Управление служебным автомобилем – еще не гарантия того, что водитель будет осторожен. Но если человек попадает в аварию, улаживание ситуации происходит немного иначе, чем у того, кто ехал на собственном авто. И это не означает, что водителю удастся избежать ответственности.

Что делать, если попал в аварию на служебной машине

Если ДТП уже произошло, главное – не растеряться, четко и быстро выполнить следующие действия:

  • включить «аварийку» и выставить на дорогу соответствующий знак;
  • узнать, есть ли в другом автомобиле пострадавшие, при необходимости помочь им и вызвать «скорую»;
  • не менять положение поврежденных ТС;
  • вызвать сотрудников ГИБДД;
  • позвонить своему руководству, чтобы они могли связаться со страховщиком;
  • осмотреть служебную машину, предварительно определить полученные дефекты;
  • сфотографировать место происшествия во всех подробностях и с разных ракурсов, а также автомобили участников аварии;

  • найти и записать имена, телефоны и адреса очевидцев случившегося, убедить их дать показания;
  • объяснить сотрудникам ГИБДД, как все произошло;
  • не признавать себя виновным (пусть сначала соответствующие органы это докажут);
  • проследить, чтобы в протоколе было верно описано видение ситуации, стояло определение «водитель», а не «виновник»;
  • в документе так же должна быть информация о свидетелях;
  • если протокол не отражает истинных обстоятельств дела, свое несогласие следует зафиксировать в нем;
  • забрать у сотрудника ГИБДД все документы, которые положены в таких случаях, а недостающие получить в ближайшем отделении полиции.

Рекомендуем прочитать о правилах общения с инспектором ГИБДД. Вы узнаете об основаниях для остановки авто, правилах общения с инспектором ГИБДД, видеосъемке регистратором разговора, правах и ограничениях сотрудников ГИБДД.
А подробнее о штрафе за спецсигналы.

Какая ответственность за ДТП

Вне зависимости от формы собственности автомобиль является источником повышенной опасности. Но последствия ДТП не всегда улаживаются тем, кто был за рулем, если транспорт служебный.

В рабочее время

Если во время аварии автомобилист осуществлял свои профессиональные обязанности, ответственность возлагается на организацию, которой принадлежит ТС. Это регламентируется статьей 1068 Гражданского Кодекса РФ:

Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Если все оформлено законным образом, на автомобиль должна быть страховка. Выплата на ремонт осуществляется:

  • Из средств страховой компании другого участника аварии, если он признан виновным. Здесь к водителю служебного авто, являющегося потерпевшей стороной, обычно не предъявляют претензий. Он освобождается от судебных тяжб в качестве истца, выступая третьей стороной. Тем более не будет истребовано никаких выплат из собственного кармана наемного работника.

Ремонтировать машину придется за счет страховщика, виновного в аварии. А если у последнего нет полиса, то за его личные средства.

  • Страховой фирмой, выдавшей ОСАГО на служебную машину, если ее водитель виноват в ДТП. В данном случае часть выплат могут потребовать с него самого, вычитая деньги из зарплаты. Например, если он грубо нарушил правила, или страховка не покрывает ущерб целиком. Водителя служебного ТС могут вынудить восстанавливать и автомобиль, принадлежащий организации. Если он откажется делать это добровольно, фирма подаст в суд и скорее всего выиграет дело.

В нерабочее время

Иначе все происходит, если автомобилист использовал служебную машину в личных целях в нерабочее время. В поездке у него нет путевого листа и других сопроводительных документов. Здесь тоже могут быть два варианта ответственности:

  • Работник признан потерпевшей стороной. В этом случае ремонт машины должен происходить за счет страховщика другого участника аварии. Но он может отказаться делать это добровольно, сославшись на то, что действие полиса не распространяется на использование ТС в нерабочее время. Организации, которой принадлежит авто, придется подавать в суд. Дело наверняка удастся выиграть.

Но если страховая выплата не покроет весь ущерб, доплачивать придется водителю, попавшему в аварию в нерабочие часы.

  • Он признан виновным в ДТП. Здесь все еще сложнее. Возмещать урон, нанесенный другой стороне, обяжут организацию, на которую зарегистрировано авто. Но она потребует возврата выплаты с работника, воспользовавшегося ТС в неурочное время. Если он не желает возмещать ущерб добровольно, работодатель подаст в суд. Сделать это разрешает статья 243 Трудового Кодекса РФ, гласящая:

«Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях: … причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;… причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.».

Кроме выплаты пострадавшей стороне, на него ляжет необходимость ремонтировать и служебную машину. Организация может также потребовать со своего сотрудника погашения морального вреда, подав иск в суд.

Кто платит за разбитое служебное авто, если в ДТП нет виновных

Отсутствие виновника в аварии приводит к тому, что выплаты страховой компанией, если это полис ОСАГО, не производятся. Но служебный автомобиль оказывается разбитым, значит, требует ремонта. В этом случае организация должна восстанавливать его за свой счет. Или подавать в суд для выявления виновника и взыскания с него возмещения ущерба. Но требовать со своего водителя, чтобы он оплачивал ремонт автомобиля из личных средств, работодатель не имеет права.

Нередко сотрудника в таких случаях вынуждают составлять долговую расписку, чтобы с ее помощью незаконно получить с него деньги на восстановление ТС. Водителю ни в коем случае не следует поддаваться давлению и подписывать ее. Ведь работодатель с этим документом пойдет в суд. И тот, несмотря на отсутствие заверения расписки нотариусом, может принять решение о выплате водителем несуществующего долга.

О том, когда страховая компания отказывает в выплате ОСАГО на законных основаниях, смотрите в этом видео:

Если вина обоюдная

Иногда виновными в ДТП называют обоих водителей. В этом случае ущерб погашается страховыми компаниями, но только в размере 50%. Или сумма делится в соответствии со степенью вины каждого. Но второй участник ДТП может потребовать недостающие деньги с организации, в которой трудится водитель служебного авто. А она имеет право подать в суд уже на своего работника, чтобы вернуть выплаченные по этому иску деньги.

Рекомендуем прочитать о лишении прав за ДТП. Вы узнаете о классификации ответственности за ДТП, наказании за ДТП с пострадавшими и без, в алкогольном опьянении.
А подробнее о том, как проверить, была ли машина в ДТП.

Садясь за руль служебной машины, автомобилист не должен рассчитывать, что отвечать за его нарушения будет работодатель. Но не стоит также брать на себя вину за ДТП и разбитую машину, если ее нет. При попытке организации взвалить все выплаты на сотрудника лучше идти в суд, взяв в помощники опытного юриста. Он скорее разберется в том, кто, кому и сколько должен возмещать.

Если автомобиль организации попал в ДТП

УФНС по Чувашской республике

Налоговые последствия дорожно-транспортного происшествия, а также порядок бухгалтерского учета зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим наиболее типичные из них.

В ДТП, произошедшем по вине сотрудника, пострадал только автомобиль компании

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, возмещается в полном объеме лицом, которое его причинило (ст. 1064 ГК РФ).

Трудовым кодексом предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. В статье 238 ТК РФ установлена обязанность сотрудника возместить нанесенный работодателю прямой действительный ущерб. Речь идет о реальном уменьшении или ухудшении состояния наличного имущества работодателя. Доходы, не полученные организацией вследствие произошедшего события (упущенная выгода), с сотрудника не взыскиваются. Значит, работник организации, признанный виновным в ДТП, должен компенсировать работодателю расходы на возмещение реального ущерба. Доказательством вины служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Обратите внимание: обязанность работника возместить организации прямой действительный ущерб в полном объеме не зависит от того, заключен ли с ним договор о полной материальной ответственности. Если сотрудник признан виновным в ДТП, то вред причинен скорее всего в результате несоблюдения правил дорожного движения (административный проступок). Согласно пункту 6 статьи 243 ТК РФ это влечет полную материальную ответственность работника перед работодателем.

Процедура взыскания ущерба с виновного сотрудника состоит из следующих этапов.

1. Организация устанавливает размер ущерба от ДТП. Для этого создается соответствующая комиссия (ст. 247 ТК РФ). Размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени его износа (ст. 246 ТК РФ). Величина ущерба рассчитывается на день его причинения или обнаружения, то есть на тот день, когда произошло ДТП. Как правило, размер ущерба при ДТП определяется исходя из стоимости ремонта поврежденного основного средства (автомобиля) и стоимости использованных запчастей.

2. Работодатель (комиссия) устанавливает причины возникновения ущерба. В статье 247 ТК РФ сказано, что от работника требуется письменное объяснение причин аварии. Форма этого документа не утверждена. Работник составляет его в произвольной форме и ставит на нем подпись. Если сотрудник отказывается или уклоняется от подобных объяснений, оформляется акт. Он также составляется в произвольной форме и подписывается несколькими должностными лицами организации или членами комиссии.

3. Организация взыскивает ущерб с виновного сотрудника. Сумма причиненного ущерба, не превышающая среднего месячного заработка работника, может быть удержана из его зарплаты на основании приказа руководителя организации. Форма документа произвольная. Приказ издается не позднее одного месяца со дня окончательного установления размера ущерба (абз. 1 ст. 248 ТК РФ). Согласно статье 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате зарплаты не может превышать 20%. Предположим, что месячный срок истек или сотрудник не согласен добровольно возмещать причиненный ущерб, сумма которого превышает его средний месячный заработок. Тогда взыскать ущерб можно только в судебном порядке (абз. 2 ст. 248 ТК РФ).

Виновный может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглашению между работодателем и сотрудником допускается рассрочка платежа (абз. 4 ст. 248 ТК РФ). В этом случае работник выдает работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. Допустим, работник, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, уволился и отказался его возместить. Сумму непогашенной задолженности работодатель взыскивает через суд.

Поврежденный автомобиль может быть отремонтирован силами организации либо с привлечением специализированной компании (автосервиса).

Налогообложение. Расходы на ремонт основных средств являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Основание — пункт 1 статьи 260 и пункт 5 статьи 272 НК РФ. Это правило применяется, если организация определяет доходы и расходы методом начисления. Те, кто применяет кассовый метод, учитывают подобные затраты после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов согласно пункту 3 статьи 250 НК РФ. Поэтому сумма ущерба, взысканная с виновного в ДТП сотрудника, — это внереализационный доход фирмы. Те, кто определяет доходы и расходы методом начисления, отражают их на дату признания ущерба должником либо на дату вступления в законную силу решения суда (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе названные доходы учитываются на дату получения денежных средств (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Обычно сумма доходов в виде возмещения ущерба равна сумме расходов на ремонт поврежденного в аварии автомобиля. Однако в расходы организация включает сумму ремонта автотранспортного средства за вычетом НДС, а во внереализационных доходах признает всю сумму причиненного ущерба. То есть затраты фирмы на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, осуществленные с учетом НДС, виновный сотрудник обязан компенсировать ей в полном объеме, включая НДС.

Денежные средства, полученные компанией от виновного сотрудника в виде компенсации затрат на ремонт попавшего в ДТП автомобиля, не облагаются НДС, поскольку их получение не связано с реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав. Значит, такие денежные средства организация не включает в налоговую базу по НДС. На этом основании суммы НДС, предъявленные фирме по выполненным подрядчиком ремонтным работам, вычету не подлежат даже при наличии всех подтверждающих документов (счета-фактуры и акта выполненных работ).

Бухгалтерский учет. Затраты организации на ремонт основных средств включаются в расходы по обычным видам деятельности на дату приемки у подрядчика выполненных работ (п. 7 и 18 ПБУ 10/99). В зависимости от специфики компании и учетной политики для целей бухучета указанные расходы отражаются по дебету счетов учета затрат 20, 23, 25, 26 и 29.

Сумма ущерба, взысканная с виновного работника, относится к поступлениям в счет возмещения убытков, причиненных организации, и включается в прочие доходы (счет 91) согласно пункту 7 ПБУ 9/99.

ПРИМЕР 1

В марте 2008 года водитель ООО «Гермес» А.П. Кузовлев, управляя служебным автомобилем, въехал в бетонное ограждение. Другие автомобили в ДТП не пострадали. Компания не приобретала полис КАСКО. А.П. Кузовлев, признанный виновным в аварии, согласился возместить организации ущерб. В том же месяце автомобиль был отремонтирован в автосервисе, что подтверждено счетом-фактурой и актом выполненных работ, датированными мартом 2008 года. Ремонт обошелся организации в 11 800 руб. (включая НДС 1800 руб.). В целях исчисления налога на прибыль ООО «Гермес» применяет метод начисления. Оклад водителя — 20 000 руб., в марте 2008 года — 20 рабочих дней. С марта 2007 по февраль 2008 года он отработал 220 дней. За этот период ему начислено 165 000 руб.

Средний заработок работника в месяце, когда произошло ДТП, — 15 000 руб. (165 000 руб. : 220 дн.# #20 дн.). Поскольку сумма ущерба не превышает среднемесячного заработка сотрудника, директор ООО «Гермес» издал приказ об удержании этой суммы из зарплаты водителя начиная с марта 2008 года.

В марте А.П. Кузовлеву причиталось 17 400 руб. , поэтому из его зарплаты было удержано 3480 руб. (17 400 руб.#20%). Аналогично рассчитывается сумма удержаний в следующих месяцах. Они будут производиться вплоть до полного взыскания всей суммы ущерба.

Налоговый учет. Расходы на ремонт автомобиля в сумме 10 000 руб. ООО «Гермес» включило в состав прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения прибыли, в марте 2008 года. Поскольку сотрудник согласен возместить причиненный ущерб, всю сумму — 11 800 руб. фирма отразила в составе внереализационных доходов в марте 2008 года.

НДС. Фактически ремонт был произведен за счет средств, полученных от виновного работника в виде компенсации ущерба. Такие средства не облагаются НДС. Предъявленный НДС в сумме 1800 руб. ООО «Гермес» к вычету не принимает, а относит за счет полученного возмещения.

В бухгалтерском учете организации в марте 2008 года сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 10 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, выполненного подрядчиком;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 1800 руб. — учтен предъявленный НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 11 800 руб. — оплачены ремонтные работы;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 11 800 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 1800 руб. — списан «входной» НДС по ремонтным работам за счет суммы, полученной в возмещение ущерба;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 20 000 руб. — начислена зарплата А.П. Кузовлеву за март 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 2600 руб. (20 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ из зарплаты водителя;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 3480 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты виновного.

БУКВА ЗАКОНА
Сумма страхового возмещения по договору ОСАГО ограниченна

Страховая сумма, в пределах которой страховая компания при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет (ст. 7 Закона № 40-ФЗ):

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 000 руб.;
— возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 000 руб.;
— возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 000 руб.

Указанные суммы выплачиваются при наступлении каждого страхового случая независимо от их числа в течение срока действия договора ОСАГО.

В результате ДТП пострадали третьи лица

Работник организации стал виновником дорожно-транспортного происшествия, в результате которого был поврежден автомобиль другого участника дорожного движения. В статье 1068 ГК РФ сказано, что организация обязана возместить вред, причиненный ее работником при исполнении трудовых, служебных или должностных обязанностей. Это относится не только к лицам, работающим по трудовым договорам, но и к тем, кто выполняет работы по гражданско-правовому договору и действует по заданию нанявшей его компании.

Транспортные средства являются источником повышенной опасности (п. 1 ст. 1079 ГК РФ). За вред, нанесенный при их эксплуатации, Гражданским кодексом установлена ответственность для юридических и физических лиц. Конечно, если не будет доказано, что вред нанесен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность по возмещению вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, владеющих автомобилем на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) либо на ином законном основании. Например, в качестве арендаторов, по доверенности на право управления транспортным средством или в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ).

Согласно статье 931 ГК РФ можно застраховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. По договору страхования ответственности страхуется риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность возлагается.

С вступлением в силу Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ (далее — Закон № 40-ФЗ) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) стало обязательным. Владельцы автотранспортных средств за свой счет страхуют риск гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (п. 1 ст. 4 Закона № 40-ФЗ).

Итак, если организация застраховала ответственность по ОСАГО или заключила договор добровольного страхования, то ущерб пострадавшим возместит страховая компания.

В статье 1072 ГК РФ сказано, что если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения причиненного вреда, то организация, застраховавшая свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, компенсирует разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. В свою очередь организация, возместившая третьим лицам ущерб, причиненный по вине работника, вправе потребовать от него возмещения (регресса). Это следует из положений статьи 1081 ГК РФ. Таким образом, если сотрудник попал в ДТП, в результате которого пострадали третьи лица, и страховая выплата по ОСАГО не покрыла сумму нанесенного им ущерба, работодатель должен возместить разницу между суммой ущерба и страховой выплатой, а затем взыскать ее с виновника аварии. То есть общая величина материального ущерба, которую виновный в ДТП работник возмещает работодателю, складывается из расходов фирмы на ремонт собственного автомобиля и суммы ущерба, причиненного третьим лицам, в части, которая не покрыта страховой выплатой по ОСАГО пострадавшей стороне.

Налогообложение. Как уже отмечалось, затраты на ремонт собственного автомобиля организация в налоговом учете включает в прочие расходы (п. 1 ст. 260 НК РФ).

Затраты на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам, являются внереализационными расходами на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ. Но указанная норма применяется только при условии, что сумму ущерба, нанесенного третьим лицам в результате ДТП, организация взыскивает с сотрудника, по вине которого произошла авария. В противном случае затраты не считаются экономически оправданными (см. письмо Минфина России от 24.07.2007 № 03-03-06/1/519). При методе начисления расходы в виде возмещения ущерба организация учитывает на дату признания его должником либо на дату вступления в силу решения суда (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). При кассовом методе такие расходы отражаются согласно пункту 3 статьи 273 НК РФ — после фактической оплаты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Если организация отказалась взыскивать ущерб с сотрудника

Учитывая конкретные обстоятельства, при которых был причинен ущерб, работодатель вправе полностью или частично отказаться от взыскания его с виновного работника (ст. 240 ТК РФ). Так, директор организации может принять решение не удерживать компенсацию с сотрудника, признанного виновным в ДТП, если сочтет, что авария произошла при смягчающих обстоятельствах. Например, работник выполнял срочное служебное поручение в неблагоприятных погодных условиях или в ночное время. Организация не сможет учесть расходы по возмещению ущерба, причиненного аварией третьим лицам и не покрытого виновным сотрудником, в целях налогообложения прибыли. Ведь подобные затраты не направлены на получение дохода, а значит, не соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ (письма Минфина России от 09.04.2007 № 03-03-06/2/66 и от 24.07.2007 № 03-03-06/1/519).

Страховую выплату по ОСАГО, а также сумму возмещения ущерба, полученную от виновного в аварии работника, организация-работодатель включает во внереализационные доходы (п. 3 ст. 250 НК РФ). Они учитываются на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба либо признания ущерба виновным сотрудником или на дату вступления в силу решения суда (при методе начисления). При кассовом методе эти суммы отражаются на дату их получения от работника или страховщика.

Денежные средства, полученные от сотрудника, виновного в ДТП, в виде компенсации затрат организации на ремонт поврежденного в аварии автомобиля не облагаются НДС. Не подлежит обложению НДС и страховая выплата по ОСАГО, полученная фирмой от страховой организации. Значит, если ремонт поврежденного имущества оплачивается за счет сумм, полученных по договору страхования, организация не принимает к вычету НДС по ремонтным работам, хотя имеет необходимые документы из автосервиса.

Бухучет. Стоимость ремонта автомобиля, поврежденного в ДТП, организация включает в расходы по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). Затраты на возмещение убытков третьим лицам она учитывает в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Суммы возмещения ущерба организации, полученные от страховой компании или взысканные с виновного работника, включаются в состав прочих доходов (п. 7 ПБУ 9/99). Указанные поступления учитываются в том отчетном периоде, в котором они признаны соответственно страховщиком, сотрудником или судом вынесено решение об их взыскании (п. 16 ПБУ 9/99).

Следовательно, при взыскании ущерба через суд в бухучете доходы отражаются раньше, чем в налоговом учете. Ведь в целях налогообложения они признаются не на дату вынесения решения суда, а на дату его вступления в законную силу.

ПРИМЕР 2

Сотрудник ООО «Гермес» С.Н. Шипов в феврале 2008 года на автомобиле организации попал в аварию и был признан виновным. Пострадал не только автомобиль организации, но и автотранспорт, принадлежащий другому участнику дорожного движения — фирме ООО «Камелия». Причиненный ей ущерб независимый эксперт оценил в 125 000 руб. Страховая выплата по ОСАГО составила 120 000 руб. Не покрытую страховкой сумму ООО «Гермес» перечислило пострадавшей стороне в апреле 2008 года. На ремонт собственного автомобиля ООО «Гермес» израсходовало 23 600 руб. (включая НДС 3600 руб.). Имеются акт выполненных работ и счет-фактура, выставленные автосервисом и датированные мартом. Общая сумма материального ущерба, которую работник обязан выплатить ООО «Гермес», — 28 600 руб. (125 000 руб. – 120 000 руб. + 23 600 руб.).

В апреле 2008 года суд вынес решение, что С.Н. Шипов должен возместить ущерб, причиненный имуществу работодателя, а также сумму ущерба третьей стороны, не покрытого страховым возмещением. Оклад С.Н. Шипова — 24 000 руб.

В налоговом учете стоимость ремонта автомобиля — 20 000 руб. ООО «Гермес» включило в прочие расходы в марте 2008 года. Ущерб, причиненный ООО «Камелия» и не покрытый страховой выплатой, в сумме 5000 руб. (125 000 руб. – 120 000 руб.) ООО «Гермес» учитывает как внереализационные расходы в апреле 2008 года. После вступления в силу решения суда ООО «Гермес» отразит внереализационные доходы (сумму возмещения ущерба) в размере 28 600 руб. Эту сумму организация будет удерживать из зарплаты С.Н. Шипова до полного погашения задолженности.

НДС. Поскольку ремонт автомобиля оплачен из средств, полученных в порядке возмещения ущерба и не облагаемых НДС, сумму налога, предъявленную автосервисом по ремонтным работам, — 3600 руб. компания не вправе принять к вычету. Она списывает ее за счет полученного возмещения.

В бухучете ООО «Гермес» перечисленные операции были отражены так:

март 2008 года

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 20 000 руб. — отражена стоимость ремонта автомобиля, принадлежащего ООО «Гермес»;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 3600 руб. — учтена предъявленная сумма НДС;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 23 600 руб. — оплачены ремонтные работы;

апрель 2008 года

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 76
— 5000 руб. — отражена задолженность перед пострадавшей стороной за ущерб, не покрытый страховым возмещением;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51
— 5000 руб. — выплачен пострадавшей стороне ущерб, не покрытый страховым возмещением;

ДЕБЕТ 73-2 КРЕДИТ 91-1
— 28 600 руб. — отнесена на виновное лицо сумма ущерба;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 3600 руб. — отнесена за счет полученного возмещения сумма «входного» НДС по ремонту автомобиля;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70
— 24 000 руб. — начислена зарплата С.Н. Шипову за апрель 2008 года;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68
— 3120 руб. (24 000 руб.#13%) — удержан НДФЛ;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 73-2
— 4176 руб. — удержана часть суммы ущерба из зарплаты С.Н. Шипова.

Автомобиль пострадал от третьих лиц

Допустим, сотрудник организации на служебном автомобиле попал в ДТП, произошедшее по вине другого участника дорожного движения. Понесенный компанией ущерб компенсируется за счет страхового возмещения по договору ОСАГО. Сумму, не покрытую страховкой, возмещает виновная сторона. Если виновник — работник другой фирмы, то ущерб, не покрытый страховым возмещением, компенсирует данная фирма. Впоследствии она вправе потребовать от работника компенсации расходов в порядке регресса (ст. 1081 ГК РФ).

Пострадавшая сторона для получения страхового возмещения по договору ОСАГО обязана предоставить страховщику не только все документы и доказательства, но и предъявить поврежденный автомобиль или его остатки. Это нужно для того, чтобы выяснить обстоятельства причинения вреда и определить размер возмещаемых убытков. Страховщик осматривает автомобиль и организует независимую экспертизу (оценку) суммы ущерба (ст. 12 Закона № 40-ФЗ).

Налогообложение. Сумма возмещения, полученного от страховой компании, при исчислении налога на прибыль признается внереализационным доходом организации (п. 3 ст. 250 НК РФ). При методе начисления эта выплата учитывается на дату принятия страховой компанией решения о возмещении ущерба от аварии (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ). При кассовом методе организации отражают такие доходы после фактического получения денег от страховой компании (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 260 НК РФ затраты на ремонт поврежденного автомобиля относятся к прочим расходам. Они учитываются в сумме фактических затрат независимо от величины страхового возмещения, полученного от страховой компании по договору ОСАГО. Дело в том, что, во-первых, величина страховой выплаты ограничена размером, установленным в статье 7 Закона № 40-ФЗ. Фактический размер ущерба может превышать сумму страхового возмещения. Во-вторых, непосредственно в статье 260 НК РФ отсутствуют какие-либо ограничения на признание указанных расходов.

В соответствии с правилами и условиями договора ОСАГО ущерб от ДТП может быть возмещен и без привлечения страхователя. Например, страховая компания оплачивает ремонт поврежденного в аварии автомобиля непосредственно на расчетный счет или в кассу автосервиса. У организации — собственника транспортного средства в налоговом учете не возникает ни дохода в сумме страхового возмещения, ни расхода в сумме ущерба, связанного с наступлением страхового случая (письмо ФНС России от 18.03.2005 № 02-3-10/38).

Как мы уже выяснили, суммы компенсации затрат на ремонт поврежденного в аварии автомобиля, полученные организацией от страховой компании (от третьих лиц, виновных в ДТП), не облагаются НДС. Значит, организация, которая ремонтирует автомобиль за счет таких компенсационных средств, не имеет права на вычет НДС, предъявленного исполнителем за выполненные ремонтные работы.

Бухучет. Поступившее от страховой компании страховое возмещение включается в прочие доходы организации на основании пункта 7 ПБУ 9/99. Эта сумма отражается в учете в том отчетном периоде, в котором она признана страховщиком (п. 16 ПБУ 9/99). Затраты на восстановление автомобиля, поврежденного в результате аварии, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99).

ПРИМЕР 3

В мае 2008 года водитель ЗАО «Меркурий» П.В. Рулевский на автомобиле компании попал в аварию. Виновным в ДТП был признан гражданин Д.Ю. Синичкин. Фактические расходы на ремонт автомобиля, принадлежащего ЗАО «Меркурий», составили 17 700 руб. (включая НДС 2700 руб.). У ЗАО «Меркурий» имеются счет-фактура и акт выполненных работ из автосервиса, датированные маем 2008 года. По результатам независимой экспертизы ущерб составил 14 000 руб. Страховщик согласился возместить лишь эту сумму ущерба и в мае перечислил организации страховую выплату по ОСАГО в размере 14 000 руб.

В налоговом учете ЗАО «Меркурий» в мае 2008 года отразило расходы на ремонт автомобиля в размере 15 000 руб. После решения страховой компании о выплате страхового возмещения ЗАО «Меркурий» включило в налоговую базу по налогу на прибыль внереализационный доход в размере 14 000 руб.

НДС в сумме 2700 руб., предъявленной автосервисом, компания не может принять к вычету, поскольку ремонт был оплачен за счет компенсационных средств. Данная сумма налога покрывается за счет страхового возмещения.

В бухгалтерском учете ЗАО «Меркурий» в мае 2008 года были сделаны записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 60
— 15 000 руб. — отражена стоимость ремонта собственного автомобиля;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 2700 руб. — учтена сумма НДС, предъявленная автосервисом;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 17 700 руб. — оплачен ремонт автомобиля;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91-1
— 14 000 руб. — учтено в составе прочих доходов страховое возмещение (на дату принятия страховой компанией решения о выплате страхового возмещения);

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 19
— 2700 руб. — списана за счет страхового возмещения сумма НДС, предъявленная по ремонтным работам;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
— 14 000 руб. — получено страховое возмещение от страховщика.

Шамонова Н.Н.
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»
Публикация подготовлена при участии специалистов ФНС России
Журнал «Российский Налоговый Курьер» №10 за 2008 год

Попал в ДТП на служебном автомобиле: последствия

В большинстве компаний есть служебный автомобиль, которым пользуется или специальный водитель, или один из работников для выполнения своих поручений. Такой водитель, как и любой другой автомобилист, не застрахован от падания в аварию, ведь это происшествие происшествие практически невозможно предугадать.

Порядок действий после дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле существенно отличается от привычного.

Действия водителя, если попал в ДТП на служебном автомобиле

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый день, и большинство из них происходит с участием служебных автомобилей.

Автомобилист, который находится за рулем рабочего транспортного средства, должен знать о том, что по законодательству к таким участникам аварии применяются особые требования.

Действия водителя, ставшего участником дорожно-транспортного происшествия на служебном автомобиле, совпадают с последовательностью действий, совершаемых автомобилистами на собственных машинах.

  1. Сначала водитель должен остановить автомобиль, заглушить двигатель и поставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от авто.
  2. Далее автомобилист должен убедиться в том, что в результате происшествия нет пострадавших. Если таковые все же имеются, необходимо оказать им первую медицинскую помощь, чтобы поддержать жизнедеятельность пострадавшего до приезда кареты скорой помощи.
    Если у автомобилиста нет навыков оказания первой помощи, он может попросить об этом очевидцев произошедшего.
  3. Во время ожидания приезда представителей экстренных служб, водитель должен внимательно осмотреть служебный автомобиль и выявить все причиненные в результате дорожно-транспортного происшествия повреждения. Все найденные царапины, вмятины и сколы необходимо зафиксировать на фото или видеокамеру.
    Также желательно сделать снимки следов транспорта, оставшихся на дорожном покрытии, и местонахождение авто относительно стационарных объектов (светофоров).
  4. До приезда сотрудников ГИБДД нужно заручиться поддержкой свидетелей, взять их контактные данные.

Помимо этого, работник, попавший в ДТП, должен уведомить своего начальника о произошедшей аварии, так как только работодатель имеет право сообщить страховщику о наступлении страхового случая.

Действия работника после приезда сотрудников ГИБДД

По приезду на место происшествия сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен соблюдать определенные правила:

  1. Во время составления протокола водитель не должен признавать свою личную вину в ДТП на служебном автомобиле.
  2. Сотрудникам ГИБДД стоит рассказать ситуацию именно так, как ее увидел водитель. После рассказа необходимо убедиться, что инспектор зафиксировал произошедшее именно так, как рассказал работник.
  3. Перед тем, как поставить подпись на документе, водитель должен убедиться в том, что все было зафиксировано должным образом. Иногда инспектор вносит в протокол данные, которые в дальнейшем могут повлиять на ход разбирательства.
  4. После заполнения сотрудниками дорожной инспекции всех необходимых документов, работник должен получить свои экземпляры, чтобы в дальнейшем отдать их своему непосредственному работодателю.
    Также автомобилист должен уточнить адрес отделения ГИБДД, где он сможет получить недостающие документу для страховой компании.
  5. Если во время проверки документов, заполненных сотрудником ГИБДД, автомобилист должен указать ему на неточности и ошибки. Если инспектор оказывается вносить изменения, водитель должен отметить это в протоколе, рядом со своей подписью.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в рабочее время

Если автомобилист попал в ДТП, не имея страхового полиса, или если он не списан в данный полис, придется понести дополнительную ответственность.

Однако в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях, ответственность за недобросовестное исполнение страхового права возлагается на собственника транспортного средства.

Соответственно, если речь идет о служебном транспорте, разбираться со страховой компанией и выплачивать ущерб пострадавшим будет юридическое лицо. Водитель, который оказался участником дорожно-транспортного происшествия, не будет принимать участие в судебном разбирательстве.

Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему — просто обратитесь к нашему юристу:

+7 (495) 662-49-98 (Москва)

+7 (812) 603-42-95 (Санкт-Петербург)

8 (800) 600-26-45
(вся Россия)

Это быстро и бесплатно!

Однако автомобилист, находившийся за рулем служебного авто в момент аварии, понесет свою долю ответственности. Если в ходе разбирательства будет установлено, что именно этот человек стал виновником ДТП, ремонт служебной машины будет проводиться именно за его счет или из части его ежемесячной оплаты труда.

Работодатель имеет право привлечь виновника аварии, управляющего служебным авто, к ответственности, в соответствии с требованиями локальных нормативных правовых актов.

Если же в ходе судебного разбирательства будет установлено, что действия работника не были причиной дорожно-транспортного происшествия, ни представители государственных учреждений, ни его работодатель не будут иметь права привлекать его к каким-либо видам ответственности.

Стоит помнить о том, что ответственность за отсутствие страхового полиса или прочие деяния, совершенные автомобилистом, переходит на юридическое лицо только в том случае, если происшествие произошло в рабочее время, когда автомобилист-работник компании фактически выполнял свои служебные обязанности.

Если же водитель управлял служебным авто в нерабочее время, последствия аварии будут другими.

Мнение эксперта Карпова Екатерина Васильевна В 2006 году закончила Амурский государственный университет по специальности «юриспруденция». 2006-2013 — Арбитражный суд Амурской области. 2013 по настоящее время — юрист в Амурском областном онкологическом диспансере. Задать вопрос эксперту

Работодатель водителя обязан возместить вред, причиненный автотранспорту третьего лица в результате ДТП на служебном автомобиле. Если в аварии виновен работник, работодатель на основании статьи 1068 ГК РФ самостоятельно компенсирует ущерб пострадавшей стороне, а затем взыскивает его с работника в порядке регресса (статья 1081 ГК РФ).

В случае, когда ДТП произошло во внерабочее время, статья 1068 ГК РФ не применяется. Водитель будет нести ответственность лично как владелец источника повышенной опасности на основании статьи 1079 ГК РФ.

Ответственность за ДТП на служебном автомобиле в нерабочее время

Если в рабочее время автомобилист попал в ДТП на служебном автомобиле, ситуация разрешается достаточно просто. Всеми разбирательствами занимается юридическое лицо – собственник транспортного средства.

Однако такое возможно только в том случае, когда работник управлял авто во время фактического исполнения им своих трудовых обязанностей.

В противном случае, если водитель управлял авто в нерабочее время, даже имея на это разрешение от своего непосредственного работодателя, он будет должен в полной мере понести ответственность за совершенное им деяние.

Конечно, по закону, ответственность за автомобиль, ставший инициатором дорожно-транспортного происшествия, будет нести компания-собственник авто. Однако в том случае, если виновник аварии управлял транспортом в нерабочее время, юридическое лицо имеет полное право подать на него иск за повреждение авто.

В таком случае, водитель будет должен:

  1. Полностью возместить весь ущерб, понесенный работодателем.
  2. По желанию руководства организации компенсировать причиненный моральный ущерб.

Каждый автомобиль, который находится в собственности предприятия, выполняет определенные функции. Следовательно, если в течение определенного промежутка времени авто не используется, компания несет убытки.

В таком случае законодатель находится полностью на стороне руководителя компании, и позволяет ему не только получить с работника материальный и моральный ущерб, но и привлечь его к дисциплинарной ответственности (от выговора до увольнения).

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *