Руководитель НКО

Руководитель НКО

Добрый день, друзья. Руководитель НКО — лицо действующее без доверенности, полномочия которого подтверждает запить в выписке из ЕГРЮЛ Некоммерческой организации. Рассмотрим основные вопросы которые могут возникнуть.

  • Кем является руководитель НКО?
  • Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.
  • Как назначается Руководитель в НКО и как может покинуть свой пост?
  • Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

Создание и сопровождение НКО — наша профессия, даже если интересующий вопрос не был рассмотрен, звоните и мы ответим.Начнем. Некоммерческие организации регистрируются в соответствии с действующим законодательством РФ, и в списке требований, которые предъявляются к регистрации относится избрание единоличного исполнительного органа, т.е. избрание директора НКО или как принято говорить Руководителя НКО. Некоммерческие организации (НКО) регистрируются в Министерстве Юстиции. Организация считается созданной с момента внесения записи о создании в Единый Государственный Реестр Юридических Лиц. Некоммерческая организация может быть создана как одним учредителем – физическим или юридическим лицом (АНО, Фонд), так и несколькими учредителями (Общественная организация, ассоциация). Обращаем Ваше внимание, что Учредителями общественной организации могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения. Однако, как говорилось выше, независимо от организационно-правовой формы при создании Организации должен быть избран руководитель НКО (директор НКО). Конечно, должность может называться и по-другому, на Ваше усмотрение. Приведем основные варианты Руководителя НКО:

  • Генеральный директор
  • Президент
  • Председатель
  • Директор
  • Исполнительный директор
  • Вице-президент

Некоммерческая организация не может существовать без руководителя, формирование единоличного исполнительного органа в некоммерческой организации (руководителя НКО) предусмотрено Федеральным законом №7 о НКО. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) выбирается из состава учредителей Некоммерческой организации, если она корпоративная. Не забываем, что все органы управления корпоративной Организации при создании избираются из ее учредителей, а в дальнейшем из членов Организации. К корпоративным организациям относятся такие некоммерческие организации, как общественные организации, ассоциации, союзы, коллегии адвокатов. Руководитель НКО (Директор НКО и т.д.) может быть избран, как из состава учредителей, так и не быть ее учредителем, если создаваемая организация унитарная. К унитарным НКО можем отнести АНО, Фонды. Особых требований к Директору Некоммерческой организации не предъявляется. Некоммерческая организация. При создании НКО на учредительном собрании избирается руководитель НКО. В протоколе учредительного собрания указывается Фамилия имя отчество выбранного руководителя. Подписи в протоколе ставят все учредители организации. В некоммерческой организации может быть как один руководитель, так и несколько. Например, Президент и Вице-президент, Председатель и заместитель председателя. Все они являются единоличными исполнительными органами, однако функции их должны быть разграничены. К примеру, Президент осуществляет представительские функции в некоммерческой организации, а Вице-президент выполняет текущее руководство деятельностью НКО. Без доверенности от имени организации могут действовать как оба руководителя, так и только один. Например, президент действует без доверенности, Вице-президент действует по доверенности. В Выписку из единого государственного реестра вносятся сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Поэтому, если действует без доверенности только один из двух руководителей, то в заявлении на государственную регистрацию по форме Р11001 будут указаны только его паспортные данные и наименование должности, и в выписке из ЕГРЮЛ будут указаны сведения только об этом руководителе. Если говорить о смене руководителя, то подлежат государственной регистрации изменения только о лице, имеющем право действовать без доверенности. Если руководитель действует по доверенности, то сведения не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц. Поэтому смена руководителя, который действует по доверенности, не требует регистрационных данных в МИНЮСТе. Отстранить от должности и назначить на должность руководителя действующего по доверенности можно внутренним протоколом Высшего органа управления Организации. Хотелось бы еще затронуть такой момент как «Приказ» о назначении на должность руководителя. Как уже говорилось ранее, НКО считается созданным с момента внесения в ЕГОРЮЛ записи о создании Организации. Следующим этапом является получение документов, однако, это не исчерпывающий перечень документов, например, для открытия расчетного счета. Поэтому, кроме печати, первым делом нужно изготовить приказ о назначении на должность руководителя организации и назначить на ответственного за бухгалтерское сопровождение НКО. Приказ подписывает руководитель организации. Таким образом, он назначает «сам себя» на должность. При смене руководителя, кроме протокола готовится Приказ об освобождении от должности старого руководителя. Приказ готовится от даты протокола, и подписывает приказ действующий руководитель. Далее готовится второй приказ, где уже назначается нового руководителя. Данный приказ готовится также от даты протокола, однако подписывается новым руководителем. На должность руководителя НКО (некоммерческой организации) может быть назначено физическое лицо. Как правило, руководитель имеет лидерские качества и знает специфику деятельности руководителя. Его часто называют начальником, директором, председателем, президентом НКО. Решение о наименовании должности принимают учредители Некоммерческой организации, которое отражается в учредительных документах НКО. Несомненно, руководитель должен разбираться в деятельности создаваемой организации. Многие учредители некоммерческой организации изначально создают ее на добровольных началах, и не претендуют на оплату. Если директор некоммерческой организации, являясь примером для подражания других сотрудников, осуществляет свою деятельность на безвозмездных началах, то и численность сотрудников, осуществляющих работу на безвозмездной основе, будет только увеличиваться. Если организация корпоративная, то руководитель НКО доложен быть избран из ее членов. Если же организация унитарная, то можно привлечь руководителя и со стороны. Также возможно даже приглашение лица, имеющего специальные навыки. Наиболее успешным вариантом будет руководитель, который напрямую заинтересован в разрешении проблем, которые пытается решить некоммерческая Организация. Например, в России и заграницей зачастую создают Фонды помощи больным детям. Когда затронут вопрос, касаемо здоровья детей, несомненно, родители направляют все силы реализации возможностей их лечения и дальнейшей реабилитации. Поэтому, лучшим руководителем НКО, занимающейся помощью больным детям, будет один из родителей, в чей семье есть такой ребенок. Также не стоит забывать, что руководитель НКО (Директор НКО, Председатель НКО, Президент НКО) осуществляет представительские функции Организации. Поэтому, человек, занимающий данную должность, должен быть стресс устойчив, с лидерскими качествами, и навыками ведения диалога с представителями власти и государственными органами.

Полномочия, ответственность и обязанности руководителя НКО.

Деятельность некоммерческих организаций отличается от коммерческих, в главную очередь тем, что денежные средства, полученные НКО не распределяются между ее учредителями. Все поступления направляются на определенные цели: конкретные люди, которые нуждаются в помощи, решение определенных проблем (защита прав и законных интересов граждан, развитие спорта, культуры и искусства, реализация социально-значимых программ и проектов). Единоличный исполнительный орган управления Организации – Руководитель НКО (директор НКО, председатель НКО, президент НКО) может осуществлять представительские функции, осуществлять руководство отдельными направлениями деятельности Организации, осуществлять административные функции. Вся компетенция руководителя прописывается в уставе, однако Фамилия Имя Отчество в уставе не указываем. Сведения о руководителе указываются в заявлении и протоколе учредительного собрания. Руководитель НКО (может):

  1. без доверенности или по доверенности осуществляет деятельности от лица НКО, а также представляет интересы Организации и совершает от ее лица сделки;
  2. предоставляет доверенность с правом представительства от лица НКО, в том числе могут выдаваться доверенности с правом дальнейшего передоверия;
  3. руководитель вправе открывать и закрывать в банке расчетные счета созданной Организации;
  4. руководитель вправе осуществлять основное руководство текущей деятельностью НКО;
  5. руководитель вправе осуществлять текущее руководство деятельностью созданных НКО, комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп;
  6. руководитель вправе утверждать основные правила, процедуры, а также иную внутреннюю документацию Организации, за исключением только тех документов, утверждение которых относится к компетенции других органов управления организации;
  7. руководитель вправе принимать новых членов в корпоративную организацию, однако порядок прима новых членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  8. руководитель вправе исключать членов из корпоративной организации, однако порядок исключения членов относится к компетенции Общего собрания (для корпоративных организаций);
  9. руководитель вправе вести реестр членов корпоративной организации;
  10. руководитель вправе, в рамках собственной компетенции принимать решения и издавать распоряжения, а также различного рода приказы и другие документы, по основным вопросам деятельности НКО, которые обязаны исполнять все члены и штатные сотрудники (для корпоративных организаций);
  11. именно руководитель занимается организацией бухгалтерского учета и отчетности в НКО;
  12. руководитель НКО вправе распоряжается имуществом НКО в рамках, которые устанавливает Общее собранием корпоративной НКО, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации; (для корпоративных организаций);
  13. руководитель НКО (директор НКО) от имени Организации осуществляет взаимодействие с государственными структурами, государственными, коммерческими и некоммерческими Организациями, а также взаимодействует с российскими, зарубежными и международными организациями;
  14. руководитель Некоммерческой организации осуществляет руководство, от лица Организации, международной деятельностью;
  15. руководитель НКО, как лицо действующее о имени Организации без доверенности, вправе предъявлять от лица НКО претензии и различные исковые заявления к юридическим лицам и гражданам России и зарубежных стран;
  16. руководитель должен ежегодно предоставлять отчет о продленной работе Общему собранию членов (для корпоративных организаций);
  17. руководитель должен поддерживать прямые контакты, а также связи с коммерческими, некоммерческими и другими организациями, которые поддерживают цели деятельности НКО, руководитель вправе заключать определенные соглашения, участвовать в работе съездов, дискуссий, конгрессов, семинаров, круглых столов, конференций, форумов, выставок и мероприятий;
  18. руководитель НКО рассматривает наиболее актуальные проблемы, которые связанны с деятельностью, осуществляемой Организацией;
  19. руководитель занимается подготовкой материалов, проектов и предложений по вопросам реализации и развития уставных целей Некоммерческой Организации;
  20. руководитель Организации вправе проводить конференции, конгрессы, семинары, круглые столы, дискуссии, съезда, форумы, которые бы соответствовали целям, ради которых создана Организация;
  21. руководитель предоставляет Общему собранию членов отчеты о результатах своей деятельности (в корпоративных организациях);
  22. устанавливает численность сотрудников штатного аппарата Организации, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  23. Руководитель вправе содействовать привлечению инвестиций, и направлять их для расширения сферы деятельности Организации, а также финансирования проектов и программ некоммерческой организации;
  24. Руководитель (президент, директор, председатель) НКО разрабатывает различные проекты сметы доходов и расходов (финансового плана) Организации для последующего утверждения сметы (финансового плана) на Общем собрании членов (для корпоративных организаций);
  25. Руководитель вправе распоряжаться средствами Организации, но только в пределах, утвержденной Общим собранием членов организации, сметы.
  26. Деятельность руководителя НКО направлена на организацию выполнения и реализацию уставных целей Организации, предмета деятельности и программ Организации;
  27. Руководитель занимается осуществлением мониторинга работа и сбора отчетов в рамках профинансированных Организацией программ;
  28. К компетенции руководителя относится представление в уполномоченный орган ежегодный отчета о деятельности Организации, который содержит сведения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в том числе, и о нарушениях требований действующего законодательства, которые были выявлены в результате проверки, проведенной налоговыми органами, и о конкретных мерах по устранению этих нарушений;
  29. Руководитель осуществляет привлечение для выполнения работ, услуг, проектов, экспертиз, научных исследований и разработок необходимых специалистов, экспертов, творческих и иных коллективов по трудовым соглашениям и договорам гражданско-правового характера.

Как назначается руководитель в НКО. Увольнение и смена руководителя НКО

Стоит уделить внимание вопросу «увольнения» директора. Если Вы решили покинуть пост руководителя НКО, то недостаточно написать заявления. Необходимо добиться смены руководителя, таковым является только внесение изменений в ЕГРЮЛ. Поэтому если Вы написали заявление на увольнение – вы еще числитесь руководителем НКО и несете ответственность за ее деятельность, и будете являться руководителем до тех пор, пока данные не будут исключены из ЕГРЮЛ. В интересах действующего руководителя найти нового руководителя и поменять, через подачу документов в МИНЮСТ. Срок смены директора 1,5 месяца.

Также может возникнуть ситуация, когда в действующей организации необходим еще один руководитель. Тогда необходимо будет вносить изменения в Устав Организации и Протоколом назначать лицо на эту должность. В уставе прописывается компетенция двух руководителей. Стоимость наших услуг по смене руководителя составляет 10 000 рублей. Для составления документов на смену руководителя от Вас потребуются следующие данные:

  • ОГРН организации;
  • копия действующей редакции устава;
  • копия паспорта нового руководителя НКО;
  • список членов органа управления Организации, в компетенцию которого входит смена руководителя;
  • телефон и почта, которые будем указывать в заявлении

Мы готовим все необходимые документы. К ним относятся:

  • Приказ об освобождении от должности руководителя;
  • Приказ о назначении нового руководителя;
  • Протокол о смене руководителя;
  • Заявление по форме Р14001.

После того, как все документы подготовлены, новый руководитель заверяет заявление и доверенность у нотариуса на представление интересов организации в МИНЮСТе. Стоимость услуг нотариуса составит примерно 5000 рублей. Также обязательно с собой к нотариусу необходимо взять все оригиналы уставных документов: устав, ОГРН, ИНН, Лист записи, выписка, протокол о назначении на должность нового руководителя, протокол о создании организации, а также печать организации, паспорт руководителя). Без указанных документов выше, заявление не заверят. Оплата государственной пошлины при смене руководителя не предусмотрена. Мы самостоятельно по доверенности подаем и получаем документы в МИНЮСТе.

Заработная плата руководителя в НКО. Может ли она отсутствовать?

На момент назначения руководителя НКО (директора НКО) на должность правомерно встает вопрос о документальном оформлении. На данный момент существует два варианта развития событий:

  1. Заключение трудового договора. Заключение трудового договора влечет за собой включение сотрудника (руководителя НКО) в штат Организации, назначение заработной платы, а также отчисление взносов во все государственные инстанции. Несомненное преимущество такого оформления отражается в наработке трудового стажа, записи в трудовой книжке сотрудника, а также сдаче отчётности в фонды. Но учитывайте, если руководитель получает на руки, например, 20т.р, отчисления в бюджет составят около 10т.р. Которые состоят из НДФЛ и Страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС
  2. Еще есть такой вариант, как частный случай гражданско-правового договора. Вследствие заключения такого договора, каждый участник может осуществлять деятельность только на безвозмездной основе, не требуя взамен никакой материальной оплаты. Как правило, такие лица самостоятельно вносят взносы и пожертвования в пользу некоммерческой организации. В данном случае не требуется сдавать развернутой отчетности в государственные органы. Многие считаю такой договор спорным, попробую внести ясность. Данное право возникает вследствии нескольких оснований. 1. Заключить такой договор с руководителем может только Некоммерческая организация. 2. НКО имеет право принимать добровольные взносы и пожертвования, которые не являются налогооблагаемой базой. 3. Добровольные взносы и пожертвования могут быть произведены в денежной форме, товарной, нематериальной и трудом. Данный договор близок к волонтерству, который многим понятен. Но руководитель не волонтер, он заключает гражданско-правовой договор о безвозмездном оказании услуг.

Важно! Также стоит обратить внимание, что руководитель действует не на основании договора и нельзя его рассматривать как обычного работника. Руководитель прежде всего должностное лицо, действующее на основании уставных документов. Его полномочия подтверждает выписка из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). На их основании он обладает полномочиями, материальной и прочей ответственностью. Трудовой или гражданско-правовой договор, являются следствием для руководителя, но не причиной его работы.

Часто встает вопрос, что Руководитель НКО сам себя принимает на работу и назначает себе зарплату. Это не совсем так! Он исполняет уже принятое решение, например общим собранием членов НКО или его учредителями, которое избирает руководителя нко. Это можно напрямую прописать в предмете договора, что он заключен на основании общего собрания членов нко №___ от____20__г. Несмотря на то, что в договре с обеих сторон стоит подпись назначенного руководителя. Эти подписи поставлены не на основании его единоличного решения.

Автономные НКО — Структура управления АНО

Структура органов управления АНО.

Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций.

Высшим органом управления автономной некоммерческой организации является коллегиальный орган управления, основной функцией которого является обеспечение соблюдения Автономной некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. Именно обеспечением реализации этой функции и обусловлена компетенция коллегиального высшего органа управления.

Компетенция коллегиального высшего органа управления по составу входящих в нее полномочий может быть подразделена на исключительную и общую. Исключительная компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов не могут быть переданы никакому другому органу управления общества — ни постоянно действующему коллегиальному органу управления, ни исполнительному органу; общая компетенция означает, что полномочия по решению ряда вопросов могут быть переданы другому органу управления.

К исключительной компетенции коллегиального высшего органа управления относится решение следующих вопросов:

1. изменение устава Автономной некоммерческой организации;

2. определение приоритетных направлений деятельности Автономной некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

3. образование исполнительных органов Автономной некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

4. реорганизация и ликвидация автономной некоммерческой организации и д.р.

Все вопросы, отнесенные к исключительной компетенции определены в ст. 29 ФЗ № 7 «О некоммерческих организация».

В Автономной некоммерческой организации помимо высшего коллегиального органа управления при создании организации может быть сформирован исполнительный коллегиальный орган, к общей компетенции которого, например, можно отнести решение следующих вопросов:

  • утверждение планов проведения мероприятий Организации;
  • разработка структуры штатного аппарата Организации, смету расходов на его содержание и передает на рассмотрение и утверждение высшему органу управления Организации;
  • подготавливает и организует проведение заседаний органов управления Организации;
  • представляет отчет о своей работе на высшему органу управления Организации и др.;

Обязательным органом в любом юридическом лице, в том числе и в автономной некоммерческой организации является – руководитель.

Наименование должности в соответствии с действующим законодательством Вы определяете самостоятельно это может быть как Президент, Директор, Исполнительный директор, Генеральный директор, Председатель, Председатель совета, Комиссар, и т.д.

Ниже приведем примерный список полномочий, которые можно определить для руководителя.

Руководитель, как правило:

  • действует без доверенности от имени Организации, подписывает финансовые документы, заключает хозяйственные и трудовые договоры, выдает доверенности, представляет Организацию в суде, арбитражном и третейском суде;
  • открывает и закрывает в банках счета Организации;
  • заключает договоры, осуществляет юридические действия от имени Организации, приобретает имущество и управляет им;
  • возглавляет и организует исполнительскую работу;
  • утверждает должностные обязанности сотрудников Организации в соответствии со штатно-должностным расписанием, утверждаемым Советом, осуществляет общий контроль над их деятельностью;
  • организует бухгалтерский учет и отчетность;
  • принимает решения и издает приказы по оперативным вопросам внутренней деятельности Организации и прочее;

Определение порядка управления деятельностью Автономной некоммерческой организации предполагает формулирование и отражение в уставе ряда положений, без которых управление автономной некоммерческой организацией будет невозможно.

Учредительными документами устанавливаются следующие положения:

  • структура органов управления;
  • компетенция органов управления;
  • порядок формирования и срок полномочий органов управления;
  • порядок принятия решения органами управления;
  • порядок выступления от имени некоммерческой организации.

Управляющая организация в качестве руководителя НКО

Приветствую вас, коллеги и гости ресурса! Хочу высказаться и услышать ваши мнения.

Все началось с очередной внутренней несправедливости. Вопрос в теме на форуме: «Может ли у НКО быть Управляющая организация? Как у ООО». Ответ, — исходя из практики, — приходится давать: «Нет, не может. Не пропустят». Хотя на самом деле, НКО является, в понимании гражданского законодательства, таким же юридическим лицом, как и ООО, и ответ должен быть диаметрально противоположным. Но факты… Они все-таки упрямы, эти факты, Минюст не пропускает никакие управляющие компании в качестве единоличного исполнительного органа у некоммерческой организации. Расхождение теории и практики вызвано, на мой взгляд, нашим и Клиента страхом обжаловать, судиться, идти до конца. И я решил «подонкихотствовать». Ниже изложена правовая позиция, что у НКО все-таки может быть в качестве ЕИО управляющая компания. Если вдруг кто-то решит обжаловать и судиться – пусть мой материал будет ему в помощь.

Итак, согласно действующему законодательству, некоммерческая организация (далее по тексту — НКО) является юридическим лицом.

«1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом».

(ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК).

«Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками».

(ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» (далее по тексту 7-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 53 ГК

«Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом. Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом. Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц».

Такому же принципу вторит и специальный закон 7-ФЗ в п. 1 ст. 28:

«Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами…».

Таким образом, и ГК и Закон об НКО единогласно утверждают, что НКО-юридическое лицо управляется органами управления и единодушно относят установление структуры и регламента их действия на усмотрение высшего органа управления, в чьей компетенции формировать и утверждать в окончательной редакции устав, который и регулирует нужный нам вопрос. То есть единственная наша обязанность касательно передачи полномочий Единоличного исполнительного органа (далее по тексту — ЕИО) Управляющей организации, это:

  • Закрепление возможности такого способа управления в учредительном документе.
  • Внесение сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (абз. 4 п. 3 ст. 29 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 30 закона об НКО 7-ФЗ,

«Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией».

Какие услуги юристов востребованы прямо сейчас. Что юрист может предложить клиенту или работодателю. Разберём на вебинаре 29 июня.

В абз. 1 п. 3 ст. 65.3 ГК РФ установлено, что в качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо. Т.е. передать полномочия (все или часть) ЕИО Управляющему / Управляющей организации право НКО, данное действующим законодательством.

А теперь цементируем свою позицию выдержкой из ГК о правоспособности юридического лица. Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ,

«Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде».

Как мы видим, никаких ограничений и оговорок нормативная база не содержит, а значит должен быть единообразный порядок правоприменения и на вопрос «Вправе ли некоммерческая организация передать полномочия своего единоличного исполнительного органа другому юридическому лицу — управляющей организации?» должен быть лишь один ответ: «Да, вправе, если такой порядок управления предусмотрен учредительным документом некоммерческой организации и не противоречит действующему законодательству».

Оговорка приведена на случай, если в каких-то НКО все таки предусмотрено на федеральном уровне управление только физическими лицами. Мне такое не известно, но я и не звезда законодательства об НКО.

Некоммерческий бюджет: как чиновники стали использовать НКО в своих целях

Впрочем, подсчеты неполны, поскольку множество НКО, получающих субсидии и иные формы поддержки от государства, не обязательно учреждены правительством. Например, АНО «Институт перевода» была учреждена десятком вузов и получила 111 субсидий только из федерального бюджета. А «открытое правительство» в России внедрялось через АНО «Аналитический центр «Форум» без участия государства, но с частичным финансированием через Внешэкономбанк.

Свободное финансирование

С 2015 по 2019 год правительство выделило почти 250 млрд руб. субсидий только на поддержку автономных некоммерческих организаций. А в 2019 году субсидии на НКО в целом составили примерно 152 млрд руб., среди крупнейших получателей — Российский научный фонд и АНО «ТВ Новости» (Russia Today). Почему примерно? Потому что не всех получателей субсидий можно считать НКО в классическом их понимании. Например, к некоммерческим организациям формально относятся политические партии, получающие бюджетное финансирование.

Любовь чиновников именно к АНО, возможно, объясняется тем, что из всех НКО они максимально приближены к коммерческой деятельности. АНО не вправе лишь свободно распределять прибыль — она должна идти на уставные цели организации. Зато все имущество, переданное учредителями АНО, переходит в собственность организации. Деятельность АНО не подпадает не только под 44-ФЗ о госзакупках, но и под менее требовательный 223-ФЗ, регулирующий закупки госкомпаний. Фактически они сразу выпадают из-под регулирования, относящегося и к коммерческим, и к бюджетным учреждениям.

Мы видим, что чаще всего АНО создаются в таких секторах, как СМИ (телеканал ОТР, Russia Today), вузы (университет «Иннополис», университет «20.35»), организация крупных мероприятий (дирекции сочинской Олимпиады и Универсиад 2019 года в Красноярске и 2023 года в Екатеринбурге). В регионах органы власти все чаще переводят в форму АНО местные СМИ и спортивные клубы.

Даже если предположить, что в некоторых случаях создание подобных структур оправданно, в целом тенденция тревожит. В России нет федерального закона, устанавливающего требования к прозрачности АНО. Нет единого перечня АНО, учрежденных государством. Если все же найти список этих организаций с помощью ЕГРЮЛ, реестра субсидий, реестра организаций, имеющих лицевые счета в Казначействе России, и т.п., то вы увидите, что даже не у всех получателей крупных субсидий есть официальные сайты, а если они и есть, то там не публикуются сведения об органах управления, нет годовых и финансовых отчетов, нет даже базовых сведений о деятельности.

Выравнивание условий

На наш взгляд, все НКО, в учредителях которых значатся российское правительство и органы исполнительной власти регионов, должны:

  • действовать согласно 223-ФЗ по размещению закупок;
  • публиковать исчерпывающие сведения об органах управления на своих сайтах;
  • соблюдать те же требования по раскрытию сведений на bus.gov.ru, что и бюджетные учреждения;
  • публиковать исчерпывающие годовые отчеты, исчерпывающий перечень которых должен раскрываться на сайтах правительства и региональных администраций.

Прозрачность и доверие к государству может и должно начинаться с правительства. Создание некоммерческих организаций и прямое их субсидирование — это вывод огромных бюджетных средств из-под общего регулирования. Если правительство не готово до сих пор к реформе системы государственного управления в целом и пользуется лайфхаками в виде создания НКО, то хотелось бы, чтобы этот инструмент работал по понятным правилам.

Рассказываем о главных событиях и объясняем, что они значат.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *