Справка

Направляются для использования в практической деятельности Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами, а также Требования к квалификации педагогических кадров, утвержденные Минобрнауки России и согласованные с Минтрансом России и МВД России (далее — Требования).

В целях повышения качества подготовки водителей транспортных средств, предлагаем:

1. Довести Требования и настоящую информацию до сведения руководителей образовательных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей транспортных средств.

2. Выдачу заключений о соответствии учебно-материальной базы для получения лицензий на осуществление образовательной деятельности, связанной с подготовкой водителей транспортных средств, осуществлять с 1 июля 2009 года с учетом указанных Требований.

Приложение: на 11 л.

Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
И.И. Калина
Главный государственный
инспектор безопасности дорожного движения
Российской Федерации
В.Н. Кирьянов

Требования к квалификации педагогических кадров

Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий*(1), по их оснащению техническими средствами являются обязательной частью требований к их учебно-материальной базе.

Требования к учебно-материальной базе образовательных учреждений включают в себя требования к:

наличию учебно-программной и методической документации;

оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, учебной литературой;

информационным материалам;

технической оснащенности образовательных учреждений.

В образовательном учреждении должна быть в наличии следующая учебно-программная и методическая документация:

примерные программы подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;

примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий, утвержденные в установленном порядке;

рабочие программы подготовки и переподготовки водителей транспортных средств различных категорий, утвержденные руководителем образовательного учреждения;

методические рекомендации, утвержденные заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

методические рекомендации по организации образовательного процесса, утвержденные руководителем образовательного учреждения;

материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденные руководителем образовательного учреждения.

Перечень требований к оснащенности учебным оборудованием, учебно-наглядными пособиями и информационным материалам представлен в Примерных программах подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий.

Перечень учебной литературы самостоятельно определяется образовательным учреждением.

Техническая оснащенность образовательного учреждения включает в себя следующие компоненты:

технические средства обучения (далее — ТСО);

аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств (далее — АПК);

тренажеры первоначального обучения навыкам вождения (далее — тренажеры)*(2);

учебные транспортные средства;

закрытые площадки для первоначального обучения вождению (автодромы, в т.ч. автоматизированные).

В образовательном учреждении должны быть в наличии следующие ТСО: компьютер, средства отображения информации (проектор, экран, монитор, ТВ и т.д.), с соответствующим программным обеспечением.

Аппаратно-программные комплексы тестирования и развития психофизиологических качеств водителя должны обеспечивать оценку и повышать уровень психофизиологических качеств необходимых для безопасного управления транспортным средством (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции его психоэмоционального состояния в процессе управления транспортным средством. Оценка уровня развития профессионально важных качеств производится при помощи компьютерных психодиагностических методик, реализованных на базе АПК с целью повышения достоверности и снижения субъективности в процессе тестирования.

АПК должны обеспечивать тестирование следующих профессионально важных качеств водителя:

психофизиологических (восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, устойчивость, переключаемость и распределение внимания, память, психомоторику, эмоциональную устойчивость, динамику работоспособности);

свойств и качеств личности водителя, которые позволят ему безопасно управлять транспортным средством (нервно-психическая устойчивость, свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость).

АПК для формирования у водителей навыков саморегуляции психоэмоционального состояния должны предоставлять возможности для обучения саморегуляции при наиболее часто встречающихся состояниях: эмоциональной напряженности, монотонии, утомлении, стрессе.

Технические требования к аппаратно-программным комплексам тестирования и развития психофизиологических качеств водителя утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Тренажеры, используемые в учебном процессе, должны обеспечивать:

первоначальное обучение навыкам вождения;

отработку правильной посадки водителя в транспортном средстве;

ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами;

отработку приемов управления транспортным средством.

Требования к учебным транспортным средствам различных категорий

Требования к оборудованию учебного транспортного средства категорий «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ», «DE».

Учебное транспортное средство должно быть оборудовано:

дополнительными педалями привода сцепления (кроме транспортных средств с автоматической трансмиссией) и тормоза;

зеркалом заднего вида для обучающего;

опознавательными знаками «Учебное транспортное средство»;

аппаратно-программным комплексом, обеспечивающим аудио-видеонаблюдение за проезжей частью, контрольно-измерительными приборами, основными и дополнительными органами управления автомобилем, действиями кандидата в водители и мастера производственного обучения (экзаменатора), а также регистрацию и хранение полученной информации. Технические требования к оборудованию учебных транспортных средств аппаратно-программными комплексами утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Практическое обучение вождению транспортных средств категории «А» осуществляется только на закрытых от движения площадках и автодромах, требования к дополнительному оборудованию данной категории транспортных средств не предъявляются.

Транспортные средства, используемые для обучения вождению лиц с ограниченными возможностями здоровья, должны быть оборудованы соответствующим ручным или другим предусмотренным для таких лиц управлением.

Учебные транспортные средства регистрируются в установленном порядке.

Требования к закрытым площадкам (автодромам, в том числе автоматизированным) для первоначального обучения вождению транспортных средств

Закрытая площадка (автодром, в том числе автоматизированный) для первоначального обучения вождению транспортных средств*(3) должна иметь ровное и однородное асфальтобетонное покрытие, а также технические средства организации дорожного движения, обеспечивающие их круглогодичное функционирование.

Наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8 — 16% включительно, использование колейной эстакады не допускается.

Коэффициент сцепления колеса с покрытием автодрома (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4.

В случае проведения обучения в темное время суток освещенность автодрома должна быть не менее 20 лк.

Размеры автодрома и его обустройство техническими средствами организации дорожного движения должны обеспечивать выполнение каждого из учебных (контрольных) заданий, предусмотренных Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий*(4).

В целях имитации реальных условий движения на площадке оборудуются перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, устанавливаются дорожные знаки, светофор и иные технические средства организации дорожного движения, а также наносится разметка в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования», ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

Применяются также конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые.

Если размеры автодрома не позволяют разместить на его территории все учебные (контрольные) задания, предусмотренные Примерными программами подготовки водителей транспортных средств, а также Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, необходимо иметь съемное оборудование, позволяющее разметить границы выполнения соответствующих заданий: конуса разметочные (ограничительные), стойки разметочные, вехи стержневые, столбики оградительные съемные, лента оградительная, разметка временная.

Автоматизированные автодромы должны быть оборудованы техническими средствами, позволяющими осуществлять контроль, оценку и хранение результатов выполнения учебных (контрольных) заданий в автоматизированном режиме.

Технические требования к оборудованию автодромов утверждаются федеральным органом управления Госавтоинспекции.

Преподаватель по предметам: «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы организации перевозок», «Эксплуатация транспортных средств и организация пассажирских перевозок» и «Основы безопасного управления транспортным средством» должен иметь:

высшее или среднее профессиональное образование;

действительное водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории.

Преподаватель по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование технического профиля.

Преподаватель по предмету «Оказание медицинской помощи» должен иметь высшее или среднее профессиональное образование медицинского профиля.

Мастер производственного обучения должен иметь:

образование не ниже среднего (полного) общего;

документ на право управления транспортным средством соответствующей категории;

документ на право обучения вождению транспортным средством данной категории;

непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее трех лет.

Преподаватели и мастера производственного обучения, не имеющие педагогического образования, и лица, вновь поступившие на работу, должны в течение года с момента утверждения программы пройти обучение по программе повышения квалификации «Педагогические основы деятельности преподавателя (мастера) по подготовке водителей транспортных средств».

Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.

Квалификационные требования к преподавателям

Преподаватель должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по теоретическому и практическому обучению;

обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности используемого оборудования;

анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий, зачетов и экзаменов;

участвовать в разработке рабочих программ, учебных планов, задач, тестов, упражнений по соответствующей теме;

осуществлять выбор и использовать современные учебники и учебно-методические пособия;

изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;

обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;

своевременно и качественно осуществлять обслуживание применяемого в обучении оборудования.

Квалификационные требования к мастерам производственного обучения

Мастер производственного обучения должен:

планировать, организовывать и осуществлять деятельность по обучению вождению;

проводить занятия по практическому обучению вождению на тренажерах и учебном транспортном средстве для отработки и совершенствования навыков вождения;

проводить практические занятия по техническому обслуживанию транспортных средств;

обеспечивать проверку технического состояния используемых транспортных средств и оборудования;

оценивать результаты обучения посредством проведения контрольных занятий и экзаменов;

анализировать занятия, принимать решения по коррекции целей, содержания, методов и средств обучения;

осуществлять выбор и использовать в процессе обучения современные учебники и учебно-методические пособия;

разрабатывать учебно-методические материалы для проведения занятий по практическому вождению;

изучать, оценивать и использовать инновационные образовательные технологии;

обеспечивать соблюдение санитарных норм, правил охраны труда и пожарной безопасности;

бережно относиться к учебному транспортному средству;

своевременно и качественно осуществлять техническое обслуживание транспортного средства.

Министерство образования и науки
Российской Федерации
И.И. Калина

Согласовано:

Министерство транспорта
Российской Федерации
С.А. Аристов

12 декабря 2008 г.

Главный государственный
инспектор безопасности дорожного движения
Российской Федерации
В.Н. Кирьянов

10 декабря 2008 г.

*(1) Далее — образовательное учреждение

*(2) В качестве тренажера может использоваться учебное транспортное средство

*(3) Далее — «автодром».

*(4) Под соответствующими категориями понимаются категории транспортных средств, по которым осуществляется подготовка водителей в данном образовательном учреждении.

Письмо Министерства образования и науки РФ и МВД РФ от 30 декабря 2008 г. NN 13/5-255, ИК-2218/03 «О требованиях к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств»

Текст письма официально опубликован не был

Автодром

Автодром предназначен для отработки с обучаемыми упражнений по начальному обучению вождению по ограниченным проездам и преодолению препятствий. Практика показывает, что основательные и прочные навыки обучаемые получают в тех автошколах, где имеется полностью оборудованный автодром, который максимально используется.

Отсутствие автодрома отрицательно сказывается на процессе обучения, усложняет работу инструкторов, ведет к упрощенчеству и условностям.

К чему, например, ведет отработка начальных упражнений по троганию автомобиля с места, по обучению переключению передач, поворотам, разворотам и движению задним ходом не на автодроме, а на улицах населенного пункта?

  1. Во-первых, инструктор основное внимание обращает не на последовательность и четкость действий обучаемого механизмами управления, а на безопасность движения по отношению к пешеходам.
  2. Во-вторых, постоянная готовность к действию педалями тормоза и сцепления преждевременно утомляет инструктора.

К более серьезным недостаткам ведет отработка вне автодрома упражнений по вождению в ограниченных проездах. Обычно такие занятия заменяются другими. Возьмем только одну из задач — проезд габаритного тоннеля. Если для этого в населенном пункте выбрать въезд в один из дворов, который по своим габаритам отвечает необходимым размерам, то и в этом случае нет гарантии, что при обучении не будут разбиты ворота или автомобиль. А для такой задачи, как проезд по габаритной восьмерке, вообще невозможно подобрать естественную замену.

Вождение по ограниченным проездам играет очень важную роль в подготовке обучаемого к вождению автомобиля по дорогам вне города и в городских условиях, позволяет инструктору изучить возможности обучаемого и более уверенно чувствовать себя с ним при обучении вне автодрома.

Приведенные примеры указывают на необходимость иметь автодром в каждой учебной организации, занимающейся подготовкой водительских кадров. Этого же требуют Правила дорожного движения, которые разрешают учебную езду на дорогах только при достаточных навыках управления автомобилем у обучаемого.

Каким должен быть автодром? Какие требования предъявляются к его сооружениям?

Автодром можно оборудовать как для отработки всех упражнений программы обучения вождению, так и для проведения спортивных мероприятий. Но для этого потребуются значительные средства и большие земельные участки. Поэтому в первую очередь нужно оборудовать автодром для тех упражнений, которые невозможно отрабатывать вне его. К ним относятся, все упражнения начального обучения и по вождению в ограниченных проездах, а также упражнения по преодолению различных препятствий с применением средств повышения проходимости.

В соответствии с программой для отработки упражнений по вождению на автодроме необходимо иметь около двадцати различных элементов. Ввиду того, что обучение вождению предусматривается проводить одновременно в составе подгрупп численностью до 20 человек и на двух марках автомобилей, большинство элементов необходимо иметь на каждую подгруппу. Тогда общее минимальное количество элементов на автодроме будет около тридцати. Исходя из этого количества препятствий, их размеров и необходимости одновременного обучения на 15-16 машинах, площадь автодрома должна быть не менее трех гектаров.

Примерная схема такого автодрома для автомобилей.

Общий принцип оборудования автодромов должен быть одинаковым, а именно: кольцевой маршрут располагают по периметру; железнодорожные платформы, площадку начального обучения и сооружения для отработки упражнений по преодолению различных препятствий — вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута; остальные элементы, в том числе и для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах, — в центре автодрома, и желательно в ряд.

Схема отдельных элементов автодрома с указанием их размеров в метрах.

Схема №1Схема №2Схема №3

Для удобства в расчетах приняты следующие условные обозначения:
Rгаб. — габаритный радиус поворота (по точке автомобиля, наиболее отдаленной от центра поворота);
Д — габаритная длина;
Ш — габаритная ширина;
В — габаритная высота;
К — колея передних колес;
Б — база.

Кольцевой маршрут предназначен для отработки упражнений начального обучения: трогания с места, движения по прямой и остановки автомобиля, движения с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке торможения, движения задним ходом, поворотов, остановки в заданном месте, буксировки. Кольцевой маршрут следует считать главной дорогой на автодроме.

Его оборудуют по периметру автодрома и, если грунт мягкий, — асфальтируют или уплотняют щебенкой. Ширина проезжей части 6 м. По всей длине устанавливают ориентиры, наносят стоп-линий, обозначают тротуары, а при необходимости и оборудуют железнодорожный переезд. При отсутствии в населенном пункте перекрестков, регулируемых светофором или регулировщиком, их также следует оборудовать на кольцевом маршруте. Кольцевой маршрут можно использовать для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию.

Непосредственно к кольцевому маршруту примыкает площадка начального обучения, предназначенная для отработки в стационарных условиях первых двух упражнений программы, то есть ознакомления с органами управления и контрольными приборами; обучения приемам совместного действия педалями и рычагом переключения передач; подготовки автомобиля к работе; пуска и остановки двигателя; трогания с места. Кроме того, площадку используют в качестве исходного пункта при отработке любого упражнения по вождению автомобиля, для смены обучаемых, для установки фигур при проведении соревнований по скоростному маневрированию. Площадку рассчитывают на одновременную постановку 18 учебных автомобилей. Наиболее целесообразные ее размеры 70 X 15 м. При мягком грунте площадку асфальтируют или хорошо утрамбовывают.

Вдоль внутренней стороны кольцевого маршрута оборудуют сооружения для отработки, упражнений по преодолению различных препятствий: левого и правого косогоров, холма, рвов с колейными мостиками, воронок.

С целью придания эстетического вида проезжую часть через косогоры и холм справа и слева обозначают с помощью небольших окрашенных столбиков и при необходимости уплотняют.

В центре автодрома устанавливают препятствия для отработки упражнений по вождению в ограниченных проездах. Отдельно на каждую марку автомобиля оборудуют:

  1. габаритный тоннель,
  2. габаритную восьмерку,
  3. змейку
  4. габаритный дворик,
  5. бокс,
  6. эстакаду,
  7. доски,
  8. места разворота

и общие на все марки машин — погрузочную площадку и железнодорожные платформы.

Проезжую часть ограниченных проездах при мягком грунте уплотняют или асфальтируют. Высота устанавливаемых ограничителей должна быть на уровне платформы автомобиля, для которого оборудуются сооружения.

Габаритный тоннель может быть выполнен в двух вариантах. Наиболее простым является установка столбов с вращающимися ограничителями. При втором варианте устанавливают ворота, к верхним перекладинам которых на крюках подвешивают шесты. Для предупреждения качания шестов при ветре необходимо провести от них к земле специальные резиновые оттяжки.

Размеры между внутренним и внешним диаметрами габаритной восьмерки должны быть определены между ограничителями. Поэтому при разметке габаритной восьмерки на местности сначала по установленным размерам определяют контуры внутренней и внешней сторон восьмерки для ограничителей, а затем на некотором расстоянии от них намечают и устанавливают столбы, к которым крепят ограничители.

Столбы змейки необходимо устанавливать в диски списанных колес, что позволит предупредить наезд на них автомобиля, так как радиус диска несколько больше, чем расстояние между выступающими частями машины и внешней частью передних и задних колес. Поэтому, прежде чем автомобиль крылом или бортом заденет за столб, произойдет наезд колеса на диск.

В габаритном дворике задняя и примыкающие к ней боковые стенки (до середины) оборудуются при помощи столбов и натянутого между ними троса с укрепленными на нем металлическими цветными флажками. Высота тросов должна быть на уровне платформы автомобиля. Наличие тросов упрощает сооружение и позволяет инструктору осуществлять контроль за правильным выполнением упражнения обучаемым.

В боксе задняя стенка представляет собой натянутый между столбами на уровне легковой платформы трос с прикрепленными ближе к краям металлическими цветными флажками. Въезд и боковые стенки обозначаются столбами с укрепленными на них вращающимися ограничителями для установки заданного размера.

При оборудовании эстакады или колейного мостика в некоторых автошколах вместо страховых брусьев устанавливают вдоль проезжего полотна с внутренних сторон сплошные металлические ребра-ограничители, препятствующие съезду автомобиля. Такое конструктивное решение облегчает преодоление препятствия. целью предупреждения скатывания автомобиля эстакаду необходимо оборудовать страховочными брусьями по всей длине, в том числе и на подъемах.

Для отработки задач по остановке автомобиля в заданном месте применяют доски, которые укладывают параллельно друг другу на расстоянии, равном колее передних колес автомобиля. Длина досок должна быть в пределах 8-10 м, а ширина 0,25 м. Вместо досок можно укладывать соответствующих размеров бетонные плиты.

Железнодорожные платформы целесообразно разместить около кольцевого маршрута, что позволит более экономно использовать площадь автодрома. На платформах обязательно должны быть борта. При оборудовании железнодорожного переезда желательно, чтобы его рельсы были продолжением рельсов, на которые установлены платформы.

Погрузочную площадку (высота 1,2 м, ширина 2,5-3 м, длина 5-6 м) с целью экономии места оборудуют непосредственно у железнодорожных платформ. Для смягчения возможных ударов автомобиля о площадку на последней по боковым стенкам устанавливают резиновые ограничители или подвешивают покрышки.

Около каждого элемента автодрома на расстоянии 1-2 м справа устанавливают стойки высотой 1,7 м. В верхней части стойки укрепляют круг диаметром 40 см, а под ним — прямоугольную табличку размером 30Х20 см. Круг с обеих сторон окрашивают в белый цвет, а на лицевой стороне делают красную окантовку. В центре круга проставляют порядковый номер элемента цифрами высотой 15 см. Прямоугольную табличку окрашивают в желтый цвет. На ней обозначают название, схему и основные размеры элемента. Все надписи и изображения делают черным цветом. Целесообразно автодромы, особенно в небольших городах и поселках, максимально оснастить дорожными знаками, что будет способствовать скорейшему их усвоению обучаемыми в условиях, близких к реальным.

При любом варианте строительства автодрома его оборудование должно быть стационарным.

Практика показала, что переносное оборудование устанавливают не полностью, затрачивают много учебного времени на его расстановку, не выдерживают положенные размеры препятствий.

Новые требования к автодрому для экзамена в ГИБДД

Принятые изменения в сдаче экзамена, которые вступили в силу с ноября 2014 года, коснулись не только получения и , требований к экзаменаторам, но и порядка сдачи практических навыков на специализированном автодроме.

Рассмотрим, каким основным критериям в настоящее время должен соответствовать автодром для сдачи практических навыков.

1. Площадь автодрома обязана быть не менее 0.24 га. Автодром должен иметь твёрдое покрытие со всем оборудованием необходимого для приёма первого практического экзамена.

2. Расположение должно учитывать нормы правил безопасности дорожного движения и экологических требований.

3. Территория автодрома по периметру должна иметь ограждения для закрытия доступа на его территорию посторонних лиц и транспорта, не участвующего в сдаче вождения.

4. Площадь автодрома должна обеспечивать размещение специальных сооружений и транспортных средств тех категорий, которые участвуют в приёме экзамена.

5. Размещение специальных зон должно быть запланировано так, чтобы процесс сдачи практических навыков был непрерывным для определённой категории транспортных средств.

6. Очерёдность выполнения специальных упражнений устанавливается схемой организации дорожного движения на автодроме.

7. Участки автодрома, на которых проводится приём экзамена, должны иметь ровное асфальтовое или бетонное покрытие. Максимально допустимый уклон определён в 10% без препятствий и повреждений, затрудняющих движение с определённой безопасной скоростью.

8. Во время сдачи экзамена в тёмное время суток на автодроме должно быть равномерное искусственное освещение. Средняя величина горизонтального освещения дорожного полотна должна составлять не менее 20 лк.

9. В случае использования автоматизированной системы контроля для определения оценки навыков практического вождения применяется специальное приложение (№ 5).

10. Границы участков, на которых выполняются определённые упражнения, обозначаются в соответствии с жёлтой дорожной разметкой 1.4., край дороги разметкой 1.2.1. белого цвета.

11. Жёлтой прерывистой линией обозначаются места начала и конца выполнения упражнения, а также граница зоны переключения коробки передач.

Вышеперечисленные основные требования к автодрому направлены на его более качественное оснащение, что должно положительно отразиться на итоге сдачи экзамена будущими водителями.

Однако не все автошколы могут позволить иметь автодром в соответствие с новыми требованиями. В настоящее время доля таких автошкол из общего количества составляет около 80%. Как итог: автодромов станет меньше, существует большая вероятность увеличения цен на обучение.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *