Акт приема-передачи активов: порядок заполнения

М. И. Проказина, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации

С вступлением в силу Приказа № 52н существенно изменилась форма и назначение акта о приеме-передаче активов. Расскажем, в чем состоят основные новшества и особенности заполнения акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Область применения акта приема-передачи

Согласно ранее действовавшему приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) был основным документом, которым оформлялись принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств, а также их выбытие.

Актом оформлялись следующие операции:

  • включение объектов в состав основных средств и учет их ввода в эксплуатацию при их поступлении по договорам купли-продажи, дарения, приобретения за плату, в результате изготовления для собственных нужд, безвозмездного получения от учредителя, головного учреждения или обособленного подразделения;
  • выбытие из состава основных средств при передаче учредителю, головному учреждению или обособленному подразделению, другой организации, а также при продаже.

Рекомендуем посетить:

Итоговые практические конференции для государственных и муниципальных учреждений >> Новшества 2015 года и перспектива изменений в 2016 году.

Кроме того, в зависимости от вида основных средств формы актов различались. Операции по приему-передаче зданий (сооружений), объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, объектов библиотечного фонда оформлялись другими актами.

Сейчас же приказом № 52н утверждена единая форма акта для приема-передачи всех видов основных средств, а также нематериальных и непроизведенных активов, вложений в объекты недвижимого имущества – Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Из описания формы можно заключить, что основное ее предназначение – оформление передачи нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и юрлицами иных организационно-правовых форм (иными правообладателями):

  • при закреплении права оперативного управления;
  • передаче имущества в государственную (муниципальную) казну;
  • передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
  • иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества.

Таким образом, согласно Приказу № 52н в обязательном порядке Акт (ф. 0504101) оформляется только при передаче государственного (муниципального) имущества между разными правообладателями внутри госсектора.

Актом (ф. 0504101) целесообразно оформить передачу имущества в случае реорганизации учреждения, ведь фактического движения объектов, как правило, не происходит и даже материально ответственное лицо может остаться прежним, а вот правообладатель меняется.

Из названия Акта (ф. 0504101) следует, что он может составляться и при приеме-передаче материальных запасов, ведь они тоже относятся к нефинансовым активам. Никаких ограничений Приказ № 52н не содержит. Операции с любыми объектами, которые имеют отношение к нефинансовым активам, могут оформляться Актом (ф. 0504101), например, вложения в нефинансовые активы.

Особенности заполнения акта приема-передачи (ф. 0504101)

Акт (ф. 0504101) можно составлять на неограниченное количество объектов. По сравнению с ранее применявшейся формой Акта (ф. 0306001) в заголовочную часть включены сведения о виде имущества (недвижимое, особо ценное движимое, иное), поскольку от него зависит объем прав по распоряжению объектами.

Гриф «Утверждено» в левой стороне формы заполняет предыдущий правообладатель, а в правой – следующий правообладатель. В форме акта нет грифа «Согласовано», он не является обязательным.

Если согласование необходимо, то его можно оформить либо грифом, либо указать дату, наименование и номер документа о согласовании в специально предусмотренной строке. Например, многие ведомства согласовывают передачу распоряжением или письмом. В таком случае в акте достаточно сделать ссылку на этот документ.

Пример заполнения Акта приема-передачи активов смотрите в демо-версии Электронной системы «Госфинансы»

Для отражения информации о государственной регистрации права в случаях, установленных законодательством, также предназначена отдельная строка. При этом подразумевается, что у одной стороны право прекращается в тот момент, когда оно появилось у другой стороны.

Но может случиться и так, что прекращение права у передающей стороны зарегистрировано в одном периоде, а возникновение права у получателя имущества – в другом. Значит, в этой строке нужно отразить информацию из двух документов.

Передающая сторона, т. е. предыдущий правообладатель, должна приложить к акту приема-передачи копии инвентарных карточек по каждому объекту, который передается согласно этому акту. Причем, если акт составляется без электронной подписи, то инвентарные карточки прилагаются на бумажном носителе.

Данное новшество введено, чтобы исключить потерю информации об объекте. Ведь только в инвентарной карточке можно увидеть всю его историю: когда он был создан, проводилась ли реконструкция, реставрация, ремонты, переоценки, у кого он находился в собственности и др.

Передающая сторона обязана по любому объекту указать реестровый номер в реестре государственного (муниципального) имущества, даже по тем актам, которые были оформлены до вступления в силу Приказа № 52н. Помимо этого по объектам недвижимости указываются данные кадастрового учета.

Также важным новшеством является наличие в Акте (ф. 0504101) нескольких дат:

  • дата формирования акта – акт всегда формируется передающей стороной, она заполняет первый и второй разделы, предусмотренные для описания характеристик объекта;
  • дата правового основания (в шапке) – таким основанием может быть распоряжение администрации, органа по управлению имуществом;
  • дата согласования;
  • дата подписания комиссией (обычно эта дата предшествует дате согласования);
  • дата государственной регистрации права;
  • даты списания объекта и его постановки на учет.

В оформляющей части теперь проставляются отметки о снятии объекта с учета отправителем и о принятии к учету получателем.

Таким образом, поскольку Акт (ф. 0504101) был разработан специально для применения в госсекторе, в нем учтена специфика распоряжения имуществом в учреждениях, чего нельзя было сказать о ранее применявшемся всеми организациями унифицированном Акте (ф. 0306001).

Полный текст с примерами доступен в №10-2015 журнала Финансовый справочник бюджетной организации.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов. Форма 0504101

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) составляется в случаях оформления операций по приемке или передаче имущества, которое относится к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в недвижимость. Акт применяется также при оформлении группы объектов. Указанная форма используется при:

  • передаче активов между учреждениями и организациями;
  • передаче имущественного взноса (в уставной капитал);
  • передаче имущества в государственную или муниципальную казну;
  • продажи или других условий изменения правообладателя государственного либо муниципального имущества.

Акт можно составлять как в электронном виде, так и на бумажном носителе. Это должно быть отражено в учетной политике предприятия. При составлении акта на бумажном носителе листы его должны быть прошнурованы, пронумерованы и скреплены печатью.

Заполняется акт лицом, уполномоченным организацией на ведение данной документации. Составляется комиссией, назначенной приказом. При оформлении следует заполнить все необходимые поля. Указать полное название и реквизиты отправителя и получателя, вид имущества, сделать ссылку на правовое основание операции. Далее заполняется таблица, в которой указываются сведения о передаваемых объектах, их характеристика и сведения о принятых объектах. В форме указывается балансовая стоимость объектов. Пишется краткое заключение комиссии, ставятся подписи всех членов и председателя. В конце акта делаются отметки о снятии с учета и постановке на учет отправителем и получателем соответственно.

Ответственность за достоверное ведение акта и его хранение возлагается на руководство предприятия.

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (НФА) заполняется как отправителем, так и получателем соответствующих активов. Рассмотрим подробнее специфику оформления этого документа.

Для чего нужен акт приема-передачи НФА

Бланк акта приема-передачи НФА: структура документа по приказу № 52н и образец заполнения

Итоги

Для чего нужен акт приема-передачи НФА

Рассматриваемый документ был введен в оборот приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н — основным нормативным актом, утвердившим использование учреждениями бюджетной системы Российской Федерации различных унифицированных бланков.

Акт приема-передачи нефинансовых активов формы 0504101 используется при фиксации перемещения соответствующих активов между различными правообладателями и пользователями:

  • в рамках передачи актива в оперативное управление учреждением либо хозяйственное ведение;
  • в рамках передачи НФА в казну;
  • в процессе изъятия актива собственником;
  • при передаче актива, используемого для финансирования уставного капитала;
  • в ходе продажи имущества организации бюджетной системы.

О том, что такое НФА, читайте .

Бланк акта приема-передачи НФА: структура документа по приказу № 52н и образец заполнения

Рассматриваемый документ состоит из 2 страниц.

На первой расположены:

  • грифы «Утверждаю» — от отправителя и получателя перемещаемого актива;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • правовое основание для перемещения НФА;
  • сведения о перемещаемых НФА;
  • краткие характеристики объектов.

На второй странице документа отражаются:

  • сведения о принятых объектах;
  • Ф. И. О., должность, подписи лица, сдавшего актив, и лица, принявшего его;
  • сведения о документах, использованных для согласования передачи НФА, регистрации прав на объект (если данные документы применялись);
  • сведения о приложениях к акту;
  • сведения о приемке актива комиссией, заключение соответствующей комиссии, подписи ее членов с расшифровкой;
  • отметки о постановке НФА на учет, о снятии объекта с учета;
  • подписи главных бухгалтеров — от учреждения, отправившего НФА, и организации, получившей актив;
  • подписи исполнителей — от соответствующих хозяйствующих субъектов.

Скачать заполненный акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов вы можете на нашем сайте по ссылке ниже:

Скачать бланк

Итоги

Перемещение НФА между учреждениями бюджетной системы удостоверяется специальным актом, который введен в оборот приказом № 52н. Здесь отражаются сведения об активе, отправителе, получателе, а также лицах, представляющих в том или ином статусе соответствующие организации.

Узнать больше о специфике учета НФА в бюджетных учреждениях вы можете из этой статьи.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Вопрос аудитору

Оформляем безвозмездное получение (передачу) недвижимого и движимого имущества. В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) должна быть указана комиссия передающей или принимающей стороны?

Формы первичных учетных документов для учреждений государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также Методические указания по их применению утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее – Приказ № 52н).

По общему правилу передача объектов учета между учреждениями осуществляется на основании первичных учетных документов, оформленных передающей и принимающей сторонами, и Извещения (ф. 0504805).

В соответствии с положениями Приказа № 52н Акт (ф. 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями). Акт (ф. 0504101) составляется при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в т.ч. вложений в объекты недвижимости.

Ни Приказ № 52н, ни иные нормативные документы не содержат разъяснений, о какой комиссии идет речь в Акте (ф. 0504101). Исходя из анализа формы Акта (ф. 0504101) и п. 34 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, можно предположить, что Акт (ф. 0504101) предусматривает осмотр комиссией материальных ценностей при их принятии к учету, т.е. принимающей стороной.

Данный вывод можно обосновать тем, что при отражении актива, например, в составе основных средств необходимо установить соответствие объекта его предназначению, техническому состоянию, провести инвентаризацию приспособлений, принадлежностей, составных частей поступающего имущества в соответствии данными указанных документов и т.п. Эти сведения могут быть отражены только в строке «Заключение комиссии».

В то же время передающая сторона все необходимые документы, в т.ч. распорядительные, подготовила ранее. На этапе передачи ее функция состоит только в подтверждении самого факта передачи.

Таким образом, по нашему мнению, в Акте (ф. 0504101) должно быть указано решение и должны стоять подписи комиссии по поступлению и выбытию активов принимающей стороны.

Согласно нормам Приказа № 52н детальный порядок оформления Акта (ф. 0504101) может быть урегулирован в учетной политике учреждения.

Формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемые государственными (муниципальными) учреждениями, будут изменены. Минфином России разработан и размещен на сайте соответствующий проект приказа. Рассмотрим наиболее важные новшества, которые планируется внести в документальное оформление операций с основными средствами.

Новые первичные документы

Минфин России предполагает ввести новые формы первичных документов по учету основных средств взамен тех, что применяются в настоящее время (они указаны в пп. 9, 12 Инструкций № 174н и № 183н):

При первом же взгляде на приведенные перечни форм становится понятно, что после внесения изменений в Приказ № 173н вместо трех различных актов о приеме-передаче предполагается использовать единую форму независимо от вида основного средства.

Проанализируем, что поменялось в реквизитах и содержании первичных документов.

Пока перечисленные в новой редакции Приказа № 173н формы не будут прописаны в соответствующих пунктах Инструкций № 174н и № 183н, их применять нельзя.

Акт (ф. 0504101) и Акт (ф. 0306001)

Две формы Актов о приеме-передаче объекта основных средств совсем не идентичны друг другу. У них есть целый ряд принципиальных отличий.

1. Согласно указаниям по заполнению Акта (ф. 0504101) его составляет комиссия учреждения, принимающего объект. В то время как в Акте (ф. 0306001) предусмотрен специальный раздел 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи», который заполняется передающей стороной. В новой форме подобного раздела нет.

2. Если в Акте (ф. 0306001) данные о передающей стороне указывались в шапке документа, то в Акте (ф. 0504101) они отражаются в табличном разделе 1 «Движение объекта основных средств».

В связи с этим возникают вопросы, которые не разъяснены в указаниях по заполнению формы:

  • почему этот раздел сделан в виде таблицы, если в описании порядка заполнения Акта (ф. 0504101) говорится только об одном отправителе;
  • зачем в таблице указывать получателя, если его данные уже есть в шапке Акта (ф. 0504101);
  • если форма предполагает, что при многократной передаче объекта в этом разделе будет отражаться вся история его движения, почему об этом не написано в указаниях о порядке заполнения формы. Непонятно, как учреждение, получившее объект из вторых рук, узнает о его предыдущей истории движения, если Акт (ф. 0504101) заполняет получатель, а отправитель не обязан передавать получателю свой первоначальный акт.

3. По сравнению с Актом (ф. 0306001) в Акте (ф. 0504101) исключена информация о местонахождении объекта на момент передачи, организации-изготовителе и участниках долевой собственности.

4. Перечень показателей в разделе 2 «Сведения о состоянии объекта» в Акте (ф. 0504101) отличается от состава показателей разделов 1 «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и 2 «Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету» Акта (ф. 0306001).

В новой форме не предусмотрено отражение данных:

  • о последнем капитальном ремонте;
  • сроке полезного использования, установленном передающей стороной;
  • фактическом сроке эксплуатации;
  • сроке полезного использования, установленном принимающей стороной.

Зато в новой форме предусмотрена графа «Паспорт, свидетельство, чертеж (проект, модель, тип, марка)», которой не было в Акте (ф. 0306001). Остальные показатели – данные о первоначальной (балансовой) стоимости, начисленной амортизации, датах изготовления и ввода в эксплуатацию есть в обеих формах.

5. Как в прежней, так и в новой форме актов есть раздел 3 «Краткая индивидуальная характеристика объекта». В новой форме этот раздел более информативен, теперь он соответствует разделу «Краткая индивидуальная характеристика объекта» Инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031). Однако в Акте (ф. 0306001) есть большое текстовое поле «Другие характеристики», которое в новой форме отсутствует.

6. Для случаев принятия к учету объектов недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, в новой форме акта добавлен раздел «Отметка федерального органа в области государственной регистрации о регистрации прав на недвижимое имущество». Благодаря такому специальному разделу отпала необходимость в наличии двух различных форм акта – для зданий и сооружений и для прочих основных средств.

Судя по названию раздела и составу его реквизитов, этот раздел следует заполнять не самому учреждению, а именно органу, осуществляющему функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т. е. Росреестру.

7. В новой форме сокращен перечень реквизитов в разделе, предназначенном для отметки о принятии к учету объекта основных средств. В нем предусмотрены только подписи сдающей и принимающей сторон (без указания табельных номеров, как это предусмотрено в Акте (ф. 0306001)), а также подпись главного бухгалтера об открытии инвентарной карточки основного средства.

Акт (ф. 0504103) и Акт (ф. 0306002)

Новая форма Акта приема-передачи отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств похожа на прежнюю. Самое важное изменение внесено в раздел «Сведения о расходах на проведение работ по ремонту, реконструкции, модернизации». В него добавлена графа «Стоимость объекта по окончании работ». В Акте (ф. 0306002) этот показатель выделен отдельной строкой после всей таблицы, что не вполне логично, т. к. документ предполагает отражение работ с несколькими объектами. Следовательно, показателей стоимости тоже должно быть несколько.

В новой форме имеет место небольшая неточность. В шапке указано «Учреждение – исполнитель работ». На самом деле исполнителем работ может быть не только учреждение, но и юридическое лицо иной организационно-правовой формы, а также предприниматель без образования юридического лица.

Акт (ф. 0504104) и Акт (ф. 0306003)

Принципиальные отличия новой и прежней форм актов о списании основных средств (кроме транспортных средств) состоят в следующем.

1. В шапке новой формы добавлены графы для согласования списания основного средства с уполномоченным органом по управлению имуществом или с учредителем (в случаях, установленных законодательством).

2. В Акте (ф. 0306003) наименование объекта, его инвентарный номер указывались в табличной части, что позволяло одним актом списывать несколько объектов. В новой форме эти сведения указываются в шапке, что дает возможность списать только один объект.

3. Состав показателей, которые отражаются в разделе 1 «Сведения об объекте основных средств» прежней и новой форм, в целом аналогичен (за исключением отличия, указанного выше). Кроме даты изготовления объекта и даты его принятия к учету в новой форме добавлена дата ввода в эксплуатацию, а также предусмотрена графа для указания общего количества произведенных капитальных ремонтов и их общей стоимости.

В новом Акте (ф. 0504104) сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации представлены в такой форме, что они будут понятны только бухгалтеру, а у иных людей, участвующих в оформлении акта, могут вызвать вопросы.

Сведения о списании полностью амортизированного объекта основных средств в Акте (ф. 0504104) будут выглядеть так:

Бухгалтеру придется объяснять другим лицам, что амортизация отражена в той же строке, что и балансовая стоимость.

В случае списания не полностью амортизированного объекта, например при реализации, эти графы акта будут заполнены следующим образом:

Здесь бухгалтеру придется объяснить, что списание балансовой стоимости отражено двумя суммами. Например, если списывается сооружение балансовой стоимостью 1 000 000 руб., эта сумма в форме фигурировать не будет.

Только при безвозмездной передаче основного средства в строках «Балансовая стоимость» и «Начисленная амортизация» будут стоять именно эти числовые показатели:

4. Раздел 2 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» Акта (ф. 0306003), кроме сведений о драгоценных металлах, содержал перечень приспособлений и принадлежностей списываемого объекта. В новой форме информация о принадлежностях не предусмотрена, что не позволяет должным образом организовать контроль за их сохранностью и движением.

5. Раздел 3 «Результаты от выбытия объекта основных средств» акта новой формы хотя и отличается от соответствующего раздела Акта (ф. 0306003) названием и компоновкой реквизитов, но его содержание осталось прежним. В нем приводится перечень произведенных расходов и оприходованных по результатам списания материальных запасов.

Расходы, связанные с выбытием, разделены на четыре вида: 01 – утилизация; 02 – передача в пункт приема вторсырья, металлолома, драгоценных материалов; 03 – безвозмездная передача; 04 – реализация.

На наш взгляд, поскольку утилизация, по сути, совпадает с передачей в пункт приема вторсырья, металлолома, драгоценных материалов, более логично было бы указывать под кодом 01 демонтаж, который и фигурировал в Акте (ф. 0306003), но в новой форме почему-то отсутствует.

Акт (ф. 0504105) и Акт (ф. 0306004)

В форму Акта о списании транспортных средств были внесены следующие изменения.

1. В шапке новой формы добавлены графы для согласования списания основного средства с уполномоченным органом по управлению имуществом или с учредителем (в случаях, установленных законодательством).

2. В Акте (ф. 0504105) также как и в Акте (ф. 0504104) сведения о балансовой стоимости и начисленной амортизации представлены в форме, понятной только бухгалтеру, а у иных людей, участвующих в оформлении акта списания, вызовут вопросы.

3. Состав граф в новой форме и в Акте (ф. 0306004) в целом идентичен. Вместе с тем в новом акте графы скомпонованы иным образом. Например, сведения о техническом состоянии объекта автотранспорта, которые отражаются в разделе 1 Акта (ф. 0306004), в новой форме находятся в разделе 4.

4. Перечень требуемых сведений о затратах на списание и оприходованных по результатам списания материальных запасах в обеих формах по сути одинаков, изменились лишь названия и компоновка граф. Раздел 5 «Результаты от выбытия объекта основных средств» в новой форме Акта (ф. 0504105) выглядит так же, как в Акте (ф. 0504104).

Изменения в Инвентарных карточках основных средств

Помимо форм первичных документов по учету основных средств были изменены и формы учетных регистров – Инвентарной карточки учета основных средств (ф. 0504031) и Инвентарной карточки группового учета основных средств (ф. 0504032).

Существенное различие прежних и новых форм только одно – некоторые данные для начисления амортизации (номер амортизационной группы, срок полезного использования) из шапки перенесены в таблицу. Таким образом, стало возможным отражать в инвентарных карточках изменения амортизационной группы и нормативного срока полезного использования. Кроме этого, в новой форме Инвентарной карточки (ф. 0504031) добавлена графа «Реестровый номер имущества».

От редакции: статья подготовлена на основании проекта приказа Минфина России о внесении изменений в Приказ № 173н, размещенный на сайте Министерства по состоянию на 08.05.2013. Обратите внимание, что позже в него могли быть внесены поправки.

Обзор приказа Минфина России N 52н о формах первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора

Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ N 52н), вступающий в силу с 19 июня 2015 года, заменяет приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее – Приказ N 173н), которым также были установлены формы первичных документов и учетных регистров для организаций госсектора. Применяется новый документ при формировании учетной политики начиная с 2015 года (п. 6 Приказа N 52н). В связи с этим сразу возникает вопрос: должны ли организации госсектора переделывать все первичные документы и регистры учета? Приказ N 52н такого требования не содержит. Организация госсектора самостоятельно принимает решение о дате начала применения новых форм (см. письма Минфина России от 10.06.2015 N 02-07-07/33768, Федерального казначейства от 10.06.2015 N 07-04-05/02-374). Желательно, чтобы эта дата была согласована с вышестоящей организацией и утверждена локальным документом организации (учетной политикой).

Первичные учетные документы

Напомним, с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» был несколько упрощен порядок применения экономическими субъектами (за исключением организаций государственного сектора, кредитных организаций и Центрального банка РФ) первичных учетных документов – он не требует обязательного применения унифицированных форм первичной учетной документации, которые в свое время были утверждены Госкомстатом России. Однако организациями госсектора обязательно должны применяться унифицированные формы, требования об оформлении которых были предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н. При этом перечень 1 Приложения N 1 к Приказу N 173н содержит формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД, которые были утверждены постановлениями Госкомстата, и на сегодняшний день уже не в полной мере отвечают потребностям оформления и формирования полной информации о фактах хозяйственной жизни организаций госсектора.

С введением в действие Приказа N 52н существенно сокращается перечень форм документов класса 03. Из всего перечня этих документов осталась лишь «первичка» по учету кассовых операций:

– Приходный кассовый ордер (форма 0310001);

– Расходный кассовый ордер (форма 0310002);

– Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма 0310003).

Это обусловлено тем, после вступления в силу норм Закона N 402-ФЗ обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами, в данном случае – Центральным банком России (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012).

Кроме того, к документам класса 03 добавился еще один, оформляемый при ведении кассовых операций, – Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма 0310005), которая применяется для учета денег, выданных кассиром из кассы организации другим кассирам или доверенному лицу (раздатчику), а также учета возврата наличных денег и кассовых документов по произведенным операциям. Порядок применения этой формы установлен п. 4.5 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций . . .».

Некоторые документы, исключенные из класса 03, претерпевшие определенные изменения и адаптированные для использования организациями госсектора, теперь включены в класс 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации организаций государственного сектора» ОКУД:

Акт приема-передачи по форме 0504101 подписывается при приеме-передаче основных средств от учреждения к учреждению. В документе предусмотрены подписи комиссии. Чья комиссия должна подписывать акт, передающей или принимающей стороны?

Акт должен подписываться с двух сторон. И принимающая и передающая.

См. Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 N 37519)

Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее – Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе: при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения); передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения); при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса); при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.

Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) составляется при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов, в том числе вложений в объекты недвижимого имущества.

Акт о приеме-передаче (ф. 0504101) применяется при оформлении приема-передачи как одного, так и нескольких объектов нефинансовых активов.

Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.

Рубрики: Статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *