Допускается заполнение бланка через официальный сайт арбитражного суда.

В документе указывается следующее:сведения об истце и ответчике;

  • наименование суда;
  • предмет конфликта;
  • стоимость имущества;
  • причина обращения с просьбой к должностному лицу;
  • суть требований;
  • приложения.

Ходатайство подается как самим истцом, так и его представителем с нотариальной доверенностью. Просьба об обеспечении иска может указываться непосредственно в заявлении, поданном в арбитражный суд.

Предварительное обеспечение иска

Предварительное обеспечение иска регулируется ст. 144.1 ГПК РФ. Процедура направлена на защиту авторских или смежных прав, в том числе в сети интернет. Заявление на предварительное обеспечение ходатайства может быть оформлено через официальный сайт суда общей юрисдикции.

Иск должен подтверждаться доказательствами наличия авторских прав заявителя. В противном случае суд может отказать в принятии ходатайства. Предварительное обеспечение иска не распространяется на фотографии и произведения, полученные аналогичным с ними способом.

Обжалование определения

Судебная практика показывает, что процедура может нарушать права и интересы ответчика. Поэтому он может обжаловать судебное определение в установленный законом срок. При этом он начинает отсчитываться с момента, когда ответчик был извещен об инициации процедуры (ст. 145 ГПК РФ).

В частной жалобе должны быть указаны подробные обстоятельства дела. Суд примет ходатайство только при наличии весомых причин. В заявлении перечисляются и ссылки на законодательные акты, которые, по мнению ответчика, были нарушены. Примеры ходатайства приведены здесь.


Отмена обеспечения иска

Отмена обеспечения иска выполняется тем же судьей, который вынес определение о мерах ограничения (ст. 144 ГПК РФ). Инициатива может исходить от должностного лица, истца или ответчика. Вопрос об отмене ходатайства решается в ходе судебного заседания. О дате и времени его проведения извещаются обе заинтересованные стороны. Если истец или ответчик не появился на заседании, то вопрос рассматривается без их участия.

Отмена процедуры выполняется как в ходе судебных разбирательств, так и после их окончания. Решение должностного лица должно быть в кратчайшие сроки доведено до сведения органов местного самоуправления или других организаций, которые уполномочены регистрировать права на имущество, обременения и др.

Истец имеет право отказаться от первоначальных требований. На основании его заявления суд принимает решение о снятии ограничений. Должностное лицо может вынести определение об отказе в обеспечении иска по собственной инициативе.

Проблемы возникают в случае, если интересы и права ответчика нарушаются в результате применения ограничений.

В таком случае допускаются следующие действия (ст. 146 ГПК РФ):

  • должностное лицо имеет право потребовать от истца обеспечение возможных убытков;
  • подача ответчиком искового заявления о покрытии расходов, которые он понес из-за обеспечения ходатайства.

Иск об отмене ограничений должен быть обоснован. Ответчик должен представить суду уважительные причины того, что обеспечение заявления нужно отменить. Если доказательства не представлены, то должностное лицо может отказать в удовлетворении требований.

Возмещение убытков регулируется ст. 15 ГК РФ. К расходам относят не только причиненный вред имуществу, но и не полученные доходы в результате наложения ограничений на собственность (например, от аренды недвижимости). Гражданин вправе требовать со второй стороны сумму не меньшую, чем он потерял за период действия обеспечения.

Ходатайство о наложении ограничений подается как одновременно с иском, так и в процессе разбирательства дела. Оно необходимо в случае, если отсутствие мер может навредить частичному или полному исполнению судебного решения. При рассмотрении гражданских дел при подаче заявления не требуется оплачивать госпошлину. Обращение в арбитражный суд предусматривает перечисление сбора в государственную казну. Если ответчик не согласен с определением или его права нарушаются, то он может подать ходатайство о снятии ограничений с имущества.

Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями

СТ 333.19 НК РФ.

1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска:

до 20 000 рублей — 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей;

свыше 1 000 000 рублей — 13 200 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа — 50 процентов размера государственной пошлины, установленной подпунктом 1 настоящего пункта;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

4) при подаче надзорной жалобы — в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака — 600 рублей;

6) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

6.1) при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 4 500 рублей;

7) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 2 000 рублей;

8) при подаче заявления по делам особого производства — 300 рублей;

9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

10) не применяется с 1 января 2013 г.;

11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда — 2 250 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, — 300 рублей;

13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда — 2 250 рублей;

14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов — 150 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза;

15) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

для физических лиц — 300 рублей;

для организаций — 6 000 рублей;

16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении — 300 рублей.

2. Положения настоящей статьи применяются с учетом положений статьи 333.20 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 333.19 Налогового кодекса

Положения комментируемой статьи определяют порядок уплат государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Отметим, что для дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ, госпошлина устанавливается в ином размере и определяется отдельно по правилам ст. 333.22 НК РФ.

Законодатель неслучайно собрал в одну статью правила уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировых судах. Оба суда судебной системы РФ рассматривают гражданские дела по правилам гражданского процессуального законодательства. Кроме того, согласно ст. 320 ГПК РФ решения (другие акты), вынесенные (принятые) мировым судьей, могут быть в последующем обжалованы в суд общей юрисдикции (районного уровня, первой инстанции). Обжалование будет проходить по правилам апелляционного производства, урегулированного гл. 39 ГПК РФ.

Предусмотренная в комментируемой статье государственная пошлина уплачивается при обращении в суд общей юрисдикции по рассмотрению дел в первой инстанции или к мировому судье в связи с рассмотрением гражданского дела или дела, вытекающего из административного производства. Отдельными пунктами настоящей статьи и ст. 333.20 НК РФ предусмотрены и правила уплаты государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции в кассационную, надзорную инстанцию, однако они установлены в процентном отношении в зависимости от размера государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд с данным делом по первой инстанции.

Следует отметить, что в рамках гражданского процесса предусматривается и пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако исходя из содержания комментируемой статьи видно, что заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам не облагается государственной пошлиной.

Комментируемая статья 333.19 Налогового кодекса РФ построена так, что практически полностью отражает содержание ГПК РФ. Уплата государственной пошлины предусмотрена по делам искового производства, которые разделены на имущественные и неимущественные, делам особого производства, производства по делам из административных правоотношений, принудительного исполнения решений третейского суда. По некоторым категориям споров, которые относятся к исковому или другому виду споров (категории дел), комментируемая статья предусмотрела отдельный порядок (размер) определения государственной пошлины.

Комментируемая статья предусматривает размер государственной пошлины по делам искового производства, при этом отдельные размеры государственной пошлины предусмотрены по делам (по имущественным спорам), подлежащим оценке, и по делам, не подлежащим оценке, но имущественным по своему содержанию (предметом спора является имущество). По делам, спорное имущество в которых подлежит оценке, государственная пошлина установлена комментируемой статьей в зависимости от стоимости имущества.

До 10000 рублей — 4% цены иска, но не менее 200 рублей;

1) от 10001 рубля до 50000 рублей — 400 рублей плюс 3% суммы, превышающей 10000 рублей;

2) от 50001 рубля до 100000 рублей — 1600 рублей плюс 2% суммы, превышающей 50000 рублей;

3) от 100001 рубля до 500000 рублей — 2600 рублей плюс 1% суммы, превышающей 100000 рублей;

4) свыше 500000 рублей — 6600 рублей плюс 0,5% суммы, превышающей 500000 рублей, но не более 20000 рублей.

По имущественным спорам, которые не подлежат оценке, государственная пошлина установлена в зависимости от того, кто является ее плательщиком (100 рулей для физических лиц и 2000 рублей — для юридических). Такой же размер государственной пошлины предусмотрен и при обращении в суд по неимущественным спорам.

Цена иска, если он подлежит оценке, указывается истцом. В случае явного несоответствия указанной цены действительной стоимости истребуемого имущества цену иска определяет судья при принятии искового заявления. Цена иска согласно ст. 91 ГПК РФ определяется по искам:

1) об истребовании имущества — исходя из стоимости данного истребуемого имущества;

2) о взыскании денежных средств — исходя из взыскиваемой денежной суммы;

3) о взыскании алиментов — исходя из совокупности платежей за один год;

4) о срочных платежах и выдачах — исходя из совокупности всех платежей и выдач, но не более чем за три года;

5) о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах — исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) об уменьшении или увеличении платежей и выдач — исходя из суммы, на которую уменьшается или увеличиваются платежи и выдачи, но не более чем за год;

7) о прекращении платежей и выдач — исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) о досрочном расторжении договора имущественного найма — исходя из совокупности платежей за пользование имуществом в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) о праве собственности на объект недвижимого имущества, принадлежащий гражданину на праве собственности — исходя из стоимости данного объекта, но не ниже его инвентаризационной оценки (или при ее отсутствии — не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования), на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, — не ниже балансовой оценки объекта;

10) состоящим из нескольких самостоятельных требований, — исходя из каждого требования в отдельности.

В порядке искового производства рассматривается еще одна категория дел — это дела о выдаче судебного приказа. Размер государственной пошлины по делам данной категории установлен законом в размере 50% от того размера государственной пошлины, который подлежит уплате при обращении в суд с заявлением неимущественного характера. Правила выдачи судебного приказа урегулированы гл. 11 ГПК РФ. Судебный приказ может быть выдан не на всякие требования заявителя, а только на те, которые установлены в ст. 122 ГПК РФ:

1) требование основано на нотариально удостоверенной сделке;

2) требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;

3) требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;

4) заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;

5) заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;

6) заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

7) заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения.

Государственная пошлина по делам особого производства установлена в размере 100 рулей. Производство по делам особого производства предусмотрено разделом 4 ГПК РФ. В него входят дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, признании гражданина недееспособным, ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) о восстановлении утраченного судебного производства.

Отдельно предусмотрена уплата государственной пошлины по спорам, возникшим из публичных (административно-правовых) отношений: по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 24 ГПК РФ) и об оспаривании действий (бездействия) решений органов или должностных лиц государственной власти, местного самоуправления (глава 25 ГПК РФ).

При подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы государственная пошлина установлена в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

При подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов уплачивается 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей. Заметим, что государственная пошлина подлежит уплате именно в случае повторной выдачи данных судебных актов, их копий. Согласно гражданскому процессуальному и уголовному процессуальному законодательствам РФ копии судебных актов подлежат выдаче (надлежаще заверенные) один раз. Если кому-либо из лиц, участвующих в деле, потребуется повторно получить копию документа, то он должен уплатить государственную пошлину в установленном размере.

При подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей. Главой 47 ГПК РФ установлен порядок выдачи исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда. Согласно ч. 1 ст. 426 ГПК РФ суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в случае, если сторона, против которой принято решение третейского суда, представит суду доказательства того, что:

1) третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;

2) сторона была уведомлена должным образом об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в т.ч. о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;

3) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от постановлений по вопросам, не охватываемым таким соглашением, суд выдает исполнительный лист только на ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением;

4) состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали третейскому соглашению или федеральному закону;

5) решение еще не стало обязательным для сторон третейского разбирательства или было отменено судом в соответствии с федеральным законом, на основании которого было принято решение третейского суда.

По вопросу принудительного исполнения решения третейского суда более подробно можно узнать в гл. 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Если в решении третейского суда срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.

При подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, государственная пошлина составляет 100 рублей. Согласно ст. 25 ФЗ «О третейских судах в РФ» третейский суд может по просьбе любой стороны распорядиться о принятии какой-либо стороной таких обеспечительных мер в отношении предмета спора, которые он считает необходимыми. Третейский суд может потребовать от любой стороны предоставления надлежащего обеспечения в связи с такими мерами. Обращение стороны в компетентный суд с заявлением об обеспечении иска и принятие компетентным судом обеспечительных мер не могут рассматриваться как несовместимые с соглашением о передаче спора в третейский суд или как отказ от такого соглашения. Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, подается стороной в компетентный суд по месту осуществления третейского разбирательства или местонахождению имущества, в отношении которого могут быть приняты обеспечительные меры. К заявлению об обеспечении иска прилагаются доказательства предъявления иска в третейский суд, определение третейского суда о принятии обеспечительных мер, а также доказательства уплаты государственной пошлины в порядке и размере, которые установлены федеральным законом.

При подаче заявления об отмене решения третейского суда государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей. Главой 7 ФЗ «О третейских судах в РФ» урегулирован порядок обжалования решения третейского суда. Если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда. В случае отмены решения третейского суда компетентным судом любая из сторон вправе в соответствии с третейским соглашением обратиться в третейский суд. Однако в случае, если решение третейского суда отменено полностью или частично вследствие недействительности третейского соглашения или потому, что решение принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, не охватываемым третейским соглашением, соответствующий спор дальнейшему рассмотрению в третейском суде не подлежит.

При подаче заявления по делам о взыскании алиментов государственная пошлина уплачивается в размере 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов (как на содержание детей, так и на содержание истца), размер государственной пошлины увеличивается в два раза. Алиментные обязательства предусмотрены семейным законодательством. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (с посл. изм. и доп. от 3 июня 2006 г.) предусмотрел уплату алиментов как с родителей в отношении детей, так и с детей в отношении родителей. При определенных обстоятельствах возможно и взыскание алиментов с одного из супругов на содержание другого. Алиментные обязательства устанавливаются судом, но возможно установление обязанности по уплате алиментов и без обращения в суд. Стороны (супруги) могут договориться о размере и порядке уплаты алиментов, об этом составляется соглашение, которое удостоверяется нотариально.

Следует заметить, что согласно гл. 7 ГПК РФ государственная пошлина входит в состав судебных расходов по делу. Стороне, в пользу которой было принято решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы. В случае если иск удовлетворен частично, государственная пошлина присуждается истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику — пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В случае если суд вышестоящей инстанции, передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он, соответственно, изменяет распределение судебных расходов. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению заинтересованного лица.

В ч. 2 комментируемой статьи 333.19 НК России установлено, что положения настоящей статьи применяются с учетом положений ст. 333.20 НК РФ. Данная статья, как и ряд других, устанавливает особенности уплаты государственной пошлины и распространяется на случаи уплаты государственной пошлины в суде общей юрисдикции. Более подробно мы рассмотрим данные особенности при комментировании определенных статей настоящей главы НК РФ. ГПК РФ установлены и другие особенности по уплате государственной пошлины при подаче исковых заявлений (заявлений) в суды общей юрисдикции, мировым судьям. Например, ст. 89 ГПК РФ устанавливает основания (льготы) по уплате государственной пошлины.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *