Иностранная структура без образования юридического лица

В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.

В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;

  • это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).

Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.

Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.

Пример: Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.

Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией

Контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.

Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица

Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:

а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:

  1. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;

  2. физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;

б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

  • такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;

  • такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;

  • такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).

Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:

  • такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;

  • такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;

  • такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);

  • такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.

Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица

Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.

Уведомление в ИФНС

Организации и физические лица — налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:

  • об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;

  • о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.

Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).

Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).

Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:

  • являются контролирующими лицами КИК;

  • обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).

Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.

При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:

  • за непредставление уведомления;

  • представление с опозданием;

  • указание неверных сведений в уведомлении.

Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК

Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:

  • за 2015 г. — 50 млн руб. и более;

  • за 2016 г. — 30 млн руб. и более;

  • за 2017 г. и последующие — более 10 млн. руб.

Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.

При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.

Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество

Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.

Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.

В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.

При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.

Предприниматель без образования юридического лица

Обновление: 25 июля 2017 г.

Индивидуальный предприниматель – это гражданин, который исполнил обязанность по регистрации и в результате приобрел статус индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Своими действиями он обеспечил себе особое правовое положение – новый круг прав, обязанностей, форм ответственности за исполнение обязательств и гарантий исполнения прав

Иногда в документах организаций, в специальной литературе, в деловом обороте используется сокращение ПБОЮЛ. В ст. 23 ГК РФ говорится, что граждане занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуальных предпринимателей.

Признаки индивидуального предпринимателя

На законных основаниях физические лица могут вести свое дело, если они зарегистрированы в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Индивидуальный предприниматель имеет следующие характеристики:

  1. Дееспособный, или признанный таковым, либо ограниченно дееспособный с согласия законных представителей, гражданин – гражданин РФ, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, имеющий место жительства на территории РФ;
  2. Осуществляет деятельность на свой риск;
  3. Ведет предпринимательскую деятельность самостоятельно, от своего имени, не имеет права на фирменное наименование;
  4. Зарегистрирован в установленном порядке (имеется запись о нем в ЕГРИП);
  5. Отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, кроме того, на которое закон запрещает накладывать взыскание (ст. 446 ГПК РФ);
  6. Ведет деятельность с целью систематического получения прибыли;
  7. К деятельности ИП применяются правила и нормы, которые действуют в отношении коммерческих юридических лиц.

Правовое положение предпринимателя без образования юридического лица.

Статус индивидуального предпринимателя не является универсальным и действует только в отношении видов деятельности, которые гражданин заявил при регистрации. Коды видов деятельности конкретного предпринимателя указаны в ЕГРИП в записи о нем.

Особое правовое положении ИП в гражданском обороте определяются тем, что с одной стороны индивидуальный предприниматель остается гражданином с неотъемлемыми общегражданскими правами, свободами и обязанностями: право на имя, защиту чести и достоинства, на жилище и т.д.

С другой стороны, как участник предпринимательской деятельности приобретает новые права и обязанности, свойственные юридическим лицам. Этим фактом определяются особенности правового положения ИП.

Например, как ИП гражданин имеет право:

  • выбора вида деятельности, обязан соблюдать наложенные законом ограничения (лицензирование, уведомление и т.д.);
  • быть работодателем, обязан соблюдать все нормы трудового и налогового законодательства;
  • выбора системы налогообложения, применения налоговых льгот, право не вести бухучет, но обязан строго выполнять нормы налогового законодательства и т.д.

Имеет право открытия счетов в банке, иметь печать, иметь собственный товарный знак.

Как субъект гражданских правоотношений ИП действует в соответствии с принципами и правилами гражданского права: добросовестно, по своей воле, в своих интересах, не извлекая преимуществ из незаконного поведения (ст. 1 ГК РФ) и т.д.

Организация бизнеса в форме индивидуального предприятия проще, чем в форме юридического лица в плане процедуры регистрации, ведения налогового и бухучета, шире объем прав, но законодательством устанавливаются ограничения для ИП. Например, некоторые виды деятельности (банковская, страховая, торговля оружием и т.д.) ведутся только организациями.

Ведение деятельности в соответствии с регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица есть реализация гражданином своего конституционного права на предпринимательскую деятельность, т. е. основным источником гарантий свободы предпринимательства является Конституция РФ. Гарантией реализации предпринимательских прав граждан служат в том числе государственные механизмы поддержки – льготы, субсидирование, регламентация деятельности проверяющих органов и т.д.

Если гражданин ведет предпринимательскую деятельность без регистрации, он не вправе ссылаться в суде на отсутствие регистрации., он не может воспользоваться правами и гарантиями, предоставленные индивидуальным предпринимателям законом, но несет общегражданскую, административную и уголовную ответственность (ст 14.1 КоАП РФ, ст. 171 УК РФ).

Споры из предпринимательской деятельностью граждан решаются арбитражными судами.

Признание гражданина, в том числе имеющего статус ИП, банкротом происходит, если в течение трех месяцев просроченная задолженность составляет более 500 тысяч рублей, за исключением частных случаев, оговоренных Законом о банкротстве. Ст. 24 ГК РФ определяет полную имущественную ответственность граждан, не разделяя должника гражданина и индивидуального предпринимателя. Утрата предпринимательского статуса не освобождает гражданина от ответственности, возникшей из предпринимательской деятельности.

Создание общественной организации без регистрации

Главная / Блог главного редактора / Создание общественной организации без регистрации

В предыдущем посте я писала о встрече с екатеринбургскими (и не только) общественниками на тему создания НКО. Одной из темой обсуждения было создание общественного объединения без регистрации. Опишу как создать такое объединение.

Сначала объясню, чем отличаются зарегистрированные и незарегистрированные общественные объединения (это разновидности некоммерческих организаций).

Реализовать свое право на объединение (ст. 30 Конституции РФ) граждане могут в трех формах.

Статус простого объединения граждан

Он возникает исходя из факта объединения граждан в какую-либо группу. То есть как только люди собрались и решили, что у них будет объединение с определенными целями, такое объединение уже появилось.

В качестве примера можно привести некоторые группы в социальных сетях (особенно с закрытым членством), например, группа Цивилистика – она объединяет людей, которым интересно гражданское право. Другой пример – Лига друзей Филармонии – это некое объединение слушателей филармонии, его члены имеют карточку, дающую право на скидки, также Филармония иногда собирает членов Лиги друзей для того, чтобы, например, рассказать о новом музыкальном сезоне или что-то обсудить.

Но надо помнить, что на такие объединения не распространяются нормы Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Статус общественного объединения без образования юридического лица

Статья 5 Закона № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимает «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения».

Для того чтобы создать такое общественное объединение, необходимо:

— не менее трех участников;

— организовать общее собрание, на котором будет принято решение о создании объединения, при этом оформить протокол общего собрания, составить и утвердить устав.

Плюсы у этой формы перед простым объединением в том, что него будут распространяться все нормы законодательства об общественных объединениях (например, право иметь печать, бланки, символику, обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, быть учредителем СМИ и т.д.). При этом не надо будет тратить деньги и нервы на регистрацию, бухучет, налоговую отчетность и отчетность перед Министерством юстиции.

Такое объединение в этом случае уже приобретает статус субъекта права, особые права и обязанности, однако еще не имеет статуса субъекта гражданского права – к примеру, не может открывать счета и выступать в качестве субъекта имущественных отношений. Получается, если такое объединение и собирает деньги, то юридически все они принадлежат не ему как организации, а его членам, а имущество, приобретенное на данные средства, будет в общей долевой собственности его членов.

Дело в том, что, согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. Таким образом, перечень субъектов гражданского права исчерпывающий, никаких объединений в этом перечне нет (это распространяется и на первый вид объединения).

Статус общественного объединения как юридического лица

Для того чтобы объединение начало свое существование в качестве юридического лица, оно должен быть зарегистрировано в установленном порядке. Организационно-правовые формы такого юридического лица могут быть различными: общественный фонд, общественная организация и др.

В данном случае объединение признается полноправным субъектом гражданского права, а значит, может:

— организовать полный контроль поступающих денежных средств родителей и распределить их на нужды объединения;

— назначить ответственных, обеспечить бухгалтерский учет всех поступлений;

— открыть расчетный счет в банке;

— заключать договоры от имени объединения.

Создавать общественное объединение со статусом юридического лица имеет смысл лишь когда есть значительные поступления денежных средств или если вы собираетесь участвовать в конкурсе на получение гранта (многие грантодатели требуют регистрацию в качестве юридического лица). Иначе затраты сил и средств на создание будут нецелесообразны.

Этапы создания общественного объединения без регистрации

  1. Выбор организационно-правовой формы
  2. Определение названия, целей, задач
  3. Разработка устава
  4. Учреждение объединения на общем собрании, выбор органов и утверждение устава

С этого момента объединение создано!

Содержание устава общественного объединения (ст. 20 ФЗ «Об общественных объединениях»)

  • название
  • цели
  • Организационно-правовая форма
  • территория деятельности
  • структура, руководящие органы, их компетенция и порядок формирования
  • условия и порядок приобретения и утраты членства
  • права и обязанности членов
  • источники формирования денежных средств и иного имущества
  • права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав
  • порядок реорганизации и (или) ликвидации

Решение о создании должно содержать:

  • Собственно решение о создании такого-то объединения (указать полное название)
  • Решение об утверждении устава
  • Решение об утверждении руководящих и контрольно-ревизионных органов

В качестве образца могу предложить готовые формы устава и протокола о создании общественной организации (это один из видов общественного объединения):

Конечно, необходимо приспособить все это под свою организацию. Важно, чтобы в итоге остались обязательные сведения, которые нужно указывать в уставе (см. выше их перечень). Но даже если потом выясниться, что какие-то пункты устава вам не подходит или вы хотели бы добавить что-то еще, то порядок изменения устава предельно прост – нужно просто разработать новую редакцию и утвердить на общем собрании (кстати, можно предусмотреть какой-то другой порядок, например, утверждение не общим собранием, а правлением). И ничего не надо будет регистрировать.

Журнал «Налоги и платежи»

Н.В. Лукашин, аудитор

Деятельность коммерческой организации часто не ограничивается территорией одного муниципального образования. Тогда организация создает филиалы и представительства — обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения организации.

В настоящей статье рассматриваются правовые аспекты деятельности таких организаций, а также особенности их бухгалтерского учета и налогообложения.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гражданским законодательством России предусмотрены две основные формы обособленных подразделений, расположенных вне места нахождения юридического лица — филиалы и представительства (ст. 55 Гражданского кодекса РФ). Представительство отличается от филиала своим функциональным назначением: оно представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал же осуществляет все функции организации или их часть, в том числе и функции представительства.

Отметим, что выделяя лишь два вида обособленных подразделений юридического лица, ГК РФ не ограничивает юридическое лицо в создании обособленных подразделений иных видов.

Филиал (представительство) не является юридическим лицом. Это структурное подразделение организации, его составная часть.

Из этого положения вытекают следующие особенности функционирования филиала (представительства):

  • филиал (представительство) осуществляет деятельность только от имени создавшего его юридического лица;
  • ответственность по обязательствам филиала (представительства) несет создавшее его юридическое лицо (даже в тех случаях, когда действия филиала (представительства) осуществляются якобы не от имени юридического лица);
  • филиал (представительство) может предЪявлять иск в судебные органы только от имени юридического лица;
  • государственная регистрация филиала (представительства) действующим законодательством не предусмотрена (не следует путать государственную регистрацию с постановкой на учет в налоговых органах);
  • филиал (представительство) наделяется имуществом создавшим его юридическим лицом, при этом сам филиал (представительство) не является собственником переданного ему имущества;
  • филиал (представительство) не имеет самостоятельного баланса. Данные баланса филиала (представительства) включаются в общий баланс юридического лица.

В акционерном обществе решение о создании филиала (представительства) принимается Советом Директоров (наблюдательным советом). В обществе с ограниченной ответственностью таким правом обладает Общее собрание участников.

Следует обратить особое внимание на то, что после принятия решения о создании филиала (открытия представительства) в устав юридического лица должны быть внесены соответствующие изменения, поскольку в силу ст. 55 ГК РФ, филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Государственная регистрация изменений, вносимых в устав в связи с образованием филиалов (представительств), с 1 июля 2002 года производится в порядке, установленном главой VI Федерального закона от 08.08.01 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. При этом нужно обратить внимание на то, что доверенность, определяющая круг полномочий, выдается именно руководителю филиала (представительства), на его имя, а не филиалу или представительству в целом.

Примерная форма доверенности выглядит так.

Доверенность N 45

г. Москва, 18 июня 2002 г.

Открытое акционерное общество «Тополь» в лице генерального директора Иванова П. С., действующего на основании Устава, настоящим уполномочивает Петрова Николая Григорьевича (паспорт N 123456, серия I-ЛБ, выдан ОВД г. Калуги 20.04.65) действовать в качестве руководителя филиала ОАО «Тополь» (далее — Филиал) в городе Нижний Новгород и осуществлять следующие действия:

  • представлять ОАО «Тополь» в государственных органах РФ в связи с регистрацией или перерегистрацией Филиала, вести от имени и в интересах ОАО «Тополь» любые гражданские дела во всех судебных инстанциях;
  • осуществлять руководство Филиалом и действовать от его имени и в его интересах, в том числе, но не ограничиваясь этим, с правом заключать любые сделки и подписывать договоры и иные необходимые документы, связанные с деятельностью Филиала, открывать расчетные, валютные и иные счета Филиала в банках и иных кредитных организациях, распоряжаться находящимися на них денежными средствами, подписывать финансовые документы.

Подпись доверенного лица Петрова Н.Г. _____________ удостоверяю.

Доверенность выдана сроком до 1 июня 2003 г. без права передоверия.

Генеральный директор ОАО «Тополь» ________________ П.С. Иванов

Основным внутренним документом, регламентирующим деятельность филиала (представительства), является Положение о филиале (представительстве). Состав информации, подлежащей раскрытию в данном документе, определяется головной организацией самостоятельно.

В Положении целесообразно предусмотреть, как минимум, следующие разделы:

— цели, задачи и функции филиала (представительства);

— виды осуществляемой деятельности;

— органы управления филиалом (представительством);

— источники образования имущества;

— порядок взаимодействия с органами головной организации;

— контроль за деятельностью филиала (представительства).

Следует отметить, что вне зависимости от осуществляемых обособленным подразделением функций, по месту нахождения филиала (представительства) организацией может быть открыт банковский счет, право распоряжаться которым предоставляется руководителю обособленного подразделения.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ

Бухгалтерский учет в организациях, имеющих обособленные подразделения, может иметь различные формы. Основными факторами, влияющими на постановку учета в филиале или представительстве, являются функции обособленного подразделения и виды его деятельности, территориальная удаленность обособленного подразделения, организация финансовых и товарных потоков между головной организацией и обособленным подразделением, обЪем совершаемых хозяйственных операций, источники финансирования расходов обособленного подразделения, разграничение полномочий по принятию управленческих решений между головной организацией и обособленным подразделением.

По характеру организации учетного процесса все филиалы (представительства) можно условно разделить на два основных вида: выделенные и не выделенные на отдельный баланс.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
НЕ ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

В филиалах и представительствах, обЪем операций и количество сотрудников которых незначительно, бухгалтерский учет, как правило, ведется без выделения обособленного подразделения на отдельный баланс. Такие подразделения обычно выполняют одну — две задачи, не сопряженные со сложным технологическим процессом. Обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, как правило, не имеют отдельного банковского счета. Все средства, как денежные, так и материальные, они получают от головной организации.

В рассматриваемом случае филиал не ведет бухгалтерского учета и, соответственно, не имеет в своем штате бухгалтера (бухгалтерской службы). Первичные учетные документы, оформляемые филиалом (представительством), в установленные внутренними нормативными документами сроки передаются в бухгалтерию головной организации. Бухгалтерия производит обработку указанных документов и отражает их в учете. При этом операции, имущество и обязательства, связанные с деятельностью обособленного подразделения, учитываются головной организацией на отдельных субсчетах.

Однако первичные документы могут и не передаваться в бухгалтерию головной организации, если в обособленном структурном подразделении есть бухгалтер, который осуществляет первичную обработку документов филиала (представительства) и их систематизацию. В таком случае в головную организацию передаются реестры документов или справки бухгалтера обособленного подразделения. Записи в бухгалтерском учете производятся бухгалтерией головной организации на основании вышеназванных документов.

Необходимо подчеркнуть, что учетная политика организации, имеющей обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс, должна включать в себя информацию о постановке учетного процесса в таких обособленных подразделениях. В рабочем плане счетов необходимо предусмотреть отдельные субсчета для филиалов (представительств), не выделенных на отдельный баланс, а формы справок, реестров или иных документов, представляемых бухгалтером обособленного подразделения (если такой предусмотрен), должны быть утверждены в приложении к учетной политике.

Кроме того, внутренними нормативными документами организации необходимо установить строгий порядок оформления и учета операций обособленного подразделения, порядок документооборота между головной организацией и обособленным подразделением, в том числе перечень ответственных лиц, сроки и способ доставки документов в бухгалтерию головной организации.

УЧЕТ В ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ,
ВЫДЕЛЕННЫХ НА ОТДЕЛЬНЫЙ БАЛАНС

Подразделения, выделенные на отдельный баланс, имеют собственную бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером филиала (представительства). Бухгалтерская служба производит обработку, систематизацию и хранение первичной документации, ведет бухгалтерский учет всех операций, имущества и обязательств, связанных с деятельностью обособленного подразделения, осуществляет формирование бухгалтерской отчетности обособленного подразделения.

В соответствии с п. 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы. Следовательно, отчетность обособленного подразделения является внутренней отчетностью и подлежит передаче в бухгалтерию головной организации для составления бухгалтерской отчетности организации в целом. Другими словами, баланс юридического лица включает в себя балансы обособленных подразделений и баланс головной организации.

Следует особо отметить, что филиалы и представительства не вправе разрабатывать собственную учетную политику.

Вне зависимости от видов деятельности, места нахождения и иных факторов они должны руководствоваться единой учетной политикой организации и единым рабочим планом счетов. Данное требование предусмотрено п. 10 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.12.98 N 60н.

На практике это требование, к сожалению, нередко нарушается, причем чаще всего — подразделениями, деятельность которых существенно отличается от основной деятельности организации (например, головная организация — производственное предприятие, а подразделение — база отдыха). Очевидно, что если такие подразделения используют различные рабочие планы счетов (различную степень детализации, различную кодировку и пр.), применяют различные способы амортизации или способы списания товарно-материальных ценностей, то общий баланс юридического лица будет либо недостоверным, либо его формирование будет связано со значительной трудоемкостью пересчетов и корректировок.

Необходимо обратить внимание на то, что учетной политикой организации должен быть предусмотрен порядок организации бухгалтерского учета и отчетности подразделений, выделенных на отдельный баланс, в том числе порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности, формы передаваемых документов (включая расшифровки, справки и пр.), перечень ответственных лиц, порядок документального подтверждения передачи затрат и пр.

Особенности расчетов с обособленным подразделением

Для обобщения информации о всех видах расчетов с филиалами и представительствами, выделенными на отдельные балансы, предназначен счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». К счету счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» могут быть открыты субсчета: 79-1 «Расчеты по выделенному имуществу», 79-2 «Расчеты по текущим операциям». Аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому филиалу (представительству), выделенному на отдельный баланс.

Пример.

1. Передача материалов обособленному подразделению:

а) Д79 — К 10 «Материалы» (у передающего подразделения)

б) Д10 «Материалы» — К 79 (у получающего подразделения)

2. Передача основных средств обособленному подразделению (при передаче амортизируемого имущества передается и накопленная амортизация):

а) Д79 — К 01 «Основные средства», Д02 «Амортизация основных средств» — К 79 (у передающего подразделения)

б) Д 01 «Основные средства» — К 79, Д 79 — К 02 «Амортизация основных средств» (у получающего подразделения)

3. Передача расходов одного подразделения другому (по специально утвержденным внутренним документам — справкам, авизо):

Необходимо иметь в виду, что на предприятиях, в которых на отдельный баланс выделены подразделения, являющиеся звеньями одной технологической цепочки, передача имущества и затрат может происходить не только между головной организацией и подразделениями, но и между самими обособленными подразделениями.

В большинстве случаев корреспонденция счетов в передающем и принимающем подразделениях будет зеркальной, то есть счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» будет корреспондировать с одним и тем же счетом, только в одном подразделении — по дебету, а в другом — по кредиту. Однако иногда такая закономерность может и нарушаться. Например, в том случае, когда торговое подразделение, выделенное на отдельный баланс, передает часть товаров в производственное подразделение: товары списываются со счета 41 «Товары» и принимаются на счет 10 «Материалы».

Построение учета расчетов с обособленным подразделением, выделенным на отдельный баланс, во многом определяется тем, имеет ли подразделение отдельный банковский счет. В случае, когда обособленное подразделение наделено правом распоряжаться банковским счетом, оно самостоятельно оплачивает расходы связанные с его деятельностью, а источником денежных средств является либо выручка от реализации, либо средства, перечисленные от головной организации. При этом метод учета реализации товаров (работ, услуг), а также приобретения и оплаты товарно-материальных ценностей мало чем отличается от метода учета в самостоятельной организации.

В случае же, когда банковского счета у подразделения нет, все расчетные операции осуществляются с банковского счета головной организации. Тогда вне зависимости от места обособленного подразделения в технологическом процессе организации, у такого подразделения всегда прослеживаются значительные обороты по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Пример.

Хозяйственная операция

Корреспонденция счетов

Центральная бухгалтерия

Бухгалтерия филиала

Д-т

К-т

Д-т

К-т

Филиалом приобретены основные средства и материалы, приняты услуги подрядчиков и пр.

08,10,15, 44,20,23

60, 76

Оплачены материалы, услуги подрядчиков

60, 76

Филиалом реализована продукция

Поступила оплата за реализованную продукцию

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *