Содержание

Что такое годные остатки и как определяют их стоимость

14.06.2016 В ряде случаев при проведении автоэкспертизы выясняется, что автомобиль не пригоден к дальнейшей эксплуатации. Рассмотрим основные причины, которые к этому приводят.

  • Серьезное ДТП, после которого машина полностью выведена из строя.
  • Ремонт авто после аварии оказался слишком дорогостоящим, с учетом износа сумма на восстановление будет выше 85 % стоимости такой же машины без дефектов. Учитывая экономическую нецелесообразность выделять деньги на ремонт, машина списывается.
  • Автомобиль очень старый, значительно изношен, его техническое состояние не позволяет на нем ездить, поскольку это небезопасно.

Во всех вышеперечисленных ситуациях оценивают годные остатки, которые можно продать. В каждом конкретном случае при осмотре поврежденного транспорта именно эксперт делает вывод, есть ли смысл демонтировать годные остатки или детали этой марки машины у автовладельцев не особо популярны.

Расчет стоимости годных остатков

Оцениваются годные остатки тогда, когда предполагаемые затраты превышают определенный процент от реальной рыночной стоимости. Конкретные пороги зависят от разновидности страхового полиса. Если для ОСАГО они прямо указаны в законе, то при КАСКО его прописывают либо в договоре с клиентом, либо в правилах страхования, разработанных конкретной компанией.

Если вы не уверены, что специалист от страховщика качественно провел осмотр и расчеты, обратитесь к независимому эксперту, заслуживающему доверие.

Чтобы оценщик согласился провести экспертизу годных остатков, есть ряд условий:

  • Процент износа иномарки и годных остатков не должен быть более 60 %, срок эксплуатации машины – не более 15 лет.
  • Для автомобилей отечественного производства порог износа также установлен 60 %, но срок службы ограничен 7 годами.

Если ваш транспорт отвечает этим требованиям, его просто утилизируют как обычный металлолом.

Перед проведением калькуляции все детали, которые могут еще послужить, осматривают не только визуально, но и при помощи специальных инструментов. Лучше всего это делать на подъемниках или стендах, упрощающих доступ.

Для вычислений используют формулу: стоимость годных остатков – это произведение рыночной стоимости транспорта без повреждений, определенной на конкретную дату, и суммы отношения в процентах стоимости пригодных элементов к стоимости авто. При этом учитывается ряд коэффициентов: затраты на выемку и хранение, срок службы машины, спрос на ее б/у запчасти, степень полученных повреждений.

Говоря иначе, стоимость годных остатков – это рыночная стоимость целых и пригодных узлов, деталей автомобиля минус затраты на их извлечение, подготовку, продажу.

Какие детали учитываются

Запчасти, пригодные для использования в другом автомобиле, отвечают таким требованиям:

  • не нарушена функциональность, отсутствуют внешние и внутренние дефекты;
  • деталь выпущена серийно, все параметры, заявленные производителем, не изменялись;
  • запчасть не подвергалась механической обработке, не предусмотренной изготовителем, в ней нет никаких лишних щелей, отверстий;
  • деталь целостная, не повреждена внешними факторами.

Расчет не делают, если выемка частей затруднена по причине неудовлетворительного состояния машины, или на них практически полностью отсутствует даже минимальный спрос.

Компенсация по КАСКО начисляется владельцу машины с учетом выявленных годных остатков, подлежащих реализации. Калькуляцию осуществляет страховая компания, но полностью ей доверять не стоит. При малейшем сомнении в объективности закажите независимую экспертизу.

Ссылки по теме:

  • Как добиться компенсации по полису ОСАГО
  • Порядок действий при занижении стоимости восстановления автомобиля страховщиком
  • Уведомление телеграммой при проведении независимой экспертизы

Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть «годные остатки» потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих «годных остатков» из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

Нормы права

В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017 года:

В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержится следующее разъяснение:

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года

В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержалось аналогичное разъяснение:

Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа…

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему…

Примеры из судебной практики:

Если годные остатки остались у потерпевшего

«…Суд апелляционной инстанции, установил, что «годные остатки» поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, «годные остатки» автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор» (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков — 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 — 252 000 — 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

..Как следует из представленных материалов и учтено судами, «годные останки» (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал «годные остатки», стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Годные остатки ТС/АМТС (ГОТС)

Годные остатки поврежденного транспортного средства — это исправные и годные к эксплуатации к детали, узлы или механизмы, которые можно продать. Стоимость годный остатков — это наиболее вероятная рыночная стоимость реализации этих деталей с учетом накладных расходов, связанных со снятием, хранением, транспортировкой и продажей.

Детали, признающиеся годными остатками, не должны иметь повреждений и должны иметь возможность быть использованными по своему назначению. При этом допускается наличие на деталях незначительных повреждений, не влияющих на эксплуатационные качества (царапин, потертостей)

Деталь не должна носить признаков конструктивных изменений, не предусмотренных изготовителем, деформаций, нарушений целостности. Также на детали должны отсутствовать заметные следы ремонта, например, шпатлевки, клея, следов механической, термической и прочей обработки и т.п.

Осмотр ТС при экспертизе годных остатков ТС

При проведении независимой экспертизы годных остатков ТС осмотр транспортного средства служит для определения перечня поврежденных деталей и узлов, которые относятся к годным остаткам.

Автомобиль должен быть предоставлен на осмотр в неотремонтированном виде. Отдельные детали, принадлежавшие ранее этому автомобилю (сорванные при аварии или снятые в дальнейшем), должны однозначно идентифицироваться как принадлежащие именно этому автомобилю.

Возможно проведение экспертизы годных остатков ТС по предоставленным документам или фотографиям. Среди документов могут быть акты осмотра, акты дефектовки, заказ-наряды. По предоставленным данным эксперт делает вероятностный вывод о стоимости годных остатков.

Стоимость годных остатков рассчитывается на дату ДТП, если в задании на оценку или в постановлении о назначении экспертизы не указано иное.

В отдельных случаях материалы, входящие в состав остатков ТС, могут быть оценены как стоимость лома составляющих их металлов. Однако в связи с тем, что стоимости затрат на разборку и доставку зачастую превышает стоимость металлолома, то стоимость непригодных к эксплуатации остатков обычно не рассчитывается.

Расчет годных остатков

Годные остатки ТС возможно рассчитать только при условии полного уничтожения ТС, то есть когда стоимость восстановительного ремонта ТС (с учетом износа поврежденных деталей) выше 80% его рыночной стоимости на день аварии. Также годные остатки рассчитываются когда нет технической возможности провести восстановление ТС.

Расчет годных остатков не производится если ТС не подлежит разборке, а также если на региональном рынке запасных частей отсутствует спрос на детали, признанными годными остатками.

Что в страховании имущества понимают под полной гибелью?

18.01.2016&nbsp | Вернуться в список

Не стоит обманываться, считая, что тотал – это абсолютное уничтожение собственности. В редких случаях это так, но в большинстве ситуаций полной гибелью имущества является ущерб на сумму, превышающую экономически целесообразные затраты на его ремонт.

  1. Ущерб. С имуществом должен произойти инцидент (от которого оно застраховано): пожар, затопление водой, ДТП и т. д.
  2. Сумма восстановления – средства, которые требуются для ремонта поврежденного предмета или его замены по системе «новое за старое».
  3. Нецелесообразные траты на ремонт. Это некий порог – стоимость восстановления застрахованных предметов/объектов, которую страховщик считает поводом для признания полной гибели.

В разных СК эта пороговая цена ремонта, начиная с которой имущество признается погибшим, определяется на своем уровне. Для автокаско, например, она установлена на уровне 60%-80%.

То есть, если в мастерской оценят повреждения (цену восстановительных работ) на уровне 60-80% от страховой суммы, то автомобиль будет «направлен в тотал» и сумма возмещения за страховое событие будет считаться по правилам страховки от полной гибели. Как это?

Формы выплат при тотале

Перед тем как определиться с расчетом компенсаций, надо уточнить, в какой из двух форм он будет осуществляться. Это зависит от страхователя, у него есть два варианта:

  • письменно отказаться от годных остатков в пользу СК (передать все, что осталось от застрахованного объекта в собственность страхового партнера) и получить всю сумму выплаты при полной гибели;
  • оставить себе остатки и получить выплаты за вычетом их стоимости.

Особенностью первой формы выплаты (полной) является то, что она по закону не предполагает учета при оценке ущерба (определении возмещения) износа застрахованного имущества. Это важно для оценки возмещения при полной гибели транспорта.

Расчет выплаты при страховании полной гибели

Сама практика определения размера компенсации при тотале, которая де-факто используется некоторыми страховщиками страны, строится на трех условиях:

  • полная гибель не отменяет годные к продаже остатки (запчасти, упаковочный материал), они в любом случае учитываются (их надо либо передать СК, либо согласиться на сниженную выплату);
  • база для расчета – страховая сумма по договору: она либо перечисляется страхователю в 100%-м объеме, либо от нее минусуется цена остатков.

Важные моменты при оформлении страхового случая по страховке от полной гибели

Есть вещи, которые должен понять, принять и запомнить страхователь, чтобы отстаивать свои интересы в работе с любым страховщиком при страховании от полной гибели имущества:

  • страховщик не может отказаться принимать годные остатки или требовать их передачу в комиссионный магазин, бюро утилизации, завод по переработке и т. д.;
  • залогодержатель на условиях полной гибели не может на них претендовать или как-либо участвовать в решении (он выступает выгодоприобретателем по договору в части остатка по долгу, но не более того);
  • СК выгодно завышать стоимость ремонта, чтобы привести ее к размеру полного уничтожения объекта: заподозрив такое намерение, страхователь может и должен провести свою экспертизу;
  • учет износа (для любого имущества, кроме страхования от полной гибели груза ) при передаче остатков не производится, сумма выплачивается полностью;
  • оценивать годные остатки или сам застрахованный предмет силами независимого специалиста держатель полиса может по своему усмотрению – согласие страховщика ему не нужно.

Как страховать риск тотальной гибели?

Страхование от полной гибели – важный и нужный риск, который необходимо учитывать в полисе. Но с ним нужно уметь работать. Мы защищаем и представляем исключительно ваши интересы страхователя, потому честно предупреждаем: подводных камней, с ним связанных, в правилах некоторых СК присутствует много.

Чтобы не занизить свою выплату при полной гибели и не согласиться по незнанию на невыгодные для вас условия, работайте с проверенными компаниями. В нашем списке партнеров – только надежные исполнители рынка, а для вашей максимальной экономии мы с ними договорились о лояльных тарифах для наших заказчиков.

У нас на сайте вы можете посчитать, сколько стоит страхование по КАСКО от полной гибели или полис для любого другого типа имущества с выводом результатов от разных СК в одной табличке. Это удобно: вам останется только сравнить, выбрать оптимальное предложение и подать заявку. А мы гарантируем, что качество этой защиты будет высшим.

Об экспертизе

Если автомобиль значительно пострадал в аварии, его восстановление может быть признано экономически нецелесообразным. Это решение принимается, как правило, в случае, если сумма потенциального восстановительного ремонта в несколько раз превышает рыночную цену самого авто. Однако нередко остаются отдельные детали и узлы, пригодные для дальнейшего применения по их назначению.

Годными принято считать компоненты автомобиля, сохранившиеся в относительно исправном виде и позволяющие определить некоторую остаточную стоимость. Признанные работоспособными детали демонтируются с разбитого транспортного средства и подлежат реализации. Чтобы рассчитать их реальную рыночную цену, назначается специальный вид экспертного исследования — определение годных остатков авто.

Определение стоимости пригодных остатков ТС после ДТП заключается в следующем:

  • тщательный анализ состояния выявленных частей и компонентов авто, степени их целостности и работоспособности;
  • расчет действительной ценности сохранившихся в целости деталей в денежном эквиваленте с учетом ценовых тенденций вторичного рынка.

Определение стоимости годных остатков автомобиля в Санкт-Петербурге — одна из услуг, которую предоставляет Центр «ПетроЭксперт». Наши специалисты имеют соответствующую квалификацию и многолетний опыт работы для проведения объективной и достоверной экспертизы.

Ремарка

Если попавшее в ДТП транспортное средство нецелесообразно восстанавливать, скорее всего, что в нем сохранились определенные узлы и механизмы или детали, вполне пригодные для употребления. Не принимайте скоропалительного решения о продаже пострадавшего авто. Скорее всего Вам предложат неадекватную цену за него. Следует для начала внимательно самостоятельно осмотреть транспортное средство и попытаться обнаружить уцелевшие части. Затем для получения квалифицированной оценки годных остатков обратиться к опытному специалисту-эксперту. Так, вы сможете реализовать сохранившиеся детали и узлы по соответствующей рыночной цене.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *