Как зарегистрировать авторские права на логотип

Что такое логотип и как обеспечивается его правовая охрана в России? Каким образом можно зарегистрировать авторские права на логотип? В предлагаемой вниманию читателей статье будут даны ответы на данные вопросы.

Любой бизнес на определенном этапе сталкивается с необходимостью внедрения комплекса мероприятий, позволяющих повысить узнаваемость компании и выпускаемой продукции для завоевания лояльности потребителя.

Многие уверены, что основным средством индивидуализации является лишь зарегистрированный товарный знак. В действительности же, графический знак (эмблема или символ), являются не менее важным объектом патентной сферы.

Что такое логотип?

Под этим термином подразумевается стилизованное, отображенное в графической форме слово или изображение (визуальные элементы, символ, знак, рисунок или их комбинация), служащие для индивидуализации компании, ее продукции и услуг.

Несмотря на то, что чаще всего под данным термином подразумевается торговая марка, само изображение может являться объектом интеллектуальной собственности, охраняемым российским законодательством.

Иными словами, дизайнерская разработка является завершенным изобразительным произведением, а его создатель имеет возможность распоряжаться им, как интеллектуальной собственностью. Дополнительных мероприятий, чтобы зарегистрировать себя в качестве разработчика графического символа, проводить не требуется.

Вот тут и кроются подводные камни интеллектуальной собственности. В судебной практике не редкость случаи, когда компания, правообладатель зарегистрированного товарного знака, сталкивается с необходимостью защищать принадлежащую ей интеллектуальную собственность.

Создавший изображение, использованное при оформлении средства обозначения, предъявляет иск о нарушении своих прав, требуя значительные компенсации. В суде истец представляет доказательства, подтверждающие, что именно он разработал изобразительный элемент, использовавшийся при создании уже зарегистрированной торговой марки.

Чтобы созданный дизайнером графический символ можно было безбоязненно зарегистрировать в качестве товарного знака, авторские права должны быть официально переданы в распоряжение компании (индивидуального предпринимателя), намеревающейся оформить средство обозначения. Необходимо заключить договор, указав возможность анонимного использования изобразительного элемента.

Авторское право на логотип

В российском законодательстве правоотношения, связанные с разработкой и использованием дизайнерских разработок, регулирует.

Изобразительному элементу, как любому произведению искусства, обеспечивается правовая защита.

Если не предполагается коммерческое использование изобразительного элемента, нет необходимости его регистрировать. Правда, в определенный момент дизайнер (художник) может обнаружить, что его работа была положена в основу известного бренда.

Защитой прав на свое произведение может заняться сам художник, чтобы впоследствии получать доход от объекта интеллектуальной деятельности.

Защита авторского права

Чтобы иметь доказательства своего статуса создателя имеющего коммерческую ценность изобразительного элемента, все же потребуется выполнить ряд действий.

На данный момент используются следующие методы защиты прав художника:

  1. Публикация своего произведения изобразительного искусства и обязательная рассылка.
  2. Публикация в средствах массовой информации на бумажном носителе.
  3. Депонирование работы у нотариуса.
  4. Депонирование в специализированной организации (РАО).
  5. Отправка файла с изображением к себе на почту (открывать его не нужно) либо на свой почтовый адрес заказного письма с нотариально заверенным изображением.
  6. Публикация объекта на различных сайтах в Интернете, с указанием имени разработчика и даты создания.

Документ, выдаваемый при депонировании объекта, подтверждает, что данное произведение дизайнерского искусства существовало в объективном виде, находилось в распоряжении лица, передавшего результат работы на сохранение.

Для получения документа, подтверждающего факт депонирования, необходимо направить заявления в «РАО», представив следующий пакет документов:

  • составленное на специальном бланке заявление, по установленной форме;
  • соискатель должен заверить заявление собственной подписью;
  • подписанный договор с организацией, обеспечивающей депонирование дизайнерской работы;
  • оплата регистрации изображения.

ПРАВО НА ЛОГОТИП

И. СИЛОНОВ
И. Силонов, главный специалист Договорно — правового управления Российского авторского общества.
098977. Звукозаписывающие, издательские, мультимедийные и иные фирмы на компакт — дисках, аудиокассетах или на вкладышах к ним, книгах, брошюрах, в журнале, а также на других носителях и упаковке товаров, как правило, используют свой логотип или товарный знак.
Что общего между этими объектами интеллектуальной собственности и в чем их разница?
Логотип и товарный знак — это обозначения, способные отличить, соответственно, товары и услуги одних юридических или физических лиц (предпринимателей) от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.
В качестве логотипов и товарных знаков могут выступать:
— словесные обозначения (например, «EMI», «POLIGRAM», «Студия «СОЮЗ»);
— изобразительные (любой рисунок, картина и др. или их фрагменты);
— объемные (например, голографическое изображение скульптуры);
— другие обозначения или их комбинации.
На первый взгляд приведенные понятия равноценны.
Однако логотип, в отличие от товарного знака, имеет совершенно иную правовую природу.
Логотип — это незарегистрированное в Патентном ведомстве РФ обозначение товаров или услуг какого-либо предпринимателя.
То есть для обладания правами на логотип фирме достаточно заключить с художником или иным лицом договор на создание и использование логотипа или на использование в качестве логотипа ранее созданного произведения литературы или искусства.
После этого фирма вправе использовать логотип на своих товарах, бланках, визитках и т.д.
Следует отметить, что если создание логотипа будет являться результатом творческой деятельности и само обозначение будет оригинальным, то такой логотип будет считаться объектом авторского права. Отношения по его использованию будут регулироваться Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1 (в ред. от 19 июля 1995 г.).
В этом случае фирме следует в обязательном порядке заключить с автором договор на передачу исключительных имущественных прав (по правилам, приведенным в ст. 31 Закона), включив в договор условие об анонимном использовании обозначения (п. 1 ст. 15 Закона).
В случае отсутствия признаков творчества и оригинальности (например, при словесном обозначении логотипа — «Наташа», «Надежда» и т.п.), логотип не будет являться объектом авторского права, и, соответственно, на логотип не будет распространять охрану вышеприведенный Закон.
Тем не менее логотип все же будет являться объектом интеллектуальной собственности.
Дело в том, что в соответствии с п. VIII ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года) интеллектуальная собственность, помимо прочих, включает права, относящиеся к «защите против недобросовестной конкуренции».
То есть в случае незаконного использования каким-либо предпринимателем логотипа, не охраняемого авторским правом (как, впрочем, и охраняемого авторским правом), владелец прав на логотип вправе обратиться за защитой своего нарушенного права в Государственный антимонопольный комитет РФ с требованием о пресечении факта недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года N 948-1 (в ред. от 6 мая 1998 г.), а в судебном порядке требовать с нарушителя возмещения причиненных убытков (на основании соответствующих норм ГК РФ).
Правовая же охрана товарного знака в Российской Федерации, как объекта промышленной собственности, предоставляется только на основании его государственной регистрации в Патентном ведомстве РФ в порядке, установленном Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 22 сентября 1992 года N 3520-1.
Необходимо отметить, что одним из оснований отказа в государственной регистрации товарного знака является использование в его обозначении без согласия автора названий известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажей из них или цитат, произведений искусства или их фрагментов.
Представляется, что такое согласие может быть получено только на основании письменного договора, который по своей правовой природе не является авторским.
На зарегистрированный Государственным патентным ведомством РФ товарный знак выдается свидетельство установленного образца.
Владелец товарного знака на основании свидетельства о регистрации имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другим лицам.
Следует отметить, что нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки о регистрации в Российском агентстве по патентам и товарным знакам, срок действия регистрации может продлеваться по заявлению владельца неограниченное количество раз каждый раз на 10 лет.
Товарный знак может быть уступлен его владельцем (лицензиаром) по лицензионному договору любому юридическому или физическому лицу (лицензиату) в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован.
Лицензионный договор обязательно должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата не будет ниже качества товаров лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
В заключение следует отметить, что помимо защиты своих прав в арбитражном суде или суде общей юрисдикции, владелец прав на товарный знак в случае недобросовестной конкуренции вправе требовать защиты принадлежащих ему прав в административном порядке с помощью Государственного антимонопольного комитета РФ либо даже в уголовном — в соответствии со ст. 180 УК РФ.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РСФСР от 22.03.1991 N 948-1
«О КОНКУРЕНЦИИ И ОГРАНИЧЕНИИ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
ТОВАРНЫХ РЫНКАХ»
ЗАКОН РФ от 23.09.1992 N 3520-1
«О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ, ЗНАКАХ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯХ МЕСТ
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ»
ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1
«ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
«УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
«КОНВЕНЦИЯ, УЧРЕЖДАЮЩАЯ ВСЕМИРНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ»
(Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979)
Бизнес-адвокат, N 5, 1999

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ ИЗОБРЕЛ ПАЛОЧКУ — ВЫРУЧАЛОЧКУ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ «

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *